Язычество — это религия прошлого и современная мода

Язычество – это вера в своих собственных богов. У язычников существует своё видение Бога. Эта вера основывается на местных традициях и опыте определённого народа. В мире существует великое множество языческих традиций. Можно попробовать описать некоторые из них. Некоторые историки считают, что возрождённые старые традиции в XX веке – это неоязычество.

Также неоязычниками называют людей, которые считают себя приверженцами той или иной веры, но не придерживаются традиций как таковых. Язычество – это многобожие или поклонение природе. Первая религия, которая появилась на заре человечества, было язычество. Это мировоззрение существует и в наше время. Язычеству подвержены не только дикие племена и небольшие группы людей, но оно принято и в устоявшихся развитых современных цивилизациях, например, в Индии и Японии. Языческое мировоззрение было присуще и древним странам: Греции, Персии, Риму, Египту, «варварским» северным народам. На современном Западе некоторые приверженцы неоязычества ведут пропаганду о его признании наравне с общепринятыми мировыми религиями, такими как Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм.

Язычников можно разделить на три категории. Одни поклоняются природе, другие множеству богов, а третьи – одному богу или богине.

Почитание природы

У язычников признаётся какое-либо место, например, гора, озеро или родник как божественное место, которому они поклоняются. У этого места есть своё божество, которое его охраняет. Например, богиня Афина является покровителем Афин. А сменяющие друг друга времена года с различными природными проявлениями служат моделью духовного роста и обновления. По определённым циклам отмечаются и праздники, во время которых язычники общаются со своими божествами, соответствующим разным временам года. У многих язычников Земля тоже священна. Ей приносят дары, например, выливают в землю вино первого урожая или закапывают в неё какие-нибудь продукты или вещи, желая получить от земли богатый урожай.

«Старая» религия в Англии

Можно ли было увидеть следы «старой» религии — совокупности верований и практик германо-скандинавского происхождения, относящихся к периоду до христианизации острова, — в религиозных традициях елизаветинского периода? Многие исследователи положительно отвечают на этот вопрос, однако здесь следует внести некоторые пояснения. Старые боги, среди которых следует упомянуть прежде всего Одина и Тора, были забыты, и, если все еще сохранились некоторые старинные предрассудки и суеверия, они относились к сфере фольклора — от устных традиций до психологических реакций, усвоенных в процессе воспитания. Нельзя приуменьшать значение поэтического народного творчества. Значительное число народных баллад, коротких повествовательных поэм, которые устно передавались из поколения в поколение и исполнялись на музыку, так же служившую для других текстов, имели в своей основе представления и верования, восходившие к первым германским и скандинавским завоевателям.

Разнообразие богов

Большое количество божеств принадлежат различным проявлениям природы. У некоторых народов, например, греков, боги – это сообщество, похожее на людей, с их бытом и отношениями. А поклонники Осириса и Исиды поклоняются одному богу или богине, как Великому Богу, хранящему секрет Вселенной. Многие язычники верят, что есть некий божественный принцип, источник всех вещей. Но все язычники признают множество божеств, ибо, соприкасаясь с большим божеством, малое тоже становится божественным, и не частично, а полностью. Язычники, верящие в одно божество, не монотеисты, признающие только одно высшее божество, а генотеисты, верящие в высший божественный принцип.

Язычники

Слово «язычник» или «язычница» звучит всё чаще и чаще. Народ медленно, но верно просыпается. Просыпается от тысячелетнего одурманивающего сна. Сна, который словно морок окутывал многие поколения наших предков. Всё! Ночь Сварога подошла к своему завершению. На дворе ранее-ранее утро!

Во многих родах сохранились архаичные знания. Конечно, большая их часть всё же была утрачена, но что-то всё равно осталось. Осталось главное – понимание того, кто такие язычники. И именно об этом мы сегодня и поговорим.

Язычники – это люди, мировоззрение которых не укладывается в рамки привычных религий, таких, как христианство, ислам, буддизм или иудаизм. Это те, кто живут по совести в ладу с природой, чтя своих предков. Язычник ни перед кем ни поклоняется, но он чтит своих родных богов, первый их которых – бог Род.

Язычество, скорее всего, можно назвать философией, ибо к религии (в традиционном смысле этого слова) его совершенно точно не назовёшь. У данной философской концепции есть множество концепций, например: шаманизм, викканство, друидизм и пр.

Говоря о язычестве, нужно понять одну очень важную вещь: оно появилось задолго до того, как возникла концепция «единого бога», именно её мы и можем видеть в авраамических религиях. В мире язычников есть место многобожию. Мир язычника устроен намного сложнее, ведь его населяют не только боги, но существа разного порядка (духи, сверхъестественные существа).

Для язычества характерна терпимость в хорошем смысле этого слова. Язычник никогда не станет доказывать другому, что только его мировоззрение является единственно верным, как это принято в других конфессиях. Он не будет насаждать своё видение жизни огнём и мечом. Быть может, это и плохо…

Основой жизни для язычника является Природа. Без Неё его нет, без Неё, он никто. Взаимодействие со Стихиями Природы у язычников происходит постоянно. Ведь, как уже говорилось выше, язычники – сами являются неотъемлемой частью природы. Во многих практиках и ритуалах взаимодействие с силами Природы происходит постоянно. Лес, река, горы – это не просто места, это всегда Места обретения Силы, места, где живут Духи, места, где живут Боги.

Вера в богинь

Часть язычников считают женское обличие божественным. Большинство языческих культов, например, Одина и Митры, признают только преданность одному богу-мужчине. Но они признают и наличие других богов и богинь. Понятие «культ» обозначает поклонение одному конкретному божеству или пантеону. Сейчас это понятие расширилось и стало означать поклонение божественному или человеку-лидеру, полубожеству. Общепринятые религии, такие как Иудаизм, христианство и Ислам отвергают идею женской божественности. Один из евангелистских епископов как-то заявил, что религии с богинями – это вырождение.

Минойская религия

Для континентальной Греции связанные с религией находки, относящиеся ко времени до Позднеэлладского периода, весьма редки. Несколько иная ситуация сложилась на Крите — там обнаружено немало свидетельств религиозных верований Минойского периода. Довольно долгое время данные археологические находки интерпретировались как свидетельства существования некоей единой религии, основанной на почитании одной или нескольких богинь-матерей, а обнаруженные исследователями фигурки женщин рассматривались как изображения божеств.

Поклонение языческим богам

Часто языческие божества считаются исконными для определённой местности. Королевские фамилии в Великобритании отслеживают своё происхождение до бога Одина. Кельтские короли просчитали свой род до бога Бели и богини Анны. Национальные герои и героини тоже обожествляются народом. Тому пример – Юлий Цезарь. В язычестве поклоняются семействам богов. Эти божественные семьи могут включать в себя давно умерших предков или недавно покинувших этот мир. Эти богочеловеки могут ненадолго возвращаться в мир живых.

Божества могут быть и местными духами-единоличниками, например, змея – хранительница дома или медведь – хозяин леса. Божества могут собираться в группы, как эльфы или гномы. У каждого народа существует особый ритуал их почитания. Духам-божествам преподносят еду или питьё. Также ритуальным считается огонь или вода. Этим божественным стихиям приносят жертву. Благодаря этим ритуалам сохраняется преемственность прошлого и передача его в будущее. Это является гарантом смысла существования.

Современные проявления язычества в России

Неоязычество наших дней — направление, позиционирующее себя как возрождение «исконно русских» традиций и верований. По факту от древнего язычества там осталось немного — только имена богов. Да и те не достоверны. В 980 году князь Владимир Красно Солнышко провёл систематизацию языческого пантеона, желая этим укрепить свою власть. В каждом городе или селе существовали свои божества, свои духи, свои идолы и свои обряды. Те сведения о языческих богах, которые известны нам сейчас — результат искусственной систематизации религии князем. Система это просуществовала всего восемь лет, до Крещения Руси.

Неоязычники используют обрывочные сведения о язычестве дохристианской Руси, дошедшие до нас, переиначивая их на свой лад. Самые активные ходят в «древнерусской» одежде, поминают в речи славянских божеств, справляют языческим праздники, молятся древним богам. Менее активные ограничиваются языческой атрибутикой. Также в язычестве был и остаётся сильным экологический мотив. Идея близости к природе, принцип использования натуральных продуктов и тому подобное. За счёт этого неоязычество для многих является привлекательным.

Родноверие

Основным направлением российского неоязычества XXI стало родноверие. Люди, выбравшие это направление, представляют собой разрозненные общины со своей атрибутикой и капищами. Они увлекаются славянской историей и традициями, используют в повседневной жизни натуральные материалы и выезжают в лес на языческие праздники. По мнению многих светских ученых, богословов и православных священников, родноверие имеет черты секты.

Характерной чертой родноверов является очернение настоящей истории и выдумывание новой истории славянских племён. Тех самых, которые “на самом деле появились намного раньше чем вы думаете!”.

Родноверие довольно популярно в связи со стремлением к избавлению от современной городской суеты и негативного отношения к политике и государственности в целом. Родноверие сочетает в себе единобожие и многобожие. Главный бог — Род, остальные божества — лишь его лики. Добавляет привлекательности этому направлению декларируемое единство человека и природы.

Церковные суеверия

Крупным и массовым проявлением языческого мышления в нашей повседневной жизни можно назвать обрядоверие. Это направление, возникшее, к сожалению, в православной среде. К обрядоверию относится вера в приметы: например, какой рукой свечку подать, сколько раз икону поцеловать. А также принятие церковных обрядов за ритуалы — «я поставлю свечку, а Бог за это мне поможет».

Как сказал святитель Николай Сербский: “Так же как бабочка снова не станет гусеницей и не вернется в оболочку, из которой вылетела, так и нам нет возврата в истлевшую оболочку древней языческой веры”.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: кто такие язычники, что такое язычество, язычество это, язычники кто это, язычники это

Домашнее язычество и ритуалы

Но не всё язычество является публичной религией. Много божеств есть и у домашнего обихода. Например, домовые. Не все языческие божества являются подобием человека. Эта религия охватывает всю жизнь человека. Язычники считают Природу божественной. Это не просто неодушевлённый объект. С природой связаны гадания и магические ритуалы. Они составляют часть жизни язычников. Люди гадают по полёту птиц или по внутренностям жертвенного животного. Языческие жрецы и шаманы просят у духов послать им какой-нибудь знак. Эти знаки могут читать только посвящённые. По ним определяют ход дальнейших событий, например. Бросая камни или части растений, пытаются разгадать узор, который они составляют. Жрецы ждут ответа от божества.

С помощью магии шаманы и жрецы пытаются получить желаемые результаты из потустороннего мира. В язычестве миры тесно соприкасаются. Чтобы оградить себя от нежелательных событий, язычники изготавливают специальные амулеты и обереги. Часто с самого рождения ребёнок получал такой индивидуальный оберег. Талисманы и заговорённые предметы вешали на двери и стены домов. Перед битвой воины совершали определённый ритуал, направленный на победу и защиту от ран. Шаманы напускали порчу на врага. Сохранились англосаксонские рукописи, в которых описывается такой ритуал. Также имеются записи заговоров, направленных на хороший урожай и исцеление. Такие ритуалы и подобные им имеются во всех языческих культах. Заклинатели и целители широко использовали их для лечения скотины и людей. В большинстве культов нанесение порчи другим запрещено.

Язычество – религия древних славян

Язычество – это древняя религия славян. Однако религия – это понятие слишком узкое, как уже было сказано. Ведь язычество для наших предков было целой системой мировоззрения, своеобразной культурой со своими особенностями. Религия славянское язычество появилось и достигло своего развития, самостоятельности на заре первого тысячелетия новой эры. До этого была общая религия для всех индоевропейских племен.

Славянская религия (язычество) была сочетанием следующих основных черт:

  • Обожествление природы, поклонение природе. Это явление еще называется словом анимизм.
  • Почитание своего Рода, свои предков.
  • Вера в существование невидимых сил как злых, так и добрых. Эти силы, как считали древние славяне, постоянно сопровождают человека, участвуют в его жизни.
  • Вера в магию, в силу обрядов и заговоров.

Как и все языческие религии, славянское язычество было политеистичным. Для кого термины политеизм и язычество – это одно и то же, синонимы. Однако это не совсем так. Язычество – это более масштабное, всеобъемлющее понятие. Это не только вера во многих богов.

Но вернемся к славянскому многобожию. Каждый из «участников» языческого пантеона был ответственным за то или иное природное явление или сторону жизни человека. Например, Перун – бог грома, Лада – богиня любви и так далее. Каждый бог представлялся в определенном образе, с характерной для него внешностью и атрибутикой.

Для чего нужны были боги язычникам? Они, на самом деле, были своеобразными представителями природы, высших сил. Богам не поклонялись, богов славили. Славяне не просили у них прощения. У них просили хорошего урожая, здоровья, успехов на войне, в любви. Причем просить нужно было у соответствующего божества. Для самых почитаемых и важных сооружали языческие храмы – капища, святилища. В них проводились подобия богослужений. А вот посредниками между богами и людьми были волхвы, жрецы. Они обладали необычайной мудростью. Также богам приносили жертвы, или требы. Не стоит думать, что жертвы были человеческими и кровавыми. Совсем нет. В дар богам приносили еду, зерно, цветы. В честь богов устраивали праздники.

Представление о существующем мире у славян было своеобразным. Единым Творцом считался бог Род. Именно он создал три мира. Правь – Высший мир, божественный, мир мудрости и законов. Навь – мир прошлого, мир основ. Явь – мир, в котором живут люди, настоящий, реальный, видимый. Все они преследуют цель продолжения рода, постоянного совершенствования.

Исчезновение язычества

В самом начале новой эры, когда происходило глобальное освоение земель, все племена современной Европы и Азии были языческими. Однако некоторое время спустя (примерно к восьмому веку) язычество стало постепенно вытесняться. Народы примыкали к христианству, исламу, иудаизму.

А почему язычество вытеснялось мировыми религиями? На то было несколько причин:

  • Оно становилось слишком примитивным для развивающихся народов. Люди начинали понимать многие природные явления. То есть теперь объяснить существование простейших природных явлений нельзя было тем, что «бог разозлился» или «духи захотели». Ведь становились известны и понятны реальные физические субстраты всех происходящих явлений.
  • Племена стали образовывать государства. А в любом государстве всегда есть некое социальное расслоение. Для язычества же все люди были равны перед природой. Так появлялись противоречия между действительностью и религией.
  • Язычество как религия не подходило и для государственной власти. Оно не подчинялось единому правителю, монарху.
  • Необходима была монотеистическая религия. А мировые как раз были такими.

Вот почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями в пользу последних. Наибольшее распространение, конечно, получило христианство. Конечно, переход от язычества к другим религиям происходил достаточно длительно, иногда очень тяжело. Особенно интересен феномен двоеверия, существовавший в начале второго тысячелетия в Киевской Руси.

Однако мы не можем сказать, что язычество полностью исчезло из нашей жизни. Это отнюдь не так. Не многие знают, что даже после укрепление христианской религии на Руси, языческие традиции, обычаи, приметы продолжают существовать и ныне. Поэтому иногда говорят, что мировые религии, пришедшие на смену языческим, были вынуждены частично соединиться с ними.

Язычество (Подопригора, 2013)

ЯЗЫЧЕСТВО — обозначение нетеистических религиозных верований по признаку их противоположности теизму. Выработанный теологией термин «Язычество» не может быть точным и недвусмысленным термином научного религиоведения; в отличие от близкого ему по содержанию современного термина политеизм, четко относящегося к определенным религиям, «Язычество» — обозначение динамической тенденции, окрашивающей различные религии в большей или меньшей степени. Язычество живет и внутри самих теистических религий — не только как «пережиток», но и как идея, как ненавистный или «соблазнительный» образ неопределенного прошлого, который дожидается кризиса официальной веры, чтобы обрести новую жизнь. Таким образом, не будучи однозначным термином, слово «Язычество» заключает в себе богатое культурно-символическое содержание, подлежащее описательному раскрытию.

Язычество (НФЭ, 2010)

ЯЗЫЧЕСТВО – свойственный разным народам, находившимся на доклассовой или раннегосударственной стадии, архаический тип мировоззрения, имевший мифологическое выражение. Миф синкретически соединял религиозный (связанный с сакрально-ритуальной сферой), познавательный, духовно-практический, нравственный, исторический, художественно-эстетический и дидактический (связанный с передачей традиций) опыт человечества. Мифологическая форма языческого мировоззрения – древнейший надобыденный способ познания действительности.

Язычество (Лопухов, 2013)

ЯЗЫЧЕСТВО — термин богословского происхождения, применяемый в основном христианами по отношению ко всем политеистическим, дохристианским и внехристианским религиям. Впервые употреблен в Новом Завете по отношению к народам («языцам»), поклонявшимся нескольким богам сразу. Кроме политеизма, для язычества характерны: тесная связь с явлениями природы, с природно-хозяйственными циклами, с наиболее важными человеческими занятиями; идолопоклонничество; жертвоприношение; наличие магии, ворожбы, заклинаний, заговоров; обрядовость; территориальная обособленность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]