Авдеенко Евгений Андреевич | |
русский богослов, филолог, педагог. | |
Дата рождения: | 21 ноября 1952 |
Дата смерти: | 25 июля 2014 |
В запросе есть пустое условие. |
Евгений Андреевич Авдеенко
; 21 ноября 1952 — 25 июля 2014 [1], — русский православный мыслитель, богослов, переводчик, педагог. Родился, жил и скончался в Москве. Окончил философский факультет МГУ по кафедре истории зарубежной философии (1975). Один из основателей и педагог первой в постсоветской России православной классической гимназии.
Научное наследие[править]
В сфере научных интересов Авдеенко была античная философия и мифология, патристика, историософия, библеистика, экзегетика, классическая и русская филология. Наибольшую известность Авдеенко получил как богослов, занимающийся философским осмыслением и филологическим истолкованием Ветхого Завета на основе параллельного анализа текстов на древнееврейском и древнегреческом языках. Основываясь на Библии, Авдеенко предложил парадигму истории, в центре которой стоит противопоставление двух духовных начал — «Каин и каиниты» и «сыны Божии». Эти начала проявляются в народах, религиозных общностях и отдельных людях. Авдеенко выдвинул теорию об архетипичности понятий «Каин» и «Вавилон», которые имеют свое смысловое завершение в идеологии трансгуманизма. Также он предложил трактовки крупномасштабных различий в Септуагинте и Масоретском тексте, имеющих принципиальное значение для основ иудаизма и христианства. В период преподавания в школе Е.А. Авдеенко разработал и внедрил в гимназическое образование учебные курсы по античной и русской культуре, древнегреческому эпосу, лирике и трагедии. Эти наработки легли в основу монографий «Гомер: мировоззрение эпоса», «Эсхил. Софокл. Богословие античной трагедии», «Евгений Онегин: Рок, Идеал, Жизнь (уроки по Пушкину)» (готовятся к печати).
Биография писателя Авдеенко не богата на яркие события, он жил философией и богословием
Евгений Андреевич Авдеенко родился в Москве 21 ноября 1952 года — в день, когда в православии принято вспоминать архангелов: Гавриила, Рафаила, Иеремиила и т.д.
21 ноября 1952
день рождения Евгения Андреевича Авдеенко
О детстве Евгения Авдеенко известно мало.
Московцева Наталия Ивановна, вдова писателя, рассказывала, что их семья воцерковилась поздно.
Родители были атеистами, а потому супруги, чтобы не досаждать родственникам, жильё снимали и часто переезжали с одного на другое.
Писатель Авдеенко
Родители упрекали Евгения Авдеенко за то, что он, при отличных способностях, не делал карьеры. Но жена в мужа верила, её не смущали ни скудные условия жизни, ни постоянное состояние «на чемоданах».
Московцева Наталия Ивановна, Жена Евгения Андреевича Авдеенко
Наталия Ивановна отзывается о Евгении Авдеенко как о человеке воспитанном и сдержанном.
Он всегда придерживался библейского принципа «не суди, да не судимым будешь», не грубил, широко мыслил и стремился к самосовершенствованию.
Но вернёмся в более ранний период жизни Евгений Андреевича. Учился будущий богослов в МГУ, на философском факультете. Кафедра — истории зарубежной философии.
Евгения Андреевича всегда тянуло к наукам. Среди сфер его интересов:
- мифология;
- философия;
- библеистика;
- историософия;
- патристика (учение отцов церкви в послеапостольские времена);
- экзегетика (наука, толкующая богословские тексты).
Также Евгения Авдеенко всегда привлекало знание о языке — филология. Это нашло отражение в его карьере.
Смотрите также статью Протоиерей Вадим Леонов
Герменевтический метод[править]
Авдеенко исходит из нераздельности символического языка Ветхого и Нового Завета и настаивает на параллельном анализе текстов Ветхого Завета на древнееврейском и древнегреческом языках как равноправных. При этом различия Септуагинты и Масоретского текста могут рассматриваться либо как интерпретирующий перевод, являющийся древнейшим и авторитетнейшим для христиан опытом толкования, либо как след работы «последних редакторов» (масоретов), стремящихся нивелировать места, имеющие христологический смысл. Необходимость изучать Библию Авдеенко объяснял так:
К интенсивному изучению Священного Писания меня побудила необходимость понимать, что происходит в современном мире, потому что все что нам сообщается не получало достаточного освещения из тех источников, которые находятся во власти общего гуманистического движения. Т.е. понять, что происходит в современном мире без Священного Писания, без опоры на категории, которые в нем даны, невозможно [2].
Будучи педагогом Православной классической гимназии, Авдеенко полагал, что изучение и преподавание вершинных памятников литературы всегда приводит к богословской проблематике и требует расширять мировоззрение, свое и ученика, до фундаментальных понятий мировой истории. Точкой зрения на мировую историю и ее вершинные достижения является Священное Писание.
Евгений Авдеенко не отдавал предпочтения одному источнику, а искал их точки пересечения
Одним из важных моментов в деятельности Евгения Андреевича стало решение проблемы различий между двумя традиционными библейскими источниками:
Септуагинта — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык
Септуагинта — перевод семидесяти толковников. Наиболее старый из дошедших до нас переводов Ветхого Завета на греческий язык. Создан он в промежутке от III до I века до н.э. в Александрии.
Иудаизм этот источник не признаёт, а вот христианство им всегда активно пользовалось. В частности, автор Евангелия от Луки цитирует именно перевод семидесяти толковников.
Нет единой версии септуагинты: текст настолько популярный, что сегодня существует более 2000 его копий. Многие из них отличаются друг от друга в деталях.
Масоретский текст — сборник библейских ветхозаветных текстов, который сформировался к X веку. Он не самый древний. Есть более ранние источники.
Однако именно масоретский текст получил наиболее широкое распространение в еврейской среде.
Оба текста имеют между собой существенные противоречия, подчас фундаментальные. Но Евгений Авдеенко не видел в этом проблемы. Он считал, что нельзя отдавать предпочтение тому или иному памятнику.
Каждый из них он полагал подлинным и заслуживающим внимания.
Проблему исследователь видел лишь в том, что существовали переводы, которые вносили свои интерпретации в новые версии текстов.
Это ранний опыт толкования христианского наследия, и относиться к нему следует соответственно.
Также нельзя исключать вмешательство в изначальные рукописи поздних редакторов. Например, еврейские переписчики были заинтересованы в том, чтобы искоренить из текста любые христианские свидетельства о том, что Иисус Христос — Мессия.
Авдеенко полагал, что нет противоречия между Септуагинтой и Масоретским текстом.
Библиография[править]
- Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим
. — М.: Классис, 2014. — ISBN 5-98042-018-5
о книге - Тема «Каин» в современном мире
. — М.: Классис, 2014. — ISBN 5-98587-006-5
о книге - Псалмы: библейское мировоззрение
. — М.: Классис, 2021. — ISBN 5-9681-0020-6
о книге - Гомер. Илиада: мировоззрение эпоса
. — М.: Классис, 2021. — ISBN 5-98587-017-0
о книге - Библейские основания русской идеологии. 2 выпуска
. — М.: Классис, 2021. — ISBN 978-5-91579-047-5
о книге
Писатель Авдеенко преподавал в классической гимназии и читал лекции о литературе и Библии
Помимо исследовательской деятельности Евгений Андреевич занимался преподавателем.Он работал в Православной классической гимназии педагогом.
Он считал необходимым добавить в учебную программу курсы по культуре. Особое внимание он уделял русской классической традиции и античному наследию: лирике, трагедиям, эпосу и т.д.
Он считал изучение лучших памятников человеческой мысли важным условием расширения человеческого сознания.
Именно такой подход, с точки зрения Евгения Авдеенко, способен научить человека рассуждать о фундаментальных понятиях в человеческой истории.
Обладая широким кругозором, человек способен начать рассуждать о таких глобальных вещах, как мировая история.
А уже дальше его ждёт самый важный шаг — понимание истин, изложенных в Священном Писании.
Библия — это ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в современном социуме.
Поэтому общество нуждается в фундаменте Священного Писания. Сам писатель так говорил о роли «Книги книг» в жизни человека:
«Священному Писанию надо задавать вопросы.
Жизнь сейчас ставит вопросы, и никто из нас не может сказать, что в наших странах все благополучно.
У Священного Писания надо спрашивать, тогда Оно будет отвечать.
Не нужно стараться быстро и много прочитать.
Можно прочитать всего несколько стихов, но полностью вникнуть в содержание того, что там написано.
Не надо гнаться за количеством, не надо ни в коем случае стараться прочитать Священное Писание быстро.
Наоборот, когда мы находим затруднения в Библейском тексте — это указание на то, что мы должны остановиться, подумать, искать решения, спросить у кого-то кто знает лучше нас.
И постепенно начнет узнаваться язык терминов Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
И что поразительно, язык этот единый:
книги Писания создавались на протяжении тысячелетий, они различаются по времени написания, эпохе написания,
у них разные жанры, цель написания разная и языки разные (некоторые были написаны на еврейском и переведены на греческий,
другие написаны только на греческом).
Все различно, а язык символического Писания един — от книги Бытия до Апокалипсиса».
Евгений Авдеенко
богослов
Также большой популярностью пользовались лекции Авдеенко Евгения Андреевича. Писателя приглашали в различные духовные школы, где он говорил на самые разные темы, — от того, как правильно выйти замуж, до разбора мифа творения.
Но основные темы всё же две:
- Толкование ветхозаветных книг.
- Анализ античной и русской литературы с христианской позиции.
На видео ниже — запись лекции Е. А. Авдеенко о творении. Он последовательно читает тексты на древнегреческом и на древнееврейском и комментирует их:
Свобода выбора и выборы: светлой памяти Евгения Авдеенко
24 июля этого года преставился удивительный Человек, Евгений Авдеенко. Наверное, всякий, кто слушал его лекции, никогда не забудет этого имени, но будет рад снова и снова почерпнуть из живого благодатного источника его знаний, дарованных Самим Творцом через Священное Писание.
Возьмите любой вопрос, волнующий современного человека, и Вы найдете простые, ясные любому пояснения, имеющие крепкий фундамент Слова Божия.
Один из таких вопросов — участие в выборах. Приведу расшифровку небольшой части лекции в цикле «Жизнь Авраама — учение о спасении». Евгений Андреевич называет политические выборы наказанием Господним и делает вывод, что это наказание нужно принять. И это, пожалуй, единственный его вывод, с которым я не соглашусь на все сто. С одной стороны, мы не можем не воспринимать выборы как неизбежность исторического момента, как попущение за духовную разруху. С другой стороны, нас интересует практическая часть — личное участие в выборах.
Чтобы осмысленно подойти к этому вопросу, прежде всего, сверимся со Священным Писанием, как учит нас Святитель Сербский Николай (в своей книге «Война и Библия», например), как это всегда делал раб Божий Евгений, Царство ему Небесное. Я не знаю его лекции, целиком посвященой теме политических выборов, поэтому приведу важную часть беседы о женитьбе Исаака:
Когда выбор человека касается жизненно важных вопросов, то в Священном Писании и во всем библейском мировоззрении он приобретает зловещий смысл. Потрудимся перечислить в Священном Писании случаи, когда выбор или прямо был грехом, или происходил на зловещем фоне.
Первое и самое страшное — перед Потопом: когда сыны Божии, уже находившиеся в состоянии крайнего прельщения, увидели женщин каинского рода, увидели, что они хороши и приступили к выбору: «и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 2). Следствием этих первых выборов было крайнее растление человечества и Великий Потоп.
Второй случай: когда Авраам и Лот вынуждены были разделиться и разойтись, потому что слишком многочисленны были их стада. Авраам предложил Лоту пойти куда он хочет, чтобы самому пойти в другую сторону. Лот мог пойти куда глаза глядят. Но Лот поднял очи и увидел окрестности Содома и Гоморры, увидел, что эта страна орошаемая и цветущая, «как сад Господень» (Быт. 13,10), то есть Лот прельстился. И выбрал себе Лот пойти в эту землю, жить с грешниками на земле цветущей. Лот был праведник, но во время истребления Содома Лот с семьёй и оказался в Содоме. Следствия выбора, который сделал Лот: гибель жены, кровосмешение и жизнь в изоляции.
Третья ситуация выбора: формальный предлог выбирать есть, но на самом деле выбора нет. Так говорил с народом Иисус Навин в своей последней речи. Иисус говорил с теми, кто за ним вошел войной в Землю Обетованную. Эти люди все видели, во всем участвовали, они видели силу Божию. Главное, чтобы они это понимали, помнили и не прельщались. Иисус предлагает народу на выбор религию: кому поклоняться: Первое — «богам, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте» (боги языческие). Второе — «богам Аморреев, в земле которых живёте» (боги язические). Третье — «А я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства… и хранил нас на всем пути… и среди всех народов» (Нав. 24, 14-17). «Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить ему? Они отвечали: свидетели» (Нав. 24, 22).
Народ, участник и свидетель священной войны, до тех пор, пока он не прельщается жизнью на завоёванной земле, делает единственно правильный выбор. Точнее, пока он не прельщается, для него выбора нет. Как только народ начинает прельщаться, начинается реальность выбора. Израиль служил Господу при Иисусе Навине и после него при старейшинах, которые познали все дела Господа. Но умерли старейшины, и пошли выборы, каким богам служить. И стали почитать сыны Израилевы Астарту и всех богов народов, что окрест их. Теряется богопочитание, и народ, как сказано у пророка Исайи (Ис. 1, 29), выбирает для себя дубравы и сады для идолослужения.
Сделаем предварительный вывод: основа для реального выбора — прельщение и грех. Свобода человека не есть свобода выбора. Все, кто предлагают нам выборы как свободу, прельщают.
Четвёртое. Самуил был судьей и пророком Израиля. До него и при нём Бог Сам царствовал над народом Израиля. Когда Самуил состарился, его сыновей поставили судьями, и они оказались недостойными. Старейшины стали просить, чтобы Самуил поставил над ними царя, как у всех народов (1 Цар., начиная с 8 главы). Это был грех богоотвержения, ибо Израиль, как сказано, отверг Господа, чтобы он не царствовал над народом. Однако Бог не оставляет свой народ, Он повелевает Самуилу послушать глас народа в этом деле. Но перед этим Самуил должен засвидетельствовать, то есть с неотразимой ясностью обьявить, каково будет суровое право и суд царя. Народу Израиля предстоят выборы: кто будет царём — Господь или человек от Господа.
Израилю предстоит пройти через реальный выбор, предварительным условием его всегда является грех. Люди Израиля, как сказано, выбрали себе царя. Не конкретного человека — они выбрали сам принцип царской власти, что царём должен быть всё-таки человек. И когда Самуил слагал с себя звание судьи, Господь явил знамение, уничтожил жатву, «чтобы узнали и увидели, «как велик грех, который… сделали перед очами Господа, прося себе царя» (1 Цар., 12, 17). Народ устрашился весьма от Господа и от Самуила и сказали: «ко всем грехам нашим прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1 Цар. 12, 19). Отсюда, выборы — это зло, прибавленное к грехам.
Пятое узнаём из истории о царе Давиде: когда царь велел пересчитать весь свой народ. В то время и при тех обстоятельствах это был грех. Давида отговаривали. И даже ни кто иной, как смелый на грех начальник Иовал. Совет не послушали, народ пересчитали, и как только доложили Давиду о результате, «вздрогнуло его сердце», и он сказал: «тяжко согрешил я» (2 Цар., 24, 10). Результатом и последствием этого тяжкого прегрешения было то, что Господь через Гада пророка предложил Давиду реальный выбор: голод — 7 лет; бегать от неприятеля — 3 месяца; моровая язва — 3 дня (2 Цар., 24, 12). Выбор, который был дан царю Давиду, был особого рода — нет решения без зла. Царь размышлял. И во имя искупления греха сделал выбор — пасть в руки Господа, но не в руки человека, и выбрал язву. И уменьшилось число народа на 70 тысяч.
Шестой случай — это история о том, как сватали Ревекку и женили Исаака. Эта история имеет богословский смысл. Оказывается, для этих двух душ можно было обойтись без выбора. Исаак и Ревекка были достаточно хороши, чтобы не подвергаться процедуре выбора. За этим стоит мудрость и святость Авраама, мудрость посла Авраама, воспитанность Ревекки, но главное и самое действенное — Промысел Божий. Мужу дана жена, жене дан муж. Выбирать здесь — это немножко лишнее, и вообще из другой истории, например из истории Иакова: он согрешил пред отцом — и он будет выбирать жену. Выберет ту жену, которую любит, однако будет обманут и будет бороться за неё. А как всё чисто и тихо было у Исаака и Ревекки.
Боюсь, что вы, братья и сестры, послушаете этот рассказ о женитьбе Исаака и Ревекки, и не пойдете на выборы. Надо идти на выборы, потому что не святой мы жизни и лишились благодати Царства. Выборы — это наказание от Бога, а наказание надо принимать.
Вот такое у нас основательное вступление. Жаль, нет уже Евгения Андреевича, чтобы с ним вместе поразмышлять. Попробуем сами.
Основной вывод, который напрашивается из всего материала — выбор в судьбоносных вопросах неминуемо сопряжен с грехом и прельщением. Что касается греха, нам ясно: богоотступничество и клятвопреступление вылились в цареубийство, доселе не раскаянное и потому довлеющее над душой народа (см. тексты Посланий Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию и 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи от 18 июля 1993 г. и 9 июня 1998 г.). Прельщаются снова и снова. Достаточно мельком глянуть на сегодняшние «выборы» на Украине.
Есть при этом какое-то количество людей, милостью Божией осознавших свое гибельное состояние и падение народа, принесших искреннее покаяние в грехе цареубийства. Участие таких людей в демократических выборах было бы откровенным соучастием в грехе богоотступничества. Ведь мы просим у Господа милости восстановить Богоустановленную власть, даровать заблудшему народу Царя-батюшку, Помазанника Своего, Удерживающего мировое зло.
Есть ли спасительный смысл выбирать из людей, заведомо известных как обманщики? «Князья твои — законопреступники и сообщники воров» (Ис. 1, 23). Есть ли смысл участия в процедуре заведомо постановочной? События последнего года на Украине показывают, что уже сам ход истории явно подталкивает к отрицательному выводу. В одних выборах отказалась участвовать значительная часть населения. Тогдашние призывы к коммунистам и прочим бойкотировать их не имели успеха; теперь уже выборы происходят на фоне решения эту партию ликвидировать, даже если она пройдет в парламент, то есть будет иметь поддержку приличного количества избирателей. О ликвидации самого населения умолчим. И все же, понимая, что голосовать не за кого, народ упорно обсуждает, за кого голосовать. И тем берет на себя кровь.
Воистину, как Господь говорит через пророка Исаию Израилю, «народу Гоморрскому»: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? .. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие… Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре… И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови… Омойтесь, очиститесь… если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1: 5, 7, 9, 15-16, 20).
Обратим внимание на «небольшой остаток» народа. В свое время, кажется, в 2008 году, приснопоминаемый старец иеросхимонах Амфилохий (Белоцерковский) говорил, что если будет в Киеве хоть 50 человек, которые осознанно не пойдут на выборы, то будет милость Господня со страной. Это закваска. Не бросать свой голос в урну вовсе не означает духовно не участвовать в том, что происходит. Люди, о которых молился о. Амфилохий, как могли молились о вразумлении народа, несли посильный пост, многие в сам день выборов каялись в грехе цареубийства. В таком послушании преодолевается уныние, укрепляется надежда на то, что Господь силен возставить на покаяние и тех, «иже о покаянии не помышляют, иже в злобе своей утверждаются».
В молитве «Отче наш», данной Самим Спасителем, мы ежедневно просим: «Да будет Воля Твоя, яко на Небеси, и на земли». Это прошение, чтобы на грешной земле по образцу Царствия Небесного было Царство земное — не «рай на земле», а четкая иерархия, способствующая духовному восхождению в Горнее Отечество. Так зачем тогда идут на «демократические» выборы люди? Творят волю свою. Разве сообразуют они при этом свои страсти с Волей Божией? Еще в 1917-м безбожная революция называлась «демократической», переименовали ее в знакомые нам термины уже потом. Да, наш голос важен. Но не кукловодам, которые заранее утверждают фигуры. Важен для Спаса нашего и Творца истории, для Которого наше соучастие в продолжающемся беззаконии — свидетельство нераскаянности. Важен и врагу спасения человеческого, как свидетельство его власти. Поэтому наш голос, личный и соборный, народный, должен быть только к Богу, да будет Воля Его святая и всесовершенная.
Не живя по Богу, человек и весь народ отвык уповать на Его помощь и водительство. Поэтому он не понимает, что Бог Сам поставлял и может по милосердию Своему даровать Царя и в особом Церковном Таинстве Венчания на Царство соообщить Своему избраннику духовные дары править народом. Не выборный это будет человек, но указанный Самим Богом. Источник власти Помазанника Божия — Святой Дух. Источник власти сменяемых кукловодами временщиков — управляемые страсти людей. «Поставляли царей сами, без Меня, ставили князей, но без Моего ведома;…оттуда — гибель. Так как сеяли ветер, то и пожнут бурю… Сейте в себе правду — и пожнете милость» (Осия 8: 4, 7; 10:12).Ненавистники Царской власти любят приводить цитату из 1 Книги Царств, где пророк Самуил предупреждает о правах царя над народом (1 Цар., 8, 10-18). Подчеркнем: это права царя, поставленного Создателем, права, Самим Им данные. Они были даны, когда народ Божий оказался богоотступником, отказался от прямого водительства Божия через пророков и реализуются, если народ отходит от Закона: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, то рука Господа не будет против вас» (1 Цар. 12, 14).
Выбор Израилем человека от Бога вместо Бога был изменой Богу, религиозно более тяжелой формой устроения жизни, но Господь не оставляет Свой народ, помазывая ему царя. Более того, по прошествии многого времени через пророка Исаию Он дает обетование: «И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить тебе: «город правды, столица верная» (Ис. 1, 25-26).
Именно поэтому в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви от 9 июня 2008 г. сказано: «При монархии власть остается Богоданной… Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти… Нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной» (гл. . III, 7).
Помазанника Своего, «Удерживающего», о котором говорится в Священном Писании (2 Фес. 2, 7-8), как некую мистическую силу, сдерживающую мировое зло, Всевышний по милосердию сохранит, чтбы избавить остаток народа Своего и обрадовать их, доколе не приидет день суда (см. 3 Ездры, 12, 31-34).
Так будем же, по слову свт. Феофана Полтавского, деятельно «ждать исполнения этого откровения», все силы полагая к тому, чтобы не быть нам теплохладными, но быть ревностными и покаяться (Откр. 3, 19). Иначе услышим «извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16).
«Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас. Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности… весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдем в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну» (Митр. Иоанн Снычев). Господи, укрепи!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, да будет Воля Твоя на нас!
Святый Царю Николае, моли Бога о нас грешных!
Веруем, Господи, в Православное Царское Самодержавие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и русским народом для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божии русские последних веков. Аминь. (Русский Символ Веры, сост. св.Феодосием Кавказским).