Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса


Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит
(1906 — 1991), архимандрит, преподобный Память 19 ноября (Греч. [1], Румын.) и в Соборе Эвбейских святых

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита [2].

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года [3] был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.
В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно [4].

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова [5].

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. [6]. Синодальным решением от 4-5 июля 2021 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» [7] подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова [8]. Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:
два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы… Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло… Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу… Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»
[9]

Далее проф. Осипов отмечает:

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения… Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется «легкому пути» посредством любви.

Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:

«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога… И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия [10]. В частности, в нем говорится:
…старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине…

Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..

Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина…

Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы… Немного слов… Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят…

Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне, преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Чудеса

Господь наградил отца Порфирия Кавсокаливита обилием духовных дарований. Кротость, любовь к людям и Богу, прозорливость, сила молитвы об исцелении души и тела, — все это было присуще старцу. От одного его прикосновения многие избавились от тяжелых недугов, мучающих их годами.

Дар нахождения воды

Старец был очень близок к природе и чувствовал ее красоту и глубину как никто другой. Он понимал язык птиц, а недра земли и бездны морские мог читать как раскрытую книгу. Однажды жители одной горной деревушки обратились к нему за помощью, так как не могли найти место, где можно было бы выкопать колодец. Обращались в различные инстанции, но все в один голос твердили, что в этих местах подземных вод нет. Для обеспечения своих нужд жителям деревни приходилось собирать осадки после дождя, чем и перебивались.


Икона святого Порфирия Кавсокаливита

Один человек, который был духовным чадом старца Порфирия и знал о его удивительных способностях, в том числе находить воду глубоко под землей, обратился с просьбой помочь в этой ситуации. Старец, не задумываясь ответил, что в местности, где расположена деревня, очень много хорошей воды, и сразу же указал на карте, где следует искать. По просьбам людей он сам сходил на это место и точно определили, где следует бурить скважину.

Дар прозорливости

Мать о. Порфирия очень болела и уже несколько дней находилась в Афинской больнице. Врачи давали хороший прогноз и уже через несколько дней обещали выписать. Брат, навестивший мать, позвонил о. Порфирию с радостной вестью о скором выздоровлении. Но тут через короткое время раздался обратный звонок, на этот раз от отца Порфирия. Он сказал своему брату, что нужно торопиться, мать вот-вот умрет и они не успеют взять у нее благословение.

То вначале не поверил, но послушал старца, и оба поспешили в больницу. Случилось то, о чем предупреждал о. Порфирий. Братья едва успели попрощаться с матерью, как та умерла. Так Господь в очередной раз подтвердил дар прозорливости у своего избранника.

Дар исцеления

Однажды к старцу за духовным советом зашел один доктор со своей женой. Поговорив с батюшкой, семейная пара стала вскоре прощаться. Старец, по-отечески улыбаясь, взял женщину за руку, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Он не знал об этом, так как ему об этом не рассказывали. Женщина долго лечилась уколами, различными противовоспалительными лекарствами, но ничего не помогало.

Когда старец прикоснулся, по телу больной разлилось тепло, от которого ушла боль из ее тела. У женщины на глазах выступили слезы радости и благодарности старцу за оказанную милость. С того дня она больше не прибегала к помощи лекарств и докторов.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Кондак, глас 3

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Жизнеописание

Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Старец Порфирий Кавсокаливит

В ранней юности Евангелос прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушёл на Святую Гору Афон. Там Евангелос отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Однажды утром они послали его наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и, вне всякого сомнения, отрок должен был умереть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась.

Вскоре Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды он, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. В этот момент в храм вошел монах Димитрий, 90-летний русский старец. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты. По пути назад в келию, после приобщения Святых Таинств, сердце отца Никиты переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний Никита получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Отец Порфирий с духовными чадами

Так, в 19-летнем возрасте отец Никита оставил Афон и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, ища исцеления своих душевных ран. Отец Порфирий без устали служил Богу и людям. Вереницы людей ждали своей очереди, т. к. исповеди длились часами без перерыва. И так продолжалось изо дня в день. За свои неустанные труды в 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита.

В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником в церкви святого Герасима при афинской больнице. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

Келья старца Порфирия в Священном Исихастирии Преображения Господня в Милеси

После ухода на пенсию отец Порфирий продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели до 1978 года. Когда с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору. Господь исполнил заветное желание Своего верного слуги, и последние два года своей жизни старец провел на Афоне.

В это время он часто говорил о том, как будет давать ответ на Страшном суде. Вспоминал историю из патерика, в которой один старец, чувствуя приближение смерти, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести мое тело к могиле. Давай пойдем туда, пока я еще могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довел его до могилы. Старец лег в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.

Могилка старца Порфирия на Афоне

По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.

Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух. Господь забрал его светлую душу в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]