Крестовоздвиженский храм в Белгороде: его история, адрес, расписание богослужений

Долгие двадцать лет Василия мучил страшный недуг — паралич. Когда после продолжительного лечения врачи оказались бессильны, и Василий совсем было опустил руки, добрые люди рассказали о существовании Кошарского храма, где хранится Животворящий крест. Василий приехал в храм — и случилось чудо! О целительной силе кошарского креста будет наша статья.

Крестовоздвиженский храм в Белгороде

СтранаРоссия
ГородБелгород
Год основания1862
Сайтbelkrest.ru
Настоятельпротоиерей Иоанн Борчук

Есть в Белгороде село под названием Кошары. В селе том стоит храм именуемый Крестовоздвиженским. Сюда устремляются сотни паломников, чтобы получить исцеление и благодать. Ведь именно здесь находится белгородская святыня — чудотворный кошарский крест.

Церковь построена на средства белгородских меценатов

На месте нынешнего каменного храма когда-то стояла деревянная церковь. История создания храма начинается с конца XIX века. В своем очерке «Белгород с уездом» А.Н. Дренякин в Ведомости о числе церквей в Белгородском уезде за 1882 год упоминают про церковь на Кошарах так:

«Храм этот построен в 1863 году средствами генерал-майора Ивана Богдановича и супругою его Анной Варламовною».

Это подтверждает другой источник 1910 года, издание А.И. Фирсова «Белгород и его святыни», в котором говорится:

«В 1863 г. в Кошарах был построен на средства г-жи Богданович нынешний храм».

Таким образом, можно утверждать, что воздвижение каменного храма и его освещение произошло в 1863 году, куда сразу перенесли чудотворный кошарский крест.

1863

в этом году в Кошарах воздвигли каменный Крестовоздвиженский храм

Церковь построена в стиле эклектики, то есть вбирает в себя нескольких стилевых форм и элементов. В первую очередь, классицистическое направление и архитектура Русского царства XVII в.

Святыни

Главной святыней Крестовоздвиженского храма в Белгороде является чудотворный Кошарский Крест. Прихожанин не в силах не обратить внимание на эту святыню, зайдя в храм.

Этот крест находился у очень богатого землевладельца, проживавшего в селе Кошары в 18 веке. Ему же этот крест прислал родной брат, который являлся послушником Афонского монастыря.

История святого Креста интересна и увлекательна. Дело в том, что богатый помещик слыл суровым человеком, не верующим. Ему не нравилось, что в его доме находится святыня, он отказывался верить в чудесную силу Креста.

Однажды, вернувшись с охоты, помещик находился в плохом расположении духа. Он приказал выкинуть Крест в трясину возле дома, сказав, что от него нет никакой пользы.

Позже, после смерти помещика, одному слепцу послышался голос, который просил вытащить крест из трясины. Святыню достали, а слепой прозрел, прикоснувшись к чудотворному Кресту.

Крест поставили на подмостки, к нему стали приходить верующие, многих он исцелил. Позже крест перенесли в маленькую часовню, затем в Николаевский монастырь в Белгороде. В Крестовоздвиженский собор святыня была перенесена в 1863 году, где находится и сегодня.

В настоящее время к святому Кресту приезжает большое количество паломников со всей страны. Многим святыня помогает, исцеляет.

В годы процветания настоятелем Крестовоздвиженской церкви был протоиерей Амфитеатров

Одним из лучших периодов церковной жизни являются годы, когда настоятелем храма стал отец Порфирий Амфитеатров. С его деятельностью связано духовное просвещение местного населения и материальное поддержание созданного им прихода.


Настоятель Порфирий принимал посильное участие в духовном развитии прихожан

Церковноприходская школа заняла почетное место в Курской епархии. На проповеди к настоятелю приезжали люди с соседних уездов. В начале XX века при посредничестве батюшки неподалеку была построена богадельня для съезжающихся сюда паломников.

Ни война, ни революции не сокрушили церковь в Белгороде

В годы революции крестовоздвиженский храм в Белгороде подвергался разорению со стороны большевиков (было изъято множество предметов из серебра общим весом на 17 кг), а в 1915 году был расстрелян настоятель храма О.Порфирий. Затем в конце 20-х годов по приказу советских властей большевики попытались изъять явленный крест.

Но свершилось чудо — когда один из членов РКП(б) схватил крест и, бросив в конную повозку, поскакал, его тут же ударило молнией насмерть.

Партийцы испугавшись, решили больше не посягать на святыню, но позже храм закрыли на время.

Молитвами белгородских граждан ктитору Крестовоздвиженского прихода М.И. Киреевой в Москве удалось получить официальное разрешение на открытие храма от председателя ВЦИК.

В тяжелые военные годы в церкви продолжались богослужения. Она не подвергалась разорениям и выстояла, не смотря на утрату нескольких других Белгородских церквей. Однако война сумела отложить свой отпечаток — территория вокруг была практически заброшенной, а стены самого храма давно не поновлялись.

С назначением нового настоятеля (протоиерея Иоанна Борчука) началось новая страница в истории храма.


Протоиерей Иоанн Борчук вдохнул новую жизнь в заброшенный храм

Был проведен капитальный ремонт внутри и снаружи церкви, облагорожена прилегающая территория, а также вновь открыт чудотворный источник рядом с храмом.

Нести людям свет веры

Православная журналистка из Белгорода Виринея Джавадова рассказывает о своем жизненном пути.

Эту женщину в светлом наглухо затянутом платке я приметил едва ли не сразу на фестивале Православных СМИ «Вера и слово». В платочках женщин там было не так уж много. Все-таки журналистки, вольный народ. А в первое же утро в подмосковном санатории «Клязьма», где проходил фестиваль, я вышел подышать речным воздухом и пройтись с четочками вдоль ухоженных дорожек парка. И вскоре увидел ее — чуть старше средних лет женщину с добрым лицом, похожую больше на монахиню, чем на журналистку. Она стояла под деревом и… молилась по молитвослову! Мы молча, понимающе кивнули друг другу. Она, видимо, тоже разглядела мои четки (как говорится, «у каждой игрушки свои погремушки»). На обратном пути я вновь увидел ее, все еще молившуюся под кроной пожелтевшей, но еще не до конца скинувшей листву березы. Утром следующего дня повторилось то же самое. Я с четками («у каждой игрушки… »), она под деревом и с молитвословом. И опять мы суховато, чтобы не отвлекать от молитвы, кивнули друг другу. На третье, последнее для меня фестивальное утро опять увидел ее с молитвословом и под деревом. Под все той же облюбованной ей и уже, наверное, намоленной березкой. На обратном пути решил хоть что-нибудь узнать про эту необычную все-таки журналистку.

— Вы из какой епархии будете? — спросил я фестивальную незнакомку.

— Из Белгородской, — ответила она. — А вы откуда?

Назвал свой город. И тут же спросил, знает ли она матушку Марину Захарчук, Православную журналистку из Белгородской области, нашего постоянного автора. Оказалось, они подруги!

— А вы… вы не Жоголев ли? — спросила меня все еще незнакомка. Кивнул.

— Просто я Копосова. Вероника. В крещении Виринея, так меня можно звать. С вами училась в Петербургском университете на факультете журналистики, одним курсом младше. Мне о вас сокурсники говорили. Что вы давно стали верующим, газету церковную издаете.

Тут уже я по-настоящему изумился. Копосову я почти что вспомнил: хотя и училась она годом младше, но числилась среди активисток, вот и запомнил ее фамилию.

Но как же так? В начале фестиваля председатель СИНФО Владимир Легойда награждал памятными подарками тех журналистов, у кого дни рождения приходятся на эти сентябрьские светлые дни. Она тоже получила подарок. Но фамилия тогда прозвучала другая, нерусская.

— По мужу я Джавадова, — просто объяснила она.

Все же приятно встретить в подмосковной роще сокурсника (или сокурсницу). И потому мы заулыбались. Как хорошо, что я сделал все-таки шаг навстречу. А то бы и не узнал, что здесь со мной на фестивале присутствует осколок того же, что и у меня, «альма-матер». Теперь уже Вероника мне не казалась «женщиной чуть старше средних лет». Во-первых, все-таки мы ровесники, и я разглядел в ней прежнюю студентку, а во-вторых, каждой женщине столько лет, на сколько она улыбается!

Мы договорились встретиться через час в фойе. Просто у нее утреннее молитвенное правило длится около трех часов, и еще нужно немало времени, чтобы его завершить. А уж потом мы, бывшие сокурсники, и поговорим о нашем университетском прошлом. Я пошел на завтрак (она не ходит на завтрак, как оказалось), а потом увидел ее сидящей на кресле в фойе. По журналистской привычке достал диктофон и стал задавать вопросы.

Молитва перед экзаменом

— Я окончила факультет журналистики в 1988 году, годом позже вас, — начала рассказ Вероника (Виринея) Алексеевна Джавадова.

— Была я тогда девушка очень серьезная. Был случай: младше меня на курс учился Александр, фамилию его не помню. Подходит как-то ко мне и говорит: «Вероника, пойдемте погуляем». Отвечаю: «Зачем?» — «Поговорим». — «И о чем мы с вами будем говорить? О факультете, об общественной работе?» — «О личном». — «Нет, это не ко мне». У меня такая буря возмущения была: да как он может, тут столько дел, столько работы, а он о личном.

По натуре я совсем не жесткий человек, руководить — это не мое. Но тогда жила в одной комнате в общежитии с Леной Солдатовой — помните ее? Она была старше нас лет на десять, боевая такая. Это она стала меня выдвигать по профсоюзной линии. Без моей подписи как профорга ни один диплом не выдавали. И вот мне по направлению нашего профсоюзного бюро надо было ехать на юг, в Дивноморское — там был слет студенческих профсоюзных активистов. Тогда я рассчитала, что Белгород как раз на полпути между этим курортным городком и Питером. Туда и попросилась на журналистскую практику, чтобы деньги на проезд сэкономить. Не знала еще, что этим определяю многое в своей дальнейшей жизни… И еще в Белгороде мне практику могли оплатить, там была стажерская ставка. А поскольку мне денег не хватало, я всегда где-то подрабатывала, это было для меня важно. Так я оказалась в Белгороде. На долгие десятилетия.

— А родом вы откуда? (Даже не знаю, на вы называть вас или на ты… Все-таки учились вместе.)

— На ты, конечно. И я постараюсь. С Вятки я, село Среднее Ивкино, Верхошижемский район.

— А почему у тебя совсем нет характерного вятского говора? Растворился на юге России?

— А его и раньше не было. Моя бабушка из Санкт-Петербурга, она княжеского рода. Бабушка всегда готовила нас к тому, что мы вернемся в Петербург.

— После школы сразу поступила в университет?

— Нет, год я проработала в районной газете. Надо было получше подготовиться, университет — это же очень серьезно. И немного боязно было из деревни ехать в большой город. Папа мне сказал: хочешь хорошо учиться — перед экзаменами свечи в храме ставь и проси Бога! И вот перед каждой сессией я шла в Александро-Невскую Лавру и ставила свечку. И после сессии тоже туда шла уже поблагодарить Бога. А у меня всегда было много подруг, куда я — туда и они. Но в последнее воскресенье перед сессией мне надо было как-то от них отбиться. Сказать, что иду молиться в храм, я еще не могла. И вот четыре раза в год — до сессии и после сессии — я должна была идти в Лавру. Чтобы меня не узнали, надвигала низко-низко на брови платок, сутулилась. Помнила о матушке Марине Захарчук — лично я с ней не была тогда знакома, но история с ее исключением из университета за веру была на слуху. Марина на четвертом курсе вышла замуж за семинариста. Ее «прорабатывать» пытались, но она не поддалась. И тогда ее исключили с факультета журналистики. Нам все время ее в «пример» ставили: не поступайте, как она! Потому даже для подруг я придумывала разные версии того, почему им нельзя идти со мной. Забегая вперед, скажу: прошло уже много лет, и я в письмах призналась своим подругам и друзьям, куда я уезжала тогда. Моей самой близкой подругой была Наташа Черникова, она всегда ходила за мной, как нитка за иголкой. Но и она не знала, что я верующая.

— Ты крещена с детства?

— Не знаю. Я почти сирота, и некому было рассказать, была ли я крещена. Подозреваю, что была крещена, но неполным («мирским») чином. Взрослой крестилась я уже полным чином.

«Белый город на далеком холме… »

Итак, я приехала в Белгород на практику. Там познакомилась с молодым журналистом Валерием Джавадовым. Он очень интересный человек, победитель журналистских конкурсов, его отец азербайджанец, мама славянка. Как приехала туда, открыла белгородскую газету, а там — «победитель конкурса молодых журналистов В. Джавадов… » Благодаря этому «В. Джавадову» я и распределилась в Белгород после окончания университета.

— Он крещеный был?

— Тогда еще нет. Хотя его прадед по линии матери — Православный священник, принял смерть за Христа.

Валерий Джавадов работал в газете «Белгородская правда», окончил факультет журналистики МГУ. Он старше меня на семь лет. Замуж я вышла за него еще на пятом курсе. Потом распределилась в белгородскую областную молодежную газету «Ленинская смена».

Белгород принял меня жестко. Город в советское время был совершенно другим. Но когда к нам вернулся Святитель Иоасаф Белгородский, город стал сильно меняться к лучшему.


Выпускники факультета журналистики Санкт-Петербургского университета конца 1980-х годов Антон Жоголев и Вероника Джавадова встретились в Подмосковье на фестивале Православных средств массовой информации «Вера и слово».

А тогда я невероятно скучала по Петербургу.

— Через это мы все прошли… А помнишь, в наши студенческие годы песня была такая у Бориса Гребенщикова: «Белый город на далеком холме… » Вот ты в него и попала.

— Проработала я в Белгороде совсем недолго и ушла в декрет. Все время мечтала: какое-то время пройдет, и мы вернемся в Петербург. Но жизнь пошла совершенно по-другому. В Петербург и в любимую Лавру я вернулась только года через три. Это была такая радость! Все там мне близко, все такое родное. Сразу исчезла подавленность, которая была у меня в Белгороде. Я пробыла в Петербурге всего неделю, вернулась — и все мне говорят: ты стала какая-то другая, какая-то светлая, радостная. Ну да, конечно, я там пошла в Лавру, я помолилась.

В Белгороде я вообще не думала о том, что можно молиться, можно здесь ходить в церковь. Город маленький, а мы идеологические работники. Если бы увидели меня в церкви, это бы могло плохо для меня кончиться.

— Когда я в 1987 году приехал по распределению в соседний с вами Курск, на слуху была такая история. Заместителя редактора газеты «Курская правда» Владимира Тишко чуть не уволили из газеты за то, что позволил отпеть в храме своего умершего отца. И сам снял шапку, когда зашел на территорию храма. Его едва отстояли собкоры центральных газет! И все же Тишко понизили до простого корреспондента. А ведь через год всего грянуло Тысячелетие Крещения Руси!

— Мой газетный начальник Иван Белкин говорил: «Ты пишешь как-то… не по-комсомольски. Может, ты стихи пишешь?» — «Нет, не пишу стихов». — «Ну все равно как-то ты по-другому пишешь, твой стиль совершенно не наш». Просто у меня был стиль, подходящий для церковной газеты. Но ни он, ни я об этом еще не знали. Да и церковных газет тогда не было.

Потом у меня родился второй сын. Уже появились в Белгороде друзья, знакомые, уже стало более радостно жить. Я поняла, что вряд ли вернусь в Петербург, стала здесь обустраиваться. В то же время я чувствовала, что мне не хватает молитвы. Так хотелось пойти в церковь, не стесняясь, не смущаясь и не боясь последствий. Боялась больше не за себя, а за мужа. Он был уже заведующим отделом областной партийной газеты, и все шло к тому, что он станет редактором «Белгородской правды».

— В итоге стал он редактором?

— Он стал редактором других газет.

Сами еще некрещеные, мы крестили нашего старшего сына. Мы никак не могли найти для него крестного отца. В итоге у него появилась только крестная мать, журналистка из «Белгородской правды» Наталья Козлова. Я начала с ней говорить о крещении сына очень осторожно, тогда ведь такие разговоры, мягко говоря, не приветствовались. Но она мне просто сказала: «А я готова». С тех пор всегда ее так и называю: не кума, а крестная мама моего сына. Наталья очень талантливый человек. Тогда она сама еще только недавно крестилась. Я тоже присутствовала на крещении своего сына. Он маленький был, капризничал, не захотел от меня отлепляться.

А сама я крещение приняла вместе с младшим сыном. Мы все тогда крестились — сын, муж и я. Это было в 1995 году.

Вот я уже в декрете со вторым ребенком. Мы уже перестали считать каждую копейку. Муж стал продвигаться по карьерной лестнице, был уже заместителем редактора «Белгородской правды». И со вторым ребенком я могла себе позволить дольше посидеть дома. У нас уже был телефон, мы стали уважаемыми людьми в Белгороде.

Первый звонок

Когда я уходила в декрет, вела в газете школьную тему. И вот мне звонит из городского отдела народного образования женщина, которая заведует детскими садиками. В журналистике тогда уже стали появляться люди, которые гоняются за скандалами. И вот такие журналисты раздули скандал вокруг детских садов. Какая-то нянечка кому-то нахамила — и из этого раздули скандал. И заведующая детсадами из гороно мне говорит: «Пожалуйста, выйдите на работу и защитите нас. Напишите выдержанную, аргументированную статью». Я отвечаю: «У нас никого родни нет в Белгороде, куда ж я детку своего дену?» — «А мы ему хороший детский сад подберем. Вы где живете?» Я назвала адрес, и она мне сказала, что совсем недалеко от моего дома есть хороший детский сад. Я вспомнила, что мы уже гуляли с сыном возле этого сада, пыталась там поговорить с воспитателями, но мне грубо ответили.

Вспоминая эту давнишнюю историю, уже и не помню, что тогда меня возмутило. Вроде бы воспитательница даже и не сказала мне ничего особенного. Просто я ее отвлекла от чего-то важного, и она посмотрела так недобро, а я для себя сразу решила: не хочу, чтобы этот человек участвовал в воспитании моего сына. Но Господь устроил все так, что у моего сына воспитательницей стала как раз эта женщина.

Начальница из гороно попросила меня еще раз на прогулке зайти в этот детский сад. Договорились о времени прогулки, и когда мы с сыном подошли к детскому саду, у ворот нас уже ждала заведующая детскими садами. Она обратилась ко мне: «Вероника Алексеевна, как хорошо, что вы пришли! Пойдемте пить кофе!» Мы сели пить кофе, стали беседовать, мне так все нравится, и вдруг заведующая меня спрашивает:

— Так кто вам тут грубо ответил?

Я вижу, она женщина жесткая, бывший партийный работник, и понимаю, что той воспитательнице не поздоровится, ее даже уволить могут. Стала оправдываться:

— Наверное, мне показалось, это не у вас было. В тот день жарко было, я, наверное, перегрелась…

— Нет, ничего вы не перегрелись. Не надо защищать эту воспитательницу. Ей придется ответить за свое поведение.

Я поняла, что совершила ошибку: по неосторожности пожаловалась на ту воспитательницу, и теперь ей влетит…

Слова заведующей меня очень встревожили. Иду домой, останавливает меня соседка, спрашивает, почему я такая подавленная. Рассказываю ей всю ситуацию. Она меня внимательно выслушивает и неожиданно говорит:

— Тебе надо идти в церковь и каяться. Ведь из-за тебя может пострадать человек! Иди на исповедь!

Я думаю про себя, что исповедоваться — это только в Александро-Невской Лавре. Но сейчас туда ехать не могу: и денег нет, и ребенок маленький… Даже в голову не пришло, что в Белгороде тоже храмы есть. Соседка, видя мое замешательство, продолжает:

— Пока ты не исповедуешься, не снимешь с себя эту тяготу, твой ребенок будет страдать. И в какой бы детский садик он ни пошел, ему там будет плохо.

А у меня уже был отрицательный опыт, связанный с детским садом. Когда я привела в детсад своего старшего сына, нас встретила воспитательница-армянка. Узнав, что у нас азербайджанская фамилия, она уперла руки в боки: «Так это вы нас гнали из Карабаха?»

Я ей объясняю: «Что вы, мой свекор всю жизнь прожил в Москве, его дети не знают азербайджанского языка. Как мы могли вас гнать?» — «Нет, фамилия Джавадовых очень известная, это вы нас гнали из Карабаха». Я в недоумении, ребенок не может понять, почему воспитательница на меня кричит, увидев меня впервые в жизни. Из-за этого конфликта ребенок потом упорно не хотел ходить в детский сад. Когда я это все вспомнила, подумала: второго такого опыта мне не надо. И мне стало уже все равно, кто меня в церкви увидит, кто куда «настучит». Я должна была идти исповедаться.

Прихожу в храм. Там — одни старушки. Я пришла со старшим сыном, и все обратили на меня внимание. Хорошо запомнила этот день — было 2 августа, Ильин день. Стою среди других прихожан и жду начала исповеди. Батюшка выходит и говорит: «Если кто пришел на исповедь, сегодня исповедовать не буду. Скоро Успенский пост, вот тогда и приходите». Тут я как разрыдаюсь! Мне в тот момент показалось, что до 14 августа, начала поста, еще так далеко. А вдруг за это время воспитательницу, на которую я пожаловалась, уволят? Как же мне снять этот грех с души? И слезы так и бегут по щекам. Бабушки смотрят на меня с недоумением: что я такого сделала, что мне немедленно нужна исповедь? Батюшка вышел, видит: у меня на лице написано такое раскаяние… В общем, эта первая исповедь в Белгороде была незабываема.

Батюшка старенький был, выслушал мою исповедь и стал гладить меня по голове и утешать: «Ну что ты так расстроилась? Такое со всяким может случиться. Ну ты же не хотела!» Потом была Литургия. Нас с сыном причастили, я немножко успокоилась. И я для себя решила: в этот детский сад мы ни за что не пойдем. Но Господь устроил все так, что мы пошли именно в тот самый детский сад. И сын попал в группу к той самой воспитательнице, Ларисе, которую могли из-за меня уволить. Моего мальчика очень любили в этом детском саду. И с этой воспитательницей у меня до сих пор добрые, сестринские отношения. Это так помогла исповедь, так все устроил Господь!

Кошарский Крест

— Лариса, воспитательница, потом тоже пришла в Церковь. Так получилось, что мой сын Валера что-то не поделил с другим мальчиком. И тот мальчик расцарапал Валере щеку. У него на щеке были такие страшные глубокие царапины, как будто граблями по лицу проехали. Вечером я прибегаю за Валерой, Лариса передо мной стала извиняться, что недосмотрела за мальчишками и случилось вот такое. Я ее успокоила, сказала: «Вот увидите, завтра щека будет чистая, и следов не останется». Она очень удивилась, стала меня расспрашивать. А я тогда уже знала, что у нас в Белгороде есть такая святыня — чудотворный Кошарский Крест. И масло от этого креста очень помогает, я на опыте в этом убедилась. Уже был такой случай, когда Валера на улице упал и разбил себе лицо. Я тогда очень сокрушалась, а старший сын мне говорит: «Мам, ну что ж ты плачешь, у нас же есть освященное масло, мы ему помажем лицо, и все пройдет!» Мой старший тогда уже начал ходить в воскресную школу, он серьезно воцерковлялся и много дал и мне, и мужу — всей нашей семье. Мы с молитвой помазали Валере личико маслом от Кошарского Креста, и действительно все прошло, на следующий день личико было чистое.

— Кошарский Крест где сейчас находится?

— В Крестовоздвиженском храме в Кошарах, это сейчас окраина Белгорода. Раньше это было село — Кошары, Архангельское тож.

Ну вот, я пообещала Ларисе, что наутро у Валеры на лице не будет царапин. Дома стала смазывать царапины маслом. А они были длинные, до самого глазика доходили. Это тоже было промыслительно — я побоялась мазать у самого глаза, чтобы глазик не стало щипать. И около глазика остались два-три миллиметра царапин не смазаны. Когда утром мы проснулись, там, где я смазала, царапины зажили полностью, а эти два-три миллиметра, где я мазать побоялась, остались. В садике я подошла к Ларисе и говорю: «Ну вот, как я и говорила, у нас все зажило. А вы мне не верили!» Она посмотрела и спрашивает: «А где это масло?» Я объяснила, что надо не просто помазать маслом, самое главное — это помолиться. И тогда она попросила меня научить ее молитвам. Потом она постепенно воцерковилась, мы с ней в паломничества вместе ездили.

На духовную стезю

— Одно дело стать церковным человеком, и другое — стать церковным журналистом. Как ты стала писать на церковные темы?

— Церковный журналист должен что-то давать людям. А чтобы что-то дать, нужно самому это иметь. Чтобы что-то иметь, нужно сначала это приобрести… Прежде чем я стала церковной журналисткой, многому пришлось научиться. Сначала прошло какое-то время, прежде чем мы воцерковились. Муж у меня тоже стал церковным человеком. Мы долго искали свой приходской храм — где бы нам было тепло, искали пастыря, которому могли бы полностью доверять. И вот однажды мы с мужем и младшим сыном — они оба у меня Валерии, — пришли на службу в Покровский храм Марфо-Мариинского монастыря. Тогда этот храм только-только передали Церкви, там было все еще не обустроено. И около амвона лежали сваленные в кучу доски. Прямо на этих досках после службы стоял батюшка и давал для целования крест. Мы подошли к кресту, и вдруг он нам говорит: «Как давно я вас жду!» Это было удивительно, он нас видел в первый раз и с такой теплотой нас встретил. И я сказала мужу, что вот в этот храм хотела бы ходить. Батюшку зовут отец Сергий Клюйко. Это удивительный, интереснейший человек. И проповеди он произносил очень интересные.

Однажды в проповеди он сказал: «Вот вы пришли в храм (а храмов тогда в Белгороде было мало, всего три или четыре). Но сейчас вы из храма уйдете и окунетесь в свою обыденную жизнь. Как было бы хорошо, если бы все то, что вы получаете в храме, вы несли бы не только в свои дома, но и в свою профессию. Если вы этого делать не будете, то место, где мы сейчас с вами стоим, займут сектанты. Вы этого хотите?» Я этого не хотела. На следующий день снова приехала в храм, подошла к батюшке и говорю: «Очень хочу нести свет веры в мою профессию. Но я так мало знаю! Скажите мне, как мне этому научиться?» И батюшка ответил: «Ходи в воскресную школу». Он же не знает моих обстоятельств, что мне не с кем оставлять детей.

Мужу тоже отдыхать надо, у него единственный выходной, не могу же я его заставить в этот выходной сидеть с детьми, а сама идти учиться. Объяснила, что единственно возможный для меня вариант — самообразование. Тогда отец Сергий привел меня в церковную лавку. Это была, собственно, еще не церковная лавка, а просто там продавалось несколько книг. Показал мне на «Четвероевангелие» Архиепископа Аверкия (Таушева) и сказал: «Купи и читай!» И я купила эту книгу. Приехала домой и начала читать. Я и рыдала, и сострадала… Для меня вдруг открылась такая глубина, что я никак не могла понять, как все эти годы могла жить без этого!

Тут пришло мне время выходить из декрета на работу. Уходила я одна — а вернулась совершенно другая. И коллеги, конечно же, начали между собой обсуждать, что же это со мной случилось. Общее мнение было таково: «Она сошла с ума!» Выстоять, пережить все это было мне очень трудно. И не только мне, но и моему мужу. Но муж проявил себя большим героем. Думаю, это его прадед-новомученик за него молится… Даже когда он был еще не крещен, он внутренне был Православным человеком, его поступки были поступками христианина. Еще до своего воцерковления я стала называть его главой семейства. И он — действительно глава. Если после нашего воцерковления на меня, образно говоря, лишь замахивались клюшкой, ну иногда все же били этой клюшкой по голове, то на него наехал огромный каток, который мог и под асфальт закатать. Мы работали с ним в разных редакциях, но в одном здании — Доме прессы. И другие журналисты постоянно при нем ругали меня, смеялись, спрашивали, сумасшедшая ли у него жена, не заставляет ли его молиться, поклоны бить… Ему, человеку восточных кровей, было непросто это выдержать. Но он выстоял. Его травили больше, чем меня. Это продолжалось три-четыре месяца после моего выхода на работу. Потом как-то все привыкли, успокоились, остались только мелкие покусывания.

Но Господь Своих не оставляет. Пока я была в декрете, газету из «Ленинской смены» переименовали просто в «Смену», пришла новый главный редактор. Я подготовила большое интервью с отцом Сергием Клюйко. И редактор мне сказала: «У нас в белгородской журналистике еще никто так не писал». Для меня доброе слово редактора стало сильной поддержкой. Укрепило мое желание дальше писать на церковную тему. Наша газета была первой в Белгороде, которая начала писать о Православии. У нас раз в месяц стала выходить Православная страничка. Она называлась, как и ваша газета, «Благовест». Кроме этого, я занималась медицинской тематикой. И понимала, что и о медицине я должна писать с Православной точки зрения.

Я очень ждала откликов от читателей. Для меня важно было узнать, какой отклик будет на мои статьи о Православии, насколько людям это нужно. И вдруг приходит письмо. Надо сказать, что тогда люди уже почти перестали писать письма в газеты, это был 1996 год. Многие стали терять интерес к обычным газетам, им стала нужна желтая пресса. И вот мне приходит письмо, отпечатанное на машинке, от коллектива завода. И там люди задают мне вопросы: как по-Православному похоронить покойника, еще какие-то вопросы о таких вещах, которые сегодня известны почти всем. А если кто не знает, можно в любом храме купить брошюры и почитать. Второй выпуск Православной странички я назвала «У Бога все живы», он рассказывал о том, как правильно похоронить покойника, как поминать усопших.

В нашем редакционном коллективе не оценили моих трудов. Мне говорили, что Православная страничка зря занимает газетную площадь. А я человек очень мнительный, начала думать: может, и правда то, что я делаю, никому не нужно… Пошла с этим вопросом к священнику, отцу Вячеславу Чистякову. Он служил в храме в честь Апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле. Отец Вячеслав мне как ушат холодной воды на голову вылил: «Ты кем себя возомнила? Вспомни Евангелие, когда Христос исцелил десять прокаженных, сколько из них к Нему вернулись? Один из десяти! А ты хочешь, чтобы из десяти прочитавших твою статью все десять сразу стали Православными. Нет, так не бывает». Я вернулась в редакцию, и тут подходит ко мне наша корректор и говорит: «Вероника, вот вы на своей страничке призываете людей, чтобы они вам писали, задавали вопросы. Можно я тоже напишу вам письмо с вопросом?» А я как раз думала: ну если читатели могут мою страничку пропустить, пробежать глазами, но корректор, она же внимательно читает, ну почему она после моих статей не идет в церковь? И вот корректор приходит, хочет написать в мою страничку! Слава Тебе, Господи, за Твои великие милости! Это тоже было для меня поддержкой, знаком, что я все делаю правильно.

Потом и в других белгородских газетах начали появляться Православные рубрики. Редактор подошла ко мне и сказала: «Знаешь, мы, оказывается, движемся в правильном направлении».

«Она должна работать у нас!»

Вообще-то мою самую первую Православную статью я написала в 1993 году, когда еще даже не была крещена полным чином. Она называлась «Дорога длиной в тысячелетие». Тогда только был посвящен в Епископы наш Владыка Иоанн, и он был викарием в Курске. Владыка Иоанн приезжает в Белгород. А я как раз в это время пришла в Епархиальное управление договориться об интервью с ним. И вот заходит высокий монах, перед ним все склоняются, целуют ему руку. Одна я застыла, как каменное изваяние. Этот монах был наш будущий Правящий Архиерей, Владыка Иоанн. Меня представили Владыке как журналистку, мы стали беседовать. Владыка Иоанн тогда был простужен, сильно кашлял. Я понимала, как трудно ему разговаривать, и предложила перенести нашу беседу на другой день. От ответил: «Нет-нет, не смущайтесь. Завтра праздник Вознесения Господня, я буду служить, и кашель пройдет. Приглашаю вас прийти на службу». И вот я прихожу на службу и вижу, что Владыка действительно не кашляет, ну ни малейших признаков простуды. Для меня это было чудо. Я же знаю, как трудно лечится такой упорный кашель.

У меня есть обыкновение согласовывать свою статью с тем, о ком писала. И на второй день после Вознесения подошла к Владыке Иоанну, чтобы показать ему свою статью. Он читает текст, показывает на меня присутствовавшему здесь же священнику и говорит: «Это наша! Она должна работать у нас!» А я, грешным делом, думаю: ну надо же, какая самоуверенность, меня даже никто не спрашивает, хочу ли я у них работать. И когда я уже в 2002 году пришла работать в епархиальную газету, подошла к Владыке Иоанну и сказала: «Владыка, помните нашу первую встречу?» Он засмеялся: «Да».

Сейчас я тружусь в Белгородской епархиальной газете. Наш редактор — Митрополит Белгородский Иоанн. Нам помогает и матушка Марина Захарчук. Она замечательный, очень талантливый человек. Сначала я познакомилась с ее творчеством, а потом с ней лично. Она привозила свои статьи в «Белгородские епархиальные ведомости», и когда я ее увидела, мы разговорились, вспоминали университет, наших преподавателей.

Город Святителя Иоасафа

— Ты сказала, что город очень изменился после возвращения к вам из ленинградского музея атеизма (сейчас — Государственный музей истории религии) мощей Святителя Иоасафа…

— Очень изменился! Как будто два разных города. Святитель Иоасаф вернулся в Белгород в 1991 году, но я с ним познакомилась не сразу. Было это в 1993 году, 17 сентября, в день прославления Святителя Иоасафа. Я ехала на работу, и рядом со мной в автобусе сидел пьяненький молодой человек. И он очень хотел со мной пообщаться. Это совершенно не входило в мои планы, но тут он вдруг говорит: «А вы знаете, куда я еду? К Иоасафу Белгородскому». Это имя заставило меня повернуться к нему, и он прочитал в моих глазах вопрос: почему вы едете к нему? Этот парнишка был такой… разлюли-малина… И вот он говорит: «А вы знаете, как он мне помогал в армии?» Тут уж я проявила большой журналистский интерес. Всю оставшуюся дорогу он мне рассказывал о Святителе Иоасафе, как он молился ему, и как помогал ему святой — защищал от драк, от дедовщины… Он тогда просто говорил про себя, обращаясь к Святителю Иоасафу: «Батюшка, ну помоги мне!» И Святитель всегда помогал, он остался цел и невредим, благополучно отслужил в армии и вернулся домой. Он запомнил, что 17 сентября — день Святителя Иоасафа, и ему надо его отблагодарить. Каждый год в этот день он приезжает в храм, говорит: «Святитель Иоасаф, спасибо тебе за все!» — и уходит. Эта история с тех пор во мне живет. После этой встречи я стала стараться больше узнавать о Святителе Иоасафе, начала молиться ему. Ну разве я выбирала этот автобус, этого попутчика? Разве я выбирала себе город? Разве выбирала себе судьбу? Вот так Господь привел.

Подготовил Антон Жоголев

Главная реликвия храма — животворящий крест

Люди со всех регионов России съезжаются в Белгород ради единственной святыни, которая хранится в храме Воздвижения Креста Господня. Чудотворный каширский крест — это главная реликвия церкви. Он был установлен здесь в тот же год, когда была построена и освещена сама Крестовоздвиженская церковь.

Высота его 177 см, а ширина равна полутора метрам. Украшает его серебряный оклад, созданный на средства жертвователей.


Коширский крест по праву является чудотворным

История его появления в Белгороде еще более многогранна. Согласно преданию, упоминающемуся в книге А.И. Фирсова, в середине XVIII века крест был послан послушником с Афона в подарок своему родному брату — богатому коширскому помещику Юрию Выродову.

Все жители в округе почитали крест как чудотворный. Вот только сам хозяин не питал к нему никакого почтения и благоговения, а за свои греховные поступки он был даже отлучен от церкви.

Когда во время неудачной охоты хищники задрали дорогую сердцу Выродова собаку, он в неистовстве приказал вынести из дома святыню и выбросить в болото со словами:

«Мне говорили, что он святой и чудотворный, а я пользы никакой не вижу в нем».

После смерти нечестивого помещика про крест позабыли.

В конце XVIII века одному слепому приснился сон, где ему было сказано найти животворящий крест, и, приложившись к нему, он получит прозрение. После того, как он сообщил о видении жителям, крест был найден и вытащен из болота. Когда же слепой прикоснулся к нему — он тот час же исцелился. А на месте извлечения креста забил святой источник, где позднее устроили колодец.


Явленный крест занял почетное место в храме Воздвижения Креста Господня

Сначала крест был установлен на подмостки, после чего его перенесли в каменную часовню Пузанова. Затем около тридцати лет крест находился в Белгородском Николаевском монастыре, после чего святыня обрела свой постоянный дом в церкви Крестовоздвижения.

LiveInternetLiveInternet

Крестовоздвиженский храм г.Белгорода

Церковь Крестовоздвижения построена в слободе Кошары (бывшее село Архангельское), на небольшом возвышении недалеко от реки Везелицы. В книге «Белгород с уездом», изданной в 1882 году, Дренякин сообщает, что Кошарская церковь Крестовоздвижения была построена в 1862 году на средства графини А.В. Ластовской и купцов виноделия братьев Мухановых — Николая и Егора. В справочной книге Курской Духовной Консистории за 1908 год указывается год постройки церкви в Кошарах — 1863. Есть еще одно свидетельство о храме в «Историческом вестнике» за 1910 год в статье «Белгород и его святыни», в котором автор А. Фирсов сообщает: «В 1863 году в Кошарах был построен на средства госпожи Анны Варламовны Богданович нынешний храм, в котором и был водружен крест». Расхождение в дате строительства церкви в один год могло быть простой опечаткой, а вот на чьи средства велось строительство — ответить труднее, хотя вполне вероятно, что все вышеперечисленные лица могли сделать пожертвования на воздвижение храма в разное время. Церковь Крестовоздвижения — образец провинциального зодчества второй половины XIX века. Построена с использованием элементов классицизма и русской архитектуры XVII века.

Крестовоздвиженский храм входит в Белгородско-Старооскольскую епархию Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

Святыня храма — Чудотворный Крест.

История обретения Чудотворного Креста Во времена святителя Иоасафа (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря. Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото. «Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы», — пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение. Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова. Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото. А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник. Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец. Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов. В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме г.Белгорода.

Возрожденная традиция

В дореволюционное время в престольный праздник Чудотворный Крест выносился из храма и после совершения Крестного хода устанавливался на специальных подмо¬стках для поклонения многочисленных паломников из разных городов и вестей. В 1999 г. эта традиция была возобновлена. Для Креста был изготовлен специальный киот и по окончании Божественной Литургии, которую традиционно в престольный праздник совершает Архиепископ Иоанн, почитаемая святыня Крестным ходом была обнесена вокруг храма. И теперь Крестный ход со святыней будет совершаться ежегодно. 16 сентября 2000 г. в Белгороде проходили торжества, посвященные дню прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 2000-летию Рождества Христова и 5-летию возрождения Белгородской и Старооскольской епархии. В Белгород были привезены святыни из всех районов области. Чудотворный Крест из Крестовоздвиженского Храма перенесли Крестным ходом на центральную площадь города, где совершалась в этот день Божественная Литургия. Чудотворный Крест был установлен у раки с мощами святителя Иоасафа — на Горнем месте алтаря. Во время Крестного хода на улицы выходили престарелые люди, которым трудно добраться до храма, и благоговейно, со слезами на глазах, прикладывались к Великой Святыне Белогорья.

https://krest.orthodoxy.ru/all/hram/history.htm

Литургия

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершает Литургию в Крестовоздвиженском храме города Белгорода.

Колодезь

Колодезь

На территории Храма в 2010 году построена часовня в честь Курской Коренной Божьей Матери с расположенным в нем бюветом. Вода в него поступает из глубинной скважины. Часовня стала подарком жителям областного центра ко Дню города. Чин освящения провел архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Часовня построена на месте святого источника, где был найден Чудотворный крест.

Внутри часовни Засвидетельствовано немало случаев исцелений от различных недугов пред кошарской святыней.

Старинная могила на маленьком кладбище, расположенном рядом с храмом В советские годы храм закрывался на очень непродолжительное время. Он не был подвержен разорению. В нем сохранилось несколько старинных икон. Например, икона Божией Матери «Скоропослушница», образ Архистратига Михаила. В 1997 году при храме открыты воскресная школа для детей и катехизические курсы для взрослых.

Росписи потолка:

Чудодейственная сила креста привлекает православных верующих со всей страны

Весть о явленном кресте разнеслась по всей земле русской. Приложиться к святыне и получить благодать стали съезжаться в село Кошарское люди со всех уголков России. Судьба многих паломников была спасена святой силой креста. С целительной мощью креста связано немало удивительных историй, которые занесены в церковную летопись.


Православные люди стараются попасть и приложиться к явленному кресту, чтобы исцелиться

Но самая невероятная из них о чуде, свершившемся с мирянином, который был на грани смерти.

На протяжении 20 лет Василий мучился страшным недугом — ему парализовало одну ногу, руку, язык, а мозговая деятельность быстро ухудшалась. В течение трех лет доктора пытались лечить болезнь самыми изощренными средствами, даже применяя электрический ток.

Состояние улучшилось — Василий стал с трудом говорить и передвигаться. Однако это был временный эффект. Болезнь снова стала прогрессировать так, что ходить без посторонней помощи пациент не имел возможности.

18

столько лет Василий жил в страшных муках и тихо помышлял о смерти

Следующие 18 лет Василий жил, словно в страшном сне, иногда боли становились настолько невыносимы, что он помышлял о смерти как спасении.

Родственники посоветовали посетить проверенного врача в Харькове. После осмотра профессор поставил диагноз: парализовало желудок, его надо срочно удалять.

Получив указания и рекомендации для больницы, Василий сперва навестил сестру в Харькове.

Сестра посоветовала ему поехать к Святителю Иоасафу в Белгород и молиться об исцелении.

Лежа практически без сил пред изголовьем гробницы святителя и прося смерти или излечения, Василий вдруг услышал голос священника. Он сказал ему ехать в село Кошары к Животворящему кресту, возможно там Господь помилует страдальца.

Когда Василий приехал в село, просил О.Порфирия служить молебен, в то время как сам лежал рядом. После службы священник поднес напиться животворящей воды.

Дома больной проспал весь день и всю ночь. На следующее утром случилось чудо — Василий пошел на поправку. А через месяц он окончательно выздоровел.

Чудеса, совершенные святым Крестом

Крест совершил немало чудес, помог многим нуждающимся людям. Есть чудеса, известные всем:

  1. В 1875 году пятилетняя крестьянская дочь, переболевшая золотухой и потерявшая зрение, вновь стала видеть. Ее умыли водой, которой обливали святой Крест. Мать девочки во сне видела старца, который указал на то, что нужно сделать для исцеления ребенка.
  2. В том же году одиннадцатилетний мальчик был исцелен маслом, привезенным из лампада у святого Креста.
  3. В 1886 году крестьянин смог вылечить больную ногу, которую советовали ампутировать.
  4. В 1887 году священник Солодков смог излечиться от воспаления легких, отстояв молебен в Крестовоздвиженской церкви в Белгороде.
  5. В 1889 году мать двоих сыновей, один из которых скончался, принесла воды из Крестовоздвиженской церкви и напоила ей больного сына, после чего ребенок совершенно выздоровел.

Кошарская святыня теперь всегда участвует в главном празднике

С начала основания храма чудотворный крест использовали в православных торжествах. Во время престольного праздника его устанавливали на улице, чтобы паломники со всего света могли поклониться и приложиться к святыне.

После революции и войны кошарская реликвия еще долгое время не покидала пределы церкви, не участвуя в Крестном ходе престольного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

1999

с этого года Чудотворный крест каждый год участвует в Крестном ходе

В 1999 году после Божественной литургии впервые Чудотворный крест был пронесен вокруг храма. Эта традиция соблюдается теперь ежегодно.

Белгородские известия

Белгородцы отметили 150-летие Крестовоздвиженского храма


День рождения одного из старейших храмов области совпал с великим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Поэтому верующих, пришедших в минувшую пятницу на богослужение, было особенно много. Белгородцы, как и полтора века назад, шли поклониться главной святыне храма — Кошарскому Животворящему Кресту, который был изготовлен на Афоне ещё во времена святителя Иоасафа.

Праздничное богослужение возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. В своей речи он поведал прихожанам об истинном значении для каждого верующего Креста Господня.

— Не каждый может воспринять жертву Христову. Почему так боятся креста сектанты? Почему чудотворный животворящий крест наводит ужас на тех, кто не знает истинного Бога? — обратился к прихожанам митрополит Иоанн. — Потому что исходящие силы благодати от жертвенника, где была принесена жертва Христова, настолько сильна, что переворачивает все планы злодеяний, останавливает их, разрушая сети дьявола. Братья и сестры, для христианина крестоношение является не просто неким знаком, отличающим его от других людей. Когда мы с вами носим крест на теле, то мы должны помнить, что этот крест должен быть и в душах наших. Ведь без этого крестоношения невозможно воспринять благодать Христовой жертвы.

В праздничный день погода выдалась промозглая, однако прихожан было так много, что храм не мог вместить всех желающих. Верующие молились на площади перед храмом, невзирая на дождь и холодный ветер. Многие взрослые вышли из храма, чтобы уступить место маленьким прихожанам — воспитанникам детского сада № 86 Белгорода. Детсадовцев и настоятеля Крестовоздвиженского храма отца Иоанна связывают тёплые отношения. Эти мальчишки и девчонки здесь самые желанные прихожане.

— Нам посчастливилось, что в 2005 году к нам в детский сад начал водить своих детей настоятель Крестовоздвиженского храма отец Иоанн. Он всегда приходил за детками сам, и наши ребята стали спрашивать, почему этот дядя в церковной одежде, потом у них появились вопросы о Боге и вере, — рассказывает заведующая детским садом № 86 Евдокия Кузнецова. — Отец Иоанн стал отвечать на вопросы ребятишек. А затем мы начали посещать храм в праздники. Прихожане нас знают, всегда делают небольшой коридор, чтобы детки могли пройти внутрь храма.

Александр Зверев пришёл в Крестовоздвиженский храм с дочерью Екатериной помолиться. Прихожане живут далеко от этого храма, на улице Садовой, но признаются, что душа звала их именно сюда.

— Душа попросила прийти в этот храм в праздник Воздвижения Креста Господня, мы не знали, что у него юбилей, — рассказывает Александр Зверев. — Дома тоже можно молиться, но там нет такого единения как в храме, здесь мы вместе, мы ощущаем благодать.

Белгородский Крестовоздвиженский храм очень почитаем в народе. Его смогли уберечь и в военные годы, и в советские годы борьбы с «религиозным дурманом». Неудивительно, что за полуторавековую историю вокруг самого храма и его главной святыни сложилось множество легенд. Вот некоторые из них.

Обретение Креста

Кошары, век XVIII. В ту пору здесь проживал землевладелец Юрий Выродов. Человек богатый, только вот духовно бедный. Между тем, брат его был послушником Афонского монастыря. От него-то Крест и доставили на нашу землю — в дом Выродова. И вот что случилось. Как-то землевладелец собрался на охоту. И хотя к святыне не питал ни малейшего благоговения, всё же обратился к Кресту — пожелал много добыть. Но с охоты вернулся в отвратительном расположении духа — без трофеев, да к тому же звери растерзали его любимую собаку. Злость свою сорвал на Кресте, приказав слугам выбросить его. Кощунство! Святыня — в болоте. Шло время. Помещик умер. Крест поглотила трясина.

Из небытия его возвратило чудо. На исходе столетия одному слепому открылось во сне: он прозреет, если спасёт Крест. Последовал этот человек Слову. И с помощью нескольких людей разыскал святыню — и исцелился. А там, где Крест обрели, начал бить источник. Тысячи паломников поспешили сюда.

Святыня во храме

Церковь Крестовоздвижения являет собой образец русской архитектуры XVII века с элементами классицизма. Воздвигли её в основном на средства графини Анны Варлаамовны Ластовской и купцов Николая и Егора Мухановых. Строительство завершили в 1862-м, на следующий год освятили. И Чудотворный Крест, который после обретения находился в Белгородском Николаевском монастыре более тридцати лет, наконец, обрёл своё место — его внесли в новый храм.

Кара небесная

Вот что нам рассказал прихожанин Крестовоздвиженской церкви, который предпочёл сохранить своё имя в тайне:

— В 1920-х большевики выво-зили из храма серебро, решили забрать и его главную святыню — Крест. Один из партийцев вынес его из церкви и начал потешаться над людьми, которые скорбели и молились. Усмехаясь, он бросил Крест на подводу, уселся сверху и стегнул вожжами лошадь. Только вот уехал недалеко. Его убило молнией. Заметьте, день был погожим, а на небе — лишь одна маленькая тучка…

Крест вернули в храм. А в начале 1930-х советские власти закрыли его двери, а на них повесили амбарный замок. Так местные жители добрались до самого товарища Калинина и добились, чтобы церковь снова стала действующей. Богослужения здесь не прекращались и в годы Великой Отечественной войны.

Вот такая удивительная судьба у кошарской святыни и её обители.

Наталия КОЗЛОВА, Екатерина ШАРОНОВА, Михаил МАЛЫХИН (фото)

Целительную воду можно набрать из бювета в построенной часовне


Чудодейственный колодец находится под покровительством Богоматери
В 2010 на средства, собранные прихожанами и жертвования предприятий, в том самом месте, где был найден животворящий крест и появился целительный родник, была возведена и освещена часовня иконы Божией Матери Курской Коренной. Жители приходят в часовню помолиться Пресвятой Деве и набрать святой воды.


На месте святого источника теперь стоит часовня

Святыни[править]

  • Чудотворный Кошарский Крест

Чудотворный Кошарский крест прибыл в середине XVIII века из Афона.В конце XVIII века произошло чудесное обретение Креста.Его вытащили из трясины по просьбе одного слепого мужчины,которому накануне неизвестный голос во сне пообещал прозрение,если он спасет Крест.Когда святыня была вытащена из болота, слепец приложился к ней и прозрел. Крест был перенесен в каменную часовню. Храм был построен в 1863 году. В 1975 году 5-летняя девочка ослепла вследствии золотухи. Накануне Рождества Христова мать увидела во сне старца, который сказал ей:» отслужи молебен Кошарскому Животворящему Кресту и дочь будет здорова». Молебен был отлужен и девочка, умытая водою, которой предварительно облили святой Крест, прозрела.

  • Источник в честь иконы Божией Матери Курская Коренная «Знамение»

Практическая информация

Сегодня в храме регулярно проводятся богослужения, на которые может попасть любой желающий. С расписанием можно познакомиться на официальном сайте.

Официальный сайт Крестовоздвиженский храм Белгорода

Добраться до Крестовоздвиженского храма в городе Белгород можно несколькими способами.

По Левобережью курирует автобус №19, остановка, на которой надо выйти называется «Храм»; Также можно воспользоваться маршрутными такси под номера 44 и 24. Или доехать до остановки «Цемзавод» на троллейбусе №6 или автобусе под номером 23 и дойти пешком несколько метров.

Точный адрес: 308015, г. Белгород, ул. Везельская, 154, Крестовоздвиженский храм.

Телефон.

Схема проезда к Крестовоздвиженскому храму.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]