В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мотовилов.
Николай Мотовилов | |
Дата рождения: | 25 мая 1809(1809-05-25) |
Место рождения: | село Рождественское Русская Цыльна |
Дата смерти: | 27 января 1879(1879-01-27) (69 лет) |
Отец: | Александр Иванович Мотовилов |
Мать: | Марья Александровна (Дурасова) |
Супруга: | Елена Ивановна Мотовилова |
Никола́й Алекса́ндрович Мотови́лов
(25 мая 1809 — 27 января 1879)[1] — симбирский и арзамасский помещик, собеседник преподобного Серафима Саровского и его первый биограф, многолетний попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря.[1]
Биография
С 9 августа 1823 года по 1826 год Николай Александрович учился в Императорском Казанском университете. Какое-то время Мотовилов в Казани, подготавливаясь к поступлению в университет, проходил обучение в пансионе немца Лейтера, выпускника Лейпцигского университета[2].
В возрасте 22 лет Николай Мотовилов был исцелён батюшкой Серафимом от тяжкой ревматической болезни с расслаблением всего тела и отнятием ног, длившейся три года[3].
Николай Мотовилов записал поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни и многие из пророчеств святого старца о будущем России и Дивеева[3]. На месте где в ноябре 1831 года состоялась беседа преподобного с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа был позднее построен Храм Святого Духа Саровского монастыря[4].
По информации С. А. Нилуса, в юности Николай Мотовилов был влюблён в Е. М. Языкову, он безуспешно пытался добиться её руки, пока в 1832 году не получил окончательный отказ. Екатерина Михайловна через четыре года стала женой славянофила А. С. Хомякова[5].
Николай Мотовилов мирно скончался в своем симбирском имении[1][3]. По завещанию его тело привезли в Дивеево, где и отпели в церкви Рождества Христова и похоронили возле Казанской церкви, недалеко от могилы преподобной Александры[1].
В советское время могилки у алтаря Казанской церкви были уничтожены, площадь заасфальтирована.[3] Единственным ориентиром этого святого места оставалась старая берёза на могиле Мотовилова[3]. В 1970-е годы её пытались выкорчевать, но это не удалось[3].
Летом 1991 года перед торжествами перенесения мощей преподобного Серафима в Дивеево по благословению патриарха Алексия асфальт был вскрыт, обнаружены склепы и обозначено место могил[3]. Ныне могила Николая Александровича Мотовилова восстановлена и является местом молитв[1].
Исцеление Мотовилова
Вот как описывает Мотовилов первую свою сознательную встречу с преподобным Серафимом:
«За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших, и с язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет.
1831 года 9 сентября батюшка отец Серафим одним словом исцелил его.
Мотовилов пишет:
«На просьбу мою помочь мне и исцелить меня, он сказал:
— Да ведь я не доктор. К докторам надобно относиться, когда хотят лечиться от болезней каких-нибудь.
Я подробно рассказал ему бедствия мои и что я все три главные способа лечения испытал…».
И он сделал мне вопрос:
— А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?
Я отвечал:
— Верую!
— А веруешь ли, — продолжал он меня спрашивать, — что Господь как прежде исцелял мгновенно и одним словом Своим или прикосновением Своим все недуги, бывшие на людях, так и ныне так же легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим, и что ходатайство к Нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне также мгновенно и одним словом может исцелить вас?
Я отвечал, что истинно всему этому всею душой моей и сердцем моим верую, и если бы не веровал, то не велел бы везти себя к нему.
— А если вы веруете, — заключил он, — то вы здоровы уже!».
«Так как многие богомольцы были со мною при исцелении моем, то прежде меня возвратились в монастырь, всем возвещая о великом чуде этом».
Семья
В 1840 году Николай Александрович женился на Елене Ивановне Милюковой
(30 мая 1823 — 27 декабря 1910), племяннице преподобной Марфы Дивеевской. Её отец часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом. С 5 лет Елена жила в монастыре. Но впоследствии, по прямому послушанию отцу Серафиму, она вышла замуж за Николая Мотовилова и вместе они много помогали обители. Предвидя это, батюшка велел звать её еще с малолетства «великою госпожою».
В браке у Николая Александровича и Елены Ивановны родилось шестеро детей. Госпожа Мотовилова дожила до самого открытия святых мощей Серафима Саровского в 1903 году, и рассказывала о личных своих наблюдениях современникам.[6]
Беседа преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа
Мотовилов Николай Александрович был человеком богоизбранным. Он еще не родился, а уж путь его пред Богом был определен. Он был «нужен Богу» именно как служка Серафимов. То было непростое время для Русской Православной Церкви. Блестящий Екатерининский век принес с собою падение нравов, обнищание и закрытие многих монастырей. Затем в правление Александра I православие в России становится приниженным. Правительство дает волю проповедникам инославным.
Расцветают масонские движения, готовится декабристское восстание. Тайные общества уже к 1816 году полностью опутали Россию. Именно в это время Господь подает помощь России. Появляются люди, ревностно служащие Православию. Рождение Николая Мотовилова и других было предуготовлено ясными знамениями Господними.
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879г.г.) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой.
Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушатель — будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно ему преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.
Выражение «стяжание Духа Святого» в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молится.
Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства.
Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Николай Александрович Мотовилов о своей беседе с Великим старцем в Записках отмечает:
«Это было в четверток; день был пасмурный, снегу было на четверть на земле, и сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной, на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки, противу реки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее, поместив меня на пне лишь только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточки».
Серафим Саровский и Николай Мотовилов
«Ваше Боголюбие! — сказал мне великий старец. — В ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих особ духовных о том спрашивали неоднократно».
«Но никто вам не сказал о том справедливо. Ибо пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
«Так-то, ваше Боголюбие, так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, милостыня, бдение, и пост, и другие добродетели суть только средство к стяжанию Духа Божиего».
«Как же стяжание? — спросил я его. — Я что-то этого не понимаю».
«Стяжание все равно что приобретение, — отвечал он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег; так все равно и стяжание Духа Божия. Так и Сам Господь землю нашу называет торжищем, а жизнь — куплею и дает нам заповедь: дондеже приду».
«Так я желал бы, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием; ибо Господь говорит: в чем застану, в том и сужду. Горе же, если застанет нас во тьме, отягощенных попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и противу лица гнева Его кто устоит? Вот почему сказано: бдите и молитеся, да не внидите в напасть, то есть да не лишитесь Духа Божиего, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его».
Мы в настоящее время так удалились от истинно христианской жизни, что даже нам странным кажется Священное Писание, когда говорится: и виде Адам Господа ходящаго в раю; и неоднократно в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Это все произошло оттого, что, мало-помалу удаляясь от простоты христианского ведения, мы под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам то кажется неудобопонятным, о чем древние христиане до того ясно разумели, что в самых обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми никому из собеседующих не казалось странным».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Примечания
- ↑ 12345Романов, Дмитрий
[www.nne.ru/news.php?id=342525 27 января — день кончины попечителя Серафимо-Дивеевского монастыря Николая Мотовилова]. Нижегородская епархия (27 января 2011 года). Проверено 27 апреля 2012. [www.webcitation.org/6BC1y2uy3 Архивировано из первоисточника 5 октября 2012]. - Владимир Мельник.
Под кровом Преподобного Серафима и воронежских Святителей (Летопись жизни Николая Александровича Мотовилова). 22.10.2005. - ↑ 1234567
[ns.nne.ru/saints/saints_07.php Благодетели Дивеевской обители]. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Проверено 27 апреля 2012. [www.webcitation.org/6BC1zIGi1 Архивировано из первоисточника 5 октября 2012]. - Светлана Высоцкая.
[www.nne.ru/smi/ev/article.php?id=345 Возрождение Саровских святынь]. Нижегородские епархиальные ведомости (№ 13 (178) за 2010 год). Проверено 27 апреля 2012. [www.webcitation.org/6BC1wi9rD Архивировано из первоисточника 5 октября 2012]. - Воропаев В. А.
[www.mosjour.ru/index.php?id=2053 Н. В. Гоголь и его окружение. Материалы к биобиблиографическому словарю] // Московский журнал. — 2014. — № 1 (288). - [www.4udel.nne.ru/index.php?id=773 Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. Глава 15. Дивное Дивеево]. Библиотека
. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Проверено 14 января 2015.
Отрывок, характеризующий Мотовилов, Николай Александрович
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного. – Пг’идет, не пг’идет Долохов, надо бг’ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами. – Место удобное, – сказал эсаул. – Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг’ами. И по выстг’елу… – Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее… В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. – Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул. – Он! он и есть! – Эка шельма, – сказал Денисов. – Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. – Ну ловок, – сказал эсаул. – Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор? – Это кто? – спросил Петя. – Это наш пластун. Я его посылал языка взять. – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.