Краткая история
Пожалуй, ни один храм в городе не окутан таким количеством легенд и преданий, как этот. По одной из версий, святыня построена на том месте, где в 1552 году находился царский шатёр, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку
во время Казанского похода.
Дул сильный ветер, и царь простудился, а по выздоровлении приказал заложить церковь во имя святых братьев Космы и Дамиана — врачевателей-чудотворцев, принявших мученическую кончину в Риме
. Муромская дружина, участвовавшая в штурме Казани, переломила исход сражения. Победа над Казанью ознаменовалась возведением в Муроме сразу нескольких каменных церквей.
Предание гласит, что под Космодемьянским храмом погребены пять муромских воевод, павших в боях за Казань. Согласно другой легенде, Иван Грозный поставил здесь свой шатёр, обдумывая план взятия татарской твердыни. На противоположном берегу Оки стоял неприятельский лагерь, который мешал переправе русских войск. Недалеко от государева шатра располагался Кузнецкий посад.
Два брата-кузнеца — Косма и Дамиан — предложили царю свою помощь. Переодевшись в татарскую одежду, они пробрались во вражеский стан и подожгли ханский лагерь. Воспользовавшись переполохом, русский отряд переправился через реку и разбил вражескую рать.
Косма и Дамиан трагически погибли, а в их честь воздвигли красавицу-церковь. Есть также версия, что на месте Козьмодемьянского храма в 1534 году стояла деревянная церковь во имя Ильи пророка. В 1564 году на средства, пожертвованные муромскими купцами и горожанами, воздвигли новый каменный храм.
Козьмодемьянская церковь — образец русского шатрового зодчества
Храм Космы и Дамиана лишен архитектурных изысков. Церковь сложена из восьмерика и барана, стоящих на специально возведённом для неё подклете, который в старину использовали для погребения духовенства. Каждая стена четверика разделена на три части узкими пилястрами. Входы обрамлены порталами в виде сужающихся вовнутрь арок.
Карниз четверика опоясан орнаментом поребрика. Гордостью древнего храма был шестнадцатигранный шатёр, разрушившийся от ветхости в 1868 году. Долгое время полуразрушенную церковь венчало нечто вроде приплюснутого медного шлема, но, к счастью, в 2009 году её отреставрировали
. До уровня карниза достроили барабан, украшенный переплетением из килевидных кокошников. А сверху на барабан установили многогранный ребристый шатёр, увенчав его луковичной главкой с крестом.
Козьмодемьянская церковь до реставрации
Несмотря на скромные размеры, искусствоведы ставят церковь Космы и Дамиана в один ряд с такими прославленными архитектурными памятниками, как церковь Вознесения
в селе Коломенском,
храм Василия Блаженного
на Красной площади в Москве. Совпадение это отнюдь не случайно: по одной из версий, Козьмодемьянскую церковь строили псковские мастера Барма и Постник, создавшие московского Василия Блаженного.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 3.50 [2 Голоса (ов)]
← МУРОМ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Текст книги «Москва православная. Все храмы и часовни»
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Кадашах церковь
(уничтожена).
В окрестностях старинных сел Хвостовское, Голутвино и Колычево проходила Волоцкая, а затем и Серпуховская дороги, определившие расположение будущей улицы Большая Полянка. Здесь в XVI веке находилось дворцовое село Кадашево (впервые упомянуто в духовной грамоте Ивана III 1504 г.) и Ткацкая слобода. В XVII–XVIII веках Большую Полянку называли Космодамианской улицей по слободской кадашевской церкви. Она была построена при Иване IV Грозном. Деревянный храм сгорел в середине XVII века, и на его месте в 1655–1656 гг. богатый кадашевец Филипп Савельев выстроил пятиглавый каменный храм. Как и предыдущий, этот храм имел главный престол Рождества Пресвятой Богородицы и приделы святителя Николая и святых Космы и Дамиана. Через тридцать лет в пристроенной трапезной появился третий придел – преподобного Сергия Радонежского. В 1730-1740-е гг. вместо обветшавшей колокольни 1650-х годов возвели новую пятиярусную звонницу, имевшую необычное двухъярусное гульбище на колоннах.
Украшением храма был пятиярусный барочный резной иконостас XVII века с сорока пятью иконами того же времени, отреставрированный в 1899 г. Я.Е. Епанечниковым. Немало икон XVII века находилось и в алтаре. Как главная святыня прихожанами почиталась украшенная бриллиантами храмовая икона святых Космы и Дамиана XVI века в мраморном киоте, и при ней ковчежцы с частицами мощей Космы и Дамиана. В иконостасе выделялись икона Спасителя XVI века и подписной образ Иоанна Предтечи 1685 г. Музейные работники особо отмечали иконы Святой Троицы и храмовую Рождества Пресвятой Богородицы первой половины XVII века. В ризнице сохранялся редкий церковный памятник – престол 1656 г., и при нем столбик для мощей, полагаемых при архиерейском освящении храма. Богослужебные сосуды были из хрусталя. Освещался храм тремя бронзовыми, высеребрянными, увенчанными двуглавыми орлами паникадилами XVII века и подсвечниками XVII–XVIII веков. Среди колоколов выделялся так называемый Итальянский колокол 1707 г.
В 1922 г. советские чиновники вывезли из храма 14 пудов церковного серебра. Президиум Моссовета 28 декабря 1929 г. постановил закрыть Космодамианскую церковь и передать ее под клуб рабочих типографии имени Дунаева. Представители ХОЗО ОГПУ полуразрушили уникальный иконостас, сняв и забрав с собою наличники и другие резные деревянные украшения для смывки золота. Они же увезли мебель. Часть наиболее ценных икон поступила в Третьяковскую галерею. В начале 1930-х годов храм разобрали, и на его месте в 1939 г. выстроили шестиэтажный жилой дом (улица Большая Полянка, 4).
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Космодемьянском церковь
(Химки, Правобережная улица, дом № 6).
В 1726–1730 гг. на месте деревянного здесь был выстроен небольшой каменный храм в стиле барокко. В нем установили четырехъярусный иконостас, в первом ряду которого находилась семейная икона владельца села В.Н. Зотова со святыми ликами Василия Великого и Никиты исповедника. В 1812 г. французы разорили обветшавший храм, и он в течение нескольких лет бездействовал. Лишь к 1820 г. его отремонтировали, возвели новую колокольню и возобновили богослужения. В 1889 г. был сооружен придел благоверного князя Александра Невского (архитектор А.А. Никифоров). Храм закрыли в 1940 г., разобрали колокольню до первого этажа, трапезную надстроили вторым этажом. Регулярные богослужения возобновлены в 1994 г. В храме находятся особо почитаемая икона святых бессребреников Космы и Дамиана, частица их мощей, икона Алексея, Иона и Ермогена, святителей Московских с частицами мощей.
Космы и Дамиана, святых бессребреников, на Маросейке церковь
(улица Маросейка, дом № 14/2, строение 3).
На углу улицы Маросейки и Старосадского переулка стоит одна из самых уютных московских церквей – святых Космы и Дамиана. Первое упоминание о церкви в этой местности относится к 1625 г. Ныне существующий храм построен в 1790–1793 гг. по проекту великого М.Ф. Казакова. В декабре 1793 г. был освящен южный придел святителя Николая. В 1795 г. освятили придел святых Космы и Дамиана. Этим было завершена теплая часть храма. Главный храм (летний) во имя Христа Спасителя, Исцелителя расслабленного, был освящен только в 1803 г. Он имел очень редкое посвящение, единственное в Москве. Известно только, что незадолго до этого, в 1780-х годах, прославилась в селе Ведерницы Дмитровского уезда чудотворная икона «Спаситель, Исцелитель расслабленного». Описывается, что она была небольшого размера, вставлена в другую доску и имела серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями. Из старого храма во вновь построенный были перенесены антиминс Никольского придела, напрестольные Евангелия, кресты и иконы в форме медальонов с частицами мощей святых Космы и Дамиана. Вновь построенный храм понравился москвичам, особенно привлекли необыкновенные округлые формы и миниатюрность. Облик храма в стилистике классицизма весьма лаконичен. Алтарная часть и приделы равны по высоте основному объему, который венчает ротонда с небольшим восьмигранным барабаном. К трапезной примыкает двухъярусная колокольня. В 1893 г. храм был заново расписан. К сожалению, эти росписи не сохранилось.
Церковь закрыли в конце 1920-х годов. В 1958 г. ее поставили на охрану, как памятник архитектуры, начали реставрировать. Внешне здание было отремонтировано, кресты и шпили позолочены, восстановлена ограда, но интерьер оставался изуродованным: этажное перекрытие и множество перегородок. В 1993 г. храм передали общине верующих. Были проведены большие работы по приведению в должный вид интерьеров церкви. Первый молебен во вновь открытом храме состоялся 18 апреля 1993 г.
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Нижних Садовниках церковь
(уничтожена).
В окрестностях Болотной площади, на набережной Москвы-реки жили царские садовники, входившие в состав Нижней Садовничьей слободы (существовали еще Средняя и Верхняя Садовничьи слободы). На пойменных плодородных землях раскинулись их сады и огороды, а среди них возвышалась слободская церковь, построенная не ранее 1610 г. (документально известна с 1625 г.).
Каменный храм вместо деревянного выстроили в 1657 г., почти одновременно с другим замоскворецким Космодамианским храмом на Большой Полянке. Главный престол освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, придел – во имя святых Космы и Дамиана. Через пять лет пристроили одностолпную трапезную с приделом святителя Николая. В 1689–1690 гг. к трапезной пристроили высокую шатровую колокольню. В 1767 г. Космодамианский придел перенесли в юго-восточную часть трапезной. Во второй половине XVIII века недалеко от храма появилось обширное здание Кригс-комиссариата – учреждения, ведавшего снабжением армии. Храм в Нижних Садовниках выделялся удивительным декоративным многоцветием барабанов пятиглавия, закомар, наличников и портала.
Решением Мособлисполкома от 12 июля 1931 г. эту изумительной красоты церковь передали Моссельпрому под столовую. В середине 1930-х годов сказочный памятник архитектуры допетровской архитектуры снесли. Ныне на его месте – шестиэтажный жилой дом.
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Старых Кузнецах церковь
(уничтожена).
Находилась в Заяузье, в Кузнецкой слободе, около пересечения Гончарной улицы и 3-го Котельнического переулка. Прихожанами храма были кузнецы и бронники, считавшие святых Коему и Дамиана своими покровителями. В конце XV века в этой местности существовало сельцо боярина князя Ивана Юрьевича Патрикеева, в грамоте которого 1498 г. впервые упоминается Космодамианский монастырь, позже упраздненный. Монастырский храм в XVI веке выстроили заново в камне, а в 1657 г. к нему пристроили придел святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1745 г. возвели новую колокольню. Церковь меняла облик в 1769–1770, 1855, 1863–1869 и 1899 годах, расширяясь и благоукрашаясь усердием богатых прихожан А.В. Зубова, Д.И. Хлудова, С.И. Лямина. Там же на Гончарной улице стояла церковь Космы и Дамиана Нового (одноименных, но других святых). Это соседство породило легенду о двух братьях-богачах, выстроивших церковь, но потом поссорившихся. Тогда один из них решил во всем отделиться от брата и построил по соседству вторую Космодамианскую церковь.
В начале 1930-х годов под сводами небольшого храма Космы и Дамиана Старого собирались прихожане шести закрытых окрестных церквей. Но и этот храм ожидала та же участь. В 1936 г. старинную церковь снесли, а на ее месте в 1950-е гг. выстроили многоэтажный жилой дом.
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Старых Панех церковь
(Старопанский переулок, дом № 2–4).
Древнейшая часть церкви – алтарь – упоминается уже в 1468 г. Свое название «в Старых Панех» храм получил по располагавшемуся поблизости польскому «Панскому двору», известному здесь с 1508 г. В камне храм был отстроен в 1564 г., и, возможно, сохранил фрагменты первоначальной постройки. Согласно преданию, в этом храме Иван Грозный венчался с шестой женой, вдовой дьяка Василисой Мелентьевой. Первоначально храм был увенчан пяти главами, установленными на двусветном четверике основного объема. В XVII в. церковь стала слободской для патриарших певчих, селившихся в этой местности. В 1640 г. с севера к церкви был пристроен Успенский храм. В 1803 г. храм был сильно перестроен в стилистике классицизма.
В нем были созданы приделы Успения Пресвятой Богородицы и святителя Иоанна Златоуста. Построили также новую колокольню. Златоустовский придел в 1878 г. упразднили.
В настоящее время храм представляет собой асимметричное сооружение, сочетающее в себе элементы разно-временных построек; он сильно зажат окружающей застройкой и виден только благодаря тому, что выходит северным фасадом на красную линию Старопанского переулка. Сохранились две шатровые главы.
В 1926–1927 гг. церковь была отреставрирована под руководством Д.П. Сухова. В 1929 г. храм закрыли, разрушили трапезную и колокольню. В 1960-1980-е гг. здесь располагался отдел регулирования уличного движения. В 1993 г. его передали общине верующих. Богослужения возобновились в 1995 г.
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Таганной слободе церковь
(уничтожена).
Церковь Космы и Дамиана Нового известна в Таганной слободе с 1625 г. Храм именовался Новым в отличие от находившейся по соседству, в Старых Кузнецах церкви Космы и Дамиана Старого. По наименованию храма ближайший переулок именовался Новым Космодамианским (с 1954 г. – 2-й Котельнический). Первая каменная церковь на этом месте была освящена 12 октября 1662 г., о чем сообщала закладная доска, установленная в стене храма. С 1722 г. в трапезной значится придел Рождества Пресвятой Богородицы. В 1732–1745 гг. храм и колокольню перестраивали. В 1754 г. в трапезной устроили придел апостола Иоанна Богослова. В 1859 г. архитектор Н.И. Козловский изменил форму окон и расширил храм за счет пристройки еще двух приделов – праведных Симеона и Анны и пророка Илии. В этих приделах 30 декабря 1896 г. были освящены новые мраморные иконостасы. Главный иконостас был создан в середине XVIII в.
Церковь закрыли в конце 1920-х гг., постепенно перестраивали для светских нужд, пока она не превратилась в шестиэтажное здание (Гончарная улица, дом № 20).
Космы и Дамиана, святых бессребреников, в Шубине церковь
(Столешников переулок, дом № 2).
Первый деревянный храм в этой местности выстроили в XIV веке, рядом с двором боярина Иакинфа Шубы. В 1626 г. церковь была отстроена в камне, а в 1702–1722 гг. перестроена с включением части прежней постройки. Главный престол был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но храм именовался по приделу. На основном объеме четверика установлен восьмерик, завершающийся главкой в стиле барокко с ажурным крестом. В интерьере храма сохранились кованые железные двери XVIII в.
Каменная церковь 1722 г. неоднократно перестраивалась. В 1820–1823 гг. с севера к ней присоединили придел Воскресения Словущего, который был перенесен из разобранной церкви Воскресения Словущего на Дмитровке. В 1840–1842 гг. храм обновлялся, был устроен новый трехъярусный главный иконостас. В 1857 г. выстроили новый придел святых Космы и Дамиана с южной стороны и возвели высокую колокольню в русско-византийском стиле. В 1889 г. были расписаны стены. В 1897 г. храм обновлялся. В начале XX в. регентом храма был выдающийся духовный композитор П.Г. Чесноков.
Церковь закрыли в 1929 г., снесли купол и верх колокольни. В советские годы здесь находились Библиотека иностранной литературы, типография. С конца 1970-х гг. церковь реставрировали.
Богослужения возобновились в 1991 г. В 1997 г. была возвращена храмовая икона святых Космы и Дамиана, хранившаяся в находящейся неподалеку церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Другая святыня храма – икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
Ксении, преподобной, при Ксенинском приюте в Хамовниках церковь
(уничтожена).
Женский приют был открыт в 1876 г. в память рождения великой княгини Ксении Александровны, дочери Александра III, и позже включал ремесленное и по подготовки учительниц для начальных школ отделения. В начале XX века приютское здание было надстроено третьим этажом, где и был устроен небольшой Ксенинский храм, соединенный с обширным актовым залом. Освящение храма состоялось 28 января 1901 г. В нем находились трехъярусный деревянный иконостас, семнадцать икон, облачения, церковная утварь. В 1920 г. храм ликвидировали, а в 1922 г. приютское здание (Несвижский переулок, дом № 3) передали химическому факультету Московского педагогического института.
Л
Лазаря, праведного, при 2-й Градской больнице церковь
(Ленинский проспект, дом № 10).
Архитектурный комплекс построек 2-й Градской больницы складывался на протяжении второй половины XIX – начала XX века. Важное место среди сооружений отводилось православным храмам. В 1892 г. во дворе больницы состоялось освящение нового, перестроенного из небольшой часовни храма во имя праведного Лазаря. Основное назначение данной постройки – отправление богослужений по усопшим в больнице пациентам. Храм был расположен в глубине земельного участка, на высоком берегу Москвы-реки, на месте достаточно сложном для строительства по геологическим условиям. Согласно старым фотографиям, облик этого небольшого по объему одноэтажного кирпичного храма был лаконичен. Строгие профили лепных наличников украшали прямоугольные окна основного объема здания и арочные оконные проемы полусферической апсиды. Массивный цокольный этаж в северо-восточной части делал храм несколько тяжеловесным, однако укреплял прочность и надежность строения, возведенного на склоне горы. Небольшая луковичная главка с крестом венчала все здание. Каков был внутренний вид храма, в настоящее время судить сложно по причине отсутствия как фотографических, так и документальных и мемуарных свидетельств современников.
Можно предположить, что активная жизнь храма во имя праведного Лазаря во 2-й Градской больницы продолжалась чуть более тридцати лет. На основании публикации в «Известиях» от 24 мая 1923 г., где сообщалось о закрытии больничных церквей города, наиболее вероятной датой его упразднения можно считать 1923 год. В последующий период здание с завидной регулярностью меняло владельцев и стояло заброшенным из-за своей отдаленности от главных магистралей города. Начало 1990-х годов было ознаменовано передачей его новому владельцу и проведением капитального ремонта, который окончательно исказил первоначальный вид постройки. Трудно объяснить лишь отдаленным местоположением его полное забвение исследователями и историками архитектуры. Как и другие больничные храмы Москвы второго плана, церковь праведного Лазаря практически не подвергалась натурным исследованиям и не выдвигалась к постановке на учет в Управлении по охране культурного наследия. Но церковное здание сохранилось до сих пор и может быть восстановлено.
Лазаря, праведного, в Рожкове часовня
(Зеленоград, деревня Рожково, Зеленоградское кладбище).
Деревня Рожково находится на границе Солнечногорского района и Зеленограда. Современный город постепенно расширял свою территорию и вплотную подошел к деревне. В настоящее время на ее территории устроено новое городское кладбище. В 1997 г. на кладбище заложили часовню. В 1998 г. ее уже возвели и торжественно освятили во имя праведного Лазаря Четверодневного 11 апреля 1998 г., в Лазареву субботу (день, когда Православной Церковью вспоминается великое чудо Спасителя – Воскресение Лазаря из мертвых). Кирпичная, оштукатуренная и побеленная часовня с одной главкой, покрытой медью, построена в стиле новгородско-псковской архитектуры XIV–XV веков. Проект разработали архитекторы И.А. Покровский и Ю.А. Свердловский. Она стоит перед входом на кладбище. Внутри часовня украшена только иконами, стены ее не расписаны. Здесь совершаются отпевания и панихиды по усопшим.
Луки (Войно-Ясенецкого) святителя при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева церковь
(Рублевское шоссе, дом № 135).
Домовый храм Научного центра сердечно-сосудистой хирургии освящен во имя святителя Луки, прославившегося в первой половине XX в. как церковный деятель и как выдающийся хирург.
М
Максима Исповедника, преподобного (Максима Блаженного), на Варварке церковь
(улица Варварка, дом № 4).
Во второй половине XIV в. на одной из главных улиц московского посада, Варьской (впоследствии – Варварской) улице была построена церковь Бориса и Глеба. В 1434 г. в ней был погребен московский юродивый святой Максим Блаженный, во имя которого был устроен придел и храм получил второе наименование. В 1568 г. здесь построили каменный храм с главным престолом во имя Максима Блаженного и южным приделом во имя преподобного Максима Исповедника. В 1698–1699 гг. храм был существенно перестроен, включив в себя часть прежней постройки. Во время страшного пожара 1737 г. церковь сильно пострадала и была возрождена в стилистике барокко. Это – бесстолпный двусветный храм, увенчанный световым барабаном и луковичной главой. Над престолом в трапезной также возвышается главка. Высокие подклеты храма в XVI–XVIII вв. служили хранилищами имущества горожан от пожаров. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XVIII–XIX вв. В 1827–1829 гг. возвели новую колокольню. Перестраивался храм в середине 1840-х годов. В конце 1920-х гг. регентом этой церкви был монах Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков), будущий патриарх.
Храм был закрыт в 1931 г., после чего сломали его главы. В 1956–1969 гг. здание реставрировали, восстановив главы. С 1970 г. храм находился в ведении Всероссийского общества охраны природы. В 1991 г. возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения возобновились в 1995 г.
Марии Египетской, преподобной, в Сретенском монастыре церковь
(уничтожена).
Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 г. Предание связывает ее возникновение с казнью на этом месте – Кучковом поле – тысяцкого Ивана Васильевича Вельяминова и его сообщника купца Некомата, которых народ считал пострадавшими за правду.
В 1482 г. церковь отстроили каменной. В 1700 г. в ней поместили часть мощей Марии Египетской, привезенных из Константинополя послом Емельяном Украинцевым. В феврале 1707 г. их перенесли в монастырский собор, но в праздник Марии Египетской на неделю переносили в храм ее имени. В 1706 г. усердием прихожанина А.А. Милютина к храму пристроили придел Сретения Господня, а в 1784 г. на пожертвования фабриканта А.А. Гончарова обновили все здание. Тем не менее древний памятник быстро ветшал, и в 1832 г. его пришлось закрыть. Были даже предложения разобрать храм, однако Московское археологическое общество отстояло историческую реликвию.
В 1883 г. церковное здание стянули тремя железными обручами, и оно благополучно дожило до начала XX века. И вдруг в изданной Сретенским монастырем в 1911 г. книге москвичи обнаружили странные слова о старинной церкви: «В архитектурном и археологическом отношении она ничего выдающегося не представляет, а своим неуместным положением стесняет монастырский погост и портит внешний вид соборной церкви. Ввиду этого без особой потери для археологической науки церковь эта может быть совершенно снесена, тем более, что архитектура ее совершенно одинакова с архитектурою рядом стоящего с ней соборного храма». Подобное заявление вызвало большое беспокойство членов Московского археологического общества. Специалисты обратили внимание на плохую сохранность памятника: окна выбиты, повсюду кучи мусора. Храм привели в относительный порядок и, благодаря усилиям общественности, в предреволюционные годы не тронули.
В 1928–1929 гг. были снесены колокольня и Никольская церковь Сретенского монастыря. Вслед за этим настала очередь старинного храма преподобной Марии Египетской. Его уничтожили в 1930 г. В храме находился ковчежец с частями святых мощей Марии Египетской и благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, последний был передан после закрытия храма в Государственный исторический музей.
Марии Магдалины, равноапостольной, во Вдовьем доме церковь
(Баррикадная улица, дом № 2; уничтожена).
Вдовий дом (первоначально – Инвалидный дом), одно из крупнейших и старейших благотворительных учреждений Москвы, был устроен в огромном здании с колоннами на Кудринской площади. Здание построено около 1785 г. (архитектор И. Жилярди). С 1811 г. в нем размещалась богадельня для вдов и сирот военных и чиновников. После пожара Москвы 1812 г. комплекс Вдовьего дома был полностью перестроен Д.И. Жилярди (1818–1823 гг.). Церковь Марии Магдалины создали в 1805 г., и в 1818 г. храм освятили заново. В двухъярусном резном позолоченном иконостасе находилось девять икон. Большое количество икон, в том числе на полотне и овальные на цинке, располагалось на стенах. Особенно выделялись Черниговская икона Божией Матери в серебряной, украшенной драгоценными камнями ризе и Иверская иконы Божией Матери на деревянном вызолоченном аналое в резной золоченой раме за стеклом. В деревянной раме на стене был помещен огромный образ Господа Вседержителя и Святой Троицы на полотне.
Церковь закрыли в 1918 г. Церковную утварь и иконы передали в церковь святого Георгия в Грузинах и строящийся Спасский храм при Уфимском подворье у Пресненской заставы. В церковном помещении устроили зрительный зал со сценой для театральных представлений. Ныне в здании располагается Российская медицинская академия последипломного образования.
Марии Магдалины, равноапостольной, в Императорском московском техническом училище церковь
(2-я Бауманская улица, дом № 5; уничтожена).
Императорское московское техническое училище (ныне – Московский государственный технический университет) размещалось в бывшем Слободском дворце – памятнике архитектуры второй половины XVIII века. Церковь Марии Магдалины в стилистике ампир устроили в 1832 г. в одной из зал на третьем этаже. В нее можно было войти с двух сторон по лестницам, ведущим со второго этажа на третий. Церковное помещение разделялось на три части колоннами, облицованными под белый мрамор, и освещалось из купола. Полукруглый алтарь имел над престолом каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Освещался алтарь тремя окнами. Храм славился белым с золотом, в виде полукруга, резным ампирным иконостасом и художественной церковной утварью 1830-х гг. Знатоки церковного искусства отмечали художественную ценность церковных картин на полотне, икон равноапостольной Марии Магдалины и святителя Николая, запрестольного семисвечника, напрестольного креста, кувшина для святой воды и других предметов.
Богослужения в храме прекратились вскоре после Октябрьской революции 1917 г. В 1923 г. в музейный фонд были вывезены ампирный иконостас с иконами, еще семь икон, подсвечники, шесть больших картин, серебряный крест с чернью начала XIX века и другое церковное имущество. Остальные иконы и церковную утварь отвезли на склад Мосфинотдела на Покровку.
Марии Магдалины, равноапостольной, на даче Николаевского сиротского института церковь
(уничтожена).
В начале 1890-х гг. за Дорогомиловской заставой на даче Николаевского сиротского института, на загородном дворе Воспитательного дома соорудили деревянную одноглавую церковь (архитектор М.Г. Прыжов). Ее освятили 11 июля 1893 г. во имя равноапостольной Марии Магдалины. Войти в храм можно было через большую институтскую столовую. По всей видимости, храм закрыли и уничтожили в 1920-е гг.
Марии Магдалины, равноапостольной, при Коммерческом училище
(улица Остоженка, дом № 38).
В эпоху Петра I городская усадьба на Остоженке находилась во владении князя Д.А. Кольцова-Мосальского, от которого перешла к кабинет-секретарю и сподвижнику императора-реформатора Алексею Васильевичу Макарову. В это время (в 1720-1730-е гг.) здесь были выстроены каменные палаты. В 1764–1772 гг. по заказу нового владельца П.Д. Еропкина был возведен новый усадебный дом. Петр Дмитриевич Еропкин прославился тем, что в 1771 г. сумел с небольшой воинской командой разгромить мятежников во время Чумного бунта в Москве. Впоследствии, с 1786 по 1790 г. он занимал должность московского генерал-губернатора. В начале XIX в. его дом перешел к Коммерческому училищу, для нужд которого неоднократно перестраивался. В 1807–1808 гг. его перестройку вел Д.И. Жилярди. Современный облик дом приобрел, когда был восстановлен после пожара 1812 г. Это – монументальное, трехэтажное классицистическое здание, расположенное в глубине двора. Внутри сохранились палаты со сводчатыми помещениями и позднеклассическая обработка интерьеров.
Училищную церковь равноапостольной Марии Магдалины освятили 13 февраля 1816 г., позже перенесли в другое помещение, которое освятили 21 марта 1854 г. В первой половине XIX в. настоятелем храма был священник М.В. Соловьев, отец С.М. Соловьева. Детские годы великого историка прошли в этом доме (установлена мемориальная доска). В ноябре 1904 г. Коммерческое училище торжественно праздновало свой 100-летний юбилей.
За несколько дней до торжеств, 7 ноября, был освящен возобновленный отремонтированный училищный храм. В нем был вызолочен трехъярусный иконостас, стены отделаны розовым мрамором, своды покрыты живописью, предположительно выполненной М.В. Нестеровым и В.М. Васнецовым.
Церковь закрыли в конце 1919 г. Часть церковного имущества досталось Музейному фонду, часть передали в церковь села Каменка Богородского уезда Московской губернии. В настоящее время в здании бывшего Коммерческого училища располагается Московский государственный лингвистический университет (носит это название с 1990 г.), помещение храма перестроено.
Марии Магдалины, равноапостольной, в малолетнем отделении Николаевского сиротского института церковь
(улица Казакова, дом № 22; уничтожена).
В малолетнее отделение Николаевского сиротского института принимались девочки от 6 до 11 лет, которые после обучения здесь переводились в сам институт. В конце XIX века в отделении воспитывалось около двухсот девочек. Храм Марии Магдалины в здании малолетнего отделения был освящен 4 июня 1845 г. В иконостасе и на стенах находилось множество икон, в том числе в киотах образа «Благословение детей», «Посещение Божией Матерью преподобного Сергия», Ковенская икона Божией Матери в серебряной ризе. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. здание малолетнего отделения заняли под Туберкулезный институт, позже – Физкультурный институт. Богослужения в церкви прекратились, и в конце 1921 г. ее имущество вывезли в храмы села Образцово Богородского уезда Московской губернии и села Дудино Тверской губернии. Ныне в здании размещается Научно-исследовательский институт физкультуры.
Марии Магдалины, равноапостольной, в Николаевском профессиональном женском училище церковь
(улица Солянка, дом № 14а; уничтожена).
Училище принадлежало Николаевскому сиротскому институту, и в нем получали образование воспитанницы не моложе четырнадцати лет. Окончившие курс получали право преподавания в начальных училищах, частных домах и детских садах. В комнате верхнего второго этажа здания училища в 1891 г. устроили храм равноапостольной Марии Магдалины. В одноярусном деревянном иконостасе находилось девять икон и еще шесть икон на Царских вратах. В церкви имелся ковчег с частицами мощей святых Василия Великого, Ермолая и Максима, а также икона Распятия Христова с частицей Животворящего Креста Господня. В 1906 г. храм капитально отремонтировали. Его закрыли в декабре 1919 г., а церковное имущество передали в церковь села Мордашевичи Оршанского уезда Гомельской губернии.
Марии Магдалины, равноапостольной, при 1-й Градской больнице церковь
(Ленинский проспект, дом № 8).
Главное здание крупнейшей московской больницы строилось в 1828–1832 гг. (архитектор О.И. Бове). Центральный корпус был увенчан куполом, под которым находилась церковь Марии Магдалины, освященная в 1832 г. Храм украшал ампирный иконостас искусственного мрамора с колоннадой и аркой с резными вызолоченными Царскими вратами. Северные и южные двери иконостаса представляли собой копию с картин Рафаэля, а изображение Тайной вечери над Царскими вратами – с фрески Леонардо да Винчи. В храме находились художественной работы серебряные богослужебные сосуды, серебряный крест конца XVIII века с частицами мощей. Иконы в иконостасе были исполнены академиком живописи Боровиковым. В храме находилось еще около пятидесяти икон, многие из которых отличались высоким художественным уровнем. Храмовая икона равноапостольной Марии Магдалины была украшена венцом, изумрудами, аквамаринами, жемчугом. На венце Казанской иконы Божией Матери были золотые накладки, бриллианты, бирюза. Высоким качеством исполнения отличалась стенная живопись.
Храм закрыли в мае 1923 г., а его имущество передали в музейный фонд. В церковном помещении устроили конференц-зал. В середине 1950-х годов его интерьер, насыщенный скульптурным декором, отреставрировали.
Марии Магдалины, равноапостольной, при приюте слепых детей церковь
(проспект Мира, дом № 13; уничтожена).
Приют перевели на 1-ю Мещенскую улицу (ныне проспект Мира) в 1912 г., и в нем 14 ноября этого же года освятили храм равноапостольной Марии Магдалины. Он был устроен на втором этаже, в помещении, примыкавшем к актовому залу. Стенная роспись была исполнена под руководством известного иконописца С.А. Соколова по рисункам знаменитых художников. Иконы были написаны во фряжском стиле по вызолоченому фону. В нижнем ярусе дубового иконостаса находилось десять, в среднем – семнадцать, в верхнем – двадцать одна икона. Перед входом была помещена икона «Исцеление слепорожденного». Северная и южная стороны потолка были расписаны изображениями четырех евангелистов, на западной стороне свода помещалось изображение явления Христа Марии Магдалине. В октябре 1921 г. храм закрыли и опечатали, а в декабре того же года все его имущество перевезли на склад для утилизации.