Духовная пища: примеры источника сил на каждый день

Для чего живёт человек?

Наверное, на этот вопрос каждый сам даёт себе ответ и каждый получает затем последствия этого ответа. Можно жить, как цветочек, — дышать воздухом, впитывать водичку и греться под солнышком. Но то, что подходит для цветка, совершенно не подходит для человека.

Счастье и удовольствие на уровне физического тела всё-таки оставляют какую-то пустоту, которую не заполнить ни едой, ни деньгами, ни развлечениями. Потому что человек — это в первую очередь духовное существо. И, если человек живёт на уровне удовлетворения инстинктов, он ничем не отличается от животного. И это такая же нелепость, как пытаться электромобиль заправить дизелем.

Конечно, во всём должен быть баланс. Пища духовная и материальная одинаково важны для человека

. Человек — это в первую очередь душа, но без физического тела душа не сможет действовать в материальном мире. Существует и такая проблема, когда человек увлекается духовной пищей, но при этом в плане телесной пищи ест что попало. Физическая пища влияет на сознание, поэтому все продвинутые духовные практики и святые люди отказывались от убойной пищи. Потому что нельзя говорить о сострадании, жуя котлету. Вернее, говорить-то, конечно, можно, только смысла в этом нет никакого.

Поэтому пища и духовное развитие неразрывно связаны

. Если мы питаемся простой естественной пищей, значит, мы едины с природой, наше питание никому не причиняет вреда и насилия, и в первую очередь нам самим. Потому что жареная картошка — это тоже насилие. Над своей печенью. И добром это не кончится.

Но правильное питание — это далеко не всё. Не менее важно духовное развитие. Как же питаться духовной пищей? Когда Иисус 40 дней постился в пустыне, однажды Сатана сказал ему: «Если ты Сын Божий — преврати камни в хлеб». На что Иисус ответил искусителю: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И далее Иисус учил во время «Нагорной проповеди»: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся». То есть он давал наставления о том, чтобы всё время искать правду, и ищущему она обязательно откроется.

Что такое духовное пища? Это чтение

О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:

Иоанн Златоуст

архиепископ Константинопольский, богослов

«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».

Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.

Разумеется, далеко не каждый текст — духовная пища.

Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.

Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.


Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища

Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:

  • шумеры;
  • египтяне;
  • иудеи.

И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.

Где искать пищу для духа

Питание для духовно-нравственного развития человека можно получить из следующих источников:

  1. Литература — один из главных источников духовной пищи. Чтение различных видов литературных произведений позволяет получать ответы на вопросы морально-нравственного, философского и познавательного характера. Также научные и философские труды учат анализировать, сопоставлять и делать выводы из полученных знаний.
  2. Классическая и религиозная музыка, настраивающая человека на мысли о сущности человеческой жизни, способствующая проявлению чувств и эмоций. Известны случаи, что религиозная музыка открывала людям дорогу в храм и помогала найти путь к Господу.
  3. Театральное искусство и кинематограф облагораживает человека, способствует обогащению его эмоциональной сферы.

Выбирая духовную пищу, следует помнить, что не любая еда полезна для организма. Далеко не каждое произведение искусства способствует духовному развитию. С особой осторожностью следует относиться к псевдорелигиозному искусству, которое несёт ложные идеалы и отдаляет человека от Господа. Следует чётко разграничивать произведения развлекательного характера, и серьёзные труды, насыщающие ум, сердце и дух человека.

Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины

Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.

Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.

То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.

Из чтения мы набираемся духовных знаний и можем применять их в жизни.

Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:

  • игра фантазии;
  • изучение языковых форм;
  • изощрённая работа мысли;
  • обогащение знаний (мы ещё говорим: «пища для ума»);
  • развлечение, в конце концов.

Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:

2 Кор. 3:18

«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».


Апостол Павел говорит: «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся»

Ты то, что ты ешь


Фото автора Jc Laurio: Pexels
Помимо продуктов, человек поглощает информацию. Часть из нее проходит мимо, но остальное влияет на формирование его мировоззрения.

В определенном смысле духовная пища – то, что оказывает немедленное и долгосрочное влияние на личность и, следовательно, на всю жизнь, потому что именно болезненные или радостные мысли и идеи формируют человеческое бытие.

Информация извне дает тебе те самые «волшебные инструменты», которые помогают жить счастливо и наполнено.

Поэтому очень важна своеобразная духовная гигиена. Для нее достаточно периодически устраивать информационные детоксы, либо предпринять следующие действия на постоянной основе:

  • сократить время в соцсетях;
  • не смотреть и не читать неприятные новости;
  • свести ленты в соцсетях к нескольким действительно интересным постам в день;
  • уменьшить количество подписок;
  • где возможно – отключить рекламу;
  • избегать литературного и кинематографического «мусора».


Духовная пища

Даже, казалось бы, мелочи способны повлиять на мышление и самочувствие. Болезненные или радостные мысли и идеи, которые вызывают соответствующие чувства, влияют на решения и действия. И, таким образом, духовное питание контролирует поведение, что помогает строить реальность здесь и сейчас.

Квантовые физики подтверждают, что все во Вселенной является энергией, включая мысли и идеи. Сформированная на конкретном духовном питании реальность имеет свойство дополняться энергией того же качества, то есть соединяться.

Поэтому ты связываешься с людьми и ситуациями, которые принимают примерно ту же самую информационную пищу. С одной стороны – проще общаться с равными. С другой – для выхода на новый качественный уровень придется пересмотреть то, что ты «ешь».

Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния

Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.

Есть такой восточный афоризм:

«Даже капля яда способна испортить ведро молока».

А вдвойне плохо ещё и то, что «молоко» — это ещё и хороший проводник. Яд лучше усваивается организмом. Подкрепись таким продуктом — и всё, участь будет плачевной.

Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.

Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.

Проповедям не место в художественных книгах, они для другого, а о главном — Писание.

Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:

  • Библия;
  • Жития святых;
  • Труды отцов Церкви и выдающихся богословов.

Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.

Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.

Чтение духовных книг — типичная практика в монастырской жизни.

И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.

Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.

Работа с мыслями

Можно попробовать еще одну практику для работы с собственным мышлением. В моменты, когда тебе плохо, представить то, что очень нравится, чтобы напитаться радостными мыслями и идеями. Почувствовать, как состояние улучшается.

Когда все хорошо, сознательно подумать о том, что не нравится. Скорее всего настроение начнет ухудшаться, появятся неприятные ощущения.

Осознание того, что именно мысли и соответствующие им идеи создают чувство дискомфорта или чувство благополучия, и что ты имеешь полное право выбирать, о чем именно тебе думать, положительно влияет на мироощущение.

Божье слово — это главная духовная пища для христианина

Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:

  • Пример мужества праведников;
  • Утешение, читая о промысле Божьем;
  • Глубокие размышления на духовные темы;
  • Силу для укрепления духа;
  • Воодушевление для духовного пути;
  • Дорогу к Богу.


Библия — это важнейшая духовная пища для христианина
Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:

1 Петр.2:1–3

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».

Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:

Ин. 6, 26-27, 32-33, 35

«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».

Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.

знак рыбы — символ ранних христиан, возможно, из-за него возникла история о хлебах и рыбах, хотя те были не земной, а духовной пищей

И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.

А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.

Но это уже совсем другая история.

Как это отследить

Можно сделать простую практику по анализу того, насколько качественно влияет духовная пища на мышление конкретного человека.

Для этого выпиши ассоциации, связанные с конкретной сферой жизни. Например, если взять работу. Твоя первая ассоциация: «Без труда не выловить и рыбку из пруда»? То есть в голове сидит, что без больших усилий награды не будет. Эта мысль принадлежит человеку, но на чем она построена? На каких книгах, фильмах, словах родителей?

Каждую раздражающую мысль, которая на самом деле мешает жить, необходимо письменно заменить на более приятную. Вспомнить, к примеру, те книги, где происходило чудо, и «рыбка» приходила без изнурительного труда. Записать. Потом стараться в информации извне искать подтверждения новому убеждению. Ты удивишься, но их будет очень много.

Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём

Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:

макарий Оптинский

священнослужитель Русской православной церкви

«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:

Иоанн Пророк

христианский святой, ученик преподобного Варсонуфия

«Всё должно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься, а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе, но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой».


Христос молится в Гефсиманском саду, и это напоминает верующим, что молитва — тоже духовная пища
Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:

Ефрем Сирин

христианский богослов и поэт

«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».

«Суп» по собственному рецепту

Теперь ты знаешь, что рецепт твоего «супа» может быть изменен твоими позитивными мыслями и идеями. Только так можно создать незабываемый вкус своей жизни – зная, что больше всего подходит личности.


Фото автора Elly Fairytale: Pexels

Обычно люди чувствуют себя лучше, когда переключают свою умственную диету с тяжелой на легкую, а именно с отрицательных мыслей на положительные. Сначала трудно отрицать свои пугающие, гневные, грустные убеждения, многие же привыкли к их горькому послевкусию

Благодаря своему воспитанию, своим наблюдениям и опыту, каждый «питается» определенным образом.

Однако, проявив терпение и любовь к себе, можно, шаг за шагом, в своем «темпе» выработать духовную пищу, полезную для тебя. Тогда привычный рецепт «супа» станет уникальным.

Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу

Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:

Авва Дорофей

священноинок

«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».

Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:

«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».

Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:

«И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».

Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:

«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».


Священноинок Дорофей рекомендовал дополнять духовное чтение благодеяниями и регулярной Иисусовой молитвой
Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:

«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».

Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие:

«Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света. И когда ум его сподобляется почувствовать эту радостьи славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища, аасамна, и радость светозарная.И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Последствия духовного голодания

Неудовлетворение духовного голода приводит к отдалению человека от Господа, что приводит к попытке замещения истинной духовной пищи продуктами массовой культуры, направленной на удовлетворение телесных потребностей. Это приводит к замене людских добродетелей греховными пороками: насилию, агрессии, прелюбодеянию, блуду, убийствам, жажде накопительства.

Человечеству следует помнить, что возможность приобщиться к истинной духовной жизни даёт Господь. Но он же может забрать этот дар. В Библии говорится, что настанет времена, когда девы и юноши будут скитаться в поисках Слова Божия.

Но не найдя его, будут томиться от неудовлетворенной духовной жажды и голода. Поэтому не следует откладывать Вступление на путь приближения к Царству Небесному и пренебрегать духовной пищей, посылаемой Господом.

Источник

Хлеб небесный в пустыне

Что случилось с Израилем за 40 лет скитаний?

Они привыкли к манне и жаловались.

(Чис 11:5)

Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

И это не правда, они никогда не ели даром, потому что были рабами.

А сколько здесь упоминается продуктов?

6 продуктов — это число человека.

(Чис 11:6)

а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.

Пища небес (хлеб небесный) — пища сильных стала для них тем, от чего их душа изнывает. Они жаждали чего-то большего, чем манна.

Каждый раз, когда вы слышите проповедь об Иисусе, вы получаете нечто свежее и мощное для вашей жизни.

Когда вы видите Иисуса, вы преображаетесь. Принимаете хлеб небесный — освобождаетесь и исцеляетесь. Ваш брак может преобразится от того, что вы смотрите на Иисуса.

Комментарий!

Благодарите Бога за проповедь, которая ставит Иисуса на первое место.

Медный змей: значение

(Чис 21:8)

И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянул на него, останется жив.

Иисус сказал Никодиму: (Ин 3:14)

И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Иисус и есть тот медный змей, которого сделал Моисей. И Он был помещен на крест — прообраз того, что случится, когда Иисус умрет на кресте за наши грехи. И каждый, кто посмотрит на Него будет жив.

Комментарий!

Не смотрите на свои симптомы и на свое состояние, на свою потерянность и депрессию, а смотрите на Его спасающую силу.

Почему появились жалящие змеи в пустыне?

Змеи всегда были в пустыне, но они не причиняли вреда пока не случилось что-то.

(Чис 21:5)

и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

(Чис 21:6)

И послал Господь на народ ядовитых змей, которые жалили народ. И умерло множество народа из сынов Израилевых.

Медный змей является прообразом спасения и исцеления.

Хлеб небесный(манна), также является прообразом Иисуса Христа.

Если бы Израильский народ ел манну и не жаловался, то были бы все здоровы.

(Чис 21:5)

ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

Это неправда, каждый раз, когда нужна была вода, она была там.

Что значит «негодная пища»?

Это значит относиться поверхностно к данному предмету.

А также слово «негодный» является однокоренным со словом «проклятие».

Это тогда, когда вы относитесь поверхностно к тому, что сказала жена, муж или дети. На самом деле поступая так, вы проклинаете их.

Когда вы придаете вес им и их словам, уделяете время, чтобы выслушать их, открываете свои глаза и уши, вы облекаете этих людей в славу.

Закон о мирной жертве

Слово «мир» на иврите стоит во множественном числе, то есть «жертва миров».

(Лев 7:30) С

воими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести, потрясая грудь пред лицом Господним;

(Лев 7:31)

Тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его;

Нашим первосвященником сегодня является Иисус, а Его сыновья — это все мы. Нам принадлежит то, что принадлежит нашему Первосвященнику. Иисус был принесен в жертву на кресте в качестве мирной жертвы.

Когда мы читаем Библию, то должны обращать внимание на Его любовь. Вы питаетесь любовью Иисуса. Сам Иисус питается Своей любовью к нам, а мы питаемся Его любовью к нам. Его пища — это любить нас.

В Библии еда связана с наслаждением. Иисус наслаждается, проявляя к вам любовь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]