Иоанн Златоуст — Толкование на Евангелие от Иоанна

Евангелие от Иоанна – это одно из четырех повествований христианского благовествования, включенных в канон Священного Писания. Известно, что ни одна из этих книг не имела доказанного авторства, однако традиционно считается, что написано каждое Евангелие четырьмя учениками Христа – апостолами. Еще по свидетельству епископа Лионского Иренея, некий Поликрат, лично знавший Иоанна, утверждал, что именно он является автором одного из вариантов «Благой вести». Место этого Евангелия в богословской и теологической мысли является уникальным, ведь сам его текст – это не только и не столько описание жизни и заповедей Иисуса Христа, сколько изложение Его бесед с учениками. Недаром многие исследователи считают, что само повествование сложилось под влиянием гностицизма, а среди так называемых еретических и неортодоксальных течений оно было весьма популярным.

«Шедевр Оригена»

Так назвал комментарии античного богослова к Евангелию от Иоанна французский исследователь Анри Крузель. В своем труде Ориген критикует гностический подход к тексту, одновременно обширно цитируя своего оппонента. Это экзегетическое сочинение, в котором известный греческий богослов, с одной стороны, противостоит неортодоксальным трактовкам, а с другой – сам выдвигает несколько тезисов, в том числе касающихся природы Христа (например, он считает, что человек должен двигаться от собственной сущности к ангельской), которые впоследствии были сочтены еретическими. В частности, он употребляет и вариант перевода Ин:1,3, признанный позже неудобным.

Цель написания.

Сформулированная в 20:31, она состояла в том, чтобы донести «знамения», явленные Христом, до читателей Евангелия — с тем, чтобы они уверовали в Него. Несомненно, были у автора и другие цели. Так, одни считают, что Иоанн выступил здесь против синагогального иудаизма, другие — что против гностиков или против последователей Иоанна Крестителя.

Полагают, что это Евангелие было написано с целью дополнить другие три. Так или иначе, несомненно, что при написании этой книги апостол Иоанн ставил перед собой откровенно евангелизационную задачу (так же, впрочем, как и другие евангелисты); и на протяжении всей своей истории Церковь широко пользовалась книгой апостола Иоанна именно с этой целью.

Когда Евангелие толковалось в политическом смысле

Возможно, это звучит удивительно, но интерпретация Писания использовалось и для оправдания массовых репрессий, уничтожения неугодных и охоты на людей. Это явление наиболее ярко проявилось в истории Римско-католической церкви. Во времена становления инквизиции глава 15 Евангелия от Иоанна использовалась теологами для обоснования сожжения еретиков на кострах. Если мы прочтем строки Писания, то они приводят нам сравнение Господа с виноградной лозой, а его учеников – с ветвями. Так вот, исследуя Евангелие от Иоанна (15 глава, стих 6), можно найти слова о том, что должно делать с теми, кто не пребывает в Господе. Их, как ветви, отрезают, собирают и бросают в огонь. Эту метафору средневековые юристы канонического права умудрялись трактовать буквально, тем самым давая «добро» жестоким казням. Хотя смысл Евангелия от Иоанна полностью противоречит такому толкованию.

Средневековые диссиденты и их трактовка

Во времена господства Римско-католической церкви ей противосто


яли так называемые еретики. Современные светские историки считают, что это были люди, взгляды которых отличались от «продиктованных сверху» догматов духовных властей. Иногда они были организованы в общины, которые тоже называли себя церквями. Наиболее грозными соперниками католиков в этом плане были катары. Они не только имели собственный клир и иерархию, но и богословие. Любимым их Священным Писанием было Евангелие от Иоанна. Они переводили его на национальные языки тех стран, где их поддерживало население. До нас дошел текст на окситанском языке. В нем они придерживались того варианта перевода Пролога, который был отвергнут официальной церковью, считая, что так можно обосновать наличие противостоящего Богу источника зла. Кроме того, истолковывая ту самую 15 главу, они делали акцент на исполнении заповедей и святой жизни, а не на соблюдении догматов. Тот, кто следует Христу, достоин называться Его другом – такой вывод делали они из Евангелия от Иоанна. Приключения разных трактовок текста Писания довольно поучительны и свидетельствуют о том, что всякая интерпретация Библии может быть использована как во благо человека, так и во вред ему.

Евангелие от Иоанна

Евангелие от Иоанна (др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Ἰωάννην (Kata Iōannēn, букв. «по Иоанну», «в соответствии с Иоанном»), лат. Evangelium secundum Ioannem) — четвёртая книга Нового Завета. По христианской традиции считается, что она была написана апостолом Иоанном, «возлюбленным учеником» Иисуса Христа, который позже был назван Иоанном Богословом.

Ключ к Евангелию

Ключ к Евангелию от Иоанна содержится в 1Иоан.1:1-3:

1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1Иоан.1:1-3)

Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Евангелие от Иоанна раскрывает перед нами последнюю тайну: проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!

Имя автора

Имя автора — Иоанн — стоит в названии четвертого Евангелии. Сам автор называет себя «учеником, которого любил Иисус» (Ин 13:23; 19:26; 21:20,24); множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа.

  • Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Ин 2:6; 3:25; 11:44,55; 19:31,40)
  • ему был известен календарь еврейских праздников (Ин 2:13; 6:4; 7:2; 10:22)
  • подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Ин 3:23; 4:11; 5:2; 9:7)
  • он был «знаком первосвященнику» (Ин 18:15)
  • автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, например, в какое время суток происходили те или иные события (Ин 1:39; 4:6; 19:14)
  • он хранит в памяти слова учеников (Ин 6:7-9; 11:16; 14:5,8,22).

На Тайной Вечере он возлежал «у груди Иисуса» (Ин 13:23).

Из трех учеников, которые были наиболее близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн; Мф 26:37), первый — Иаков — рано принял мученическую смерть (44 г. по Р.Х.; Деян 12:2), а второй — Петр — не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Ин 18:15,16; 21:20).

Не только название, но и содержание четвертого Евангелия указывает на апостола Иоанна как на его автора.

Время написания и адресат

1 По свидетельству Иринея Лионского, ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Евангелие в то время, когда жил в Эфесе.

В соответствии с этим свидетельством, Евангелие от Иоанна до сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I века по Р.Х.

Статья по теме: Евангелие от Иоанна. Уроки

Отличительной особенности этого Евангелия — образность языка, насыщенность противопоставлениями (например, света и тьмы) — ранее приписывались эллинистическому влиянию. Но изучение рукописей Мертвого моря показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иудейской литературы еще во времена Иисуса.

Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Евангелие от Иоанна было написано еще до 70 г. по Р.Х..

2 в отличие от других Евангелий, обращенных в первую очередь к неверующим, Евангелие от Иоанна адресовано непосредственно Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, — исполненным величия и славы.

Говоря об этом различии благовествования, обращенному к миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназначенная для совершенных (Евр 5:11 — 6:2; ср. 1Пет 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. также Мк 4:10-20,33,34).

Композиция

Композиция Евангелия от Иоанна содержит 21 главу. В прологе определена тема (Ин 1:14) и названы два ключевых понятия, которые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Евангелия от Иоанна (ст. 5,17).

Подобное деление заложено в самой книге, в которой вплоть до Ин 12:46 говорится о свете и тьме.

Пролог: Слово стало плотию и обитало с на-ми (1:1-18).

А. Свет и тьма (1:19 — 11:57):

  1. свет во тьме светит (1:19 — 4:54):
      явление света (1:19-51);
  2. свет в Израиле (2:1 — 3:36);
  3. свет заблудшим овцам (4:1-54);
  4. тьма не объяла свет (5:1 — 11:57):
      приближение тьмы (5:1 — 6:15);
  5. размежевание света и тьмы (6:16-71);
  6. борьба между светом и тьмой (7:1 — 11:57).

Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (12:1 — 21:23):

  1. Он приходит к своим (12:1 — 17:26):
      встреча Господа со своими (12:1 — 13:38);
  2. обещание мира для Церкви (14:1 — 17:26);
  3. свои не принимают Его (18:1 — 19:42):
      в руках человеческих (18:1-40);
  4. изгнание (19:1-42);
  5. те, кто принял Его (20:1 — 21:23):
      принятие Воскресшего 20:1-31);
  6. последняя встреча на земле (21:1-23).

Содержание благовествования


Евангелие от Иоанна 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог

Слава

1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет [греч. докса]. Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним.

Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (Ин 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (Ин 1:3).

Этой славы невозможно достичь самостоятельно, она даруется только Самим Богом (Ин 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (Ин 10:30).

Слава Христа — это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в котором Христос должен прославить Имя Своего Отца (Ин 12:28), т.е. явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога.

Так свершилось чудо: Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (Мф 11:27) принял роль слуги (Мф 20:28).

Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу которого Он преображает (Ин 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (Ин 11:40).

Евангелие от Иоанна повествует о некоторых из чудес, совершенных Иисусом (Ин 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Мф 12:38,39; 1Кор 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели — явить нам Божью сущность, Его любовь (1Ин 4:16).

Любовь

2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через которую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (Ин 3:16,17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята.

Таким образом, Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеческие души. Поэтому в Евангелие от Иоанна подробно повествуется о душе попечительных беседах Господа (Ин 3; 4; 13-16; 18:28 — 19:16; 21).

Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (Ин 13:34,35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (Ин 17:26).

Это деятельная любовь: она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (Ин 15:13). Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя.

Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (Ин 14:15,23,24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (Ин 4:34; 6:38; 20:21).

Рождение

3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (Возрождение) от Бога (Ин 3:5), через принятие верой свидетельства Христа.

Статья по теме: Возрождение

Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (Ин 1:12; 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (Ин 3:19-21; 6:56; 12:46; 15:4-7).

Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (Ин 16:33).

В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в которой человек оказался в результате своих прегрешений (1Ин 3:8). Грех начинается со лжи, отец которой — дьявол (Ин 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божественной истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (Ин 1:29).

Новый мир представлен в Евангелии от Иоанна как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (Ин 1:14); Сам являясь истиной (Ин 14:6), Он свидетельствует о ней (Ин 18:37).

Статья по теме: Журнал Истина Сегодня

В Иисусе заключена истина, которая делает возможным истинное почитание Отца (Ин 4:23,24) и истинное послушание гласу Сына (Ин 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (Ин 8:32), воспринимает Дух истины (Ин 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (Ин 17:17).

Благовествование

4) суть благовествования Евангелия от Иоанна представлена в небольшом по объему прологе к книге (Ин 1:1-18). Иоанн, в отличие, например, от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его общественного служения: Евангелие от Иоанна сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно.

Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос «изобразился» в слушателях (Гал 4:19).

Именно поэтому Евангелие от Иоанна раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (Ин 15:4).

Человек

5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком. Уже во II в. по Р.Х. существовала концепция, согласно которой Господь был человеком, обретшим божественную сущность лишь при крещении.

Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Евангелия от Иоанна чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос («слово»), игравшее значимую роль в греческой философии и, прежде всего, в иудео-эллинистической философии Филона Александрийского.

Апостолы использовали для своей проповеди язык, на котором общались современные им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидетельствует сравнительный анализ новозаветных произведений и трудов античных философов.

Живое Слово Божие, через которое «все начало быть» (Ин 1:3,4), не имеет ничего общего с философским понятием «логос». Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Евангелия от Иоанна, в частности из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (Ин 18:33-38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]