ПРЕСВИТЕРИАНЕ, протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros («старший», «старейшина»), оно указывает на особую систему церковного управления, осуществляемого пресвитерами, или старейшинами. В Европе церкви такого типа именуются реформатскими. Пресвитерианские и реформатские церкви составляют вместе крупнейшее ответвление протестантизма, численность которого во всем мире составляет ок. 46 млн. человек.
Вероучение.
Также по теме:
РЕФОРМАЦИЯ
Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.
Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа. Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).
Также по теме:
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино.
Социальное служение Церквей
Отдельно следует рассказать про социальное служение Пресвитерианских и, протестантских церквей, в целом.
«Делая добро, да не унываем, зная, что в свое время пожнем» (Гал.6:9).
Христианин не может заботиться только о собственном благополучии, но непременно и об улучшении качества жизни других людей по принципу: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12:31). Сознавая ценность каждой человеческой личности, созданной Творцом по Своему образу и подобию, мы определяем «ближнего» не по конфессиональной, национальной или родственной принадлежности. Для нас ближний тот, кто, живя рядом с нами, нуждается в помощи, которую мы способны оказать.
Мотивом благотворительности пресвитерианских Церквей является не реклама конфессиональных добродетелей или стремление к самоутверждению, но евангельский принцип: «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Кол. 3:23). Черствость, безразличие и равнодушие чужды евангельскому духу. Рядом с каждым страдающим человеком, чем бы его страдание не было вызвано, мы видим сострадающего Христа. Пример Христа и Его любовь, покоряющая наши сердца, и определяют участие Церквей в нуждах людей.
Чаще всего социальные проблемы и физические страдания людей берут начало в проблемах духовного характера. В своем социальном служении Церкви помогают преодолевать не только последствия греха такие, как рост количества разводов, детская преступность, демографический кризис, всякого рода зависимости, но и трудятся над устранением их причин, предлагая обществу программы духовно-нравственного оздоровления. Например, участие в воспитании детей в детских домах, интернатах, детей улицы, опеку над немощными людьми, оказание помощи людям, входящим в группы риска.
Организация.
Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.
Также по теме:
ГУГЕНОТЫ
Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.
Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.
Структура пресвитерианских церквей
В пресвитерианских Церквях так же имеется своя иерархическая лестница. Низовой структурой являются общины. Служителями являются пастор (имеющий богословское образование), назначаемый пресвитерами, пресвитеры (отвечающие за финансовые и административные вопросы) и дьяконы (техническая должность). А так же миссионеры. Старейшины (пресвитеры) предназначены Богом для духовного попечения об общине Божией. Старейшин должна была избирать община. Диаконы предназначались, прежде всего, для того, чтобы служить другим (Деян. 6:1-6); они должны были обладать такими же высокими духовными качествами, как и старейшины (1 Тим. 3:8-10). Диаконы помогают нуждающимся, больным, одиноким и всем страждущим. Они собирают пожертвования и даяния и раздают их. Они заботятся об имуществе общины. За тем, как диаконы исполняют свои обязанности, следит Собрание старейшин.
Богослужение.
На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook) (использование этих книг не является строго обязательным).
За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.
Социальная справедливость
Социальная справедливость требует, чтобы у всех людей, независимо от пола, расы или социального происхождения положения были одинаковые возможности и чтобы все были равны перед законом. Но это не предполагает одинакового уровня материального благосостояния. Как раз наоборот: трудолюбие, усердие, предприимчивость и творческий подход заслуживают вознаграждения в виде более высокого уровня доходов.
Сегодня широко распространены экономические теории, согласно которым основным источником богатства является эксплуатация человека человеком. По нашему мнению, это далеко не всегда так, несмотря на достаточное количество примеров бесчеловечного отношения людей друг к другу. Свобода предпринимательства и частная собственность и свобода предпринимательства не всегда способствуют порождают эксплуатацию. Богатство в гораздо большей степени является плодом творчества и инициативы людей, плодом их трудолюбия, чем результатом простого обладания естественными ресурсами или несправедливого использования других людей.
Социальное служение Церквей строится на принципе социальной справедливости. Справедливость предусматривает (предоставление каждому) неотъемлемость принадлежащих человеку (принадлежащих ему) прав. Они даны ему Богом и определяют его достоинство (личности). Основа социальной справедливости – всеобщее предназначение земных благ. Церкви в своем социальном служении последовательно защищают всякого рода справедливость, тем более, социальную. Однако социальное служение Церквей не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она (была) попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы – милосердие и любовь (Мих. 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости – они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его поруганное им же самим достоинство.
«Пресвитерианство – деноминация, которая имеет богатое наследие, покоящееся на незыблемом фундаменте Слова Божия. Мы – народ великой Книги. Мы – народ, восхваляющий, прославляющий и почитающий Бога, Который Своим соизволением призвал нас из тьмы в Свой дивный свет. Мы – народ, стремящийся подчинить все помыслы соблюдению заповедей Христовых. Мы живем ради единственной цели – прославлять Бога и любить Его вечно». Община «Скала Израиля».
История.
Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина, впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо — Галликанское исповедание, и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом IV в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии). См. также ЦВИНГЛИ, ХУЛЬДРИХ.
Заговор
К 1688 году гонения на англиканское духовенство и партию тори окончательно отвратили их от короля. Противники Якова II сформировали тайную оппозицию, после чего 30 июня 1688 года отправили Вильгельму Оранскому секретное послание, в котором обещали ему престол и поддержку всего населения, если принц согласится ввести в Англию войска и занять престол.
Вильгельм был одной из самых значительных фигур среди европейских правителей. В Англии он был несколько раз и пользовался в стране популярностью. Кроме того, в отстранении Якова II у принца были собственные интересы — английский монарх слишком усердствовал в укреплении армии и флота, которые вскоре могли обратиться против протестантской Европы.
По-сути, противники короля задумали государственный переворот, хотя и с соблюдением формальной легитимности — смена власти предполагалась внутри одной династической семьи. Дополнительный вес притязаниям Вильгельма Оранского придавала поддержка его кандидатуры английской политической верхушкой и военная сила.
Пока английские заговорщики собирали сторонников и деньги, принц на континенте формировал армию. К осени у него было около 12 тысяч солдат, преимущественно наемников — немцев, голландцев, французских гугенотов, итальянцев, а также эмигрантов-вигов.
Такие масштабные приготовления невозможно было держать в тайне, и Яков II был прекрасно осведомлен о происходившем на континенте. Он надеялся на помощь французского короля Людовика XIV, до этого заверявшего Якова в своей поддержке, но Франция вступила в войну с Германией. Английский король в срочном порядке попытался примириться со своими подданными, назначив на высокие должности нескольких протестантов, но было уже поздно.
Шотландия.
В 1559 Джон Нокс (ок. 1513 или 1515–1572), протестантский пастор, имя которого стало символом Реформации в Шотландии, вернулся из швейцарского изгнания и попытался распространить реформатскую веру в родной стране. Он ввел в церковный обиход Книгу общего устава, которую иногда называют «литургией Нокса», а в следующем году возглавил в парламенте комитет по подготовке Первой книги послушания и Первого шотландского символа веры. Первая книга послушания была заменена на Вторую, составленную в 1578 шотландским теологом Эндрю Мелвиллом (1545–1622). В 17 в. шотландцы объединились с английскими пуританами для борьбы против короля Карла I и приняли Вестминстерское исповедание. Акт о веротерпимости (1690) и Акт об унии Шотландии с Англией (1707) утвердили пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В течение двух следующих столетий происходили серьезные расколы по вопросам государственного контроля над церковью, что привело к выделению таких объединений, как Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843). Однако после 1929 почти все ответвления шотландского пресвитерианства объединились в свободную национальную церковь, именуемую Церковью Шотландии (в настоящее время число ее членов достигает 1 млн. человек).
Попытка реставрации католицизма
Успешное подавление восстаний добавило самоуверенности королю. Высшее общество было напугано мятежами и потому поддержало Якова II в его намерении вернуться к абсолютистской политике его деда и прадеда — Якова I и казненного Карла I.
Под предлогом обеспечения безопасности Англии король создал постоянную армию численностью 30 тысяч человек, а затем увеличил ее до 40 тысяч, причем предпочитал набирать в нее ирландских католиков. В ноябре 1685 года он распустил парламент и начал единоличное правление. Вскоре Яков II попытался восстановить католичество, так как король-католик мало доверял англиканским епископам, многие из которых сочувствовали вигам.
2 апреля 1687 года была издана «Декларация веротерпимости». Формально этот документ лишь уравнял в правах англикан и католиков, но на деле он стал первым шагом к восстановлению католицизма в Англии. На многие важные должности в администрации были назначены католики, была восстановлена Высокая комиссия.
Католическая и абсолютистская опасность сплотила самые разные социальные группы и религиозные течения, которым теперь грозил общий враг. Например, для землевладельцев возвращение католицизма могло обернуться потерей бывших церковных земель, приобретенных еще во времена Реформации. Пуританская буржуазия многие десятилетия боролась с пережитками католицизма в англиканстве, и потому для многих ее представителей католицизм стал антинациональной религией исконных врагов — французов и испанцев.
Против Якова II объединились епископы англиканской церкви, пресвитериане, индепенденты и некоторые сектанты, такие как квакеры. Даже умеренные тори, ранее поддержавшие короля, теперь хотели избавиться от паписта на троне и ради этого перешли на сторону своих недавних противников вигов.
Ситуация в Англии вызвала тревогу у римского папы, который, казалось бы, первым должен был поддержать реставрацию католической веры в Англии. Однако Иннокентий XI, острожный и опытный политик, видел опасность радикальных и поспешных решений, поэтому советовал Якову II не торопить события. Впрочем, Яков II не был намерен слушать чужих советов и продолжал проводить прокатолическую политику.
В момент вступления на престол королю было уже 52 года, да и детей у Якова не было, поэтому какое-то время его противники надеялись его скорую смерть от естественных причин. В этом случае единственной наследницей престола Англии оставалась его дочь-протестантка Мария, которая на тот момент была замужем за принцем Вильгельмом Оранским — штатгальтером Голландской республики.
Однако в 1688 году у монарха неожиданно родился сын. У многих это вызвало недоверие, чему способствовали многочисленные неудачные беременности Марии Моденской и присутствие на родах исключительно католиков. Рождение наследного принца Джеймса разрушило надежду на мирное урегулирование конфликта и сделало реставрацию католицизма более чем реальной песпективой.
Англия, Ирландия, Уэльс.
В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) — синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы, Руководство для богослужения и Формы церковного правления. Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).
В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).
Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).
Переворот
В начале ноября Вильгельм с войском высадился на Юго-Западе Англии, в Торбрее. 8 ноября он занял город Эксетер, а затем двинулся на Лондон.
Численность английской армии значительно превышала войско Вильгельма Оранского, но на стороне последнего были городская буржуазия и джентри. Лондонцы были на стороне принца, который объявил себя защитником закона, протестантизма и собственности. В своих прокламациях Вильгельм постоянно подчеркивал, что у него нет цели произвести новую революцию, а введение войск необходимо лишь для сохранения порядка.
Армия Якова II была сконцентрирована в Солсбери, но ни одного сражения так и не произошло — большинство военачальников почти сразу перешли на сторону Вильгельма. 8 декабря состоялось единственное столкновение противников у города Рединг, в котором якобиты отступили с небольшими потерями. Именно за такое практически бескровное течение государственный переворот 1688 года назвали «славной революцией».
Яков II оказался брошен почти всеми своими приближенными. На стороне принца Оранского были министры, главнокомандующие и даже члены королевской семьи — младшая дочь короля Анна, воспитанная в протестантских традициях, уехала в лагерь Вильгельма.
После неудачных переговоров с противником королю оставалось только бежать из страны. Этот вариант в целом устраивал и организаторов переворота. 11 декабря Яков Стюарт попытался бежать из Лондона, но был схвачен. В итоге в конце декабря Вильгельм Оранский сам помог королю покинуть страну, отправив его во Францию под защиту Людовика XIV. В дальнейшем Яков II и его потомки возглавили партию якобитов и претендовали на английский престол вплоть до пресечения династии Стюартов в 1807 году.
18 декабря 1688 года Вильгельм Оранский вступил в Лондон. Полтора месяца он правил в качестве регента, а в конце января 1689 года парламент объявил его и Марию монархами Англии и Шотландии на равных правах — Вильгельмом III и Марией II.
Канада.
Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 1875 — восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов.
Битва при Марстон-Муре
В 1644 году решающее значение имел ход военных действий на севере страны. Именно здесь были сосредоточены основные силы роялистов, в том числе конница, которой командовал племянник короля принц Руперт. 2 июля в нескольких милях от одной из королевских резиденций во время войны, города Йорка, у местечка Марстон-Мур произошло важное сражение.
Армия роялистов насчитывала 17 тысяч человек, в том числе 6 тысяч кавалеристов, парламентская армия имела 27 тысяч человек, из них 7 тысяч кавалерии. Хотя парламентская армия численно превосходила противника в полтора раза, главной ударной силой в этот период была кавалерия, поэтому общее численное превосходство войск парламента было не столь уж существенно.
Сражение, начавшееся около 5 часов вечера, открыла артиллерийская дуэль. Сражение происходило при неблагоприятных погодных условиях — несколько раз начинавшийся дождь нарушил традиционный сценарий, задержав начало кавалерийской атаки.
В 7 часов вечера с пением псалмов, как это было принято у круглоголовых, кавалерия Кромвеля двинулась на врага, а навстречу им выступили войска Руперта. Кромвелю не удалось сразу прорвать фронт. Руперт предпринял контратаку. Две людские лавины столкнулись между собой. В беспорядочной схватке Кромвель был ранен в шею и ему пришлось покинуть поле боя, чтобы сделать перевязку. В этот критический для «круглоголовых» момент шотландский отряд Лесли напал на Руперта с фланга. Это позволило Кромвелю перестроить свои эскадроны, вновь двинуться в атаку и разгромить «кавалеров». На этом участке успех «круглоголовых» был очевиден.
Битва при Марстон-Муре. (wikipedia.org)
В центре парламентская пехота встретила серьезное сопротивление, была частично отброшена, частично продолжала сражаться в очень невыгодном положении. На правом фланге конники роялиста Горинга прорвали ряды войск Т. Ферфакса, отрезав его от основных сил, и угрожали с фланга парламентской пехоте. Командовавшие парламентской пехотой генералы Манчестер и Ливен покинули поле битвы, считая сражение уже проигранным.
Положение спасла оперативность и энергия Кромвеля, который перестроил свою кавалерию и бросил в повторную атаку против конников Руперта. Он смог прорвать строй противника и обратил его в бегство. Завершив разгром противника на своем участке, он отправил кавалеристов Лесли преследовать бегущую кавалерию Руперта, а сам атаковал тыл Горинга. Объединившись с отрядами Т. Ферфакса, он разгромил части Горинга, а затем обрушился на оказавшуюся без прикрытия пехоту роялистов. Этот удар окончательно определил исход битвы в пользу армии парламента. Началась резня пытавшихся сопротивляться роялистов. Около четырёх тысяч роялистов были убиты, 1500 попали в плен.
Битва при Марстон-Муре стала первой серьезной победой парламентской армии. В результате весь север Англии оказался во власти парламента.
Соединенные Штаты Америки.
Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США.
Переломный момент
Битва при Тёрнем-Грине произошла 13 ноября 1642 года, в 10 км от Лондона, на лугах у деревушки Тёрнем-Грин, между «круглоголовыми», под командованием графа Эссекса, и «кавалерами», под командованием принца Руперта. В войсках принца Руперта находился и сам король.
Стороны проявили обоюдную нерешительность, ограничившись артиллерийской канонадой, угрожающими манёврами и мелкими перестрелками. В результате, более боеспособное 13-тысячное войско короля отступило без боя перед лицом плохо обученных и неопытных отрядов сторонников парламента, превосходивших, однако, войска противников численно почти вдвое.
Это была скорее демонстрация сил, чем схватка. Но в результате нее сторонники парламента поверили в свои силы. Битву при Тёрнем-Грине, несмотря на неясность исхода, многие называют первой победой Парламента, «переломным моментом» и даже «самым значительным военным событием английской Гражданской войны».
Протекторат Оливера Кромвеля
В первые годы после окончания гражданских войн внутриполитическое положение в Англии продолжало оставаться напряженным. Страна нуждалась в реформе права и в принятии конституции. Кромвель в 1653 году распускает «охвостье» Долгого парламента и объявляет о созыве нового парламента, получившего затем название Малого, или Бербонского парламента. Его члены назначались местными протестантскими конгрегациями. Депутаты парламента попытались начать реформы социального характера: кодифицировать законодательство, отменить жестокие казни, десятину, систему откупов, ренту лендлордам. Это вызвало недовольство правящей олигархии. Под давлением высшего армейского офицерства Бербонский парламент был вынужден самораспуститься в уже декабре 1653 года.
В декабре 1653 года Кромвель был провозглашен лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии, и в стране принята новая конституция — «Орудие управления». Согласно ее положениям высшую пожизненную власть в стране получал Оливер Кромвель, который наделялся широкими, почти монархическими полномочиями: командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето. Протекторат был по существу военной диктатурой.
В январе 1655 года Кромвель реорганизовал систему управления государством. Территория Англии была разделена на одиннадцать округов. Глав округов — генерал-майоров — назначал сам лорд-протектор. Генерал-майоры получили обширные полицейские полномочия. Их главной задачей была борьба с любыми формами протеста: от роялистских заговоров до крестьянских бунтов. Введение цензуры ликвидировало завоеванную революцией свободу слова. Подтверждение в 1656 году условий отмены феодальных держаний и продолжающиеся огораживания усиливали недовольство крестьян.
С каждым годом режим личной власти Кромвеля терял популярность. Поддерживать спокойствие в стране протектору приходилось силой штыков. Однако содержание большой армии было не под силу разоренной стране. Военные не получали жалованья и роптали. В сентябре 1656 года новый парламент предложил Кромвелю «Смиренную петицию и Совет» — проект новой конституции, который фактически возвращал Англию к дореволюционной форме правления. Согласно его положениям восстанавливались королевская власть и двухпалатный парламент (состоящий из палат лордов и общин). Королевскую корону просили принять самого Кромвеля. Под давлением армейского офицерства протектор отказался от короны, но в остальном конституцию принял. В 1657 году в Англии была восстановлена палата лордов, но в 1658 году Кромвель вновь разогнал парламент.