Примеры логических противоречий в Библии — Устин Чащихин

Как известно, только неуверенные в себе религиозные организации запрещают своим участникам задавать вопросы. И немудрено — ведь попросту нечего ответить! Критический взгляд на традицию для недобросовестных проповедников превращается в вызов, который грозит разоблачением. Православие занимает другую позицию и всегда открыто для диалога.

Любимая мишень оппонентов — противоречия в Библии. Но всякий христианин должен проявить терпение и знать, как объяснить противоречия, когда это возможно. Поговорим здесь о противоречивых и мнимо противоречивых местах в Священном Писании.

Вода и растительность

Если рассматривать образование земной коры и титанических пластин с точки зрения археологии, то это время исчисляется тысячелетием. О каких сутках может идти речь, возопят атеисты? А мы напомним о фразе про один день и тысячу лет для Бога. Это уже писалось выше.

Когда земля только появилась, она «работала» в усиленном режиме. Суши практически не было, в основном вода. И этот отголосок прошлого мы наблюдаем по сей день. Более 90 % воды на нашей планете. Но Бог сказал, что нужна суша. И земля послушно подчинилась.

Но картинка снова не сходится у атеистов. Библия и наука противоречат друг другу, согласно их мировоззрению. Нельзя за один день сотворить и отделить сушу от воды, создать растительность. Да и растения, если верить археологическим раскопкам, были просто огромные, а сейчас они маленькие.

Это все так, но эпоха растительного мира пришлась на очередное тысячелетие. Это даже археологи говорят. И растения, в самом деле, сначала были очень большими. Но Господь готовил землю к тому, чтобы человеку удобно было жить на ней. Проходит несколько тысячелетий, растения приобретают почти такие же формы, как мы сейчас видим. Все происходит под воздействием климатических условий.

Подводя итоги

Что можно сказать о написанном в статье? Каждый вправе сделать вывод самостоятельно. Кто-то не поверит в рассказанное, а иные заинтересуются и начнут копать глубже.

Для заинтересовавшихся можно посоветовать знакомство с творениями Святых Отцов, а также с современными богословами. Это может быть Алексей Осипов, о котором мы упоминали выше. Очень хорошо повествует о христианстве иерей Александр Сатомский, чьи лекции есть на «Ютубе». Этот молодой священник обладает даром повествования. И тем, кто только начинает ходить в церковь, стремясь познать Господа, отец Александр рассказывает о вере, подходя к этому вопросу с философской и психологической точек зрения. Лекции слушаются на одном дыхании, и объяснение сотворения мира в его видеороликах имеется.

Еще можно порекомендовать лекции православной христианки, бывшего физика, нынешнего юриста Анны Хреновой. Рассказывает она очень живо, у слушателей дух захватывает. Лекции насыщенные, открывают иные грани видения мира.

Многие противоречия надуманы, например, что Адама и Евы не могли появиться внуки

Каин убил Авеля, а после стал жертвой изгнания. А потом у их родителей появился ещё один сын по имени Сиф. Критики христианства часто говорят, что это явный бред в Библии, ибо для продолжения рода нужны женщины, а их в тексте не упомянули.

Но есть противоречия мнимые и действительные. В данном случае оно даже не мнимое, потому что те, кто утверждает, что у Адама и Евы не было детей, Библию не читали. У Адама были и сыновья, и дочери, так что история о его потомках не противоречива:

«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».

Быт 5:4–5

Почему-то это место из Библии упорно не замечают. То ли специально, то ли не читают её в действительности.

Пятый день

Какова роль Библии в исторической науке? Достаточно напомнить о доказательствах ученых о правдивости этой Книги. А мы, между тем, рассмотрим пятый день творения. Бог сотворил первых живых существ. Это были рептилии, птицы, рыбы.

Одна из самых интересных и крепких зацепок для безбожников, ведь сначала на земле были динозавры. Кстати, мы до сих пор можем лицезреть этих существ в живом виде. Это безобидные ящерицы и рептилии, несколько видоизменившиеся. Хотя крокодила сложно назвать безобидной рептилией, а он является прямым потомком динозавров, населявших моря и океаны.

Динозавры властвовали на земле не одну эпоху. Но Бог понимал, что венец его творения — человек — встретится с огромной ящерицей, и ничего от него не останется. Хищник съест человека, а огромные травоядные просто затопчут. Тогда-то и были уничтожены громадные ящеры. Согласно истории, на землю упал большой метеорит, уничтоживший часть динозавров. А вторая часть вымерла из-за изменения погодных условий. Земля готовилась к тому, что на нее ступит человек.

Кстати, о птицах, в буквальном смысле слова. Привычные нам безобидные пернатые — потомки летающих динозавров, как бы странно это ни звучало. Они видоизменились вследствие эволюции.

Книга смешанного атеизма

Говоря о религии, нельзя не упомянуть атеистических книг. Сколько их вышло из-под пера советских авторов, невозможно сосчитать. Но в своих произведениях они оспаривали существование Бога, не затрагивая иные религии.

Мы затронем книгу Мориса Бюкая «Библия, Коран и наука». В наше время вряд ли кого удивишь атеистическим мировоззрением. Сколько людей, столько и мнений. Автор книги «Библия, Коран и наука» делает некоторые исследования, в которых объясняет полное сходство мусульманской книги с научными фактами. При этом, понося Библию, и утверждая, что это его точка зрения.

На самом деле, многие западные исследователи религиозных учений имеют подобную точку зрения. В книге «Библия, Коран и наука» автор повествует о тех вещах, про которые другие просто не успели рассказать. И если бы не Бюкай, то нашелся бы иной человек, сделавший таковое исследование.

Примечательно, что этот французский врач принял мусульманство. Первая публикация его книги, в которой Морис утверждает о противоречии Библии науке и исламу, была в 1976 году.

Многие противоречия в Библии объяснимы слиянием в одном тексте нескольких источников

Многие книги Библии возникли в результате слияния. Например, можно сравнить этот отрывок:

«Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]».

Быт 6:18–20

и этот отрывок

«и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,]» .

Быт 7:18–20

То есть в 6 главе Бытия Бог призывает Ноя взять по два каждого животного, а в седьмой сообщает, что чистых животных нужно брать в количестве семи.

Этих противоречий в Пятикнижии предостаточно: маршрут исхода, последовательность сотворения мира и т.д. А причина одна: Пятикнижие собрано из 4 различных источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священническая книга;
  • Второзакония.


На этой картине можно заметить, что овец больше, чем две. Это не удивительно, ведь в 7 главе книги Бытия Бог требует от Ноя взять на Ковчег по 7 чистых животных. Это противоречит версии из 6 главы. Всё это из-за того, что книга писалась на основе нескольких источников
Если в двух источниках были противоречащие версии, часто сохраняли обе. К счастью для православных, все факты, которые пострадали в результате этих разночтений, не относятся к важным для праведной жизни рекомендациям.

Существует свыше 100 противоречивых цитат из Библии, возможно, среди них есть явные ошибки

Перечислить все противоречивые цитаты из Библии в одной статье невозможно. Приведём лишь несколько:

Противоречие 1. Происхождение матери одержимой девочки у Евангелистов отличается:

«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; (…) Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери».

Марк. 7:24–26

А в Евангелии от Матфея она уже имеет другое происхождение:

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

Матф. 15:21–22

Противоречие 2. Количество женщин и имена у гроба Иисуса:

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб».

Матф. 28:1

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его».

Марк. 16:1

«То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам».

Лук. 24:10

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».

Иоан. 20:1

Везде разные имена и разное количество людей. А речь идёт при этом об одном и том же событии. Безусловно, это явные ошибки в Библии.

Противоречие 3. Способность Бога раскаиваться:

«и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

1-я Царств. 15:29

«и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков (…) ибо Я раскаялся, что создал их».

Бытие 6:6–7

«Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем».

1-я Царств. 15:29

Противоречие 4. Попал ли Иисус в рай сразу после распятия?

«Ты будешь сегодня со Мною в раю».

Лук. 23:43

«Я еще не восшел к Отцу Моему».

Иоан. 20:17


Все четыре Евангелиста по-разному рассказывают историю посещения жёнами-мироносицами Гробницы Иисуса. На этой картине изображена версия Евангелия от Матфея: две женщины и один ангел. Другие Евангелисты говорят о двух ангелах, либо не упоминают их вовсе

Это совершенно случайные примеры, а всего в Библии их насчитывается более ста, вот некоторые:

  • Один ли ангел Господень был в гробнице Иисуса Христа и был ли вообще?
  • Можно ли увидеть Бога?
  • Сколько сыновей было у Авраама?
  • Что говорил Иисус о своём всемогуществе: может ли Сын Божий творить Сам от Себя?
  • Если сказал Господь, что Он не изнемогает, то зачем отдыхал на день седьмой после творения?
  • Что Иисус сказал перед смертью: «Свершилось» или «Отче! В руки Твои предаю дух Мой»?
  • Был ли Иоанн Креститель (Предтеча) пророком Илией?

И т.д. Далеко не все эти вопросы повисли в воздухе. Ответы по противоречиям в Библии — это отдельная категория литературы в христианстве.

День четвертый: светила

Есть ли в науке и Библии противоречия? Если захотеть, можно подкопаться ко всему. Но ученые уже доказали, что Библия правдива, сотворение мира произошло именно так, как описано в этой Книге.

На четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды. И тут атеисты обрадуются: «Это противоречие!». Ибо свет был сотворен уже на второй день. На данный вопрос хорошо отвечает Василий Великий в своих трудах. Он говорит, что Солнце — не единственный источник света. Бог — вот кто является Светом от Света.

На многие противоречия в Библии есть ответы

Хотя многие противоречия Ветхого и Нового Завета действительно существуют, часть из них реально объяснить с богословской и научной точки зрения. Рассмотрим это на примере вопроса, восходил ли кто-то кроме Иисуса Христа на небо?

В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что только Он сделал это:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…».

Иоан. 3:13

Но в Слове Божием, кажется, есть и другая информация. Пророк Илия побывал и на небе, и на земле:

«…и понесся Илия в вихре на небо».

4-я Царств. 2:11

Многие мнимые противоречия возникли из-за ошибок перевода.

Внешне здесь противоречие, но толкователи объясняют, что это не обязательно так. «Толковая Библия Лопухина» придерживается мнения, что фразу из Евангелия от Иоанна следует понимать в прямом смысле — Иисус действительно единственный человек, который восходил на небо:

«Смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного», — Мф. 18:10) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле — кроме Того Сына Человеческого (см. Ин. 1:51), Который сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после».

А. П. Лопухин

церковный писатель

Но если так, то как же быть с Илией? Диакон Петр (Михалёв) даёт ответ на это противоречие:

«Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».

Петр Михалев

диакон


В Библии пророк Илия не умер, а вознёсся на огненной колеснице. Это бы противоречило словам Христа «Никто не восходил на небо», но в древних рукописях не сказано, что Илия отправился именно на небо — там сравнительный оборот «как»

То есть «противоречие» сводится к некачественному переводу. И если обратиться к отцам Церкви, то станет ясно, что они уже давно говорили об этом:

Святитель Иоанн Златоуст:

«Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь».

Иоанн Златоуст

архиепископ

Святитель Фотий:

«И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо”.

Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся».

Фотий

патриарх

Таким образом, противоречия в Библии есть, но не так много, как иногда это пытаются представить противники христианства. Правильный путь — это брать конкретные стихи из Библии и изучать толкования к ним, чтобы докопаться до сути и понять, почему в Священном Писании написано именно так и стоит ли говорить об ошибке.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]