Женский портал — Все о любви. Дети. ЗОЖ. Женская мода. Косметология. Красота. Кулинария


Старообрядческие похороны
Староверы всегда отличались от прихожан православной церкви, и обряд похорон у них также обладает некоторыми отличительными особенностями. Они стараются всегда придерживаться заветов предков – причем куда заметнее, чем в случае с прочими православными.

Из-под умирающего всегда убирали подушку, а к его губам обязательно прикладывали святую воду. Для облегчения мук умирающего ему задавались вопросы:

  • не желает ли он поведать что-либо важное;
  • нет ли у него желания исповедать свой грех;
  • не хранит ли он обиду на кого-либо из близких?

По окончанию исповеди всегда налагалась епитимья согласно озвученным им грехам. Считалось, что без такого покаяния нельзя предстать перед Богом. По нераскаявшимся же при жизни усопшим читали лишь молитву на отход души, но без отпевания.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Разница между староверами и старообрядцами

Итак, для начала надо разобраться, кто такие староверы, а кто – старообрядцы. Старообрядцами называют христиан, воспротивившихся принятию реформ патриарха Никона. В 50-х годах XVII века эти реформы повлекли за собой раскол Русской церкви, и тех, кто отказывался им подчиняться, объявляли раскольниками, предавали анафеме и всячески притесняли. Многие погибли, кому-то удалось бежать за границу, и там уже продолжать свой род. Только в прошлом веке отношение к ним смягчилось. Указ царя Николая II от 1905 г. предписывал слово «раскольник» заменить нейтральным «старообрядец».

А против чего же так восстали эти люди в те смутные времена, когда Никон расколол церковь? По их убеждению, большинство нововведений не соответствовали истине и оскверняли ее. Например:

  1. Согласно реформам, имя Бога стало писаться как Иисус. А книги старых обрядов предусматривали одну «и» в начале – Исус.
  2. Новый канон говорил креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее.
  3. Ходить вокруг церкви теперь можно было лишь противосолонь (против часовой стрелки).
  4. Серьезным правкам подверглись книги богослужений. В частности, слово «правоверный» заменили на «православный».

Староверами же называют тех, кто придерживается дохристианских взглядов на мир. Большим заблуждением будет считать их какими-то закостеневшими, погрязшими в далеком прошлом нелюдимами, которые презирают современную религию и уклад жизни в целом. Эти люди имеют намного более сильную связь с природой, их мировоззрение более широкое, чем у обычных христиан. Они чувствуют себя последователями древних славян, верят в Славянские Веды и особую неразрывную связь между человеком и природой. В этом коренное отличие между староверами и старообрядцами, которые проводят четкую грань между Создателем и тем, что он создал.

Вот так выглядит типичный старовер

Староверы убеждены, что, только уединившись с природой, человек способен познать свою истинную суть и смысл нахождения в этом мире. Староверское летоисчисление говорит, что сейчас человечество проходит через эпоху Ночь Сварога (Кали Юга), один из труднейших периодов в современной истории: экономические кризисы, военные конфликты, природные катаклизмы, торжество корпораций-гигантов. Согласно Ведам, все происходящее в мире можно объяснить, и ничего случайного нет.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете.

Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника.

Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Обряд крещения староверов

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Внешний вид

У старообрядцев есть огромные отличия от православных во внешнем облике. Это проявляется в следующем:

  • Мужчины обязательно должны носить большие бороды. Сбривать их строго запрещено;
  • Стандартное одеяние мужчины – большая неопрятная рубаха навыпуск, как носили на Руси встарь;
  • Рубаху дополняет затянутый пояс. Его наделяют функцией разделения тела на верхнюю часть – духовную, стремящуюся к Творцу – и нижнюю, которая символизирует все земное и низменное;
  • Никаких ярких цветов в одежде! Только строгие, одноцветные вещи;
  • Галстук – недопустимый аксессуар для старообрядца. Он ассоциируется с Иудой, и оттого галстук называют Иудиной удавкой;
  • У православных женщина может приходить в храм, укрыв голову платком или косынкой, завязанной в узел. В храме же старообрядческом женщине разрешено находиться лишь в платке, который заколот булавкой под подбородком.

Так обычно выглядят старообрядцы

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Если птица бьется в окно…

В XIX — начале XX в. похоронный обряд восточнославянского населения представлял собой целый комплекс языческих и христианских мировоззрений, а также ритуальных действий, порожденных верой в посмертное существование души. Известный исследователь русского Севера Е. В. Барсов обратил внимание на то, что элементы языческой архаики составили существенную часть народного сознания и верований. «Нельзя не заметить, — писал он, — что… в народном сознании сталкивались и пересекались различные миросозерцания, образовывались целые религиозные наслоения, которые, в свою очередь, не совсем вытеснялись учением христианским, и вот в собранных нами плачах еще виднеются обломки этих дохристианских созерцаний, которые, однако же, относятся к простой народной вере как непосредственные ее стихии».

Исследователи погребально-поминальной обрядности XIX–XX вв. не раз отмечали определенные расхождения между религиозным и народным истолкованием смерти, соотношения тела и души умершего, дороги в загробный мир и представлений о нем, отношением к культу предков. Христианскому истолкованию смерти как блага на пути в «царствие небесное» противостояло народное представление о ней как о «злодейке», враждебной силе.

Похоронно-поминальный обряд у восточных славян включал несколько основных моментов: действия перед смертью и во время смерти; омовение и обряжение покойника и положение его во гроб; вынос из дома; отпевание в церкви (если оно совершалось), погребение, поминки. Таким образом, при всех региональных различиях в погребально-поминальной обрядности восточных славян в ней вычленялись три основных этапа: предпогребальный, погребальный и поминальный, каждый из которых помимо практического мог иметь и иной смысл. Так, процедура омовения умершего помимо гигиенической имела и сакральную, магическую направленность.

Отношение к покойнику всегда было двойственным. Его боялись и поэтому стремились облегчить умершему переход в иной мир, а также обезопасить себя при помощи различных магических действий от возможных отрицательных последствий при соприкосновении с ним.

Приметы и предсказания, предвещавшие смерть конкретного человека или кого-либо из близких, у восточнославянских народов были сходными. Они истолковывались как начало нового отрезка времени в жизненном цикле человека — «магия первого дня». До сих пор предвестниками смерти близкого человека считают неординарное поведение домашних животных, птиц, разбитое зеркало, выброс цветка никогда не цветущим комнатным растением, бьющуюся в окно птицу, скрип балок, мебели и др.

Смерть человека воспринималась как переселение души в иное пространство — в загробный мир. Считалось, что души взрослого человека и ребенка различны.

Когда становилось ясно, что больной не поправится, приверженцы официальной православной церкви призывали священника для исповеди и соборования. Исповедь умирающего и чтение ему священником «разрешительной молитвы» освобождала больного от всех грехов. У русских, уроженцев Тамбовской губернии, проживавших в Амурской области, после окончания этой процедуры, как только потушат свечи, следили, куда направится дым: если он пойдет к двери, значит, человек умрет, если же в передний угол или рассеется по комнате, человек будет жить. Верили также, что если соборованный человек останется жив, то он должен совершенно изменить свой образ жизни: отрешиться от всего мирского и быть высоконравственным.

Старообрядцы считали тяжким грехом исповедоваться у православного священника и отпевать умерших в православной церкви. У беспоповцев, в частности у часовенных Дальнего Востока, к умирающему приглашали настоятеля. Он читал молитву и причащал крещеной «иорданской» водой. «Иорданскую» воду и в настоящее время берут из проруби реки вечером 18 и утром 19 января. Такая вода стоит в течение года и не портится. Воду, взятую вечером 18 января, используют только для причащения, а утреннюю, принесенную 19 января, для освящения и очищения от «скверны» (например, в случае, если в посуду упал сверчок, мышь и пр.). Все старообрядцы верят в силу этой воды. Вечером 18 и утром 19 января принимают по три глотка, наливают ее в посуду для последующего использования.

Старообрядцы придавали большое значение очищающей силе воды. Летом 1973 г. в поселке Амгу на побережье Японского моря нам приходилось мыться в общественной бане с женщинами из местной старообрядческой общины. В предбаннике все женщины себя и взятых с собой детей обливали из бутылок принесенной с собой речной водой. Из расспросов выяснилось, что проточная («бегущая») вода в представлении старообрядцев — очищающая вода, и если вдруг что-то случится с мывшимися, пока они будут идти от бани до дома, то они попадут в мир иной «чистыми».

Умирающий после исповеди прощался с семьей, другими родственниками, давал наказы. Если умирающий сильно мучился, родные «помогали» душе покинуть тело — открывали окно, дверь, заслонку в печной трубе и т. п. Запрещалось также громко разговаривать и кричать, чтобы не беспокоить душу. О наступлении момента смерти соседи узнавали по крикам, плачам и причитаниям. По традиции считалось, что громкое оплакивание умершего даст покой душе усопшего, которая не будет беспокоить живых.

У русских, украинцев, белорусов считалось важным также присутствие родных в момент смерти близкого человека.

Православные русские, выходцы из Тамбовской губернии, по обычаю не прикасались к своему умершему ребенку. Но на Дальнем Востоке этот обычай постепенно стал забываться и исчез.

У русских, украинцев, белорусов Дальнего Востока — последователей официальной церкви, умершего укладывали обычно на лавку ногами к печи, головой к образам; у старообрядцев — лицом к иконам. Таким же образом покойника-старовера клали в гроб, на четырех углах которого помещали свечи.

Полностью покойника не обмывали, а как бы слегка «протирали» тряпочкой, ветошью и пр.

У часовенных старообрядцев обмывали умерших два человека, причем мужчину — мужчины, женщину — женщины. Обмывальщиков выбирала конфессиональная община. Обмывали проточной водой, быстро, проводя крестообразно по лбу, животу и коленям, а также по всем суставчикам. Для этого набирали немного воды в ковш, чашечку, а уроженцы Алтая — в выдолбленную из тыквы плошку, которую по завершении процедуры сжигали.

В целях оберега старались избавиться и от других предметов, используемых для омовения: тряпочки, гребешков, воды, которые считались атрибутами умершего. Воду выливали в какое-либо укромное место. Труд обмывальщика никак не оплачивался, это был его христианский долг.

Руки покойного складывали на груди крест-накрест. У старообрядцев на правой руке пальцы складывали как при молении (два перста); на левую руку надевали полотняную или кожаную лестовку, приготовленную заранее специально для похорон.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Как молятся старообрядцы

Известно, что последователи старообрядчества предпочитают креститься так, как это делали их прапрадеды, то есть двумя пальцами. После Никоновских реформ двуперстное знамение было заменено трехперстным, что символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Старообрядцы же веруют в Единого Бога-Творца, и не наделяют божественными свойствами смертного Иисуса и, по их мнению, придуманного христианами Святого Духа. Больший из двух пальцев в их знамении наделяется символизмом Бога, меньший же символизирует пророка Божия Иисуса из Назарета.

Старообрядец сложил пальцы для двуперстного знамения

Поклоны на старообрядческих службах могут совершаться только земные, поясные запрещены. Земные поклоны делятся на 4 вида:

  • обычный – поклон до грудей либо до пупа;
  • средний – до пояса;
  • «метание» (от греч. metanoia – покаяние) – малый земной поклон;
  • проскинеза – великий поклон до самой земли, с целованием ног.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Обычаи староверов

Молитв, в традиционном понимании слова, у староверов нет. По их убеждению, молитва – нечто унизительное по отношению к обеим сторонам: самому молящемуся и тому, кому (чему) он молится. Вместо этого староверы совершают собственные родовые обряды, но о них не может знать не то, что простой мирянин, а даже представитель другого рода. У каждого рода свои уникальные обычаи, которые люди надежно хранят в тайне.

Подобное отношение у староверов и к иконам – они считают это идолопоклонничеством. Стены их домов украшены не образами, а фотографиями предков, их письмами, какими-то личными вещами. Так сохраняется сильнейшая духовная связь между поколениями, что для староверов является основой мировоззрения. Как и ощущение принадлежности к природе.

Староверы идентифицируют себя с природой, но не преклоняются перед ней, как перед Богом

Вообще, староверие характеризуется отсутствием общих жестких правил и догм, которых неукоснительно стоит придерживаться. Не обязательно носить специальные одеяния, принимать участие в обрядах. Главное для староверов – жить по совести, в ладу с ней.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Заговоры староверов на успешное и богатое существование

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

«Я твой раб Господний, имя. У меня есть три листа к Иисусу Христу. Один из них написан рукой Марка, второй – Никитой-мученником, а еще один — Марией Богородицей. В этих трех листах надписи, который горят пламенем, мне, имя, дарят роскошь и богатство. Аминь».

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего. Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего. При этом стоит говорить такие слова:

«Дева Мария, прошу помилования меня, раба с многими грехами твоего, имя. Прошу помощи для исполнения моих целей, воплощения моей задумки, о чем мы с тобой вдвоем только знаем. Наше слово – настоящий крепкий узел, развязать его не сможет никто. Аминь».

Еще есть вариант заговора, он должен быть выполнен ровно в 12 часов дня. Выполнять его нужно на кладбище. Нужно найти могилку, за которой никто не ухаживает. Преподнесите в качестве презента покоящемуся стопку водки, прикрыв рюмку куском черного хлеба. Нужно сделать перекрест, и произнести соответствующие слова:

«В этой могиле мертвец, который вовсе не ест, да и не пьет, не видит, не слышит, не говорит ни единого слова, да и не встанет, а его никто добрым словом не помянет. Пришли мне, имя, рабу Господнему, мать Приснодево Мария, денег мертвому для поминания, а мне, имя, рабу Господнему, на здоровье. Аминь».

После чего, не оглядываясь, стоит отправиться домой. Как только у вас появиться первое прибавление в бюджете, стоит отнести на выбранную вами ранее могилу черный кусок хлеба и рюмку водку. Так стоит делать каждый раз, когда вы будете проводить обряд.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Обычаи старообрядцев

У старообрядцев существовали следующие обычаи.

Крещение у поповцев

Старообрядцы-поповцы могут совершать таинство крещения, по желанию, в природном водоеме либо в купели. Проводить таинство должен священник. Исключение составляет ситуация, когда человек при смерти и боится уйти некрещеным, а старообрядческого священника в тот момент не найти в окрестностях. Тогда ритуал совершают миряне.

Человек трижды окунается в чистую воду. Священник при первом омовении произносит: «Крещается Раб Божий … во имя Отца, аминь», при втором: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святого Духа, аминь». Омовение в воде символизирует очищение от греховности и соединение с Богом.

При крещении младенца необходимо прочесть молитвы родильнице и при наречении имени младенцу. Так делается, чтобы здоровье матери укрепилось после родов, а дитя прожило свою жизнь по совести и заслужило Царство Небесное. На 8-й день над окрещенным следует провести обряд Миропомазания.

Крещение у безпоповцев

У старообрядцев-безпоповцев таинство Крещения проходит похожим образом. Так же разрешается крещение как в природном водоеме, так и в купели.

Важно! Воду в купели после каждого крещеного следует менять, чтобы там не оставались грехи человека. Если крестится взрослый, то в помещении с купелью может присутствовать только он и священник, для младенца разрешено присутствие родственников.

Совершаются три окунания, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется мыть тело полностью и снимать рубаху, в которой окрестили. На 8-й день осуществляется Миропомазание.

Венчание

Ритуал венчания по старому обряду заметно отличается от того, что принят современным православием. Их разницу демонстрирует таблица.

Старый обрядНовый обряд
Чтение Апостола и ЕвангелияВ самом началеПосле возложения венцов
Пение 127 псалмаДобавились припевы, которых не было в старом обряде
Вопросы венчающимся о добровольности их намеренийНетЕсть
Регистрация в ЗАГСеПосле венчанияДо венчания
Повойник на голову невестыНадевается в конце обрученияНе используется

Бракосочетание старообрядческой пары

Похороны

У старообрядцев принято хоронить покойного на 3 день. Накануне погребения, утром того дня и перед захоронением проводятся панихиды. Чем дольше длится отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Богом. Отпевания заслуживают только те, кто прожил жизнь достойно и праведно.

Голова покойного в гробу должна смотреть на запад, ноги – на восток. На похоронах проводится последняя служба, Лития. После нее символы веры достают из гроба, заколачивают и опускают его в землю. Поминки сразу после похорон у старообрядцев не заведены. Они проводятся на 3, 9 и 40 дни после смерти.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Может ли старообрядец быть крестным у православного

Человек собирается крестить своего ребенка, и намерен сделать крестным хорошего, проверенного друга. Все бы ничего, но у них принципиальное различие в мировоззрении: один – православный христианин, другой – старообрядец. Как разрешить эту ситуацию?

Такой вариант возможен лишь в одном случае. Второй крестный обязательно должен быть православным, а крестный-старообрядец должен пообещать, что никак не будет препятствовать воспитанию малыша согласно традициям, предусмотренным нынешними православными канонами.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Похоронно-поминальные обряды восточных славян на юге Дальнего Востока

Один из наиболее значимых обрядов в семейно-бытовом укладе восточных славян — похоронно-поминальный. Для него характерны достаточно продолжительная устойчивость всего ритуала и в определенной степени однородность локальных вариантов. Эволюционируя, как и другие семейные обряды, похоронно-поминальный обряд не отторг языческую архаику, которая с принятием православия была синкретизиро-вана христианской идеологией, обогатилась элементами традиционной культуры, народных представлений о жизни и смерти, нормами обычного права и крестьянской этики. Содержательная и функциональная много-слойность этого обряда сделала его, по мнению исследователей, противоречивым и затруднительным для понимания. Тем не менее учеными немало сделано в мировоззренческом осмыслении и описании оформления погребально-поминального культа, его структуры, степени сохранности дохристианских компонентов.

Традиционный похоронный обряд у русских, украинцев и белорусов, по мнению исследователей, в целом однороден. В нем продолжительное время устойчивы как архаические обрядовые элементы, так и целый комплекс представлений о взаимоотношениях живых и мертвых, свойственных не только восточнославянским, но и другим народам.

Краткий ретроспективный экскурс в эволюцию погребально-поминального культа возможен лишь при привлечении широкого круга исторических, лингвистических, этнографических, археологических и других источников. В этом отношении прекрасный материал дают фундаментальные исследования археологов, этнографов, фольклористов и других исследователей.

Наша задача гораздо скромнее: показать по мере возможности степень сохранности типологических черт похоронно-поминальной обрядности восточных славян, и прежде всего русских, в условиях Дальневосточного региона.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Подготовка тела

Причитать у старообрядцев начинают обычно прямо с момента констатации факта смерти. Часто для подобных целей всегда приглашали плакальщиц, и опытные жалобщицы всегда могли своими причитаниями растрогать присутствующих.

В обязательном порядке по всему этому дому занавешивались абсолютно все зеркальные поверхности. Это касалось даже зеркал, начищенных металлических створок и самоваров.

Очищение всех телесных покровов всегда проводили в первые часы после кончины. В силу серьезной трудоемкости этим всегда занимались 2-3 человека. Начинали всегда с головы и заканчивали его ногами. Правую сторону омывали всегда прежде левой. Часто для подобных целей применяли крещенскую воду. После омовения такую воду никогда не выливали в общественных местах.

Одежду всегда заготавливали ранее – это были нательная рубаха, носки, а у женщин – чулки, мягкие тапочки из кожи, соломы либо грубой ткани. Женская рубашка достигала самых щиколоток, мужская – колен.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Как старообрядцы готовятся к захоронению

Перед отправление на место последнего приюта умершего староверы придерживались такого порядка действий:

  • плакальщицы причитают непрерывно от момента смерти до погребения;
  • в доме закрываются все зеркала и блестящие поверхности (мониторы, телевизоры, металлическая посуда);
  • омывают тело старики, после чего все принадлежности и воду закапывают далеко за пределами города или деревни;
  • покойника одевают в подготовленные при жизни одежды темного цвета и помещают в белый саван, девушкам заплетают косу, замужним – 2 косы;
  • гроб принято было вытачивать из цельного куска дерева; считалось правильным еще при жизни изготовить себе гроб и хранить его на чердаке; современные староверы используют простые деревянные гробы; не принято обивать гроб и украшать распятием; на дно кладут ветки, листья, щепки и стружку;
  • покойника укладывают в гроб и кладут ему в руки икону и крест, которые вынимают перед закрытием гроба;
  • закрывают гроб, перевязывают лыком таким образом, чтобы получилось подобие восьмиугольного старообрядческого креста.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]