Доля атеистов и агностиков в странах мира (Cambridge University Press
, 2007 год) Ричард Докинз — Что такое воинствующий атеизм? // Фактор понимания Культурная Революция — Атеизм безнравственнен Дебаты: Ричард Докинз и кардинал Джордж Пэлл [58:56]
Атеизм
(фр.
Athéisme
, от др.-греч. άϑεός — безбожный) — термин для обозначения: 1) различных радикальных форм отрицания религиозных представлений, культов и веры в сверхъестественные силы, которое опирается на утверждение самоценности бытия мира и человека; 2) системы взглядов, настаивающих на доказательности своей критики религиозной идеологии, направленной на опровержение религиозных догматов на основе противопоставления научного и религиозного понимания мира.
Иными словами, это система взглядов, отвергающая существование Бога или богов, веру в них, любые религиозные представления. Сторонники атеизма заявляют, что основывают свое видение мира на его научной картине и всегда отрицают картину мира, основанную на вере. Атеизм отличают от агностицизма. Сущность атеизма часто определяется популярным лозунгом «Бога нет».
[править] Разновидности атеизма
Иногда выделяют несколько разновидностей атеизма, как то научный атеизм, бытовой атеизм, атеизм как веру в то, что бога нет (последнее представление об атеизме характерно для верующих). Имеют место также споры об определении явления.
Различают также радикальный атеизм
, который полностью отрицает любое существование Бога вне сознания (в сознании может быть идея, понятие, представление о Боге), и
агностицизм
, который подвергает сомнению мысль, что Бог, если он существует вне сознания, в той или иной мере может быть познан людьми. Радикальный атеизм характерен для сторонников материализма, особенно для марксизма, и позитивизма. Агностический атеизм был распространён среди греческих философов и представлен некоторыми досократиками (Демокрит и другие), софистами (Протагор, Горгий и др.), Эпикуром и его школой, скептиками и т. д. В современной этике бытует
постулативный атеизм
, который провозглашает веру в Божественного законодателя несовместимой с этикой человеческих ценностей (немецкий философ Николай Гартман и др.). С середины XX века новейшие формы атеизма представлены в произведениях Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Айзека Азимова и других. Современный атеизм рассматривает религию в целом как иллюзорную форму сознания.
Что из себя представляет стихийный атеизм
Невозможно найти точного автора, который придумал стихийный атеизм, поскольку им является простой народ. Поэтому такой тип смело называют народным. Его можно найти в устном творчестве простых людей: песни, сказания, пословицы и поговорки, былины. В них четко представлены основные принципы убеждения, которые касаются того, что религия помогает только богачам, играющим роль эксплуататоров. В таком творчестве показано, что религия, будь она христианской или буддисткой, всегда играла на стороне богатых и духовенства. Это же можно найти в простых поговорках, о которых знают даже сегодня. Среди них известны такие, как: «Бог богатых любит» или «Мужик с сошкой, а поп с ложкой».
Веками понятие атеизма было с русским народом. В одной из былин был представлен образ вольно мыслящего Васьки Буслаева. Он поднял восстание против несправедливого отношения к простым людям со стороны религии. Главный герой былины придерживался лишь веры в себя и свои силы, а враждебно настроенная религиозная сила была представлена в творчестве как страшилище — пилигрим. Чтобы справиться с чудовищем, Васька Буслаев звонил по колоколу, расположенному на голове противника.
Стихийным атеизмом называют такой атеизм, который основан на скептическом образе мышления, отсутствия интереса к религии.
Стихийные атеисты очень спокойно относятся к любой вере, вследствие полного отсутствия интереса к ней.
[править] История
Атеизм зародился в эпоху античности. Во времена средневековья элементы атеизма наблюдались преимущественно в религиозных еретических движениях. В современную эпоху (Новое время) атеизм особенно пропагандировали французские мыслители (Вольтер, Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Жан Мелье и другие). Продвижение атеизма в основном связывают с развитием научных знаний. Исторически атеизм сыграл большую роль в утверждении научного метода и мышления, освобождения и секуляризации государства, морали, права, философии и политики от догматических форм мышления. На почве атеизма сформировались научно-исторические представления, опровергающие догматы о происхождении власти от Бога и о её священном и неприкосновенном характере, о неизменности существующего общественного строя. В XIX столетии атеистических убеждений придерживалось немалое число представителей революционных и национал-освободительных движения в Российской империи. Большое влияние на распространение атеизма оказали труды немецкого философа Людвига Фейербаха.
В советскую эпоху (см. СССР) атеизм приобрёл тотальную, гипертрофированную и вульгаризированную форму, тогда в СССР проводились масштабные атеистические кампании ликвидации церквей и монастырей, преследования служителей культа и общин верующих, массовое, насильственное внедрение атеизма в образование, повседневную жизнь и массовое сознание. В 1925 году был создан Союз безбожников, с 1929 года — Союз воинствующих безбожников.
Причины обращения к атеизму
Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:
- недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
- неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
- наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
- наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
- наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
- кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
- религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям, опасным для жизни верующего человека и его семьи.
Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.
Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.
[править] Атеизм в мире
Атеизм широко распространен в развитых странах и много меньше — в развивающихся. По данным переписей населения в ряде таких стран, как Австралия, Австрия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия и Швейцария, за последнее время число граждан, не принадлежащих ни к одной из конфессий, увеличивается. В Нидерландах количество таких граждан составляет 40 %, а в Чехии — 60 %, что является наивысшим показателем.[1] По данным РИА Новости, самой атеистической страной в мире является Эстония, где число верующих составляет всего 14 %; далее идут Швеция (17 %), Дания (18 %) и Норвегия (20 %)[2]. В ряде исламских стран атеизм запрещен под страхом смертной казни.
[править] Атеизм в России
В современной России по данным Левада-Центра и других статистических центров атеистами являются от 10 до 40 процентов населения. Действует несколько активных атеистических организаций.
Атеисты игнорируют полезность религии.
Подчёркивая положительные эффекты религии, никогда не будет осознания того, что они могут объяснить истинность религиозных доктрин. Поэтому атеисты употребляют выражения, как «принятие желаемого за действительное» или «самообман». Между утешительным заблуждением и истиной лежит глубокая пропасть. Поэтому они считают, что положительные эффекты от религии нужно оспаривать. Атеисты уверены, что религия даёт людям дурные причины вести себя положительно. Как вы ответите на вопрос, что является более нравственным, помогать нуждающимся из-за беспокойства об их бедственном положении или делать это из-за того, что этого хочет создатель Вселенной, и получить потом от него за это награду или наказание за бездействие?
[править] История атеизма
История атеизма прослеживается со времен Древнего Мира, однако тогда он оставался уделом философов, причем лишь некоторых.
В Средние века в Европе безбожие (да и просто сомнение в существовании бога, в том числе подозреваемое) грозило костром и нередко фигурировало как один из пунктов обвинения на процессах инквизиции. Ренессанс означал появление первых открытых атеистов, а в XVII—XIX веках под влиянием научно-технического прогресса их становилось все больше. Настоящим рассветом атеизма в мире стали XX—XXI века, хотя в ряде стран в разное время наблюдался и откат части населения в сторону возвращения к религиям.
В то же время, в Китае распространенное с древних времен конфуцианство являлось скорее этико-политическим учением, а не обязательной для всех религией с почитанием бога или богов.
Для атеистов жизнь бессмысленна
Но это далеко не так, в большинстве своём, это верующие чаще беспокоятся, что жизнь бессмысленна. Они воображают, что её можно искупить только обещанием вечного счастья за пределами могилы. Атеисты же, в свою очередь, уверены в том, что земная жизнь бесценна. Для атеистов она наполнена смыслом, если прожита действительно и полностью. Отношения с теми, кого они любят, имеют смысл, и они не должны длиться вечно, чтобы стать такими. Атеисты склонны считать страх наказания после смерти бессмысленным.
[править] Цитаты
Атеизм — действенное мировоззрение, выбор отважных, замечательных людей. Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным.
Атеизм — не повод для извинений. Напротив, им нужно гордиться, высоко держать голову, потому что атеизм практически всегда свидетельствует о независимом, здравом рассудке, или даже о здоровом рассудке. Существует множество людей, сознающих в глубине души, что они — атеисты, но не решающихся признаться в этом своим семьям, а порой и самим себе. Отчасти это происходит потому, что само слово «атеист» упорно использовалось в качестве жуткого, пугающего ярлыка. — Клинтон Ричард Докинз
У атеистов нет духовного опыта
Конечно, это далеко не так. Атеисты, как и верующие, испытывают любовь, экстаз, восторг и трепет.
Они ценят эти переживания и с достаточной постоянностью их ищут. Но атеисты не склонны делать необоснованные и неоправданные утверждения о природе реальности на основе такого опыта.
Конечно, есть христиане, которые изменили свою жизнь в лучшую сторону, изучая Библию и молясь Всевышнему. Но это всего лишь доказательство того, что некоторые дисциплины могут глубоко влиять на человеческий разум. Но говорит ли положительный опыт христиан о том, что Иисус Христос является единственным спасителем человечества? Люди других вероисповеданий, индуисты, мусульмане, буддисты и конечно же атеисты испытывают положительный опыт, дающий им переживания.
Даже не все христиане на земле уверены, что Иисус был бородатым и имел светлый цвет кожи. Также не все из них уверены, что Христос был рождён от девственницы. Такие утверждения не может подтвердить духовный опыт.
[править] Литература
- Маутнер Ф.
, Атеизм в эпоху Великой французской революции. М.—Л., 1924; - Грекулов Е. Ф.
, Секуляризация церковных имений в России. М., 1928; - Вороницын И. П.
, История атеизма. Рязань, 1930; - Ле-Дантек Ф.
, Атеизм. М., 1930; - Вопросы истории религии и атеизма, т. 1—8. М., 1950—60;
- (англ.) Robertson J. M.
, Short history of free thought. New York, 1957; - Народ про релігію. К., 1958;
- Францев Ю. П.
, У истоков религии и свободомыслия. М., 1959; - (укр.) Танчер В. К.
, Основи атеїзму. К., 1961; - (укр.) Питання атеїзму: Міжвідомчий науковий збірник, вип. 1—3. К., 1965—68;
- (укр.) Войтко В.І.
, Основи атеїзму. К., 1966; - (укр.) Біля райських воріт: Збірник атеїстичного фольклору українського населення Карпат. Ужгород, 1980;
- (укр.) Голобін В. М. Історична спадщина скиту Манявського та її вплив на формування вільнодумства та елементів атеїзму. В кн.: Прогресивна суспільно-політична думка в боротьбі проти феодальної реакції та католицько-уніатської експансії на Україні. Львів, 1988;
- Камю А.
, Бунтующий человек. М., 1990; - Сартр Ж.-П.
, Дьявол и Господь. В кн.:
Сартр Ж.-П.
, Стена. М., 1992.
[править] Ссылки
- Атеизм в энциклопедии «Викиреальность»
- Атеизм в Абсурдопедии на Викии
[+] Атеизм | |
Критика религии | Пастафарианство · Чайник Рассела · Невидимый розовый единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм |
Сходные течения | Агностицизм · Агностический атеизм · Агностический теизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Сильный и слабый атеизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада · Объективный реализм |
Критика | Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма |
Произведения | Апгрейд обезьяны · Атеистический словарь · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Вирусы мозга · Забавная Библия · Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов · Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста · Трактат атеологии |
Общество: конфликты | Дискриминация атеистов · Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Дело Шрайбер |
Общество: прогресс | Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека |
Общество: движение | Популяризация науки · Рекламная кампания · Атеизм в России · Атеизм в Армении · Атеизм в Казахстане · Союз воинствующих безбожников · Институт научного атеизма · Письмо десяти академиков |
Религия и научный атеизм
По мере того, как накапливались знания человека о природе, постепенно развивался научный атеизм. Каждая эпоха славится гордыми и мужественными личностями, они, несмотря на возможную казнь за сатанизм, не боялись противостоять религиям и выдвигали науку на первое место. Им приходилось бежать от церквей и религиозных последователей, принимающие их взгляды ужасно неверными.
Научный атеизм очень важен для материалистического мировоззрения. В определении это философская наука, которая объясняет сущность религии и подвергает её критике.