Клубный гид по Иерусалиму. О городе трех религий, древних традиций и национальностей

ИЕРУСАЛИМ,
древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города) и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий – иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.
Также по теме:
ИЗРАИЛЬ (страна)

История древних: Иерусалим в доханаанский период

Как свидетельствуют археологические находки на территории священного города, первые поселения людей были здесь еще за 3000 лет до Рождества Христова. Первое письменное упоминание названия города Рушалимум датируется XIX-XVIII веками до н. э. Вероятно, жители Иерусалима уже в те времена враждовали с египтянами, так как название города было записано в ритуальных надписях проклятий для врагов Египта.

О происхождении названия населенного пункта ходят разные версии. Так, самым ранним принято считать имя Ирушалем, обозначающее, что город находился под защитой некого древнего божества. В других рукописях название связывают со словом «мир» («шалом»). А вот в первой книге, Библии, Иерусалим называется Шалем, что обозначает «ханаанский». Это связано с тем, что до евреев город принадлежал ханаанским языческим племенам.

Как добраться из Тель-Авива в Иерусалим

Добраться в Иерусалим из Тель-Авива, вы можете меньше чем за час с центральной автобусной станции Арлозоров на автобусе номер 480. Стоимость проезда 21 шекель. Далее на трамвае до пятой остановки Сити-Холл. Стоимость 6.9 шекелей. (подробнее о перемещениях по Израилю на общественном транспорте вы можете прочитать здесь). Далее нужно спуститься немного вниз. Весь старый город обнесен высокой стеной, ее видно из далека. В стене есть несколько входов/выходов. Ближайшие к вам-Дамасские ворота.

Иерусалим в ханаанский период

История Иерусалима в это время хотя и содержит мало письменных свидетельств, зато полна интересных событий. Так, превратившись в город-государство, Иерусалим играл важную роль в своем регионе. Им правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества – патрона города.

В XIV- XII веках до н. э. двенадцать племен израильских возвращаются из Египта. Под предводительством Иисуса Навина они завоевывают город-государство, сломив сопротивление пяти соседних царей, объединившихся против них. Однако сопротивление местного населения было слишком активным, и, не имея возможности удержать город, евреи отдают его народу иевусеев.

Значение для христианства

Помимо значения в Ветхом Завете, город трех религий Иерусалим занимает важнейшее место в христианстве. Сюда в Храм впервые был принесен младенец Иисус для представления его перед Господом (Луки 2:22). Здесь Христос проповедовал и исцелял. В Иерусалим привел Он своих апостолов, изгонял торговцев из Храма (Марка 11:15), здесь произнес свою проповедь на горе Елеонской, где молился перед арестом и откуда вознесся. В этом древнем городе состоялась Тайная Вечеря. В Иерусалиме Иисуса распяли, он был захоронен и воскрес. Здесь снизошел Дух Святой на апостолов, отсюда отправились они в разные концы света нести Слово и Веру Христову.

Иерусалим – столица царя Давида

На протяжении многих лет оставался под властью иевусеев Иерусалим. История города в то время не содержала особо ярких событий – постоянные войны между евреями и иевусеями изнуряли его. Однако только в X веке до н. э. под предводительством царя Давида город был наконец-то покорен евреями. Иевусеи были изгнаны из центральной части Иерусалима, но долгое время еще оставались жить на окраинах.

Покорив Иерусалим, Давид объявил город собственностью колена Иудина, к которому сам принадлежал. Более того, со временем Иерусалим получил статус царской столицы. С перемещением в город святыни евреев, Ковчега Завета, началась история Иерусалима как религиозного центра.

Царь Давид за годы своего царствования многое сделал для развития города. Однако по-настоящему «жемчужиной» Иерусалим стал при правлении его сына – Соломона. Этот царь построил величественный Храм, в котором долгие годы хранился Ковчег Завета. Также при Соломоне иевусеи были окончательно изгнаны из города, а сам Иерусалим превратился в один из самых богатых населенных пунктов региона. Однако после смерти Соломона не нашлось достойного приемника, и царство евреев распалось на два государства: Северное и Южное. Остался во владении династии Давида, правящей Южным царством, Иерусалим.

История священного города в последующие годы – это перечень войн. Так, не прошло и десяти лет после смерти Соломона, как египетский царь нападает на Иерусалим. Чтобы спасти святыню, правящий царь Ровоам платит огромный выкуп, разрушив тем самым экономику города.

В течение следующих двухсот лет Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Северного царства евреев, а позже – сирийцами. Во время египетско-вавилонской войны священный город недолгое время принадлежал египтянам, а после был завоеван вавилонянами. В отместку за восстание евреев правитель Вавилона Навуходоносор разрушил город почти до основания, а большую часть населения переселил в свою страну.

Что посмотреть в Иерусалиме?

Достопримечательности

Основные достопримечательности, включая Храмовую гору, расположены в Восточном Иерусалиме. В первую очередь стоит посетить главный христианский собор — Храм Гроба Господня. По легенде он был возведен именно на том месте, где распяли Христа. Внутри храма можно не только узнать, как на Пасху появляется Благодатный огонь, но и подняться на Голгофу — холм, на котором был распят Иисус.

Затем стоит отправиться к одному из самых священных мест для иудеев — Стене Плача. Расположена она по соседству с Храмовой горой и представляет из себя уцелевшую стену Второго храма, разрушенную в результате нашествия римлян в I веке. В Стене можно оставить записку со своим желанием — только придется ее очень компактно сложить. Поворачиваться спиной к достопримечательности нельзя, поэтому отходить от нее придется пятясь назад!

Самое святое место для иудеев находится на Храмовой горе. Здесь когда-то располагался Первый храм Израиля, построенный Соломоном в VI веке до нашей эры. Затем на вершине холма возвели Второй храм Израиля. И в итоге на этом месте появилась мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. К слову, мечеть считается третьей мусульманской святыней после храмов в Мекке и Медине.

Стоит посетить в Иерусалиме и долину Еннома, более известную под названием «Геенна огненная». Когда-то на этом месте сжигали мусор и мертвых животных, отсюда и пошло крылатое выражение. Стоит прогуляться и по улице Виа-Долороза, где по преданию пролегал последний путь Иисуса, а также не забудьте пройтись по кварталам Старого города.

Музеи

В Иерусалиме находятся важнейшие музеи страны с отличными коллекциями древностей и интересными современными экспозициями. Главным среди них считается Музей Израиля. Расположен он в долине Креста, рядом со зданием израильского парламента — Кнессета. В его коллекции собраны археологические находки, начиная с каменного века. Также здесь выставлена коллекция живописи, включающая полотна Ван Гога, Сезанна, Ренуара, Пикассо и Дали.

Еще один исторический музей, на этот раз истории Иерусалима, расположен в Старом городе в отреставрированной Башне Давида. В его коллекции представлены археологические артефакты со II века до нашей эры. Экспозицию дополняют фотографии, видеоролики и диафильмы.

Ну а самый известный из современных музеев Израиля расположен на Горе Памяти и называется Яд ва-Шем. Туристам он известен как «Музей катастрофы». Его экспозиция призвана почтить память жертв Холокоста, а также она рассказывает о тех, кто боролся с фашизмом и укрывал в своих домах евреев. Ежегодно этот музей посещает 1 миллион человек, что делает его второй по популярности достопримечательностью в стране после Стены Плача. Вход в музей бесплатный.

Парки

Самый известный парк в Иерусалиме — Гефсиманский сад, где по преданию Иисус провел последнюю ночь перед арестом. На территории сада находятся 8 тысячелетних олив — древнейших на всем земном шаре. Сама долина Гефсимания расположена у подножия Елеонской горы в Восточном Иерусалиме, а на ее территории работают три церкви: католическая церковь Всех Наций и православные церкви Успения и Святой Марии Магдалины.

Самая большая зеленая зона города — парк Сакер — протянулся от правительственных зданий на холме Гиват Рам. Здесь любят собираться игроки в бейсбол, крикет и американский футбол. А в День Независимости тысячи иерусалимцев стекаются в парк на пикник.

Ну а самым оригинальным в городе признают Парк ха-Месила, или Парк Рельс. Протянулся он по ходу железной дороги: от въезда в город до его центра. Когда-то по этому пути ходили османские поезда, но со временем ветку закрыли, а узкую полоску земли засадили деревьями и цветами. Рельсы оставили как память об истории Иерусалима.

Фестивали и события

Совершенно закономерно, что большинство туристов съезжается в Иерусалим на религиозные праздники. На Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный огонь, на Рождество в Базилике Рождества Христова в соседнем Вифлееме служат знаменитую полуночную мессу.

Из иудейских праздников в декабре отмечают Хануку. В марте веселятся на маскараде «Пуриме» — в это время по всему городу проходят многочисленные вечеринки. В апреле во время празднования еврейского Пасхи — «Песаха» — проходят трапезы «седер», к которым могут присоединиться паломники и даже туристы. А у Стены Плача идет впечатляющее благословение священников — «Биркат ха-Коханим».

Среди светских событий в Иерусалиме самым прекрасным считается Фестиваль света, который проходит в конце июня – начале июля. В это время можно полюбоваться многочисленными световыми инсталляциями в Старом городе. На стенах зданий появляются причудливые картины, транслируют видео и даже трехмерные изображения.

Театры и галереи

Иерусалимский театр был открыт в 1982 году. В его постановках древнееврейские и арамейские тексты комбинируют с современными выразительными элементами. Поэтому спектакли театра так не похожи на классические драматические постановки. Самые известные представления здесь ставят в стиле «Мидраш» — один из методов толкования Библии. Актеры в таких постановках рассказывают зрителям свои истории, используя музыку, танцы и движения.

Среди художественных галерей в Иерусалиме выделяют Дом Тихо (Ticho House). Расположен он за стенами Старого города и считается первым зданием, построенным все центрального района. В XX веке здесь поселилась художница Анна Тихо и ее муж Авраам. Анна писала портреты иерусалимцев и городские пейзажи, а доктор Тихо лечил богатых и бедных в своей открытой клинике на первом этаже здания. После смерти художницы и ее мужа дом превратили в музей.

Период Второго храма

После разрушения Навуходоносором семьдесят лет пустовал Иерусалим. История евреев, переселенных в Вавилон, за эти годы полна удивительных примеров героизма и верности своей религии и традициям. Иерусалим для них стал символом свободы, и поэтому они мечтали вернуться туда и восстановить его. Однако такую возможность евреи получили лишь после покорения вавилонян персами. Персидский царь Кир разрешил потомкам Авраама вернуться домой и заняться восстановлением Иерусалима.

Через 88 лет после разрушения святого города он был частично восстановлен, особенно Храм, в котором снова начали проводить церемонии. В последующие пять веков, вплоть до рождения Иисуса, переходил от одного завоевателя к другому Иерусалим. История святого города в этот период – это непрекращающаяся борьба евреев за независимость, которая так и не увенчалась успехом. В IV веке до н. э. Иерусалим был захвачен Александром Македонским, а позже – его приемником Птолемеем I. Несмотря на зависимость от греков и египтян, евреи имели автономию, что позволяло Израилю процветать.

Во II веке до н. э. начинается эллинизация населения Иерусалима. Храм ограблен и превращен в святилище верховного бога греков Зевса. Такой поступок вызывает у евреев массовые протесты, которые перерастают в восстание под предводительством Иуды Маккавея. Восставшим удается захватить часть Иерусалима и очистить Храм от языческих предметов культа.

Ветхозаветный город.

Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6–10; 1 Пар 11:4–9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова.

Согласно Библии, Давид «обстроил город кругом». Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона.

Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам.

При царе Соломоне (ок. 973 – ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. См. также

ХРАМ.

Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения.

Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: «Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута». Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.).

Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и «все домы в Иерусалиме, и все домы большие» сожжены (4 Цар 25:8–10). Тогда же родилась памятная клятва: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя» (Пс 136).

После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии.

На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.

Иерусалим во времена Иисуса Христа. Римский и византийский периоды

В середине I века до н. э. становится одной из провинций Римской империи Иерусалим. История города в этот период полна событий, важных для одной из самых распространенный и влиятельных мировых религий – христианства. Ведь во времена царствования римского императора Октавиана Августа (в Иерусалиме правил царь Ирод Великий) родился Иисус Христос. Прожив всего 33 года, из-за зависти и интриг еврейских духовных лидеров Он был распят в Иерусалиме на горе Голгофе.

После воскресения и вознесения Христа ученики стали распространять Его вероучение. Однако сами евреи негативно отнеслись к новой религии и стали притеснять своих братьев, исповедующих ее. Продолжая мечтать о независимости, во второй половине I века евреи подняли восстание. На протяжении 4 лет они удерживали Иерусалим, пока к власти в Риме не пришел император Тит, который жестоко подавил восстание, сжег Храм и разрушил город. Следующие несколько десятилетий Иерусалим был в руинах.

В период царствования императора Адриана на развалинах города была основана римская колония Элия Капитолина. Из-за осквернения священного города евреи снова восстали и почти 3 года удерживали Иерусалим. Когда город перешел снова к римлянам, евреям под страхом смертной казни запрещалось жить в нем, а на Голгофе стали строить храм Венеры (Афродиты).

После того как христианство стало официальной религией империи, Иерусалим был снова отстроен по приказу императора Константина. Языческие капища были уничтожены, а на месте казни и захоронения тела Христа были воздвигнуты христианские храмы. Евреям теперь разрешалось посещать город только в редкие праздники.

Во времена царствования византийских правителей Юлиана, Евдокии и Юстиниана Иерусалим снова расцвел, став столицей христианства. К евреям стали относиться лучше и иногда позволяли селиться в священном городе. Однако в VII веке евреи, объединившись с персами, захватили Иерусалим и уничтожили многие христианские святилища. Через 16 лет столица была отвоевана византийцами, а евреев изгнали.

Новозаветный город.

При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 – ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев.

Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства.

Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни – Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот.

К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья.

В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония – в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма.

Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.

При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20–19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э.

Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге – одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным.

Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей.

Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище – сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: «Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения».

Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, «не выходя за ворота». Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут.

Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией.

Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня.

В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. См. также

ИРОДИАДЫ.

Иерусалим под властью арабов

После смерти пророка Мухаммеда почитатели основанной им религии, ислама, во главе с халифом Омаром овладевают Иерусалимом. С тех пор на долгие годы город остается в руках арабов. Примечательно, что возводя мечети, мусульмане не разрушали святыни других религий. Также они позволяли христианам и евреям жить и молиться в столице теперь уже трех религий. С VIII века Иерусалим постепенно утрачивает статус столицы для арабов. Кроме того, вплоть до прихода крестоносцев не утихали религиозные войны в городе.

История монотеизма Армстронг

Автором написано 25 книг, посвященных вопросам различных духовных вероисповеданий. Она исследует и анализирует общие истоки мировых религий, их единство и различие морально этических норм, философию, мифы, истинную историю и домыслы. «Вашингтон пост» назвала писательницу выдающимся и плодотворным историком в области религии. Американский ежедневник описывает Армстронг как одного из самых ярких, широкомасштабных и всегда интересных современных писателей.

Самой знаменитой и нашумевшей книгой стала «История Бога» 1993 года, в которой писательница прослеживает эволюцию трех основных монотеистических традиций от их истоков на Ближнем Востоке до наших дней, а также обсуждает индуизм и буддизм. В этом произведении, как и в книге «Иерусалим: один город, три религии», Армстронг не боится нестандартно и всеобъемлюще рассуждать о том, как появилась и развивалась концепция единого бога в трех мировых верованиях, на чем основана общность и противоположность их религиозного фундаментализма, повлекшего многовековое противостояние народов разных духовных учений.

Завоевание Иерусалима крестоносцами. Период мамлюков

В конце XI столетия глава католической церкви Урбан II инициировал завоевание Иерусалима рыцарями-крестоносцами. Овладев городом, крестоносцы объявили его своей столицей и вырезали всех арабов и евреев. В первые годы правления рыцарей-храмовников в городе был упадок, однако вскоре удалось стабилизировать экономику Иерусалима за счет многочисленных паломников из Европы. Евреям же и мусульманам жить здесь снова запретили.

После завоевания религиозной столицы Саладином, она снова стала мусульманской. Попытки крестоносцев овладеть Иерусалимом не увенчались успехом. В 30-40 годах XIII столетия город был разделен между христианами и мусульманами. Но вскоре хорезмийское войско овладело городом и разорило его.

С середины XIII века Египет был покорен мусульманами-мамлюками. Более 60 лет им принадлежал Иерусалим. В то время евреи снова получили возможность вернуться на родину. Однако огромного экономического развития город в этот период не получил.

Топография.

Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название – Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название – долина Сыроваров, или Тиропеон.

Также по теме:

ЕВРЕИ

До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.

Иерусалим в составе Османской империи. Город под властью Великобритании

XVI столетие ознаменовалось расцветом Османской империи. Султан Селим I смог завоевать священный город трех религий, а его сын Сулейман долгое время занимался реконструкцией Иерусалима. Со временем этот султан разрешил христианским паломникам посещать священный город.

Годами позже Иерусалим перестал восприниматься турками как религиозный центр и постепенно угасал, превращаясь в одну из крепостей для обороны от кочевых племен. Но в более поздние эпохи его экономика знала как взлеты, так и падения. С годами главной статьей прибыли стали паломники, которых становилось все больше. Здесь строились святыни мусульман, евреев и различных христианских деноминаций.

Столица трех религий принадлежала туркам вплоть до 1917 года, когда Османская империя, проиграв Первую мировую войну, была разрушена. С того времени и до 1948-го Иерусалим управлялся Великобританией. Британское правительство старалось дать возможность мирно жить в городе всем верующим, независимо от деноминации. Кроме того, евреи теперь могли селиться в своей древней столице. Поэтому в течение следующего десятилетия их численность возросла, что способствовало экономическому развитию города.

Однако к началу 30-х мусульмане, заметив рост численности еврейского населения и опасаясь потерять свои привилегии, начали восставать. В последующие годы из-за многочисленных арабо-еврейских конфликтов в городе гибли сотни людей. В конечном итоге британцы при содействии ООН принимают решение сделать Иерусалим свободным городом, где могут жить и евреи, и арабы.

Кровавый облик города

Написанная с изяществом и ясностью и являющаяся результатом многолетних исследований, книга Карен Армстронг об израильской столице сочетает в себе глубину исторического поиска, беспристрастного духовного анализа и доступного раскрытия вопроса — почему Иерусалим называют городом трех религий?

Основные монотеистические учения считают столицу Израиля священной. Однако ни один город не имеет более кровавой истории разрушений и раздоров. Не стоит христиан считать при этом самой милосердной стороной. Из всех захватчиков, чью мотивацию можно было считать наиболее религиозной, возможно, именно крестоносцев следует назвать самыми беспощадными и порочными. После того как их первая армия захватила Иерусалим в 1099 году, солдаты убили всех мусульман и евреев, которых смогли найти. Бойня продолжалась до тех пор, пока груды голов, рук и ног не заполнили городские улицы.

Национальные и религиозные страсти укоренились в каждом камне Иерусалима. Достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать конфликт. К примеру, было достаточно открытия израильтянами в 1996 году в Старом городе археологического тоннеля у подножия мечети Аль-Акса, чтобы разжечь трехдневные убийства и беспорядки со стороны палестинцев.

Возвращение Иерусалима евреями. Современный Иерусалим

Объявление священного города интернациональным не смогло остановить арабско-израильские конфликты, которые вскоре переросли в войну. В результате в 1948 году Израиль стал независимой страной, которой отошел Западный Иерусалим, но в то же время район, называемый Старый город, остался во власти Трансиордании.

После многолетних войн и различных договоров, которые ни арабы, ни евреи не соблюдали, в 1967 году Иерусалим был снова объединен и назван столицей Израильского государства. Примечательно, что в 1988-ом Израиль был объявлен столицей Палестинского государства и до сих пор официально входит в ее состав. Однако оба решения до сих пор не признаны большинством стран мира, в том числе ООН.

Сегодня, несмотря на многочисленные споры о принадлежности города, в нем живут представители большинства наций. Кроме еврейских, арабских, немецких и английских, здесь есть и русские общины. Являясь столицей трех религий, Иерусалим полон еврейских и христианских храмов и мусульманских мечетей, построенных в разные эпохи. Благодаря туризму и организованной системе управления городом сегодня Иерусалим на подъеме.

Климат.

Также по теме:

ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ

Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона – дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7° С, июля (самого теплого месяца) – 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару.

Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.

Стена Плача

Нельзя не упомянуть о легендарной Стене Плача, рассматривая историю священного города, ведь это место стремится посетить каждый прибывший в Иерусалим. Стена Плача (история евреев знает ее как Западную Стену) – это единственная часть строения Второго Храма, дошедшая до наших дней. Расположена она недалеко от Храмовой горы в Старом городе. Считается, что на этой самой горе когда-то прародитель евреев Авраам собирался принести в жертву сына своего Исаака.

Несмотря на многоразовые разрушения города, Стена Плача устояла и стала для евреев символом надежды и твердости. Начиная со времен разрушения Иерусалима римским императором Титом, Западная Стена стала местом молитв и скорби для евреев. На протяжении 19 лет (с 1948-го) арабы не допускали евреев к этому священному месту. Но с обретением независимости ежегодно миллионы паломников всех религий приходят сюда. Согласно еврейской традиции, пространство возле стены разделено небольшой стенкой, чтобы мужчины и женщинами молились раздельно. Также популярна среди туристов традиция оставлять в промежутках между древними кирпичами записки с заветными желаниями.

Чем заняться в Иерусалиме?

Экскурсии

С русскоязычными гидами в Иерусалиме нет проблем. Стоимость обзорной экскурсии по Старому городу начинается от $42 для сборной туристической группы. Популярны и походы в иерусалимские подземелья. За билет на такую экскурсию придется заплатить $50-70 в зависимости от размера группы.

Для тех, кто хочет увидеть еще больше библейских мест, отправляются экскурсии по Назарету и Галилеи, а также в долину реки Иордан. Длится такая экскурсия весь день (8 часов), а цены билетов начинаются от $60.

Ну и, конечно, из Иерусалима стоит съездить на Палестинскую территорию в Вифлеем и увидеть Базилику Рождества Христова и серебряную звезду на месте рождения Иисуса. В такую поездку вполне безопасно могут отправиться все иностранные граждане. Правда, на границе придется пересесть с автомобиля или автобуса с израильскими номерами в палестинский. Групповая экскурсия на автобусе обойдется в $50-60, а цена за индивидуальный выезд составит $160-170.

Ночная жизнь

Ночная жизнь в Иерусалиме бьет ключом: все-таки город считается «студенческим». Барным центром признается район на пересечении улиц Яффо и Бен-Сира. Здесь каждый день можно встретить толпы отдыхающих разного возраста. Молодежь также предпочитает бары на улице Ривлин, а люди постарше собираются в Русском Подворье на улицах Хелени Ха-Малка и Хавацелет.

Большинство увеселительных заведений в Иерусалиме закрывается на время шабата. Однако даже в пятницу вечером можно найти работающие танцевальные клубы. Например, в промышленно-складском районе Тальпиот. Живую музыку в городе можно послушать здесь же в баре Yellow Submarine.

Если же вам хочется культурной ночной программы, то стоит посетить мультимедийное шоу «Ночная феерия». Проходит оно в Старом городе в Башне Давида и рассказывает об истории Иерусалима. Также стоит посетить культурный , открытый на территории первого железнодорожного вокзала города.

Еда и рестораны

Израильскую кухню невозможно представить без хумуса и фалафеля. Первый подают в любом кафе и ресторане, и по сытности он вполне заменяет основное блюдо. Фалафель — самый популярный израильский фастфуд с фрикадельками из перемолотого нута (разновидность бобовых) в пите, его можно встретить на рынках или в небольших фастфудах.

Среди основных блюд стоит попробовать рыбу Святого Петра — галилейскую тилапию. Готовят ее на гриле, а подают с овощами и картофелем фри. Согласно преданию, апостол Петр нашел во рту такой рыбы монетку, которой смог оплатить храмовый налог. Сейчас это блюдо считается самым заказываемым в Израиле. Если вы любите яичницу, то вам точно придется по душе шакшука с болгарским перцем, зеленью и томатами. Также на горячее стоит попробовать легендарное местное жаркое «чолнт» (или «хамин»). Ну а из напитков закажите уникальное местное вино из граната.

Перед поездкой в Иерусалим, подготовьтесь к тому, что еда здесь не самая дешевая. Так, фалафель в небольшом фастфуд-кафе стоит в районе $2-3. А к стоимости блюд из ресторанного меню обязательно прибавят сверху 10% на чай. Если же вы хотите бюджетно поесть, то стоит отправиться на один из местных рынков. Например, Махане Иегуда или Кармель. Там можно недорого и досыта наесться отличным израильским фастфудом. Бюджетную готовую еду и кофе можно купить также в сети кофеен и супермаркетов Cofix.

Что же касается кафе со средним чеком в $15 с человека, то лучший хумус в Старом городе готовят в Lina Restaurant на улице Al Khanka. Заведение работает в шабат. Если хочется попробовать арабскую кухню, то стоит заглянуть в кафе Abu Shukri на улице Al Wad Hagai. Ну а один из самых популярных ресторанов у иерусалимских селебрити — Azura на рынке Махане Иегуда. Готовят здесь национальные кошерные блюда, а обед обойдется в $20-30 с человека.

Здоровье

Конечно, основные лечебные курорты в Израиле расположены на побережье Мертвого моря. Однако даже несмотря на то, что в Иерусалиме и обычного-то моря нет, в городе работает множество спа-отелей и отдельных оздоровительных центров. Расположены они как в самом городе, так и на территории загородных клубов и кибуцев в окрестностях. В крупных центрах, помимо самих процедур, вам предложат посетить хаммам, поплавать в бассейне или позаниматься на тренажерах.

Отличные спа-центры расположены при гостиницах Royal Orchid Hotel, Crowne Plaza Jerusalem и Mamilla Hotel. В последнем специализируются на холистической медицине, в которой считается, что к лечению нужно подходить комплексно и воздействовать не только на тело, но и на душевное состояние человека. Среди загородных spa-центров выделяют резорт Cramim Spa в кибуце Kiryat Anavim.

Шопинг

Купить сувениры в Иерусалиме не составит труда — уличные лотки и магазинчики расположены возле большинства достопримечательностей. Для вдумчивого шопинга можно отправиться на пешеходные улицы Нахалат Шива и Бен-Иехуда. Ну а крупные торговые центры находятся в районе Тальпиот и на шоссе Рабин — Малха-молл.

Однако самое популярное и аутентичное место для шопинга в городе — рынок Махане Иегуда. Он настолько интересен и масштабен, что сюда даже отправляются отдельные экскурсии. Такой атмосферы уж точно не встретить во всем остальном городе!

Что стоит привезти из Иерусалима? Конечно, косметику Мертвого моря! Вне зависимости от фирмы, внешнего вида упаковки и прочих маркетинговых хитростей, такая косметика израильского производства будет отличного качества!

Из национальных сувениров обратите внимание на подсвечник «менору», амулет «хамса» в виде руки и красной нити. Считается, что именно израильская красная шерстяная нить оберегает от зависти и зла. Однако, чтобы она заработала, нужно купить ее и собственноручно принести к гробнице Рахили — матери еврейского народа.

Верующим можно привезти в подарок набор паломника с крупицей святой земли, крест паломника и различные иконы. Также в городе можно встретить множество сувениров с изображением Вифлеемской звезды.

Музей «Новый Иерусалим»: история обители

С принятием христианства в Римской империи интерес к Иерусалиму возрос. После возведения там храма Гроба Господнего многие правители пожелали построить в своих странах церкви, аналогичные иерусалимской. С тех пор каждый храм или монастырь, построенный по подобию храма Гроба Господнего, носил название «Новый Иерусалим». История знает немало таких Новых Иерусалимов, позже названных Кальвариями. Стоит отметить, что европейские Кальварии чаще копировали сам священный город, а не устройство храма.

А вот в России начала XVII столетия патриарх Никон недалеко от Москвы построил копию иерусалимского храма Гроба Господнего, а также монастырь под названием «Новый Иерусалим». История обители насчитывает более трех с половиной веков. Именно тогда, в 1656-ом, было начато строительство монастырского комплекса, который должен был быть точной копией священных для каждого христианина мест в Иерусалиме. На протяжении десяти лет Никон руководил строительством и оформлением монастыря. Однако позже патриарх попал в опалу, и последние этапы строительства обители завершались без него.

Будучи не только одним из самых красивых, но и богатых монастырей в Российской империи, Новоиерусалимский неоднократно пытались лишить земельных владений. Но это удалось сделать только во времена правления Петра I. К счастью, с восхождением на трон его дочки Елизаветы, взявшей обитель под личное покровительство, монастырь снова расцвел. Этот период благоденствия, когда монастырь владел 22 тысячами десятин земли и более 10 00 крестьян, был недолгим. После воцарения Екатерины II во время проведения реформы по изъятию земель из собственности церквей и монастырей обитель лишилась большинства своих владений и существовала только за счет паломников и пожертвований. К счастью, их количество возрастало из года в год. А с постройкой железной дороги в конце XIX столетия число паломников за год превышало тридцать тысяч человек.

После Революции, в 1919 году, история «Нового Иерусалима» прерывается, так как его закрывают. А через три года на его месте открывают Художественно-исторический музей. В годы Второй мировой войны немецкие оккупанты взорвали многие сооружения на территории музейного комплекса, в частности, собор Воскресенский. После победы удалось восстановить многие постройки, и с 1959 года музей снова был открыт для посещения.

После распада СССР в 1993-1994 годах, после долгих переговоров музей был превращен в мужской монастырь. Однако на его территории продолжил существовать Музейно-выставочный комплекс под названием «Новый Иерусалим». Сегодня, как и век назад, паломники со всего мира приезжают сюда не только полюбоваться этим удивительным памятником архитектуры, но и помолиться.

Из-за любви человечества к войнам многие великие города прошлого были уничтожены, и сегодня на их месте стоят одни руины. К счастью, постигла иная судьба столицу трех религий – Иерусалим. История этого города насчитывает шестнадцать серьезных разрушений, и каждый раз, словно мифическая птица Феникс, Иерусалим восставал из пепла. И сегодня город процветает, приглашая всех желающих своими глазами увидеть места, где жил и проповедовал Иисус Христос.

О городе

Географическое расположение

Иерусалим расположен на границе между Израилем и Палестиной в 60 км от побережья Средиземного моря. С севера, юга и запада город окружен холмами, называемыми Иудейскими. Высота некоторых из них достигает 1000 метров над уровнем моря. Старый город в Иерусалиме расположен на высоте 760 метров. Когда-то склоны этих холмов покрывали сосновые леса, миндальные и оливковые рощи. Однако с течением времени зеленые насаждения были уничтожены и рельеф местности стал полупустынным.

Климат и погода

На территории Иерусалима господствует средиземноморский климат. Летом здесь жарко и практически не бывает дождей. Самые высокие температуры наблюдаются в июле и августе. В это время воздух может прогреваться до +40°C. Зимы в Иерусалиме, наоборот, влажные. Основные осадки выпадают с ноября по май. В холодное время года здесь вполне возможны и летние +26°C, при средней температуре +12-18°C.

Лучшее время, чтобы увидеть Иерусалим во всей красе, — ранняя весна. В это время зацветает Гефсиманский сад и множество городских парков, а погода еще не жаркая. Если же вы хотите совместить поездку в Иерусалим с пляжным отдыхом на побережье Средиземного или Красного морей, то идеальным временем считается период с февраля по май.

Население

В Иерусалиме живет порядка 900 000 человек. Город уже давно разросся за пределы его старого центра, окруженного средневековыми крепостными стенами. Фактически он поделен на две части: Западный и Восточный Иерусалим. Обе они находятся под контролем израильтян. Восточный Иерусалим часто называют «арабским» — эти места негласно считаются «палестинской» частью города. Что интересно, Иерусалим — город с молодым населением. 35,7% его горожан составляют студенты местных университетов.

Национальностей в Иерусалиме так же много, как и религий. Здесь проживают мусульмане, иудеи и христиане. Из последних выделяют прихожан протестантской, армяно-григорианской, греко-православной, сиро-яковитской и коптско-православной церквей. Многие из живущих сейчас на территории Иерусалима национальных диаспор когда-то прибыли в город в качестве паломников, а теперь считаются почти коренными его жителями. Однако подавляющее большинство горожан все же исповедует иудаизм (65%).

История

Первое упоминание о Иерусалиме появляется в древнеегипетских источниках во 2 тысячелетии до нашей эры. Хотя древние племена жили в этой местности уже в 4500 году до нашей эры. Основателями города считается племя иевусеев. Первые крепостные стены вокруг Иерусалима были построены хананеями (финикийцами) в XVII веке до нашей эры.

Евреи пришли в эти места в 1000 году до нашей эры. Царь Давид построил здесь укрепленный район, провозгласив новоиспеченный «Град Давида» столицей Израильского царства. Ему на смену пришел сын Соломон, основавший Первый храм на священной Храмовой горе. Значимость месту придавала главная святыня иудеев — Ковчег Завета, в котором по легенде хранились каменные скрижали с 10 заповедями.

С VI века до нашей эры Иерусалим ждала череда войн и завоеваний. Этими землями по очереди владели вавилоняне и персы, греки и римляне, арабы и египтяне. Священные для иудеев храмы строились и разрушались, а самих жителей города то выгоняли за его пределы, то одаривали свободой и преференциями.

В центр христианской культуры город превратился в IV веке во времена правления римского императора Константина Великого. По его приказу здесь была построена одна из главных святынь христианского мира — Храм Гроба Господня. Мусульманский облик город приобрел в VII веке, когда его земли перешли во владение арабских халифов династии Омейядов.

Затем пришла эпоха крестовых походов. Иерусалим переходил то во владение христиан, то опять возвращался мусульманам. Так продолжалось до XIII-XV веков, пока в городе окончательно не осели османские завоеватели. При султане Сулеймане Великолепном Иерусалим достиг пика своего развития. В это же время были вновь возведены внушительные крепостные стены вокруг Старого города, сохранившиеся до наших дней. Однако со временем и сама Османская империя, и город пришли в упадок.

Уже в XX веке Иерусалим в составе подмандатной Палестинской территории попал во владение Британской империи, а в 1947 году Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины на израильское и арабское государства. Дальнейшую историю этих мест мы с вами хорошо знаем.

Экономика

Расположенный вдали от морского побережья Иерусалим долгое время получал доходы только от паломников и туристов. Город даже признавался самым популярным направлением для путешествий в Африке и на Ближнем Востоке. Ежегодно посмотреть на местные достопримечательности приезжает порядка 3 миллионов человека.

Положительное влияние на экономику Иерусалима и занятость населения оказало размещение здесь национального правительства. Государственный аппарат создает множество рабочих мест. Кроме того, в Иерусалиме всячески поддерживают молодые стартапы и технологические компании. Здесь также размещаются крупные научно-исследовательские центры, принадлежащие Intel, Teva, IBM и Cisco. За это городу даже было присвоено звание развивающегося технологического центра планеты (всего в мире было выбрано пять таких мест).

Также в Иерусалиме работает несколько университетов, в том числе престижный Иерусалимский университет, входящий в 200 лучших высших учебных заведений мира. В образовании занято порядка 17% жителей города. А вот развитию промышленности здесь всячески препятствуют — под промышленные земли отдано всего 2% городской территории. Но это и понятно, ведь город и его окрестности — один большой музей под открытым небом.

Городской транспорт

В Иерусалиме работают автобусные и трамвайные линии. Проезд в пределах города стоит в районе $2. Разовые билеты и «анонимные» проездные на автобус можно приобрести у водителя или в автоматах на остановках. Однако, чтобы при покупке проездного сэкономить до 50% от стоимости билета, придется оформить специальную именную карту. Тарифы по неперсонифицированным (анонимным) проездным не такие выгодные. Билеты же на трамваи можно купить только в автоматах на остановках.

Трамваи в городе работают с 5:30 утра, а автобусы курсируют с 7:00. Первые ходят до полуночи, а вторые до 23:00. Однако некоторые автобусные маршруты работают и ночью. В пятницу с 15:00 весь городской транспорт останавливается и начинает движение только вечером в субботу. Западную и Восточную часть Иерусалима обслуживают разные автобусные компании. В еврейской (западной) части монополистом считается перевозчик Egged, а в арабской (восточной) — Объединение автобусных компаний Восточного Иерусалима.

Если же вы хотите посмотреть окрестности города, сделать это можно на междугородних автобусах. Билеты на пригородные и междугородные рейсы можно купить в кассах на автостанциях. Ну а в шабат туристов выручают маршрутки.

Безопасность

Иерусалим считается безопасным городом. По статистике большинство преступлений между местными жителями здесь совершается на почве национальных конфликтов. Шанс быть ограбленным в Иерусалиме остается достаточно низким. Однако это не значит, что в городе нет мелких воришек. Поэтому туристам советуют не класть ценные вещи, деньги и документы в открытые карманы одежды или наружные отделения рюкзаков.

Также в городе есть риск быть обманутым при покупке сувениров, заказе такси и во время других туристических активностей. Так что не забывайте торговаться за цены, к тому же это еще и неотъемлемая часть ближневосточной культуры!

Отправляясь в ортодоксальные районы города, в святые места, храмы, синагоги и мечети, не забудьте о местном дресс-коде. Женщины должны надеть длинные юбки и закрыть плечи и руки до локтей, а мужчины облачиться в брюки и рубашки с длинными рукавами. Также здесь не рекомендуется проявлять чувства, целоваться или идти за ручку на улице, даже если вы — женатая пара.

Связь

Как и в любом крупном и современном городе, в Иерусалиме можно с легкостью найти точки подключения wi-fi. Есть они в большинстве ресторанов и отелей. Также в городе работают интернет-кафе и установлены винтажные телефонные автоматы. Карточку для звонка по ним можно приобрести на почте.

Что же касается сотовой связи, то на территории города работает три мобильных оператора, у которых турист может приобрести сим-карту с предоплаченными тарифами: Orange, Cellcom и YouPhone. Купить такие симки можно в аэропорту, салонах операторов или точках продаж мобильных телефонов.

Карты для пополнения счета продаются на почте, в супермаркетах «Mega», пунктах обмена валюты и даже в газетных киосках. Стоит симка порядка $14, из которых $11 зачисляют сразу на счет. Минимальный размер пополнения — $14 по предоплатной карте и $17 при пополнении счета через салоны мобильных операторов.

Как добраться

Ближайший к Иерусалиму аэропорт расположен в Тель-Авиве. Ежедневно из Москвы в Бен Гурион летает до 8 прямых рейсов. Выполняют их Уральские авиалинии, Аэрофлот и израильский перевозчик El Al. Время в полете — 4 часа.

Дальше от Тель-Авива до Иерусалима можно доехать на автобусе. Если, конечно, вы не прилетели аккурат в шабат. От Центрального автовокзала на юге города до автовокзала в Иерусалиме ходит автобус 405. Маршрут 480 уходит в Иерусалим от автобусной станции Арлозоров (Terminal 2000) на севере Тель-Авива. В дороге проведете около 1 часа. Автобусы отправляются каждые 20 минут.

Также между двумя городами проложена железная дорога и ходят пассажирские составы. Правда, в пути придется провести больше времени — 1,5 часа. Кроме того, работает и специальная скоростная линия, на которой прямо из аэропорта Бен-Гурион можно доехать до Иерусалима за полчаса. Правда, билеты на скоростной поезд лучше бронировать заранее. Добраться до Иерусалима из Тель-Авива можно и на обычной маршрутке. Однако придется подождать, пока она не заполнится под завязку. Зато это единственный транспорт, курсирующий в шабат.

Значение для ислама

Мусульманская традиция утверждает, что в 610 году Мухаммад посетил Иерусалим в своем ночном путешествии, которое названо исрой. Пророка в город от стен Каабы перенес Бурак, мифическое крылатое животное. За одну ночь Мухаммед пересек огромное расстояние, чтобы молился в Иерусалиме, а затем вознестись в рай, где ангелы рассекли ему грудь и омыли сердце. Вознесение пророка называется мирай.

Территорией, где состоялась молитва и вознесение, была Храмовая гора, на том месте находится эль-Акса, третья по значимости мечеть у мусульман после святилищ в Мекке и Медине. Ее, после своего ночного путешествия, Мухаммед назначил местом паломничества. Купол эль-Аксы значительно скромнее, чем Куббат ас-Сахра (Купол Вознесения), выстроенный в память о мирае Мухаммеда. Этот грандиозный свод, по отзывам о городе трех религий Иерусалиме, нередко принимают за эль-Аксу. Иерусалим служил для мусульман до 625 года первой киблой, направлением молитвы, которое затем было перенесено в Каабу в Мекке (Коран 2: 142-151).

Книга Армстронг и путешествие в столицу Израиля

Исследование британской писательницы непосредственно связано с действиями историческими и теми, что описаны в священных писаниях иудеев, христиан, мусульман. Стоит ли прочесть книгу Карен Армстронг, если предстоит экскурсия по Иерусалиму, городу трех религий? Ее труд не путеводитель по достопримечательностям и культовым объектам. Лучше историю противоборства и завоеваний древней столицы изучить после путешествия в Израиль и посещения легендарных мест паломничества, когда будет прочувствован дух этого многовекового города. Тогда станет понятным и горьким изречение Армстронг, что одно из неизбежных посланий Иерусалима состоит в том, чтобы понять: страдания не обязательно делают людей лучше и благороднее, несмотря на романтические мифы, утверждающие противоположное. Чаще происходит наоборот.

Христианские святыни

Отправляясь в Старый город израильской столицы, каждый христианин, непременно посетит Храм Гроба Господня и идущий к нему «Путь скорби» Виа Долороза. Это особо дорогие и чтимые места для всех последователей Христа. Храм, который также называется Церковью Воскресения, находится в христианском квартале Старого Иерусалима. В соответствии с традициями, относящимися, по крайней мере, к четвертому столетию, церковь содержит два святых места: холм Голгофу, где был распят Иисус Назаретянин, и опустевшую гробницу Его упокоения и воскресения. Место священного захоронения окружено святыней 19 века, называемой Эдикулой.

Согласно Евсевию Кесарийскому, римский император Адриан во II веке н. э. построил небольшой храм, чтобы сокрыть пещеру, в которой был похоронен Иисус. Первый христианский император Константин Великий приказал примерно в 325–326 году заменить святилище церковью. Сегодня это более обширный комплекс, разросшийся за многие столетия. Внутри самой церкви находятся последние четыре (по некоторым определениям пять) эпизода Крестного пути Христа, когда Он направлялся к Голгофе. Продвигался Иисус по улице, названой позже Via Dolorosa, что переводится с латыни как «Путь страдания». Церковь была основным местом христианского паломничества с момента ее создания в четвертом веке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]