В водах Эгейского моря на востоке Греции расположился полуостров. Самая высокая его точка, Святая Гора Афон, считается символом православного монашества. На полуострове находится 20 монастырских обителей, живущих по своим законам. Новый день здесь начинается с заходом солнца, а женщинам до сих пор запрещают появляться на священной земле.
Афонские монахи
Монахи Святой Горы являются гражданами греческого государства. Монахи-иностранцы, прибывшие сюда из других стран и являющихся иностранными подданными, автоматически получают греческое гражданство. Все монахи освобождаются от военной службы.
Стать монахом может каждый православный христианин, которому уже исполнилось 18 лет. Для этого ему нужно прийти в монастырь, который он выбрал, и предстать перед игуменом, чтобы заявить о своём добровольном желании посвятить себя монашеской жизни.
В особножительных монастырях можно предстать перед наблюдателем или управляющим монастыря. В таком случае молодой человек становится послушником не самого монастыря, а его управляющего. Также можно заявить о своём решении старцу какого-либо зависимого учреждения. В любом случае, с этого момента человек становится послушником. Срок послушания, согласно древним традициям, должен составлять 3 года, но сегодня ограничен двумя годами или одним годом. Послушник носит подрясник с кожаным ремнём и выполняет назначенные ему работы. Главная задача старца или управляющего монастырём — это подготовка послушника к общей жизни монахов и посвящению себя Богу.
После окончания срока послушания, если послушник твёрд в своём решении и будет сочтён достойным своим духовным руководителем, священнослужитель зовёт его в храм монастыря или зависимого учреждения, произносит молитву и остригает волосы. Такие монахи называются рясофоры и представляют собой первую степень монашества. Они всё ещё могут вернуться к мирской жизни без особых последствий. Желающие могут продолжить свой духовный путь и получить официальное благословение малой схимы. Рясофорный монах вступает в царские врата, где предстаёт перед игуменом и заявляет о своём желании продолжить монашеский путь. Он даёт обет безбрачия, бедности и послушания, после чего проходит ещё один обряд пострига.
Теперь монах навсегда потерян для мира, в знак чего он теряет свою фамилию, как связь со своей семьёй, и заменяет её на название монастыря. От своего личного имени монах оставляет только первую букву.
Три главных обета монаха тесно связаны с тремя главными добродетелями: безбрачием, послушанием, бедностью. Нарушение требования безбрачия карается потерей монашеского сана. Монах должен во всём слушаться старца и руководство монастыря и беспрекословно исполнять все их указания; в случае неподчинения назначаются соответствующие карательные меры. Обет бедности касается времени после прихода в монастырь, т.е. если у монаха была ранее своя собственность, которая досталась ему по наследству или каким-либо другим способом, это правило на неё не распространяется, но предполагается, что монах распорядится своей собственностью в соответствии с христианскими принципами. Собственность, перешедшая к монаху после пострига, по его смерти отдаётся монастырю.
Постриг монаха сегодня имеет скорее символическое значение, но раньше монахи стриглись регулярно, а нестриженными оставались только те, что были наказаны за своё непослушание, либо монахи-странники.
Третьей степенью монашества является Великая Схима, предназначенная для немногих, которые принимают её уже в преклонном возрасте, т.к. она предполагает самую строгую аскезу. Облачение схимника состоит из аналава (небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии) и куколя (монашеский головной покров, похожий на капюшон). Аналав сегодня носится всё реже, а головной убор постоянно — в храме и в трапезной.
Монахи, рукоположенные в церковный стан, не представляют собой какой-либо отдельной класс монашества. Рукоположение на Святой Горе могут получить только монахи-святогорцы после решения своего монастыря, но такой возможности лишены миряне и монахи с территорий за пределами Святой Горы. Рукоположение совершает епископ, которого приглашают сюда специально с этой целью.
Игумен — партизан
Отец Герман Димакис по прозвищу Папа Нетерпеливый стал самым знаменитым монахом — партизаном. Он сражался и одновременно служил военным священником в Народно-освободительной армии Греции.
Как раз командующий армией Арис Велухиотис дал отцу Герману прозвище за храбрость и постоянное желание воевать. Отец Герман родился в 1912 году и при рождении получил имя Георгиос, а Германом его назвали при рукоположении в дьяконы.
К началу итало-греческой войны, с которой для Греции началась Вторая мировая, Герман уже был игуменом монастыря Агафон в Ипати, в регионе Фтиотида. Когда началась германо-итало-болгарская оккупация Греции, отец Герман вступил в про-коммунистический Национальный Освободительный Фронт, а в 1943 году познакомился с Велухиотисом и вступил в партизаны. Он призвал туда преследуемых нацистами митрополитов Козани Иоакима и Элиды Антония.
Когда в Грецию вошли англичане и де-факто захватили власть, Народно-освободительная армия развернула оружие против них. Вскоре было сформировано правительство Пластираса, с которым освободительное движение заключило Варкизское соглашение о прекращении огня и разоружении. Левые патриоты были обмануты. Их сразу же начали преследовать правые монархисты. В 1946 году, во время белого террора, отца Германа пытали правые банды, затем и Черные полковники преследовали его за связь с коммунистами, но с Божьей помощью отец Герман прожил 92 года и преставился в 2004-ом в городе Ламия.
Смотрите также: Контуринг: как изменить форму лица без косметики и оживить волосы без ножниц
Жизнь монахов на Афоне
На Святой горе Афон существует несколько способов определения времени. Кинот, монастыри и зависимые от них учреждения следуют старому юлианскому календарю, в то время как патриархия около 60 лет назад приняла исправленный григорианский календарь.
Что касается времени на часах, монастыри Ватопед и Святого Пантелеймона, также как государственные и мирские службы, следуют привычному здесь распорядку дня, когда день начинается в полночь. Монастырь Иверон отсчитывает свои сутки с восходом солнца, в то время как другие 17 монастырей, также как Кинот, следуют византийским часам, согласно которым день начинается с захода солнца. Конечно, теоретически эти монастыри должны переводить стрелки часов каждодневно, а также каждую неделю, чтобы начинать свой отчёт с восхода или заката.
Сутки жизни монаха на Афоне разделены на три части по 8 часов, первая из которых посвящена молитве, вторая — работе и третья — отдыху. Тем не менее, некоторые виды деятельности — например изучение священных текстов — могут занять более 8 часов и являться одновременно молитвой, отдыхом и работой. Время на принятие пищи обычно включено во время отдыха.
Ниже представлена программа монастырей 2 типов, переведённая на мирские часы.
Как современная наука объясняет феномен долголетия монахов?
Фото: Flickr.com
Исследованием причин долголетия занимаются мирские ученые, которым объяснение Божественной воли и особого Божьего благоволения к монахам не является достаточным аргументом.
Так, профессор Салоникийского университета в Греции, Хараламбос Аидонопулос проводил исследование образа жизни, диеты и распорядка дня Афонских монахов. Кроме этого, объектом исследований профессора были заболевания, которыми страдают монахи на протяжении жизни в монастыре. В результате длительных наблюдений он написал доклад для выступления на медицинской конференции «Здоровье и диета». В своем выступлении он подчеркнул:
«Традиционная диета и каждодневный умеренный образ жизни монахов, соединенный с физическим трудом и регулярной молитвой, приводит к тому, что среди них очень редко встречаются раковые заболевания»
Кроме этого, ученый согласен с тем, что ясный ум и физическая активность до 90-летнего возраста дается монахам по причине того, что они обособлены от мира, живут по строгому распорядку и блюдут целомудрие. Ведь на Афон по сей день запрещен вход для женщин. Жители Святой горы очень активны, передвигаются пешком, много работают физически и много молятся. И этот образ жизни в совокупности с благодатным климатом дает им преимущества над теми, кто живет в том же климате, но подвержен пагубным привычкам.
Время Святого Афона расписание жизни монастырей
Общежительные монастыри
Полночь | Подъём |
00:05 — 01:00 | Канон (300 поклонов) |
01:00 — 04:00 | Утреня служба |
04:00 — 05:30 | Отдых |
05:30 — 06:00 | Подъём |
06:00 — 07:30 | Служба |
07:30 — 08:00 | Общая трапеза |
08:00 — 12:00 | Послушание |
12:00 — 14:00 | Отдых, чтение |
14:00 — 15:30 | Послушание |
15:30 — 16:30 | Вечерня |
16:30 — 17:30 | Общая трапеза |
17:30 — 18:00 | Свободное время |
18:00 — 18:30 | Закрытие ворот/ночная молитва |
19:00 — 24:00 | Сон |
Особножительные монастыри
04:00 | Подъём |
04:10 — 06:30 | Утреня служба |
06:30 — 07:00 | Трапеза в частном порядке |
07:00 — 10:00 | Общее послушание |
10:00 — 12:00 | Частное послушание, чтение |
12:00 — 13:00 | Обед в частном порядке |
13:00 — 15:00 | Отдых |
15:00 — 16:00 | Вечерня и повечерие |
16:00 — 18:00 | Монастырское послушание и свободное время |
18:00 — 19:00 | Трапеза |
19:00 — 21:00 | Чтение |
21:00 — 22:00 | Канон в частном порядке |
22:00 — 04:00 | Сон |
Богослужение
Молитва монахов, также как и всех остальных православных христиан, делится на частную и общую.
Основой частной молитвы является упоминание имени Господа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного». В общежительных монастырях молитва совершается всеми монахами, собравшимися для этого в главном храме, но беззвучно. В особножительных монастырях эта молитва может совершаться как в частном порядке, так и при общем собрании. В целом, монахи особножительных монастырей имеют большую свободу. Вне зависимости от того, совершается эта молитва в храме или в келье, она окрыляет душу монаха, взмывающую в заоблачные выси, если она чиста. Это беззвучная, исихастская молитва.
В каждодневные совместные молитвы входят молитвы на рассвете, в обед, на закате, в полночь, а также в часы: первого, третьего, шестого, девятого и молитвы на службе. Все они совершаются ночью, т.е. в часы, когда миряне предаются отдыху. В праздничные дни программа меняется коренным образом: ещё бóльшее количество времени уделяется молитве. В великие праздники, которых в году насчитывается около 50, на непрекращающуюся молитву отводится 15 часов, начиная с 8 вечера и заканчивая в 11 утра следующего дня.
Панихида совершается во всех монастырях во времена праздников или поминовения великих святых. Панегирик, или праздничная служба, совершается в память лиц или событий, которым посвящён каждый монастырь, скит или келья Святой Горы, а также некоторым святым, которые монашествовали здесь. Существуют более 240 святогорских мучеников и святых.
Святогорская музыкальная традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, и во многом обязана Иоанну Кукузелису, который служил при дворе византийского императора но, разочаровавшись в мирской жизни, прибыл на Афон около 1300 года. Здесь по достоинству оценили его музыкальный талант, а он записал новые мелодии. Здесь, на Афоне, как ни в одном другом церковном центре, сохранилась настоящая Византийская музыка. Ею занимаются в некоторых кельях на окончании полуострова. Слушать хоровое пение монахов под византийские мелодии — это ни с чем несравнимое удовольствие.
Окружение монастырского храма, вся его конструкция, его выдержанное освещение, его священные фрески, а также монашеское восприятие жизни, находящееся вне времени, возносят монахов и посетителей мирян над всем земным.
Следует отметить, что монахи особо почитают пресвятую Богородицу. Каждый монастырь может рассказать какую-то свою легенду или предание о небывалой заботе, которую Она проявила в отношении храма, часовни или всей обители. Многие монастыри располагают Её чудотворными иконами. Сами монахи называют Святую Гору садом Богородицы и считают Её его царицей. Это единственная женщина, для которой есть место на Афоне.
Монастыри Метеоры
Конечно, монахи из труднодоступных монастырей Метеоры не могли не участвовать в Сопротивлении. С самых первых дней греко-итальянской войны монахи занялись снабжением, финансированием, укрытием, лечением активных бойцов. Некоторые монахи и послушники влились в их ряды.
Смотрите также: У процедуры посещения джакузи есть отрицательные стороны
В крупнейшем монастыре Мегало Метеоро есть Музей Сопротивления в бывшей трапезной, который рассказывает о героизме монахов в годы Второй мировой войны. Монастыри пострадали от налетов и бомбежек фашистов, не без оснований подозревавших монахов в сотрудничестве с партизанами. Особенно досталось Монастырю Святого Стефана, который наиболее доступен из всего скального монастырского района.
Чтение
«Пиши, читай, пой, воздыхай, безмолвствуй, молись». Многие паломники удивляются и даже выражают эти удивления письменно в своих заметках, но на Афоне действительно много читают, некоторые с особой страстью, т.к. чтение является единственной заменой внешнему миру, от которого отказались монахи. Так или иначе, чтение — это продолжение молитвы, так же, как и письмо. Когда монахи пишут, они молятся; также усердной молитве они предаются, когда занимаются каллиграфией. Следует отметить, что слово «писать» имеет мало общего с сочинительством, т.к. трудно представить, что все монахи являются отличными писателями. Безусловно, речь идёт о переписи книг.
Чтение предусмотрено даже в часы трапезы. В таких случаях читается житие святых, панегирики и некоторые другие книги отцов церкви. Личные библиотеки монахов всегда украшают Священные Писания и труды святых отцов. Для монахов недостаточно использовать Священное Писание только в богослужении — также они изучают его и в частном порядке. Некоторые знают содержание Ветхого и Нового Завета наизусть. Монахи изучают также новейшие богословские и философские труды, и лишь немногие из них читают книги другого содержания. Тем не менее, художественную литературу также можно найти в местных библиотеках. Т.к. монашеская жизнь считается следующей стадией после мирской, то литература, имеющая отношение к миру, перестаёт представлять интерес для монаха, хотя её чтение не запрещено.
Побег в Афины
Героизм греческих монахов отображен и в знаменитом фильме «Бегство к Афине» с Роджером Муром. Там рассказывается о том, как военнопленные союзники в лагере на греческом острове занимаются археологическими раскопками. Против немцев в фильме как раз монах Зено и его бойцы сопротивления. Они используют как прикрытие местный бордель. Зено также находится на связи со штабом союзников (кстати, один из монастырей Крита — Капса — использовался как основная точка радиосвязи союзников). Ему поручено организовать восстание в лагере, что он и делает, однако помощь союзников задерживается, и он с освобожденными должен захватить гарнизон на горе Афина. Монах героически исполняет сложнейшую задачу.
источник
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Послушание
Все на Святой Горе трудятся. Монахи аскеты в кельях заняты, как правило, занимаются сельским хозяйством, виноделием и другими работами, в то время как обитатели калив и исихастириев заняты ручным трудом, т.е. производством, например, предметов резьбы по дереву. Некоторые кельи тесно связаны с искусством и достигли больших высот в музыке и живописи.
Служители монастырей исполняют работы, связанные со всеми аспектами жизни их обителей, а также с богослужением, содержанием реликвий, обслуживанием братства и паломников, возделыванием садов и уходом за деревьями. Следует отметить, что уменьшение числа монахов значительно препятствует выполнению необходимых работ, а увеличение числа посетителей в летние месяцы делает эту задачу ещё более трудной. С этой целью монастыри с небольшим количеством монахов вынуждены нанимать на службу мирян — в основном для внешних работ.
На сегодняшний день в общежительном монастыре предусмотрены следующие должности:
- игумен, наблюдатель, представитель, секретарь, библиотекарь, дикей, казначей, ризничий, архивариус, дьякон, певчий, чтец, зажигатель свечей, экскурсовод, кладовщик, повар, пекарь, врач, ночной сторож, лесник, дровосек, винодел, садовод и некоторые другие.
Без сомнения, малочисленные монастыри не имеют возможности назначить одного из монахов на каждую должность, поэтому зачастую одно лицо может исполнять сразу несколько функций. Похожие должности предусмотрены и в особножительных монастырях.
Питание
Строгая диета святогорца не отличается разнообразием; основу афонской кухни составляют хлеб, оливковое масло, вино, оливки, овощи.
Монахи киновиальных монастырей и большого числа калив принимают пищу два раза в день — утром и в обед — только несколько дней в неделю; в понедельник, среду и пятницу предусмотрен один приём пищи в день. Во время поста монахи едят один раз в день на протяжении всех его дней. Также стоит отметить, что пища готовится без употребления масла, которое разрешается только в субботу и воскресенье. Эти монахи никогда не едят мясо, а рыбу употребляют только в дни великих праздников.
Пост монахов исихастов ещё более строгий. Монашеская диета предусматривает поддержание необходимых физических сил, но не чревоугодие. Монахи особножительных монастырей, келий и небольшого числа калив принимают пищу два раза в день, также придерживаясь скромной диеты. Приём пищи в монастыре представляет собой священный обряд, продолжающий божественную литургию; именно поэтому трапезные были построены таким образом, чтобы их вход находился напротив входа в главный храм. Монахи входят в трапезную процессией, а главными обязательными атрибутами каждой трапезы являются молитва, внимание и восприятие текстов, которые произносит чтец.
Гостеприимство
Все монастыри являются по своей сути благотворительными организациями или центрами филантропии. С начала своего создания церковь всегда проявляла заботу о страждущих.
Несмотря на то, что Святая Гора Афон находится вдалеке от мира, последний постоянно посылает туда своих представителей. Посетителей Святой горы можно разделить на несколько категорий: те, кто прибывает сюда для духовного отдохновения, изучающие, любопытные и просто туристы.
Эти территории могут посетить миряне мужского пола. Они имеют права проживать в любом монастыре, если есть такая возможность, и оставаться на Афоне столько, сколько времени отвела на это Эпистасия (специальная комиссия), отметив своё решение в разрешении на пребывание (диамонитирион). Обычный срок пребывания на Святой Горе составляет 4 дня. Только православные христиане могут приехать сюда на постоянную работу. Список предлагаемых работ на Афоне не так велик: мастер, строитель, фермер, служащий. Количество мест ограничено. По специальному разрешению патриархии или министерства иностранных дел возможно пребывание учёных в течение более длительного промежутка времени для исследования в библиотеках и архивах в храмах и других зданиях.
Несмотря на то, что на сегодняшний день монастыри не столь богаты, они готовы предоставить все необходимые средства, чтобы выказать гостеприимство. В монастырях даже есть специальные здания, рассчитанные на гостей, которые называются «архондарики» и являются по сути гостиницами. Именно здесь остановится паломник, где ему предложат угощение: бокальчик местного вина и какую-нибудь сладость. Здесь же, в монастыре, они будут принимать пищу и ночевать. Отсюда открывается вид на всё величие природы святой горы, раскинувшееся перед ней море и на бескрайнее небо.
Понятие гостеприимства — это нечто бóльшее, чем просто стол и ночлег. Монахи проводят посетителей по зданиям, показывают святые мощи, сокровища монастырей и их библиотеки. Монахи отдают странникам самое ценное, что у них есть — свою любовь и заботу.
#Семейные#Путешествия
Россия, Адыгея, Хамышки, гора Монах, 1062.9м, 22 мая 2018
Тропа: маркирована плохо, кое-где до вершины и немного на спуске, переход до дольменов не маркирован вообще. Обязательно иметь карту в телефоне. Покрытие тропы — грунтовая, местами открытая порода. Хорошо набита почти на всем протяжении. После дождя на подъеме будет скользко. Возможно — очень скользко. Вода: есть родник на половине подъема и наверху у грота. Качество воды сомнительное, лучше кипятить. На обратном пути воду можно набрать только у водопада, а это — половина от спуска. Больше воды на маршруте не замечено. Берите с собой. Палки: трекинговые палки. Тому, кто несет ребенка — обязательно на всем протяжении. Остальным — рекомендуется при наборе высоты. Транспорт для ребенка: несли в эрго-рюкзаке Manduca (спереди) Еда: сухпай несли с собой для себя и ребенка Рюкзаки: на троих были рюкзаки на 20 литров и на 4 литра. Нормальная конфигурация для троих. Больше не надо. Меньше тоже. Доп снаряжение: подъем и спуск достаточно круты и могут даже в сухом виде доставить неприятности — 20 метров основной альпинистской веревки (при походе с ребенком) будут очень полезны.
Требование к физ.подготовке: способность нести ребенка в переноске до 20 км по пересеченной местности, плюс — преодолеть 450 метров набора высоты за 3 километра.
Эвакуация: людей на маршруте не встретили. Связь есть не везде. Спуск с вершины сильно сложнее подъема. Или пройти весь маршрут целиком.
Трек на strava: ссылка Набор высоты: 445 м Дистанция: 10.7 км Максимальная высота: 1057 м Время: 6,5 часов
На старте главное встать на правильную тропу. Она начинается метрах в двадцати от асфальтовой дороги, перед мостом через речку Бзыха (если ехать со стороны Даховской). По состоянию на май 2018 прямого подъезда к точке старта не было. Техническая дорога, отмеченная на картах, перекопана. Въезд на нее невозможен. Машину оставили на окраине Хамышек.
Правильная тропа резко уходит вверх. Палки расчехляем и настраиваем сразу на старте. Если палок нет — тут же режем бук или орешник на палки или посохи. И вперёд, вверх!
1. Вершина горы монах. Идем на нее.
Пройдя первые 80-100 вертикальных метров настоятельно рекомендую остановиться, прислушаться к себе и трезво оценить свои силы. Оставшиеся 350 метров будут круче и жестче. Особенно, если склон мокрый, а вы с ребенком на спине/животе. Но мы прошли.
Веревку (если она есть) так же стоит сразу переложить поближе. А вот камеру можно убрать. Снимать почти до самой вершины абсолютно нечего. Лучше сосредоточиться на подъеме
2. Первый привал
Первая остановка — пересыхающий ручей около “дерева на камне”. В мае он тек тонкой струйкой. В июне, скорее всего, его не будет вовсе.
3. Дерево на камне
4. Тропа
Гора очень зеленая. Это и плюс (не жарко), и минус (за листвой ничего не видно). Упомянутая веревка может понадобится примерно на 250-ом вертикальном метре. Следуя по тропе вы упретесь в очень гладкий выход породы. Он не представляет затруднений, если сухо и на вас не висит ребенок. В противном — случае лучше использовать веревку (так надежнее), хотя мы смогли обойтись и без нее (не самое приятное ощущения).
5. В этом месте сворачиваем с тропы направо
Как только вы увидели перед собой “сыр” — веревку можно убирать в рюкзак, а камеру доставать. До вершины осталось метров пятьдесят, а к красивостям вы уже пришли.
6. Сыр!
Стенка с дырочками типа “сыр” — самое живописное, что есть на маршруте. И единственное, если вы идете “на Монаха и обратно вниз”.
7. Тропа к месту привала
Смело снимайте рюкзаки — первый привал!
8. Под корнями дерева — родник
Вокруг вас достаточно большая площадка, на которой можно разместиться с комфортом. Есть оборудованные костровища, постоянный родник, куча плоских камней, на которых можно сидеть, лежать, использовать как стол.
9. Еще сыр
10. Народное творчество
Отдельно интересно разглядывать следы народного творчества — порода мягкая, а наш человек любит чего-нибудь нацарапать в свободную минуту.
Но самое красивое — порода с дырками.
11. Самое живописное место на Монахе
12. Лазать по камушкам — одно удовольствие!
13. Виды сыра
14. Следы рептилоидов
15. Сыр «Российский»!
16. Условная смотровая площадка
Есть условная смотровая площадка. С нее не видно ничего вообще (не считать же “видом” кусочек поселка Хамышки и реки Белая). Судя по карте, правильная смотровая находится метров на двадцать выше (но мы ее не видели). Именно к ней идет набитая тропа (ну как “набитая”), которая осталась у вас по левую руку (с нее вы свернули).
17. Наглядное свидетельство существования рептилойдов: разве в природе прямые углы сами могут образоваться?
Мы пошли смотреть “грот”, то есть вправо по номинальной тропинке и дали изрядный крюк по кустам. Его видно на треке.
18. Видите тропу? А она есть!
Не рекомендую идти этой тропой. Тропинка очень условная, пробираться по кустам — никакого удовольствия, а главное — смысла.
19. Типа «грот», который кострище-помойка
Грот из себя представляет помойку-костровище, внимания не заслуживает.
Предполагаемый поворот тропы к смотровой площадке (см. трек) мы так и не нашли.
Двинулись по прямой к вершине (по версии OSM). На середине пути (на треке видно “дрожание”) наткнулись на отличную поляну под буками (отлично подойдет для разбивки лагеря), на которой тут же устроили большой обед, переходящий в семейный совет.
20. Любая тропа требует разведки на месте (даже если она на карте обозначена как «автомагистраль»)
Спускаться вниз тем же путем несколько напрягало. Уж очень скользко было на тропе. Четыре сотни метров вниз на попе с ребенком показались не самым лучшим развлечением. Эх, была бы веревка! (именно после этого трека пришло понимание, что в горах веревка рюкзак не тянет, даже в Адыгее) Но веревки не было.
21. На пути к вершине
Альтернативой было спускаться через в обход через дольмены (44.12927, 40.09571). Карта обещала сильно более пологий спуск, упомянутые дольмены, пару водопадов (44.1182, 40.10118) и крюк километров в десять.
Времени впереди большая часть светового дня. Так что — выбираем длинную прогулку в обход.
22. Высота взята! Но куда же теперь?
Но сначала — отметиться на вершине. Точка в точку попадать откровенно лень, тем более, что только-только нашли нечто похожее на тропу. Ограничиваемся показаниями OSM, которые превышают высоту горы (альтиметр на часах показывал 1053 м).
Поздравляем друг друга с горой (ребенок мирно дремлет после обеда) и … теряем тропу. То есть по карте судя мы на ней, а по факту мы в кустах. Немного плутаний не приносят результатов. Тропы нет. Решаем идти напролом по азимуту. Ориентир — техническая дорога (она видна даже на спутниковых снимках). Через 10 минут дорога находится..
Дальнейший путь, около трех километров до дольменов, проходит по упомянутой дороге, которая становится все более проходимой по мере приближения к ним. И уж совсем “автострадой” непосредственно около них. Когда-то тут ходили «шишиги» (судя по колее), потом УАЗы. Сейчас лесников пересадили на квадроциклы и лошадей. А может это не лесники вовсе.
23. Дольмены
На снимках от дольменов осталась лишь табличка. Сами дольмены не имеют ничего общего с традиционной “конурой из камней”. Комплекс выглядит как размытое кладбище. Каменные могилы со снятыми крышками. Снимать нечего. Смотреть без, с позволения сказать, погружения в тему тоже.
Обратите внимание, дольмены находятся несколько в стороне от дороги. К ним ведёт неброская тропинка. А дорога упирается в большую поляну со следами регулярного пребывания людей (кострища, следы установки палаток, деревянный стол и некоторое количество мусора). Не промахнетесь. Там же развилка. Служебная дорога уходит в сторону горы Ведьмин холм и выводит на трассу Даховская — Лаго-Наки. Тропа уводит обратно в Хамышки через водопады. Воду на поляне не видели, но, возможно, она там есть.
Короткий привал. И вниз, по тропе. Наша цель — спуститься и закольцевать маршрут.
От дольменов до водопадов топать километра три. Тропа хорошая, набитая, даже достаточно пологая, не то, что при подъеме на Монаха, сложности не представляет. Почти.
Метров за триста до водопадов (напомню, что мы идем сверху вниз) склон становится все более крутым, появляется реальная опасность уехать по склону при срыве. Под ногами грунт, но еще по-майски мокрый, скользит предательски внезапно.
Скорость передвижения падает до уровня больной улитки после плотного обеда. Зайчишкина идет впереди — проверяет дорогу. Я несу ребёнка, неторопливо проверяя палкой каждый шаг. Перед глазами проносится физически ощущаемая сценка покупки двадцати метров основной веревки… (которая будет куплена только через месяц…) До кучи дочка окончательно просыпается и громко выражает свое отношение к происходящему.
Визуально тропа просматривалась только метров на двадцать вперед. Описания ее (кроме упоминания о ее проходимости взрослым) при планировании найти не удалось. В какой-то момент останавливаемся и всерьез рассматриваем возможность развернуться в обратную сторону.
24. Бешеным туристам с ребенком десять верст — не крюк. Вооон от туда мы спускаемся!
Но топать обратно на г. Монах и спускаться через нее — нет особого желания, выходить через г. Ведьмин Холм — тем более и времени в запасе еще много. Но с другой стороны, вокруг гуляют дождевые тучи, ребёнок капризничает и подустали мы уже к этому треку (конец отпуска).
Карта оптимистична, обещает долгий и пологий спуск после водопадов, но до них еще метров сто тропы с крутыми склонами… И тут из-за кустов появляются перила. Да не из верёвки, а пятнадцати сантиметрового стального троса. Спуск тут же начинает идти гораздо бодрее. Хотя где-то в голове крутится мысль: а не обозначают ли столь ядреные перила совсем уж непроходимую с ребенком жесть? К счастью — нет, не означают. (Хорошо обладать послезнанием).
25. Безымянный водопад на безымянном ручье
Послезнание: Участки с перилами на спуске не отличаются крутизной от предыдущих, но с перилами движение проще и безопаснее. Какой-то жести на тропе нет. Но действительно есть участок (протяженностью около 350 метров), на котором можно очень неприятно уехать по склону даже без ребёнка. Примерно половина пути снабжена перилами, вторая половина нет, но это не такая уж проблема при движении по сухому грунту (при наличии палок). По мокрому с ребенком в переноске — я бы не отказался от движения в простейшей связке, без страховочной системы (Просто чтобы иметь возможность быстро затормозить на склоне без травм для ребенка в случае соскальзывания).
26. Спуск (на пятой точке)
По перилам бодро доходим до смотровой площадке на водопады (с которой ровным счетом ничего не видно). Тропа внезапно обрывается — обвал склона. Перил нет. Есть только оголившиеся корни дерева и сыпучий грунт. Склон достаточно крутой, ехать его на попе вместе с ребенком — не сама лучшая идея. Пришлось максимально спускаться по корням дерева. Потом разворачиваться и остаток пути ехать на попе, тормозя себя палкой. Ничего такого, но грунт мокрый и скользкий. Если вы пойдете этот участок на подъем с ребёнком, то без веревки могут возникнуть проблемы — хороших зацепок мало, добраться до них со смещенным центром тяжести не просто.
27.
28. У Зайчишкиной теперь есть свой собственный водопад. Пусть будет ее имени, хотя кроме нас об этом никто не подозревает.
У водопада делаем заслуженный привал. Зайчишкина радуется, что наконец нам попался “всамделишный водопад, а не большие пороги”. Дочка покорена водопадом. Не переставая показывает на него рукой и говорит “Ва!” (что значит “водопад” — одно из первых ее слов, не связанных с мамой и папой).
Ручей у подножия водопада легко переходится по камням. На другом берегу находим продолжение тропинки, которая через пятьдесят метров превращается в дорогу типа “мечта жипера”, а потом — в простую черную грунтовку “прощай подвеска”. По ней предстоит одолеть километра три пологого спуска.
29. Водопад «Зайчишкинский»
Выскакиваем на просеку под ЛЭП и ещё более наезженную дорогу вдоль нее. По просеке двигаемся влево, крыши поселка Хамышки будет видно буквально через 5 минут.
Путь к поселку преграждает река Бзыха. В мае была достаточно полноводная, но не глубокая. Мы прошли ее в брод (чуть выше колена). Левее по берегу (вниз по течению) есть мостик для пешеходов — к нему ведет тропинка, которую не очень видно с дороги, но она есть.
Еще пятьдесят метров вперед и выходим к точке старта (трассе Даховская — Гузерипль).
Итоги в выводы:
- маршрут вполне проходим с ребенком
- палки нужны обязательно
- с верёвкой идти будет гораздо спокойнее и проще
- красоты на маршруте представлены ровно в двух точках (водопады и “сыр”),
- которые достаточно далеко разнесены между собой.
- точки можно взять независимо друг от друга и не делать круг.
- спуск с ребёнком с вершины Монаха без веревки может быть небезопасным
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится