Светлой памяти архимандрита Ермогена (Муртазова), вдохновителя и научного руководителя исследований по истории Псковской епархии

Монахиня Гавриила (Парфенова)

В библиотеках и архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Псковской и других областей сегодня можно найти немало книг, изданных под общей редакцией кандидата богословия архимандрита Ермогена (в схиме – Тихона), духовника Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. Вместе с тем, настоящий масштаб и значение научной и издательской работы архимандрита Ермогена, к сожалению, известны немногим. В данном очерке, являющемся выражением нашей благодарной памяти о почившем труженике нивы церковной, мы попытались рассказать об этой стороне его жизни и деятельности, раскрыв, в том числе, и его неоценимый вклад в исследования по истории Русской Православной Церкви минувшего столетия.

…побеседовал с архимандритом Гермогеном (Еремеевым) наш корреспондент Олег Васюнин.

– Отец Гермоген, вы являетесь настоятелем сразу нескольких храмов. Расскажите о них, пожалуйста.

– Правильнее сказать, являюсь настоятелем прихода, в который входит четыре храма. Главный — во имя преподобного Серафима Саровского, храм в честь иконы Божией Матери Казанская-Уральская находится на втором этаже того же здания, храм святителя Николая Чудотворца – по соседству, и храм мученика Иоанна Воина действует в Новоберезовске.

– Последним из них открыт храм во имя преподобного Серафима Саровского. Как это произошло?

– Это самое главное событие, которого мы долго ждали. Но на сегодняшний день сердце этого храма еще не бьется. Я абсолютно однозначно ассоциирую освящение престола с тем, что внутри храма забилось живое сердце. С нетерпением ждем этого события. В храме завершена роспись. К сожалению, есть моменты, которые мне как настоятелю не нравятся.

Например, лики на росписях переписываем почти все. Пусть это будет на совести тех недобросовестных людей, для которых важно было заработать деньги, а не исполнить качественно свою работу. Сейчас приходится многое исправлять.

Это если говорить о трудностях. Приятных моментов, конечно, больше. Над этим храмом мы трудились очень долго. Вся его конфигуративно-архитектурная часть – арки, своды – очень красива. Храм – это образ неба на земле. И ощущение от росписи, от живописи, от орнаментов, от иконостаса должно быть такое, что попал в Царствие Небесное.

Пришел на некоторое время в гости к батюшке Серафиму. Пришел посмотреть, как он там обитает. Мне представляется раннее утро, храм еще не проснулся, подернут туманной дымкой. Считаю, что этот образ удался.

8 декабря 2012 года. Освящение храма во имя преподобного Серафима Саровского

(От редакции: когда верстался этот номер, состоялось освящение храма во имя прп.Серафима Саровского. 8 декабря 2012 г. его освятил сонм архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Платон, возглавлявший Екатеринбургскую кафедру с 1980 по 1984 г.г.).

Сообщение информационного агентства Екатеринбургской епархии от 22.07.2003г.:

«В Екатеринбургской епархии явлен новый образ Пресвятой Богородицы.

История этой иконы началась в Рождество. Прихожанке екатеринбургского храма во имя Святителя Николая Чудотворца приснился сон, в котором она увидела на снегу сияющий образ Богородицы. Матерь Божия была облачена в белое и была в окружении снежных кристаллов. Справа над иконой простиралась зеленая ветвь уральской ели, а слева на сугроб упала большая снежинка.

Женщина, увидевшая этот сон, обратилась к архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию с просьбой о написании иконы и получила благословение.

Обо всем этом прихожанка рассказала настоятелю храма во имя Николая Чудотворца игумену Гермогену (Еремееву). А он, в свою очередь, занялся поисками художника, который по описанию смог бы изобразить увиденный во сне лик Богоматери.

Икона так и была написана – с еловой веткой в правом углу и большим кристаллом на снегу слева. Этот образ получил название Уральской иконы Пресвятой Богородицы. Он относится к иконографии Казанского образа Божией Матери. (…)

Новый образ был с благоговением воспринят не только обычными прихожанами, но и членами Священного Синода митрополитом Ювеналием и митрополитом Сергием, посещавшими храм. Поэтому сомневаться в том, что уральцам в очередной раз явлена милость Божия, не приходится.

А празднование в честь Уральской иконы Божьей Матери будет установлено в момент её явления – на третий день Рождества Христова.

Сейчас собираются все необходимые для этого документы, которые будут отправлены в Священный Синод для рассмотрения и принятия окончательного решения. Увидеть икону можно в Свято-Никольском храме на улице Ясной областного центра».

– Храм в честь иконы Божией Матери Казанская-Уральская также открылся не так давно. Увеличился ли после этого приход, появились ли новые люди в связи с этим?

– Не так много, как нам бы хотелось, но новые прихожане появляются. Зато на службах стало очень хорошо, комфортно. За последние 10 лет мы очень устали от давки и духоты. Теперь же у нас на богослужении стало гораздо больше места, работают вентиляционные системы, всегда свежий воздух. Пришедшим в храм ничто не мешает молиться.

– Что интересно – новый храм строится долго, тщательно, с максимальным вниманием ко всем деталям. А первый храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведен всего за 18 дней. Как это получилось?

– Тот храм мы строили на одном дыхании. Совпали желание и стремление группы людей: мое и наших благодетелей, которые вдохновились мне помочь. Мы смотрели в одном направлении, одинаково думали, действовали в унисон. И у нас получилось. С тех пор не можем расстаться с нашими благодетелями.

– Это, наверное, из разряда чудес. Даже просто строителей организовать за такой срок…

– Да, так все было организовано. Организация нам помогала серьезная, люди в ней работают дисциплинированные. Возглавляли строительство хорошие руководители.

– Знаю, что в приходе очень сильный хор. Расскажите о нем.

– На сегодняшний день не могу сказать, что полностью доволен хором. Основной регент сейчас находится в декретном отпуске – надеюсь, что скоро вернется к нам. Снова начнем укреплять состав хора, работать над качеством исполнения. Ведь церковное пение – это неотъемлемая часть богослужения. На это я всегда обращаю особое внимание.

– В вашей оценке слышны критические нотки. Но, мне кажется, таких приходских хоров очень мало.

– Действительно, я считаю, что в приходе должен быть хороший хор. Ведь можно найти и певцов, и регентов, и псаломщиков, надо только этим постоянно заниматься. Не было дня перед большой службой – воскресной или праздничной, чтобы я не созвонился с регентом, не поинтересовался, какой сегодня состав, сколько теноров, сколько сопрано. Если кого-то не хватает, я, конечно, расстраиваюсь. Прошу вызвонить кого-то еще, может быть, певчих, которые когда-то раньше у нас пели, чтобы был полный состав. Лет 5 тому назад у нас в хоре было 20 человек, а на Пасху и 25 пело. Сейчас состав сократился до 16, но этого нам вполне достаточно. Я считаю, что если у нас по 4 человека в партии – 4 сопрано, 4 альта, 4 тенора, 4 баса – это полный состав хора, идеальный вариант.

Но не все певцы могут посещать каждую службу. Каждый поет где-то еще – в Оперном театре, в симфоническом хоре, в хоре «Доместик», кто-то учится в консерватории. Самое главное, что все они образованны музыкально, имеют хорошую базу, на основе которой с ними можно работать.

Очень болезненно переживаю, когда кто-то из певцов покидает хор. Прежде всего, это некорректно по отношению к руководителю, настоятелю. Новые участники хора обычно приходят с теми или иными недостатками, над которыми нужно долго работать: детонируют, то есть поют не чисто, не знают церковных гласов и т.д. У нас они учат гласы, начинают петь чище, распевают свой голос. И бывает, что только предложили чуть более выгодные условия – певец уходит. Это для меня просто нож в сердце. Считаю это предательством.

Я понимаю, что бывают разные обстоятельства. Но люди православные берут благословение у священника: «Батюшка, вы не благословили бы перейти в такой-то храм? У меня такая причина… Я там близко живу… Мне там удобно…» – и т.д. Надо разговаривать по-человечески в таких случаях, а не тайнообразующе уходить. Думаю, что этот вопрос надо поднимать на общеепархиальном собрании. Это не дело, когда певцы перебегают из храма в храм. Только наберется состав, только он споется, как кто-то выбывает. И все – проделанная работа пошла насмарку, нужно начинать сначала.

А что такое хор? Это живой организм. Чтобы припеться друг к другу, нужен не один месяц. А, может, и не один год.

– Столь трепетное отношение к хору, думается, обусловлено в первую очередь тем, что вы — профессиональный музыкант, вокалист. Об этом хотелось бы поговорить – как удается совмещать служение священника с концертной деятельностью?

– Я всегда говорю, что мои концерты — это продолжение проповеди. Не бывает столько времени на проповеди, чтобы все рассказать, выложить всю свою душу. Многие певцы говорят, что в словах, в прозе невозможно выразить все то, что у тебя на душе. А в песне такая возможность представляется в стократном размере. Можно говорить-говорить-говорить — и все равно ничего не выскажешь. И вдруг споешь какую-то фразу — и ты все этим сказал.

В настоящее время готовится новая концертная программа. У нее еще нет названия. Может быть, оставим старое: «Я о тебе пою, святая Русь». А, может, это будет: «Тебе пою, моя Отчизна», или другое, – пока окончательно не выбрали.

По-прежнему приглашают выступать с концертами в других епархиях, других областях. Такие поездки – недешевое удовольствие. Только билеты, чтобы добраться до места, стоят огромных денег. А если едет целый коллектив, то сами понимаете… Еще одна сложность – собрать коллектив для поездки. Как я уже сказал, кроме хора каждый еще где-то поет, работает, учится. Поэтому иногда выезжаем малым составом – я и квартет. Бывает, к сожалению, что приходится и отказываться от приглашений.

В настоящее время мы готовимся к поездке в Белгородскую епархию. Планируем дать там два концерта. Уже дали свое согласие, ждем, когда будут расставлены все точки над «i».

– Вернемся к приходской жизни, к ее традициям и особенностям.

– Есть у нас традиция совместно отмечать Пасху, Рождество Христово, Масленицу. Мы ставим длинные столы, накрываем их: чай, сдоба, булочки, прочая снедь. Приглашаем всех прихожан, чтобы вместе порадоваться празднику.

Церковное пение прихожан на богослужении тоже является традиционным для нашего прихода. Конечно, не всю службу — в определенные ее моменты. Например: «Величит душа моя Господа…», «Благослови, душе моя, Господа…» и другие. В церковном киоске есть небольшая книжка с такими песнопениями. Нашим прихожанам это очень нравится, и они хорошо, с душой поют.

Еще одна традиция — раз в год, на Страстной седмице, в Великую Среду мы проводим общую исповедь. Связано это с тем, что Великий Четверг — особый день, желающих причаститься в этот день очень много. Бывает до 900 человек причастников — со всего города съезжаются, из других приходов. А возможности принять исповедь перед этой службой физически нет — хоть всю ночь принимай, все равно не успеть. Поэтому в Великую Среду проводим общую исповедь. Эта служба содержит перечисление огромного множества грехов. У каждого есть возможность задуматься о тех грехах, о которых он обычно, может быть, и не вспоминает, и покаяться в них.

У нас достаточно разросся, в хорошем смысле, молодежный отдел. Сейчас он насчитывает более 60 человек. Из них постоянно приходящих на занятия 20-30 человек. А в общем списке более 60, это приятно.

При приходе функционирует православная Свято-Алексеевская школа. Духовенство прихода окормляет эту школу. Действует у нас православное сестричество. Есть и приходской паломнический отдел. Стараемся подбирать маршруты, не совпадающие с теми, которые предлагаются епархиальным отделом – дополняем друг друга. Разрабатываем эти маршруты – например: «Тропой Серафима Саровского», «К святым источникам» и т.д.

– Вы упомянули про молодежный отдел. Чем он занимается?

– Есть несколько направлений работы. Каждое воскресенье проводятся Евангельские чтения. Читается глава из Евангелия и тщательно разбирается на основании толкований святых отцов. Молодежный отдел занимается и благотворительной деятельностью. Ставит праздничные спектакли – к Пасхе, Рождеству, другим церковным праздникам. Молодые люди посещают дом старчества, приходят туда с подарками. Помогают людям, которые нуждаются в уходе. Наших ребят там знают и очень ждут.

Одно время наша молодежь даже танцами занималась. Нанимал им педагога-репетитора. Сейчас почему-то перестали. Может, сочли, что танцы – это из разряда чего-то вольного. Хотя я так не считаю. Если благочестивые, хорошие танцы, то почему нет. Это мелодичная музыка, красота движений. В общем, танцы у нас не пошли. Зато есть молодежный хор. Обещают спеть Литургию, надеюсь скоро услышать.

Одним словом, мы пытаемся быть правильными. Насколько это у нас получается – время покажет. Во всяком случае, мы карабкаемся по этому отвесному склону. Это особенно важно в наше сложное время, когда у молодых людей столько соблазнов. Один из них – интернет, часто у молодежи он вызывает как будто наркотическое опьянение: если человек туда погрузился, то мало кто возвращается.

Молодежь организовала киноклуб, куда все ходят особенно охотно. Просматривается какой-то фильм (конечно, без всяких пошлостей), затем проводится его обсуждение. Участники клуба анализируют поступки героев, обсуждают, как христианину было бы правильно поступить в той или иной ситуации. Является ли грехом тот или иной поступок? Почему герои поступили неправильно? Может быть, потому, что они не знали Законы Божии, жили только по законам светским? Эта дискуссия захватывает не только молодежь – и мне бывает интересно посмотреть фильм и подискутировать на заданную им тему.

– Расскажите о том, какие сегодня в приходе заботы, какие планы.

– Скоро у нас откроется небольшая трапезная, где людям будут предлагаться обеды в традициях православной церкви. Это будет недорого, за символическое пожертвование. Таким образом мы осуществим мечту многих наших прихожан. Ведь естественно, что после богослужения, после двух-трехчасового стояния на ногах хочется покушать. Такой возможности до сих пор не было. Если есть рядом светское кафе, оно очень дорогое. Поэтому работаем над тем, чтобы в скором времени у нас появилась «Православная трапеза».

В дальнейших планах – реконструкция Никольского храма. Планируем поменять там полы, сделать их более теплыми. Хотим заштукатурить газовую котельную. Потом планируем построить еще одно здание для молодежного отдела – как раз за алтарем Никольского храма.

Ну, и своим чередом идет обычная работа, самая обыкновенная приходская жизнь.

– Батюшка, помимо прочего, вы являетесь духовным наставником Госавтоинспекции. Это, сами понимаете, вызывает живой интерес. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Это давняя история. Я выполняю послушание, данное мне еще владыкой Викентием: духовно окормляю управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области. У нас, на самом деле, сложились теплые дружеские отношения. Бываю в управлении, чтобы поздравить личный состав с православными праздниками. Провожу проповеди, беседы – правда, нечасто, из-за плотного графика работы личного состава управления. Но, когда встречаемся, эти встречи бывают очень интересными. Как-то раз целая рота в полном составе побывала на колокольне нашего большого храма. Они до сих пор с удовольствием это вспоминают.

От редакции:

За рамками этой беседы остались ключевые для Екатеринбургской епархии события, участником которых был архимандрит Гермоген (Еремеев). Сведения о них мы нашли в архивных выпусках «Православной газеты» и других изданий. Нам представляется важным вспомнить о временах, когда закладывались основы тому, что сегодня кажется незыблемым и бывшим всегда.

Август 1991 года. Участвовать в поисках места уничтожения останков святых Царственных Страстотерпцев, скрывавшегося властями, диаконов Георгия Еремеева и Игоря Романенко благословляет архиепископ Мелхиседек (Лебедев), управляющий Свердловской и Курганской епархией. Инициатор поисков – писатель Владимир Солоухин, прибывший на Урал в рамках I всемирного конгресса соотечественников. Единственный ориентир – деревня Коптяки, упоминающаяся в материалах следователя Н.А.Соколова, расследовавшего в 1919 году убийство Царской Семьи. Лишь один местный житель отваживается нарушить строгое предупреждение «компетентных органов» и проводить поисковиков к трагическому месту (историко-топографические исследования 1991 – 1993 г.г. подтвердят, что место было указано верно). Так летом 1991 года на Ганиной Яме впервые был установлен Поклонный Крест и отслужена панихида по еще не канонизированным в то время Царственным Страстотерпцам и их верным слугам. 9 лет спустя на этом месте побывал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй и назвал его живым антиминсом, пропитанным сожженными мощами святых. Тогда же на Ганиной Яме был основан монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев.

В сентябре 1991 года происходит еще одно историческое для Екатеринбурга событие: кличка, данная городу по фамилии террориста-революционера Свердлова, официально сменяется подлинным именем – святой великомученицы Екатерины. Этому предшествуют труды многих людей, активно формирующих общественное мнение в пользу восстановления исторической справедливости. Нам удалось найти текст давнишней статьи о. Гермогена (в то время – диакона Георгия), опубликованной 5 августа 1991 года в одной из городских газет:

«Прости нас, святая Екатерина!»

«Постепенно мы начали исцеляться от многих болезней нашего общества. Остро стоят вопросы не только возвращения и реставрации храмов, но и восстановления исторических названий городов, улиц, площадей. Во все времена на Руси после любых войн, которые несли с собой немало разрушений и разорений, первым делом восстанавливали храмы, потому что было непоколебимо главное — дух народа, его любовь к Отечеству, имя которому — Россия.

Но речь пойдет о восстановлении храма нашей совести и памяти, а это гораздо важнее, чем строительство просто здания. Возвращение нашему городу его исторического имени Екатеринбург равносильно восстановлению храма. Было поругано имя святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы нашего города.

Много споров идет вокруг того, чье же имя носил город. С полной уверенностью могу сказать, что город носил имя святой Екатерины, а не императрицы. Другое дело, что имя императрицы Екатерины сыграло в названии города не последнюю роль. Доказательством того, что город Екатеринбург имел в основании своем имя святой, служил величественный Екатерининский собор, освящение которого и явилось освящением города в честь и память святой великомученицы Екатерины. И никакое письмо Татищева императору Петру I не может опровергнуть факт свершившегося освящения города.

Каждому человеку при рождении дается имя, затем при крещении это имя как бы духовно закрепляется, и уже с момента крещения каждый человек имеет своего ангела-хранителя, т.е. имя того святого или святой, которым он назван. Это бывает раз и на всю жизнь. Освящение храма в честь святой великомученицы Екатерины и явилось крещением нашего города, ангелом которого и стала святая.

Непочтение к своему ангелу — это страшный грех. Ужасно поругание храма, но чудовищно надругательство над святыми. Можно часто говорить о покаянии, но не раскаиваться. Мы должны осознавать то, что переименование города св. Екатерины в Свердловск было ничем иным, как кощунством по отношению к святой великомученице Екатерине. И чем раньше к нам придет осознание содеянного греха, тем скорее настанет покаяние. А без покаяния нет, и не будет спасения ни в этом веке, ни в будущем…»

И, если уж говорить об активной жизненной позиции, резонансных публикациях и исторических событиях, вспомним и движение за канонизацию Царской Семьи, и борьбу за возведение Храма-на-Крови, в которых также участвовал о. Гермоген (Еремеев), и его стихотворение, написанное в 2003 году на освящение Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших:

Дом особого назначения Превращен был когда-то в хлам. Здесь на месте убийства Царского Покаянный воздвигнут храм! И для каждого сердца русского Он имеет большое значение – Храм великой скорби и памяти. Храм особого назначения.

•В других номерах:•

Помощники архимандрита Ермогена

Большую поддержку в исследованиях оказала Тамара Федоровна Литвинова (в иночестве – Серафима; † 2015), духовное чадо архимандрита Ермогена. Тамара Федоровна, пережившая блокаду и многие годы трудившаяся в архивах Санкт-Петербурга, разыскала важные документы, связанные со Снетогорским монастырем, предоставила нам немало ценных материалов по истории Псковской епархии. Все это очень помогло в работе по написанию наших книг. Также она сделала копии пяти томов «Псковских епархиальных ведомостей», в том числе 1917 года, которого не было в Пскове. Этот поистине очень ценный труд оказался особенно востребованным, когда встал вопрос о создании электронного варианта «Псковских епархиальных ведомостей».

Электронная версия появилась благодаря трудам настоящего мастера и бессребреника Сергея Георгиевича Семёнова († 2015). Он также перевел в электронный формат все наши книги, изданные под редакцией архимандрита Ермогена. По инициативе Сергея Георгиевича и благословению отца Ермогена были напечатаны и переплетены 24 тома копий «Псковских епархиальных ведомостей» за 1894–1917 годы. Архимандрит Ермоген попросил напечатать еще несколько экземпляров таких комплектов. Мы передали их в Государственный архив Псковской области, в Псковскую епархию, в Псковское духовное училище и Областную научную библиотеку (вместе с электронной версией).

Особая наша признательность – Н.В. Коломыцевой († 2016), оказавшей нам неоценимую помощь при создании серии книг о храмах и монастырях Псковского края. После того как Нина Владимировна заболела, нам, к сожалению, пришлось остановить их издание.

Многие годы нам оказывала помощь по разным вопросам сотрудница Псковской епархии Людмила Алексеевна Громова, особенно в поддержании связи с разными организациями, с читателями наших книг и с родственниками священнослужителей.

В последние годы по благословению архимандрита Ермогена мы работаем над изданием «Библиографического справочника священно- и церковнослужителей Псковской епархии 1870–1917 годов». Первая часть справочника подготовлена на основании административно-географического принципа, а вторая – в виде алфавитного списка с указанием погостов. Электронный вариант справочника разместили в Интернете. В 2013 году на правах рукописи первый вариант справочника под названием «Священно- и церковнослужители Псковской епархии в 1870–1917 годах» мы направили в архивы и библиотеки. В настоящее время мы заканчиваем работу по подготовке к изданию «Библиографического справочника», созданного по алфавитному принципу, который включает много новой, не вошедшей в «Псковский синодик» информации о репрессированных священнослужителях.

Подвижнические труды архимандрита Ермогена, его духовно-просветительскую деятельность и вклад в изучение истории церковной жизни на Псковской земле еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям. Мы же, сподобившиеся трудиться под руководством этого мудрого и доброго пастыря, бесконечно благодарны Богу за эту великую милость и возносим молитвы об упокоении нашего дорогого батюшки в обителях небесных. Вечная память архимандриту Ермогену!

Список книг, изданных под общей редакцией архимандрита Ермогена (Муртазова):

  1. Брошюра «Отче наш» с молитвой Господней на 324 языках и наречиях, догматическим, вероучительным и нравственным объяснением // Переиздана по благословению духовника Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря г. Пскова архимандрита Ермогена (Муртазова). Псков, 2009 г. – 145 с.
  2. Краткий очерк истории Псковской епархии (1589–2010 гг. / Сост. Н.В. Коломыцева. Псков, 2010. – 223 с.
  3. История Псковской епархии IХ–ХVIII веков. Историко-статистический сборник сведений. Василий Смиречанский (протоиерей). / Сост. и адаптированный текст Е.Ф. Самуйлов. Псков, 2010. – 430 с.
  4. Псковский паломник (выпуск первый). Храмы и монастыри города Пскова. / Сост. Н.В. Коломыцева (ГАПО), инокиня Фотиния (Парфенова). Псков, 2009. – 224 с.
  5. Псковский паломник (выпуск второй). Храмы Псковского уезда Псковской губернии / Сост. Н.В. Коломыцева (ГАПО), инокиня Фотиния (Парфенова). Псков, 2009. – 203 с.
  6. Псковский паломник (выпуск третий). Храмы и монастыри Порховского уезда Псковской губернии / Сост. Н.В. Коломыцева (ГАПО), инокиня Фотиния (Парфенова). Псков. 2011. – 246 с.
  7. Псковский паломник (выпуск четвертый). Храмы и монастыри Великолукского уезда Псковской губернии / Сост. Н.В. Коломыцева (ГАПО), инокиня Фотиния (Парфенова). Псков, 2011. – 237 с.
  8. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений, священно и церковнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва–Псков, 2005. – 744 с.
  9. Хроника Псковской епархии (по страницам «Псковских епархиальных ведомостей» (1894–1917 гг.) / Сост. инокиня Фотиния (Парфенова). Псков, 2009. – 212 с.
  10. Азбука-Кириллица / Е.Д. Попова. 2-е изд. // Под руководством архимандрита Ермогена. – Санкт-Петербург, 2021. – 260 с.

Распечатать

31 мая 2020

Использованные материалы

  • Пастырь благий на Ниве Христовой, биография архимандрита Гермогена (Крицына), на сайте «Православный Тольятти
    «: https://pravoslavie-tlt.ru/пастырь-благий-ниве-христовой/
  • «Стремитесь к Богу всем сердцем», интервью с архимандритом Гермогеном (Крицыным), портал православной газеты «Благовест» (Самара) от 14 сентября 2007:
      https://благовестсамара.рф/-public_page_9066
  • [1] Морев Л. А., История Задонского Богородицкого мужского монастыря

    . Глава XII: «Возрождая былое величие» // Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Задонск 2010, с. 156.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]