Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник


Усть-Каменогорская епархия Русская православная церковь

Андреевский собор в Усть-Каменогорске

Основная информация
СтранаКазахстан
Площадь283,3 тыс. км²
Численность населения1 396 746
Епархиальный центрУсть-Каменогорск
Основана5 октября 2011 года
Количество приходов36[1]
Количество священнослужителей28
Кафедральный храмАндреевский собор (Усть-Каменогорск)
Сан правящего архиереяЕпископ
Титул правящего архиереяУсть-Каменогорский и Семипалатинский
Сайт[vko-eparhia.kz/ vko-eparhia.kz]
Архиерей
Правящий архиерейАмфилохий (Бондаренко)
с26 февраля 2012 года

Усть-Каменого́рская и Семипала́тинская епа́рхия

— епархия Казахстанского митрополичьего округа Русской Православной Церкви. Объединяет приходы в пределах Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

История

С 1911 по 1955 годы существовала епископская кафедра (до 1923 года — викарная) в Семипалатинске. В 1928—1937 годах она именовалась Семипалатинской и Усть-Каменогорской, в 1947—1955 годах Семипалатинской и Павлодарской[2].

Усть-Каменогорская епархия учреждена 5 октября 2011 года, будучи выделена из состава Павлодарской епархии. Епархиальным архиереем определено быть архиепископу Гавриилу (Стеблюченко)[3].

27 декабря 2011 года решением Священного Синода архиепископ Гавриил почислен на покой, а новым управляющим епархией избран игумен Амфилохий (Бондаренко), клирик Астанайской епархии[4].

История епархии

Павлодарская епархия Казахстанского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви, образована по решению Священного Синода от 6 октября 2010 года в пределах Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан как Павлодарская и Усть-Каменогорская епархия путем выделения из состава Астанайской и Алматинской епархии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2-4 февраля 2011 года утвердил это решение. После выделения по определению Синода от 5-6 октября 2011 года из состава Павлодарской епархии Усть-Каменогорской епархии титул архиерея был изменен на «Павлодарский и Экибастузский».

Фотоальбом «История Православия в Павлодарском Прииртышье»

Границы епархии совпадают с границами Павлодарской области Республики Казахстан. Кафедральный город – Павлодар. Кафедральный собор — павлодарский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Правящий архиерей – епископ Варнава (Сафонов; с 14 ноября 2010).

Епархия разделена на 3 благочиннических округа: Павлодарский (г. Павлодар, Аккульский, Павлодарский, Успенский и Щербактинский районы), Экибастузский (города Экибастуз и Аксу с сельскими регионами, а также Баянаульский и Майский районы) и Теренкольский (Теренкольский, Актогайский, Железинский и Иртышский районы).

В настоящее время в епархии действуют 23 прихода (18 самостоятельных и 5 приписных) и Петропавловский женский монастырь. В клире епархии состоят 23 священника и 4 диакона. При епархиальном управлении работают отделы: образования и катехизации, социального служения, тюремного служения, информационно-издательский. В епархии также действуют: комиссия по канонизации святых, дисциплинарно-ставленническая комиссия, попечительская комиссия и паломническая служба.

С 2002 года издается ежемесячная газета «Благовещение», которая после образования Павлодарской епархии получила статус епархиальной. Действует официальный интернет-сайт Павлодарской епархии.

Православие на земле Павлодарского Прииртышья

В XVIII веке на юго-западе Сибири и северо-востоке Казахстана стала создаваться система российских оборонительных линий из крепостей, форпостов и редутов, а также система военно-промышленных, военно-административных, торгово-хозяйственных центров. В 1715 году экспедицией под начальством подполковника И. Д. Бухгольца в урочище близ Ямышевского соленого озера (ныне озеро Калатуз) для защиты от кочевников основана Ямышевская крепость (ныне село Ямышево). В 1717 году между Омской крепостью и Ямышевской была заложена Железинская крепость (ныне село Железинка). Для обеспечения сообщения между крепостями были выстроены промежуточные форпосты: Осморыжский, Чернорецкий, Коряковский и другие. Впоследствии крепости и форпосты теряли свое военное значение и преобразовывались в станицы и поселки. Так, в 1838 году форпост Коряковский стал станицей, которая в 1861 г. получила статус заштатного города с наименованием Павлодар. В 1868 г. город стал уездным центром Семипалатинской области. В 1938 г. образована Павлодарская область с центром в Павлодаре.

Строительство храмов в Павлодарском Прииртышье осуществлялось одновременно с созданием крепостей и форпостов, освоением территории Павлодарского Прииртышья русским населением. Численность православных особенно увеличилась в результате массового переселения крестьян из внутренних российских губерний в ходе столыпинской аграрной реформы начала XX века.

В XVIII — 1-й половине XIX века приходы на территории Павлодарской епархии относились к Сибирской и Тобольской епархии (с 5 октября 1768 года Тобольская и Сибирская). В 1832 году (по другим данным в 1854 году) церкви на территории нынешней Павлодарской епархии были отчислены к образованной в 1832 году Томской епархии (с 25 мая 1861 года Томской и Семипалатинской). В 1895 году приходы Павлодарского уезда вошли в состав новообразованной Омской епархии (в 1913-1943 (по другим данным в 1913-1937) годах именовалась Омской и Павлодарской).

В Ямышевской крепости в 20-х годах XVIII века была построена деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в 1782-1783 годы освящен каменный храм с двумя приделами: во имя святителя и чудотворца Николая и святителя Димитрия Ростовского. В Железинской крепости к 1751 году существовала деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса. В 1765 году она сгорела. В 1772 году освящена новая деревянная церковь, а в 1793 году состоялось освящение построенной рядом с деревянной придельной каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1801 году здесь была освящена каменная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, а позже была устроена другая придельная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1824 году завершено строительство однопрестольной Пророко-Ильинской церкви в Песчанском форпосте (ныне село Песчаное Теренкольского района).

Одной из первых построек основанного в 1720 году Коряковского форпоста была небольшая казачья церковь. В 1841 году в станице Коряковской возведена деревянная Флоро-Лаврская церковь, сгоревшая в 1901 году. В 1868 году освящена каменная Свято-Стефаниевская церковь в станице Баян-Аульской (ныне село Баянаул). В 1893 году в Павлодаре построена церковь, которая сначала была приписной к Флоро-Лаврской, а в 1902 году получила статус собора во имя Святой Троицы. В кон. XIX века на городском кладбище Павлодара построена Воскресенская церковь, а в 1910 году на месте сгоревшей Флоро-Лаврской церкви состоялась закладка Владимирского собора, строительство которого было прервано первой мировой войной и революцией.

В 70-х годах XIX – начала XX веков построены: в 1870 году деревянная церковь во имя архангела Михаила в станице Урлютюпской (ныне село Урлютюб Железинского р-на), в 1875 году деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Матфея в станице Чернорецкой (ныне село Чернорецк Павлодарского района), в 1881-1885 годах деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла в поселке Пяторыжском (ныне село Пятирыжск Железинского р-на), в 1881-1887 годах деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Черноярском (ныне село Черноярка Павлодарского района), в 1906-1908 годах каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Осморыжском (ныне село Осьмерыжск Теренкольского района), в 1908 году деревянная Троицкая церковь в поселке Лебяжинском (ныне село Аккулы Аккулынского района), в 1909-1910 годах деревянная церковь во имя Святой Троицы в селе Александровском (ныне село Александровка Щербактинского района), в 1912-1914 годах каменный храм во имя благоверного князя Александра Невского в городе Иртышске (ранее поселок Красный Яр, ныне село Иртышск Иртышского района), в 1914 деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца в поселке Гавриловском (впоследствии село Гавриловка Павлодарского района, ныне не существует), в 1913-1916 годы каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Ермак (ныне город Аксу). В начале XX века во многих населенных пунктах Павлодарского уезда были открыты молитвенные дома.

В 1895-1917 годы на территории нынешней Павлодарской епархии действовал миссионерский стан Киргизской духовной миссии, который сначала находился в поселке Черноярском, а в 1907 году был перенесен в поселок Александровский Павлодарского уезда. В Памятной книжке Семипалатинской области на 1898 год также упоминается Баян-Аульский стан.

С установлением советской власти начался процесс закрытия храмов и молитвенных домов, церковные здания передавались под размещение культурных и хозяйственных учреждений.

Во 2-й половине 30-х годов была разрушена Воскресенская церковь и разобран на кирпич Троицкий собор в Павлодаре. Были разрушены многие другие храмы. К концу 30-х годов XX века в Павлодарском Прииртышье не действовала ни одна церковь, не было зарегистрированных приходов. Омская кафедра вдовствовала с 1937 по 1946 годы.

В 30-х годах ХХ века Павлодарское Прииртышье стало местом ссылки многих осужденных священнослужителей, монашествующих и мирян. В 1937-1938 годы многие из них были повторно арестованы и расстреляны. Известно несколько следственных дел, открытых в отношении православных верующих в Павлодарском Прииртышье. Среди прославленных Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года новомучеников и исповедников имена 24 верующих, погибших на землях Павлодарского Прииртышья. Они составляют Собор новомучеников Павлодарских. Ежегодно 28 ноября (15 ноября ст. ст.), в день церковной памяти священномученика Петра (Конардова) и мученика Григория (Долинина) в Павлодарской епархии отмечается память Собора новомучеников Павлодарских. В этот день в кафедральном храме совершается Божественная литургия собором духовенства Павлодарской епархии и крестный ход.

В 1948 году территория нынешней Павлодарской епархии вошла в состав Семипалатинской и Павлодарской епархии, которая, после ликвидации в 1937 году, была возобновлена выделением из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии территории Семипалатинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. В 1955 году Семипалатинская и Павлодарская епархия была ликвидирована, а ее территории вошли в Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию (до 1991 г.), затем в Алматинскую и Семипалатинскую (1991-1999 гг.) и Астанайскую и Алматинскую (1999-2010 гг.).

В 1944 году, после обращения верующих к властям, в Павлодаре была зарегистрирована Христорождественская православная община с предоставлением ей молитвенного дома. В 1945 — начале 50-х годах приход и молитвенный дом во имя благоверного князя Александра Невского действовали в селе Иртышск. В 1978 году в Экибастузе зарегистрирована община и приобретен молитвенный дом, который 1 октября того же года был освящен во имя преподобного Серафима Саровского.

В 90-х годах XX века в Павлодарском Прииртышье активизировалось строительство храмов и открытие приходов. В 1999 году в Павлодаре завершено строительство и состоялось освящение Благовещенского собора, получившего статус кафедрального. Также в 90-х годах XX века построены и освящены храмы: во имя Живоначальной Троицы в селе Железинка, Трехсвятительский в селе Качиры (ныне Теренколь), во имя Всех святых в земле Российской просиявших в поселке Солнечном; открылись молитвенные дома в городе Аксу, селах Актогай, Жамбыл, Иртышск, Константиновка, Павлодарское, Успенка, Щербакты, поселке Ленинский. В 2000 году освящен Иверско-Серафимовский собор в Экибастузе. В 2003 году построены Воскресенский храм в Аксу и Успенская церковь в селе Успенка.

Храмостроительство продолжилось и после образования Павлодарской епархии: в 2015 году возведен Троицкий храм-часовня в селе Александровка на месте уничтоженной в 30-х годах XX века Троицкой церкви, в 2021 году завершено строительство храма во имя архистратига Михаила в Павлодаре, в 2021 году освящена Иоанно-Предтеченская церковь в селе Орловка Щербактинского района. Завершается восстановление разрушенного храма во имя благоверного князя Александра Невского в селе Иртышск.

Ссылки

  • другие страны Аргентинская • Бакинская • Берлинская • Брюссельская • Будапештская • Венская • Виленская • Гаагская • Корсунская • Сурожская
    Автономные церкви
    Китайская ПЦ Пекинская • Синьцзянская • Тяньцзиньская • Харбинская • Шанхайская
    Японская ПЦ Киотоская • Сендайская • Токийская
    Самоуправляемые церкви
    Украинская ПЦ Александрийская • Балтская • Белоцерковская • Бердянская • Бориспольская • Винницкая • Владимир-Волынская • Вознесенская • Волынская • Горловская • Джанкойская • Днепропетровская • Донецкая • Житомирская • Запорожская • Ивано-Франковская • Изюмская • Каменец-Подольская • Каменская • Киевская

    • Кировоградская • Конотопская • Кременчугская • Криворожская • Луганская • Львовская • Могилёв-Подольская • Мукачевская • Нежинская • Николаевская • Новокаховская • Овручская • Одесская • Полтавская • Ровенская • Ровеньковская • Роменская • Сарненская • Северодонецкая • Симферопольская • Сумская • Тернопольская • Тульчинская • Уманская • Феодосийская • Харьковская • Херсонская • Хмельницкая • Хустская • Черкасская • Черниговская • Черновицкая • Шепетовская

    ПЦ Молдовы Бельцкая • Единецкая • Кагульская • Кишинёвская

    • Тираспольская • Унгенская

    Латвийская ПЦ Даугавпилсская • Рижская
    Эстонская ПЦ Нарвская • Таллинская
    РПЦЗ Берлинская • Великобританская • Восточно-Американская • Женевская • Монреальская • Сан-Францисская • Сиднейская • Чикагская • Южно-Американская
    Экзархаты
    Белорусский экзархат Бобруйская • Борисовская • Брестская • Витебская • Гомельская • Гродненская • Лидская • Минская

    • Могилёвская • Молодечненская • Новогрудская • Пинская • Полоцкая • Слуцкая • Туровская

    Митрополичьи округа
    Казахстанский Астанайская

    • Карагандинская • Кокшетауская • Костанайская • Павлодарская • Петропавловская • Уральская • Усть-Каменогорская • Чимкентская

    Среднеазиатский Бишкекская • Душанбинская • Ташкентская

    • Патриаршие приходы в Туркмении

    Патриаршие приходы Московского Патриархата
    Италия • Канада • США • Финляндия

Свято-Покровский Приход Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии

Рубрикатор предприятий и услуг

Категория: Храм Усть-Каменогорский Свято-Покровский

Адрес: г.Усть-Каменогорск, пос. Мирный, ул. Акмолинская,110 Проезд автобусом №42, №13 остановка Церковь Тел., 8 (7232) 781-524 Email: Алексей Анищенко www.blago-pokrov.kz

Дата обновления: 03.02.2021

Печать Написать нам

На карте

«Свято-Покровский Приход Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии»

Храм открыт для прихожан ежедневно с 8-00 до 18-00, а в ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ до 19-00; во время совершения ночных служб Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения Господня-круглосуточно.

ЛИТУРГИЯ в Свято-Покровском храме, а накануне её вечернее богослужение совершаются еженедельно в субботние и воскресные дни, а также все Великие седмичные дни, праздники, Дни памяти чтимых святых и полиелейные службы.

В первую, Страстную седмицы Великого поста и Пасхальную седмицу уставные богослужения проходят ежедневно.

Время совершения богослужений: молебен 8-00, чтение часов с 8-40, Божественная Литургия в 9-00, вечернее богослужение 16-00 (в летнее время от Антипасхи до Праздника Покрова Пресвятой Богородицы); 15-00 (в зимнее время).
Призываем меценатов, благотворителей, бизнесменов, предпринимателей, прихожан и просто неравнодушных людей оказать посильную благотворительную помощь для поддержания жизнеспособности нашего Свято-Покровского прихода (поселок Мирный), благоустройства территории. Сегодня средств на весь спектр работ собрано немного. Очень рассчитываем на Вашу поддержку и помощь. Комплекс работ будет включать в себя планировку, мощение брусчаткой, озеленение культурными насаждениями. Пожертвования можно вносить через регистратора иконной лавки( с записью имен, предложенных вами для молитвенного поминовения о здравии и о упокоении).
Надеемся на Ваше милосердие и понимание. Будем рады любой посильной помощи.

Приглашаем Вас посетить наш приход, который верим с Вашей помощью станет украшением нашего города.

Свои пожертвования Вы можете перечислить на счет:

МПРО «Усть-Каменогорский Свято-Покровский Приход «Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии

KZ41914102203KZ000LY

БИН 911240000940 ДБ АО «Сбербанк»

БИК SABRKAZKA

КБЕ 18

БИН банка 930740000137

В случае невозможности посещения храма для подачи записи имен, предложенных вами для молитвенного поминовения о здравии и о упокоении ПРЕДЛАГАЕМ отправить информацию на WhatsApp +7 708 673 3243 Кирилл и перевести пожертвования на счет карты Каспий голд 5169 4931 3998 6189 Алексей Анищенко

На карте

Отрывок, характеризующий Усть-Каменогорская епархия

– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение. – Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения. – Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту. С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем , теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними. В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]