Афонские монастыри в Греции на Святой горе Афон. Описание, история паломничества


Пожалуй, самая необычная страна Европейского Союза, которая смогла сохранить и пронести сквозь века культурное наследие и традиции своего народа, активно демонстрируя духовные богатства предков и по сей день – это Греция. Так, даже спустя 2000 лет почти каждый образованный человек в мире знает про 12 подвигов Геракла, мифы о древнегреческих богах, а само население этого южного государства практически в любом уголке своей страны может представить для своих гостей доказательства существования и развития своей цивилизации и античной культуры.

Также не следует забывать, что греки – одни из первых христиан на земле, а в стране существует много православных святынь, обитатели и хранители которых до сих пор чтут все традиции своих праведных предков. Одно из таких мест – это гора Афон.

Что такое Афон, исторические факты

Своим названием святая гора в Греции обязана легенде о великане Афоне, который осмелился сразиться с самим Посейдоном, а чтобы сразить его, поднял огромную каменную глыбу и кинул в мифического бога, однако тот увернулся, и скала, пролетев мимо, прочно вонзилась в грунт, получив название горы Афон – Греция.

Первые поселения в монастыре Греции Афоне зародились ещё 3000 лет назад в лице фракийцев, а греки облюбовали местность лишь спустя ещё 500 лет. Уединённая местность, трудная доступность других людей и прекрасные условия для службы богу сделали это место основным пристанищем монахов Греции. Они основали на горе целое поселение, что привело в 1144 году к официальному названию данной области «Святая гора Афон».

Панорама Афона

По древней легенде, в самом начале нашей эры, в 49 году после воскрешения Христа Богородица путешествовала с апостолом Иоанном по Средиземному морю, и их ковчег пристал к берегам Афона, а когда Всецарица ступила на эти земли, они ей приглянулись больше, чем любое другое место на планете, и бог, видя это, сделал её покровительницей горы и прилегающих к ней территорий. С тех пор земля стала считаться святой, и миллионы православных паломников со всего света стремятся ступить в обитель самой Богородицы.

Важно! Согласно старинной традиции, бытующей на Афоне уже более 1500 лет, ни одна женщина и по сей день не может попасть в Святыню. Связано это с обетом безбрачия монашеского населения горы, и никакая женщина не может случайно пробудить инстинкты у мужчин, проживающих там, дабы не допустить греха. В законодательстве монашеского государства предусмотрена ответственность для тех представительниц прекрасного пола, которые осмелятся без ведома главы общины проникнуть на территорию священной горы – до 1 года лишения свободы.

Однако обслуживающий персонал, среди которого присутствует небольшой процент женского пола, имеет возможность пребывать на Афоне, если она является вдовой или девой старше 40 лет. Дети младше 12 лет также не имеют права на восхождение на гору и посещение монастырей.

Монастыри и поселения Святой Горы

Карта святой горы афон содержит 20 обителей:

Номер в иерархии Название рус. Название греч. Основание, век Принадлежность
1 Великая Лавра Μεγίστη Λαύρα X Греция
2 Ватопед Βατοπέδι X Греция
3 Иверский Ιβήρων X Грузия, позже Греция
4 Хиландар Χιλανδαρίου XII Сербия
5 Дионисиат (Неа Петра) Διονυσίου XIV Греция
6 Кутлумуш Κουτλουμούσιου XIV Греция
7 Пантократор Παντοκράτορος XVIII Греция
8 Ксиропотам Ξηροποτάμου X Греция
9 Зограф Ζωγράφου X Болгария
10 Дохиар Δοχειαρίου X Греция
11 Каракал Καρακάλλου XI Греция
12 Филофей Φιλοθέου X Греция
13 Симонопетра Σίμωνος Πέτρα, Σιμωνόπετρα XIII Греция
14 Святого Павла Αγίου Παύλου IX Греция
15 Ставроникита Σταυρονικήτα X Греция
16 Ксенофонт Ξενοφώντος X Греция
17 Григориат Γρηγορίου XIV Греция
18 Эсфигмен Εσφιγμένου X-XI Греция
19 Свято-Пантелеимонов Αγίου Παντελεήμονος или Ρώσικο XI Россия
20 Констамонит Κωνσταμονίτου XI Греция

Архитектура монастырей с высокими глухими наружными стенами напоминает тяжелые времена, когда они часто подвергались разорительным набегам.

Кроме них карта горы Афон включает 12 скитов (поселения монастырского типа), келии (крупные монашеские поселения), калитвы, кафисмы, исихастерии — отшельнические жилища. Многие из них расположены в труднодоступной местности Карулья. Обычно паломнические маршруты не проходят в этих местах. Об этом предупреждают таблички, установленные возле опасных троп.

Краткая географическая справка об Афоне

Почему женщинам запрещено посещать гору Афон?

Гора Афон на карте Греции и прилегающие к ней территории у подножия принадлежат к п-ву Халкидики, берущим начало рядом с городом Салоники и напоминающим очертания трёхпалой лапы невиданного зверя, а сама афонская местность – это самая восточная (правая на карте) часть п-ва.

Греция, гора Афон, хоть и входит в состав государства, однако не является частью её юрисдикции, и внутри монашеской общины царит собственное устройство власти и политическая иерархия. Таким образом, эту местность можно назвать неким православным Ватиканом, а административный центр во всех государственных бумагах носит название Карье.


Монастырь Великой Лавры

В этой сравнительно небольшой местности царит мягкий субтропический климат с хорошей погодой, приятным и полезным для жизни средиземноморским воздухом, где температуры редко падают ниже нуля, а зимы характеризуются лишь дождями, однако летом стоит изнуряющий зной, которые можно переносить только под воздействие морского бриза. Лучшим местом для православных считает межсезонье (с мая по октябрь), когда зной уже не так сильно изнуряет путника, а дожди ещё не вошли в свои права, чтобы испортить впечатление от посещения святынь.

Все, что нужно монахам – оливки, виноград, хлеб, плодовые культуры, родниковая вода – они добывают самостоятельно для удовлетворения потребностей, ведя собственное хозяйство на склонах горы и находясь тем самым на полном самообеспечении.

Основные достопримечательности Афона

Уранополис (Греция)

На Афоне за последние 3000 лет было сформировано множество монашеских общин, объединённых своими идеями, духовными ценностями и уровнем жизни. Основные святыни горы включают в себя несколько групп монастырей с общим количеством 20 единиц, и эта цифра не меняется годами, так как законодательство этого теократического государства не позволяет принимать кого-то в свою общину. Так, на острове располагаются следующие 5 монастырских кланов:

  • Афонский монастырь в Греции Великой Лавры, собор Дохиар, храмовый комплекс Ксенофонт.
  • Святыня Каракалл, церковь Ватопед, монастыри Филофей и Пантократор.
  • Один из самых известных православных монастырей в мире – Иверский, и прилегающие к нему Симонопетра, Филофей и Пантократор.
  • Немного на отдалении, на противоположном склоне Афона расположились храмы Святого Павла, Хилиндар и Григориат, а за ними возвышается Ксиропотам.
  • Последняя группа насчитывает также 4 монастыря – Констамонит, крупнейший из всех на горе – Святого Пантелеймона и окружающие его Дионисиат и Зограф.

Важно! В сумме население православной святыни не может превышать 1500 человек, которые проживают в 12 скитах, каждый при своём монастырском клане и посвящают свою жизнь религиозным учениям и аскетическим принципам в одежде, еде, идеологии материальных и духовных ценностей.


Иверский монастырь

Административный статус

Особый статус Святой Горы гарантирован греческой конституцией, делая монашескую республику по сути государством в государстве. Законодательную и исполнительную власть осуществляют собрания, где представлены все монастыри. Светскую власть представляет греческий губернатор. Многие социальные функции (почта, охрана порядка и др.) также осуществляются греческими службами.

Административная граница, за которой начинается Святая Гора находится в местности, называемой Мега́ли-Ви́гла (Μεγάλη Βίγλα — Великая стража) близ города Уранополиса. В этом месте равнинная часть полуострова сменяется скалистой грядой, которая поднимается к юго-востоку оканчиваясь самой высокой точной горы, вознесенной на высоту 2033 м.

Даже время здесь течет не так, как везде. В большинстве обителей принята византийская традиция исчисления времени, по которой сутки начинаются на закате. А в Иверском монастыре день напротив начинается с рассветом.

Организованные экскурсии на Афон

Многие российские и греческие туркомпании предлагают нашим соотечественникам помощь в организации поездок на Афон, начиная от простой обзорной однодневной экскурсии и заканчивая 10-дневными паломническими турами.

Халкидики (Греция): достопримечательности

Таким образом, главные компании, предлагающие выезд на Афон с русскоязычным гидом – это паломническая служба «Товия», крупный греческий туроператор Greece Transfers и ещё одна – GidvGreece.

Практически все компании при посещении Афона, в зависимости от количества времени, предлагают следующие программы для туристов и паломников:

  • Запрос визы в руководстве Афона, получение её.
  • Наземный трансфер из любого крупного города Греции в порт Афона Урануполис.
  • Пересадка на специальное судно и пересечение залива до старинной гавани Дафни.
  • Трансфер от порта до горы на микроавтобусе.
  • Обход монастырей, в зависимости от программы поездки с ознакомлением истории каждого из них, традиции, культуры и обычаев той или иной монашеской общины, а также путешествие по прилегающим к монастырям территориям. Издалека мужчины смогут увидеть жизнь и быт монахов.

Важно! Во время экскурсии необходимо чётко следовать указаниям русскоязычного гида, чтобы не навредить религиозной деятельности святыни и традиционному укладу жизни монахов.


Монастыри на Афоне

Право на въезд на Афон

Как было сказано выше, только мужская часть населения имеет право прохода на священный горный хребет, да и то они обязаны добиться выдачи спецпропуска – диамонитириона, а для того, чтобы заказать его, необходимо проделать следующие шаги:

  • Подать ходатайство на посещение святыни в паломнический центр горы Афон не позднее, чем за 1 месяц до предполагаемого путешествия. Оставить заявку путешественник может на портале.
  • Переслать туда же копию первого разворота своего загранпаспорта.
  • По прибытии на трансферным или личном автотранспорте в Уранополис необходимо обратиться в представительство паломнического бюро и получить свою визу.
  • Для того, чтобы обрести диамонитирион, соискатель обязан уплатить консульский взнос в виде пожертвования в размере 25 евро (по состоянию на август 2021 года).
  • Для тех туристов, которые не позаботились заранее о своём пропуске в монашескую обитель, при Афоне работают многочисленные туркомпании, оформляющие право на въезд в ускоренном режиме, однако при этом стоимость возрастает в 4 раза – до 100 евро с каждого мужчины или мальчика.

Важно! Единократное право на въезд в святыню даёт возможность каждому путнику находиться и проживать на территории любого из монастырей в гостевых комнатах на протяжении 96 часов, а также участвовать в службах и оставлять записки за здравие на греческом языке, чтение молебней и совершение треб. Предоставление крова и постели в монастыре паломником не оплачивается, однако традициями заведено, что в качестве своей благодарности путешественнику следует приобрести что-то из продукции монастыря – вина, сувениры и т. д. При необходимости период действия визы можно продлить в Уранополисе, в том же месте, где происходит получение документа.


Паром на Афон

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: кельи (в русской литературе обычно именовались «келейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья. Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и штатными (особножительными). После перевода в 1992 г.Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.

Своё паломничество мы начнём по западному побережью Афона.

Первая обитель, которую мы посетим это — Зограф.

До Святой Горы паломники и иноки обычно добирают- ся морским путём. Двухпа- лубный паром ежедневно курсирует от порта Урано- полис до пристани Дафни на Афон и обратно. У многих монастырей есть свои небольшие пристани и причалы, куда можно попасть на небольшом баркасе или лодке.

Афонская арсана (пристань) есть и у болгарского монастыря Зограф.

Отсюда до монастыря идти около полутора часов. Как только отплывёт и скроется паром, здесь наступает тишина. Афонская повседневность, сотканная из наполненных тишиною молитвенных пауз, зовёт прибывающих паломников познать через них прекрасную строгость и безмолвную красоту потустороннего.

Обитель Зограф основана в начале X века тремя братьями царского рода из Охриды Болгарской. Они ожидали знака от Господа, какому святому посвятить монастырь. В 919 году на доске, подготовленной для иконописи и стоявшей в притворе храма, утром сам собой появился образ святого великомученика Георгия.

В тоже время в Фануиловом монастыре в Каппадокии древняя икона вмч. Георгия превратилась в пустую доску. Настоятелю Фануилова монас тыря во сне явился св. Георгий и поведал, что уходит на Гору Афон к инокам,обращающим к нему свои молитвы. Узнав о появлении иконы, насельники и гости Афона пришли поклониться образу.

Недалеко от монастыря нахо- дится пещера преподобного Космы Зографского (1323 год) и келия, к которой ныне ведут каменные ступени. Святой Косма долго молился перед иконой Пресвятой Бого- родицы, названной впослед- ствии «Услышательница».

Уступив его усердным молитвам, Божия Матерь во время чтения им канона обратилась к Младенцу Христу, Которого держала на руках и просила дать смиренному Косме желаемое наставление. В ответ Младенец Христос повелел Косме уйти в горы, в отдалённую Афонскую пещеру, где тот впоследствии и подвизался до конца земных дней.

Из истории Зографского монастыря известен и ещё такой чудесный случай. Один инок, ежедневно читая акафист: «Радуйся, Невесто Неневестная», услышал: «Радуйся и ты, старче, ибо ты удостоен чести предупредить свою зографскую братию: кто готов принять мученический венец , пусть остаются в обители, а остальные — бегут». Вслед за старцем и икона Божией Матери, названная впоследствии «Предвозвестительница» или «Акафистная», пришла в монастырь, несомая ангелами. Оставшихся в монастыре 26 монахов сожгли латиняне. На месте пожарища нетленною сохранилась икона «Предвозвестительница». Через год (в 1277 году) во время панихиды на пепелище опустились с неба 26 лучей света.

Когда паломники заходят в любой греческий (в том числе и афонский) монастырь, первым делом они попадают в привратное помещение, так называемый архондарик. Там всегда дежурит монах — архондаричный. По афонскому обычаю, архондаричный прежде всего предлагает вам подкрепление — стакан холодной воды, кусочек рахат-лукума (или ложечку варенья), стопку ароматной виноградной водки — раки и чашечку сладкого кофе. Это непреложный закон. Этот набор подается путнику всегда, в любое время года, как в скоромные, так в постные дни, кроме разве Великой пятницы. И только после этого начинается разговор.

Если вы остаётесь в монастыре на ночь, вам предлагают записаться в толстой гостевой книге — имя, фамилия, имя отца, год рождения, вероисповедание, страна и город, профессия. Вечером одно из любимых развлечений афонских паломников — читать гостевую книгу и искать там земляков и знакомых. Всякий раз, найдя знакомое имя, радуешься, как будто вживую встретил близкого человека.

Следующий монастырь, который мы посетим, это — сербский монастырь Хиландар.

Монастырь Хиландар осно- ван в X веке. К середине XII века пришёл в запустение. В 1198 году Византийским императо- ром Алексием III монас- тырь был отдан «в вечное владение» Сербии. Хилан- дар внёс славянский дух в Афонские обители, где богослужения начали совершать на славянских языках.
Главная святыня — икона Божией Матери «Троеручица», находив- шаяся в VIII-XIII веках в палестин- ской лавре св. Саввы Освященного. Этот образ вместе с пастырским жезлом св. Саввы был дарован св. Савве Сербскому по слову св. Иоанна Дамаскина, за пять веков предсказавшего приезд Саввы Сербского в лавру св. Саввы. Святой Иоанн Дамаскин был из мести оклеветан императором — иконоборцем перед Дамасским князем, и тот приказал отрубить святому десницу. Невинный стра- далец испросил себе отсеченную кисть и, приложив её к ране, со слезами молился Божией Матери об исцелении, чтобы продолжать защищать Православие.

В тонком сне Богоматерь явилась страдальцу и исцелила его, повелев продолжать труды. Изумлённый милостью Богородицы, преподобный Иоанн вычеканил серебряное изображение руки и приложил к Её иконе, которая стала именоваться «Троеручицей». Святой удалился в лавру преподобного Саввы Освященного, взяв с собою чудотворную святыню. По откровению Богоматери, в Хиландарском монастыре она пребывает над игуменским местом, являясь Настоятельницей обители.

Разрешение (диамонитирион) на пребывание на Афоне выдают на четыре дня. Эти четыре дня паломник может находиться на Святой Горе и пользоваться гостеприимством любого монастыря. Дольше можно остаться, если один из монастырей поручится за паломника перед Кинотом (правительством монашеской республики) и согласится принимать его в качестве монастырского гостя.

От монастыря Зограф до следующего ближайшего монастыря идти 2,5 километра.Это греческий монастырь — Констамонит.

Перед глазами открывается восхитительная картина: слева растилаются просторы зелёных долин, правильных квадратов виноградников и холмистых возвышенностей, покрытых буйною растительностью южных лесов и кустарников.

А за всем этим царством зелени и полных жизни красок земли сверкает и искрится прекрасное, лазурное, чуть колыхающееся море, обнесённое сплошь рамою берегов.

Монастырь Констамонит посвящен святому первомученику Стефану. Согласно раннему преданию, основателем монастыря был Император Константин Великий. После кончины Императора, его сын Констанс завершил начатое отцом дело. Возможно, Констамонит задуман как Епископейя — небольшой монастырь, в котором размещалась резиденция местного епископа и катехизаторский центр для греков, обращавшихся в Христианство.

Собор, посвященный святому Стефану, был возведен в 1860 — 1871 годах. В нем разместились еще четыре храма. За монастырскими воротами стоят еще пять небольших храмов и часовен. Кроме того у Констамонита есть келии в Карее. В монастыре имеются три чудотворные иконы: Богородица «Портаитисса», с которой связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872 — 76 годах ездил в Россию собирать пожертвования; вторая икона — образ святого Стефана, чудесным образом прибывшая в монастырь из Иерусалима в эпоху иконоборческих гонений; третья икона — Богородица «Антифонетрия» («Дающая ответ»). Иноки рассказывают, что однажды, в праздник святого Стефана, брат, отвечающий за кладовые, с беспокойством заметил, что в монастыре почти не осталось масла. Матерь Божия откликнулась на его просьбу и наполнила маслом большой кувшин, стоявший под Ее иконой. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам.

Вся внутренняя афонская жизнь — бытие совершенно особенное, по сути своей такое же, как во времена Византии — без электричества, без машин… Подсчет времени тоже византийский. Полночь — это закат, и всё остальное время отсчитывается от заката. И каждый месяц часы подводятся, потому что каждый месяц закаты приходятся на разное время. При этом в разных монастырях время различается, потому что одни находятся ближе к морю, другие — высоко в горах и солнце видно немного по-разному. Вообще же время на Афоне будто бы неподвижно.

Главный афонский звук — это стук била — широкой дере- вянной доски, похожей на двухлопастное весло, с которой монах-канонарх в длинной мантии обходит весь монастырь перед службой, деревянным молотком высту-кивая по ней ритмичную дробь. Монахи говорят, что стук напоминает людям о талантах, данных им Господом, и о том, что их пора вкладывать в дело — в молитву — и приумножать. Даже сам стук по доске как бы складывается в

слово талант:«То талантос, то талантос, то тала-тала-талантос!» Кто однажды слышал эту дробь, тот, наверное, уже никогда не забудет её. По афонскому преданию, именно так Ной созывал всех — и людей и животных — в свой спасительный ковчег перед потопом.

Обойдя монастырь, канонарх выстукивает таланты по большому деревянному билу, подвешенному перед входом в храм, а затем бьет в железную скобу или колокол, висящие там же. Начинается бого- служение — основная единица измерения афонского времени. Времени — главное предна- значение которого — умножать данные тебе таланты, пока еще не поздно, чтобы в срок вернуть их милосердному и любящему Господину.

Дальше мы отправимся…

на гл. стр… см.далее…

Самостоятельная поездка на Афон

Многие паломники совершают самостоятельные путешествия на Афон, готовясь к поездке заранее. Сделать это несложно, однако понадобится проделать некоторые подготовительные действия:

  • Получить разрешение на въезд (как – рассказано выше).
  • Желательно тщательно изучить имеющуюся под рукой литературу о святынях Афона, так как без присутствия гида сориентироваться с первого раза будет непросто.
  • Для поездки паломнику нужно зайти на сайт РПЦ, в отдел внешних связей и запросить благословление Вселенского Патриарха.
  • Юридически гора Афон находится внутри Греции, а значит, каждый паломник обязан получить визу для стран «шенгена». Как это сделать, подробно представлено по ссылке.
  • Путешественник должен собрать с собой в поездку такие вещи, как молитвослов, ёмкость для питьевой воды, перочинный нож для бытовых нужд, запас сухой провизии для употребления в долгой дороге.
  • Карманный аккумуляторный фонарь, так как святыня не слишком электрифицирована в тёмное время суток.
  • Обязательно – наличие карты местности.

Важно! В дороге при самостоятельном путешествии у паломника могут возникнуть трудности, связанные с непредвиденными расходами, поэтому стоит всегда брать с собой дополнительные денежные средства.

Паломник может остановиться прямо в монастыре, в одном из скитов, однако для любителей комфорта общая комната на 25–40 персон может не подойти, и в таком случае на полуострове, в Уранополисе, путник может остановиться в одном из курортных отелей, от которых можно всегда дойти до пристани, за 6 евро добраться до порта Дафны и посетить священную гору. Там же в отеле можно оставить свою женщину.

Подробнее о монастыре святого Пантелеймона на Афоне

Во времена правления на Руси князя Владимира на Афоне был основан первый русский монастырь, носивший тогда название обители Богородицы Ксилургу, однако с течением веков русские монахи несколько раз переселялись по горе и в итоге с конца XVIII века заняли своё постоянное место – Пантелеймонов монастырь – единственный в этих святых местах.

Подробную информацию о храме можно найти на официальном сайте патриархата РФ, по ссылке, однако можно сказать, что это один из крупнейших храмов на горе, постоянное монашеское население которого на сегодняшний день превышает 100 человек.


Монастырь святого Пантелеймона

Монастырь расположен в максимальной близости от бухты Дафна и его позолоченные купола отчётливо видны ещё с парома, находящегося на расстоянии 500 метров от священной горы. Внутри комплекса расположены скиты для его обитателей, а по центру – главный храм святого Пантелеймона, внутри которого хранятся мощи великого мученика. Там же находится знаменитая икона Богоматери Иерусалимской, которой приписываются чудотворные свойства.

Любой русский паломник и даже некрещённый турист будет напитан небывалой энергетикой храма во время проведения божественной литургии, через которую он обретёт связь со святыми предками, на протяжении многих столетий ведущих священную деятельность вдали от родной земли.

Несколько рекомендаций для паломников

Многие бывалые паломники, не раз побывавшие на святынях Афона, дают следующие советы для начинающих путешественников:

  • Намечать паломничество лучше в компании единоверцев, так как в большом пространстве среди чужих людей могут и не завестись новые знакомства, что будет психологически тяжело для путешественника.
  • Если паломник не владеет даже азами английского или греческого языка, для общения ему настоятельно рекомендуется взять с собой карманный переводчик.
  • В преддверии долгих пеших прогулок следует взять с собой удобную закрытую обувь.
  • Не стоит забывать, что гора монахов в Греции – место не туристическое, и каждый, кто туда собирается, не имеет права загорать, купаться, курить, вести фоторепортажи, одеваться в шорты и майки с открытыми плечами, находиться в состоянии алкогольного опьянения и неадекватно себя вести.


Паломники на Афоне

В заключение надо сказать, что подобных православных святынь в мире больше не существует, и, хотя бы раз в жизни, но каждый христианин просто обязан побывать на этой священной земле, даже для того, чтобы отдать свою дань уважения к предкам, которые меняют свой привычный образ жизни на монастырскую обитель, ради веры в Бога других людей.

История

Древность и ранняя античность

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Александр Македонский и его преемники

В период македоно-персидских войн Александр Македонский, воодушевлённый своими военными успехами, вынашивал идеи создания разного рода монументов для увековечивания подвигов своей победоносной армии. Зная об этом и желая завоевать благосклонность царя, молодой архитектор по имени Дейнократ, предложил высечь из горы Афон огромную статую. По сообщению Витрувия, Дейнократ так описал свою идею Александру:

«…Я составил проект сделать из горы Афон изваяние в виде мужа, в левой руке которого бы находился укрепленный город, а в правой — чаша, вбирающая воду всех находящихся на горе потоков, чтобы из неё она вытекала в море…» .

Александру Македонскому понравился необычный замысел Дейнократа, но от реализации такого проекта он всё же отказался. Дейнократ же остался при царе и впоследствии составил проект планировки Александрии Египетской. После смерти Александра Македонского, правитель Македонии Кассандр основал где-то поблизости от горы Афон город Уранополь, что значит «Небесный», в честь Урана — греческого божества, считавшегося покровителем неба. Сейчас название Уранополь носит небольшое поселение, находящееся у самой границы «монашеской республики».

Становление монашеской общины Афона

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора (Константинополь, 691—692 гг.), постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <�…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили». Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Византийский период

Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, который письменно утвердил в 883 году Афон как место исключительного проживания монахов. В ходе Крестовых походов Афон политически подпал под власть католиков, однако монахи отвергли идею унии. В 1308 году Афон испытал погром со стороны каталонских наёмников. Однако XIV век — это век расцвета Афона, где распространяются идеи исихазма.

Афон под владычеством Османской империи

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в середине XVIII века была основана Афонская академия (Афониа́да), при Лавре была устроена типография. Зародилось движение коливадов.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

Афон в эпоху Балканских войн

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству. В 1913 году в Афоне произошли волнения, связанные с деятельностью сторонников имяславия. В январе 1917 года на Афон высадился франко-русский отряд численностью в 150 человек.

Афон в составе Греции

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.

В годы Второй мировой войны Священный Кинот Святой Горы направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения. В результате ни один из монастырей Афона во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. В 1942 году Священный Кинот от имени 3200 афонских монахов выразил благодарность немецким властям за их религиозную политику

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так и у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Среди наиболее известных святогорцев 20 века можно назвать Силуана Афонского, Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]