Епископ Бобруйский и Быховский Серафим: «Самый красивый в мире храм – это церковь твоего родного села!»


Бобруйский Никольский собор

Бобруйская и Быховская епархия
Белорусского экзархата Московского Патриархата.

  • Епархиальное управление: Белоруссия, 213800, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Карбышева, д. 28, к. 2
  • Тел.: (+375, 47-32-38; факс: (+375 225) 58-50-99
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Бобруйский, Быховский, Глусский, Кировский, Кличевский, Осиповичский районы Могилевской области.
  • Кафедральный собор: Никольский в г. Бобруйске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

Учреждена как Минское викариатство.
Самостоятельная Бобруйская епархия Белорусского Экзархата учреждена Священным Синодом Русской Православной Церкви 24 декабря 2004 года будучи выделена из состава Могилевской епархии.

Ныне Бобруйская епархия включает в себя юго-западные районы Могилевской области. Кафедральный город — Бобруйск.

Исторические названия

  • Бобруйская и Осиповичская (24 декабря 2004 — 20 апреля 2005)
  • Бобруйская и Быховская (с 20 апреля 2005)

Статистика

  • 31 декабря 2005 [1] — приходов 35, храмов 30, молитвенных домов 1, часовен 3, священнослужителей 30. Население – 500000 тыс. чел, из которых 80% считает себя православными.
  • 2007 [2] — приходов 35 [3], священнослужителей 30. Население — 0.5 млн. человек.
  • Ок. 2008 [4] — приходов 36, священнослужителей 34.
  • март 2012 — 53 приходов, 48 храмов, 40 священнослужителя (38 священников; 2 диакона), 2 монастыря [5]

География благочиний

  • Бобруйское городское:
  • г. Бобруйск
  • Бобруйско-Глусское (Бобурйский и Глусский районы):
    • г.п. Глуск, д. Воротынь, д. Малые Бортники, д. Турки
  • Быховское:
    • г. Быхов , д. Барколабово, д. Мокрое, д. Чечевичи
  • Кировско-Кличевское (Кировский и Кличевский районы):
    • г. Кировск, г. Кличев, д. Борки, д. Любоничи
  • Осиповичское:
    • г. Осиповичи, д. Дараганово, д. Лапичи, д. Свислочь

    Бобруйская епархия: История гонений

    В ХХ веке можно проследить четыре волны репрессий, направленных на духовенство и верующих: три до Великой Отечественной войны и одну послевоенную…

    Первая волна связана с трагическими событиями первых послереволюционных лет. Террор обрушился на церковь как на хранительницу «старых» устоев. Всячески поощрялись расправы на местах со священнослужителями, изъятие ценностей, поругание храмов и православных святынь. Для того времени характерно почти полное отсутствие письменных свидетельств о репрессиях. Объясняется это тем обстоятельством, что еще не успела на полную мощь развернуться репрессивная машина ВЧК. Отсутствовал четкий план действий, многочисленные рейды не всегда протоколировались, а деятельность отдельных «активистов» и вовсе носила откровенно разбойничий характер и никем не координировалась. Однако отсутствие свидетельств не говорит о том, что гонений не было.

    Бобруйска и окрестностей касаются свидетельства современного исследователя И. И. Янушевича: «Прифронтовая полоса, частая смена режимов, постоянные боевые действия… — все это давало повод обвинить в контрреволюции практически любого священнослужителя. Клирики подвергались арестам, допросам, а некоторые просто исчезали». Период первой волны гонений можно определить примерно так: от 1917 до 1921 года, когда был заключен Рижский мирный договор о разделе республики на Западную и Восточную Беларусь. Бобруйская епархия целиком вошла в Восточную часть.

    Условно началом второй волны репрессий можно считать начало тридцатых годов. Однако и двадцатые не были спокойными. Все это время велась оголтелая кампания дискредитации церкви и священнослужителей, интриги, изъятия ценностей, провокации, показательные суды. Властями всячески инициировался обновленческий раскол. Вместе с тем в это время советское государство пыталось создать себе имидж в мировом сообществе, открывало диппредставительства, прислушивалось к мнению зарубежной общественности. Была объявлена новая экономическая политика, приведшая к временной либерализации социальных отношений. В связи с этим карательные органы старались избегать громких процессов в отношении священнослужителей. Среди имен 106 священнослужителей, установленных епархиальной комиссией по канонизации, только несколько относятся к периоду до начала тридцатых годов. Вот примеры таких судеб.

    Марк Петрович Медведев, 1888 года рождения, уроженец с. Шарпиловка Дятловского района Гомельской области, белорус, из крестьян, женат. Иеромонах. До 1905 года занимался сельским хозяйством, в 1905-м отправился в Киевский монастырь и пробыл там до 1908 года, после чего переехал в монастырь г. Балту-Каменец Подольской губернии. В 1920 году после закрытия монастыря выехал на родину в с. Шарпиловка. По назначению Преосвященного епископа Тихона Гомельского в течение двух с половиной лет прослужил священником в д. Струмень Кормянского района Могилевской области. Переехал в д. Пархимковичи Харлаповичского сельсовета Бобруйского района и служил там священником. На момент ареста проживал в д. Пархимковичи. Арестован 4 июня 1928 года Бобруйским ОО ГПУ БССР за «антисоветскую агитацию». По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 24 августа 1928 года приговорен к трем годам высылки в Сибирь. Из лагерей не вернулся. Реабилитирован 29 октября 1992 года прокуратурой Могилевской области.

    Александр Мануилович Шелепин родился 4 января 1874 года в д. Старые Дворяниновичи Бобруйского уезда. Окончил Минскую духовную семинарию (1895), рукоположен во иереи (1900). Служил настоятелем Свято-Троицкой церкви д. Нача Борисовского уезда Минской губернии, теперь Крупский район Минской области, Свято-Покровского храма д. Поляны Игуменского уезда Минской губернии, теперь Пуховичский район Минской области. В середине 1920-х годов служил в Свято-Покровской церкви д. Саламаречье (теперь Минский район). Был женат, имел ребенка. Арестован 8 мая 1929 года в д. Калощицы Минского района. Осужден 18 июня 1929 года особым совещанием при ОГПУ за «антисоветскую агитацию» к трем годам лагерей. Этапирован в Соловецкий лагерь ОГПУ Карельской АССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 26 марта 1992 года прокуратурой Минской области.

    Иван Семенович Шимановский родился в 1866 году в д. Любязь Пинского уезда Минской губернии. Из семьи священнослужителя. Окончил Минскую духовную семинарию, рукоположен во иереи (1892). С 1893-го — настоятель Иоанно-Богословской церкви д. Михалево Бобруйского уезда. Арестован 21 сентября 1929 года в родной деревне. Осужден коллегией НКВД 1 декабря 1929 года за «распространение провокационных слухов» к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Выслан в Сибирь. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 19 ноября 1992 года прокуратурой Могилевской области. Отца Иоанна как доброго пастыря еще помнят местные жители.

    Как видно из приведенных данных, сроки приговоров еще небольшие, но факты говорят о том, что к своим семьям, своей пастве пастыри уже не вернулись. Как в этих случаях, так и во множестве последующих формулировка «дальнейшая судьба неизвестна» означает одно: человек сгинул в недрах ГУЛАГа.

    Вторая волна гонений определяется в рамках периода 1930-1933 годов. В это время победой Сталина закончилась внутрипартийная борьба, был взят курс на жесточайшую централизацию власти и устранение малейших признаков оппозиции. Церковь оказалась в списке врагов режима. Вот сведения о некоторых священнослужителях, пострадавших в это время.

    Константин Степанович Адамович родился в селе Яново Минского уезда, сейчас Воложинский район Минской области. Из крестьянской семьи. До ареста дьякон Свято-Троицкой церкви д. Телуша Бобруйского уезда. Был женат, имел двоих детей. Арестован 29 декабря 1932 года. Проходил по одному делу с активными прихожанами Иосифом Бурым (1895 г. р.), Николаем Дудалем (1891 г. р.), Сергеем Дудалем (1891 г. р.), Тарасом Лавриновичем (1896 г. р.), Ефимом Ступенем (1882 г. р.). Все осуждены 5 марта 1933 года коллегией ОГПУ за «участие в контрреволюционной кулацко-поповской организации», приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстреляны в Могилеве, в тюрьме НКВД. Реабилитированы 27 мая 1960 года судебной коллегией Верховного суда БССР.

    Федор Степанович Ализнюк (1875 г. р.). Священник. До ареста — настоятель Петро-Павловского храма д. Бацевичи (в то время почтовый адрес: станция Свислочь) Бобруйского уезда Минской губернии, сейчас Кличевский район Могилевской области. Арестован 16 мая 1932 года. Осужден в июне 1932 года на пять лет лагерей. Из лагерей не вернулся. Реабилитирован 31 октября 1989 года.

    Виктор Викентьевич Миклуш (1876 г. р., д. Блужа Игуменского уезда Минской губернии, теперь Пуховичский район Минской области). Из крестьянской семьи. До ареста – настоятель приписной церкви д. Селищи, теперь город Кировск Могилевской области. Был женат, имел четверых детей. Арестован 23 февраля 1933 года. Осужден 21 апреля 1933 года вместе с другими активными прихожанами (всего около десяти человек) коллегией ОГПУ за «антисоветскую агитацию», приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстрелян. Реабилитирован 17 июня 1961 года постановлением президиума Могилевского областного суда.

    Александр Максимович Рункевич родился в 1891 году в местечке Кличев Игуменского уезда Минской губернии, ныне райцентр Могилевской области. Священник. Его отец Максим Васильевич Рункевич с 1883 до 1927 года был настоятелем Свято-Троицкого храма в Кличеве. Александр Рункевич окончил Минскую духовную семинарию (1914), направлен псаломщиком в Петро-Павловскую церковь д. Голынка Слуцкого уезда Минской губернии, ныне Клецкий район Минской области. 25 апреля 1915 года переведен в Петро-Павловский храм д. Новоселки Слуцкого уезда, ныне Копыльский район. Рукоположен во иереи. С 1916 года — настоятель Успенской церкви д. Косино Борисовского уезда Минской губернии, теперь Логойский район. В 20-е годы служил в Петро-Павловской церкви д. Белевичи Слуцкого уезда, теперь Слуцкий район. С 1927 года — настоятель Свято-Троицкого храма в Кличеве. Был женат, имел двоих детей. Арестован 17 января 1930 года. Осужден 23 февраля 1930 года тройкой НКВД за «антисоветскую агитацию» к пяти годам лагерей. Из лагерей не вернулся. Реабилитирован 7 июля 1989 года Могилевской областной прокуратурой.

    Парфен Иванович Скрипунов родился в 1881 году в д. Скриплица Бобруйского уезда, теперь Кировский район. Из семьи землевладельца. До ареста — настоятель церкви в родной деревне. Арестован 10 февраля 1930 года. Осужден 23 февраля 1930 со священником Лазарем Чистобаевым особым совещанием при ОГПУ за «террористическую и антисоветскую деятельность». Приговорены к высшей мере наказания. Оба расстреляны. Вместе с Парфеном Скрипуновым были осуждены его братья Кирилл (1896 г. р.) и Ананий (1880 г. р.) — приговорены к высшей мере наказания, Панфил (1887 г. р.) — к 10 годам лагерей. Парфен Скрипунов реабилитирован 9 июня 1989 года.

    Спиридон Андренко (монах Спиридон) родился в 1877 году в Быхове, ныне райцентр Могилевской области). Из братии Киево-Печерского монастыря. Арестован 5 мая 1932 года. Проходил по одному делу со священниками Василием Гандиным, Палладием Катренко, Евстратием Мотлаховым, Валентином Николенко, иеромонахом Пименом (Лебедем), монахинями Марией (Кулешовой), Мариной (Старовойтовой), активными прихожанами: фельдшером Петром Разумовским (1887 г. р.), крестьянами-единоличниками Семеном Автушковым (1892 г. р.), Прокофией Барановой (1906 г. р.), Ульяном Барановским (1891 г. р.), Дарьей Дроздовой (1897 г. р.), Домной Емельяненко (1887 г. р.) Прокофией Емельяненко (1890 г. р.), Платоном Ковшом (1880 г. р.), Афанасием Мазаловским (1867 г. р.), Матреной Малашенко (1877 г. р.), Степаном Мироновым (1877 г. р.), Владимиром Пузиковым (1891 г. р.), Елисеем Смоляковым (1888 г. р.). Осуждены коллегией ОГПУ 3 сентября 1932 года за «антисоветскую агитацию и пропаганду» на пять лет лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна. Андренко реабилитирован Верховным судом БССР 16 января 1989 года.

    По всей видимости, последнее дело имеет отношение к имевшему место примерно в это же время разгрому Барколабовского монастыря. Общее же наблюдение за ситуацией такое: наряду со старыми методами — давать небольшие сроки ради обезглавливания общины в Бобруйском уезде — появляются и первые расстрельные приговоры. Еще одно наблюдение — появились групповые дела, чекисты будто бы выявляли заговоры с целью свержения и дискредитации советской власти. Таким образом, приход не просто запугивался, а уничтожался полностью с целью истребить всякие ростки веры в дальнейшем. Эта тактика в полной мере даст о себе знать позже, в конце тридцатых, когда на полную мощь заработает государственная машина уничтожения.

    Третья волна репрессий обрушилась на церковь в 1937-38 годах. В это время пострадали 38 священнослужителя из 106, репрессированных в пределах Бобруйской епархии.

    После сталинской статьи «Головокружение от успехов» и чистки ОГПУ у верующих появилась надежда, что бесконечная ночь репрессий закончится. В период между третьей и четвертой волнами вышла сталинская Конституция, формально объявившая свободу совести. Но это было лишь затишье перед бурей.

    Репрессии этого времени не имеют аналогов в мировой истории. Сотни и тысячи городских и сельских троек (органов внесудебного уголовного преследования НКВД), состоявших из малограмотных и жестоких людей, писали под копирку чудовищные приговоры, которые тут же приводились в исполнение. Вот судьбы священников.

    Иван Николаевич Альбов (родился 16 января 1882 года в местечке Марково Вилейского уезда Виленской губернии, сейчас Молодеченский район Минской области). Из духовного сословия. Окончил Литовскую духовную семинарию, рукоположен во иереи в 1908 году. Служил в Николаевской церкви д. Лебеда Лидского уезда Виленской губернии, сейчас Лидский район Гродненской области. 3 октября 1914 года переведен в Крестовоздвиженский храм местечка Делятичи Новогрудского уезда Минской губернии, сейчас Новогрудский район Гродненской области. С 1915 года служил в Николаевском соборе в Бобруйске. С 1923 года — настоятель приписной церкви св. Марии Магдалины при духовном женском училище в местечке Паричи Бобруйского уезда, сейчас поселок Светлогорского района Гомельской области, где служил до 1926 года. В 1930-м вернулся в Бобруйск, продолжил служение. На свои средства построил храм в честь Успения Божией Матери, который вскоре был отобран властями и перестроен под поликлинику. Арестован 4 августа 1937 года Бобруйским РО НКВД БССР за «контрреволюционную деятельность». На момент ареста проживал в Бобруйске. Осужден 17 сентября 1937 года вместе со священниками Василием Горячко, Григорием Рункевичем и активными прихожанами Федором Бахановичем (1876 г. р.), Хрисанфом Горбачевским (1876 г. р.), Феликсом Риневским (1878 г. р.), Владимиром Турбаном (1878 г. р.), Мейером Хозановым (1881 г. р.), Николаем Валько (1887 г. р. старостой Свято-Успенского храма, построенного о. Иоанном Альбовым) и приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Приговор приведен в исполнение 28 сентября 1938 года в Бобруйске — все расстреляны. Иван Альбов реабилитирован 3 сентября 1960 года Могилевским областным судом.

    Павел Николаевич Севбо (1883 г. р., д. Телуша Бобруйского уезда), священник. Окончил духовную семинарию, рукоположен во иереи. Служил в Могилевской епархии. Арестован 10 декабря 1937 года в д. Хорошее Бобруйского района. Осужден тройкой НКВД 16 февраля 1938 года с другими активными прихожанами за «антисоветскую деятельность» и за «участие в контрреволюционной кулаческой организации», приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстрелян. Реабилитирован 23 апреля 1960 года Могилевским областным судом.

    Об отце Павле многое рассказали его родственники, живущие в Бобруйске. Он долгое время работал учителем, уже тогда стараясь привить детям любовь к православной вере и церкви. Его неоднократно арестовывали, однажды был заключен под стражу на три месяца. Перед арестом отказался отречься от священного сана. Под следствием находился три месяца, от него добивались оговорить прихожан для создания «антисоветской группы». Но в случае отца Павла «контрреволюционную организацию» следователям состряпать не удалось.

    Марк Федорович Тиум-Буфалов родился 25 апреля 1885 года в д. Хильмановцы Волковысского уезда Гродненской области, белорус, из крестьян, грамотный, женатый. Служитель Чигиринской церкви. В 1906 году окончил учительскую семинарию, до 1914 года учительствовал в Гродненской губернии. С 1914 по 1918 годы проходил службу в царской армии. С 1918 по 1924 годы учительствовал в Енисейской губернии (Сибирь). По возвращении на родину, в 1925 году, получил должность псаломщика в г. Кличев. В 1930 году был рукоположен Преосвященным Иоасафом, епископом Могилевским, в дьяконы с назначением в д. Благовичи Чаусского района. Получив новое назначение, стал служить в Ничипоровичской церкви Шкловского района дьяконом. В 1930 году был рукоположен священником этой же церкви. В 1931 году переведен священником в Чигиринскую церковь Кировского района Могилевской области. В 1929 году судим Кличевским нарсудом за «хождение по молитвам» и по суду оправдан. Арестован 17 июля 1937 года Кировским РО НКВД БССР за «агитацию, направленную против колхозного строительства». На момент ареста проживал в д. Чигиринка Кировского района Могилевской области. Постановлением заседания тройки НКВД БССР от 7 августа 1937 года приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Из лагерей не вернулся. Реабилитирован 26 апреля 1989 года прокуратурой Могилевской области.

    Федор Леонтьевич Шустов родился в 1882 году в д. Заречье. В 1912 году уехал в США, работал в Нью-Йорке. В 1922-м возвращается на родину, служит при храме. В 1929 году рукополагается во иереи. В 1935-м приговорен к двум годам лагерей в Оренбургской области. По возвращении служил в селении Гродзянка Осиповичского района. Арестован 26 августа 1937 года. Согласно свидетельству органов ГБ в протоколах следствия по делу отца Федора Шустова, отца Иоанна Альбова, отца Павла Севбо и Николая Валько не имеется фактов добровольного отказа от веры, признания вины либо оговора кого-либо на допросах.

    После 1938 года православная церковь в Беларуси вообще и в Бобруйской епархии в частности лежала в руинах. Священник Федор Кривонос пишет об этом: «Скорбное, мрачное безвременье наступило в жизни верующих… Те, кто остались на свободе, не имели отныне возможности посещать храм Божий. Только в Бобруйске до 24 июня 1939 года еще продолжала действовать маленькая кладбищенская церковь Святой Софии».

    То, что случилось по окончании войны, дает повод говорить о четвертой волне репрессий.

    12 священнослужителей из 106, пострадавших от советской власти, были репрессированы именно в это время. Вот характерные судьбы.

    Александр Петрович Антониковский (1887 г. р., д. Горбацевичи Бобруйского уезда). Его отец Петр Антониковский с 28 февраля 1885 по 1900 год служил настоятелем церкви в честь Ризоположения в д. Горбацевичи. Александр Антониковский окончил Минскую духовную семинарию, рукоположен в 1911 году. Был женат, имел ребенка. Во время Второй мировой войны служил на оккупированной территории. Арестован 17 июля 1944 года в Минске. Осужден 9 сентября 1944 года за «сотрудничество с немецкими оккупационными властями», приговорен к трем годам лагерей с конфискацией имущества. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован 30 ноября 1989 года Пленумом Верховного суда СССР.

    Николай Матвеевич Гуринович родился 7 сентября 1908 года в местечке Илье Виленского уезда Виленской губернии, теперь Вилейский район Минской области. Священник. Из семьи служащего. Окончил Виленскую духовную семинарию (1929), богословский факультет Варшавского университета (1934). Магистр богословия (1937). 29 сентября 1933 года женился на Зинаиде Александровне Бажко (родилась в 1912 году). 6 ноября 1933-го епископом Саввой (Советовым) рукоположен в дьяконы, 11 февраля 1934-го — во иереи Николаевской академической церкви в Варшаве. 6 марта 1934 года назначен настоятелем миссионерского прихода д. Голля Варшавско-Холмской епархии, теперь территория Польши. С 12 декабря 1934 года — настоятель Рождества-Богородицкой церкви д. Охва, теперь Пинский район Брестской области. С 12 февраля 1936-го — Рождества-Богородицкого храма д. Велячицы, теперь Пинский район. В 1937-39 годах — преподаватель государственных гимназии и лицея в Пружанах Брестской области, второй священник Пружанского Александро-Невского собора. 15 января 1940 года митрополитом Минским и Белорусским Пантелеймоном (Рожновским) назначен настоятелем объединенного Груздово-Полочано-Хожевского прихода, теперь Молодеченский район Минской области. Был женат, имел двоих детей. Во время Второй мировой войны оставался на оккупированной территории. Арестован 12 января 1945 года. Осужден 30 апреля 1945-го за «сотрудничество с немецкими оккупационными властями и антисоветскую деятельность», приговорен к 20 годам лагерей и пяти годам «поражения прав» с конфискацией имущества. Этапирован в Воркутинский концлагерь НКВД Архангельской области. Освобожден 10 января 1956 года. 14 февраля того же года назначен настоятелем Николаевской церкви в д. Телуша Бобруйского района Могилевской области, 31 июля 1956-го — Свято-Троицкого храма в Хотимске Могилевской области, 10 октября 1958-го — Свято-Троицкой церкви в Быхове Могилевской области, с 8 декабря 1958 года служит в Стефановском храме в Котласе Архангельской области, Россия. Умер в 1980 году.

    Игорь Дмитриевич Зелезняк (родился 10 мая 1913 года в селе Новая Ушица, теперь Хмельницкая область Украины). Священник. Из семьи священнослужителя. Окончил Пинскую гимназию, богословский факультет Варшавского университета (1935). Служил псаломщиком в Рождества-Богородицкой церкви д. Субботы, теперь Дрогичинский район Брестской области, затем в Покровском храме д. Камень Шляхетский, с 1939 — в Покровской церкви д. Октябрь, теперь Кобринский район Брестской области. 22 февраля 1936-го архиепископом Пинским Александром (Иноземцевым) рукоположен во иереи и назначен в Николаевскую церковь д. Остромечево, теперь Брестский район. С 1937 года служил в Николаевском храме д. Большие Сехновичи, теперь Жабинковский район Брестской области. Был женат, имел четверых детей. Во время войны находился на оккупированной территории. С 1944 года — второй священник Брестского Симионовского кафедрального собора. Арестован 27 августа 1945 года в Бресте. Под следствием находился во внутренней тюрьме УКГБ Брестской области. Осужден военным трибуналом войск МВД Брестской области .

    13 июля 1946 года за «участие в антисоветской контрреволюционной националистической организации» (ст. 63-1 УК БССР), приговорен к 10 годам лагерей и трем годам поражения в правах. С 1952-го — настоятель в Свято-Софийской церкви Бобруйска. С 1955-го — в Покровском храме в Дзержинске Минской области. С 1965 года — священник Покровского собора в Барановичах Брестской области. С 1966 года — в храме в честь Сретения Господня в Дрогичине Брестской области. С 23 апреля 1969 года — настоятель Георгиевской церкви д. Заболотье Смолевичского района Минской области.

    Григорий Дмитриевич Гниденко, 1898 года рождения, уроженец с. Тарнава Монастырщинского района Винницкой области, украинец, из крестьян-середняков, женат. Был рукоположен и служил в д. Горбацевичи Бобруйского района Могилевской области. В 1937 году тройкой НКВД за «контрреволюционную деятельность» осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбыл, освобожден в августе 1947 года. Вновь арестован 17 декабря 1949 года Бобруйским УМГБ БССР за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность». По постановлению Особого Совещания при МГБ СССР от 22 апреля 1950 года сослан на поселение в Северо-Казахстанскую область, в г. Петропавловск. Из ссылки не вернулся. Реабилитирован 27 апреля 1989 года прокуратурой Могилевской области.

    Николай Михайлович Ясинский (родился в 1884 году в. д. Лучицы Мозырского уезда Минской губернии, теперь Петриковский район Гомельской обл.). Окончил Минскую духовную семинарию, рукоположен во иереи. В 1920-е годы — настоятель Успенской церкви д. Забелы, теперь Слуцкий район Минской области. Был женат, имел троих детей. Арестован 10 февраля 1933 года. Осужден 9 июня того же года коллегией ОГПУ как «член контрреволюционной организации» и за «антисоветскую агитацию», приговорен к пяти годам лагерей (заменено на пять лет ссылки). После освобождения возвратился на родину. Во время войны служил настоятелем в Петро-Павловском (Екатерининском) соборе в Минске на Немиге, потом — при церкви св. Софии в Бобруйске. Издавал газету «Церковный благовест», основал специальный фонд для поддержки семей священников, репрессированных советской властью. Снова арестован 22 июля 1944 года в Минске. За «сотрудничество с немецкими оккупационными властями» и «антисоветскую деятельность» постановлением коллегии НКВД от 4 июля 1945 года вместе с дьяконом Николаем Драгуном приговорен к 10 годам лагерей. Погиб в заключении. Реабилитирован 27 января 1994 года.

    Понятно, что в годы оккупации священники и не помышляли «о сотрудничестве с немецкими оккупационными властями», все они продолжали свое служение церкви, были преданы прихожанам, разделяли с ними все тяготы военного времени.

    Хрущевские гонения характеризовались прежде всего административным давлением, к этому времени относится множество материалов о печальной участи храмов, но уже не отдельных личностей. Закончилось время разбрасывания камней, пришло время их собирать…

    Сайт Бобруйской епархии БПЦ

    Именные бревнышки

    Воссоздание часовни на кладбище деревни Вороновичи — еще одно событие, ход которого можно назвать чудесным. В 2013 году староста Вороновичей Елена Богатырева от имени жителей попросила батюшку восстановить кладбищенскую часовню. Где ставить? На старом месте — деревья и мусор. На новоизбранном — грунтовые воды и собственник, до которого трудно достучаться. «Тогда я принял решение: восстанавливаем часовню на старом месте. Делаем ее деревянной, как и была. Вороновичи, Кончаны, Орехово — жители этих деревень вышли на расчистку площадки. Мы вывезли 15 прицепов мусора. Но где найти деньги на строительство? Решено было сделать «именные бревнышки». Каждое обходилось в 20 неденоминированных рублей. Местные жители быстро собрали деньги, и сруб был сложен за две недели. Сначала я думал подписать каждое бревнышко — но как потом ухаживать за стенами, подкрашивать их? По­этому мы поместили в одно из бревен, на входе в часовню, металлическую капсулу со списками имен, за здравие и за упокой. Но нужна была крыша. В выходной день мы поехали в Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минск. Добрались поздно, служба уже началась. Стали с нашей скарбонкой. Когда люди выходили из храма — бросали деньги. И мы собрали ровно столько, чтобы накрыть крышу. Это чудо!».

    После изгнания владыки Митрофана верующих стали преследовать

    С 1953 по 1956 год епископом Бобруйского викариатства был владыка Митрофан (Гутовский), но его перевели в Орлов, а на смену назначили епископа Леонтия (Бондаря).

    Он стал последним руководителем Бобруйского викариатства до того, как его в 1961 году выдворили советские власти.

    1953 — 1956

    в эти годы в Бобруйском викариатстве епископствует владыка Митрофан

    Большевики принялись разрушать храмы и преследовать священников. Почти всё имущество Церкви расхитили, а то немногое, что осталось, верующие скрыли в одном частном доме, который через время превратился в Свято-Николо-Софийский храм.

    Последующие двадцать семь лет это место станет последним оплотом христианства в Бобруйске.


    Свято-Николо-Софийский храм почти 30 лет был единственным прибежищем верующих в Бобруйске

    Епископ Филарет не оправдал доверия патриарха, и его запретили к служению

    Любопытный факт — отец Филарет за год до своего назначения предпочёл традиционному православию обновленческую церковь. Его привлекали идеи отказа от старых устоев и те перспективы, которые открывала новая ветвь православия.

    В её лоне его возвели в сан епископа Бобруйского. Но уже в 1923 году он покаялся патриарху Тихону.

    Православного человека Священное Писание учит прощать, так что и отец Филарет не только получил второй шанс, но ещё и сан епископа в лоне родной Церкви. Патриарх Тихон доверил владыке Филарету возглавлять Бобруйскую епархию, всё же у того был подходящий опыт.

    За два года владыка Филарет усилил влияние и попытался взять управление над Минской епархией. Это не было фантазией или пустыми амбициями. У владыки Филарета действительно хватало сторонников.


    Карта Бобруйской епархии

    Он провозгласил себя автокефальным епископом Минским, но не получил поддержки. И вскоре владыку запретили в служении. Он довольно долго пытался стать востребованным хоть в каком-то храме.

    Сперва нашёл пристанище в кладбищенской церквушке, потом смог перебраться в церковь святой Марии Магдалины, но его арестовали с другими 11 священниками, как это бывало при большевиках, и расстреляли в 1937 году.

    Официально отец Филарет погиб из-за того, что принял участие в попытке создать автокефалию. Это было неугодно власти.

    Православие на этих землях одолело католицизм, и в 1923 году здесь организовали викариарство

    Издревле эта территория находилась в области интересов двух Церквей — православной и католической. Это противостояние накаляло обстановку. В сохранившихся руинах до сих пор каким-то невыразимым образом ощущается католическое влияние.

    Но всё же на сей раз побелило православие.

    Известно о трёх древних церквях, существовавших в конце XV века, которые действовали для относительно небольшого населения, — примерно от двух до пяти тысяч человек.

    Значительные перемены в религиозной жизни населения приходятся на XIX век.

    Чуть ранее город вошёл в Российскую империю. С этого момента православие сохраняется не только энтузиазмом верующих, но и на административном уровне. В школьные программы включают важные для духовного образования предметы:

    • катехизис;
    • риторика;
    • история.

    Здесь начинают строить как полноценные церкви, так и организовывать домовые храмы. К XX веку в Бобруйске существует около десяти приходов.

    Постепенно количество храмов на этой территории ещё увеличивалось, и вот, в 1923 году, Минская епархия сочла правильным организовать здесь викариарство — административную структуру внутри епархии.

    Первый здешний управляющий епископ — Филарет (Раменский).

    На официальном сайте епархии много справочной информации

    На официальном сайте Бобруйской епархии есть много справочной информации:

    Официальный сайт Бобруйской епархии

    • история;
    • структура;
    • монастыри и храмы;
    • школы;
    • библиотеки;
    • действующий состав духовенства и многое другое.

    Люди, которые желают получить духовное образование, могут узнать о действующих на территории Бобруйской епархии учебных заведениях для детей и взрослых.

    Руководство епархии при помощи этого интернет-ресурса держит верующих в курсе ближайших мероприятий, например, социального служения в тюрьмах и здравоохранительных учреждениях. Также есть страница и о миссионерской деятельности.

    Раздел «Новости» регулярно обновляется. В нём можно узнать о том, кого недавно возвели в сан, какие намечаются праздники и круглые даты (например: «8 ноября день памяти великомученика Димитрия Солунского. Епископ Бобруйский и Быховский Серафим совершил Божественную литургию в Николо-Софийском храме г. Бобруйска»). Также можно заблаговременно узнать о конференциях на духовную тему.

    Информационные публикации на сайте Бобруйской епархии несут просветительскую цель.

    В разделе «контакты» представлена информация для связи с руководством епархии. Также есть электронная форма обратной связи.

    Любой желающий может обратиться с замечанием, предложением или вопросом к служащим епархии и оставить обратный адрес для ответа.

    Религиозная жизнь Бобруйска в начале XX века

    Впечатляют статистические данные, которые приводила в начале XX века Бобруйская епархия. Согласно её отчётам, на тот период в этом сравнительно небольшом городе имелось десять православных храмов и работало пять церковно-приходских школ. Отмечается также обилие в епархии домовых церквей.

    Сохранились свидетельства о том благоговении, с которым отмечались горожанами православные праздники, особое место среди которых занимал день памяти святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Эти, проводимые дважды в год, торжества сопровождались всенародными крестными ходами и соборными молебнами.

    Кто хозяин?

    В семинарии не готовили специально к стройке, делопроизводству и поиску финансов. Некоторые преподаватели, конечно, упоминали, что, возможно, придется строить, но семинаристы-идеалисты пропускали это мимо ушей. Первым делом выяснилось, что дома, в котором размещались ФАП и воскресная школа, в документах просто… не существует. В результате поисков и переписки, затянувшейся на год, удалось определить хозяина — Министерство сельского хозяйства и оформить здание на баланс епархии. Можно было начинать стройку.


    Музей редкостей и древностей

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]