Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
История возникновения выражения
Каин был первым рожденным, а не сотворенным Богом человеком. Он стал первенцем у Адама и Евы, рожденным после их грехопадения и изгнания из Рая. Каин имел младшего брата по имени Авель. Он стал скотоводом и пастухом, тогда как Каин возделывал поля и работал в саду.
Однажды, как говорится в предании, Каин и Авель принесли Богу свои жертвы. Авель – ягненка, а Каин – первые колосья пшеницы и плоды нового урожая. Но Господь дары Авеля принял благосклонно, тогда как каинову жертву оставил без внимания. Некоторые комментарии к Ветхому Завету указывают, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако сама Библия об этом умалчивает.
После того как Бог не принял жертву Каина, тот, будучи завистливым и угрюмым от рождения, затаил на брата обиду. Каин считал, что, поскольку он первый из рожденных на земле людей, то и прав имеет больше, поэтому его жертва, несомненно, благосклонно будет принята Богом, какой бы она ни была. Но этого не произошло. И озлобившийся Каин обманом заманил Авеля в поле и убил его. Это стало первой попыткой человека исправить в мире то, что не нравилось лично ему. Тем самым Каин начал череду убийств, творящихся на земле.
Тогда Господь проклял Каина, наложив на него печать изгоя и убийцы. Однако назначение печати было не только в том, чтобы все узнавали, кто перед ними, но и в том, чтобы никто не смог навредить преступнику, ибо сказал Господь, что того, кто поднимет руку на Каина, ждет страшная судьба.
Последствия первого убийства в истории
Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.
Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:
«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)
Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.
Версии о сущности Каиновой печати
По словам Папы Иоанна XXIII, которые тот высказал во время одной из устных бесед, «вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх, ужас и отвращение». Но что же сегодня мы вкладываем в значение фразеологизма «Каинова печать»? Под этим выражением можно понимать и некую «тень преступления» на лице у человека, уже совершившего неправедный поступок, и настоящее клеймо, подобное тому, которое позже выжигали на лбу у преступников.
Однако нельзя с достаточной долей уверенности утверждать, что же точно значит «Каинова печать» и как именно Бог отметил Каина. Текст Библии лаконичен и поэтому труден для интерпретации. Некоторые ученые, в частности английский востоковед и библеист Уильям Робертсон-Смит, еще в конце XIX века утверждали, что знаки отличия, подобные Каиновой печати, были распространены среди племен различных народов. Это могла быть прическа или рисунок на теле (татуировка). Но вряд ли такое возможно, если речь идет не об узкой традиции, а о событии, действительном для всего человечества – так, по мнению Иоанна Златоуста, братоубийца своим видом должен был убедить всех «не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста). Тем более что, согласно Ветхому Завету, проклятие пало не только на самого Каина, но и на землю, по которой он ходил и на которую он пролил кровь брата. Она больше не могла его прокормить. Поэтому Каин вынужден был стать скитальцем.
Описание Править
Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).
Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:
- Бессмертие — человек с Меткой Каина живет вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
- Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
- Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
- Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
- Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.
Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.
Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).
Каинова печать – метафора?
Следовательно, отвечая на вопрос: «Что значит Каинова печать?» — говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим – и людям, и диким зверям – страх перед ним. Однако имя Бога – имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно – выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения «Каинова печать» подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.
Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать – это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.
С учетом всего вышесказанного становится понятным, что значение фразеологизма «Каинова печать» может быть истолковано куда шире, чем это обычно принято.
Появления Править
9.11 «Первенец» Править
После убийства демонов, Дин бьёт ножом Руби Каина, но это не приносит ему никакого вреда. Каин рассказывает правду о смерти Авеля. Его брат попал под влияние Люцифера, и тогда Каин заключил сделку: он добровольно попадает в Ад, а Авель — на Небеса. Чтобы Авель попал в Рай, Каин должен был сам убить его. В Аду Каин стал первым Рыцарем Ада. Именно он тренировал других Рыцарей. И именно он, а не архангелы, убил всех рыцарей с помощью Первого Клинка.
Каин показывает метку, оставленную Люцифером. Она является ключом к Первому клинку, и без неё это лишь древняя кость. Он предлагает Дину взять её, а после достать Клинок со дна океана и убить Абаддон. Дин соглашается.
9.12 «Острые зубы» Править
Сэм замечает метку Каина на руке Дина, и спрашивает что это, на что Дин отвечает, что метка не от известного рестлера Кейна, а от того самого, и что получил он её в результате сотрудничества с Кроули. Это очень возмущает Сэма.
9.17 «Маленький помощник матери» Править
9.19 «Алекс Энни Алексис Энн» Править
9.23 «Ты веришь в чудеса?» Править
10.03 «Уцелевшая душа» Править
10.06 «Спросите Дживса» Править
10.09 «То, что мы уже прошли» Править
10.11 «Нет места лучше дома» Править
10.13 «Остановись и гори» Править
10.18 «Книга проклятых» Править
Сэм, видя страдания брата, всеми силами старается найти средство. Единственную надежду даёт Книга Проклятых, содержащая информацию о всех самых жутких проклятиях, какие только известны человечеству. Вместе с Ровеной он берётся за её расшифровку.
10.21 «Тёмная династия» Править
10.23 «Сторож брату своему»Править
Дину приходит в голову неожиданная идея, как можно покончить со своим бременем: он должен попросить саму Смерть убить его. Только так Земля останется в безопасности. Однако Смерть, откликнувшись на зов, не стал убивать Дина. Он рассказал ему о том, что Метка — это своего рода «замок», созданный Богом, чтобы удерживать Тьму. На Земле всегда должен быть хотя бы один живой носитель Метки, иначе Тьма вырвется на свободу, и Вселенная будет уничтожена. Поэтому убить Дина не под силу даже Смерти: единственный шанс Дина умереть — это передать Метку другому, тогда он станет смертен. Но это не гарантирует, что новый носитель сможет ей сопротивляться. Смерть предложила Дину такое решение проблемы: отправить его на другую планету подальше от Земли, где он точно никому не навредит, но с одним условием: Дин должен убить Сэма, чтобы тот не стал его спасать. Для этой цели Смерть дал Дину свой Серп. Дин согласился, вызывает Сэма на встречу и уже готовился его убить, но в последний момент одумался и вместо этого убил Смерть с помощью его же оружия.
Дин освобождается от Метки
В это же самое время Ровена с Кастиэлем и Кроули нашли последний компонент и провели обряд по снятию Метки. Молния, с небес поразившая Дина, навсегда стёрла каинову печать с его руки. Но радовались братья недолго: Метка перестала существовать, и прямо на их глазах из-под земли начинает вырываться Тьма…
11.02 «Форма и пустота» Править
11.06 «Наш маленький мир» Править
11.11 «Дьявол кроется в деталях» Править
11.22 «Горсточка счастливцев» Править
«Каинова печать» в современном словоупотреблении
Итак, если кратко: значение фразеологизма «Каинова печать» сообщает о преступных замыслах какого-либо человека, либо что на нем уже лежит тень совершенного проступка. А имя Каин является нарицательным для указания на злобную, завистливую личность, способную на низость, предательство, часто уже совершившую какое-либо преступление.
Не случайно древнерусская языковая параллель приводит нас к слову окаяти («проклясть»), старинному аналогу слов окаянный и неприкаянный. А в церковно-славянском языке существует слово каяться, т. е. исповедоваться в своих грехах, признаваться в них.
Интересные факты Править
- В эпизоде «О мальчике», когда Гензель превратил Дина в 14-летнего мальчика, Метка с его руки исчезла. Тьма при этом на свободу не вырвалась. Возможно, это объясняется тем, что тогда ещё был жив Каин.
- По-видимому, метка источает некую тёмную энергию. Такой вывод можно сделать из слов Кроули, когда тот, подъехав к дому Каина, сказал Дину, что чувствует что-то тёмное.
- Даже после передачи метки её бывший владелец продолжает испытывать влияние Тьмы, как Каин, передавший Метку Дину, так как Каин вновь стал испытывать тягу к убийствам, причем тягу гораздо большую, чем обычные демоны, вроде Кроули или даже Азазеля.
Сверхъестественное 9 сезон 11 серия
Перворожденный
Кроули обращается к Дину за помощью в поисках первого клинка, единственного известного оружия, которое может убить Абаддона. Следуя подсказкам, Дин и Кроули обнаруживают, что отец Дина когда-то работал с охотником по имени Тара, который потратил годы на поиски клинка. Найдя тару , они наложили заклинание поиска, которое привело их к «отставному» демону Каину, который обучил—а затем убил—всех остальных рыцарей Ада, кроме Абаддона, избежавшего его гнева. Кейн отказывается помочь им, даже впуская группу других демонов, чтобы сражаться с Дином и Кроули, которые убивают их. Каин показывает, что он хочет отомстить Аваддону, поскольку она убила его жену, но не может добиться этого сам, потому что он связан своим обещанием жене больше не убивать. Каин также показывает, что заклинание привело их к нему, потому что его знак является источником силы клинка, и он может передать его достойному человеку. Несмотря на предупреждения Кейна о неизвестной, но ужасной цене, Дин соглашается нести метку, чтобы он мог убить Абаддона. Каин просит Дина убить его после убийства Абаддона, а затем отправляет Дина и Кроули в безопасное место, поскольку он в одиночку побеждает Рой демонов, которые прибыли, чтобы убить их. Заметив, что Кроули выдает себя небольшими, но красноречивыми способами, Дин сталкивается с Кроули, обманывая и манипулируя им все это время. Это включает в себя то, что Кроули позволил демонам допрашивать, пытать и убивать тару, чтобы они нашли его и Дина, который мог доказать, что достоин Каина для метки. Однако Дин пока не может отомстить Кроули, потому что ему все еще нужен Кроули, чтобы достать первый клинок со дна океана. Параллельно с этим сюжетом Сэм и Кастиэль пытаются собрать часть благодати Гадриила, которая все еще находится внутри Сэма, чтобы они могли использовать ее для отслеживания Ангела. Удаление благодати заставляет Сэма начать возвращаться в состояние, в котором он был до того, как Гадриил овладел им, но Сэм отказывается позволить ему остановиться, пока они не получат всю благодать, в которой они нуждаются, даже если это означает его смерть. Благодаря своей недолгой человечности, Кастиэль сопереживает желанию Сэма компенсировать людям, которые умерли от выбора, который он, Сэм и Дин сделали. Однако он отказывается рисковать, убивая Сэма, и вместо этого заканчивает исцеление Сэма и устраняет последнюю благодать. Заклинание оказывается неудачным, потому что они не получили достаточно благодати. Кастиэль отправляется на поиски Метатрона,который, по его мнению, владеет ключом ко всему.
Смотрите онлайн 11 серию 9 сезона сериала Сверхъестественное на русском языке в HD качестве. В нашем онлайн кинотеатре вы можете смотреть сериал на любых мобильных устройствах iOS, Android и Windows Phone
Рог Гавриила
В сериале «Сверхъестественное» символ под названием рог Гавриила имеет довольно могущественную силу. Его используют для того, чтобы приманить к себе ангелов. Чтобы привести в действие данный знак, необходимо проведение особого ритуала. Однако для этого требуются очень редкие ингредиенты: кость феи, перья грифона и кровь. Символ изображается в форме рога и загорается в момент его использования. Рог Гавриила издает особенный звук, который приманивает всех ангелов, находящихся в зоне его слышимости. В сериале «Сверхъестественное» рог Гавриила появляется в 9-м сезоне. Его использует падший ангел Гадриэль для того, чтобы заманить ангелов с помощью символа к себе, а после заставить их присоединиться к Метатрону, который является ангелом и писарем Божьим.
Печать Еноха в сериале «Сверхъестественное»: символ и его значение
Печать Еноха – это особенный символ, способный скрыть обычного человека от ангелов и демонов. Этот знак имеет важное значение, так как может действовать на протяжении всей жизни человека. Помимо него, еще одним способом скрыться от магических существ является использование ведьмовских мешочков, но со временем они утрачивают свою энергию. Данный знак может быть начертан на стенах или на бумаге, а также на теле в виде татуировки или на ребрах. В сериале печать Еноха появляется в 5 сезоне. Ангел Кастиэль наносит этот символ на ребра Дина и Сэма, чтобы никто из ангелов и демонов, в особенности Михаил и Люцифер, не смогли найти их. После этого печать Еноха еще несколько раз используется в 5 сезоне, изображенная на зданиях, а также в конце этой части Кастиэль ставит знак на ребра Адама Миллигана.