Детство и юность
Имя затворника Феофана Затворника в миру – Георгий Говоров. Мальчик родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. Его отец, православный священник Василий Говоров, служил во Владимирской церкви. Мать Татьяна Говорова происходила из священнической семьи.
Феофан Затворник
Предугадать, какой стала бы биография их ребенка, было легко. Родители воспитывали сына, знакомя с Евангелием, давали наставления в соответствии с заповедями, рассказывали о важности духовной жизни человека. С юных лет мальчик участвовал в православных обрядах, прислуживая в алтаре храма, где работал его отец.
В 1823 году Георгия отдали в духовное училище. Мальчик проявлял усердие и интерес к знаниям. Спустя 6 лет он успешно завершил обучение и поступил в Орловскую духовную семинарию. Ему нравилось учиться и читать книги. Семинарист по собственному желанию повторно прошел образовательный курс по философии.
Портрет Феофана Затворника
Получив благословение Оловского епископа, Георгий Говоров отправился в Киевскую духовную академию. За проявленные успехи воспитанника направили туда для продолжения обучения за счет государства.
С прилежанием и интересом юноша осваивал новые дисциплины и проявлял себя как творческая натура. Он стал писать заметки и небольшие богословские труды. Георгий любил уединяться в тихих уголках Киево-Печерской обители и молиться. Этот период богослов впоследствии считал одним из самых благоговейных в своей жизни. Ведь именно тогда он осознал, что хочет связать жизнь с исполнением монашеского долга.
Киевская духовная академия
В 30-40-е годы 19 века Киевская духовная академия процветала. В стенах академии царила благоприятная нравственная среда и преподавали талантливые педагоги. Много внимания академии уделял Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Особенно святитель следил за духовным состоянием студентов.
Киевская духовная академия
Ректор, архимандрит Иннокентий (Борисов), читал лекции по богословским наукам. Ректор был одарённым проповедников, и своих студентов приучал к свободе изложения мыслей, умел увлечь предметом.
Больше всех Говоров полюбил инспектора академии, преподавателя догматического богословия архимандрита Димитрия (Муретова). Будущий святитель считал его наиболее умным, наиболее образованным и “лучшим по жизни” среди своих современников.
Огромное влияние оказал на своих студентов и профессор красноречия Яков Кузьмич Амфитеатров. Он учил юношей говорить просто, ясно и убежденно.
Именно в стенах академии будущий святитель приучился письменно выражать свои мысли и полюбил писательство. Его однокурсник, митрополит Макарий (Булгаков), вспоминал, что Георгий Говоров писал лучше всех, но стыдился громко читать свои сочинения.
До конца жизни святитель Филарет вспоминал с глубоким благоговением Киево-Печерскую Лавру, как осколок Неба на бренной земле: “Киевская Лавра — неземная обитель”.
В годы учебы в Киеве Георгий Говоров потерял родителей. Сперва умерла мать, затем отец. Это повлияло на выбор монашеского пути. Зимой 1841 года Георгий принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Весной этого же года инока рукоположили в иеродиакона, а летом — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан получил степень магистра и в числе лучших закончил академию.
Важнейший совет выпускник получил от старца Парфения: “одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу”. Этому совету святитель следовал всю жизнь.
Служение
В 1840 году Говоров обратился к руководству академии с прошением о постриге в монахи. Церемонию провели зимой 1841 года под руководством преосвященного отца Иеремии, ректора учебного заведения. Так Георгий Говоров получил имя Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году монах получил сан иеродиакона и уже к лету был посвящен в иеромонахи. Киевскую академию священнослужитель окончил в статусе магистра, защитив диссертацию.
Иконы Феофана Затворника
После обучения богослова назначили ректором Киево-Софийского духовного училища, где, помимо преподавания латинского языка, он изучал житие и жизнеописание святых Русской православной церкви. В 1842 году отец Феофан стал инспектором Новгородской семинарии. Там он преподавал логику и психологию, доводя до сознания воспитанников мысль о необходимости богоугодной деятельности. По мнению педагога, сухая наука не должна главенствовать в жизни человека, не оставляя места эмпирическому.
В 1844 году Феофана назначили преподавателем Санкт-Петербургской академии. Священнослужитель работал на кафедре нравственного и пастырского богословия, а уже в 1845 году был повышен до инспектора образовательного учреждения. Спустя некоторое время богослов стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Феофан Затворник перед распятием
В составе группы он прибыл в Палестину, а затем на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей, проникся основами других конфессий: григорианства, католичества, лютеранства.
Начало Крымской войны прекратило деятельность Русской Миссии в Иерусалиме. В 1853 году ее участников вызвали обратно в Россию. В 1855 году отца Феофана посвятили в архимандриты, и он вновь стал преподавать в духовной академии в Петербурге. Уже спустя пару месяцев богослова перевели на пост ректора Олонецкой семинарии. Монах руководил учебным заведением и курировал строительные работы по его реконструкции.
Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни
В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы исполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви. Спустя год, завоевав уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где занял пост ректора Петербургской духовной академии. Параллельно он участвовал в издании журнала под названием «Христианское чтение».
В 1859 году архимандрита перевели в сан епископа Тамбова и Шацка. В его епархиях появлялись учебные заведения и школы. Просветительское дело отец Феофан не оставлял ни на одном из мест своего служения. Но все чаще он задумывался об уединении и затворничестве.
Книги Феофана Затворника
В 1863 году епископа перевели на кафедру в городе Владимир-на-Клязьме, где он также основал епархиальное издание и стремился увеличивать число школ и училищ. Служба со временем перестала приносить отцу Феофану удовлетворение, и он обратился к Синоду с просьбой об отведении от дел.
По просьбе монаха его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Так началось затворничество священнослужителя. У него редко бывали гости и посетители. В кельях монах организовал домовую церковь, где служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах, а также вел богословскую работу, отвечая на письма людей, обращавшихся к нему за помощью, советами и наставлениями.
Владимирская епархия
В этих местах было много раскольников, и Феофан Затворник ездил в раскольничьи поселения, проповедуя и раскрывая заблуждения раскола. За эти труды святитель был награжден орденом Анны 1 степени.
Более всего Владыка стремился заниматься духовным писательством, чтобы таким способом послужить спасению людей. Суетная епископская должность приносила много огорчений его любящему сердцу. Через 3 года ревностного служения, преосвященный Феофан подал прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустынь. Начальство долго не хотело отпускать Владыку, но затем выполнили его просьбу.
Личная жизнь
Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.
Феофан Затворник
Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.
Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.
Затворничество
В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.
Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.
6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.
Смерть
Феофан Затворник скончался в монастыре в 1894 году. Ему доставляли боль и дискомфорт сердечнососудистые заболевания, ревматизм и невралгия. Прогрессирующая катаракта привела к тому, что в 1888 году священнослужитель ослеп на правый глаз. Причиной смерти стала старость и сопутствующие недуги.
Саркофаг Феофана Затворника
Отпевание монаха прошло 11 января. Проститься с отцом Феофаном пришло большое количество людей. Захоронение священнослужителя находилось в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Мощи Феофана Затворника перенесли, и сегодня они хранятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где читают акафист в честь усопшего. Ознакомиться с фото священнослужителя благодаря современным технологиям может любой пользователь Интернета.
День Феофана Затворника
По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:
- в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
- проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
- известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.
Лучшая статья для Вас, переходите: Житие преподобного Силуана Афонского, в чем помогает и от чего молятся
Библиография
- 1859 — Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана»
- 1861 — «Слова к тамбовской пастве»
- 1868 -1869 — Книга лекций «Путь ко спасению»
- 1887 — «Мысли на каждый день года»
- 1891 — «Начертание христианского нравоучения»
- 1891 — «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном»
- 1892 — «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни»
- 1898 — «Письма о христианской жизни»
Письма и проповеди Феофана Затворника объединены в сборники, которые представляют собой наследие монаха. Книги опубликованы спустя десятилетия после его смерти:
- «Двери покаяния. Слова и проповеди»
- «Болезнь и смерть»
- «Борьба со страстями»
Утешение матери, потерявшей детей
«Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела, и не узреваете Божией в том о вас попечительиости?! А она действительно есть. Не осязаете ее?! Она такова и есть. Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и как река польются оттуда утешения.
Расскажу вам случай. В С.П.Б. одна большая барыня потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, – особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться. Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась, и этого мало: осталась ни с чем.
Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла. Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон. Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? «Ничего, говорит, милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». – А дети? – Дети там, указывая на небо, сказал он. «А Маша?» (это старшая лет 5-ти). – Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих.
С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. – Попали б они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам родителям чего же лучше желать для детей?!
И установитесь в этой мысли, что участь детей ваших устроилась наилучшим образом. И перестаньте скорбеть.
Ведь и сами помрете. Будет кому встречать вас, а пожалуй и защищать».
Цитаты
«С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное».
«Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети».
«Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы».
«Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость».
«Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».
Почему ученики Христа не постились?
Вышенский Успенский монастырь. Журнальное фото конца 19 века
«Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще,
строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа.
Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возьмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет.
Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабляешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде.
Строгость без внутреннего духа — то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежд, или вино новое в старых мехах.
Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим.
Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла изнутри, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет».