О священстве (6 Слов)
Содержащиеся в четвертом томе «Полного собрания творений св. Иоанна Златоуста» беседы на книгу Бытия произнесены были, как нужно думать, в Антиохии. Всех этих бесед 67; из них 32 произнесены в продолжение св. четыредесятницы, начиная с сыропустной недели, когда говорена была первая, вступительная беседа, озаглавленная как ????? ??????????? или «увещательное слово»; с наступлением страстной недели или с половины ее, объяснение кн. Бытия на время было прервано, как видно из 33-й беседы, в которой святитель говорит, что сообразно с великими событиями, воспоминаемыми на страстной неделе св. Церковью, он избирал последние предметом своих поучений и говорил о предательстве Иуды (см. т. II-й этого издания, стр. 419, где помещена эта беседа, начинающаяся словами: «Хотел я, возлюбленные, продолжить беседу о патриархе (Аврааме), но неблагодарность предателя увлекает ваш язык к беседе о последнем»), о Кресте (какую из 3-х бесед Злат. о св. Кресте, напечатанных во II т., стр. 431-458, нужно разуметь здесь — неизвестно), о воскресении (разумеется, с вероятностью, беседа против «упивающихся и о воскресении», напечатанная во II-м т., стр. 474; см. Migne, Patrol. graeсае t. LIII, Ргаеfаtiо, р. 7) и, наконец, беседы на начальные главы кн. Деяний Апост. с наставлениями к новопросвещенным (см. т. III). Из этих бесед на книгу Деяний, произнесенных от Пасхи до Вознесения и затем сопровождавшихся в том же году беседами на кн. Бытия, начиная с 33-й бес., видно, что местом произнесения тех и других служила Антиохия; это видно именно из того, что 2-ая из бесед на кн. Деяний произнесена была в церкви «Палэа-древней», «основанной руками апостолов» (т. III-й, стр. 62), как назывался знаменитый храм в Антиохии. К тому же представлению о месте произнесения бесед на кн. Бытия приводить и начало 12-й из них, где святитель говорит, что он перед этим обращал свое пастырское слово к тем из христиан, которые, «водясь обычаем», «следовали иудеям», посещая их синагоги или участвуя в их праздниках и постах (см. Бес. против иудеев, т. I, стр. 635 и дал.). Такое увлечение иудейскими обрядами существовало, как известно, между некоторыми из жителей Антиохии, но не Константинополя, почему только к первым и могли быть обращены эти беседы на кн. Бытия. — Год произнесения их остается неустановленным, несмотря на сделанные в этом отношении усилия: мнение Тиллемона, относившего их к 395 или 396 гг., не признается другими по недостаточной его обоснованности (Мignе, Раtгоl. graec. t. LIII, р. 9-10). Архиеп. Филарет. в «Историч. учении об Отцах Церкви» (изд. 2-ое, т. II, 204) относит их к 388 г., но в качестве оснований для этого приводит довольно общие соображения, не указывающие именно на этот год. Составитель предисловия к изданию этих бесед в Патрологии Миня не пошел далее того отрицательного вывода, что они не были произнесены ни в 386, ни в 387 годах.
Высота паст. служения. Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве.
Не хотел пастырства. 6 слов писал, будучи мирянином.
Слово 1: св. Иоанн скрывается от рукоположения в то время, как друга Василия его рукополагают, свою хитрость оправдывает ВЗ: Моисей забрал у египтян украшения, Иаков похитил первородство. Доказывает, что Василий более достоин.
Слово 2: Важно ощущать, чего не хватает для священства: любовь ко Христу, любовь к пастве (свобода паствы и власть священника).
Слово 3: Говорит о двух как бы полюсах. С одной стороны он говорит о высочайшей, человечески непостижимой высоте служения пастырского, служении евхаристическом. А с другой стороны та пропасть искушений и опасностей, которые поджидают пастыря на этом пути (первое – тщеславие, если поддался – попал во власть чудовищ: гнев, уныние, зависть, вражда, клеветы, осуждения, обман, лицемерие, козни, негодование на людей невинных, удовольствие при неблагополучии служащих, печаль при их благосостоянии, желание похвал, пристрастие к почестям, учение с угождением, неблагодарное ласкательство, низкое человекоугодие, презрение бедных, услужливость богатым, предпочтения неразумные и вредные, милости опасные как для приносящих, так и для принимающих их, страх рабский). Один из признаков, что человек может быть священником, это желание служить Евхаристию. Важно – не бояться извержения из сана, как погибающий воин, потому что гонения будут. Главное – верность Христу. Предсказал этим свою судьбу.
Слово 4. Он говорит, что часть оправдывается не тем, что мы и не хотели священства, тем, что их неволей поставили. Важное качество паст. – умение правильно изложить догматы.
Слово 5. Истина Божия должна быть доведена до паствы.
Слово 6. О высокой чистоте, которой должен обладать пастырь: молящийся за город и Вселенную должен быть чище тех, о ком молится, общающийся со Св.Духом должен быть чист. Сравнивает игумена и городск. свящ.: гор.свящ-ку сложнее, т.к. у монахов есть Устав. Свящ. служит Литургию (монахи тогда еще не служили).
Подготовка к хиротонии.
Очищение и просвещение себя. Испытание воли через послушание, милосердие (делание добра недостойным). Очищение сердца: с покаяния. Просвещение ума: знание Св.Писания, догматов, литургической традиции. Общение с опытными пастырями. Священник живет в стеклянном доме.
Процедура: 1. Епархиальный совет; 2. Исповедь у епархиального духовника (ставленническая); 3. О дате хиротонии заранее не говорят (в Москве и МО).
Благодатные дары пастырства.
Благодать: 1. На покрывание немощей пастыря, 2. Дается наперед; 3. На совершение Таинств; Таинство – новые отношения с Богом; 4. Залог – что будет исполнено. «Бог дал нам Духа силы, любви, целомудрия» — ап. Павел. Благодать действует на тело: большинство свящ-ков имеют болезни, но выносят нагрузки больше здоровых. Дух силы – воля, дух жертвенной любви – паства, дух целомудрия – духовная рассудительность. Мирянин должен «заработать» дары, а пастырь получает их сразу.
Евхаристическое служение пастыря по учению Николая Кавасилы.
Кавасила говорит о силе Таинств. От нас зависит не растратить эту силу. Вводит третье лицо в Таинство – Храм (помимо паствы и иерея). . Христос участвует как приносимая Жертва в веществе Таинства Евхаристии, а как Священник Он участвует в Таинстве через Храм. Христос – Помазанник. Дары Святаго Духа помазаны через Миро. Храм помазуется миром. В этом смысле Храм становится как бы Жертвенником. Храм – рука Христа, подающего Таинства. Полемизировал с католиками, которые служат от 1-го лица. Слова «Приимите и ядите…» — имеют творческую силу потому, что это слова Христа, а не потому, что мы их произносим.
Евхаристия и жертвенность пастырского служения. Мученичество св. Поликарпа Смирнского.
«Я – пшеница Божия… чтобы я сделался хлебом Христовым» — Игнатий Богоносец.
Мученичество св. Поликарпа (Евангельские параллели): «тело было не как сожигаемое, но как испекаемый хлеб»; св. П. не сам идет на смерть, а ждет, когда его приведут (как Христа); Его предают домашние (Иуда); Везут в город на осле; Предают в Великую Пятницу; хотят распять, но лишь связывают.
Евхаристическая жертва проецируется на всю жизнь свящ. В этом смысле он как образ Христа: пресвитер, жрец, жертва.
Иоанн Златоуст: «О священниках»
Будем, возлюбленные, оказывать всякое уважение тем, кому дарована сила Святого Духа. Священнический сан имеет великую важность: «Кому простите грехи, тому простятся» (Ин. 20, 23). Поэтому и [апостол] Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17) и почитайте их «преимущественно с любовью» (1 Сол. 5, 13). Ты заботишься только о себе и, если хорошо устроишь свое благосостояние, ты не ответствен за других. А священник, хотя и хорошо устроил собственную жизнь, если не станет усердно заботиться о тебе и обо всех вверенных ему, то вместе со злыми пойдет в геенну и может погибнуть не за свои, а за ваши дела, если не исполнит как должно всего, к чему он призван. Итак, зная, как велика опасность для них, оказывайте им доброе расположение. Это имеет в виду и апостол Павел, когда говорит: «…ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, <�и притом не просто, но> как обязанные дать отчет» (Евр. 13, 17). Поэтому следует относиться к иереям с великим уважением. Если же и вы, вместе с другими, будете нападать на них, то и ваши дела не будут иметь успеха. Ибо пока кормчий в хорошем расположении духа, находящиеся на корабле вне опасности. Но если они раздражают его неприязненным и обидным обращением с ним, тогда он не может ни быть внимательным, ни исполнять как должно свое дело и против воли подвергает их бесчисленным опасностям. Так и священники, если будут пользоваться у вас уважением, могут содействовать вашему спасению; если же вы будете огорчать их, то они опустят руки… Вспомни, что Иисус Христос сказал иудеям: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте» (Мф. 23, 2–3); а священники сидят уже не на Моисеевом, но на Христовом седалище, ибо они приняли Христово учение, как об этом и Павел говорит: «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас» (2 Кор. 5, 20). Не видите ли, как все покоряются мирским начальникам, хотя часто бывают лучше их по роду, и по жизни, и по уму. Но из уважения к тому, кто их поставил, ни о чем таком не думают и благоговеют перед волей царя, каков бы ни был получивший от него начальство. Вот какой показываем страх, когда человек рукополагает! Когда же Бог рукополагает, мы презираем рукоположенного, поносим, уязвляем бесчисленными ругательствами и изощряем язык на священников, тогда как нам запрещено осуждать и братий! Чем же можно это извинить, если в своем глазу не замечаем бревна, а в глазу другого тщательно замечаем сучок? Не знаешь ли, что, осуждая таким образом других, ты готовишь самому себе строжайший суд? Зная все это, будем и Бога бояться, и священников Его почитать, воздавая им всякую честь, чтобы и за собственные добрые дела, и за почтение, оказываемое им, получить от Бога великое воздаяние.
О великом даре святителя Иоанна Златоуста
Иногда ты почти тонешь в бушующем житейском море, захлебываешься от внешних суровых волн и внутренних нестроений. Порой так сложно удержаться на этой тонкой золотой тропочке Православия. Иногда тебе кажется, что не хватит сил идти дальше…
Но, оглядываясь назад в историю родной Церкви, ты (перефразируя известную строку из стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу») видишь не руины, а мощные непотопляемые скалы духа. И выбираешься на их спасительную твердость, выбираешься молитвенно или в духовном чтении, соприкасаясь с совершенно удивительными житиями, которые прошли сквозь этот мир по касательной, как сияющие кометы на черном бархате ночного неба.
Это ощущение, мне кажется, складывается от того, что угодники Божии изо всех сил старались жить на земле по небесным законам и постепенно, восходя из степени в степень, приобретали некую равноангельность, уже здесь становясь гражданами Царствия Небесного.
Одним из таких подвижников, ставших великим учителем Церкви, был святитель Иоанн Златоуст. 26 ноября по новому стилю установлен день памяти этого замечательного святого. Обычно днем памяти любого подвижника Божьего является день смерти – день, когда он соединился со Христом и вошел в рай, день его личного воскресения. Но в случае со святителем Иоанном все произошло немного иначе.
Этот угодник Божий умер на самом деле 14 сентября 407 года в праздник Воздвижения Животворящего Креста. Ради праздника день его памяти был перенесен на 13 ноября по старому стилю (26 ноября н. ст.). Примечательно то, что святой из-за великого смирения никогда не хотел быть ни Константинопольским Архиепископом, ни даже священником. В сочинении «Шесть слов о священстве», ставшим настольной книгой священнослужителей всех поколений, ясно видно, как он ужасается этого высокого равноангельного служения, как отчетливо он осознает все подводные камни и опасности священства, особенно в связи отношений с обществом. И в этом было что-то пророческое. Святитель Иоанн Златоуст четко описал именно те общественные нестроения, которые привели его, в конце концов, почти к крестному, мученическому бытию.
Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической.
Но Бог готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом. Он был поставлен на верху горы, где воссиял всем. Около 374 года после смерти возлюбленной матери Анфусы он удаляется в пустыню. Четыре года проводит в монашеской обители в постах, бдении и молитвах. Затем удаляется глубже в пустыню, где в уединенной пещере подвизается еще некоторое время. Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье. У подвижника открывается желудочная болезнь, преследовавшая его всю жизнь. И он вынужден возвратиться в Антиохию около 380 года.
В 381 году его рукополагают во диаконы. В 386 году – во священники. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет.
Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром, пожалуй, была проповедь.
Известно, что исповедник произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Эти гомилии проходили в виде живых бесед с верующими. Они активно участвовали в обсуждении вопросов. Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст.
Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих. При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Константинопольской Церкви, встречая его, накрыл скудный стол. На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, устремлявшаяся к Богу.
В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер Архиепископ Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Его рукополагают во епископа и возводят на Константинопольскую кафедру. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.
Константинополь того времени представлял собой печальное зрелище. Внешне это был христианский город, с пышностью отправляющий все обряды и богослужения. Внутренне же, сердечно язычество было очень сильно. Нравы императорского двора отличались распущенностью, знать утопала в пороках и роскоши, в то время когда народ влачил нищенское полуголодное существование.
В этот погрязший в роскоши и грехах город и прибывает строгий аскет, праведник и молитвенник святитель Иоанн Златоуст. И великий золотой город – столица мира – его сломить не смог. Константинопольский архипастырь вначале берется за главное – за исправление жизни духовенства. И примером такой благочестивой жизни был, конечно, он сам. Иоанн Златоуст отказывается от приглашений на различные увеселения да праздничные обеды, распродает богатое имущество Архиепископии: роскошные шторы, мебель, посуду, мрамор. Вырученные деньги пускает на содержание двух больниц и нескольких гостиниц для паломников. В открытую обличает посещение всяческих языческих увеселений – ипподромов, театров с распутными кровавыми постановками и проч. Конечно же, этим всем он вызывает немало гнева и озлобления для привыкших жить в роскоши.
Архипастырь приобретает себе влиятельного врага в лице императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. В обличительном слове о суетных женщинах царица усматривает намек на себя. Последней каплей становится тот факт, что Евдоксия пыталась отобрать виноградник у одной знатной вдовы, недавно потерявшей мужа. Константинопольский Архиепископ становится на сторону вдовы и защищает несчастную женщину от царского произвола.
Евдокия начинает интриговать против святителя. Под ее покровительством на царской вилле «У дуба» созывается собор во главе с Александрийским Патриархом Феофилом и некоторыми египетскими епископами. Они осуждают Иоанна по сфальсифицированному обвинению в оригенизме. Святителю присуждают ссылку.
Народ же его очень любил. На улицах Константинополя произошло сильнейшее волнение. Феофилу пришлось спасаться бегством. У храма, где пребывал святой, столпился народ, решивший защищать своего архипастыря. Но святитель поступил как истинный последователь Христа. Он так же, как и Спаситель, повелевший святому первоверховному апостолу Петру вложить в ножны меч, сам добровольно сдался во избежание кровопролития. Той же ночью в столице произошло землетрясение. Испуганный император освободил святителя и вернул ему кафедру.
Но все равно это продолжалось недолго.
Вскоре в Константинополе воздвигли колонну в честь Евдоксии. Начались игрища и почти языческие пиршества. Шум мешал проведению храмового богослужения. Никакие увещания и жалобы святителя
Иоанна Златоуста не действовали. Тогда он публично обвинил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.
И снова интриги и ссылка на далекий Кавказ.
В сам день Пасхи 404 года, во время богослужения, Иоанн был взят под стражу. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, потом его отправили в Вифинию. Затем еще дальше – в селение Кукуз в Малой Армении. Здесь он проводит в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало. Ему назначают новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда в Абхазии). Страже дается задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо». Представим себе, дорогие братья и сестры, это путешествие! Эту медленную пытку, превращенную в настоящее мученичество! До Питиунта святитель Иоанн не доходит. В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является этот угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня он воздвиг из своей жизни и свой крест во славу Божию.
Автор Литургии, многих богословских сочинений, вошедших в сокровищницу святоотеческой мысли, труженик на ниве Христовой, много боровшийся за чистоту Православия с ересями, имеющий также отношение и к нашей стране (поставил в Крыму епископа), стал воистину драгоценным алмазом в деснице Божией – драгоценной звездой, сияющей нам Христовым светом на духовном небосклоне. Константинополь же после осуждения праведника подвергся бедствиям. Пожар обратил в пепел здание сената, на Византию обрушились опустошительные варварские полчища, а в 404 году (тогда же и был осужден святитель) умерла царица Евдоксия.
В 438 году ученик святителя Иоанна Златоуста Патриарх Константинопольский Прокл произнес в храме похвальное слово страдальцу Христову. Народ не дал ему закончить. Люди стали умолять Патриарха о ходатайстве перед императором за то, чтобы вернуть мощи святителя в столицу. Это и было сделано. Сын Аркадия и Евдоксии Феодосий II отправил за мощами посольство на Кавказ. Но посланники не смогли взять мощи. Тогда император написал святому покаянное письмо, в котором просил простить своих родителей за совершенный ими грех перед ним. Письмо было прочитано перед гробницей. И после всенощного бдения святой позволил взять свои мощи. По перенесении в Константинополь они были поставлены в храме святой мученицы Ирины. От них произошли исцеления.
День и ночь толпы народа шли к любимому святому. Утром мощи были внесены в церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» – и те, кто ближе всех стоял к раке во главе с Патриархом Проклом, увидели, как святитель Иоанн Златоуст открыл уста и произнес: «Мир всем!»
И сейчас, странствуя, а иногда и утопая в волнах житейского океана, хочется верить, что это архиерейское святое благословение праведника простирается и на нас – христиан XXI столетия. А слова святого мученика Василиска тоже, мне кажется, можно перефразировать в «Не унывайте, братья и сестры, завтра в восьмой день – мы будем вместе».
И в сердце, несмотря на грозную бурю, рождается в муках и страданиях Пасха. Ведь Господь наш Иисус Христос, как тогда, в начале V века, так и сейчас, – с нами и в нас. Главное, пожалуй, с Божьей помощью никогда этого не забывать.
Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!
«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога … Пока ты будешь в Церкви, то и с грешным священником всегда, если захочешь, спасешься, а с хулителями вне Церкви всегда пропадешь» Святитель Иоанн Златоуст.
О П О Ч И Т А Н И И С В Я Щ Е Н Н И К О В
Святитель Иоанн Златоуст
На 2-е Послание к Тимофею беседа Златоуста
«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет (Мф. 10:40); священником Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Ср.: Чис. 18, 8).
Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом.
Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Если приемляй пророка во имя пророча, как говорит Господь, мзду пророчу приимет (Мф. 10:41), то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелевает Господь. На Моисееве седалищи, сказал Он, седоша… (Мф. 23:2).
Разве ты не знаешь, что такое священник? Он ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в том, то суетна твоя надежда; ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты не христианин.
Как, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует,— хотя бы они были и недостойными,— для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Чис. 22), то тем более — чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которые говорят: не вем вас: отидите от Мене, делающии беззаконие (Ср.: Лк. 13, 27; Мф. 7, 23) и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то, значит, хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все: ноги становятся вверху, а голова внизу.
Послушай Павла, который говорит: мне не велико … (1Кор. 4:3) и еще: ты же почто осуждаеши брата твоего? (Рим. 14:10). Если же не должно осуждать брата — тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступил бы хорошо, и грешил бы, если бы так не поступал, но если напротив — то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. На Аарона, когда сделан был телец, восстали сообщники: Корей, Дафан и Авирон — но что, не погибли ли они?
Каждый — заботься о своих делах. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел, а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Но, скажешь, священник не подает бедным и нехорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности. Многие осуждают по подозрению.
Подражай твоему Господу; послушай, что Он говорит: Сошед узрю, аще по воплю их… совершаются: аще же ни, да разумею (Быт. 18:21). Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты последний раб, а не Господь; ты — овца, не суди же пастыря, дабы не быть тебе наказану и за то, в чем обвиняешь его. Но почему, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? — Не сам он говорит. Если ты повинишься только ему,— то не получишь награды; тебе заповедует Христос.
Что я говорю? Даже Павла не должно было бы слушаться, если бы он говорил что-нибудь от себя, что-нибудь человеческое, но должно слушаться его как Апостола, имеющего в себе Христа, Который говорил чрез него. Не будем же судить чужие дела, а каждый свои; исследуй лучше собственную жизнь. Но, скажешь, священник должен быть лучше меня. Почему? — Потому, что он священник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опасностей, забот или скорбей? Чем же он не лучше тебя, имея все это?..
Во всяком случае, если ты считаешь себя лучше другого и не воздыхаешь, не ударяешь себя в перси, не склоняешь головы, не подражаешь мытарю, то ты погубил себя, хотя бы ты был, действительно, лучше. Ты лучше другого? Молчи же, дабы тебе остаться лучшим; а как скоро будешь говорить, то потеряешь все. Если будешь так думать о себе, то ты уже не таков; а если не будешь так думать, то приобретешь еще более…
Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему как врачу следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам нездоров, то и я оставляю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание — получишь и ты должное и заслуженное. Учитель исполняет только службу. Будут бо, говорит Писание, еси научены Богом (Ин. 6:45) и не рекут: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великого их… (Иер. 31:34).
Для чего же, скажешь, занимает он такое место? Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, дабы не навредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо…
В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все; не славися, говорит Премудрый, в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей (Сир. 3, 10. 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надо сказать об отцах духовных.
Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением.
Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет! Все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты — неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты — верующий. Бог действовал и чрез воров при кивоте, когда хотел спасти народ Свой. Разве жизнь священника или добродетель может совершить что-либо подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника — только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия…
Нет ни одного человека, который отстоял бы от другого так далеко, как Иоанн (Креститель) от Иисуса, и, однако, дух сошел на Него при Крещении от Иоанна, дабы ты знал, что все устрояет Бог, что все совершает Бог. Я хочу сказать нечто дивное, но вы не изумляйтесь и не смущайтесь. Что же такое? — Приношение в Евхаристии одно и то же, кто бы ни совершил его, Павел или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам Своим, то же самое и ныне совершают священники; это нисколько не ниже того, ибо и это не люди освящают, а Сам Бог, освятивший его и тогда.
Как слова, произносимые ныне священником, суть те самые, которые изрек Господь, так и приношение есть то же самое; равно и Крещение то же самое, которое Он преподал. Так все зависит от веры… И это приношение есть Тело Христово так же, как и то; а кто думает, что оно ниже того, тот не знает, что Христос и ныне присутствует, и ныне действует.»
Слово св. Иоанна Златоуста, како подобает чтити Иерея:
«Если Иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его.
И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит.
Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца.
Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. «Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит все Бог».
Не ясно ли отсюда, братие, что всеми священниками Бог действует, хотя бы и недостойны были. Размыслите: кто нас спасает: священник или Бог? Кто нам подает благодать в таинствах? Кто принимает молитвы наши в церкви? Чье слово читает или говорит священник в храме? Очевидно, Божие и, очевидно, что все наше спасение в руки Господней, а не священника.
И притом: если уж ты подлинно хочешь спастись чрез священника, так ищи в таком случае священника безгрешного. А найдешь ли такового? Увы, все мы грешники от первого до последнего. Никтоже бо чист от скверны, аще и един день жития его на земли.
Поэтому, чем священников зазирать, каковы бы они ни были, чем от священников бегать и чрез них от Церкви, не лучше ли бежать от их хулителей?
Пока ты будешь в Церкви, то и с грешным священником всегда, если захочешь, спасешься, а с хулителями вне Церкви всегда пропадешь; ибо, как бы ни казались они тебе святы, все-таки никогда не забывай, что нет у них ни Церкви, ни таинств, а, следовательно, и благодати Божией. Аминь.
Поделиться
Понравилось это:
Нравится
Похожее
Filed under: Без рубрики | Tagged: Иоанн Златоуст, Священство |