Священники Ярославской епархии оказывают помощь пострадавшим при взрыве жилого дома


Ярославский Успенский собор, 25 октября 2010. Фотография Светланы Риццо с сайта sobory.ru

Ярославская и Ростовская епархия
Ярославской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 150001, г. Ярославль, Богоявленская площадь, 14
  • Тел. (канцелярия, факс)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: ГО Ярославль, Гаврилов-Ямский, Некрасовский, Ростовский и Ярославский муниципальные районы Ярославской области
  • Кафедральные соборы: Успенский в г. Ярославле, Успенский в кремле г. Ростова Великого
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В 1786 году последовал указ о перенесении кафедры древней Ростовской епархии из Ростова Великого в Ярославль, что было осуществлено 6 мая 1788 года.
С 1922 по 1942 год также существовала одноименная обновленческая епархия.

В послевоенный советский период границы епархии совпадали с границами Ярославской области. 15 марта 2012 года из состава епархии была выделена самостоятельная Рыбинская епархия, после чего в ведении Ярославской кафедры остались Ярославское городское, Гаврилов-Ямское, Некрасовское, Переславское, Ростовское и Ярославское сельское благочиния на юго-востоке Ярославской области. Одновременно Ярославская кафедра стала центром новоучрежденной Ярославской митрополии.

24 декабря 2015 года из состава Ярославской епархии был выделен г. Переяславль-Залесский и Переславский район в новообразованую Переславскую епархию [1].

Статистика

  • 1912 — церквей — 963, часовен — 736; монастырей — 24 (10 женских), 1 женская община; духовная семинария, 4 духовных училища, епархиальное женское училище, Ярославское женское училище духовного ведомства, 591 церковная школа; библиотек при церквях — 888; больниц — 9
  • 1 января 1958 [2] — 143 зарегистрированных храма/молитвенных дома.
  • 2004 — 269 приходов; 298 священнослужителей (267 священников, 31 диакон); 55 воскресных школ [3]
  • февраль 2012 — 276 приходов, 313 храмов, 14 храмов и молитвенных комнат при социальных и исправительных учреждениях, 23 часовни. Священнослужителей — 376 (в т. ч. священников — 339, диаконов — 36) [4]
  • июнь 2015 — 156 приходов, 18 храмов и молитвенных комнат при социальных и исправительных учреждениях, 40 часовен; 221 священнослужитель, в т.ч. 208 священников, 13 диаконов [4]

Архиереи

  • ранее см. Ростовская епархия
  • Арсений (Верещагин) (22 сентября 1783 — 23 декабря 1799)
  • Павел (Пономарёв) (26 декабря 1799 — 19 марта 1806)
  • Антоний (Знаменский) (25 мая 1806 — 12 июля 1820)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (3 июля 1821 — 28 марта 1824)
  • Авраам (Шумилин) (7 мая 1824 — 3 сентября 1836)
  • Свт. Филарет (Амфитеатров) (19 сентября 1836 — 18 апреля 1837) [5]
  • Евгений (Казанцев) (9 мая 1837 — 24 декабря 1853)
  • Нил (Исакович) (24 декабря 1853 — 21 июня 1874)
  • Димитрий (Муретов) (2 октября 1874 — 26 апреля 1876)
  • Леонид (Краснопевков) (15 мая — 15 декабря 1876)
  • Ионафан (Руднев) (28 февраля 1877 — 26 ноября 1903)
  • Сергий (Ланин) (5 декабря 1903 — 5 августа 1904)
  • Иаков (Пятницкий) (12 августа 1904 — 25 января 1907)
  • Свт. Тихон (Белавин) (25 января 1907 — 22 декабря 1913)
  • Свт. Агафангел (Преображенский) (22 декабря 1913 — 16 октября 1928)
    • Иосиф (Петровых) (1923 — ?) — в/у, архиеп. Ростовский
    • Сщмч. Серафим (Самойлович) (15 января — 18 мая 1924) в/у, еп. Угличский
    • Трофим (Якобчук) (18 мая — ? 1924) в/у, еп. Сызранский
    • Сщмч. Серафим (Самойлович) (1925 — 1926) в/у, архиеп. Угличский
    • Пахомий (Кедров) (1928) в/у
    • Варлаам (Ряшенцев) (осень 1928) в/у
    • Павел (Борисовский) (17 октября 1928 — 3 февраля 1929) в/у, архиеп. Вятский
  • Павел (Борисовский) (3 февраля 1929 — 3 сентября 1937)
  • Иоанн (Соколов) (14 августа 1942 — 12 февраля 1944)
  • Алексий (Сергеев) (26 мая 1944 — 13 января 1947)
    • Антоний (Кротевич) (1946) в/у, еп. Костромской
  • Димитрий (Градусов) (13 января 1947 — 31 июля 1954)
    • Борис (Вик) (31 июля — 11 ноября 1954) в/у
    • Исаия (Ковалев) (28 ноября 1954 — 21 октября 1960) — в/у, еп. Угличский
    • Никодим (Ротов) (22 октября — 23 ноября 1960) — в/у, еп. Подольский
  • Никодим (Ротов) (23 ноября 1960 — 4 августа 1963)
  • Леонид (Поляков) (4 августа 1963 — 20 мая 1964)
  • Сергий (Ларин) (20 мая 1964 — 12 сентября 1967)
  • Иоанн (Вендланд) (7 октября 1967 — 26 декабря 1984)
  • Платон (Удовенко) (26 декабря 1984 — 2 ноября 1993)
  • Михей (Хархаров) (17 декабря 1993 — 7 октября 2002)
  • Кирилл (Наконечный) (7 октября 2002 — 27 июля 2011)
  • Пантелеимон (Долганов) (27 июля 2011 — 26 декабря 2019)
  • Вадим (Лазебный) (с 26 декабря 2019)
  • Русская Православная Церковь

    Входит в состав Ярославской митрополии

    Учреждена как Ростовская и Суздальская, с 1788 г. — Ярославская и Ростовская.

    Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 5) из состава Ярославской епархии выделена Рыбинская епархия.

    Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 100) из состава Ярославской и Рыбинской епархий выделена Переславская епархия.

    Епархия сегодня(по состоянию на сентябрь 2018 года)

    Благочиннические округа и благочинные

    • Вятский — иерей Иоанн Недвецкий
    • Гаврилов-Ямский — протоиерей Александр Белов
    • Некрасовский — протоиерей Михаил Бучин
    • Петровский — иерей Алексий Пакин
    • Ростовский — протоиерей Роман Крупнов
    • Туношенский — протоиерей Стефан Болгар
    • Ярославский центральный городской — протоиерей Олег Косолапов
    • Ярославский южный городской — иерей Александр Пчелкин, старший благочинный г. Ярославля
    • Ярославский сельский — протоиерей Димитрий Ильичев

    В епархии 125 приходов, 11 храмов и молитвенных комнат при социальных и исправительных учреждениях, 11 часовен.

    Священнослужителей — 178, в том числе:

    • священников — 165;
    • диаконов — 13.

    Монастыри

    мужские:

    • Николо-Бабаевский 152260, Ярославская область, пос. Некрасовский, ул. Волжская, 11; тел. (48531) 4-23-55наместник — архимандрит Борис (Долженко)
    • Кирилло-Афанасиевский 150000, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17настоятель — игумен Никодим (Федоров)
    • Петровский 152150, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Ленинградская, 13; сайт petrov-mon.ru настоятель — игумен Климент (Новиков)
    • Спасо-Яковлевский Димитриев 152100, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44; тел.: (48536) 3-43-69, 3-41-75; сайт rostov-monastir.ru наместник — игумен Августин (Неводничек)

    женские:

    • Богоявленский Аврамиев 152100, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Пролетарская настоятельница — игумения Миропия (Юрченкова)
    • в честь Рождества Пресвятой Богородицы 152100, Ярославская область, г. Ростов Великий, Советская пл., 14; тел. (48536) 3-35-83 настоятельница — игумения Афанасия (Силкина)
    • Николо-Сольбинский 152168, Ярославская область, Переславский район, сел. Сольба; тел. (48535) 7-83-48; сайт solba.ru; e-mail настоятельница — игумения Еротиида (Гажу)
    • Свято-Введенский Толгский 150037, г. Ярославль, м. Толга; тел., 38-55-65; сайт montolga.ru настоятельница — игумения Варвара (Третьяк)
    • Казанский 150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, 19а; тел. (4852) 72-77-51настоятельница — игумения Екатерина (Гаева)

    Социальные учреждения

    • отдел по церковной благотворительности и социальному служению 150000, г. Ярославль, ул. Суркова, 8/3; тел.; сайт medotdel76.ru председатель — иеромонах Агафангел (Шкуранков)
    • центр защиты материнства и детства при отделе по церковной благотворительности 150000, г. Ярославль, ул. Суркова, 8/3; тел. (4852) 94-38-84директор — З.С. Шишакова

    Учебные заведения

    • Ярославская духовная семинария г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 12/4; тел., 30-58-07; сайт yarseminaria.ru
    • Ярославская губернская гимназия им. свт. Игнатия (Брянчанинова) 150001, г. Ярославль, ул. Трефолева, 20а,, сайт yargymn.ru

    Епархиальные СМИ

    • официальный сайт Ярославской епархии
    • «Ярославские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета)

    ***

    Историческая справка

    Успенский кафедральный собор Ярославля

    Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

    Введенский Толгский женский монастырь

    Священники Ярославской епархии оказывают помощь пострадавшим при взрыве жилого дома

    Ярославль, 16 февраля 2021 г.

    16 февраля 2021 года в жилом пятиэтажном доме на улице 6-й Железнодорожной города Ярославля произошел взрыв газа. В результате произошло обрушение перекрытий с первого по пятый этаж. По последним данным, погибли семь человек, двое из них дети. Об этом после заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, состоявшегося на месте трагедии, сообщил прибывший в Ярославль заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Леонид Беляев.

    На месте происшествия работает группировка сил МЧС, которая ведет поисково-спасательную операцию. Жильцы обрушившегося дома эвакуированы, для них развернут пункт временного размещения.

    Пострадавшие были госпитализированы в Соловьевскую больницу, еще несколько человек — в Клиническую больницу Ярославской области № 2. Медики оценивают состояние одной из пострадавших как критическое, еще двое — в тяжелом состоянии, остальных скоро отпустят домой.

    «Наши священники навестили пострадавших в Соловьевской больнице, где оказывали им духовную поддержку и помощь, — рассказал председатель отдела по социальному служению, благотворительности и взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии иеромонах Агафангел (Шкуранков). — Сейчас неподалеку от разрушенного дома мы развернули пункт помощи и временную часовню, где дежурит православный психолог и сотрудники нашего отдела. Они собирают информацию о том, чем мы можем помочь пострадавшим, раздают листовки с адресом церковного вещевого склада, предлагают психологическую помощь. Люди передают записки на поминовение усопших».

    По словам отца Агафангела, в течение ближайшей недели социальный отдел епархии переходит на усиленный режим работы, чтобы обеспечить необходимым всех, кто обращается за помощью.

    Днем 16 февраля возле пострадавшего от взрыва бытового газа дома была совершена панихида по всем жильцам, погибшим после обрушения. Богослужение совершил клирик Феодоровского архиерейского подворья города Ярославля иерей Сергий Базанов в сослужении иеромонаха Агафангела (Шкуранкова), сотрудника епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями иерея Димитрия Бузина и иеромонаха Андрея (Кукушкина), сообщает Патриархия.ru.

    17 и 18 февраля в Ярославской области объявлены днями траура.

    Фото: Олег Смыслов, МИА «Россия сегодня»

    Ярославская епархия

    Непосредственной предшественницей епархии стала учреждённая в 991 году Ростовская и Суздальская епархия с центром в Ростове; титул правящего архиерея неоднократно менялся.

    В 1390 году епархия стала архиепископией, в 1589-м — митрополией, с 1711 по 1783 её возглавляли епископы и архиепископы, с 1783 по 1786 — архиепископы[1].

    В 1786 году кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. На тот момент в епархии насчитывалось 29 монастырей[2].

    С 1907 по 1913 год Ярославскую епархию возглавлял архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России. Его преемником на кафедре был митрополит Агафангел (Преображенский) (прославлен в 2000 году как священноисповедник). В 1923—1926 году епархией управлял архиепископ Иосиф (Петровых), бывший до того викарным епископом Ростовским.

    После второй мировой войны, во главе епархии стояли такие известные архиереи, как Димитрий (Градусов), Ниим (Ротов), Иоанн (Вендланд).

    15 марта 2012 года из состава епархии была выделена самостоятельная Рыбинская епархия, после чего в ведении Ярославской кафедры остались Ярославское городское, Гаврилов-Ямское, Некрасовское, Переславское, Ростовское и Ярославское сельское благочиния на юго-востоке Ярославской области. Одновременно Ярославская кафедра стала центром новоучреждённой Ярославской митрополии[3].

    24 декабря 2015 года из состава Ярославской епархии был выделен городской округ Переяславль-Залесский и Переславский район, отошедшие новообразованную Переславскую епархию[4].

    Ярославские архиереи

    • Арсений (Верещагин) (6 мая 1788 — 23 декабря 1799)
    • Павел (Пономарёв) (26 декабря 1799 — 19 марта 1806)
    • Антоний (Знаменский) (25 мая 1806 — 12 июля 1820)
    • Филарет (Дроздов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821)
    • Симеон (Крылов-Платонов) (3 июля 1821 — 28 марта 1824)
    • Авраам (Шумилин) (7 мая 1824 — 3 сентября 1836)
    • Филарет (Амфитеатров) (19 сентября 1836 — 18 апреля 1837) на епархии не был
    • Евгений (Казанцев) (9 мая 1837 — 24 декабря 1853)
    • Нил (Исакович) (24 декабря 1853 — 21 июня 1874)
    • Димитрий (Муретов) (2 октября 1874 — 26 апреля 1876)
    • Леонид (Краснопевков) (15 мая — 15 декабря 1876)
    • Ионафан (Руднев) (28 февраля 1877 — 26 ноября 1903)
    • Сергий (Ланин) (5 декабря 1903 — 5 августа 1904)
    • Иаков (Пятницкий) (12 августа 1904 — 25 января 1907)
    • Тихон (Беллавин) (25 января 1907 — 22 декабря 1913)
    • Агафангел (Преображенский) (22 декабря 1913 — 16 октября 1928) Иосиф (Петровых)
      (1923 — ?) — в/у, архиеп. Ростовский
    • Серафим (Самойлович)
      (15 января — 18 мая 1924) в/у, еп. Угличский
    • Трофим (Якобчук)
      (18 мая — ноябрь 1924) в/у, еп. Сызранский
    • Серафим (Самойлович)
      (1925—1926) в/у, архиеп. Угличский
  • Пахомий (Кедров)
    (1928) в/у
  • Павел (Борисовский) (21 января 1929 — 6 октября 1938)
      1938—1942 — кафедра вдовствовала
  • Иоанн (Соколов) (14 августа 1942 — 12 февраля 1944)
  • Алексий (Сергеев) (26 мая 1944 — 13 января 1947)
  • Димитрий (Градусов) (13 января 1947 — 31 июля 1954)
  • Борис (Вик)
    (31 июля — 29 октября 1954) в/у, архиеп. Берлинский
  • Исаия (Ковалёв)
    (15 ноября 1954 — 8 октября 1960) в/у, еп. Угличский
  • Ниим (Ротов) (23 ноября 1960 — 4 августа 1963)
  • Леонид (Поляков) (4 августа 1963 — 20 мая 1964)
  • Сергий (Ларин) (20 мая 1964 — 12 сентября 1967)
  • Иоанн (Вендланд) (7 октября 1967 — 26 декабря 1984)
  • Платон (Удовенко) (26 декабря 1984 — 2 ноября 1993)
  • Александр (Могилёв)
    (2 ноября — 17 декабря 1993) в/у, еп. Костромской
  • Михей (Хархаров) (17 декабря 1993 — 7 октября 2002)
  • Кирилл (Наконечный) (7 октября 2002 — 27 июля 2011)
  • Пантелеимон (Долганов) (27 июля 2011 — 26 декабря 2019)
  • Вадим (Лазебный) (с 26 декабря 2019)
  • Религия :

    Протоиерей Владимир Мозяков и протоиерей Димитрий Ильичев

    Часть жителей района регулярно посещает храмы, другие еще только находятся на пути к вере. Вопросы религиозной жизни, духовности являются актуальными для многих. Поэтому наши сегодняшние гости – священнослужители Русской православной церкви: благочинный Туношенского благочиния, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы села Туношна протоиерей Владимир Александрович Мозяков и благочинный Ярославского сельского благочиния, настоятель прихода Троицкого храма села Толгоболь протоиерей Димитрий Викторович Ильичев.

    – Расскажите о своих благочиниях и приходах, в каком состоянии находятся храмы?
    Отец Владимир:
    – 15 марта 2012 года Синод Русской православной церкви принял решение о создании Ярославской митрополии с разделением на Ярославскую и Рыбинскую епархии. А 6 сентября того же года управляющий Ярославской епархией митрополит Пантелеимон издал распоряжение о разделении Ярославского благочиния на Ярославское сельское и Туношенское благочиния. Следующим распоряжением я был назначен благочинным Туношенского благочиния. До этого существовало единое благочиние Ярославского района, которое возглавлял отец Димитрий Денисов – настоятель храма Параскевы Пятницы на Туговой горе в Ярославле. Тенденция разукрупнения благочиний наблюдается по всей стране и призвана сделать управление благочиниями более эффективным.

    Туношенское благочиние охватывает территории Карабихского, Курбского и Туношенского сельских поселений. У нас девять приходских храмов (Васильевское, Введенье, Высоцкое, Красное, Лучинское, Лютово, Петрово, Солонец, Туношна); пять приписных (Козьмодемьянск, Новленское, Сеславино, Сопелки, Ширинье); две часовни (Курба, Орлово) и храм-часовня в Мордвинове. Центром благочиния является село Туношна.

    Село Туношна — центр Туношенского благочиния

    Немалое количество храмов пребывает в руинированном состоянии. Но зачастую с ними ничего нельзя сделать, так как населения в этих местах очень мало, нет возможности создать общину. А там, где есть население, мы стараемся организовать общину, привлечь средства и хотя бы законсервировать храм, чтобы он дальше не разрушался. Многие церкви буквально подняты из руин. Например, в Туношне нам достался храм таким: четыре стены без окон, пола, крыши. Сейчас уже открыты три придела. Но до сих пор мы строим, ремонтируем… Каждый приход имеет материальную основу, а она ограничена теми средствами, которые принесут прихожане. Например, в селе Высоцком живет всего несколько человек, соседние деревни вымирают, но службы в храме есть и будут. Хотя доходов у такого прихода практически нет. В городе, в так называемых спальных микрорайонах, необходимы новые храмы, а в сельском районе другая ситуация. Хорошо бы заполнить те, что есть. У меня налажено взаимодействие со всем духовенством благочиния, удобно то, что я являюсь еще и руководителем паломнического отдела епархии, по будним дням нахожусь в городе, и священники ко мне приезжают, мы решаем наши вопросы. И сам я объезжаю приходы. А если владыка служит в одном из храмов благочиния, я просто обязан там быть – такие торжественные службы проводят четыре священника.

    Отец Димитрий:

    – Ярославское сельское благочиние занимает территории Заволжского, Ивняковского, Кузнечихинского и Некрасовского сельских поселений. У нас 14 приходских храмов (Гавшинка, Григорьевское, Давыдово, Кузнечиха, Курилово, Пазушино, Пахна, Пестрецово, Прусово, Сарафоново, Толгоболь, Устье, Федоровское, Чурилково), один приписной храм в селе Богослов и две часовни (Гаврилово, Толбухино). Среди этих храмов есть никогда не закрывавшиеся, восстановленные и восстанавливающиеся с переменным успехом. Бывает так: найдется благотворитель, начнутся работы, потом грянет кризис – и все приостанавливается.

    Специфика благочиний Ярославского района в том, что они не имеют исторически сложившихся центров. Центр Ярославского сельского благочиния – село Толгоболь – небольшой населенный пункт. Поэтому сложно найти площадку для мероприятий, миссионерской деятельности, работы с молодежью. Так, рождественскую елку мы проводим в Доме культуры «Гамма» на Резинотехнике. А если они откажут, то идти нам больше некуда. Поэтому вся деятельность концентрируется внутри отдельных приходов. Здесь уместно вспомнить поговорку «Каков поп, таков и приход». Если настоятель готов идти навстречу людям, то все получается. Если он способен понять, чем сейчас живет молодежь, если у него есть хорошее образование и он может ответить на все вопросы, то к нему приезжают даже из города. Яркий пример – село Давыдово. Оно хоть и отдаленное, но там молодой и энергичный настоятель отец Иоанн.

    Село Толгоболь — центр Ярославского сельского благочиния

    В селе Пазушине – хороший зимний Казанский храм, есть воскресная школа, но летний Воскресенский храм настолько подвержен разрушению, что восстановление требует огромных средств. Трудно идет восстановление Смоленской церкви в Устье, добраться туда не так-то просто, поэтому приход там маленький, но молодой. А такие приходы, как в Пахне, Сарафонове, Кузнечихе, считаются образцовыми. Вообще, замена священника всегда болезненна для прихода. Радует, что митрополит Пантелеимон не любит переводить духовенство.

    – Давайте поговорим об отдельных храмах, сначала Туношенского благочиния. Какой вы видите судьбу церквей в селах Новленское, Ширинье, Курба, на Селифонтовском кладбище?

    Отец Владимир:

    – В свое время Успенский храм в Новленском стараниями тогдашней настоятельницы Казанского монастыря матушки Михаилы был законсервирован, начались ремонтные работы, она приобрела колокол. Сейчас идут работы в алтаре, установлен престол. Периодически проводятся службы. Этот храм курирует настоятель Благовещенского храма села Солонец отец Андрей Баикин. Вообще, нагрузки у священников большие, зачастую они окормляют по нескольку храмов, занимаются другой деятельностью.

    Покровская церковь в Ширинье раньше был служащей, там сложился небольшой приход, приезжал батюшка, но потом так получилось, что все это прекратилось. Сейчас мы заново организовываем общину, собираем документы, проводим консервацию храма, чтобы он не разрушался. Так что перспектива там есть, это будет служащий храм, чего хотят и местные жители. Церковь в Ширинье приписана к приходу Спасского храма села Васильевское, настоятель – отец Иоанн Лозан. Он же занимается и Казанским храмом в Курбе, отправил документы на федеральный уровень, и мы очень надеемся, что с помощью федеральных властей начнется восстановление этого уникального памятника архитектуры. Самостоятельно реставрировать его нельзя, все должно быть на научной основе. У отца Иоанна есть большой опыт восстановительных работ по Васильевскому.

    Что касается Крестовоздвиженского храма на Селифонтовском кладбище, то, к сожалению, к нему не подойти и не подъехать из-за могил. Чтобы что-то там делать, нужно сносить могилы, а это на сегодняшний день вряд ли возможно. В результате храм рушится с каждым годом все сильнее и сильнее.

    – Аналогичный вопрос по Ярославскому сельскому благочинию. Каким вы видите будущее храмов в селах Пономарево, Аристово, Толбухино, Спас-на-Ити? Что будет с деревянной часовней в деревне Гаврилово?

    Отец Димитрий:

    – Восстанавливать храмы очень сложно, сначала надо добиться права вообще что-либо с ними делать, ведь даже в руинированном состоянии они находятся на чьем-то балансе. Когда я впервые приехал в Пономарево, то удивился, что люди, собирая с могил мусор, несут его не к ограде, откуда можно вывезти, а к храму, и укладывают у стен. А это значит, что мокнут фундаменты, вся влага концентрируется там. И внутри храма складируется мусор. Такого я не видел нигде. У нас много разрушенных храмов, и на собрании духовенства мы решили рассмотреть, какие из них ближе к каким приходам, чтобы они взяли их под надзор. Церковь Рождества Христова в селе Пономарево – самая ближняя к Кузнечихе. И вот недавно появились люди, которые решили своими силами изготовить и установить на колокольне в Пономареве крест. Они попросили разрешения у настоятеля Кузнечихинского прихода отца Антония, но этого сделать он не мог, так как храм не принадлежит епархии, но на благое дело благословил. Колокольня в Пономареве видна издалека, и очень радостно, что на ней появился крест, что мы взяли эту стратегическую высоту. Быть может, это станет началом возрождения храма.

    На колокольне храма в селе Пономарево в 2015 году был установлен крест

    Троицкий храм в Аристове уникален по своей архитектуре, но состояние его близко к критическому, существует угроза обрушения сводов. Они намокли, проросли деревьями. Аристово – маленькое село, людей почти нет. Мы думали, что делать, каким образом привлечь внимание, чтобы этот храм хоть как-то сохранить. И вот в Яковлевско-Благовещенской церкви нашлись люди, которые родом из той округи, переживают за этот храм. Минувшим летом при участии воспитанников воскресной школы были проведены субботники, молебен. Эта инициатива нашла отражение в средствах массовой информации и привлекла внимание общественности. Поэтому надеюсь, что в следующем году туда приедет еще больше людей. Хочется, чтобы государственные органы, которые ответственны за сохранение памятников, тоже участвовали в подобных мероприятиях, работы проводились бы под присмотром специалистов и не пострадали бы люди.

    По Троицкому храму в селе Толбухине моя позиция остается неизменной: пока оттуда не выедет пожарная часть, никакой речи о передаче здания епархии быть не может. Нельзя оставлять жителей без противопожарной защиты. В настоящее время в Толбухине есть часовня, и немногочисленные местные верующие посещают ее. Село Спас-на-Ити – очень красивое место. Спасо-Преображенский храм, несмотря на годы запустения, неплохо сохранился. Недавно он попал во внимание студентов Ярославской духовной семинарии. При участии местных жителей прошли субботники, состоялись богослужения, проведена консервация церкви – закрыты двери, окна. Там живут люди, заинтересованные в возрождении храма, и в этом плане есть реальная перспектива.

    В деревне Гаврилово был спорный вопрос по земле, на которой стоит часовня. Но удалось найти общий язык со всеми сторонами конфликта, при участии администрации Заволжского поселения ситуация нормализовалась. Окормление часовни поручено настоятелю Прусовского прихода отцу Иоанну Заименко.

    – Есть ли в районе храмы с ежедневным богослужением? Открыты ли они для верующих на протяжении дня?

    Отец Владимир:

    – Наши сельские храмы не могут служить каждый день. Для этого надо иметь в штате несколько священников. Ведь согласно канонам в день священник может служить только один раз. Даже в городе таких храмов немного. В штате сельского храма – только священник, даже дьякона нет. И нет возможности, чтобы храмы были открыты каждый день. В наших храмах службы проводятся по субботам, воскресеньям, праздникам и в особые памятные дни, когда служатся молебны, панихиды. В городе и на селе условия разные. В городе храмы благоустроены, в них все есть. А мы постоянно строим, красим, ремонтируем. Подвести тепло, газ, воду – все это мы сами делаем, стараемся найти благотворителей. В городе священник – служащий, на селе он в большей степени прораб.

    – Как вы ведете просветительскую деятельность, при каких храмах работают воскресные школы?
    Отец Владимир:
    – Вопрос очень сложный. В настоящее время требования возросли и воскресная школа, чтобы выдать документ об учебе, должна обладать определенными помещениями, штатом преподавателей и так далее. Нам это не под силу, поэтому проводятся воскресные просветительские встречи. В Туношенском благочинии – при храмах в Васильевском, Введенье, Лучинском. Мы стараемся общаться и с родителями, и с детьми. Но, к сожалению, директора светских школ не очень охотно идут на контакт, опасаются своих руководителей.

    Отец Димитрий:

    – Сейчас священнику войти в общеобразовательную школу очень сложно, это на личной ответственности директора. При этом с городскими школами легче найти контакт, чем с нашими сельскими: чувствуется, что они боятся, более зависимы от вышестоящего начальства. Мы нашли такой вариант: на базе библиотеки организовывали выставки старинных книг и там проводили открытые уроки с учениками начальных классов. Иногда школьники, когда едут в Толгский монастырь, заезжают к нам в Толгоболь, и мы проводим экскурсию по храмам, пускаем на колокольню, поим чаем. При этом никого не заставляем креститься и молиться, а дети сами подходят, спрашивают, как написать записку о здравии, где поставить свечку. И потом с родителями приезжают. А бывает так: обращается преподаватель основ православной культуры и спрашивает, как объяснить детям, что такое иконостас. Я говорю: «Придите ко мне в храм, я все объясню». Но не приходят.

    – Растет ли число церковных обрядов? Как изменяется религиозная община в последние годы? Что больше всего волнует сегодня прихожан, с какими вопросами они идут к батюшке?

    Отец Владимир:

    – Количество обрядов стоит на месте. Ажиотаж, когда все крестились и венчались, прошел. Люди теперь относятся к этому более осознанно. Сейчас перед крещением стали обязательными огласительные беседы. В каждом благочинии есть помощник благочинного по катехизации, который проводит такие беседы, это может быть лицо не в сане, как Ольга Юрьевна Кожурова в нашем благочинии. Она выдает справку, что такая беседа проведена. Конечно, я сам могу проводить огласительные беседы, но не в силах всех охватить. Если мы не можем провести такую беседу, то направляем в городские храмы. Люди постепенно привыкают к данному новшеству, хоть и с трудом. Перед отпеванием смотрим причину смерти, чтобы это было не самоубийство. Перед венчанием огласительные беседы не проводим, но важно, чтобы вступающие в брак исповедались.

    Радует, что средний возраст посещающих храмы молодеет. Молодые мамы часто бывают, беседуем с ними о том, как детей воспитывать, воцерковляться, поститься. Ко мне идут с вопросами об отношении к современному миру, к новым технологиям, спрашивают, как привести детей в церковь, что нужно делать для спасения души. Многие воцерковляются, покупают духовную литературу. На проповедях говорим с прихожанами о долге, о любви, о спасении. Стараемся текст Евангелия приблизить к нашим дням. Приходят с детьми. Когда полный храм детей причащается – на душе радость огромная. На исповеди бывают дети не только положенного возраста, с семи лет, но и раньше, и с ними мы тоже говорим по душам. Радует, что становится много мужчин, которые помогают приходу трудами. Сейчас основу наших сельских приходов составляют люди, которые живут рядом с храмом, тянутся к нему, зачастую у которых что-то произошло в жизни. Приходят в храм и пьющие, социально проблемные люди. Мы с ними беседуем, убеждаем, что нужно исцелиться.

    – Видите ли вы развитие паломнического туризма в Ярославском районе и где именно?

    Отец Димитрий:

    – В Ярославском районе немало интересных мест, которые могли бы стать объектами паломнического туризма. Сейчас мы вместе с администрацией района и обществом охраны памятников думаем о развитии паломнического туризма в селах Толгоболь и Пахна. Толгоболь – удивительное село. История местных храмов настолько интересная, что, когда люди приезжают на экскурсию, долго остаются под впечатлением и потом возвращаются со знакомыми. Я разослал предложения по организациям, которые организовывают экскурсии в Толгский монастырь, чтобы заезжали в Толгоболь, но пока не получается наладить сотрудничество. А зря, ведь наш приход старше монастыря. К сельским храмам тоже надо привлекать внимание.

    – Помимо служения вы занимаетесь еще и другими послушаниями. Расскажите об этом.

    Отец Владимир:

    – В 2014 году я был назначен руководителем паломнического отдела Ярославской епархии. Мы организовываем поездки в самые разные места: по Ярославлю и области, по России, за рубеж – в Грецию, Италию, Израиль, Абхазию и другие страны. Прихожане помогают нам, сопровождают группы. Например, часто ездим в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая помогает исцелиться от пьянства. Зачастую за своих заблудших детей туда едут молиться родители. Параллельно я решаю вопросы по благочинию. В субботу и воскресенье служу в храме. Поэтому для своего дома, хозяйства времени остается совсем немного.

    Отец Димитрий:

    – Когда-то мне казалось, что сельский батюшка отслужил в субботу и воскресенье, а остальное время в огороде работает, за грибами ходит, сено заготавливает… Но в жизни все наоборот. Времени не хватает даже на огород. Благочинный должен следить за всеми вверенными ему храмами, знать ситуацию в приходах. Когда я стал благочинным, пришлось даже на права сдать, хотя до этого обходился без автомобиля. Дел хватает и в своем приходе, у нас в селе Толгоболь два храма (Покровский летний и Троицкий зимний), которые были построены в XVIII веке и требуют к себе постоянного внимания. К нашему же приходу приписана Крестовоздвиженская церковь в бывшем селе Воздвиженье, сейчас это городская черта. Этот храм находится в руинированном состоянии, началось его восстановление. Кроме того, мне доверили курировать строительство нового храма в честь великомученика Пантелеимона на Резинотехнике. Есть у меня и особое послушание – преподавание церковного пения и литургики в Ярославской духовной семинарии. Конечно, это дополнительная нагрузка, но в то же время – это и диалог с теми, кто в будущем рядом с тобой будет служить. Общение с молодежью не дает закоснеть.

    – В заключение нашей беседы хотелось бы услышать о вашем пути в Русской православной церкви. Как вы пришли к вере, где учились?
    Отец Владимир:
    – Несмотря на то что все мои предки были крещеными, а один из прадедов даже построил храм, я крестился только в 1993 году, когда мне было 38 лет. Так получилось, что дети были крещены раньше меня и уже ходили в воскресную школу. В храм меня привела жена. Вскоре мы с ней повенчались. Я стал ходить в воскресную школу при храме Параскевы Пятницы на Туговой горе, где занятия вела матушка Галина Денисова. После окончания воскресной школы решил идти по духовному пути. Служил певчим в церкви Петра и Павла села Петрова, дьяконом в Федоровском соборе Ярославля. А в 1998 году, после окончания Ярославского духовного училища, стал настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Туношне. В 2003 году окончил Московскую духовную семинарию.

    Убежден, что лучше, чем спасать души людей, профессии нет. Наверное, поэтому все мои трое сыновей стали священниками. Старший, иерей Василий Мозяков, служит в Тутаеве настоятелем Воскресенского собора и благочинным Романов-Борисоглебского благочиния; средний, иерей Иоанн Мозяков, является настоятелем прихода храма Рождества Христова села Давыдово Ярославского района; младший, иерей Евгений Мозяков, – настоятель Успенского храма города Пошехонья и благочинный Пошехонского благочиния. Мы с матушкой счастливые люди: у нас трое сыновей, три замечательные невестки, шестеро внуков.

    Отец Димитрий:

    – Мое детство прошло в поселке Петровское Ростовского района. Родители были далеки от религии: мама работала медсестрой, отец – в воинской части, а затем лесником. Верующей была бабушка, которая на Пасху брала меня в церковь. А потом я заинтересовался ростовскими храмами, были такие замечательные книги из серии «Дороги к прекрасному». Побывал в Спасо-Яковлевском монастыре, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Поехали туда с мамой на Рождественскую службу, подходим к монастырю, и оказалось, что здесь, в здании бывшей монастырской гостиницы, я родился и первое, что увидел в жизни, – это обитель святителя Димитрия Ростовского, в честь которого и крещен. Это я воспринял как знак свыше. Вскоре стал ходить в Петропавловский храм в Петровском, помогать отцу Елевферию, который в 1999 году, после окончания школы, и направил меня в Ярославское духовное училище. Затем продолжил обучение в Костромской духовной семинарии. Семь лет служил священником в Костроме. В 2010 году уехал в Казахстан, но из-за неподходящего климата вернулся в родную Ярославскую епархию. В ноябре 2012 года возглавил Ярославское сельское благочиние и приход Троицкого храма села Толгоболь.

    Автор

    Борис КУФИРИН

    Поделиться

    Комментировать

    №20 (629) / 23 мая ‘11

    Епархия

    Из истории Епархии

    В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники Православной веры достигли ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру – центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией.

    На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов – Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия.

    За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие.

    Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых – Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский – существуют и по сей день.

    В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю.

    В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края.

    Переславская земля дала России ее первого великого военачальника – святого благоверного князя Александра Невского.

    В 1314 году была явлена чудотворная икона Матери Божией «Толгская», чей Лик преисполнен скорби о Русской земле и ее многострадальном народе. На месте явления чудотворного образа близ Ярославля был основан монастырь, ставший в конце ХХ века, после многих десятилетий гонений на Церковь, первой возрожденной женской обителью на территории России.

    В том же 1314 году в Ростове Великом родился преподобный Сергий Радонежский. Здесь прошло детство и отрочество игумена земли Русской, подвигом которого начиналось духовное освобождение и собирание Святой Руси.

    В 1437 году на ростовской земле был чудесно обретен Годеновский крест, прославившийся впоследствии множеством чудотворений.

    В конце XVI века угличская земля приняла в себя кровь последнего Рюриковича – святого благоверного царевича Димитрия.

    В начале XVII века, в годы Великой смуты, Ярославль становится одним из центров освобождения Российского государства. По благословению преподобного Иринарха Затворника и под водительством Минина и Пожарского здесь собиралось ополчение, работало правительство, чеканилась монета.

    Расцвет духовной культуры XVI-XVII веков выразился в строительстве великолепных каменных храмов, в развитии иконописи и фресковой живописи, колокололитейного производства. Символами этой эпохи является Ростовский кремль – «сказка в камне», воздвигнутая митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем), и храм Илии Пророка г. Ярославля.

    Имя святителя Димитрия Ростовского стало синонимом и символом православного духовного образования, просвещения и миссионерства. Составленные им Четьи Минеи были любимым чтением русского человека.

    В 1788 году кафедра Правящего Архиерея была переведена из Ростова Великого в Ярославль.

    В числе 93-х архиереев, правивших епархией на протяжении ее более чем тысячелетней истории, 24 святых, многие видные иерархи, среди которых святители Феодор, племянник преподобного Сергия, Арсений (Мацеевич), Филарет (Дроздов), митрополит Филарет (Амфитеатров), архиепископ Ионафан (Руднев) и другие. Из ярославской земли три архипастыря были призваны к Патриаршему служению: св. Патриарх Иов, Патриарх Филарет (Романов) и св. Патриарх Тихон.

    В 1747 году была учреждена Ярославская Духовная семинария, закрытая в 1918 году и возрожденная в 2006 году. Среди ее выпускников – канонизированный Православной Церковью в Америке святитель Иоасаф, епископ Кадьякский, просветитель Аляски; священномученик Андроник, архиепископ Пермский, и другие подвижники благочестия.

    В XIX – начале XX веков в Ярославской епархии трудились такие выдающиеся делатели на ниве Христовой, как протоиереи Родион Путятин и Аристарх Израилев, церковный композитор священник Василий Зиновьев.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский неоднократно посещал Ярославскую епархию, основав на там два монастыря.

    В годы безбожных гонений Господь принял в Свои обители сонм новомучеников и исповедников ярославской земли, среди которых святитель Агафангел, исповедник, митрополит Ярославский; священномученики Серафим, архиепископ Угличский, и Вениамин, епископ Романово-Борисоглебский. С ярославской землей связаны также имена святителей Луки (Войно-Ясенецкого), Афанасия (Сахарова) и преподобного Серафима Вырицкого.

    Ярославская и Ростовская епархия создана в 991 году. Учреждена как Ростовская и Суздальская, современное название носит с 1788 года. Объединяет приходы и монастыри Ярославской области.

    В епархии около 300 приходов и 18 монастырей; 298 священнослужителей (в том числе 267 священников, 31 диакон).

    Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл

    Дата рождения: 15 мая 1961 г. Дата хиротонии: 15 марта 1998 г. Дата пострига: 25 октября 1980 г. День ангела: 22 июня.

    • Родился в поселке Верхнечусовские Городки Пермской области, Чусовского района, в рабочей семье. В 1978 г. окончил среднюю школу.
    • 25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым; ныне – митрополит Тульский и Белевский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.
    • 26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. – во иеромонаха.
    • В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.
    • С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира.
    • С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. – клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области.
    • С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. – настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.
    • 7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.
    • С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. – настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.
    • С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. – настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.
    • С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. – клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа.
    • С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. – настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы.
    • С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. – настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.
    • С 1 октября 1998 г. – ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское Духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую Духовную семинарию с 5-летним сроком обучения.
    • 26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.
    • 15 марта 1998 г. хиротонисан во епископа Богородицкого.
    • 19 июля 2000 г. решением Священного Синода избран епископом Тульским и Белевским.
    • 7 октября 2002 г. решением Священного Синода назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру.
    • 25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.
    • Владыка Кирилл – член Поместных Соборов 1988 и 1990 годов.

    Образование: 1986 г. – МДС.

    Награды

    • церковные: 2010 г. – орден Прп. Серафима Саровского I степени; орден Св. Равноап. Кн. Владимира трех степеней; орден Прп. Сергия Радонежского II степени; орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II степени; орден Прп. Серафима Саровского II степени; орден Св. Ап. Марка Александрийской Православной Церкви.
    • светские: 2011 г. – орден Почета; орден Дружбы.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла с 30-летием иерейской хиротонии

    Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому

    Ваше Высокопреосвященство! Христос Воскресе!

    Сердечно поздравляю Вас со знаменательными датами в Вашей жизни – 30-летием иерейской хиротонии, а также с грядущим 50-летием со дня рождения.

    Путь священнического служения Вы проходили под руководством приснопамятного митрополита Серапиона. Спустя годы, Господь сподобил Вас принять благодать архиерейства, вручив в управление сначала Тульскую, а затем Ярославскую епархии.

    Посетив Ярославль минувшей осенью, я увидел множество восстановленных и новопостроенных храмов и монастырей. Отрадно свидетельствовать, что немало делается Вами для развития приходской жизни, духовного образования и просвещения, нравственного воспитания подрастающего поколения. Особые усилия Вы прилагаете к тому, чтобы «Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12, 24).

    Во внимание к усердному служению и в связи с отмечаемыми датами полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию.

    Предстательством Богородицы и молитвами всех святых, в земле Ростово-Ярославской просиявших, да ниспошлет Вам Господь крепость сил, Свою благодатную помощь и преуспеяние в дальнейших трудах во славу Святой Церкви.

    Воскресший Господь да хранит Вас в добром здравии на многая лета.

    С любовью во Христе,

    КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

    Святыни

    • Животворящий крест Господень в Годеново.

    Животворящий крест Господень был чудесно явлен пастухам близлежащего села на болоте в 55 верстах от г. Ростова. Увидев над непроходимым болотом посреди неизреченного столпа света на воздухе животворящий крест Господень, пастухи, по благословению епископа, начали строить на расстоянии версты от этого места церковь. Однако сделанное ими основание церкви Божиим произволением переместилось на место чудесного явления, над которым вновь воссиял животворящий крест. И услышали голос от него: «На сем месте поставите церковь Мою». В ту же ночь после сильной бури часть болота обратилась в сухой холм, где и была выстроена церковь. Явленный образ распятия Христова после этого сделался всем видимым и доступным. Прошедшие века хранят историю множества чудес и благодатных исцелений от этой святыни. В настоящее время животворящий крест находится в храме Свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново неподалеку от места своего явления. А на Сахотском болоте ныне возрождается из руин храм и создается монастырь.

    • Икона Божией Матери «Вратарница» – Угличская (23 июня);
    • Казанская икона Божией Матери, чтимая в Ярославле (1588) (8 июля);
    • Корсунская икона Божией Матери (9 октября);

    В Ярославской епархии известны два чтимых списка Корсунской иконы Богородицы.

    • Толгская икона Божией Матери.

    Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночевки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землей, так что нельзя было ее достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно.

    Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут Владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всем своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл.

    Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам Владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники.

    В тот же день слух о чудесном явлении иконы дошел до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления ее на реке Толге были названы Толгскими. Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нем разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрожденную Толгскую обитель.

    День празднования: 21 августа (8 августа по старому стилю).

    Святители

    • Святитель Агафангел (Преображенский)
    • Святитель Димитрий Ростовский
    • Леонтий, святитель, еп. Ростовский
    • Кирилл, святитель, еп. Ростовский
    • Исаия, святитель, еп. Ростовский, чудотворец
    • Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский (†1928)
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (†1925)
    • Святитель Феодор, первый архиепископ Ростовский (†1394)
    • Святитель Феодор, в миру Иоанн, – сын Стефана, старшего брата прп. Сергия Радонежского.

    Учебные заведения:

    • Ярославское Духовное училище. 152150, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44;
    • Ярославская Духовная семинария. 150000, Ярославская обл., г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д.12/4; сайт: yarseminaria.ru;
    • православная гимназия, г. Ярославль. В епархии действуют 55 воскресных школ.

    Епархиальные СМИ:

    • официальный сайт Ярославской епархии;
    • «Ярославские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета);
    • телепрограмма «Свеча» (ГТРК «Ярославия»);
    • радиопрограмма «Родник» (ГТРК «Ярославия»).

    Кафедральные соборы:

    • Феодоровский (Ярославль);
    • Успенский в Ростовском кремле (Ростов Великий).

    Монастыри:

    • Бабаевский во имя Свт. Николая мужской. 152260, Ярославская обл., пос. Некрасовский, ул. Волжская, 11; тел. (48531) 4-23-55; наместник – игумен Борис (Долженко);
    • Борисоглебский на Устье Ростовский мужской; 152170, Ярославская обл., пос. Борисоглебский, Советская пл., 10; тел. (48539) 2-15-41; наместник – игумен Иоанн (Титов);
    • Геннадиев в честь Преображения Господня мужской; 152491, Ярославская обл., Любимский район, с. Слободка; настоятель – игумен Евфимий (Дебабов);
    • Данилов Переславль-Залесский Новый в честь Святой Троицы мужской; 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17; тел. (48535) 2-31-54; наместник – игумен Иоанн (Коваленко);
    • Переславль-Залесский во имя Вмч. Никиты мужской; 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитская слобода; тел. (48535) 2-20-08; наместник – архимандрит Димитрий (Храмцов);
    • Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мужской; 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44; тел.: (48536) 3-43-69, 3-41-75; сайт: rostov-monastir. narod.ru; наместник – иеромонах Серафим (Симонов);
    • Угличский Воскресенский мужской; 152615, Ярославская обл., г. Углич, Советская пл., 4; тел. (48532) 2-22-50; наместник – иеромонах Димитрий (Горбатюк);
    • Авраамиев в честь Богоявления женский; 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Пролетарская; настоятельница – игумения Миропия (Юрченкова);
    • Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский; 152850, Ярославская обл., Пошехонский район, Адрианова слобода; тел. (48546) 2-19-02; настоятельница – игумения Дамиана (Латышева);
    • Даниловский в честь Казанской Иконы Божией Матери женский; 152400, Ярославская обл., г. Данилов, пос. Горушка; настоятельница – монахиня Екатерина (Гаева);
    • Переславль-Залесский во имя Вмч. Феодора Стратилата женский; 152140, Ярославская обл, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85; настоятельница – монахиня Михаила (Лободаева);
    • Переславль-Залесский «на болоте» во имя Свт. Николая Чудотворца женский; 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 39; тел. (48535) 7-00-10; факс 2-14-09; сайт nikolskii.ru; настоятельница – игумения Евстолия (Афонина);
    • Покровский женский; 152730, Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Быково; тел. (48547) 2-12-36;
    • Ростовский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский; 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, Советская пл., 14; тел. (48536) 3-35-83; настоятельница – игумения Павла (Капитонова);
    • Сольбинский во имя Свт. Николая Чудотворца женский; 152168, Ярославская обл., Переславский район, с. Сольба; тел. (48535) 7-83-48; настоятельница – монахиня Еротиида (Гажу);
    • Толгский Ярославский в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы женский; 150037, г. Ярославль, м. Толга; тел.: (4852) 38–00–55, 38–55–65; настоятельница – игумения Варвара (Третьяк);
    • Угличский во имя Свт. Алексия, митрополита Московского, женский; 152615, Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27; тел. (48532) 2-35-95; настоятельница – монахиня Магдалина (Сельская);
    • Ярославский в честь Казанской Иконы Божией Матери женский; 150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, 19а; тел. (4852) 72-77-51; настоятельница – игумения Михаила (Сафонова).

    Web-сайт Ярославской и Ростовской епархии: https://yareparhia.ru

    В других номерах:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]