Как правильно применять систему оздоровления Серафима Чичагова

День памяти: 28 ноября (11 декабря)

Святитель Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович) происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями, в том числе военными, среди которых было два адмирала. Леонид появился на свет 9 января 1856 года, в городе Санкт-Петербурге.

Его отец, Михаил Никифорович, был полковником артиллерии, и по понятным соображениям желал сыну аналогичной карьеры. Между тем, когда Леониду было всего десять лет, отец умер, и все обязанности по содержанию и воспитанию сына (и трех его братьев) взяла на себя мать, Мария Николаевна.

Через какое-то время, движимая желанием устройства военной карьеры для своих сыновей, она определила Леонида и двух его братьев в Пажеский корпус – известное в то время в России военно-воспитательное заведение. За год до окончания обучения в Пажеском Корпусе Леонид получил звание камер-пажа, а окончив его в возрасте 18 лет, поступил в Артиллерийскую академию, после чего отправился на военную службу.

В 1877 году он оказался на Балканах, где участвовал в кровопролитных русско-турецких боях — на Шипкинском перевале, а также во взятии Телеша и Плевны. Мужество и героизм, проявленные Леонидом на войне, были отмечены боевыми наградами. Промысл Божий уберёг его от возможной смерти.

По возвращении с фронта в мирный Петербург он находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти. Кроме того, глубоко тронутый виденными им страданиями раненных бойцов, он приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы».

В 1878 году Л. М. Чичагов имел встречу со святым Праведным Иоанном Кронштадтским, великим светильником Русской земли. Тот разрешил ряд волновавших его жизненных вопросов и с тех пор стал ему духовным наставником.

8 апреля 1879 года, Леонид, будучи в возрасте 23 лет, связал себя брачными узами с Наталией Николаевной Дохтуровой, дочерью камергера. Как и положено православному, Леонид старался выстраивать отношения в семье на основах христианской морали и нравственности, эту же нравственность он стремился привить четырем своим дочерям.

В возрасте тридцати четырех лет, неожиданно для окружающих, он решил оставить воинскую службу и озвучил твёрдое желание посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу, став Православным священником. Эта новость ошеломила родных, не встретила сочувствия в семье. Даже горячо любимая супруга Леонида Михайловича воспротивилась воле мужа. Ей, светской даме, давно уже привыкшей к укладу аристократической жизни, весьма трудно было представить себя в роли какой-то попадьи. Тем более, что отношение аристократии к духовенству нередко выражалось даже и в пренебрежении.

Однако Леонид нашёл верное решение: он обратился за помощью к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который, собственно, и благословил его на подвиг священнического служения. Тогда праведный пастырь лично встретился с Наталией Николаевной и найдя подходящие к её сердцу слова убедил не противиться Промыслу Божию и принять выбор мужа. Наконец, она дала своё согласие.

15 апреля 1890 года Леонид Чичагов был отправлен в отставку, после чего вместе с семьёй перебрался в Москву. В доме на Остроженке, 37, где когда-то жил И. Тургенев, они прожили три года. В это время Леонид занимался серьёзным изучением богословских наук. В 1893 году, 26 февраля, он был рукоположен во диакона, а уже через два дня, 28 февраля, — в сан священника.

Первый год пастырского служения отца Леонида совпал с тяжелой болезнью супруги, в результате которой матушка Наталия умерла. Шёл 1895 год. Отец Леонид перевез её тело в Дивеево, и оно было предано земле на монастырском кладбище.

Через три года, после того как батюшка овдовел, он принял монашество. Тогда же он получил новое имя Серафим, в честь своего покровителя, великого святого земли Русской, Серафима Саровского. К этому времени его дочери повзрослели, старшей было уже 18 лет.

В 1898 году отец Серафим был определен для служения в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Надо сказать, что его отношения с братиями обители складывались не лучшим образом. Недавний аристократ, представитель высшего общества, да к тому же не имевший серьёзного монашеского опыта, вызывал у насельников, многие из которых имели простонародное происхождение, недоверие и казался им юродствующим барином.

Через год, стараниями близких друзей, удалось выхлопотать новое назначение. В результате отец Серафим перешёл в Суздальскую Спасо-Евфимиеву обитель. 14 августа 1899 года указом Святейшего Синода он был назначен её настоятелем, с последующим посвящением в сан архимандрита.

Здесь, помимо исполнения общих монастырских послушаний, по поручению начальства он занимался подготовкой документов, необходимых для канонизации Серафима Саровского, а в 1903 году ему предоставили право разработки церемониала грядущей канонизации с участием августейшей семьи. Надо сказать, что он справился с этой задачей безукоризненно: торжественная церемония прошла без сбоев и происшествий.

14 февраля 1904 года отец Серафим получил назначение на должность настоятеля Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. А в апреле 1904 года он был рукоположен во епископа Сухумского.

Шли годы, надвигалось время страшных социальных потрясений, нравственных испытаний и катастроф: приближались революции 1917 года — Февральская и за нею — Октябрьская. В этот период святитель Серафим служил, волей Божьей, последовательно в четырех епархиях, а именно: в Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери.

Осуществляя архипастырское служение и стремясь исполнять его с надлежащей ответственностью, отец Серафим открывал приюты, больницы, приходские советы. Одним из важнейших направлений его деятельности была борьба с заблуждениями, ересью, сектантством.

Вместе с тем, как отмечают историки, ему не удалось избежать некоторых острых ошибок. Так, будучи в Кишиневе, отец Серафим, увлекшись жаром политических волнений, проникся идеями сторонников «Союза русского народа» и влился в число его вдохновителей. Между тем это движение, вместо способствования укреплению Российской монархии, дискредитировало её.

Ни Февральская, ни Октябрьская революции не нашли сочувствия в сердце архиерея. Вскоре усилиями враждебно настроенных по отношению к нему представителей духовенства, при посредстве большевистских властей он был изгнан из Тверской губернии.

Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Святейший Патриарх Тихон провёл на заседании Святейшего Синода решение о его назначении на кафедру Варшавскую и Привисленскую. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным. Он остался в Москве. Здесь его навещали и ободряли родные и близкие.

В 1921 году святитель Серафим был подвергнут аресту и заточен в Таганскую тюрьму, которую покинул лишь в 1922 году. Затем ему опять предъявили обвинение в преступлениях против Советской Власти и приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он провел около года.

По возвращении из ссылки архипастырь остановился в Москве. Через непродолжительное время, в апреле 1924 года, его вновь арестовали, обвинив в организации торжеств в честь прославления Серафима Саровского в 1903 году.

Стараниями Патриарха Тихона святитель Серафим был освобожден из-под стражи, но в Москве он оставаться не мог. После того как ему отказали в возможности поселиться в Серафимо-Дивеевском монастыре, он, раздосадованный, уехал в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь.

В 1927 году святитель Серафим, сердечно простившись с подвижницами, отправился на новое служение: митрополит Сергий, выступивший с нашумевшей тогда деклараций, частично поддержавшей государственную власть, была необходима помощь соратников. Весной 1928 года, страдалец, уже как митрополит Ленинградский и Гдовский, вернулся в родной ему город.

Достойно признания, что поддерживая митрополита Сергия, он не поддерживал его слепо и всецело, равно как не поддерживал и государственную политику, направленную против Бога и Его Церкви.

Нужно отметить, что святитель Серафим раздражал светские власти не только своим ревностным отношением к Православному богослужению, но и к широкой проповеди, что тогда признавалось за антисоветскую пропаганду. 1932 год ознаменовался массовым арестом священнослужителей, в том числе монашествующих. На фоне общего негативного отношения власти к священству возрастала угроза и в отношении владыки Серафима. К этому времени здоровье его пошатнулось. Все перечисленные факторы вкупе послужили причиной увольнения святителя на покой. Это случилось в октябре 1933 года.

Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость — ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на печально прославившемся Бутовском полигоне.

Утверждают, что день смерти святителя Серафима был предсказан ему святым праведным Иоанном Кронштадтским, в словах: «Помни день трех святителей». Каждый раз в этот день святой Серафим готовился к смерти. Сообщается, что владыка встретил её не только как истинный воин Христов, мученик за веру, но и как подлинный офицер: не преклонив перед палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.

Об авторе системы

Митрополит Серафим был разносторонней личностью. Он значительную часть своей жизни посвятил творчеству: занимался иконописью, церковным пением, писал книги.

Получив врачебное образование, он занял должность практикующего терапевта. Его метод оздоровления основан на профессиональных познаниях в области медицинских наук, но в то же время подтверждает правильность как естественных законов природы, так и библейского взгляда на жизнь человека.

Митрополиту Серафиму в возрасте 80 лет было суждено умереть смертью мученика – он был казнен в 1937 г. Архиерейский собор РПЦ приобщил его в 1997 г. к святым в качестве мученика.

Подвижник и Государственный деятель

Священномученик, поставленный в 1905 году во епископы Сухумские, вплоть до начала Первой мировой войны занимал различные кафедры — в Сухуме, Орле, Кишиневе. Везде он славился благотворительностью, всюду занимался просвещением и распространением духовной литературы. В 1912 году его возвели в сан архиепископа.

В годы Первой мировой войны архиепископ Тверской и Кашинский Серафим участвовал в помощи беженцам, организации госпиталей и оснащении санитарных поездов. После Февральской революции 1917 года Тверской епархиальный съезд принял совершенно неканоничное постановление, предлагавшее владыке покинуть кафедру — свою роль тут сыграли всем известные монархические убеждения архиерея. Это, впрочем, не помешало ему участвовать в Поместном соборе 1917—1918 годов. А после октября дело решилось «само собой» — большевики, без всяких постановлений, выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии из-за его «реакционных» взглядов.

Суть системы

Митрополит Серафим полагал: не бывает лекарственных веществ от недугов. Никакие медикаменты не способны изменить естественного течения заболевания. Они только ненадолго убирают симптоматику, снимают обострения и тяжелые приступы болезни.

Святитель Серафим рассматривал патологии отдельно от пораженных ими органов, считая, что всякое расстройство здоровья коренится в нарушении состава крови и кровообращения.

Причины заболеваний

Здоровье по Чичагову, о чем можно читать в его книге “Медицинские беседы”, обеспечивается преимущественно за счет праведного бытия человека. Митрополит Серафим считал причинами заболеваний людские грехи. Самочувствие портится пропорционально злодеяниям. Все нажитые хвори – воля Господа, имеющая естественнонаучное объяснение.

Любые страсти и греховные эмоции (похоть, гнев, зависть) воздействуют на функционирование желез внутренней секреции: порождают избыток одних гормонов и подавляют выработку других. Гормональный дисбаланс ухудшает пищеварение и вызывает расстройство метаболизма.

Нормализовать функции эндокринной системы и поддерживать кровь в надлежащем состоянии можно благодаря выполнению следующих принципов:

  1. Праведность. Батюшка Серафим настойчиво утверждал, что нужно прежде всего думать о нравственном здоровье собственной души. По его мнению, собственно совершение грехов вызывает все недуги, а жизнь в праведности и духовной чистоте способна превратиться в источник исцеления и счастья.
  2. Нормализация питания. Этот пункт подразумевает изъятие из меню вредных продуктов, трапезы в установленные периоды времени, уменьшение потребления жидкости, сбалансированный режим употребления углеводов, жиров и белков, регулирование количества йода, натрия и калия в рационе.

Это и составляет квинтэссенцию системы оздоровления организма Серафима Чичагова.

Основной принцип оздоровления

Оздоровительная система Серафима Чичагова базируется на улучшении качества крови, которая считается самой главной жидкостью. Оздоровление по этому методу означает нормализацию функционирования органов, отвечающих за ее состав и качество.

Самоисцеление в методике святителя Серафима предполагает соблюдение ряда обязательных требований:

  1. Регулярность. Требуется определенный временной период, чтобы запустить работу организма по самовосстановлению. Поэтому все лечебные мероприятия следует рассматривать как обязательные элементы повседневного уклада, а не проводить от случая к случаю.
  2. Воздержание от приема медикаментов. Святой Серафим был уверен, что лекарственные медикаменты почти всегда наносят вред, а не приводят к выздоровлению. Химические компоненты, содержащиеся в медикаментах, просто облегчают симптомы болезни, не исправляя ее первопричины.
  3. Режим питания. Предполагается, что человеческая пищеварительная система способна полноценно функционировать в промежутке времени между восходом и закатом солнца. На это время приходится пик ее активности. Следовательно, питаться по методу Чичагова следует в данном временном интервале.
  4. Дробность питания. Отец Серафим рекомендует принимать пищу в небольшом объеме единожды за 2—3 часа. Следовательно, за день получается 4—6 трапез.
  5. Употребление подсоленной воды. Значительная роль придается питьевому режиму. Чтобы повысить качество работы почек и уменьшить риск нехватки соли, следует пить слабосоленую воду.

Необходимость йода

Йод – один из наиболее значимых в биохимии человеческого тела элементов. Без него немыслимо здоровое состояние щитовидной железы, регулирующей функционирование ЦНС (центральной нервной системы) и процесс усвоения углеводов и жиров. Чичагов считал, что именно нарушения в работе щитовидки являются причиной подавляющего большинства (более 90 %) всех патологий. Йод также незаменим для правильного функционирования поджелудочной железы. Ферменты поджелудочной влияют на работу ЖКТ и обмен веществ в целом.

Признаки дефицита йода:

  • снижается работоспособность;
  • повышается раздражительность;
  • страдает способность к концентрации внимания;
  • ухудшается память;
  • человек становится заторможенным;
  • развивается ожирение;
  • снижается выработка гормонов роста;
  • все метаболические процессы замедляются.

Если дефицит йода носит длительный хронический характер, это чревато появлением следующих симптомов:

  • страдает работа всей эндокринной системы;
  • нарушается функционирование сердца и сосудов;
  • наблюдаются патологии со стороны органов дыхания;
  • катастрофически снижается иммунитет;
  • развивается зоб (щитовидка увеличивается в размерах);
  • наблюдаются постоянные нехватка энергии, чувство усталости, сонливость;
  • страдает работа репродуктивной системы: развиваются бесплодие, аномалии роста плода, импотенция;
  • у детей наблюдается задержка в росте и развитии, может развиться глухонемота.

Уровень соли в крови

Чичагов связывает появление многих заболеваний с недостатком в кровяном русле соли.

Ежедневно желудок вырабатывает десять литров пищеварительных соков. Из этого объема всего два литра необходимы для поддержания функций пищеварения. Остальные 8 литров переходят в кровь. При правильной работе желудка кровь преимущественно состоит из желудочного сока, что придает ей солоноватый привкус и позволяет человеку противостоять множеству различных заболеваний. Почти все жидкие среды, которые находятся внутри человеческого тела (кровь, пот, моча, слезы) базируются на подобии физраствора. Чтобы организм имел возможность нормально функционировать, пищеварительной системой должен стабильно поддерживаться требуемый процент соли в крови.

Таким образом, всасывание пищеварительных соков в кровь и насыщение ее хлоридом натрия позволяет:

  • растворять тромбы и бляшки на сосудах;
  • предотвращать развитие варикоза ;
  • разжижать кровь;
  • предотвращать развитие артритов и артрозов;
  • бороться с ростом родинок, папиллом, бородавок, кист и опухолей.

О вязкости крови

Чичагов считал главной причиной всех заболеваний вязкую, грязную кровь. Как уже было отмечено, хлорид натрия имеет свойство разжижать кровь. Когда по причине проблем с пищеварением процент содержания соли натрия в кровяном русле падает ниже уровня 0,9 %, возрастает ее вязкость. В ней начинают образовываться тромбы, развивается тромбофлебит. Кровообращение нарушается. Самыми опасными являются проявления тромбоза сосудов в области головы, так как в результате страдает головной мозг.

Это проявляется в:

  • снижении памяти;
  • появлении сонливости и вялости;
  • проблемах с концентрацией внимания;
  • повышенной утомляемости и т. д.

Страдают также глаза и зрение. Мышцы глаз нуждаются в большом количестве кислорода, так как глаза пребывают в беспрерывной активности. Поступление кислорода в достаточном количестве становится невозможным при тромбозе мелких сосудов головы. В результате эти мышцы приходят в негодность и развиваются дальнозоркость, близорукость и астигматизм.

При дальнейшем развитии процесса, когда тромбоз затрагивает уже и большие кровеносные сосуды, может случиться инфаркт или инсульт.

О чем говорят запах и цвет мочи

Почка является органом, выполняющим функцию фильтра. Если желудок способен поддерживать нужную концентрацию соли в крови, этот фильтр не забивается никогда. Когда содержание хлорида натрия снижено, почкам приходится фильтровать густую и вязкую жидкость, они засоряются. Страдает их выделительная функция, и удаление из крови вредных веществ ухудшается.

Урина здорового человека должна сильно пахнуть аммиаком и иметь желто-коричневый цвет. Бесцветная моча без запаха указывает на то, что кровь не фильтруется должным образом. Запах аммиака объясняется тем, что при фильтрации из крови удаляется много солей мочевой кислоты.

Соли мочевой кислоты очень токсичны. Поэтому при увеличении их концентрации в крови, организм начинает искать возможности, куда их можно “сбросить”. Так образуются отложения. В результате развиваются артрит, артроз, остеохондроз, подагра, сколиоз и атеросклероз. Также избыток вредных веществ, которые не могут отфильтровать почки, выражается в росте родимых и пигментных пятен.

Существует простой тест, позволяющий оценить состояние выделительной функции почек:

  1. Сядьте на стул.
  2. На колени положите ладони.
  3. Поочередно выпрямляйте ноги.

Если при разгибании коленных суставов ладони ощущают треск или хруст в коленях – функция почек нарушена.

Натрий и калий, их роль

Чичагов подчеркивал важность сбалансированного поступления натрия и калия. Клетки человеческого организма имеют строго определенный химический состав. Внутри клеток должен содержаться калий, вне клеток – раствор хлорида натрия. Микроэлементы — калий и натрий — не вырабатываются в человеческом организме. Эти вещества могут быть привнесены лишь из внешних источников во время еды. Суточная доза соединений натрия – от 6 до 8 граммов, а соединений калия – от 2 до 3 граммов. При таком соотношении поддерживается необходимое равновесие соединений натрия и калия. Это означает, что в рационе питания калия должно быть меньше, чем натрия.

Если натрия поступает меньше, чем необходимо, в клетках начинает накапливаться калий. В результате организм тянет воду внутрь клеток, и они разбухают.

Следствием становится:

  • возникновение отеков;
  • появление избыточного веса;
  • увеличение нагрузки на сердце;
  • возникновение болезненных судорог в икрах ног.

Калий при этом просачивается в кровь. Появление судорог и болей в икроножных мышцах – симптом, надежно указывающий на избыточный калий.

Уровень сахара в крови

При возникновении избыточного содержания калия в кровяном русле кровь становится сладкой. Сладкую кровь с повышенным содержанием калия почки нормально фильтровать не могут.

Но такое состояние является не диабетом, а неправильным функционированием ЖКТ (желудочно-кишечного тракта). Показатели сахара в крови в этой ситуации могут быть нормальными. При правильной работе ЖКТ увеличение содержания сахара и калия сопровождается усиленной секрецией желудочного сока с последующим его поступлением в кровяное русло. Вследствие этого присутствие соединений калия в плазме крови снижается, а содержание хлорида натрия увеличивается. Такую соленую кровь почки способны фильтровать надлежащим образом.

Поэтому при нормальном состоянии ЖКТ после трапезы ощущается прилив сил. В противном случае – вялость, сонливость, слабость. Плохое самочувствие после еды – первый признак нарушений в работе желудка.

Гормональные железы

Все системы и органы человеческого организма находятся в тесной взаимосвязи и функционируют не хаотично, а подчиняясь безусловным рефлексам. Сознательно человек повлиять на эти процессы не в состоянии. Всеми физиологическими функциями управляет эндокринная система, которая состоит из желез внутренней секреции. Регулирование физиологических функций осуществляется посредством гормонов, выделяемых железами в кровяное русло.

Поэтому, когда случаются неполадки в эндокринной системе, возникает гормональный дисбаланс, и от этого страдает весь организм. Чаще всего дают сбой щитовидная железа, гипофиз и надпочечники.

Функция щитовидной железы

Чичагов уделял особое внимание значению полноценной работы щитовидки. Он считал, что более 90 % всех патологий вызывается именно недостаточностью гормонов, производимых щитовидной железой.

Орган производит тироксин. Его химическая формула включает в себя атомы йода. Печень потребляет около 80 % всего количества тироксина. Лишь в случае присутствия этого гормона в достаточном количестве печень может нормально выполнять свои функции.

Одна из функций печени – поддержание иммунитета. Когда печень и иммунная система работают в нормальном режиме – организм способен сканировать все процессы, которые в нем происходят. Он своевременно выявляет различные угрозы и опасности и адекватно на них реагирует.

При недостаточной секреции гормона тироксина щитовидкой работа печени нарушается. Как следствие, иммунитет перестает замечать присутствие бактерий, вирусов, паразитов и развитие опухолей. Этим объясняется, в частности, отсутствие болей на начальных стадиях онкологических заболеваний. Боли в пораженных раком органах возникают только во время роста метастазов – при разрушении тканей и оголении нервных окончаний.

Для диагностики состояния щитовидки чаще всего используется ультразвуковое исследование. Однако оно способно показать только размеры и консистенцию органа, а также присутствие различных включений: опухолей, камней, кист и тому подобных. Полноценность функционирования железы, состав и количество выделяемых ею гормонов ультразвуковое исследование отобразить не может. В этом кроется сложность диагностики патологий этого органа.

Тем не менее, существует простой способ, позволяющий самостоятельно и в домашних условиях проверить функционирование щитовидки. Он основан на том, что любой орган имеет свой график интенсивности работы в течение суток.

В частности, пик активности щитовидной железы приходится на период с восьми до десяти часов вечера.

Для проведения этого теста понадобится обычный аптечный 5 % йод. Вечером в период пика активности щитовидной железы следует нанести йод изнутри обоих запястий в виде горизонтальных полосок. Если он не впитывается – значит его дефицита не наблюдается. И, наоборот, чем быстрее он впитывается – тем больше потребность в этом веществе. Также бывает полезно проследить, на какой руке йод впитался быстрее. Патология находится на той стороне тела, где впитывание йода происходит быстрее.

Пищеварение

Деятельность пищеварительной системы напрямую зависит от функций щитовидки.

Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком, состоят из пепсинов и соляной кислоты. Кислота нужна, чтобы растворять органику. Таким образом перевариваются в основном белки.

Желчь производится печенью и аккумулируется в желчном пузыре. При здоровом состоянии ЖКТ она высвобождается во время еды, является щелочью и мощным дезинфектором. Гормоны щитовидки способствуют производству желчи и регулируют ее выход в процессе пищеварения. При их дисбалансе нарушаются процессы производства вещества, а также моторика сокращения и тонус желчного пузыря. В результате желчь в процессе пищеварения выходит вяло либо не выходит вообще.

При перемещении пищи в кишечник в опустевшем желудке продолжает вырабатываться соляная кислота. Однако она предназначается уже для того, чтобы поступать в кровь и разжижать ее. Если из-за сбоев в пищеварении происходит реакция между желчью и соляной кислотой, последняя нейтрализуется. Кровь при этом становится вязкой.

Кроме того, несвоевременная подача желчи и ферментов приводит к следующим негативным последствиям:

  • развитие в кишечнике патогенной микрофлоры и глистов;
  • нарушение процессов переваривания пищи;
  • невозможность всасывания из пищи и полноценного усвоения питательных веществ, возникновение их дефицита;
  • развитие процессов брожения в ЖКТ;
  • возникновение дискомфорта и ощущения тяжести в животе.

Биография

Митрополит Серафим — уникальная личность, в которой объединились лучшие черты образованного аристократа и глубоко верующего православного христианина. Вся его светская и церковная деятельность была направлена на помощь нуждающимся людям и защиту православия.

Образование

Будущий святитель родился в 1856 г. в семье потомственных военных Чичаговых. Его отец Михаил Никифорович дослужился до звания полковника артиллерии. Представители дворянского рода приумножили славу семьи и Отечества на ниве военного дела и исследовательской деятельности в северных водах.


Митрополит Серафим Чичагов

Маленького Леонида крестили в одном из приходских храмов российской столицы. В десятилетнем возрасте он потерял отца, но мать — Мария Николаевна — воспитывала своих детей в духе семейных традиций, что предопределило его выбор военной карьеры.

Образование мальчика началось в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1870 по 1875 гг. обучался в Пажеском корпусе. По окончании престижного у дворян учебного заведения юноша получает военное звание подпоручика и отправляется в действующую армию. Одновременно с этим он становится слушателем Михайловской артиллерийской академии.

Военная служба

Военная карьера Леонида Михайловича началась в 1-й конно-артиллерийской бригаде. К началу русско-турецкой войны он находился в звании подпоручика. Во время военных действий проявил себя храбрым и смелым воином, за что получил множество русских и зарубежных наград. Талантливый аристократ быстро поднимался по карьерной лестнице, дослужившись к 35 годам до звания полковника.

Блестящий офицер проявлял себя не только на военном деле, но и в научно-литературном поприще. Он подготовил для печати биографии своих знаменитых родственников адмиралов, а также фундаментальный труд «Медицинские беседы», который обобщал его изыскания в области лечения заболеваний при помощи лечебных трав. К написанию труда его подтолкнули страшные картины человеческих страданий в годы войны на Балканах.

Начало духовного пути

Пережив военные действия Леонид понял, что военная карьера тяготит его. Он стал задумываться о возможности принятия духовного пути. Этими мыслями он поделился со своим духовником — отцом Иоанном Сергиевом, известным в истории православия под именем Иоанн Кронштадтский. Священник благословил мужчину на принятие священнического сана.

В 1890 г. полковник Чичагов ушёл в отставку и переехал вместе с семьёй в Москву. Его решение было неоднозначно воспринято ближайшими родственниками. Супруга, урождённая Наталья Николаевна Дохтурова, согласилась поддержать мужчину только после откровенной беседы с Иоанном Кронштадтским, который поведал ей, что Леонида Михайловича ждёт великая судьба.


Житийная икона святого Серафима Чичагина

В течение 3 лет мужчина самостоятельно изучал богословские науки и готовился к принятию сана. Долгожданное событие свершилось в феврале 1893 г. Радость была омрачена тяжёлой болезнью матушки Натальи. Она скончалась в начале 1895 г. Отец Леонид привёз её тело в Дивеевскую обитель и похоронил с благословения настоятельницы на местном кладбище. С этого времени он стал частым посетителем святого места.

В 1896 г. отец Леонид становится настоятелем храма во имя святого Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Небольшая церковь пустовала в течение 30 лет и находилась в обветшавшие состоянии. На собственные средства священник восстановил здание, часть внутренних росписей которого сделал собственными руками.

Интересно! В это же время он занялся написанием духовной музыки и приступил к главному труду своей жизни — составлению «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

«Летопись» была написана под впечатлением от разговора с блаженной старицей Пашей, лично знакомой с саровским чудотворцем. Она передала священнику слова дивеевского основателя о необходимости ходатайства перед государем об открытии его мощей и прославлении. Священник Леонид решил, что император Николай, являвшийся большим любителем духовной литературы, непременно оценит его труд и примет решение о канонизации преподобного мужа.

Монашество

Подробное знакомство с жизнью преподобного отца Серафима Саровского побудило священника принять ионическое служение. В 1898 г., после принятия пострига и имени Серафим, мужчина вступил в Троице-Сергиеву монашескую общину.

Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Евфимиева монастыря и возведён в сан архимандрита. Он занялся восстановлением старинной обители и параллельно выполнял обязанности благочинного монастырских владений Владимирской епархии.


Серафим Чичагин был настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря

Одним из важнейших дел этого периода жизни отца Серафима является подготовка прославления преподобного Серафима Саровского. После множества необходимых процедур и оживленной полемики в Священном Синоде было принято решение о канонизации основателя Дивеевского монастыря. Настоятелю Евфимиевой обители была поручена подготовка торжественных мероприятий, которые прошли в середине июля 1903 г. Он подготовил подробный церемониал открытия мощей и написал житие святого мужа.

Интересно: святитель Серафим Чичагов вспоминал, что однажды после радостного события, ему явился саровский чудотворец и благодарил за его труд. Божий угодник спросил, чем он может отблагодарить своего собрата и, получив в ответ просьбу всегда быть рядом со старцем, благожелательно улыбнулся и исчез. Это событие во многом определило дальнейшую судьбу монаха.

Архиерейское служение

В 1904 г. архимандрита Серафима назначили главой Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря. На этой должности он пребывал в течение года.

В конце апреля 1905 г. он был хиротонисан в епископа и отправлен для служения на Сухумскую кафедру. Он принял Иверскую землю в трудное время революционного подъёма, когда усилились течения еретиков и безбожников.

Архиерей приложил много усилий для противоборства им и очищения церковных рядов. Активная деятельность и принципиальная позиция импонировала членам Священного Синода. Через год сподвижника поставили во главе Орловской и Севской кафедры. Руководитель епархии приложил много усилий для возрождения духовной жизни во всех приходах вверенной ему епархии.

Он считал, что основой стабильной епархиальной жизни является развитие приходских общин, которые должны выполнять не только духовные и административно-хозяйственные функции, но и решать вопросы просветительского, социального и нравственного характера.

Важно! Главную роль в их организации отец Серафим отводил епископам и епархиальным священнослужителям, которые своим жертвенным подвигом и активной деятельностью должны укреплять дух и веру мирян.

Активная деятельность орловского архиерея послужила основанием для его назначения членом Святейшего Синода. При этом его перевели на Кишиневскую церковную кафедру. Прибыв в Бессарабию, епископ обнаружил полный упадок церковной жизни, возникший вследствие попустительства священнослужителей, стремящихся к занятию ключевых постов в епархиальной иерархии, а не к служению на вверенных приходах. Архиерей сосредоточил свои усилия на следующих мероприятиях:

  • созданию и укреплению приходских общин;
  • возрождение традиций строгой литургической жизни среди местного духовенства;
  • церковное просвещение мирян и клира.

В 1912 г. заслуги Кишиневского епископа были отмечены главой государства, с разрешения которого отец Серафим Чичагов получил сан архиепископа.

Деятельный священник участвовал и в общественно-политической жизни страны. Его дворянское происхождение определило направление его общественной деятельности. С 1905 г. он являлся активным участником Русского Собрания — старейшей монархической организации Российской Империи.


В 1912 г. Серафим Чичагин получил сан архиепископа

В марте 1914 г. архиепископ Серафим Чичагов занял должность главы Тверской и Кашинской епархии. В годы Первой мировой войны он ежедневно молился о победе русских воинов, организовывал госпитали для раненных солдат, приюты для осиротевших детей. Революционные события 1917 г. были встречены епархиальным главой отрицательно.

Но, оставаясь сторонником строго иерархического подчинения, он подчинился решению Священного Синода, поддержавшего Временное правительство. Позиция тверского архиерея настроила против него новые власти, при содействии которых участники местного епархиального съезда вынесли решение отстранить отца Серафима от управления епархией.

Решение было принято с минимальным перевесом голосов, при этом не учитывалось мнение членов 34 монашеских общин епархии, единодушно поддержавших архиерея. Синод продолжал считать сподвижника истинным главой епархии, но после большевистского переворота тверской совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о высылке архиепископа с тверской земли.

В начале 1918 г. архиепископ Серафим Чичагов был назначен главой Варшавской православной епархии с возведением в сан митрополита. Но политическая и военная обстановка помешала святителю выехать на место нового назначения. Он поселился в Черниговском скиту, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка спокойно жил в подмосковном городе до 1921 г. Но он был слишком уважаемым человеком и значимой фигурой в церковной иерархии, чтобы избежать советских репрессий. Против него было сфабриковано уголовное дело, в котором священника обвиняли в потенциальной антисоветской пропаганде в случае его выезда на Варшавскую кафедру.

В сентябре митрополит был помещён в Таганскую тюрьму. Его дочери просили смягчить участь престарелого монаха. Его отпустили в январе 1922 г., но уже в апреле вновь арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую губернию.

В апреле 1923 г. владыке разрешили вернуться в Москву, но жизнь в суровом северном крае сильно подорвала старческое здоровье. Старец спокойно жил в столице, не участвуя в церковных и общественных событиях.


Икона Спасителя, написанная Серафимом Чичагиным

Новый арест произошёл через год. Престарелого священника обвиняли в подготовке и участии в канонизации преподобного Серафима Саровского. Его заставили давать разъяснения относительно событий двадцатилетней давности и заключили под стражу. За освобождение митрополита просил лично патриарх Тихон.

Прошение было проигнорировано, тем не менее священника освободили в июле 1924 г. Одновременно с этим всем православным церковным архиереям было приказано покинуть советскую столицу. Отец Серафим поселился в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, расположенном недалеко от города Шуя.

Интересно: находясь в отдалённом монастыре на покое, активный священник занимался устроением монастырского хора, написанием духовной музыки и святых изображений.

Последние годы жизни

В 1928 г. священнослужитель был призван для управления Ленинградской кафедрой. Он был возведён в сан митрополита. Владыка выступал за признание церковной власти патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского и призывал к преодолению иосифлянского раскола. Старец лично проводил еженедельные воскресные службы и проповеди в разных городских приходах.

Благодаря его деятельности к 1933 г. в Ленинграде осталось всего два храма, поддерживающих митрополита Иосифа. На время правления митрополита Серафима пришлось время начала массового разорения и закрытия храмов.

В октябре 1933 г. владыка Серафим был отправлен на покой. Он поселился в Подмосковье на станции Удельная, где арендовал несколько комнат в дачном домике. С ним жили две монахини Воскресенского Феодоровского монастыря, которые в течение 7 лет сопровождали и помогали владыке.

Последние годы священника были наполнены покоем, который омрачали лишь физические болезни. Но уважаемого в народе батюшку не могли оставить в покое советские власти. В ноябре 1937 г. его арестовали по обвинению в контрреволюционном монархическом заговоре. В Таганскую тюрьму старика привезли в машине скорой помощи и заносили на носилках.

82-летний монах не признал ни одного обвинения. В декабре он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 декабря на печально известном полигоне в подмосковном Бутово. Похоронили святителя здесь же в неизвестной могиле.

Правила питания

Диета и режим питания составляют неотъемлемую и очень важную часть оздоровительной системы Серафима Чичагова. Основные принципы питания, положенные в основу этого метода, – простота и режимность.

Принципы питания по методике святителя Серафима:

  1. Переедание — один из главных врагов здоровья. Оно бессмысленно, к тому же чревоугодие – грех. Размер порции по объему – не более 2 сложенных вместе ладоней. Должно ощущаться легкое насыщение, а не дискомфорт в желудке.
  2. Не нужно голодать. Наоборот, кушать рекомендуется часто – через два-три часа.
  3. Приемы пищи должны осуществляться в светлое время суток. Считается, что с наступлением темноты и до рассвета желудок перестает активно вырабатывать пищеварительные соки. Категорически исключается еда после 18:00.
  4. Не пить в течение часа после и за час до еды. Любая жидкость разбавляет желудочный сок и вредит процессам пищеварения, вызывая гниение и брожение.
  5. Ограничение питьевого режима. Суточная норма употребления напитков – до 0,6 литра. Этого количества, согласно мнению митрополита Серафима, достаточно для нормального самочувствия. Остальную жидкость организм должен получать с едой.

Рекомендуется употреблять преимущественно продукты естественного происхождения с богатым содержанием натрия, калия и других незаменимых элементов:

  • рыбу;
  • яйца;
  • мясо;
  • свеклу;
  • соленые огурцы;
  • квашеную капусту;
  • томатный сок;
  • настоящий соевый соус;
  • цикорий и т. д.

Распределение продуктов питания в течение дня:

  1. Завтрак. Принимать пищу рекомендуется через час после пробуждения. Православным христианам подобает начинать свой день не завтраком, а утренней молитвой. Оптимальный для первого приема пищи момент – 6 утра. Для завтрака больше подходит пища, содержащая много белков.
  2. Поздний завтрак. Для второго завтрака предпочтительна легко усваивающаяся пища. Рекомендуется есть фрукты, овощи, различные соленья. От хлебобулочных продуктов желательно отказаться – они значительно затруднят пищеварение.
  3. Обед. Днем желательно съесть первое блюдо (суп, борщ, щи и т. д.), сваренное на бульоне. На второе допускаются блюда из мяса или рыбы и овощи. На обед разрешается дополнить меню небольшим количеством черного хлеба.
  4. Ужин. Вечерняя трапеза должна состоять из продуктов, содержащих преимущественно углеводы. Это могут быть различные картофельные блюда или любые каши. Сахар и сладости не рекомендуются.
  5. В промежутках между основными трапезами разрешается перекусывать небольшими порциями легкоусвояемых продуктов.

Применение в повседневной жизни такого режима питания дает возможность быстро улучшить состояние здоровья. Проявления заболеваний становятся менее острыми и интенсивными даже без специального их лечения. Кроме прочего, приходит в норму функционирование мозга и психики.

От каких продуктов нужно отказаться

Желательно ограничить:

  1. Напитки. Чай, кофе следует заменить водой, молоком, соками, иван-чаем (кипреем), цикорием.
  2. Хлеб, квас и пиво. Эти продукты содержат дрожжи. Они запускают в кишечнике процессы брожения и гниения, за счет чего значительно усиливается газообразование. В результате: метеоризм, вздутие, отрыжка, боль и тяжесть в области живота.
  3. Спиртное. Подразумевается воздержание от любых видов спиртного. Спирт – это яд, загрязняющий кровь, разрушающий нервную и калечащий эндокринную систему и провоцирующий многие другие расстройства здоровья. Кроме того, пьянство, само являясь грехом, служит первопричиной множества других греховных мыслей, страстей и поступков.
  4. Сахар и кондитерские изделия. Сахароза способна изменять состав и вязкость крови быстрее других веществ. Поэтому желательно исключить употребление шоколада, конфет и кондитерских изделий. Уровень сахара можно поддерживать с помощью натурального меда, сладких фруктов и сухофруктов.
  5. Жирное и жареное. При термической обработке пищу лучше отваривать, парить или запекать. Следует избегать жареных блюд, особенно мяса или рыбы.

Переключение на новую диету лучше производить сразу. После недели адаптации, когда вполне вероятны неприятные ощущения, человек испытывает значительное облегчение, проходят привычные тяжесть в желудке, усталость, слабость и плохое настроение.

Оздоровительные техники

Полное выздоровление, по мысли митрополита Серафима, возможно только как дар Божий после покаяния, причащения и избавления от порочных страстей – грехов. Оздоровительные техники, применяемые в системе святителя Серафима, воздействуют лишь на отдельные железы и органы в организме.

Использование йода

Использование йодных сеток не способно полностью устранить дефицит йода в организме. Решение этой проблемы в дополнительном введении вещества в рацион питания. Для этой цели используется рецепт киселя с добавлением йода (так называемый “синий кисель”).

Как приготовить:

  1. Налить в миску 1 литр чистой холодной воды.
  2. Добавить туда 1 столовую ложку крахмала.
  3. Поставить миску на огонь средней силы и помешивать, довести содержимое до состояния киселя.
  4. Влить 1 столовую ложку аптечного йода.
  5. Остудить полученный кисель и хранить его в холодильнике в закрытом сосуде.

Приготовленный таким образом кисель должен иметь синий или фиолетовый цвет. Его следует принимать ежедневно трижды по сто граммов. В случае ухудшения самочувствия или появления во рту металлического привкуса необходимо сократить прием киселя до 1—2 порций в день.

Использование Декариса

По мнению святителя Серафима, глисты – это признак пребывания бесов в человеческом организме. Значительная часть грехов – чревные (чревоугодие, обжорство, пьянство, поздняя еда и прочее). Всякому из этих грехов покровительствует определенный бес. Излечение возможно только при полном изгнании паразитов из организма. Принимать Декарис, согласно рекомендациям митрополита, следует весной и осенью — во время активного размножения паразитов, когда организм особенно нуждается в очистке.

Декарис (Левамизол ) – один из самых широко применяемых противоглистных препаратов. Медикамент появился в 70-ые годы 18 в., и чуть позже Серафим Чичагов защитил по этому препарату кандидатскую.

Лекарство эффективен против анкилостомы, аскарид, власоглава, остриц, нематод, кишечной угрицы . Для того, чтобы почистить кишечник достаточно однократного приема Левамизола. Паразиты при этом выйдут из кишечника за 24 часа.

Однако этим его воздействие не исчерпывается. Декарис действует комплексно, повышая иммунитет, помогая при заболеваниях легких, онкологических заболеваниях, шизофрении, женском бесплодии.

Применение Декариса может быть показано при:

  • инфекционных заболеваниях (ОРЗ, инфекциях органов дыхания, синусите, рините, герпесе, бородавок, гепатите B);
  • иммунодефиците и аутоиммунных заболеваниях;
  • лейкозе и лимфогранулематозе;
  • злокачественных новообразованиях в кишечнике, легких, молочной железе и др.;
  • негативных последствиях радио- и химиотерапии;
  • снижении иммунитета после хирургических вмешательств.

Декарис запрещается употреблять на пустой желудок. Лекарство следует обязательно запить водой. Для борьбы с глистами достаточно разового приема препарата.

Для повышения иммунитета Декарис принимают по следующей схеме:

  • в течение трех дней принимают препарат 1 раз по 150 мг перед сном;
  • далее следует перерыв длительностью 14 дней;
  • повторить трехдневный курс лечения.

Однако препарат не так безобиден, как может показаться с первого взгляда, и имеет ряд противопоказаний.

Противопоказания:

  • беременность;
  • кормление ребенка грудью;
  • поражение костного мозга;
  • индивидуальная непереносимость левамизола.

Возможные побочные эффекты при употреблении декариса:

  • сонливость, усталость, вялость и слабость;
  • головокружение;
  • бессонница;
  • галлюцинации;
  • изменения во вкусовых предпочтениях;
  • понос;
  • судороги;
  • дерматит, зуд и высыпания на коже;
  • проблемы с почками;
  • лейкопения;
  • миастения;
  • маточное кровотечение;
  • неприятные запахи из носа и из влагалища.

Однако большинство из перечисленных вероятных побочных эффектов проявляются крайне редко и не свидетельствуют о вреде здоровью. Так организм борется с глистами и другими паразитами, реагирует на выход шлаков и токсинов.

Труды

Серафим Чичагов оставил после себя богатое духовное наследие. Его основу составляют следующие литературные произведения:

  • Архив адмирала П. В. Чичагова;
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877–1878 г.;
  • Медицинские беседы;
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда;
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Также известны два иконописных произведения, написанных святителем:

  • Христос в белом хитоне;
  • образ Серафима Саровского, молящегося у камня.

Помимо этого, деятельный монах являлся автором нескольких духовных музыкальных произведений.

Кому не подходит

Метод оздоровления Святого Серафима является безопасным и безвредным. Как правило, переход к новому образу жизни происходит безболезненно. Но все-таки существуют противопоказания к его применению.

Список противопоказаний:

  1. Безнравственный образ жизни. Отец Серафим тесно увязывал духовную и физическую стороны здоровья человека. При отсутствии веры в Бога, наличии грехов и нежелании раскаяться человек не может рассчитывать на полное исцеление. Сперва необходимо задуматься о духовно-нравственном состоянии и лишь затем — о состоянии своего телесного здоровья.
  2. Беременность и лактация. В эти важные и ответственные периоды жизни женщины лучше питаться как обычно и не ущемлять себя в частоте и количестве еды.
  3. Интенсивные физические нагрузки. В этом случае организм испытывает повышенную потребность в белках, углеводах и других питательных веществах. Резкое изменение режима питания может повлечь истощение и появление раздражительности.
  4. Детский и старческий возраст.

Зная, как работает человеческое тело, какие в нем происходят процессы, какие механизмы срабатывают при различных внешних влияниях, легче уберечь себя от многих нарушений здоровья и преобразовать свою жизнь в более полноценную. Человеческий организм – это мощная система, способная к самоисцелению. Наша задача – не мешать ему безнравственным поведением.

Посмотрите видео, посвященное тому, как нужно понимать и применять оздоровительную методику Серафима Чичагова.

Сражения за Церковь

В 1918 году сщмч. Серафим был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую кафедру. Однако в столицу Польши, отделившейся от России, он так и не попал. С 1920 года владыка Серафим служил в Москве, а год спустя большевики арестовали его по подозрению в том, что после приезда в Польшу он якобы собирался «координировать фронт… помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». После освобождения последовали высылка в Архангельскую область, новые аресты, пребывание в Воскресенско-Феодоровском монастыре близ Шуи… В общем, история, слишком нам теперь знакомая.

Власть митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим признал сразу и бесповоротно. С 1928 года он — митрополит Ленинградский. Первое богослужение в Ленинграде митрополит совершил 18 марта именно в Спасо-Преображенском соборе, столь знакомом ему с юных лет. Во время пребывания в Ленинграде владыка боролся с возникшими внутри Церкви сильными течениями — иосифлянами (противниками примирения с советской властью) и обновленцами (сторонниками радикальных реформ Церкви), стремясь сохранить единство русского православия.

К прискорбию властей, его богослужения отличались благоговейностью и торжественностью, а его проповеди пользовались большой популярностью у горожан. В 1930 году при Троице-Измайловском соборе даже появилось «Общество митрополита Серафима». Спустя год владыка добился перезахоронения на кладбище Александро-Невской Лавры двух своих предшественников на митрополичьей кафедре Петербурга-Петрограда-Ленинграда — Исидора и Палладия.

Последнее богослужение в северной столице — 24 октября 1933 года — митрополит Серафим совершил все в том же Спасо-Преображенском соборе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]