Блаженной памяти почившего архимандрита Германа (Чеснокова)


Краткая биография отца Германа

Отец Герман (в миру — Александр Чесноков) появился на свет 30 августа 1941 года. Почти всю жизнь он посвятил богослужению и борьбе с нечистью. Отец Герман всегда желал обратить к православной вере как можно больше людей, очистить их души от дурного влияния бесов.

Он служил в армии, учился в столичном автодорожном ВУЗе, и на протяжении этого времени постепенно шел к духовному единению с Богом. Поступив в духовную академию и закончив ее, отец Герман стал послушником в Троице-Сергиевой лавре, а затем принял постриг.

Как видно, биография отца Германа (Чеснокова) — это постоянный путь к Господу. Почти на протяжении всего этого пути он занимался экзорцизмом, очищая людские души. Но весной 2021 года отец Герман заразился Covid-19. Врачи долгое время боролись за его жизнь, однако архимандрит скончался 8 августа в возрасте 79 лет.

Это интересно! День памяти Матроны Московской в 2021 году

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т.д.— во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно ненужное и инородное в Церкви. Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?


Отчитка — церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. В Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5, 1–13; Лк. 8, 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17),— с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов». Тем более что Крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением — явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем, как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, — и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В Требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. <�…> Вместе с тем стоит сказать несколько слов о неправильном, почти магическом отношении к отчитке. Одна пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать. А на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают святую воду или принуждают пойти в храм, — но это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу: «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом — присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию: человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам — надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». <�…>

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». <�…>

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает, при полной внутренней решимости, жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при Святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель — смирение. Если гордость приятна демонам — именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, — то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание — всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание — когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания наиболее опасен, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость.— В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». <�…>

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям — это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора: либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Текст публикуется с некоторыми сокращениями

Валерий Духанин

Православие.Ru

За что называли главным экзорцистом страны

Отец Герман получил известность не только благодаря обрядам изгнания бесов, но и мудрым высказываниям. Весь православный мир знает, как он изгонял нечистую силу из прихожан.

Экзорцизм также называют еще отчиткой. Отца Германа называли главным экзорцистом страны. Но насколько известно, он был единственным насельником в России, кому РПЦ позволила проводить подобные сеансы.

С благословения Патриарха Алексия II обряд экзорцизма записали на видео. Тогда же членами специальной комиссии было засвидетельствовано, что процедура оказывает на одержимых положительное влияние.

Сам процесс отчитки выполнялся бесплатно. Однако добровольные пожертвования были, и они шли на храмовые нужды. Архимандрит отдавал все силы для помощи страждущим, которые были одержимы. Биография отца Германа из Сергиева Посада утверждает, что он прожил всю свою духовную жизнь, борясь с чужой одержимостью.

Суть отчитки

Если говорить о положительном эффекте чина изгнания бесов из человека, то он нужен для того, чтобы вернуть страждущему контроль и волю идти к Господу. Бесы могут настолько сильно завладевать душой, что сам по себе больной уже не способен ни на что. Вот в таких случаях отчитка очень помогает — она позволяет людям вернуться на путь духовной жизни, сновать начать вести свою собственную борьбу со злом.

Другими словами, отчитка позволяет восстановить силы настолько, чтобы можно было опять идти к Богу. Совершенно бессмысленно прийти на отчитку, а потом забыть дорогу в храм на долгие годы. Напротив, после чина человек должен с особым усердием начать молиться, обязательно исповедоваться и причащаться, вести углубленную духовную жизнь.

Одержимые бесами не могут все это выполнять, поскольку зло в них не дает даже приблизиться к храму. После отчитки становится легче, но нужно помнить, что полностью искоренить зло мы можем только покаянием, поэтому обязательно нужно его совершать. Именно для этого мы ходим в храм, молимся, приступаем к Таинствам. Если именно так подходить к чину изгнания бесов и использовать его строго тогда, когда необходимо, то духовная польза будет неоценима.

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой лавре

Необходимо было заручиться официальным благословением, чтобы получить возможность присутствовать на обряде. Его давал духовник или приходской священник. Попав в монастырь, важно было исповедаться. Также следовало принять во внимание, что заочно изгнание бесов никогда не осуществляется. Важно привезти одержимого, если он неспособен добраться до храма самостоятельно.

Чаще всего одержимых в Сергиев Посад привозили связанными тугими веревками или закованными в цепи. Молитвы и освященная вода заставляли людей неистово кричать, выламывая при этом конечности.

Перед началом экзорцизма обязательно произносилась проповедь, в которой говорилось об этом недуге и как защититься с помощью веры.

Экзорцизм — не плод воображения других людей. Об изгнании чертей рассказывается еще в библейских текстах. Так, в «Деяниях Апостолов» хранится свидетельство о неудаче древних заклинателей. Они стали использовать для борьбы с одержимостью имя Господа, говоря: «Заклинаем Богом, в которого верует апостол Павел».

Занимались экзорцизмом сыновья Скевы. Но однажды злой дух возымел над ними такую силу, что их выбросило из жилища обнаженными и побитыми. Однако есть свидетельства и о спасении одержимых. При жизни своей сам Иисус Христос не раз изгонял из людей бесов, устрашившихся Его могущества.

Это интересно! Чин отчитки отца Германа: расписание

Кому действительно нужна отчитка

Как же разобраться, нужно ли человеку ехать на отчитку, или он просто прячется от собственных неурядиц за мнимой одержимостью? Опытные духовники советуют обратить внимание на то, как человек реагирует на святыни. Действительно, одержимые злыми духами люди (которых, на самом деле, встречается не так уж и много) совершенно не могут выносить святую воду, запах ладана, крестное знамение и любые другие священные предметы и действия.

Очень часто люди думаю, что проведения обряда достаточно, чтобы удалить зло из своей жизни. На самом деле, это совершенно не так, даже если беснование действительно имеет место быть. Злые духи просто так не могут поселиться в душе у человека, но только если сам человек позволяет им туда проникнуть.

Мы, своими грехами и отступлением от Господа, освобождаем душу для зла. Если в душе не царит Христос, там появляется место для его врагов. Но избавиться от злых духов мы можем единственным действенным путем — личным покаянием. Поэтому отчитка никак не может рассматриваться как единственный и достаточный инструмент для исцеления души.


Применяется чин Отчитки только для людей, одержимыми злыми духами

Человек, который действительно одержим силами зла, не способен к покаянию, он не может вынести причастия, нахождения в Церкви, прикладывания к иконам, святым мощам. Кто хоть однажды видел поведение бесноватого, запомнит это на всю жизнь — такие люди воют, рычат, лают, валяются по полу, царапаются и кусаются. Зачастую, чтобы завести бесноватого в храм, необходимы силы нескольких крепких здоровых мужчин — настолько бесы сопротивляются. Бесноватых приходится связывать, тащить силой в храм, с трудом удерживая их перед священником. Конечно, это зрелище не для слабонервных, поэтому отчитки всегда проводятся отдельно от основных церковных богослужений.

Важный аспект — уметь определять различие между беснованием и помешательством, психическим заболеванием. Люди, страдающие шизофренией и другими тяжелыми поражениями психики, могут вести себя аналогично и очень агрессивно. Но далеко не всегда это именно влияние злых сил. Поэтому очень важно вовремя обращаться за медицинской помощью, посещать психиатра, выполнять все назначения врача, если наблюдаются странные проявления психического спектра.

Никогда не нужно впадать в крайности. Да, злые силы могут влиять и влияют на человека, но никогда это не происходит просто так. С другой стороны, сейчас наблюдается явный нездоровый интерес к изгнанию бесов, когда на эту процедуру идут все подряд, даже те, кто просто хочет «очистить энергетику», улучшить качество жизни и тому подобное. Такое отношение к чину недопустимо и должно строго пресекаться священнослужителями.

Важно! Решение о поездке и участии в отчитке никогда не стоит принимать самостоятельно. Тут обязательно нужно посоветоваться с опытным духовником, который поможет разобраться в духовном состоянии человека.

Смерть архимандрита Герман от коронавируса

Официальные представители Троице-Сергиевой лавры засвидетельствовали, что настоятель Герман ушел из жизни 8 августа 2020 года. Ему было 79 лет и официальной причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией. Еще с самой весны священнослужитель боролся с этим недугом, но проиграл.

Вспышка эпидемии случилась в монастыре еще в середине весны, незадолго до Пасхи. Однако священнослужители и прихожане отстояли пасхальные службы, невзирая на запрет проведения массовых мероприятий.

Отец Герман заболел, предположительно, в апреле. Но уже к маю его состояние ухудшилось. Он даже был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи боролись за его жизнь, но излечить его не вышло.

Братья в обители сильно скорбят о гибели отца Германа и просят прихожан возносить молитвы за упокой этого святого человека.

Когда заболел священник

Отец Герман находился в тяжелом состоянии уже в мае 2021 года. Известно, что его подключали к аппарату ИВЛ, и медики отчаянно сражались за жизнь пациента. К сожалению, архимандрит скончался восьмого августа от осложнений.

За период коронавирусной пандемии в лавре погибли от вируса пять архимандритов, три настоятеля, иеромонах и два иеродиакона.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]