Изображение Хризмы
Самое раннее изображение Хризмы похоже и на языческие символы, которые были знаками ассирийских воинов. Колесико с шестью спицами можно сравнить с колесом Бога Юпитера. На продукте можно наблюдать крест, что свидетельствует о том, что изделие можно использовать как оберег. Учитывая двойственность амулета, можно сказать, что такое украшение подойдет людям, которые нуждаются в защите от агрессии. Шестилучевые звезды под названием Громовник связывают человека с Божеством. Такой знак был талисманом и изображался на воинских щитах.
Для чего нужны христианские символы
Символ – это распространённое вариативное изображение, которое обозначает некий многозначный образ, понятие, идею или явление. Знак – это общепринятое изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла. В христианстве существует большое количество различных символов. Первые верующие использовали христианские символы во времена гонений, когда были запрещены изображения Иисуса Христа. Например, подобные символы были найдены в римских катакомбах. В древности они служили убежищем для преследуемых христиан.
Виноградная лоза — один из христианских символов
Христианские символы служат для внешнего, видимого выражения веры. Беспредельного, непостижимого Бога и Его свойства невозможно в полной мере выразить словами или изображением. Поэтому христиане прибегают к различным образам и символам. В древности это было особенно уместно для знакомства простых, неподготовленных людей с основами христианского вероучения. Многие символы Православия изображаются на иконах. Например, Святой Дух представлен в виде голубя на иконах Крещения Господня.
Знамя победы
Перед своим сражением император Константин Великий видел на небе Крест. Он долго думал, чтобы это могло значить. В эту же ночь ему приснился сон, в котором явился Христос. Христос велел ему сделать знамя, которое защищало бы его от врагов. Так и появился Лабарум, представляющий крест, на вершине которого был венок. Внутри венка красовалась монограмма Христа.
Ad vocem
BREF Лабарум — название знамени, которое установил для своих войск имп. Константин Вел., вследствие видения им на небе знамения креста (см.). Ни одного экземпляра Л. не сохранилось до позднейшего времени. Судя по изображениям его на разных памятниках, форма его в подробностях разнообразна. Ближайшие преемники Константина сохранили Л.; Юлиан снял с него монограмму И. Хр., позже опять восстановленную. По словам историка Сократа, первоначальный labarum, как реликвия, хранился, в его время (около 430 г.) в константинопольском дворце, а если верить Феофану, его видели там еще в IX веке. Носившие Л. назывались драконариями или векзилиферами. Происхождение слова Л. неизвестно (некоторые произносят его laborum).
«Эта вещь имела вид и форму военного штандарта. Её венчал золотой латинский крест. Этот крест обрамляло кольцо из драгоценных камней; в центре круга эти камни составляли монограмму, священные буквы ХР. С перекладины свисала пурпурная сатиновая узорная ткань с девизом toytoi-nika и несколько тончайше выполненных портретов. — Бог мой, что это такое? — спросила Елена. — Разве не видишь? Это — мой Лабариум… С этим знаком я победил. — Но, Константин, я слышала историю, что ты именно это видел накануне битвы, и тогда ты изменил знаки на щитах солдат и поднял этот знак но своем штандарте. — Да, это так и было». Ивлин Во. «Елена».
Лактанций. Книга к исповеднику донату о смертях гонителей XLIV (…) 5. И было Константину откровение (commonitus est) во сне, что ему надлежит изобразить на щитах небесный знак Бога, и тогда лишь вступать в битву. Он исполнил все, как было приказано, изобразив на щитах (символ) Христа буквой, загнутой вверху и пересеченной (буквой) Х. (пер. В. Тюленева)
Из жизни Константина Глава 28. О том, как во время молитвы он удостоился видения от Бога, то есть среди дня увидел на небе крест из света с надписью, повелевавшею сим побеждать И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «сим побеждай!» Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.
Глава 29. О том, как во сне явился ему Христос и повелел в войне с врагами иметь знамя, изображающее крест Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: что бы значило такое явление? Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. /// Лактанций (XLIV) сообщает об изображенной на щитах солдат монограмме Христа, при этом Лактанций помещает это событие непосредственно перед сражением при Мульвиевом мосте. /// Глава 30. Изготовление такого крестного знамения Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами.
Глава 31. Описание крестовидного знамени, которое ныне римляне называют хоругвью Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило «Р». Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат — царская ткань*, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивыми, вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, которого нижний конец, был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей**. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс для преодоления противной и враждебной силы и приказал во всех войсках носить подобные ему.
- Царской тканью Евсевий, скорее всего, именует шелк, очень дорогостоящий и продававшийся на вес золота. В это время у Константина был один только старший сын Крисп — Констанций и Константин родились в 317 г., Констант — в 322 г. Возможно, Евсевий описывает лабарум в том виде, в котором он сам его видел, уже с изображением всех детей императора.
/// Вместо легионных орлов. Само описание лабарума почти во всем повторяет вид обычных легионных значков — орлов, за одним исключением: вместо собственно орла на навершии значка расположена монограмма Христа в лавровом венке. /// (…) Глава 37. Поражение войск Максентия в Италии Скорбя обо всем этом, Константин вооружился против тирании всеми средствами. Признав Бога всяческих и призвав, как спасителя и помощника, Христа Его, также поставив перед своими гоплитами и копьеносцами победный трофей со спасительным знаменем, он выступил со всем войском в поход и решился возвратить римлянам полученную ими от предков свободу. (…) Глава 40. О его статуе с крестом в руках и о надписи И возвестил всем людям о спасительном знамени посредством великого писания и столпов, а именно, среди царственного города воздвиг против врагов этот священный символ и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской земли и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и, по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу прежние блеск и славу».
Хризма в Православии
Символизм христианства – это проявление видения мира. Хризма в Православии выражает вечность и совершенство создателя. Монограмма Христа – символ Солнца, изображающаяся в форме колеса. Именно колесо подчеркивает победный характер такого знака. Символом вечности выступает кольцо. Оно дает нам знать, что бытие вечно. Если разобраться с полным значение такого знака, то здесь можно обнаружить сомнения. Линия, расположенная вертикально, может обозначать Космическое Древо. Есть данные, которые показывает, что христограмма существовала еще до появления христианства. Она использовалась ранее народами как символ солнца.
На первый план в каждой христограмме выходит крест. Одной из особенностей является то, что происходит совмещение греческих букв «Р» и «Т». Если вникнуть в обозначение, то можно понять, что «Р»-это небесный царь, а «Т»-крест, на котором он был распят. Перед нами является символ распятия.
Хризма — основа христианства. За счет этой вещи Бог показывает нам процессы с помощью символов, которые несут в себе силу и энергию.
Понимание, какую жизнь прожил Бог — основа учения православной веры, которая раскрывается через христограмму.
Приобретая такое изделие, вы обретаете духовный символ. Наследие народов, память, спокойствие, красоту, равновесие можно получить в одном кулоне из бронзы. Такой кулон обязательно принесет в вашу жизнь добро и здоровье, избавит от горечи и печали.
Simvolic
Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».
Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).
Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.
Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).
Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.
Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.
Альфа и омега в денежных знаках
Если приглядеться к обозначениям денежных знаков, то становится видно, что они представляют из себя некие символы. Что же обозначают эти знаки? Ведь, придумывая валюту, авторы наверняка хотели ее процветания в будущем.
Альфа и омега как символ часто встречается во многих денежных знаках. Кроме них, можно найти следы инь и янь, число Пи и другое.
Явной альфой является английский фунт стерлингов.
В американском долларе и израильском шекеле прочерчиваются линии инь и янь, а в китайской валюте — число Пи.
Может быть, стране, имеющей свой валютный символ в очертаниях Омеги, предстоит сыграть свою особенную роль?
Иллюстрации
Крест увенчанный Хи-Ро монограммой в обрамлении лаврового венка. Латеранский саркофаг. Центральная панель, 4 в., найден на катакомбы Домициллы (Рим), Латеранский музей. Фигуры спящих солдат указывают, что изображение служит символом победоносного Воскресения Христа. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. IV p. 476.
Император Гонорий, держащий лабарум. Пластинка слоновой кости, диптих из собора в Аосте (Aosta), Италия. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. VIII p. 275, 276.
INNOMINE XPI.VINCAS SEMPER
- Существует т. н. «баскский крест» или Lauburu — традиционный свастичный символ, древейшие изображения которого датируются II веком (M. Camille Jullian in his preface to La tombe basque, according to Lauburu: La swástika rectilínea (Auñamendi Entziklopedia).), но название которого достоверно фиксируется лишь в XIX в. 9 «Orotariko Euskal Hiztegia». Euskaltzaindia. Retrieved 12 January 2013.)
- «Культ креста пришел в Европу вместе с тюрками-кипчаками. Равносторонний крест — символ Тенгри. Византия, заимствуя у тенгриан обряды почитания Бога Небесного и приспосабливая к ним христианство, переняла и культ креста. Вот почему в IV веке равносторонний крест украсил знамена Константина. „Лабарум“ есть явная адаптация тюркского выражения ala barim (ala barim ~ алабарым ~ алабарум ~ лабарум ~ labarum). В его основе: ala (в значении „недобрые помыслы“, „козни“) и barim (погибель), образованного сочетанием глагола bar- (исчезать, умирать) + аффикс -im. Перевод этого выражения — „погибель недобрых помыслов“ — очень точно отражает ситуацию, после которой малоизвестный грек Константин стал Великим государем. Имея за плечами тюркское войско, сделать это было не трудно.» Мурад Аджи. «Европа, тюрки, Великая Степь»
Христианство
Название «лабарум» в христианской среде постепенно распространилось на всякое знамя с изображением креста на полотнище или в навершии.
Католицизм В церковном искусстве лабарум чаще всего предстает в виде хоругви, увенчанной крестом Константина в круге или венке, например, в средневековых изображениях Воскресения Христа как знак его победы над смертью.
Атрибут Агнца Божия; Свв. Ансаны, Георгия Каппадокийского, Юлиана, Репараты, Урсулы и Венцеслава — как символ торжества над грехом и гонениями.
Православие В церковном обиходе лабарум заменила хоругвь. В иконописи с ним изображают ангелов и архангелов. Состоит из длинного древка с перекладиной, с которой спускается ткань с начертаниями первых букв имени Иисуса Христа или слова «агиос» (святой, свят).