Вероисповедания в России Государственная религия и другие вероисповедания современной России

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Что такое свобода вероисповедания? Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Он предоставляет право исповедовать лично либо совместно с другими любое верование или не верить ни во что. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. Известно, что закон федеральный от 26 сентября 1997 года № 125-Ф «О религиозных коалициях и свободе совести» заверяет «равноправие перед законом независимо от взглядов и отношения к вере».

В России не существует специального государственного федерального органа, призванного контролировать соблюдение правил религиозными организациями. Известно, что в СССР при Совете Министров существовал Совет по делам религий.

Базовыми вероучениями, фигурирующими в России, являются: буддизм, ислам и христианство (протестантизм, православие и католицизм). Одновременно часть населения РФ в бога не верит.

Количество верующих

Какое доказательство Бога вы знаете? Хотим вам сказать, что Господь доказательств своих деяний не предоставляет: деяния либо есть, либо у вас нет веры. В РФ сейчас отсутствует официальная статистика членства в богомольных структурах: закон запрещает выяснять у граждан их религиозную принадлежность. В результате о богобоязненности россиян можно рассуждать, лишь изучив итоги социологических опросов народонаселения.

Интересно, что данные подобных мероприятий двойственны. Так, в блиц-опросе от 2007 года РПЦ заявляла, что её последователями являются около 120 миллионов российских граждан. А руководители ислама в то же время считали, что в стране проживает от 13 до 49 миллионов мусульман. Но в РФ пребывает всего 144 миллиона душ! Следовательно, одна из конфессий значительно преувеличивает свою известность.

В августе 2012 года служба «Среда» провела всероссийское исследование «Атлас национальностей и религий» в 79 из 83 субъектов РФ. Вот что она выяснила:

  • 58,8 миллиона (или 41%) жителей РФ принадлежат к РПЦ (исповедуют православие).
  • 9,4 миллиона человек (или 6,5%) веруют в ислам (включая шиитов, суннитов и тех, кто не считает себя ни шиитом, ни суннитом).
  • 5,9 миллиона (или 4,1%) жителей исповедуют христианство, но не причисляют себя ни к католикам, ни к православным, ни к протестантам.
  • 2,1 миллиона (или 1,5%) жителей исповедуют православие, но не являются старообрядцами и не принадлежат к РПЦ.
  • 1,7 миллиона (или 1,2%) причисляют себя к классической религии своих предков, служат силам природы и разным богам.
  • 0,4% (или 700 000) жителей исповедуют буддизм (обычно тибетский).
  • 0,2% (или 350 000) людей являются старообрядцами.
  • 0,2% (или 350 000) людей именуют себя протестантами (лютеранами, баптистами, англиканцами, евангелистами).
  • 0,1% или (170 000) человек относят себя к восточным религиям и духовным практикам (кришнаиты и индуисты).
  • 0,1% (или 170 000) именуют себя католиками.
  • 170 000 (или 0,1%) являются иудеями.
  • 36 миллионов (или 25%) человек верят в Господа, но не относят себя к конкретной религии.
  • 18 миллионов (или 13%) совершенно не верят в Господа.

Известно, что в июле 2012 года служба «Глас Рунета» провела опрос, благодаря которому выяснилось, что богобоязненными являются 67% посетителей русскоговорящего Интернета.

А исследование Левады-Центра, проведённое в ноябре 2012 года, показало, что процент верующих в РФ распределился таким образом:

  • Православие — 74%.
  • Протестанты — 1%.
  • Католицизм — 1%.
  • Атеисты — 5%.
  • Отказались отвечать — 0%.
  • Ислам — 7%.
  • Иудаизм — 1%.
  • Индуизм — <1%.
  • Буддизм — <1%.
  • Другое — <1%.
  • Затруднились ответить — 2%.
  • Ни к какой религии — 10%.

Информация ФОМ на июнь 2013 года выглядит так:

  • Православие — 64%.
  • Не считают себя боголюбцами 25%.
  • Иные христианские конфессии (униаты, протестанты, католики, баптисты и др.) — 1%.
  • Другие вероучения — 1%.
  • Ислам — 6%.
  • Затрудняются ответить, не могут называть конкретную конфессию — 4%.

Религиозный состав

Приведем данные статистики о процентном соотношении представителей разных конфессий на территории России:

Наименование религиозной конфессии% от Левада – Центр 2012% от Фонд «Общественное мнение» 2013% от Российской академии наук 2013
Православие746479
Католицизм1менее 1нет данных
Протестантизм1менее 1нет данных
Иудаизм1нет данныхНет данных
Ислам764
Буддизмменее 1нет данныхнет данных
Индуизмменее 1нет данныхнет данных
Другие, включая традиционныеменее 111
Атеисты15259
Затруднились ответить227

*Понятие «традиционные» применено к различным верованиям дохристианского периода: многобожие, почитание природы, духов и предков.

В таблице приведены обобщенные данные для территории всей страны. Региональная статистика будет зависеть от национального состава.

Православие

Согласитесь, вероисповедания в России распространены повсеместно. Попытаемся сейчас изучить православие. Известно, что Закон РСФСР 1990 года (от 25 октября) был заменён Федеральным законом 1997 года (от 26 сентября) №125-ФЗ «О религиозных коалициях и свободе совести». Вводная часть его содержит принятие «экстраординарной роли христиан в истории Руси».

Православие в РФ представлено Православной Русской Церковью, старообрядческими объединениями, а также большим количеством альтернативных (неканонических) христианских структур русской традиции.

Вообще Русская Христианская Церковь является крупнейшим религиозным объединением на землях России. РПЦ считает себя исторически первой русской христианской общиной: официально её государственное начало было заложено в 988 году святым князем Владимиром, согласно установившейся историографии.

По мнению лидера «Общественного Русского Движения», политолога Святенкова Павла (январь 2009 года), РПЦ де-факто находится на особом положении в нынешнем русском обществе и политической жизни.

Доклад» Роль православия в истории России» статья ( группа) на тему

Роль православия в истории России.

Лопандина Надежда Павловна

г.Лебедянь

Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может … вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации.

Ф.М.Достоевский

Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. В 988 году было произведено крещение Руси новгородским и киевским князем Владимиром Крестителем (Красное Солнышко) с целью формирования русского государства и его укрепления. В результате на русских землях распространилась славянская письменность, книги и грамотность, новейшие на то время строительные технологии, иконопись и фресковая живопись. Православие серьёзно смягчило нравы и стало органичной частью народной жизни и государственного устройства, а также заложило основу для превращения разрозненных славянских, финских и тюркских племён в единую русскую нацию. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

В федеральном «Законе о свободе совести и религиозных объединениях», в преамбуле признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Далее говорится об уважении к другим конфессиям, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. «Закон о свободе совести и религиозных объединениях» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, то есть, одобрен всей многонациональной и многоконфессиональной Россией, признавшей особую роль Православия в своей истории.

С конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви.

Огромное влияние сыграло православие в жизни известных полководцев: святой князь Александр Невский — является неотъемлемой частью русской патриотической традиции.

Всем известный факт, что преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, а монахи Троице-Сергиевой Лавры участвовали в том же сражении. Куликовская битва стала началом превращения Древней Руси в Великую Россию.

Суворов – само воплощение России, всех духовно – нравственных ценностей и глубинных смыслов русской православной цивилизации! В Суворове скрыт цивилизационный код России и генетический код её будущих побед! Суворовская «Наука побеждать» должна стать духовной основой воспитания всех граждан России.

Если рассматривать недалекое прошлое, а именно середину двадцатого века, то во время Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь принимала активное участие в обороне нашей Родины. И это далеко не полный список примеров, в которых православие сыграло большую роль.

Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается сферой духовной жизни. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен — православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа — исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т.д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

В нравственной области православие дало русскому народу живое, и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости. Отсюда же характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику, отсюда наши богадельни, больницы и клиники, создававшиеся на частные пожертвования. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не победила бы своих врагов и нe построила бы своего земного жилища.

2016 год – год тысячелетие Русского Афона. Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы в Греции как вселенской сокровищницы. Влияние Святой Горы на духовное становление Руси играло решающую роль на протяжении её тысячелетней истории. Говоря о Русском Афоне, нельзя не сказать об одном из величайших святых XX века — преподобном Силуане Афонском. В этом году православный мир отметит 150 – летие со дня рождения святого подвижника. Молитвенник за весь мир, ярчайший светильник Святой Горы минувшего столетия, преподобный схимонах Силуан родился в России, в семье благочестивого крестьянина Ивана Антонова в селе Шовском. Долгие годы духовной жизни на Афоне сделали из него великого подвижника. «Редкой силы воля — без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество — с кротостью и мягкостью; смирение и послушание — без униженности и человекоугодия — это был подлинно человек, образ и подобие Бога» , — писал ученик и биограф старца архимандрит Софроний Сахаров.

Преподобный Силуан Афонский стал одним из духовных предстателей за Россию, которая в то нелегкое время переживала эпоху страшных гонений на Церковь Христову.

Русский историк Николай Иванович Костомаров писал:

Варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии, с которой из Византии — самой образованной в те времена державы — перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Популяризация православия в России

А как распространены вероисповедания в России? В марте 2010 года ВЦИОМ был проведён всероссийский опрос, по данным которого, 75% жителей относят себя к православным христианам. Примечательно, что лишь 54% из них изучали Библию, около 73% христиан соблюдают религиозные постулаты.

Тарусин Михаил Аскольдович, занимающий пост главы социологического отдела Института коллективного проектирования, считает, что эта информация совершенно ничего не показывает. Он сказал, что эти данные являются лишь показателями русской современной национальной идентичности. Если считать православными людьми тех, кто хотя бы пару раз в год принимает участие в таинствах причащения и исповеди, то их всего насчитывается 18-20%.

Аналитики считают, что социологические опросы показывают: подавляющее количество верующих называет себя православными на основе национального единодушия.

Рассмотрим тему под призмой закона

Свобода вероисповедания в России закреплена конституционно. Граждане сами решают, во что именно им верить и какие храмы посещать. Также всегда можно остаться атеистом и не поддерживать ни одну из конфессий. А их на территории страны немало: по последним данным, выделено семьдесят религиозных конфессий, активно действующих в государстве. Исходя из этого можно смело делать выводы, что вопрос вероисповедания в России не стоит остро. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чуждые религиозные традиции.

На законодательном уровне закреплен запрет на оскорбление чувств верующих и совершение действий, которые могут трактоваться как неуважение к ним. За подобные деяния предусмотрено уголовное наказание.

Такое отношение к религии обеспечивает неприкосновенность и неизменность свободы вероисповедания в России. Многие ученые считают, что это предопределено исторически. Ведь наша страна всегда была многонациональным государством, где конфликты на почве религиозной розни не возникали никогда. Все нации и народы уважали права и убеждения друг друга на протяжении многих столетий. Данная ситуация наблюдается и в наши дни.

Однако многим интересно, какое вероисповедание в России можно считать самым главным? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе в следующих разделах статьи.

Католицизм

Итак, существует Господь или нет? Кто-нибудь может предъявить какое-либо доказательство? Бога ведь никто не видел. И тем не менее исторически латинское христианство на землях восточных славян присутствовало с зарождения Киевской Руси. Очень часто правители Российского государства меняли своё отношение к католикам: либо отвергали их, либо благожелательно принимали. Сегодня католическая община Руси включает несколько сот тысяч верующих.

Мы знаем, что в 1917 году в России свершилась Октябрьская революция, но католические храмы некоторое время продолжали свободно работать. И всё-таки Советская власть в 20-х годах начала в России искоренять эту веру. В то смутное время было расстреляно и арестовано множество католических священников, разграблены и закрыты почти все храмы. Множество активных прихожан было репрессировано и сослано. В РСФСР после Великой Отечественной войны действовало лишь два католических храма: Богоматери Лурдской (Ленинград) и св. Людовика (Москва).

Образ Христа не оставил Русь, и с начала 1990-х годов католики возобновили свою деятельность в России. Появились два Апостольских католических управления латинского обряда, колледж католической теологии и духовная высшая семинария.

Федеральная регистрационная служба в декабре 2006 года сообщила, что на территории России работает около 230 приходов, четверть из которых не имеет храмовых строений. Приходы состоят в четырёх епархиях, вместе объединённых в митрополию.

В 1996 году в России католиков насчитывалось от 200 до 500 тысяч душ.

Динамика по годам

Если сравнить динамику изменения численности православных христиан и мусульман на территории России, то получим следующие данные (Левада Центр):

  • С 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2021 составила приблизительно 14%.
  • Численность православных жителей России сокращалась за тот же период: с 80% в 2009 до 74% в 2012.

Протестантизм

Количество протестантов в России Р. Н. Лункин оценивает в три миллиона человек (2014 год). Он сообщил, что свыше половины из них являются прихожанами большого количества пятидесятнических и неопятидесятнических церквей. К иным крупным протестантским конфессиям относятся десятки тысяч верующих граждан: баптисты, лютеране, евангельские христиане и адвентисты.

По числу официально оформленных Минюстом религиозных организаций протестанты в стране находятся на втором месте, уступая лишь православным. Кстати, протестанты в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах уступают также мусульманам, а в Дальневосточном округе занимают первое место.

Прочие

Образ Христа почитают и свидетели Иеговы. Их численность в России в 2013 году составила в среднем 164 187 активных проповедников. Известно, что около 4988 россиян в 2013 году приняли крещение, превратившись в свидетелей Иеговы. Вечерю Воспоминания в 2013 году посетили 283 221 человек. На Руси также существует духовное христианство, к которому относятся молокане и духоборы.

Содержание

  • 1 Общее число верующих
  • 2 Христианство 2.1 Православие 2.1.1 Распространённость православия в России
  • 2.1.2 Соблюдение православными церковных обрядов
  • 2.2 Древние восточные церкви
  • 2.3 Католицизм
  • 2.4 Протестантизм
  • 2.5 Прочие
      2.5.1 Свидетели Иеговы
  • 2.5.2 Духовное христианство
  • 3 Ислам
      3.1 Религиозные организации и руководители
  • 3.2 Ислам в истории России
  • 3.3 Постсоветская история
  • 4 Иудаизм
  • 5 Буддизм
  • 6 Этнические религии (язычество)
  • 7 Неоязычество
  • 8 Новые религиозные движения
  • 9 Религия и государство
      9.1 Клерикализация
  • 9.2 Религиозная культура в школах
  • 9.3 Дискуссия вокруг письма академиков
  • 9.4 Религиозные объединения в местах лишения свободы
  • 10 Межрелигиозные отношения
  • 11 Ликвидация и запрет деятельности религиозных организаций в постсоветской России
  • 12 См. также
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки
  • Ислам

    Имена богов древнего мира почти забыты. Сегодня в России около 8 миллионов человек исповедуют ислам. Мусульманское духовное управление европейской части РФ утверждает, что на территории этой страны живёт около двадцати миллионов последователей ислама.

    Подавляющее большинство, конечно же, именует себя «этническими» мусульманами. Они не исполняют требований вероучения и относят себя к нему благодаря традициям либо месту проживания (Татарстан, Башкоростан). На Кавказе общины имеют большую силу (христианский регион Северной Осетии является исключением).

    Множество мусульман живёт в Волго-Уральском регионе, Санкт-Петербурге, Москве, на Северном Кавказе и в Западной Сибири.

    Храмы и церкви

    Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя (восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек). Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть (вмещает 10 верующих). Но следует выделить Центральную Мечеть Джума в Дагестане (17000 мест) и Мечеть Аймани Кадыровой в Чечне (могут разместиться 15000 человек).

    Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри (действующие):

    • Собор Софии в В.Новгороде (основание – середина XI века).
    • Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия, 1473 год основания).
    • Юрьевский монастырь (один из старейших – 1030 год).
    • Благовещенский Ионо-Яшезерский и Спассо-Преображенский мужские монастыри расположенные на территории Карелии (второй был признан достоянием народов России указом президента от 1992 года).

    Ниже приводим сведения по общему количеству храмов, мечетей и синагог на территории России:

    • Православных – 38649. Монастырей – 474 мужских и 498 женских.
    • Католических – примерно 320.
    • Протестантских – около 10000.
    • Мечетей – 7000.
    • Синагог – 34 (ФЕОР).

    *С 1980 года число мечетей на территории России выросло с 700 до 7000 (информация по состоянию на 2021 год, по словам председателя совета муфтиев РФ).

    Иудаизм

    Согласитесь, религии народов весьма интересно изучать. Давайте выясним, сколько человек в РФ почитает иудаизм. Всего в России насчитывается 1,5 миллиона иудеев. Федерация еврейских российских общин (ФЕОР) сообщает, что в Москве проживает 500 тысяч иудеев, а в Санкт-Петербурге — около 170 тысяч. На Руси работает около 70 синагог.

    Одновременно с ФЕОРом функционирует ещё один крупный альянс еврейских религиозных общин — Конгресс духовных еврейских объединений и организаций России.

    Перепись населения 2002 года гласит, что официально в России проживает 233 439 евреев.

    Буддизм

    Убеждения и вероисповедание можно изучать бесконечно. Для каких регионов РФ традиционен буддизм? Он распространён в Бурятии, Калмыкии и Туве. Буддийская ассоциация России подсчитала, что число людей, поклоняющихся Будде, составляет от 1,5 до 2 миллионов.

    Вообще численность «этнических» буддистов на Руси (в соответствии с информацией о переписи жителей 2012 года) составила: калмыки — 174 тысячи человек, буряты — 445 тысяч, тувинцы — 243 тысячи человек. Итого около 900 тысяч душ традиционно относят себя к тибетскому буддизму школы Гелуг.

    В 90-х годах ХХ века дзэн и тибетский буддизм завоевали огромную популярность у городской интеллигенции. В те времена появились даже соответствующие общины.

    В Санкт-Петербурге расположена самая северная в мире буддийская церковь. Её возвели ещё до революции в Петрограде («Дацан Гунзэчойнэй»). Сегодня это здание — туристический и культовый центр буддистской культуры.

    Православная церковь в России

    В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

    Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

    С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

    Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

    После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

    Иные религиозные формы и язычество

    Существование Бога наукой не доказано, но коренные жители дальневосточных и сибирских регионов одновременно с официально исповедуемым православием сохраняют нюансы традиционного боголюбия. Некоторые финно-угорские народы (удмурты, марийцы и другие) также чтут древние вероучения.

    Их верования зависят от сохранности традиционного элемента и характеризуются как народное православие либо шаманизм. Кстати, термин «православие народное» можно употребить и в отношении большинства россиян, особенно деревенских.

    Имена богов творят чудеса. Поэтому многие народы России пытаются возродить традиционные верования. В 2013 году экспериментальная служба «Среда» определила, что язычниками себя именуют 1,5% россиян. Интересно, что все религиозные течения подобного рода обозначают как «неоязычество».

    А в городской среде, помимо устоявшихся верований, процветают новейшие религиозные движения восточного (тантризм и т. д.), оккультного и неоязыческого (родноверие и т. д.) толка.

    Государственная религия

    Россия является светским государством, не одно из вероисповеданий не может быть признано государственной религией на официальном уровне. Православие являлось частью национальной идеологии страны с момента объединения русских княжеств в единое Московское царство.

    После революции семнадцатого года и преобразования Российской Империи в Советский Союз, утратило свое значение на государственном уровне. При этом, для значительной части населения устоявшиеся религиозные традиции сохранились. Именно православие стало основным вероисповеданием для большей части народов страны по ряду причин:

    • Костяк Российской империи составляли русские княжества с православным большинством.
    • Дальнейшее расширение государственных границ привело к поглощению целого ряда небольших национальных образований.
    • Постепенно происходило смешивание местного населения с основной титульной нацией империи – ассимиляция. Процесс развивался на этническом и культурном уровнях.
    • У целого ряда малых народов долгое время сохранялись традиционные верования (в природу, предков, многобожие). Такие направления не имели проработанной теоретической базы, потому быстро замещались православием, как более структурированным учением.
    • Многие страны, вошедшие в состав империи уже позже, изначально выбрали православие основной верой (Пример: религия грузин, армян).
    • Присоединение в состав страны крупных наций, не имевших государственности (православное большинство населения современной Украины тогда не имело собственного государства).

    Перечислены ключевые факторы становления православия государственной религией Российской империи. Культурная ассимиляция целого ряда народов сохранила значение этого направления христианства после потери государственного статуса.

    Религия – основа этики взаимоотношений между людьми в обществе, между человеком и государством. Это закладывается на подсознательном уровне, формирует традиции и нормы жизни. Эти причины создают возможность для возвращения православию статуса государственной религии России на официальном уровне.

    Большинство населения вероятно поддержит подобный вопрос на референдуме, если таковой состоится. Но существуют риски: множество малых народов на территории страны исповедуют другие направления веры. Выделение какой-либо одной религии, может привести к межнациональным конфликтам, сепаратизму отдельных территорий.

    Государство и религия

    Свобода вероисповедания является наибольшей ценностью в любой стране. Согласно Конституции, РФ является светской страной, в которой ни одна религия не может быть обязательной либо государственной. В современной РФ доминирующей тенденцией является клерикализация страны — постепенное создание модели с господствующей религией.

    На практике в России отсутствует чёткая демаркационная линия между государством и вероучениями, за которыми государственная жизнь завершается и начинается конфессиональная.

    Кстати, член Комиссии РАН по борьбе с фальсификацией научных экспериментов и лженаукой В. Кувакин считает, что нынешнее руководство России совершает огромнейшую историческую ошибку, пытаясь в государственную религию превратить православие. Ведь такие действия противоречат Конституции.

    Клерикализация

    Все мы знаем, что Творец Вселенной велик! Религия проникает во все сферы общественной жизни. Её можно найти и в тех областях, которые, согласно Конституции, отделены от веры: в школах, армии, государственных органах, науке и образовании. Известно, что Государственная дума договорилась с патриархатом Москвы о проведении предварительных консультаций по всем пунктам, зарождающим сомнения. В школах РФ ученики начали изучать основы религиозных культур, в некоторых вузах страны существует специальность «теология».

    В штатное расписание Вооружённых Сил ввели новую должность — капеллан (военный священник). Огромное количество ведомств, министерств, государственных учреждений владеет собственными храмами. Очень часто в этих министерствах имеются общественные советы, освещающие религиозную тематику.

    Православие — традиционное вероисповедание

    Обычаи и традиции русского народа тесно связаны со следующими явлениями:

    1. Календарь.
    2. Церковные таинства.
    3. Праздники.
    4. Непростые обряды.

    При этом народное православие объединяет в себе христианские и языческие начала. Многие из традиций опираются на сведения, которые присутствуют в Священном писании. Например, это касается Пасхи и Рождества.

    Свадьбы, ожидание и крещение младенцев – обычаи, которые тесно связаны с ежедневной жизнью христиан. До сих пор многие мамы верят в приметы, которые появились очень давно.

    Выступления православных христиан часто становятся стимулом для общения на предмет нравственности тех или иных поступков. Государство старается откликаться на подобные мероприятия и шаги, не оставляет их без внимания.

    Религиозные организации связаны со значительным объёмом и разнообразием видов социально значимой деятельности. Многие из направлений такой работы предполагают активное участие со стороны государства, хотя некоторые проекты связаны исключительно с личной инициативой.

    Главное – помнить о том, что такое взаимодействие строится на основании уважительного отношения к представителям той или иной веры, их установкам. Надо помнить, что позиция Церкви не всегда связана с национальными проектами и их дальнейшим развитием.

    Органы местного самоуправления часто учитывают и многоконфессиональность, характерную для современной РФ. Поддержка оказывается именно тем направлениям, представителей которых больше всего на территории того или иного субъекта. Отношения складываются или положительные, или терпимые. Хотя главной конфессией признаётся всё же православие.

    Не стоит забывать о малых коренных народах, которые тоже не отказываются от своих собственных вероисповеданий.

    Государство РФ признано только светским. Значит, ни у одного религиозного направления не может быть главенствующей роли. Считается, что так называемая клерикализация страны – одна из главных тенденций за последние несколько лет. То есть, модель с господствующей религией всё-таки реализуется, хоть и постепенно.

    Религия старается проникнуть во все сферы общественной и частной жизни. Это касается даже науки и образования, школы. Например, в Государственной Думе уже договариваются с патриархатом о консультациях по всем вопросам, которые вызывают сомнения. На территории российских школ преподают всё больше предметов, так или иначе связанных с религией.

    При этом сообщается, что новые курсы созданы не для того, чтобы насильно приобщать школьников к религиозной жизни. Лишь подчёркивается, что знакомство с основами религии полезно, в том числе – и для тех, кто придерживается другой веры. Но были и противники, которые говорили о необходимости поддержания светского характера для образования.

    Дополнительно было запрещено использовать учебники на этих курсах, поскольку недопустимым признано их содержание. Но процесс создания сам по себе планировали изначально передать только конфессиям, учёные от этого отстранились.

    В Армении большинство жителей тоже относит себя к православным верующим. Христианство здесь начало развиваться ещё в 1 веке нашей эры. Вера и всё, что с ней связано, стала неотъемлемой частью жителей этой страны.

    Справка! Отдельного внимания заслуживает направление под названием неоязычества. Оно ещё называется гетанизмом.

    Армения

    А давайте теперь изучим вероисповедание армян. Что оно собой представляет? Известно, что большая часть жителей Армении — христиане, именующие себя приверженцами Армянской апостольской церкви. В этой стране христианство появилось в I веке н. э. Именно тогда здесь проповедовали Христовы апостолы Варфоломей и Фаддей, которые считаются сторонниками Апостольской армянской церкви.

    Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

    Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

    Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 — Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 — молоканами.

    Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

    Мировое христианство. Часть 1. Россия и славянство.

    Восточная Европа — древние духовные владения христианства. Но это не служит взаимопониманию народов.

    Число православных растёт

    Католицизм и православие исповедуют большинство жителей Восточной Европы. Причём, по оценкам экспертов, число православных христиан растёт. В период с 1991 до 2021 года в России число православных граждан увеличилось с 37% до 71%, в Украине — с 39% до 78%, в Болгарии с 59% до 75%. В то же время католиков в ряде стран стало меньше. Например, в Чехии их число сократилось с 44% до 21%, в Венгрии с 63% до 56%, в Польше с 96 до 87%. Но это не всегда означает, что люди, переставшие быть католиками, перешли в православие. Скорее, возросло количество атеистов и сторонников деструктивных культов. На мой взгляд, важно не соперничество конфессий, а принадлежность людей к христианству в целом. Даже самая прогрессивная Церковь лучше, чем сатанизм или атеизм. Как пример, Чехия, где католиков стало вдвое меньше, превратилась в оазис для сексуальных меньшинств. Но есть и другая крайность, Венгрия, где президент, победивший за счёт христианской риторики, покрывает коррупцию и третирует независимую прессу. Но не будем судить ближних, просто посмотрим, как живут наши соседи.

    Польша: миссионерство и коронация Христа Если в России популярно утверждение: русский, значит, православный, то в Польше считают: поляк, значит, католик. Обеспокоенные падением религиозности в обществе, польские священники идут в народ. Они решили каждую пятницу по вечерам поджидать на уличных скамейках атеистов, чтобы обратить их сердца ко Христу. Тактика верная, ведь именно она помогает сектантам пополнять свои ряды. Так почему бы представителям традиционных конфессий тоже не обратиться к прохожим и не спросить: «Верите ли вы в Бога?» Один из инициаторов акции, католический священник Михал Mисяк, отметил, что каждая беседа будет конфиденциальна, как исповедь. «Мы хотим говорить об обычных нуждах, проблемах людей, месте Бога в жизни, духовности и сомнениях, которые могут касаться различных аспектов жизни. Мы понимаем, что сегодня недостаточно ожидать людей в приходах. Мы должны выйти к ним туда, где они есть. Побудить к разговору и обсуждению вопросов, которые, возможно, являются важными для них», — пояснил отец Михал.

    Интересный факт, в прошлом году в Кракове состоялась коронация Иисуса Христа как короля Польши. Присутствие на мероприятии президента страны Анджея Дуды подтвердило официальный статус мероприятия. Этот поступок польских верующих продиктован тревогой за судьбу страны и надеждой, что Христос будет милостив к своему королевству. Идея коронации Сына Божьего появилась в начале XX века. Одна благочестивая женщина услышала голос свыше, что необходимо возвести Христа на польский трон, чтобы спасти Польшу от грядущих бедствий. Эта мысль нашла отклик в сердцах всех польских христиан.

    А в июне в 22-й раз у озера Ледница рядом с городом Гнезно, где в 966 году произошло Крещение Польши, состоялась встреча молодых христиан. В религиозном празднестве участвовало 85 тысяч юношей и девушек из Польши и соседних стран. Православие в Польше вторая по численности конфессия. Недавно в Варшаве был построен первый за последние 100 лет православный храм. Это величественное здание посвящено Софии Премудрости Божией и чем-то напоминает знаменитый собор в Стамбуле. Но в те же майские дни прозвучала новость: во Вроцлаве будет построен языческий храм. Инициаторы проекта не скрывают, что там будут проводиться магические ритуалы и праздники. Значит, христианская проповедь должна чаще и настойчивей звучать в польском обществе.

    Украина: автокефалия и либеральные соблазны

    Украина, выбирая европейский вектор развития, оказалась в сложном положении. С одной стороны, она готова идти в фарватере западных стран, с другой, не намерена отступать от традиционных ценностей. Запад предлагает ей то же, что другим странам Восточной Европы — наряду с честными выборами, возможностью нации влиять на власть, со свободой слова и массовых протестов, навязывают гей-парады, однополые браки, ювенальную юстицию и другие явления, неприемлемые для большинства украинцев. Удастся ли Украине из даров Европы выбрать те, что её устраивают? Проблема в том, что принятие этих причуд является условием поддержки Украины в сложный период. Почему довеском к демократии, по мнению Запада, являются мужчины в розовых боа, жаждущие усыновлять детей, и прочая экзотика?

    2 июня в Украине состоялся Национальный день молитвы, в котором приняли участие около 10 000 христиан разных конфессий. Собравшись в киевском Дворце Спорта, они вознесли молитвы за разные нужды страны. В тот же день по центральным улицам Киева прошло ежегодное Всеукраинское шествие под лозунгом: «Счастливая семья — здоровая Украина!». Оно призвало власть повысить уровень государственной семейной политики, а также выступило против абортов и разводов, попросило поддержать инклюзивное образование детей-инвалидов и развитие инфраструктуры для семей с детьми. Также участники акции выразили несогласие с законодательным продвижением идей гендерной идеологии, которая искажает понятие «пола». В шествии участвовали представители христианских конфессий, мусульманской и иудейской общин. Автокефалия — тема волнующая иерархов украинских Церквей и РПЦ, на мой взгляд, почти безразлична обычным верующим по ту и по другую сторону границы. Публицисты пишут пламенные статьи «за» и «против», но рядовые священники и прихожане безмолвствуют. Для своих статей я периодически беру комментарии священников на актуальные темы. Вопрос про автокефалию также задала не менее, чем десяти священникам. Некоторые ответили, что не задумывались или не интересуются этим вопросом. Некоторые промолчали. Двое сказали по две фразы. Откуда такое равнодушие? Думаю, ни российские, ни украинские священники не считают этот вопрос животрепещущим. И действительно, он более политический, чем религиозный. Церковь — часть государственной системы. И пока Украинская православная церковь относится к Московскому патриархату, она по умолчанию является инструментом Кремля, как и Российская православная церковь. Но этот аспект больше волнует чиновников и иерархов, чем простых верующих, которые в любом случае будут молиться Иисусу Христу.

    На днях Украинской православной церковью в Фейсбук был организован опрос: как украинцы относятся к гей-параду, который представители ЛГБТ планируют провести в Киеве? Почти все респонденты выразили своё несогласие с этой акцией, многие оставили негативные комментарии: «Украина не Содом!»; «Зачем парады? Все уже и так знают об их существовании. Думаю, это делается для привлечения в их ряды молодежи. А это уже плохо. Потому я – «против»»; «Во время войны это самая большая проблема Украины? Пусть поедут вместе и заасфальтируют дороги в Херсонской области»; «Конечно, «да»! Если марш уведет его организаторов и участников безвозвратно за пределы Украины!».

    Уже третий месяц в социальных сетях распространяют обращение бывших нарко- и алкозависимых Украины, направленное против правоохранительных органов страны. Его название «Не надо нас так спасать!» Граждане протестуют против погромов христианских реабилитационных центров, где возвращают на путь истинный наркоманов и алкоголиков. Разгоняя эти организации, стражи порядка считают, что освобождают людей из «рабства», где их удерживают насильно, читая проповеди. На самом деле, на улице несчастные возвращаются в рабство своих пороков и пропадают поодиночке.

    Россия: актуальное православие

    Российская православная церковь, окормляя огромную страну, старается уделять внимание всем социальным группам. Священники общаются через интернет и ведут видеоблоги. Христиане поддерживают инвалидов и бездомных, занимаются тюремным служением, размышляют о проблемах экологии. Православие актуально — лозунг нашего времени. Эта религия поможет справиться с любыми задачами и ответить на все вопросы.

    Сейчас идёт разработка методики взаимодействия священства с ВИЧ-инфицированными людьми. Нельзя считать, что все они — жертвы собственных пороков, поскольку есть случаи, когда жертвами ВИЧ люди становились даже в больницах. Некоторых заразили супруги-наркоманы или блудники. Есть среди ВИЧ-инфицированных и дети матерей, которые вели асоциальный образ жизни. В любом случае отношение к страдающим людям требует гуманизма. Руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Алексей Лазарев поясняет: «Нужно ликвидировать белые пятна, которых, к сожалению, очень много. Из-за плохой информированности священнослужителей о том, что такое ВИЧ, часто возникают неприятные ситуации, из-за которых инфицированные люди не могут причащаться, становятся изгоями на своем приходе. Мы планируем совместно с врачами начать разработку методических рекомендаций для священнослужителей по пастырскому окормлению людей с ВИЧ-положительным статусом». Создатели методики отмечают опасность ВИЧ-диссидентства, которое встречается в среде священнослужителей. Существование опасной болезни некоторые из пастырей просто отрицают. Но легкомысленное отношение к ВИЧ-инфекции ставит под угрозу здоровье прихожан, доверяющих таким духовникам.

    Представитель контркультуры, режиссёр Валерия Гай Германика удивила российскую общественность своим православным миссионерством. Она решила запустить на YouTube медиапроект «Вера в большом городе». Гай Германика пояснила, что в своей программе она будет рассказывать, как совмещать современную жизнь и христианство. К участию в передаче режиссёр будет приглашать «лидеров мнений» из бизнес-среды, медиасферы и мира искусства.

    15-22 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится молодёжный добровольческий форум «ДоброЛето» -2018. Его цель — объединить юных россиян, которые стремятся жить и творить добрые дела соответственно православным убеждениям. Но ориентировочное количество участников мне кажется небольшим для России — 1000 человек.

    Теракты исламских радикалов против прихожан православных церквей приводят к официальным совещаниям христианских и мусульманских священнослужителей, размышляющих, как не допустить подобных трагедий? Тогда как большую пользу принесло бы активное привлечение мусульман в православие. Но такая работа не ведётся.

    Общая картина

    Отношение к абортам, гендеру и сексуальным меньшинствам характеризует религиозность общества. Американская исследовательская организация Pew Research Center провела исследование на эту тему в Восточной Европе. Его результаты показывают, что взрослое население в преимущественно православных странах в меньшей мере поддерживает право на аборт при любых обстоятельствах. Так, против высказываются 64% россиян, 65% украинцев, 58% белорусов. В Сербии только 37%, что говорит о падении религиозности.

    Но не всегда традиционализм — панацея от зла. В Черногории едва ли не модой стали селективные аборты. И в мусульманских и в христианских населённых пунктах женщины делают их по настоянию мужей, избавляясь от эмбрионов женского пола. Здесь желанные дети — сыновья. — Мы нация воинов, семьям нужны мальчики. — Заявляет пожилой черногорец. Как итог, в стране стало меньше девочек. Не стоит удивляться, если через десять лет здесь появится внушительное гей-сообщество.

    Любопытно восприятие патриархальных установок современными мужчинами и женщинами. Так на вопрос: «Должна ли жена подчиняться своему мужу?» утвердительно отвечают 36% россиян, 41% украинцев, 43% белорусов, 31% болгар, 34% сербов. Но стоит отметить, мы не знаем, какого пола респонденты чаще выбирали такой ответ. Как и в опросе на тему: «Считаете ли вы, что обязанность женщины перед обществом — рожать детей?» С этим согласились 59% россиян, 59% белорусов, 65% украинцев, 69% сербов.

    По наблюдениям Pew Research Center, гомосексуальность считают морально недопустимой 85% россиян, 83% украинцев, 85% беларусов, 69% сербов, 58% болгар, 48% поляков. Кстати, в настоящее время Синод Болгарской православной церкви протестует против гей-парада, который запланирован на июль. Регистрацию однополых браков поддерживают 12% россиян, 18% украинцев, 36% белорусов, 30% сербов. Но в эти цифры верится с трудом, особенно насчёт Беларуси. Не завышены ли они?.. * * * Проблемы восточноевропейского христианства напоминают западные, но есть и своя специфика. Особенно в России, Украине и Польше.

    — Политизация религии, когда правительства втягивают в свои разборки иерархов церкви. Священники благословляют участников военных конфликтов по обе стороны фронта, не останавливают прихожан, намеренных участвовать в войне.

    — Напряжённые взаимоотношения христианских конфессий, когда все считают друг друга «неправильными» христианами, еретиками. Отсутствие диалога, совместных проектов на благо общества.

    — Раздоры из-за храмов, которые общины отнимают друг у друга в Украине, порой доходя до рукоприкладства.

    — Дебаты в обществе из-за церковных зданий, которые пытается вернуть себе РПЦ в России.

    — Недостаток миссионерства в среде неблагополучной молодёжи.

    — Отсутствие миссионерства в мусульманской среде.

    — Увлечение магией и язычеством, когда даже священники в блогах рассуждают о карме.

    — Попытка прославления сомнительных «святых», порой по причинам политического характера.

    Многие верующие, делая христианство подручным инструментом в решении земных проблем, не представляют, как выглядели бы их поступки с точки зрения Христа. Что если Сын Божий явится сейчас, когда главы государств и спецслужбы обтяпывают свои делишки, прикрываясь рассуждениями о вере? Когда один христианин называет другого еретиком или раскольником, как будто имеет право судить? Когда один православный стреляет в другого и оба убеждены в своей правоте? А журналисты с крестами на шее льют помои на соседние христианские народы? Прежде, чем сделать что-то важное, справедливое, на ваш взгляд, задумайтесь: согласится ли с вами Христос?

    Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

    Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

    Езидизм

    Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

    Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака — изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

    Ислам

    Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

    Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман — курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

    Неоязычество

    Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

    Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде — армянского известнейшего националиста.

    Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

    Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

    Свобода веры в России

    Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

    Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

    А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

    • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
    • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

    Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

    История православного христианства в России

    Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

    История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

    Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки… Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

    Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

    Еще одно отличие в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

    Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

    Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

    Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]