1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

Для римско-католической церкви XVI век стал переломным — ни политические успехи Рима, ни вовлеченность Святого Престола в развитие культуры эпохи Возрождения не защитило католичество от крупнейшего кризиса. Истоками Реформации были изменения духовного климата позднего Средневековья — стремление постичь Бога без участия церкви, гуманистические идеи, субъективность религиозных чувств верующих. Инициатором открытого раскола в католичестве стал Мартин Лютер, в 1517 году выступивший с открытой критикой некоторых церковных порядков.

Католическая церковь к началу Реформации

К началу XVI века римские папы смогли преодолеть последствия соборного движения, которое с середины XIV века пыталось подчинить пап решениям Вселенских соборов. Святой Престол укрепил свою власть и расширил ее границы, оптимизировал финансовую систему и увеличил доходы.

Папы вели роскошный образ жизни, вовлекая в государственные дела всю родню. Малолетние внебрачные дети римских понтификов и их продажные родственники, занимавшие номинальные, но доходные должности, вызывали возмущение, однако же никого не удивляли.

Внешняя сторона церковной жизни поражала своим великолепием и грандиозным размахом. Церковное строительство, распространение культа святых, массовые паломничества и религиозные братства свидетельствовали об устойчивости позиций католичества в Европе. Наибольшее влияние церковь приобрела в раздробленной Германии, где, в отличие от Франции, Англии и Испании, могла диктовать свою волю даже центральным органам власти.

Финансовая политика Святого Престола и церковников на местах вызывала множество нареканий. Через крупнейший в Германии банковский дом Фуггеров в Рим уходили огромные средства, получаемые от уплаты церковных сборов, от торговли индульгенциями, платы за назначение на духовные должности, а также поступления от вакантных церковных мест.

За деньги можно было приобрести высокие церковные должности, дело были лишь в цене. Так произошло с маркграфом Альбрехтом Браденбургским — он купил должность архиепископа и объединил под своей властью три епископства Германии, став вторым после императора по ранговому статусу.

Попытки светских властей ограничить грабеж страны не приносили результатов. Император Максимилиан I в 1510 году обращался с жалобами в Рим и попытался сократить исходящие финансовые потоки путем заключения договора с папством, но это ни к чему не привело.

Рейхстаг в Вормсе

В Вормс Лютер прибыл 16 апреля 1521 года, и его приветствовали толпы народа. Заседание рейхстага началось на следующий день и продолжалось до 19 апреля.

Лютер отказался отречься от своих сочинений (около 20 наименований), предъявленных на слушаниях. Он объявил, что его полемические, антипапские, назидательные книги не содержат ничего предосудительного и не противоречат интересам империи. Лютер призывал обратиться за доказательствами к Священному Писанию и доводам разума.

Ни представитель епископства, Иоганн фон Эккен, ни император, ни знать не были готовы к такому ответу. Они ожидали, что Лютер будет оправдываться, убеждать или излагать свои идеи по стандартному опроснику инквизиции, но реформатора, вероятно, больше волновал другой вопрос — требовать ли ссылок на Писание только от церковного суда или это обязательно и для светской власти.

В речах Лютера прозвучал также тезис о протестантской декларации терпимости к мнению христианина. Проповедник говорил, что никто, в том числе и он сам или даже папа, не застрахован от ошибок, в том числе еретических. Однако эти заблуждения еще нужно доказать — с помощью того же Священного Писания. Оно же должно было служить мерилом личной совести верующего.

Отказ Лютера не был безапелляционным решением, реформатор лишь сообщил, что не в состоянии отречься от своих мыслей пока они не будут опровергнуты. Лютер не взывал к Божьему промыслу или воле, лишь подчеркивал свое право поступить именно так, а не иначе.

Диспут так и не состоялся. Комиссия рейхстага пыталась склонить Лютера к компромиссу и отречься хотя бы от части убеждений, но в ответ реформатор утверждал, что не хочет идти против совести. Сторонники папского легата Алеандра настаивали на задержании еретика, однако Карл V под угрозой крестьянского восстания вынужден был отпустить Лютера.

Идеи гуманизма

Важную роль в подготовке Реформации сыграли гуманисты, превратившие ученых в толкователей библейских истин. Родиной гуманизма стала Германия, в университетах которой работали известнейшие ученые — Конрад Цельтис, Муциан Руф. На развитие религиозного индивидуализма и богословской науки огромное влияние оказали сочинения Эразма Роттердамского (1469-1536 гг).

Эразм задался целью «примирить» просвещение и религиозное благочестие, для чего обращался к античным философам и отцам церкви. Схоластическим спорам он противопоставлял простую и искреннюю праведность, «христианскую человечность», близкую к заветам Христа. Философ критиковал клириков с их внешним соблюдением культа, призывая сосредоточиться на внутренней религиозности.

Тем не менее, Эразм не затрагивал ортодоксальные церковные основы и конкретных личностей. Относящийся к следующему поколению гуманистов Ульрих фон Гуттен (1488-1523 гг) высказывался гораздо более резко и дерзко — он критиковал политику Рима и засилье церковной цензуры в науках и искусстве.

Впрочем, гуманисты обращались прежде всего к образованной публике, владеющей латынью и терминологией. Для остальных читателей выпускались издания на родном языке, где затрагивались вопросы нравственности священнослужителей и всего общества, финансового и духовного состояния церкви, личного отношения к религии.

За великолепным внешним фасадом католичества росла психологическая напряженность, о которой свидетельствовали частые мотивы популярной литературы — конец света, пляски смерти, колдовство.

Начало Реформации и 95 тезисов Лютера

За распространением идеи о невежестве и порочности представителей церкви во главе с самим папой последовали попытки исправить ситуацию путем преобразований. Первым удар по устоям католической церкви и основам церковной схоластики нанес профессор Виттенбергского университета теолог Мартин Лютер (1483-1546 гг).

Сын зажиточного бюргера и внук крестьянина, Лютер был человеком сильной веры и незаурядного ума. После окончания Эрфуртского университета, где по настоянию отца он готовился к юридической карьере, Мартин вступил в монашеский орден августинцев. В 1511 году Лютер поселился в Виттенберге и стал доктором богословия, обладающим глубокими знаниями Библии.

Размышления и чтение сочинений гуманистов привели Лютера к идее, впоследствии ставшей основой протестантизма. Он пришел к мысли о спасении человека за счет личной веры, а также освобождении общества от зла с помощью обращения к ранним христианским идеалам. Важное значение в этой концепции занимало покаяние, которое являлось важной частью нравственного очищения.

Политика католической церкви была такова, что искреннее раскаяние легко заменялось покупкой индульгенции. На тот момент торговля «отпущением грехов» силами монаха Иоганна Тецеля и при поддержке архиепископа Майнца Альбрехта была поставлена на широкую ногу.

Происходящее глубоко возмущало Лютера и в конце октября 1517 года он выступил с 95 тезисами, посвященными критике католических догм о покаянии и отпущении грехов. Тезисы были направлены архиепископу и обнародованы на дверях приходской церкви в Виттенберге.

Церковь настаивала на возможности спасения души лишь при участии священнослужителей и при выполнении определенных обрядов, среди которых была и покупка индульгенций. Лютер же подчеркивал необходимость личного раскаяния и очищения совести, без которых любые церковные ритуалы будут лишь прикрытием для внутренней греховности. Участь верующего решало лишь его личное отношение к Богу и вере.

Приглашение в Вормс

Последней попыткой Рима вернуть еретика Лютера в лоно церкви и заставить замолчать его последователей стал рейхстаг в Вормсе. Проповедник под угрозой смерти должен был признать свои заблуждения перед лицом императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга и представителей высшей светской и духовной знати.

У Лютера и его покровителя курфюрста Фридриха были свои интересы в этой поездке. Карл V был молод и обижен на Рим за недавнее противодействие в борьбе за императорский престол. Публичная встреча императора и Лютера могла бы побудить Карла к церковной реформе, или, по крайней мере, рассеять распространенные и не слишком благовидные сплетни о проповеднике.

Папский легат Алеандр настаивал, что во время встречи с Лютером Карл V должен потребовать от него отречения, а в случае отказа — привести в исполнение смертный приговор. Однако в итоге светская знать настояла на том, что проповедника лишь выслушают и вынесут решение. Курфюрсту Фридриху дали гарантии, что его подданного не арестуют и не выдадут инквизиции, по крайней мере в самом Вормсе.

Таким образом, у Лютера, когда он направился на рейхстаг, была охранная грамота императора. Впрочем, у Яна Гуса, сожженного после Констанцского собора, был аналогичный документ, но это его не спасло. Все осознавали, что от костра у Лютера не было гарантий и эта готовность к риску во имя своих убеждений превратила его путь до Вормса в триумфальный.

Теология Лютера

Тезисы содержали некоторые противоречия, но именно они составили основу Реформации. В дальнейшем Лютер обосновал и разъяснил основы своей философии.

Главное место в раннем лютеранстве принадлежало концепции «трех только»:

  • спасение души человека возможно только в глубокой вере;
  • вера обретается человеком только через Божью милость, она не может быть следствием богатства или личных заслуг;
  • вопросы веры окончательно толкуются только Священным писанием.

Идеи Лютера о спасении верой были настолько радикальны и вместе с тем логичны, что приобрели множество сторонников и привели к далеко идущим последствиям. Так, исключение посредничества клира для обращения к Богу лишало смысла всю огромную, сложную и затратную церковную систему. Каноническое право и Священное предание потеряли свою значимость, так как Священное писание, согласно Лютеру, не нуждалось в толкованиях и уточнениях.

Церковь потеряла свой статус высшего религиозного авторитета, но осталась в роли наставницы, советчицы и образца для подражания. От нее требовалось лишь измениться, чтобы соответствовать идеалам христианской простоты и смирения.

Первое время спор вокруг тезисов Лютера оставался в рамках внутрицерковной полемики, но постепенно приобрел широкий общественный резонанс. Набирающая популярность в Германии и за ее пределами теология Лютера не могла не вызвать реакцию Рима, которая вылилась в репрессии в отношении приверженцев нового учения. Однако оно оказалось настолько живучим, что пережило не только гонения, но и многочисленные изменения, внесенные самим Лютером и его последователями.

Разрыв с церковью

Идеи Лютера привели к далеко идущим последствиям. Спасение личной верой и отрицание посредничества церкви в спасении души исключало ее из участия в судьбах верующих. Вся дорогостоящая и сложная система католической иерархии становилась бессмысленной, равно как и каноническое право. Церкви отводилась роль наставницы и помощницы в религиозной жизни.

В напряженной общественной атмосфере Германии лютеранство обрело огромную популярность. Сочинения Лютера, первоначально представленные только на латинице, переводились на немецкий язык и распространялись среди населения. Попытки церковных теологов, таких как Экк, высмеять новое учение не возымели успеха. Вскоре в Риме осознали нависшую над католическими догмами опасность.

Общественный резонанс становился все больше. В сочинениях Лютера все больше места занимали не вопросы личной религиозности, а проблемы реформы церкви. Наконец, в 1520 году проповедник предложил конкретную программу преобразований, которая включала неслыханную ранее идею о праве мирян на священство. Предполагались также четкое разделение сфер контроля светской и духовной власти и секуляризация церковного имущества.

В июне 1520 года папа Лев X издал буллу с отлучением проповедника от церкви, но ее вступление в силу было отложено до декабря того же года. Однако вместо отречения от своих еретических идей Лютер издал очередной опус с идеей о свободе совести каждого верующего.

В декабре 1520 года началось сожжение сочинений Лютера. Последний ответил уничтожением экземпляра буллы и книги по каноническому праву, подчеркнув свою смелую и независимую позицию. После этого Лютер стал едва ли не национальным героем Германии, а его сочинения печатали сотни типографий.

Среди покровителей Лютера к тому времени был курфюрст Фридрих Мудрый, для которого новое движение стало шансом на обретение контроля над страной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]