Святыни Северной Греции за пределами республики Святой Афон. Часть II

При одном только упоминании о Греции, в голове всплывает множество ассоциаций о великих философах, открытиях, словах, проникших во все языки мира, мифах и древнегреческих богах, знакомых каждому со школьной скамьи.

Греки известны не только своим жизнелюбием, но и глубокой верой, почитанием традиций. Они называют себя потомками великой Византийской культуры, в большинстве своем исповедуют Православие.

Православными христианами себя признают более 90 процентов коренных жителей.

Греческая Конституция называет христианство государственной религией, при этом оставляя право выбора вероисповедания самим гражданам, исключая возможность ведения миссионерской деятельности.

Представители разных конфессий мирно соседствуют друг с другом. Значительная часть мусульман сосредоточена на Родосе, на Эгейских островах часто встречаются католики, есть в стране протестанты, иудеи и те, кто продолжает веру древних греков в богов Олимпа.

История возникновения Греческой (Элладской) православной церкви

Официально Греческая Церковь — одна из самых молодых в православном мире. Но история христианства на этих землях насчитывает 2 тыс. лет.

Основание

Православие принёс на греческие земли апостол Павел. Прибыв на македонское побережье, проповедник обратился со Словом Божием к жителям городов Кавала и Филиппы. В последнем городе под влиянием проповеди апостола приняла крещение семья богатой горожанки Лидии. Они были первыми христианами на европейском континенте.


Святой апостол Павел был первым миссионером на греческих землях

Затем любимый ученик Христа отправился на юг, где обратил в истинную Веру жителей Афин, Фесалонников и Коринфа. Он окаймлял эти общины до конца своего земного пути. Также христианство в Греции распространяли апостолы Лука, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Через столетие христианские общины распространились по всей Греции. До IX в. подчинялись власти Римского епископа. При этом с середины тысячелетия на Пелопоннес начало оказывать влияние молодое Византийское государство. Официально греческие епархии вошли в состав Константинопольского патриархата. В это же время зарождается центр православного монашества на острове Афон.

Средние века — время испытаний для Элладской Церкви. В период Раннего Средневековья православие подверглось гонениям со стороны крестоносцев. С середины XV в. вся территория Балканского полуострова попала под иго османов, разгромивших Византийскую империю.

Важно! Почти 400 лет христиане гибли от рук мусульман-османов. При этом именно церковнослужители приложили множество усилий для сохранения греческих традиций, языка и национального самосознания. Они встали во главе народного сопротивления, которое привело к свержению османского владычества и образованию независимого Греческого государства.

Провозглашение независимости

В 1833 г. по инициативе светских властей была образована автокефальная Греческая церковь. Её главой провозгласили правящего монарха. Эта организация до 1850 г. не признавалось ни Вселенским Патриархом, ни Поместными Церквями.

На протяжении следующих 100 лет складывалось территория поместной церкви, а также её внутренние традиции. Вторая мировая война принесла греческому духовенству новые испытания: нехватка священников, большое количество разрушенных храмов. В этих условиях заботы о Православной Церкви взяло на себя правительство государства. В Конституции 1975 г. официально закрепился государственный статус православия.

Монастырь Святой Анастасии Узорешительницы

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы, который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии.

Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря.

С его стен, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.


Иероним ІІ — архиепископ Афинский и Всея Эллады

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

Монастырь Святого Дионисия

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет поездка на гору Олимп, к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век).

Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы.

Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений.


Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541 г.

От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан.

Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.


Православие является официальной религией в Греции

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.


Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

Греческие святые места


Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон, туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.
Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2021 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.

Скальный храм Святой Параскевы

Последняя наша цель — это ущелье Темби с небольшим скальным храмом Св. Параскевы.

Проезжая Темби, будьте внимательны, чтобы не пропустить ту единственную стоянку машин в местечке Агиа Параскеви, от которой Вы можете перейти по подвесному мосту на другую сторону ущелья к храму.

Согласно Преданию, именно в этом ущелье была арестована Святая Параскева Римская — христианская мученица II века, считающаяся целительницей глазных недугов.

Здесь же в начале XX века при строительстве железной дороги чудесным образом была обретена икона святой.

Ищущие исцеления, а также все верущие, пришедшие поклониться Святой Параскеве, идут приложиться к источнику. Для этого им нужно пройти буквально внутрь скалы по недлинному, но узкому проходу. Разойтись там могут только два человека, поэтому лучше тихо и терпеливо соблюдать очередь.

К святым с просьбой

Женщины, страдающие бесплодием, стремятся посетить церковь в Цалебико на Родосе. Там храм Марии Цамбики расположен на горе, у подножия которой необходимо посетить часовню, где делают свечи с изображением младенца. Пока горит поставленная свеча, женщины с молитвой поднимаются к самому храму по очень высокой лестнице.

Женский монастырь Палиани на Крите – самый древний, главной святыней является миртовое дерево, которое, согласно преданию, произросло из иконы Богородицы. В ветвях может явиться лик Святой Марии, но только искренне верующим безгрешным людям. Многие паломники пишут записки, зажигают свечи, оставляют подарки около дерева и всячески способствуют процветанию монастыря.

В Грецию за излечением от недуга


Комплекс Метеоры на Святом Афоне – гора, где проходила земная жизнь Марии, и в настоящий момент сосредоточено около 20 монастырей. Здесь бережно хранятся различные реликвии – Пояс Богородицы, Святые Дары, мощи апостолов и святых старцев. В том числе здесь находится Монастырь Святого Пантелеймона. Можно подгадать и купить тур в Грецию к 27 июля, когда празднуется день памяти и совершается крестный ход, а тысячи верующих, страдающих неизлечимыми недугами, стараются приложиться к чудотворной иконе и получить надежду на выздоровление.

Среди русских туристов особым почитанием пользуется храм Святого Иоанна Русского в деревне Нео Прокопио на о.Эвбея, что был известен своим благочестием и способностью к исцелению больных словом Божиим. Паломники стекаются сюда по сей день, а список вновь явленных чудес и избавлений после посещения храма бережно пополняется настоятелем, тем самым подтверждая реальность событий.

Женские монастыри в Метеорах

На севере Греции находится большой монастырский комплекс Метеоры. Он расположен в живописном месте на скалах, в горах Фессалии. Многие из обителей давно разрушены и представляют собой лишь историческую ценность. Но есть и действующие общины, в которых не угасает дух молитвы и благочестия.

Монастырь святой Варвары

Среди священных Метеорских монастырей находится обитель святой Варвары, которая имеет и другое название Русану. Почему ее так назвали, точно не известно.

Существует несколько версий происхождения.

  1. По одной из них зачинателями монастырской жизни на этом месте в 1288 году стали два иеромонаха Никодим и Бенедикт.
  2. По другой, обитель была основана неким человеком по имени Русанос, происхождением из городка Русана. Возможно, это был первый насельник или зодчий храма.

По неизвестной причине обитель вскоре прекратила свое существование. И лишь в 1527 году братья Максим и Иосаф, родом из города Янины, поселились на этом месте, получив от епископства Стагон в распоряжение скалу и все, что на ней. Новые насельники начали свой монашеский путь с постройки храма в честь Преображения Христа.

Монахи жили и трудились на этом святом месте до 1940-го года, но были вынуждены покинуть стены обители. После их ухода здесь в полном одиночестве поселилась одна-единственная монахиня Евсевия. В ежедневных молитвах и хлопотах она своими силами на протяжении 20-ти лет, до самой смерти, поддерживала порядок и жизнь в монастырских постройках.


Монастырь святой Варвары

После проведения реконструкционных работ обитель была основана вновь и отдана женской монашеской общине, названа в честь святой великомученицы Варвары.

Каменные стены монастырских построек кажутся естественным завершением небольшой скалы. С мостика, который ведет ко входу в обитель, видны ухоженные цветники. Русану славится своими росписями, они датируются 1560-м годом и лишь на 30 лет младше самих монастырских стен. Неумолимое время не сохранило имен талантливых иконописцев. Но ему не удалось стереть со стен светлые лики древних святых.

Из обители Русану, благодаря особому расположению, видны другие Метеорские монастыри. С ее стен взору паломника величие неповторимых пейзажей. В это благодатном месте каждый верующий ощущает такой духовный подъем, словно оказался перед небесными вратами, открывающими вход в горний мир.

Монастырь святого Стефана

Это самая богатая обитель в Метеорском монастырском комплексе. Кроме того, она и самая доступная для посещения паломниками. Находится на высокой скале, близ города Каламбака. Один из ее склонов оборудован восьмиметровым пешеходным мостом, по которому можно добраться к вершине.

В начале прошлого века, до того как он был построен, монахи и посетители обители, а также строительные материалы, вещи, продукты, могли попасть наверх только при помощи навесных деревянных лестниц либо специальных сеток, которые тянулись вручную наверх.

Устроение обители относится к концу 14-го века. Была основана Антонием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены на стенах небольшой церкви. В середине 16-го века константинопольский патриарх провозгласил монастырь ставропигиальным.


Монастырь святого первомученика Стефана

К концу 19-го века обитель была мужской, в ней насчитывалось чуть более тридцати человек братии. На протяжении всего 20-го века не раз подвергалась разрушениям, осквернениям. Во время Великой Отечественной войны ее неоднократно бомбили, грабили немецкие и итальянские оккупанты.

Пострадала обитель и в годы Гражданской войны. Однако вскоре Метеоры стали превращаться в крупнейший туристический объект и жизнь в них забила ключом.

К 1960 году, времени возрождения, обитель была уже почти опустевшей, и ее новая жизнь началась в качестве женского монастыря. К наиболее значимым монастырским реликвиям относятся:

  • древние переносные иконы 17-18-х вв.,
  • дискос с потиром,
  • запись Божественной литургии, датированная 1404 годом и сделанная одним из основателей обители.

Обитель ведет активную просветительскую деятельность, способствуя возрождению византийской музыки, обучению иконографии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]