Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Главная / Права

Назад

Опубликовано: 26.11.2019

Время на чтение: 3 мин

0

854

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

  • Значение понятия «свобода совести»
  • Что такое «свобода вероисповедания»
  • Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

За религиозное образование детей отвечают родители

Религиозное образование детям никто не имеет право навязывать. Введение в школьную программу уроков христианства, ислама, индуизма и т.д. возможно, но только в качестве дополнительных занятий, на которые дали согласие сами родители:

ФЗ 125, статья 5, пункт 4 на сайте «Консультант-Плюс»

«По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Пока ребёнок воспитывается родителями или опекунами, именно им разрешено решать религиозную судьбу своих отпрысков, но без излишнего давления.

Они вполне могут вне образовательной программы дать детям представление о любой религии. Однако стоит помнить, что обучение — это одно, а участие в богослужениях — другое.

Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о христианстве. Но тянуть ничего не соображающее чадо в обрядовую деятельность не стоит. Пользы не будет. Это должен быть сознательный выбор человека.


Священник в Волгоградской школе: религиозное обучение возможно с письменного согласия родителей

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Теоретические основы свободы совести и свободы вероисповедания в системе прав и свобод человека

Самигуллина Неля Ринатовна, студент

Института права БашГУ
Аннотация
: Актуальным вопросом государства и общества на современном этапе в демократической России является проблема прав и свобод человека. Свобода совести и прав человека является ключевой общечеловеческой ценностью, что определяет повышенный интерес к данному вопросу. О теоретических вопросах вероисповедания в системе прав и свободы человека пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова

: Конституция, свобода, совесть, вероисповедание, государство, декларация, законодательство.
Изначально определимся с понятием свободы совести и вероисповедания. Так свобода совести и вероисповедания представляет собой общее или частное право людей, религиозных учреждений или объединений, без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Свобода совести по своему теоретическому значению, представляет собой право граждан на выбор религии или полного отказа от религии, в соответствии со своими внутренними убеждениями. Данная свобода крайне важна в странах, где признана государственная религия (христианство, мусульманство, буддизм) и, следовательно, в данных государствах существует общественное влияние на принятие той или иной религии.

Так, к примеру, в странах без признания государственной религии, данная свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Таким образом свобода совести дает право свободного выбора религии или отказа от нее в соответствии с личными гражданскими убеждениями.

Свобода же выбора религии дает право выбирать религию свободно без принуждения и давления, возможность вступать в определенные религиозные общества или не вступать вообще, иметь атеистические убеждения или же относиться нейтрально к различного рода религиозным общинам.

Свобода изменения собственных убеждений, предполагает, что граждане могут менять свои религиозные или атеистические убеждения.

Свобода действий на основании собственных убеждений дает гражданам возможности для воплощения на практике норм и правил тех учений, которых они придерживаются, то есть, присоединяться к религиозным общинам или атеистическим, создавать собственные религиозные объединения, давать публичную огласку для привлечения новы единомышленников, оказывать благотворительную помощь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

Занимая главенствующее положение в числе основных прав и свобод человека, понятие «свобода совести» в своем развитии до сегодняшнего вида прошло ряд трансформаций. Вначале оно имело чисто атеистическое содержание: материалисты античной поры выступили с опровержением тезиса о том, что мораль, все ее категории, в том числе и категория «совесть», являются продуктом божественного предопределения. По их мнению, мораль как регулятор поведения возникла в результате человеческого общения и общежития, а совесть ‒ это не голос Бога в душе человека (как это утверждалось в общественном сознании в то время), а механизм саморегуляции поведения человека в обществе, ориентирующийся на общественное мнение, которое складывается в том или ином социуме. Такое чисто атеистическое понимание свободы совести пережило эпоху Средневековья, найдя впоследствии отражение в работах Дж. Бруно, Г. Галилея и других мыслителей, и сохранилось до Французской буржуазной революции. В ходе нее было сформулировано новое, более широкое понимание категории «свобода совести» [3, c. 44].

С тех пор и до нашего времени под свободой совести понимается право каждого человека беспрепятственно исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. Идея правового государства в России получила закрепление на конституционном уровне. Так, в Конституции РФ прямо сказано, что наша страна является правовым государством (статья 1), то есть государством, «власть которого ограничена определенными пределами» [1, c. 83].

Принцип верховенства является основой для становления правовой государственности в России, подразумевая равноправие между всеми гражданами. Так формирование правового государства дает возможности твердых гарантий прав и свобод граждан, при которых на первое место выдвигаются права и свобода личности при создании всех необходимых условий в вопросе формирования личных прав, под лозунгом: «дозволено все, что не запрещено законом».

Стоит отметить и тот факт, что формирование правового государства направлено на повышение правовой культуры населения, ответственности личности перед государством.

Свобода совести была первой из свобод, отвоеванных у государства. Так ключевой победой является победа радикального сектантства над правительством Англии. Вскоре принцип свободы совести нашел свое признание в Конституции США, откуда перекочевал во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и тексты европейских конституций.

В Российской Федерации свободу совести провозгласили большевики после прихода к власти в 1917 г., но в течение всей истории Советского государства активно велась антирелигиозная пропаганда, а воспитание было атеистическим. Членам партии устав и партийные нормы запрещали совершать религиозные обряды, то есть свобода совести оказалась весьма ограниченной и для коммунистов недопустимой. Религиозные верования остальных граждан хотя и не ограничивались, но и не особо приветствовались властями, школой, общественными организациями [3, c. 33].

Содержание понятия «свобода совести» складывается из свободы вероисповедания и свободы атеизма.

Но следует иметь в виду, что исповедование религии, то есть наличие у гражданина тех или иных религиозных убеждений, остается его личным делом только до тех пор, пока эти убеждения остаются в его голове. В случае если, следуя своим религиозным убеждениям, гражданин своими действиями нарушает какой-либо закон, он будет привлечен к ответственности, в том числе и уголовной, за нарушение именно этого закона, а не за свои религиозные убеждения.

Так, например, обязательно будут привлечены к уголовной ответственности члены какой-либо религиозной организации, если они своими действиями нанесут ущерб здоровью или имуществу других граждан, а также нарушат другие законы государства.

В ст. 14 Конституции Российской Федерации говорится: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1].

В самих религиозных кругах осуждается и прозелитизм. Прозелитизм — это деятельность той или иной религиозной конфессии, целью которой является «переманивание» в ряды своих сторонников членов других конфессий. Конечно, стремление той или иной религиозной конфессии расширить число своих сторонников ‒ явление объяснимое и, более того, совершенно естественное. Речь идет о средствах, которые при этом применяются. В борьбе религиозных идеологий так же, как и в сфере идеологической борьбы в целом, используются и «чистые», и «грязные» технологии [5, c. 41].

Прозелитизм относится к «грязным» технологиям религиозной идеологической борьбы, поскольку для переманивания верующих используются те или иные обещания, связанные с возможностью приобретения каких-то дополнительных и материальных благ.

На сегодняшний день в период цифровизации общества, свобода совести чаще всего интерпретируется в полном отрыве от моральных норм, убеждений, нравственности.

Так современным обществом, безнравственные поступки оправдываются свободой выбора, к таковым относятся осквернение памятников и объектов религиозных убеждений, места поклонения религиозных общин. Также одним из аморальных оттенков является идеология закрепления проведения митингов секс-меньшинств, и их закрепление однополых браков на законодательном уровне.

Ввиду сложившихся интерпретаций прав и свобод человека происходит разрушение правовой культуры общества и разрушение правового сознания, а проявление данные аспекты находят в понимании граждан своих прав и полном непонимании обязанностей. Так на примере, поведения граждан в общественном транспорте можно отследить данную ситуацию: не уступаются места пожилым людям и беременным женщинам. Причем ключевой мотивацией данного поведения является одинаковая плата за проезд.

Немаловажная роль в развитии нравственного поведения отводится развитию системы образования у граждан. История письменности имеет свое начало как раз-таки в церкви, именно ее служители являлись центрами знаний и просвещений.

На современном этапе также стоит признать важность участия церкви в решении вопросов воспитания и образования. С развитием системы духовных образовательных организаций, созданием воскресных школ для детей при храмах любой желающий может получить необходимые знания о религии и ее канонах. Интересными и полезными являются, например, Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к празднованию Дня славянской письменности и культуры и проводимые во многих городах России.

Важное место в этой системе отводится свободе совести, которая оказывает влияние на поведение людей во многих сферах повседневной жизни. Можно заключить, что свобода совести – это предоставленная и гарантированная государством возможность свободно и самостоятельно определять систему мировоззрения и действовать в соответствии с ней. Она является необходимым условием развития правового светского государства. В настоящее время происходит расширение данного понятия. Это объективный процесс, органически включающий в себя неуклонное расширение реального содержания свободы совести и последовательное нормативное закрепление новых составных элементов и юридических гарантий их действия [2, c. 25].

Основываясь на проведенном исследовании, стоит отметить тот факт, что наблюдаются изменения в интерпретации свободы совести в системе вероисповедания, однако на правовом уровне все еще не закреплено.

Перед Российской Федерацией стоит задача в системе разработки правовой концепции конфессиональной политики, устранения из системы права правовой неопределенности и уточнение понятийного аппарата в этой области.

Законодательство, касающееся различных аспектов религиозной жизни общества, должно не только способствовать созданию эффективного механизма для реализации прав граждан в данной сфере, но и в полной мере защищать нравственные ценности и соответствовать изменениям общественных отношений, религиозной ситуации и новым реалиям.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. 2. Заикина И.В., Козлитин Г.А. К вопросу о праве на свободу вероисповедания в российской империи (XIX-XX вв.)// Права человека: история, теория, практика. Всерос. науч.-практ. конф.: Сб. науч. ст./ Юго-Западный государственный университет. — 2015. — С. 34-38. 3. Кузнецов А. О. Свобода совести и свобода вероиспове¬дания: проблема разграничения понятий // Правовая инициа¬тива. — 2015. — № 1.- С.12-57. 4. Жданова Е. А. «Свобода совести» и «свобода вероиспо¬ведания»: понятие и содержание // Современные социально- экономические процессы. Пенза. — 2021. — С.105-107. 5. Маркова Е. Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 11. С. 34-45. 6. Мещерякова А. Ф. Свобода совести как духовная основа гражданского общества // Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ. — 2021. — С. 11-12. 7. Черкасов К. В., Иванова О. С., Чалых И.С. Модели государственного регулирования религиозного компонента общего образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 442. — С. 237- 247.

Право на свободу совести может быть ограничено в способе своего выражения

Право на свободу совести — это абсолютное право. Большинство культурных и цивилизованных стран сейчас считают это аксиомой. По факту своего рождения человек может верить во что угодно, и никто не способен ему это запретить.

Но в то же время государство сохраняет за собой возможность ограничить способы выражения религиозных чувств, если они ущемляют права других. Действия верующих не должны нести угрозы:

  • Здоровью;
  • Порядку;
  • Жизни;
  • Благополучию;
  • Экологии.

И многим другим сферам, защищённым законодательством государства. В эту же категорию попадает и жестокое обращение с животными. Использовать их в ритуальных целях нельзя.

Иными словами, право на свободу совести существует до тех пор, пока не ущемляет права и свободу кого-то другого. В противном случае эта деятельность называется экстремисткой, а верующий человек или вся религиозная организация считается нарушителем закона.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Отрицательная сторона закона

ФЗ «О свободе совести…» имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон «О свободе совести и религиозных объединениях» фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Новые поправки к закону

24 июля 2015 года вступили в силу очередные поправки, которые были внесены в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Отныне религиозной группой считается добровольное объединение граждан, которое уведомило в обязательном порядке о своей деятельности Управление Министерства юстиции, а также предоставило сведения о своих руководителях, местах совершения богослужения, основах вероисповедания. В предыдущей редакции сообщать о начале деятельности было не обязательно. Также была поставлена точка в вопросе о том, нужна ли лицензия при организации курсов катехизации, воскресных школ и др. Согласно новой поправке в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозное воспитание и обучение религии образовательной деятельностью не являются, следовательно, в лицензии нет необходимости.

Определения понятия «совесть»

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

ФЗ 125, статья 6, пункт 3 на сайте «Консультант-Плюс»

«Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются».

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия).

Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий на сайте «Консультант-Плюс»

«Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

Также справедливо заметить, что публичное место — это трибуна, официально зарегистрированное СМИ и т.д. В эту категорию никак не попадают:

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.


Ересь не преследуется государством. Например, Бог-Отец у секты катаров считается злым, и закон даёт право высказывать любые мнения (фреска во Владимирском соборе в Киеве)
Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).


Шествие сатанистов в США. Такие религиозные организации имеют право существовать, если их деятельность не нарушает закон
Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить.

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют «господствующим» в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их — важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]