Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2021 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.
На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.
Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.
Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.
35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.
Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.
Несмотря на то, что в стране объявлена свобода веры, в Германии введен церковный налог
Понять, какая религия у германцев главная, достаточно легко. Дело в том, что по данным на 2021 год года доля христиан в Германии составляла 58 — 59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий — католиков и протестантов.
58 — 59%
столько в Германии христиан по данным на 2021 год
Количество тех и других примерно одинаково (разница составляет менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно — если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.
На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам. Это что объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии (существование ГДР).
Страны Европы с преобладающим германским населением. Цветами выделены различные языки германской ветви; западногерманские и северогерманские разделены красным. Большинство современных германцев проживает в ФРГ. Фото: upload.wikimedia.org
Православные в Германии составляют 1,9-2,7% населения. Остальные христиане протестанты: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. — в общей сложности около двух десятков конфессий.
Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии.
Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др. 35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо религиозной общине.
2 — 3%
составляет церковный налог от дохода жителей Германии
В Германии религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. Таким образом, можно достаточно достоверно ответить на вопрос: какая вера у германцев.
При этом на основании собранных таким способом сведений, Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Далеко не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.
Родина Реформации
Именно Германия стала центром реформирования религиозных течений Европы. Именно здесь зародились разные направления протестантской веры, которая выступила за изменения в подходах общения верующих и священства.
Саксонский монах Мартин Лютер стал знаменем Реформации, которая изменила не только религиозную, но и политическую и экономическую жизнь Европы. Изменила Реформация и Германию, которая превратилась в союзы и объединения свободных микрогосударств. Они отличались не только именем правителя, но и верой, общественным укладом и многими другими особенностями.
Собственно, такие сильные отличия в жизни каждой из земель идут именно с тех времен, когда крестьяне и граждане городов обязаны были принимать веру их господина и управителя. Чаще всего соседствующие графства и княжества были противоположны по выбору религии. И потому из-за разной веры и разных взглядов на жизнь, часто вспыхивали конфликты, которые иногда перерастали в полноценные боевые действия, причину которых потом уже редко кто и помнил.
Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии
Католические и протестантские религиозные общины Германии — самые многочисленные. Именно поэтому католицизм в этой стране считается одной из самых древнейших и крупнейших христианских конфессий.
29,9%
столько на 2007 год в Германии было католиков
По состоянию на 2007 год в рядах Католической церкви насчитывалось 24 170 745 прихожан, что соответствует 29,9 % населения. Работает 27 епархий (20 епархий и 7 архиепархий) Все диоцезы сгруппированы в семь церковных провинций.
Шильдик: церкви в Вайнгартене. Христианство доминирует в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org
Католическая церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации. Это означает, что она имеет право взимать со своих прихожан церковный налог. Католическая церковь Германии называет его в качестве главной составляющей своего бюджета.
Что же касается истории католичества, то первые католические епархии на территории современной Германии возникли сразу после превращения христианства в государственную религию Римской Империи.
Среди них можно назвать: епархии Кёльна (провинция Германия II), Майнца, Вормса, Шпайера (провинция Германия I), Трира (провинция Белгика I) и Аугсбурга (Провинция Реция II).
29,9 %
столько жителей Гармании — католики
Аугсбургский религиозный мир (1555) и Вестфальский мир (1648) разделили страну на две зоны — католическую и лютеранскую.
В 1921 году между Ватиканом и Германией были установлены дипломатические отношения, через восемь лет дипломатические отношения были установлены между Ватиканом и Пруссией, в 1929 году между ними заключён конкордат.
После уничтожения войсками союзников в 1945 году фашисткой Германии, католические епископы Вармии и Бреслау перенесли свои кафедры в ФРГ, оставшиеся канонники назначили епархиальных администраторов, вошедшие в Конференцию католических епископов Польши.
Кёльнский собор. Кёльнский собор считается символом католичества в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org
После объединения ФРГ и ГДР в 1994 году апостольские администраторы Эрфурта, Магдебурга и Гёрлица были преобразованы в епархии.
Берлинская конференция католических епископов самораспустилась, епархия Берлина стала архиепархией совместно с епархиями Дрездена-Мейссена и Гёрлица образовали Церковную провинцию Берлина.
Апостостольская администратура Шверина была объединена с частью Епархии Оснабрюка в Архиепархию Гамбурга, образовавшую вместе с епархиями Оснабрюка и Хильдесхайма Митрополию Гамбурга.
В настоящее время католическая община Германии переживает не лучшие времена, так как испытывает на себе давление представителей других религиозных конфессий и, в первую очередь, ислама.
Религия Третьего Рейха
По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.
Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания – еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.
Большинство немецких протестантов объединены в Евангелическую церковь Германии
Протестантская религия в Германии представлена Евангелической церковью в Германии или EKD. Она представляет собой объединение (унию) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии.
22
столько сегодня региональных протестантских церквей в Германии
На сегодняшний день количество её прихожан составляет 24 832 110 человек. Это конфедерация 22 региональных протестантских церквей, при этом она не может быть признана в церковью в теологическом понимании в связи с деноминационными различиями.
Тем не менее, в ЕЦГ церкви имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Её штаб-квартира находится в Ганновере.
22 земельные Церкви. Синим обозначены лютеранские Церкви, пурпурным — юнионистские, красным — реформатские. Евангелическая церковь в Германии — это конфедерация 22-х протестантских земельных Церквей, которые имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Фото: upload.wikimedia.org
Датой зарождения немецкого лютеранства считается 1517 год, при этом Германия является его родиной.
Деятельность сподвижника Мартина Лютера Меланхтона (лидера партии филиппистов) способствовала сближению немецких лютеран с немецкими кальвинистами, чему противилась партия гнесиолютеран.
Окончательное размежевание с католицизмом произошло после Тридентского собора.
В 1817 году путём объединения лютеранской церкви Пруссии с кальвинистскими общинами была образована Евангелическая церковь в Пруссии (Evangelische Kirche in Preußen) (с 1875 года — Евангелическая поместная церковь старых провинций Пруссии (Evangelische Landeskirche der älteren Provinzen Preußens).
Церковь старопрусской унии (Evangelische Kirche der altpreußischen Union)), несогласные с унией лютеране образовали Евангелическо-лютеранскую церковь Пруссии.
В Евангелической церкви Германии есть пасторы-женщины.
В июле 1933 года Немецкий евангелический церковный союз был реорганизован в Немецкую евангелическую церковь, была введена должность рейхсепископа (Reichsbischof). В августе 1945 года Немецкая евангелическая церковь преобразована в Евангелическую церковь Германии.
В 1969 году был образован Союз евангелических церквей Германской Демократической Республики (СЕЦ ГДР) из вышедших из ЕЦГ: В 1991 году СЕЦ ГДР самораспустился, а поместные церкви, входившие в него, вновь вошли в ЕЦГ.
Маргот Кессман, пастор. Церковь Евангелическая церковь Германии, Диоцез Евангелическо-лютеранская Церковь Ганновера. В ЕЦГ существует институт женщин-пасторов. Фото: upload.wikimedia.org
В наше время ЕЦГ представляет собой реформаторскую церковь. Так, например, в ней разрешено возводить гомосексуалистов в священнический сан. В 2007 году ЕЦГ приняла декларацию «Укрепление надежности и ответственности», в которой были одобрены однополые моногамные партнёрства.
В евангелической церкви нет обета безбрачия для священников, при этом вопрос о дозволенности священникам-гомосексуалистам вступать в однополые браки остается дискуссионным.
Кроме того, в Германии существует институт женского пастора. В настоящее время четыре женщины в должности епископов возглавляют земельные Церкви.
Дохристианская Германия
Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.
Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.
Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.
К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.
Православие не признается традиционной религией в Германии
Православная церковь никогда не считалась в Германии влиятельной силой, поэтому православие здесь не относиться к традиционным религиям. Связанно это с тем, что 1054 года христиане Германии остались в зоне католического влияния.
В XVI веке в немецких землях начал распространяться протестантизм, при этом ряд территорий страны (Бавария, Австрия и др.) остались верны католичеству.
Собор святых новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене (РПЦЗ). Несмотря на то, что Германия — не православная страна, в ней присутствуют представители практически всех значимых православных Церквей. Фото: upload.wikimedia.org
В Германии русское православие присутствует около 300 лет. Уже при Петре I в 1718 году была открыта часовня в Берлине, просуществовавшая до 1837 года. Позже посольский храм перенесли в новое здание посольства России.
Его паству составляли около пяти тысяч православных: русских, сербов, болгар, греков и румын. Современные православные храмы в Германии относятся к XIX и XX векам постройки.
В 60-е и 90-е годы XX ряд культовых сооружений построено в Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте, Кёльне. Это так называемые богослужебные точки, то есть обустроенные для совершения богослужений места, оборудованные из жилых и нежилых помещений.
300
столько уже лет в Германии присутствует русское православие
Cо второй половины XIX века в Германию ездили отдыхать и лечиться на водах русские аристократы и другие представители русского общества, что стало причиной постройки целого ряда православных храмов, например, в Баден-Бадене (1882) и Бад-Эмсе (1876).
Всемирно знаменитый храм Карлсбада (Карловы Вары), ныне находится на территории Чехии.
Русская церковь в Бад-Эмсе. Многие православные церкви в курортных городах Германии построены выходцами из России. Фото: upload.wikimedia.org
В русских православных приходах в Германии, зависимости от национальности прихожан, в богослужении используется как церковнославянский, так и немецкий языки. Кроме того, в некоторых приходах литургия и вечерня полностью проводится на немецком языке.
Связанно данное обстоятельство с тем, что значительную часть паствы русских церквей в Германии составляют коренные немцы, перешедшие в православие, а некоторая часть священников и архиереев русских приходов немецкоговорящие.
1,14%
столько православных сегодня в Германии
Православные составляют в стране 1,14 % населения страны. 15 октября 2013 года на заседании Священного синода Антиохийского патриархата была учреждена митрополия Германии, а её управляющим избран митрополит Исаак (Баракат).
В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии
В результате волны трудовой миграции в Германию 1960-х – 1970-х годов, мусульмане стали заметной религиозной группой в Германии. Согласно официальной переписи населения, проведенной в 2011 году — 1,9 % населения Германии (около 1,5 млн человек) объявили себя мусульманами.
1,9%
или около 15 млн. граждан германии — мусульмане
Так как согласно законодательству ФРГ человек не обязан объявлять свою религиозную принадлежность, эта цифра может быть сильно занижена. Независимые оценки говорят о 4,3 миллиона германских мусульман (5.4 % населения). Большинство из них — граждане Германии.
Мечеть Вюнсдорф, в лагере для военнопленных Халбмондлагер — первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесённая в 1925-26 годах. Ислам в Германии появился из Османской империи. Фото: upload.wikimedia.org
Большинство германских мусульман имеют турецкое происхождение. Имеются также небольшие группы из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. Б
ольшинство мусульман живут в Берлине и крупных городах бывшей Западной Германии. В бывшей Восточной Германии мало мусульман из-за того, что до 1989 года в этом регионе отсутствовала трудовая миграция.
Большинство мусульман в Германии — сунниты (75 %), имеются так же шиитские (7 %) и ахмадийские (1 %) общины.
Ислам появился в германии вместе с османскими дипломатами и торговцами.
Первые мусульмане приехали в Германию в качестве дипломатов и торговцев в XVIII веке, когда между Османской империей и Германией были установлены дипломатические отношения.
В 1745 году король Фридрих II создал в прусской армии мусульманское подразделение, состоящее преимущественно из боснийцев, албанцев и татар. В 1798 году в Берлине было создано мусульманское кладбище. В настоящее время функционирует мусульманское кладбище, созданное в 1866 году.
Центральная мечеть Кёльна. Немцы протестуют протеев строительства в стране новых мечетей. Так протесты против строительства в 2007 году мечети в Кёльне вылились в массовые беспорядки. Фото: upload.wikimedia.org
В 1942 году, во время Второй Мировой Войны, был основан Исламский институт (Маахад аль-Ислям) известный в настоящее время как сейчас известно под названием Центральный Исламский Архивный Институт Германии(Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland).
При этом после войны в ГДР, ислам, как и другие религии, подвергался преследованиям. В 1961 году власти Западной Германии пригласили иностранных рабочих (гастарбайтер), большинство из которых прибыло в Германию из сельского района в Юго-Восточной Анатолии (Турция).
После этого мусульманское население страны стало стремительно расти. Местное население выступает против строительства в Германии мечетей. Так, например, серьезный конфликт возник вокруг планов мусульман возвести большую мечеть в Кёльне в 2007 году.
Зачем нужна религия
Христианизация Германии
Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.
В Германии так же действуют иные религиозные общины
Евреи в Германии появились еще в средние века. Иудейская община страны постоянно подвергалась преследованиям, в том числе религиозным. В ходе Холокаста во времена Второй мировой войны она была практически полностью уничтожена.
В наше время число последователей иудаизма составляет в Германии 0,12 % от населения страны или же 100 тысяч человек. Необходимо отметить, что в стране присутствуют представители и других религиозных общин, например, свидетели Иеговы и индуисты.
Мемориальная доска в концлагере Маутхаузен. В нацисткой Германии Свидетели Иеговы преследовались. В современной ФРГ они действуют наравне с другими официально признанными религиозными сообществами. Фото: upload.wikimedia.org
Около 31 % немецкого населения — атеисты (на территории бывшей ГДР атеистов — до 70 %).
Связанно это как с тенденциями и течениями, формирующимися в современном немецком обществе, так и с длительным присутствием на территории Германии советских войск.
В результате, в 2005 году атеистами или агностиками назвали себя около 45 % населения страны.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Религиозность и конфессии в современной Германии
В.П. Иерусалимский
Формально-статистически число граждан, относящихся к одной из двух доминирующих церквей к началу XXI в. cовершенно выровнялось — по 26 млн. (2002 г.). Вместе они составляют около 63% населения. Еще примерно 1,5 млн. христиан приписаны к церквам иных направлений. Самой крупной ветвью из них является православие: 430 тыс. относится к Константинопольскому патриарху, 320 тыс. насчитывает Сербская православная церковь, примерно 70 тыс. верующих приходятся на болгарскую, румынскую и антиохийскую православные общины . Около 150 тыс. находятся в юрисдикции Московского патриарха и Русской православной церкви за рубежом. Можно сказать, что постепенно православие становится в Германии третьей по величине христианской конфессией.
Христианство в ФРГ охватывает, кроме того, протестантские сообщества нелютеранского направления (примерно около 0,5 млн. верующих). Это баптисты (около 900 тыс.) и методисты (70 тыс.), и заметно в последние десятилетия выросшая Новоапостольская церковь (свыше 400 тыс. членов).
Последняя — весьма специфическое ответвление христианства и ярко выраженного сектантско-авторитарного характера с жесткими иерархическими структурами, сходящимися в единый международный центр в Цюрихе (в мире примерно 7 млн. последователей, немецкая организация — крупнейшая в Европе). Новоапостольская церковь решительно отказывается от контактов с другими направлениями христианства. Определяющие ее черты — глухая самоизоляция от светской жизни в любых ее аспектах (культура, политика, спорт), строжайшее целомудрие, настоящий психотеррор по отношению к колеблющимся.
Таким образом, примерно 54 млн. жителей современной Германии причислены к христианским церквам. Присоединение 17-млн. ГДР с ее абсолютно доминирующим положением лютеранско-евангелической церкви не столько укрепило ее позиции или общехристианское вероисповедание, сколько стало дополнительным импульсом к общей секуляризации.
К традиционным и имеющим статус корпорации публичного права, относится и иудаизм. До нацистского Холокоста в Германии проживали ок. 0,5 млн. евреев. После войны из них выжили едва ли 15 тыс. Ко времени падения ‘стены’ еврейская община насчитывала примерно 30 тыс. членов. Ее более чем утроение (до 102 тыс. к 2003 г.) произошло почти исключительно за счет эмиграции из России, Украины, Белоруссии, других государств на бывшей территории СССР — всего 200 тыс. Прибыв по приглашениям еврейских организаций, менее половины из прибывших (в массе своей предпенсионного, пенсионного возраста врачи, инженеры, научные работники, учителя без знания немецкого или еврейского языков, практически без вероисповедных традиций) влились в жизнь 89 существующих ортодоксально-иудейских общин. Религиозная и культурная жизнь в них едва теплится: несмотря на помощь государства, средств, как правило, не хватает. К тому же налицо острейший дефицит раввинов. Руководители центрального совета евреев полны пессимизма: в ближайшие лет двадцать еврейская община в Германии вообще может прекратить существование.
Третьей по численности религиозной общиной (после католицизма и протестантизма) является исламская суннитская, возникшая за последние полвека главным образом из осевших в ФРГ с 60-х гг. гастарбайтеров-турок; позднее к ним прибавились выходцы из Афганистана, Ирана и других стран Востока. В некоторых крупных западногерманских городах (Кельн, Франкфурт и др.) и в Берлине, прежде всего, возникли целые мусульманские районы-анклавы. В стране действуют свыше 2 тыс. мечетей, молельных домов и культурных центров. Наличие примерно 3,2 млн. мусульман, трудно поддающихся ассимиляции даже не в первом поколении, представляет собой серьезную социально-политическую, культурно-психологическую проблему для страны. В связи с подъемом исламского терроризма и в более широком плане — радикального фундаментализма, во многом совершенно по-новому встали для страны проблемы безопасности. По оценкам соответствующих служб не менее 30 тыс. сторонников ислама могут быть отнесены к его радикально-воинствующему направлению. Звучащие нередко в мечетях призывы к построению в Германии шариатского государства и к насилию сделали с некоторых пор необходимым надзор над мечетями и клубами со стороны Ведомства по охране конституции. Проблема исламского культурно-религиозного меньшинства в ФРГ настолько сложна и специфична, что должна быть предметом специального рассмотрения.
Оригинальной и относительно свежей тенденцией становится обращение немцев, особенно молодых поколений к таким в этих широтах экзотическим вероисповеданиям как индуизм (около 1 млн. последователей), буддизм (около 250 тыс. приверженцев), бхагванизм и сикхизм (по 5 тысяч новообращенных ).
Рассмотрение структур и ситуации в обеих ведущих христианских церквах Германии разумно предварить напоминанием об исторически сложившейся пространственно-географической неравномерности их распространения. Со времен Реформации и религиозных войн XVI-XVII вв. Юг страны (прежде всего Бавария) всегда оставался католическим, тогда как (к северу от т.н. ‘майнской линии’, т.е. от реки Майн) Север и Северо-Восток стали преимущественно лютеранско-евангелическими. С одним, однако, важным исключением: западно-центральный район, примерно по течению Рейна и Майна, где когда-то старейшим и влиятельнейшим архиепископствам Майннцскому и Кельнскому веками принадлежали обширные территории и духовно-политическая монополия, и по сей день остаются регионом плотной католической культуры, во многом с особым социально-ориентированным оттенком. В середине 90-х гг. формальные соотношения выглядели примерно следующим образом. Бавария и Саар — свыше 60% населения причислялось к католической церкви; Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия — от 40 до 60%.
Доменами преимущественного влияния протестантизма остаются Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, тогда как в Гессене — в общем паритет, а в ‘новых восточных землях’ (с формальным отнесением к протестантизму 10-15% населения) абсолютно торжествует — как историческое наследие ГДР-овского социализма — светское мироощущение В начале 90-х гг. 80% восточных немцев не относили себя ни к одной из церквей, свыше 40% заявляли, что вопросы веры им совершенно не важны и менее 7% посещало церковь хотя бы раз в месяц .
При всей ослабленности религиозно-организационных связей абсолютного большинства немцев унаследованная из семьи, поддерживаемая окружающей традиционалистской средой ориентация на ту или иную церковную структуру и по сей день — немаловажный фоновый фактор общей политической культуры, индивидуальной политической направленности и выбора. Как известно, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце практически непоколебимо политическое лидерство христианских демократов (40-50% голосов на выборах в ландтаги), тогда как Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония и Бранденбург в зеркально-точном отражении оплот социал-демократов.
К концу 90-х гг., на переломе от второго, рекордно длительного пребывания ХДС/ХСС у руля федеральной власти (‘эра Коля’ с 1982 по 1998 гг.) к ‘красно-зеленой коалиции’ (СДПГ — Партия Зеленых во главе с Г.Шредером), а также на досрочных общефедеральных выборах 2005 г., ‘майнская линия’ выявилась с поразительной четкостью: весь Север — социал-демократический, ‘красный’, весь Юг (Бавария, Баден-Вюртемберг, Саксония и Тюрингия) под руководством христианских демократов, ‘черный’.
Определяющая черта религиозной ситуации в ФРГ начала XXI в.- далеко зашедшее, граничащее с упадком обеих христианских церквей — лютеранской и католической, сокращение их массового влияния и общественно-политической роли. Процесс этот имеет свое многообразное, в том числе и чисто материальное, финансовое, имущественное, кадровое выражение.
Число номинальных (т.е. числящихся за той или иной церковью) прихожан сократилось за 1990-2002 г. у евангелистов с 30 до 26 млн., у католиков — с 28 до 26 млн. Итак, — на 8 млн. примерно четверть западных и до двух третьих восточных немцев никогда, в том числе и в праздничные дни или по семейным торжествам, не заглядывают в храмы. Даже в рождественские праздники, так плотно связанные со специфической немецкой традицией бытового ‘уютного’ уклада, богослужения не посещают свыше трети ‘весси’ и больше половины ‘осси’. Значительная часть населения (до половины!), особенно жителей крупных городов, отказываются от венчания и крестин. Даже в семьях, числящихся за католической церковью, доля крещения новорожденных в 2003 г. была на треть ниже, чем всего десятилетием ранее.
С середины 60-х гг. число выходивших из церковных общин в ‘старой’ ФРГ составляла от 250 до 300 тыс. в год (процедура, надо сказать, особенно в католицизме, весьма осложненная). Последние данные на 2003 г.-180 тыс. выходов у протестантов и 117 тыс.-у католиков .
Неуклонное сжатие общин, снижение посещаемости служб, налоговая реформа конца 90-х гг., понизившая в том числе и ставки церковного налога и иные обстоятельства поставили церкви в ситуацию, по словам ее иерархов близкую к кризисной. В нехватку средств нередко упирается само духовное окормление прихожан. В значительных размерах приходится из-за сокращения паствы и нехватки средств на ремонт и поддержание церквей просто их закрывать, сдавать в аренду, а то и сносить. Социальные исследования говорят, что из существующих в стране 35 тыс. церквей одна треть может быть продана без ущерба для отправления богослужения.
И все равно пастырей не хватает. В 2001-2003 гг. католическая церковь потеряла 900 патеров. В 13 тыс. приходов службы отправляют 9 тыс. священников (в 70-х гг. их было 26 тыс., да еще и в 1987 — свыше 12 тыс. ). Пришлось пойти на такие неординарные меры, как приглашение 1,5 тыс. священнослужителей не только из соседней Польши, но даже из Индии.
‘Обновленческое’ движение в католической церкви постоянно добивается позволения совершать хотя бы венчания и погребения нерукоположенным активистам из числа прихожан. Из-за оскудения церковной кассы приходится свертывать и общественную и благотворительную деятельность, проводить увольнение персонала социальных учреждений (больниц, школ, приютов, детских садов, кладбищ и пр.). Жизнь заставляет церкви гоняться за спонсорами (‘фандрейзинг’), развивать свой бизнес (отели, туристические бюро и пр.), заниматься мелочной торговлей (майки с картинками, сувениры), сдавать церковные помещения для вызывающе светских мероприятий (например, демонстрации мод). Церковная бюрократия срочно осваивает методы современного маркетинга и подхода к своим последователям как к клиентам, чьим пожеланиям, подчас плохо сочетающимся с благочестием и церемониалом, следует идти навстречу. Маркетинговой изобретательностью, тонким учетом психологии современной урбанизированной личности, зажатой жесткими условиями и высоким темпом жизни, отличается проект обеих христианских церквей под названием ‘вкуси немножко монастырского уклада’. Десятки монастырей предоставляют свои кельи желающим приобщиться на время к несуетному строю монастырской жизни, систематическим богослужениям и общинному труду и таким образом хотя бы отдаленно почувствовать притягательность духовной созерцательности, христианских ценностей. Наиболее массовым и эффектным видом ‘работы с общественностью’ и католиков, и евангелистов остаются т.н. дни церкви (кирхентаги), позволяющие выйти за ограниченные рамки канонических богослужений и воцерковленной паствы. Это массовые мероприятия прихожан и друзей церкви. У католиков — это традиция, восходящая еще к 1848 г.; евангелическая церковь начала их проводить столетием позднее. Евангелические дни церкви — удачная форма сочетания богослужений, углубленных теологических дискуссий, семинаров и массовых, , фестивального характера, мероприятий — политико-культурных диалогов, концертов, выставок. При этом евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) как институция отступает как бы на задний план, ее высшие органы не предписывают тематику и даже не являются собственно организаторами Дней. Дни евангелической церкви, нередко обретающие отчетливую политическую окраску (оппонирование ремилитаризации ФРГ в 50-е гг. или ‘антиракетное’ движение в 80-е гг., поминовение жертв нацизма, в частности советских военнопленных). Дни не заканчиваются принятием каких-либо резолюций, деклараций. Их главная функция — нравственное, эмоциональное растормаживание общественного сознания, возвышение его над прагматической регламентированной повседневностью.
В основе резкого ослабления влияния церквей лежит, естественно, прежде всего прогрессирующая, далеко зашедшая и необратимая секуляризация массового сознания. Регулярные социологические исследования убедительно раскрывают этот процесс. Опрос 1996 г. ЭМНИД выявил своего рода исторический рубеж: Бог лишился веры большинства немцев. Лишь 45% заявили о своей уверенности в его существовании (28% и 27% соответственно отрицали либо сомневались в этом. В границах бывшей ГДР свою набожность подтвердило всего 20% населения . Причем по темпам утраты веры католики почти не уступали протестантам, хотя среди них, особенно среди женщин, пожилых людей и избирателей ХДС/ХСС верующими себя продолжало считать все же большинство. Утрату веры в бога обосновывают чаще всего двумя аргументами: ‘Церковный образ Бога несовременен’ и ‘Вера в Бога подрывается бедствиями, которые обрушиваются на людей’. По сути вера даже 2/3, которые относят себя к верующим (2005 г.) очень размыта, мозаична, противоречива: католики, приемлющие индуистскую идею многократного рождения-перевоплощения, протестанты, не воспринимающие Господа как Отца нашего, отрицающие Троицу, а заодно и присутствие Бога в повседневной жизни (более половины признают за ним исключительно роль Творца). Для очень многих немцев отнесение себя к христианской вере — прежде всего общекультурный контекст, отграничение от ислама, а не вера в собственном смысле.
В современном обществе церковь, ее пастыри утрачивают свою функцию духовных наставников, ‘учителей жизни’, обладающих почти монопольным авторитетом в самых различных областях, в решении моральных и правовых житейских коллизий. Обеим церквам приходится все труднее в условиях неуклонного распространения научных, естественно-научных представлений о природе, обществе, человеке. Перед лицом современных информационных сетей — книг, прессы, электронных масс-медиа, Интернета. Распространяемое церквами вероучение, их позиции по крупным нравственным вопросам все реже воспринимаются обществом без возражений, с доверием к их компетентности (всего 16% немцев воспринимают библейскую версию возникновения жизни).
Особо тяжкие для католической церкви последствия имела ее позиция по вопросам брака (его нерасторжимости) и сексуальной морали. Папская энциклика 1968 г. с осуждением контрацепции обнажила для всего общества глубочайший консерватизм и оторванность от жизни церкви, в Германии она прямо-таки дискредитировала ее. Равно как и ее позиция и позиция ХДС/ХСС в растянувшейся на 60-80-е гг. напряженной политической борьбе вокруг 218 уголовного кодекса из еще имперских времен, возлагавшего на женщин уголовную ответственность за прерывание беременности. Опросы показывали, что более половины бундесбюргеров протестантского и 43% прихожан католического вероисповедания не приняли аргументацию клира. Прежде всего, молодые поколения не принимали обвинений в ‘непомерном преувеличении эротизма’, призыв к соблюдению невинности и к сексуальной жизни только в браке, не поддержали резкое осуждение клиром гомосексуальности. Сохраняющаяся ультраконсервативная позиция Ватикана в проблеме целибата (безбрачия) священников не находит безоговорочного одобрения и среди самих священнослужителей. Тем более, что общеизвестно весьма относительное его соблюдение многими пастырями (если не большинством); к тому же не проходит и года без скандальных разоблачений сексуальных домогательств католических патеров к несовершеннолетним обоих полов.
Церквам все труднее преодолевать даже чисто лексико-стилистический барьер между вероучением и мироощущением, понятийными представлениями современных поколений. Их официальные пастырские послания, повседневные проповеди о божественном предначертании, благости, набожности и пр. воспринимаются с трудом и все сужающейся общественностью. Еще несколько лет назад католический журнал по вопросам культуры горестно констатировал, что по большому счету язык церкви и язык современного общественного сознания ‘противостоят друг другу, разделено и враждебно’.
Одним словом, чем шире становится расхождение (и даже конфликт) в ценностях церквей и весьма секуляризованного общества, тем слабее становится церковное влияние на индивидуальные судьбы и на общественно-политические процессы.
Одним из полей арьергардных оборонительных сражений церквей за свои позиции стал Закон божий как предмет школьной программы. В Основном законе ФРГ употреблена намеренно нечеткая формулировка: религиозное преподавание — ‘естественная составная часть школьной программы’ (ordentliches Lehrfach), избегнув, таким образом, жесткого понятия ‘обязательный предмет’. Поскольку образование по конституции входит в компетенцию земель, то на сегодняшний день ситуация от земли к земле очень варьируется. В ‘черной’ Баварии Закон божий практически обязательный предмет, в Бремене и Берлине — факультативный и слабо посещаемый. В Нижней Саксонии, Гессене, Бранденбурге и Берлине существуют необязательные более широкие и расплывчатые предметы, обозначаемые как ‘ценностные ориентиры и этика’, в рамках которых излагаются и вероисповедные нормы. Естественно, подавляющее большинство подростков (в Берлине 70%) отказываются вообще от факультативной альтернативы .
Факт полного развала социализации подрастающих поколений через церковно-религиозные ценности и институты, в сущности, наступил гораздо раньше, в 70-80-е гг. Н. Грайхер, известный теолог из Тюбинегна, констатирует: ‘Навсегда исчезли почти все составные элементы религиозного воспитания — верующий отчий дом, христианские молодежные союзы, преподавание Закона божьего в школе, конфирмация или просто посещение храма .
Необратимость распространения агностических и атеистических установок признается и большей частью политического класса, и многими иерархами обеих церквей (показательно, кстати, что в присяге при вступлении на должность федерального канцлера Герхард Шредер (СДПГ) опустил прежде само собой разумеющуюся формулу — ‘да поможет мне Бог!’).
С поразительной резкостью и откровенностью оценивает общую религиозную ситуацию Председатель Совета Евангелической церкви в Германии, епископ Берлина-Бранденбурга В. Хубер: ‘Мы являем собой страну, в которой христианская вера, христианская традиция и христианские церкви играют важную роль, но все же мы не христианская страна. И стало быть, христианские церкви не могут претендовать на монополию: При этом мы отдаем себе отчет, что при всем культурном плюрализме христианская традиция сохраняет особые значение и вес’.
Мир религий
https://www.religio.ru/relisoc/200.html