Иерусалимское подворье в Москве — храм Воскресения Словущего на Арбате

Иерусалимское подворье в Москве, официальный сайт которого вы найдете в разделе «Информация для паломников», находится при храме Воскресения Словущего, в Брюсовом переулке. Некоторые путают его сразу с двумя храмами: храмом Иерусалимской иконы Божией Матери, что находится по ул. Талалихина, д. 24, и храмом святителя Филиппа Московского, что на проспекте Мира, но это совершенно разные храмы.

Это отделение Иерусалимской Православной Церкви, юрисдикция которой действует в Израиле, Иордании, Палестине.

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

Это интересно: митрополит Филипп, живший в первой половине XVI века, прославился благодаря обличениям опричников Ивана Грозного: отправленный в ссылку, он был убит Малютой Скуратовым в келье.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Редакторы сайта рекомендуют прочитать интересную статью о церкви Покрова на Нерли в Суздальском районе.

Историческое место

На месте, где учредили подворье для Иерусалимской миссии, с 16-го века стояла церковь. Считается, что первоначальный храм был построен по указанию митрополита Филиппа (Колычева), при его загородной резиденции. Каменное здание появилось благодаря усилиям боярина Ивана Косьмина в период царствования Алексея Михайловича, в 1966 году.

О том, как развивался храм, ничего не известно вплоть до 19-го века. Упоминается, что во время захвата Москвы Наполеоном, церковь разделила участь большинства зданий столицы — подверглась разграблению и сгорела. Летом 1818 года, в связи с сильными разрушениями храма и малочисленностью паствы, Святейший Синод постановил упразднить Филипповскую церковь.

Но провидение распорядилось иначе. В 1817 году император Александр I получил прошение о даровании Патриархату Иерусалима подворья в столице России для сбора пожертвований на восстановление храма Гроба Господня. Откликом на эту инициативу стало основание Иерусалимского подворья в Москве.

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

Обратите внимание: праздник отмечается 26 сентября.

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа.

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

После революции

Иерусалимское подворье в Москве было упразднено сразу после революции, но храм закрывался лишь на непродолжительное время. В 1919 году все имущество подворья перешло в муниципальную собственность Моссовета.

Церковь Воскресения Словущего была закрыта в 1930 году, но в период войны (1943 год) ее вновь открыли для прихожан. Настоятелем храма в трудное для страны и церкви время стал выдающийся священник – протоиерей Александр Скворцов. Причтом при храме служил не менее известный священнослужитель – протодиакон Михаил Холмогоров.

О том, как развивались события, чем жили прихожане в период богоборчества, сохранилось мало сведений и документов. Известно только, что велась переписка с государственными органами о восстановлении Иерусалимского подворья в Москве и даже были достигнуты определенные договоренности, но они не реализовались.

Архитектура храма

Церковь выглядит небольшой: она однокупольная, с колокольней-шатром. Стены ярко-красные, с лаконичными белыми украшениями, золотыми куполами и зелеными крышами.

Одними из главных украшений являются наружные иконы: они нарисованы на колокольне и стенах.

Примите во внимание: особую прелесть храму придают его «соседи»: историческое здание ярко выделяется на фоне построек ХХ века.

Изначально церковь была небольшой, но в середине XIX века к четверику были пристроены полукруглая аспида, трапезная и фронтоны на северной и южной сторонах. Первоначальный декор убрали, чтобы сделать окна шире. В начале ХХ века возле храма построили дом подворья.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Историческая справка — Подворье

Идея создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья, зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви православного Востока — Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская. Инициатором с сербской стороны выступил митрополит Сербский Михаил. Об этом замечательном церковном деятеле Сербии, верном друге России стоит сказать особо. Будущий святитель обучался в 1840-1850 годах в Киеве — в семинарии и Духовной академии. Вскоре после окончания курса, в сентябре 1853 года, он принимает монашество с именем Михаила. Через год иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В 1859 году Собором епископов Михаил единогласно избирается митрополитом Сербским и архиепископом Белграда. При нем была преобразована семинария в Белграде, устроено несколько духовных училищ, восстановлены древние храмы и монастыри. Духовное единение с Россией было принципом всей его архипастырской деятельности.

В 1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.

Часовня Саввы Сербского при Сербском подворье — Благовещенский Киро-Иоанновский храм (Фото из книги Архитектурные памятники Москвы/ ред. И. Е. Бондаренко М. 1904-1906)

В мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли восстание против турок.

30 ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.

Праздником для сербов и сочувствующих москвичей стало и 22 марта 1875 года — день малого освящения Благовещенского при Сербском подворье храма. В отправлении всенощного бдения и литургии также принимали участие многие именитые гости: сакелларий Архангельского собора А.Н.Лебедев, член Синодальной конторы епископ Алексий, архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий, члены Славянского комитета — директор Московского архива министерства иностранных дел барон Ф.А.Бюлер, секретарь Славянского комитета Н.А.Попов, известный политический деятель Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение совершалось под древние сербские роспевы.

Обновленный на средства московского купца В.В.Сысоева и других жертвователей храм представлял собою уголок православной Сербии. Высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым. Все иконы были расписаны по золотому фону, стены — тоже. Из числа тридцати трех святых, здесь изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской Церкви, среди них пять находились в русских святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, св. цари сербские Стефан Неманя Мироточивый (в монашестве Симеон), Стефан первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь. Имена многих святых символизировали духовное единство двух православных народов: свв. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский — небесный покровитель императора, даровавшего Сербской Иерархии подворье в Москве; великомученица Екатерина — в память императрицы, соорудившей храм; праведный Филарет Милостивый — в память митрополита Филарета, оказавшего немало услуг Сербской Церкви. Над северными дверями было изображено сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными — страдания Вселенского Патриарха св. мученика Григория V, мощи которого, обретенные нетленными в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.

Особую историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день празднования которого Сербия получила политическую и церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.

Этот удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель. На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26 старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы Черногории.

Год окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875 года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной литургии совершена была торжественная панихида об упокоении «всех православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша». В московских газетах было напечатано воззвание жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.

1881 г., вид церкви Кира и Иоанна с северо-востока (часовни ещё нет). Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг

На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория, объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья. 28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу сербов. Несмотря на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года 8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной площади были отслужены благодарственные молебны.

В конце 1877 года Сербия вновь начала войну с Турцией. После окончания русско-турецкой войны Сербия и Черногория получили полную независимость. В честь побед русских войск на Балканах и освобождения славян были совершены торжественные молебны в ряде соборов и храмов Москвы, в том числе и на Сербском подворье. 5 ноября 1878 года подворье на Солянке вновь собрало множество гостей. В этот день состоялось малое освящение Благовещенского храма, отремонтированного в основном на средства церковного старосты, известного московского купца С.И.Камынина. Был вновь вызолочен иконостас, обновлена стенная роспись, за клиросами устроили четыре больших вызолоченных киота. В причастном слове профессор Московского университета доктор богословия протоиерей А.М.Иванцов-Платонов напомнил, как четыре года назад состоялось торжество открытия первого славянского — сербского — подворья в Москве. Было внесено знамя, врученное москвичами сербским дружинам в 1876 году. На празднике присутствовали именитые гости, в том числе П.Н.Батюшков и Д.И.Иловайский. Многолетняя опустошительная война оставила в Сербии и Черногории тысячи детей сиротами. Россия стала родным домом для многих из них. В январе 1877 года в Москву из Сербии на попечение Славянского комитета прибыли 21 девочка и 2 мальчика в возрасте от 6 до 14 лет. И позже Москва принимала сербских детей-сирот, устраиваемых затем в приюты.

В Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в Алексеевском монастыре.

Сербское подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.

Однако уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его распоряжение. Как вспоминали современники, «страдалец приобрел общую любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы… Москва горячо полюбила доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину».

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Сербском подворье. Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.» М. 2012.г.

Изгнанник жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св. Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил 5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены панихиды.

Особо торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например, проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд «Славы» и «Крестного имени». Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве, русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов. В 1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св. Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.

Попутно скажем еще об одном южнославянском «следе» в религиозной жизни Москвы. Московские богомольцы и знатоки древней архитектуры хорошо знали белокаменный храм св. Трифона мученика на северной окраине города. В конце XVIII — начале XIX века приход его опустел и появилась даже мысль об упразднении самого храма. Его возрождению способствовало посещение Москвы архимандритом при Черногорском митрополите Стефаном Вукотичем. В соборе города Котор в Черногории хранилась глава св. мученика Трифона. Узнав о приезде Вукотича, московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков пожелал создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. По возвращении на родину архимандрит поведал о желании московского купца митрополиту Черногорскому Петру Негошу, и в знак благодарности последний прислал в 1803 году три части мощей от главы мученика Трифона. Добряков уложил их в серебряные вызолоченные ковчежцы и преподнес в 1812 году императору Александру I, который в свою очередь пожертвовал их в 1819 году Трифоновскому храму. День перенесения мощей 14 сентября стал ежегодным местным праздником, и с него началось возрождение храма. Приезжавшие в Москву высокие черногорские гости непременно посещали Трифоновский храм и прикладывались к мощам.

Москва православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней обители Сербии.

В 1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15 тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.

Тяжелейшим испытанием для Сербии стала первая мировая война. Австро-Венгрия обрушилась на нее всей своей мощью. Это вызвало в Москве взрыв солидарности с сербами. 18 июля 1914 года вечером на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому при большом стечении народа состоялся торжественный молебен, а затем и патриотическое собрание. Крестный ход двинулся из храмов Христа Спасителя и Василия Блаженного к памятнику. Хоругвеносцы несли иконы Спасителя, Божией Матери, святителей Алексия и Ермогена, а также национальные флаги России, Сербии, портреты Николая II и сербского короля Петра. Крестный ход сопровождался пением многотысячного хора. На Красной площади звучали чешские и сербские приветствия. В тот же день в храме Сербского подворья состоялся молебен о ниспослании победы сербскому оружию. После молебна под председательством городского головы Н.И.Гучкова открылось заседание Славянского комитета. Решено было выпустить особое воззвание к русскому обществу с призывом о помощи сербам. На заседании присутствовал московский губернский предводитель дворянства А.Д.Самарин.

Огромная манифестация москвичей состоялась в тот же день на Страстной площади у памятника герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву. Оттуда манифестанты направились колоннами в Кремль и к Александровскому вокзалу. Члены Союза Михаила Архангела и Союза русского народа несли огромные транспаранты с надписями: «Долой Австрию, да здравствуют Россия и Сербия!», «Да здравствует Россия — сестра Сербии!»

Москва, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь сражающейся Сербии.

В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.

Вековые братские отношения между русскими и сербами прочны и сегодня. Последние драматические события в бывшей Югославии и реакция на них в России — яркое тому свидетельство.

Источник: В.Ф. Козлов «СЕРБСКОЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ» Опубликовано: «Московский журнал» 5’1999 года

Информация для паломников

Все необходимые для паломников сведения можно посмотреть на их сайте. К сожалению, храм слишком мал и не располагает собственной гостиницей и туристическим бюро.

Отель Руссо-Балт

Туристы могут остановиться в расположенных неподалеку гостиницах: «Фламинго», «Руссо-Балт», «Апартаменты на Гоголевском бульваре».

Обратите внимание: Иерусалимское подворье организует для своих паломников экскурсии по святым местам России и мира. Подробнее можно узнать на сайте или в самом храме.

Воскресная школа и социальное служение

В 2002 году Иерусалимское подворье в Москве открыло воскресную школу, куда приглашают детей и взрослых. К настоящему времени детское отделение объединилось с музыкальным духовным . Для младшего поколения прихожан проводятся занятия по рисованию, музыкальным дисциплинам (сольфеджио, хоровое пение), рукоделию. Преподавание ведется по предметам Закон Божий, культура православия, художественное слово.

Взрослые посетители воскресной школы изучают Ветхий и Новый завет Священного писания, историю христианства, Закон Божий и многое другое. Для прихожан проводятся экскурсии и паломничества по историческим местам Москвы и окрестностей, а также совершаются паломничества в святые места столицы и близлежащих населенных пунктов. Поездки проводятся в виде автобусных туров, пеших походов. Записаться в школу может всякий желающий, обратившись в Иерусалимское подворье в Москве. Расписание поездок и занятий уточняется в храме.

Социальное служение прихожан и служителей храма Воскресения Словущего было начато в 2010 году, тогда же организовалась группа волонтеров для реализации задач и оказания посильной помощи. В нее вошли люди многих профессий, объединившись, они помогают пенсионерам, малоимущим, многодетным семьям и другим социально незащищенным людям. При храме проводится анкетирование, создан специальный стенд с необходимой информацией о том, куда обратиться по важным вопросам, организован сбор средств в пользу нуждающихся.

Адрес храма и официальный сайт

Официальный сайт https://podvorie.orthodoxy.ru. Тут можно узнать всю необходимую информацию: историю места, информацию о святынях и т.д.

Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.

В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:

  1. Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.

Примите во внимание: ориентиром может служить Посольство Туркменистана: оно соседствует с храмом.

  1. Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
  2. Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.

Телефон – (495) 690-5701.

Расписание богослужений

Увидеть подробное расписание можно по ссылке https://podvorie.orthodoxy.ru/raspisanie/. Практически каждый день в храме проходят службы в честь святых, расписание составляется на неделю и регулярно обновляется.

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления. Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским.

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

Основание

Иерусалимское подворье в Москве появилось в трудное для России время. Совсем недавно окончилась война с Наполеоном, страна восстанавливалась, отстраивалась сожженная Москва. Для сбора пожертвований, в 1815 году, был назначен архимандрит Арсений.

Ему удалось найти отклик на свой призыв в народной среде и в царственной династии. Пожертвования приходили со всей страны. В 1817 году Святейшим Синодом был выпущен указ о создании Иерусалимского подворья при храме святого апостола Филиппа возле Арбатских ворот.

Фотогалерея

[Показать слайдшоу]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]