Славяне не всегда были христианами. Понять, какая вера у славян была до христианства можно, изучив свидетельства, сохранившиеся в письменных источниках. Так, например, в «Повести Временных лет» говориться:
«…И нача къняжити Володимеръ в Кыеве единъ. И постави кумиры на хълму вне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а оусъ златъ, и Хърса, Дажьб’а и Стриб’а, и Съмарьгла, и Макошь».
Повесть временных лет
Точного же количества богов, бывших у древних славян, сейчас не знает никто, ведь в процессе христианизации славянского мира практически все свидетельства о них были уничтожены.
Древние славяне были язычниками, современные исповедуют христианство
Какую религию исповедовали славяне до принятия ими христианства, можно понять, изучив их историю. Славяне — это крупнейшая в Европе этноязыковая общность.
В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России.
Славянская диаспора имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300 — 350 млн человек.
Выделяются западные славяне (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы, моравы и лужичане), восточные славяне (белорусы, русские, украинцы) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы).
Территории славянского населения Европы: Западнославянские народы Восточнославянские народы Южнославянские народы. Славяне разделяются на три ветви: западные, южные и восточные. Фото: upload.wikimedia.org
Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа жила рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря).
В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч.Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî), в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды».
По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI — VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и верховьев Днепра на востоке.
300 — 350 млн
примерно столько во сем мире христиан;undefined
Наиболее ранние упоминания (Плиний Старший, Тацит), вероятно связанные с этногенезом славян, относятся к венедам. Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателя Прокопия Кесарийского. Современное деление восточных славян следующее:
- русские;
- украинцы;
- белорусы.
Язычество, православие, славяне и азбука
Здравствуйте!
Давайте знакомиться. Меня зовут Александра Любименко, мне 38 лет, я жена и мать троих прекрасных детей.
Буквально года три назад я с головой (насколько мне позволяет моя жизнь) окунулась в изучение нашей истории, языка, письменности и фольклора. У меня были на то причины, о которых я не хочу сейчас говорить. Общий смысл такой: я искала в них определённого рода информацию, но открыла для себя то, что безумно удивило и удивляет до сих пор. Нигде я подобной информации не встречала ранее, и потому решила, что просто необходимо ею поделиться с общественностью.
Я начала писать статьи, потом ещё и видео снимать. И так меня заметили и позвали на этот сайт. Спасибо огромное за приглашение. Но есть одно НО. Информация, которой я делюсь, по некоторым деталям очень противоречит общему смыслу славянского движения, которое было замечено мною ещё в году 2009 и которое постоянно набирало обороты все эти годы. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть той информацией, которую даю. Но у меня на самом деле чувство, что я со своими статьями буду, как «лезущая со своим уставом в чужой моностырь».
Как бы там ни было, раз уж я здесь, я буду писать. И начну я, пожалуй, с основного: я рассмотрю такие понятия как язычество, славяне, православие и азбука. Запаситесь плюшками или валерьянкой: кому как больше нравится, а я начинаю.
Язычество, славяне, православие и азбука – это всё смежные понятия. Но для начала, чтобы понять их смысл, надо внести некоторые поправки.
«ЯЗЫЧество» образовано от слова ЯЗЫК. С этим спорить никто не будет и я тоже. Но мы привыкли думать, а, если быть точнее, нас приучили так думать некоторые церковные деятели, что ЯЗЫК в слове ЯЗЫЧество – это народ. Вот так. Ни больше, ни меньше. Вы когда-нибудь называли народ языком? Нет? Я тоже. Но нас приучили так думать, что наш язык изменился до неузнаваемости. Что старорусский и старославянский – это такие мудрёные языки, что нам и не разобрать, что на них написано. Не мудрено, что и слово ЯЗЫК теперь употребляется совсем в другом смысле: как орган во рту или речь, которая этим органом произносится. Но дело в том, друзья, что наш язык наоборот, практически не менялся много-много лет. И на то есть веские причины, о которых я расскажу в самом конце. А пока давайте определимся, что ЯЗЫЧество – это форма передачи знаний такая: через ЯЗЫК. Это не вера, не религия, не шаманы с бубнами. Это просто форма передачи ЗНАНИЙ. Через культуру, через фольклор, через традиции, через слова.
Через культуру, фольклор, традиции – это понятно. А что значит «через слова»? Многие, кто сталкивался с понятиями славянства и родноверия, знают, что существует мнение, что слова наши можно расшифровать азбукой. Так вот это и есть – передача знаний через слова. То есть вы говорите какое-нибудь слово, и даже если человек его впервые слышит, то зная названия букв, из которых это слово состоит, и то, что эти буквы обозначают, он сможет расшифровать, что же обозначает данное слово.
Для расшифровки слов, так же как и для их правильного (осмысленного, а не пустого) составления, использовалась азбука. Азбука – это русский алфавит, то есть буквы языка в определённом порядке. Слово «алфавит» состоит из первых букв греческого алфавита: альфа и вита. А слово «азбука» состоит из двух первых букв русской азбуки: аз и буки. Поэтому, я считаю, наиболее правильно называть наш, русский алфавит, именно азбукой, как это было раньше.
Все мы знаем о глаголице, но представляем её себе, как такую же азбуку, как кириллица, только с иным написанием букв. На самом деле азбука называлась глаголической, потому что каждая буква имеет в ней название, значение и смысл, и эти буквы растолковывают нам слова, которые из этих букв состоят. Глаголической русская азбука называется, потому что глаголет, говорит, объясняет смысл.
Каждая буква может передавать на письме несколько звуков, а так же – числовое значение. Вот примерная глаголическая азбука, на которой я сейчас остановилась в своих исследованиях (числовое значение – название буквы – звуки, которые она обозначает на письме – смысловое значение).
- 1 – Аз – А\Я – бог, первоначало, сверхдуша, разум, сознание, единство
- 2 – Буки – Б – материя, информация, буквы
- 3 – Веди – В – знание, понимание, осмысление
- 4 – Глаголь – Г – звук, вибрация, материальная волна
- 5 – Добро – Д – добро, благо, согласие, принятие
- 6 – Есть – Э\Е – наличие, существование
- 7 – Живите – Ж – жизнь, бытие
- 8 – Цело – Ц – цель, полнота, смысл
- 9 – Земля – З – планета Земля, земля под ногами
- 10 – И – Й – союз, совместность, объединение
- 20 – Иже – И – так же, как и, так как
- 30 – Червь – Ь – чёрт, дух, эмоция
- 40 – Како – К – как, в соответствии с
- 50 – Люди – Л – человек, люди
- 60 – Мыслите – М – ум, логика, мышление
- 70 – Наш – Н – принадлежность кому-то или чему-то
- 80 – Он – О\Ё – некто другой, отличный от нас
- 90 – Покой – П – мир, лад
- 100 – Рцы – Р – действие, движение, свершение, осуществление
- 200 – Слово – С – осмысленная вибрация, волна, озвученная мысль
- 300 – Твердо – Ъ – устойчивость, постоянство, непоколебимость
- 400 – Ук – У\Ю – закон, правило, порядок
- 500 – Ферт – Ф – изменение, нарушение, смена (перемена)
- 600 – Хер – Х – отказ, неприятие, нет
- 700 – От – Т – от, уход, обратный ход
- 800 – Шта – Ш\Щ – что, чего
- 900 – Цы – Ы – энергия жизни, жизненная сила
- 1000 – Чрев – Ч – живое тело, организм
Аз-Буки-Веди (я, буквы знающий,) Глаголь-Добро-Есть (говорю, что такое добро:) Живите-Цело-Земля (живите полной жизнью на Земле) И-Иже-Червь (и так же живёт чёрт) Како-Люди-Мыслите (Как люди мыслят,) Наш-Он-Покой (такой мир и имеют.) Рцы-Слово-Твердо (Совершённое слово непоколебимо.) Ук-Ферт-Хер (Закон изменить невозможно.) От-Шта-Цы-Чрев (От чего энергия жизни находится в теле.)
Язык, СЛОВа которого можно расшифровать глаголической азбукой, называется СЛОВянским. Соответственно, человек, который на таком языке изъясняется, называется СЛОВянином. Язык, смысл слов которого азбукой не расшифровать, называют пустым, НЕМым. А человека, говорящего на таком языке – НЕМцем.
На данный момент я склоняюсь к такому мнению: тот язык, который сейчас принято называть русским, на самом деле – словянский. Именно поэтому наша национальность звучит как прилагательное: русский – это не язык и не национальность. Скорее всего, так называли касту жрецов, ведунов. Русский – русый – светлый. Свет – это знания, а тьма – это невежество. Про человека глупого мы говорим – тёмный. И про человека злого мы говорим – тёмный. А про мудрого и доброго – светлый, свЕтой. То есть русский – это тот, кто обладает знаниями об этом мире, кто управляем разумом, а не страстями. Но это пока предположение (частично подтверждённое исследованиями А.В. Пыжикова).
Те, кого сейчас принято называть слАвянами, на самом деле говорят на диалектах слОвянского («русского») языка. И чем западнее диалект, тем более он оНЕМечен. То есть тем меньше смысла в словах такого языка. В начале 18 века русским математиком и педагогом Л.Ф.Магницким было написано первое учебное пособие в России по математике. И называлось оно так: «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и воедино собрана, и на две части разделённая». То есть в то время наш язык ещё назывался славянским, а не русским.
Есть удивительная особенность: внутри небольшой по территории Германии количество диалектов просто зашкаливает. Можно прям отдельные языки создавать. А вот на территории огромнейшей России, не смотря на всё многообразие национальностей, «русский» язык практически неизменен. У нас даже есть какая-то особая тяга к ПРАВИЛЬНОМУ произношению слов. («Не коверкай русский язык». «Ты что разговариваешь, как нерусский?») И это неспроста. Была у нас раньше такая наука – ПРАВоСЛОВие.
Моя догадка о том, что правослАвие изначально было правослОвием и являлось не религией, а наукой, стало следствием моего понимания того, что слОвяне пишутся через О, а не через А, и что те, кого сейчас принято называть славянами придерживаются именно православной веры. То есть славяне и православные — это практически одни и те же люди (как по численности, так и по территории распространения).
И так как я поняла, что слОвяне не от слова СЛАВА, а от слова СЛОВО, то я предположила, что и православие раньше называлось правослОвием. И естественным образом это сочеталась с тем, что глаголическая азбука расшифровывает слова. А раз она их расшифровывает, то, значит, они составлялись определённым образом, чтобы в них был смысл и этим должен был кто-то заниматься. Вот именно это и было обязанностями правословия, решила я, но никаких, даже косвенных, подтверждений у меня этому не было. Только удивление, как же складно всё сошлось: ПРАВильные СЛОВа — ПРАВоСЛОВие. Но я понимала, что это может быть просто совпадением, хоть и весьма удачным.
И вот мне попадается замечательнейшая книга, которая расставила все точки над i, «Русский язык: энциклопедия» под редакцией Ю.Н. Караулова. На странице 583 в статье «Учебники русского языка» в третьем абзаце читаем:
«По традиции грамматики состояли из четырёх частей: правописание, припевание (просодия), правословие (этимология) и сочинение (синтаксис)».
И дальше всё покатилось, как снежный ком. Правословием раньше называли этимологию, то есть раздел лингвистики. Наука? — ну, явно, не религия)) Этимология изучает происхождение слов, и до 19 века этот термин мог использоваться в значении «грамматика», то есть саму грамматику могли называть этимологией (правословием), что логично и понятно.
Сейчас же этимология это то, что говорит нам, откуда к нам это слово пришло, с какой территории, от какого народа, из какого другого языка. Но так было не всегда.
В конце 18 — начале 19 века У.Джонсон открывает новый язык — санскрит, объявляет научному миру, что у народов, населяющих Евразию, ранее был единый праязык и придумывает новый термин для него — «индоевропейский». Вот оно — «открытие» — так пишется наша наука, друзья! Вся наша наука именно на таких придумках и построена…
В начале 19 века Р.Раск и Я.Гримм придумывают «германское языкознание», на основе которого А.Х.Востоков, филолог НЕМецкого (языка, смысл слов которого утерян и потому называется НЕМым) происхождения, делает «немало важных открытий для славянских языков». То есть закладывает фундамент для будущего нашего перетягивания одеяла по поводу того, чей же язык является главным, наиболее древним и более приближенным к первоистоку. Сейчас этимология представляет собой игру в футбол, где каждый народ пытается доказать, что именно от него пошло то или иное слово.
Изначально же под этимологией понимали ПРОИСХОЖДЕНИЕ слова, но не в смысле, ОТКУДА пришло, а в смысле КАК оно образовано и ПОЧЕМУ оно должно произноситься и писаться именно так, а не иначе. Этимология в переводе с древнегреческого: «этимон» — истина, основное значение слова, а «логос» — слово, учение, суждение. То есть этимология – это учение об истинном значении слов, или правословие (правильные = истинные слова).
И вот ещё, какая штука. Правословие и православие — это слова паронимы. Это тоже нам говорит официальная наука, друзья. Это не я сама выдумываю. Я вообще ничего не выдумываю. Я только изучаю официальную науку, прослеживаю историю, нахожу взаимосвязи, выделяю главное, анализирую и делаю выводы — СВОИ. Давайте, объясню, что такое паронимы.
Паронимы – это слова, которые схожи по звучанию, но имеют абсолютно разный смысл, и зачастую ошибочно употребляются одно вместо другого.
То есть православие часто простые «необразованные» (то есть не наученные немецким продвинутым «цивилизованным» сообществом, как «правильно») люди называли правослОвием. Ну, дураки неграмотные. Что с них взять? Они же не в курсе, что православие – это религия, а не наука (хотя по какой-то неведомой причине, вмешивающаяся в науку на всех этапах её становления).
Поясню важность этой информации тем, кто не понял: если где-то написано правослОвие и речь идёт о христианских понятиях (хотя смысл в эти понятия может быть заложен совсем другой – научный, о чём я расскажу в своих следующих статьях), то официальная наука всегда может сказать: ошибка, ошибся автор, ведь это слова-паронимы.
Из той же статьи в энциклопедии очень интересно проследить, как менялось название нашего языка и народа:
- 1596г. «Грамматика слОвенская» Лаврентия Зизания
- 1619г. «Грамматика слОвенская правильное синтагма» Милетия Смотрицкого
- 1679г. «Букварь языка слОвенска…» Симеона Полоцкого
- 1694г. «Букварь слАвянороссийских письмен» Кариона Истомина
- 1723г. «Грамматика слАвянская в кратце…» Ф.Максимова
- 1755г. «Российская граматика» М.В. Ломоносова
Вот так словяне эволюционировали в славян, а потом вообще в россиян. Конечно, писали эти буквари и грамматики люди западные (либо обучающиеся у западных), плохо говорящие по-русски, с акцентом (западным диалектом), потому их письменный язык был оторван от того языка, на котором говорили люди. Важно понимать, что никакого древнерусского или древнеславянского не было – это просто письменность нам меняли, слова искажали на западный манер, вот у них то болгарские слова, то польские. Ломоносов одним из первых попытался приблизить этот (письменный «научный») язык к истинному русскому (то есть исходному словянскому, на котором говорили и говорят до сих пор простые люди) языку.
Изначально, до прихода на наши земли западной «цивилизации», храмы были научными сооружениями, в них занимались наукой и собирались, как в Древней Греции, для получения образования. Но на этом, пожалуй, на сегодня всё.
Всем добра!
Славяне были язычниками, приняли христианство и, частично, ислам
Какая религия была у восточных славян известно достаточно точно. Дело в том, что историки и археологи обнаружили достаточное количество следов славянского язычества. При этом разнородные славянские племена были связанны единой мифологией и религией.
Славянская мифология — это совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.
Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов
Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна (миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV столетия). Перун — главный бог древних славян был позаимствован ими из индоевропейского пантеона. Фото: upload.wikimedia.org
Из-за существенного индоевропейского влияния в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт.
Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог).
Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие
Часть славян была насильственно исламизирована турками-османами.
Духовная культура славянских племен стала изменяться между VI и X веками, когда большая часть славян приняла христианство: Восточные и Юго-Восточные по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Об этом говорит множество сохранившихся в тех времен славянских древностей.
При этом вера славян стала не только христианской. Так некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки, торбеши, горанцы и бошняки
Болгарские помаки. Родопы. 1932 год. Некоторая часть славян, например болгарские помаки, приняли ислам под давлением Османской Турции. Фото: upload.wikimedia.org
Язычество западных славян, их южных и восточных братьев дошло до наших дней в сильно «христианизированном» виде: праздники (Масленица, Купало, Коляда, Красная горка, Радоница, Родительская или Деды и др.), обряды (заговоры, гадания) и так называенмые «суеверия».
Практически неизменной осталась вера в духов (домовых и др.) и привидения, в славянском погребальном обряде также сохранились значительные черты язычества.
XX
с конца этого века в славянском мире идет попытки возрождения славянского язычества
С конца XX в., в славянском мире идут попытки возрождения славянского язычества, а также формирование неоязычества (имеющего мало общего с языческим прошлым славян).
Славяне или христиане?
Население Америки представляет собой довольно разношерстную публику. Впрочем, чему тут удивляться? Здесь собрались эмигранты практически со всех стран мира. Каждый со своей культурой, мыслями, желаниями, религией и традициями. Тем не менее, каким-то образом до сих пор все уживались под одной Конституцией. Я искренне надеюсь, что так и будет продолжаться дальше.
Но я, тем не менее, хочу поговорить о своих родных, так сказать, братьях-славянах, о соотечественниках, выходцах из бывшего СССР. Нас объединяет один язык, русский, поэтому для американцев мы, по большей части, – русские (Russkies), хоть и не все “бывшие советские” с этим и согласны. Многие спорят до хрипоты, доказывая всем: «Я не русский, я… (тут каждый ставит по своему усмотрению: украинец, молдаванин, белорус и т.д.)» Но в общем-то, мы все русскоговорящие (Russian-speaking).
Кроме того, что нас объединяет язык, нас ещё объединяет мышление (Mentality), наше, родное, советское потребительское мышление. Это выражается в том, что мы привыкли все брать бесплатно и получать также бесплатно. Американское правительство обещало нам, беженцам, помощь, так мы эту помощь вытянем до последнего цента, и даже более. Живём мы в домах, предназначенных для семей с низким доходом (Low-income Housing), при этом на работу совсем не торопимся, иначе за аренду нужно будет платить полную цену. Зачем трудиться, если можно ничего не делать? Если всё таки работаем, то неофициально, чтобы не платить налоги. В официальных документах указываем меньшую заработанную сумму, чем она есть на самом деле, или вообще отмечаем в налоговой декларации (Tax Form), что не имеем источников дохода (попросту, обманываем).
Ездим мы не просто на хороших, а на дорогих машинах, живём в шикарных домах, купленных на неправедно заработанные (читай, ворованные) деньги. При этом смеёмся над американцами, говоря: «Ну, какие они тупые, (прямо по Задорнову), верят нам на слово!» Мы злимся, что они не разговаривают по-русски, не знают наших традиций, не понимают наших шуток и правил деления (речь идёт о простой математике), поют не наши песни и читают не наши сказки. “У “них” полицейские чересчур вежливые, учителя в школах чересчур мягкие, штаны у молодёжи чересчур опущенные, помидоры в магазинах чересчур кислые, а врачи – те вообще ничего не знают и никуда не годятся”, – ругаем мы американцев, сидя за обедом или при встрече друг с другом в социальном учереждении, готовые в очередной раз обмануть.
Недавно прочитала в одном интервью следующую мысль: «Мы привезли своих детей в Америку не для того, чтобы они чистили туалеты или стали уборщиками». Конечно, пусть эти американцы – настолько глупые, что верят в порядочность и позволяют нам их обманывать – моют туалеты за нами, пусть они за нами убирают и чистят, пусть они за нас работают, оплачивая нам социальные программы! А мы будем за их счёт учиться и давать нашим детям высшее образование, прививая им ростки сомнительной национальной гордости. И всё бы хорошо, если бы большинство из этих эмигрантов не называли себя… христианами.
Если вы думаете, что христистиане так себя не ведут, то вы глубоко ошибаетесь. Не должны, но именно так думает и поступает немалая часть христиан, считая себя при этом святее американских верующих. «В “их” церквах учат неправильно, одеваются неправильно, поют неправильно и живут неправильно». Тут я прошу заметить, что не имею в виду всех американцев или всех русскоговорящих эмигрантов. Живут праведно, конечно, и те, и другие, равно как и грешат.
Меня удивляет, что такое откровенно пренебрежительное отношение с американским братьям и сёстрам проявляется и на уровне руководства церквей. Впрочем, как известно, рыба портится с головы… Раз нет объяснения ситуаций, научения, то и паства будет вести себя соответственно. “У нас было так… И только так правильно”, – вот основной довод в защиту традиций и правил. Проводятся показные конференции, создаются шумные рекламы и альянсы (по принципу «дружим против»), единственно для того, чтобы показать своё превосходство над теми, кто принял нас и по несколько лет держит на своём обеспечении, предоставляя бесплатное обучение, жильё, медицинское обслуживание (Medicare) и продукты питания (Food Stamps).
Тут будет уместным привести такой пример. Представьте, что к вам в гости приехали люди и незамедлительно начали пользоваться вашими вещами: холодильником, спальней, при этом ругая на чём свет стоит ваши же семейные правила и традиции: они, мол, не соответстуют нормальному образу жизни. Ваши гости вас учат своему мировозрению и понятию: мебель надо передвинуть, она не в том месте стоит, дети должны сидеть в дальнем углу и разговаривать с вами только с 11 до 12 дня, покупать продукты надо не в соседнем магазине, а через две улицы и т.д. и т.п. Именно так выглядят наши высокоморальные потуги научить американских братьев «порядочной» жизни.
А я всё таки, представляю читателю на размышление такой вопрос: как мы всё таки должны жить: как славяне или как христиане? Потому что, простите меня, но эти два слова никак не являются синонимами. С какой стати мы должны влиять на американцев, как славяне? Чем мы лучше? В Первом послании Петра написано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». (1Пет.2:9-10)
Библия учит нас тому, что все люди грешники. Все, а не только американцы или японцы. Праведные не только те, кто жил в Советском Союзе, только потому что в церквах существовали хоры, женщины носили платки и раз в месяц совершалось хлебопреломление. Праведного нет ни одного, славы Божьей лишился каждый житель земли. (Рим.3:23) Ругаясь между собой, выясняя, кто прав и кто виноват, борясь за власть и превосходство над подобными себе, мы все направлялись в пропасть ада. У нас не было ни единого шанса на спасение; милость была нам незнакома. Но, тем не менее, благодать Христа превыше всего. Из каждого народа и племени, из каждой расы, из умных и не очень, из богатых и рабов Господь избрал Себе народ, т.е. нас с вами. Нас, поверивших в искупительную жертву Христа, Он искупил от греха, освободил от гнева и проклятия Всевышнего, даровал Свою святость. Он нас, Своих детей, выбранных из белых, чёрнокожих, азиатов, испаноговорящих, метисов, русских, чукчей, молдаван, и советских русскоговорящих помиловал и одарил царственным священством.
Заметьте, что не русскоговорящие эмигранты – Божий избранный народ, а все остальные погибшие. В каждом народе есть те люди, которых Он полюбил и избрал, т.е. помиловал. Нам нечем кичиться и гордиться. Мы не лучше, не умнее, не честнее, не праведнее, чем другие. Мы такие же, как все. И как всем остальным нам нужен Христос. Не важно, где человек живёт, на каком языке разговаривает, какой у него уровень образования и степень здоровья, он – христианин, избранный Богом для того, чтобы «возвещать совершенства Призвавшего» его. Дети Божьи должны жить так, чтобы проявлять все превосходные качества Своего Небесного Отца, Его любовь, святость, мудрость, величие, могущество. Не наши традиции и обычаи, желания и предпочтения должны становиться во главу угла, но прославление Бога на любом месте и в любой ситуации, в которой мы оказались.
Бог поселил нас, таких разных и одновременно грешно-одинаковых, на американском континенте. Как бы мы ни старались, что бы ни предпринимали, 500-летняя история американской церкви продолжается. Нам не нравится что-то? И слава Богу! Неужели Творец всех и всего будет в восторге, если все Его дети будут говорить на одном языке и следовать традициям какого нибудь провинциального Зачуйска? Торжество и могущество, сила и власть, суверенность и святость Бога именно в том и проявляются, что Его славит всё огромное разнообразие, созданное Им. И не нам устанавливать одно правило (читать моё) для славословия и поклонения.
Влиять на окружающих людей, в том числе и на американцев мы можем и должны, но не как славяне, а как христиане. Христиане потому и зовутся христианами, что у них иное мировоззрение (Worldview), стиль жизни и конечная цель. Цель и стиль жизни отличаются не от американских, а от неверующих в целом, независимо от того, в какой части света они живут. Неверующие, в целом, живут в гордости, для себя, своей славы, для удовлетворения своей похоти, а народ Божий живёт для славы Бога, со смирением провозглашая Царствие, которое Он нам дал.
Мы должны своих детей учить не превосходству своей национальности, традиций и веры над другими, но тому, что человек любой национальности, с любым цветом кожи, любым багажом знаний и количеством дипломов ничего не стоит в глазах праведного Бога, если он не находится в среде Его избранного народа. Если вы имеете возможность получить высшее образование в Америке, или трудитесь изо всех сил и можете приобрести хороший дом и машину, благодарите Бога и не гордитесь тем, что вы русский (украинец, белорус, литовец и т.д). Не в этом ваше преимущество. И если вы – русский (казах, украинец, молдаванин и т.д) и из-за различных проблем работаете уборщиком в “Макдональдсе”, передвигаетесь на старенькой машине и живёте в маленькой квартирке, не смущайтесь из-за этого и благодарите Бога. Каждому из вас Он даровал Свою милость и благодать, призвал быть Его сыном или дочерью и поставил на то место, где вы сейчас находитесь, чтобы вы возвещали Его, и только Его совершенства.
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, эмигранты из бывшего Советского Союза живущие сейчас в Америке, дабы совместно с жителями США в любви и единстве друг с другом возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». [курсивом добавлено и выделено автором]
Опубликовано с разрешения автора.
Фото: Paperocks (Evalinda) | flickr.com
При использовании материалов, указывайте ссылку: Наталья Гурмеза, “Славяне или христиане?” Христианский мегаполис (5) 2012. https://xmegapolis.com/wp-admin/post.php?post=2946&action=edit&message=1
Наталья Гурмеза
Автор христианской прозы. Проживает в Такоме (США). С ее творчеством можно познакомиться на сайте: natalyagurmeza.com
More Posts — Website
Post Tagged: Гурмеза, Наталья, русские, славяне, США, христиане, церковь, эмигранты
О славянском язычестве известно относительно немного
Славянское язычество — реконструируемая по данным языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований древних славян система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии.
Какую религию исповедовали восточные славяне мы знаем приблизительно, дело в том, что первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам Византийской империи в VI веке.
Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является Перун (*Perunъ), бог грома и молнии.
Русы под стенами Константинополя (860 год). Сведения о религии древних славян появились только после их выхода к границам Византии. Фото: upload.wikimedia.org
Праславянскими являются такие понятия, как дух, душа, навь («мертвец»), рай («потусторонний мир»), волколак («оборотень»), упырь («вампир»), треба («жертвоприношение»).
При этом языческое понимание души не следует смешивать с христианским. Отсутствие у учёных сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства.
Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием собственной письменности и удалённостью от основных центров городской латинской или грекоязычной письменной культуры.
Религия древних славян сформировалась во II — I тысячелетии до н. э.
Славянская религия формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян изиндоевропейской общности народов во II — I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
Так в первой половине 1 тысячелетия до н. э. на мифологию и религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы).
Кроме того, восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и другие.
Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881 год. Черты религии древних славян сложились под влиянием окружающих их нардов, например, скифов. Фото: virtualrm.spb.ru
Основные черты язычества восточных славян:
- вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм):
- культ предков;
- вера в сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека;
- развитая низшая мифология;
- убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии;
- антропоцентризм.
Смешанные традиции
Славянские боги и поклонение им не прошло совсем бесследно. Несмотря на уже 1000-летию историю христианства на территории Руси, языческие традиции сильны и продолжают жить в обществе.
Распространение христианства на Руси
В качестве примера можно привести праздник Рождества. По официальным данным, Иисус Христос родился летом или в начале осени (данные основаны на сезонных явлениях, описанных в Писании), но праздник Рождества празднуют зимой повсеместно.
Дело в том, что во времена Римской империи был весьма популярен культ солнца, частью которого был праздник зимнего солнцестояния — самого длинного дня в году. Язычество стало серьезным препятствием распространения христианства, тем более, что оно затрагивало все слои общества и особенно бедные, в то время как сторонники Христа происходили из более высокого класса населения в силу обстоятельств.
Император Константин, приняв указ о равноправии христианства среди прочих религий, и сам покрестившись, начал искать пути распространения этой религии. И праздник зимнего солнцестояния был заменен на Рождество. Так, языческий праздник приобрел совершенно новый смысл и стал поводом активного роста числа исповедующих истинного Господа.
Этот процесс называется сублимация — очищение старых обрядов и привнесение в них нового смысла. Можно найти множество примеров в современной церкви, когда Синод принимает решение оставить традицию, чтобы не давать поводов для ссор и разделения, но привносит в нее новый христианский смысл.
Еще одним таким примером может стать праздник Масленицы.
Это древний языческий обряд прощания с зимой и приглашение весны, который отмечался и во время которого приносили дань весне для удачного земледельческого сезона. Понятно, что с христианскими традициями и убеждениями тут не может быть ничего общего. Так как для людей это было уже родная традиция, Православная церковь приняла решение ее видоизменить или сублимировать.
Сжигание чучела на Масленицу
Поскольку ее празднование приурочено к началу Великого Поста перед Пасхой, то священство решило оставить празднование с пирогами и блинами, как последнее перед началом Поста, во время которого нельзя позволять себе ничего лишнего из еды или гуляний. Кукла, которую сжигают в этот день, стала символов греховной плоти, которую человек распинает и уничтожает посредством молитв и поста.
Так что, языческие традиции имеют быть в современном православии, но уже с кардинально другим смыслом, на котором и необходимо сосредотачиваться.
Славянские языческие идолы размещались на капище
Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Таким образом, боги славян имели персофицированную антропоморфную форму.
Славянские идолы могли быть как деревянными, так и каменными. Один из богов восточных славян, в отличие от западных, обычно соответствовал одному идолу.
Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными
Збручский идол, X век. Древние славяне поклонялись идолам, олицетворяющим языческих богов. Фото: upload.wikimedia.org
О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу». Кроме того, также известно описание идолов, поставленных князем Владимиром в Киеве.
Так, например, по описаниям в письменных источниках известно, что идол Перуна, поставленный в нём же князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами
Языческие религиозные обряды древние славяне проводили на капищах.
Идолам славяне поклонялись в открытых святилищах (капищах). Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными.
Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Византийцы и иные народы говорили о том, что славяне на капищах приносят в жертву не только животных, но и людей.
Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы. Жрецов у древних славян было мало, их заменяли гадатели, знахари, предсказатели. Фото: upload.wikimedia.org
Помимо идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. Вождь (князь) у древних славян совмещал в себе административные, военные и религиозные функции. жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования, который был прерван введением христианства.
Тем не менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена, скорее всего, были. Однако гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. Кроме того, для славянского язычества был характерен культ предков и особый погребальный обряд с тризной.
Православие и язычество: сравнение
Что общее в язычестве и православии? Любая религия о поклонении, это, безусловно, общая черта между ними, но в православии люди поклоняются Истинному и живому Богу, а в язычестве — силам природы, которые облечены в мифические персонажи.
В православии Господь — это Личность, обладающая божественными чертами, а в язычестве боги ведут распри, между ними постоянно происходят стычки или войны, они ничем не отличаются от людей. У бога Перуна было второе имя — Прорва, таким образом люди подчёркивали, что сколько ему жертв ни приноси, все равно толку не будет, в отличие от немых и тупых божков древних славян, Господь Иисус всегда слышит людей и отвечает на их молитвы.
В православии люди поклоняются Истинному и живому Богу
Различий между этими двумя ветвями множество, но главное заключается в том, что язычество подразумевает жертвоприношения (иногда и человеческие), чтобы задобрить божка. Отец Небесный не требует никаких жертв, он послал своего Сына в жертву за людей. И только Он достоин поклонения. А язычество — это отжившая древняя вера в то, что невозможно было объяснить необразованным людям.
Язычество восточных славян закончилось с крещением Руси
Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. С крещением Древней Руси закончилось язычество в среде восточных славян.
Традиционно, вслед за летописной хронологией, данное событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») присутствует в Повести временных лет.
«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896 года. Язычество у восточных славян было ликвидировано с крещением Руси. Фото: upload.wikimedia.org
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии(862 год) и Болгарии (864 — 920 года).
Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга в 957 году. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.
988
в этом году Великий князь Владимир крестил Русь
После крещения князя Владимира язычество Древней Руси стало резко терять своё влияние. Кроме того, с этого момента начался процесс формирования русского народа.
На части территорий Руси христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом иновгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.
«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. А. П. Рябушкин. Последователи языческих культов оказали сопротивление крещению Руси. Фото: upload.wikimedia.org
Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
Православное духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие.
Разрушались культовые сооружения — идолы, капища, убивались волхвы.
Новое в блогах
Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства. А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону.
Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…
Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим.Так утверждают многие исторические факты. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки «заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование.
Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.
И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.
Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д. И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.
Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.
В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта.
Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов. То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.
Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.
Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.
(1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Световита в Арконе.) И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).
(Славянский волхв.) Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.
(Русь языческая. Реконструкция храма Световита (Свентовида) в Арконе.) Огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. И это уже само по себе подсказывает, что язычество не может быть «новым или реконструированным». Порой мы, сами того не замечая, доказываем, что мы находимся под влиянием языческих многовековых верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя атеистами или верующими христианами и ходим в церковь, читаем молитвы.
Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признаёт, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры». Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.
Обрядовая сторона многих двунадесятых христианских праздников, трепетное отношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы — все это и многое другое свидетельствует о поразительной живучести у нас языческих культурных традиций даже сегодня, в третьем тысячелетии. По сути дела мы и сегодня — двоеверцы: и христиане, и язычники в одно и то же время, причём язычники в большей степени, т.к. язычество вжилось в нашу повседневность и в наш быт.
История подавляющего большинства этих праздников имеет глубочайшие исторические традиции, уходящие еще в дописьменные времена. Особо показательным является сочетание как праздников, пришедших к нам из древних языческих эпох, так и пришедших уже после принятия христианства, но обретших подлинно народные корни. При этом зачастую многие языческие праздники приняли христианское толкование, да и многие христианские торжества, со своей стороны, в глубине своей уходят в во времена, весьма отдаленные от христианской эры
(календарь древних славян) В самом деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечаемые на святой Руси, — христианские по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями: Рождество (Рождество кого? — Бога Коляды, конечно; по-этому и название – колядки, а не «христовки» или «исусовки»), Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троица, Покров и др. Показательно, что все эти праздники давно уже ассоциируются в народе с тем или иным временем года, явлением природы.
(Предлагаемая ниже таблица наглядно иллюстрирует тождественность многих христианских и языческих дат (в таблице представлены даты григорианского календаря), составляющую неповторимую природу русского праздника.)
Откуда это трепетное отношение к природе, как не от язычества, от его поклонения природным явлениям? А разве не от язычества — многоглавые храмы в Киевской Руси (Киевская София — о 13-ти главах, Десятинная церковь — аж о 25-ти), звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений, шатровый стиль русской архитектуры более позднего времени? И если все это действительно так, если влияние язычества оказалось столь длительным и заметным, то надо определенно признать следующее: мощные языческие корни отечественной культуры — это не слабость её, а показатель силы, самобытности, оригинальности. Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской культуры, значение которой давно признано всем мировым сообществом.
Нужно сказать, что проповедуемую РПЦ религию за рубежом называют русским христианством, подчёркивая тем самым её необычность и самобытность, принадлежность к русской духовной силе. Была бы эта сила и духовность без язычества? Нет, конечно. Потому что, как мы сказали выше, язычество — основа русской культуры. Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество в нашу жизнь, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новгорода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой, тем не менее пример высокоразвитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопками на его территории, мы получили из самой древности вполне достоверную информацию о жизни славян, это один из самых больших исторических источников древней Руси.
Например, было установлено, что в самом начале строительства города, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище древнеславянских Богов — Перуна и Велеса, которым поклонялись русские воины-язычники. В урочище Перыни располагалось под открытым небом особое святилище, круглое в плане, с жертвенным местом и идолом в центре. В обособленных углублениях пылал вокруг него восемь костров. Адам Олеарий, который побывал в Новгороде в 1635, описывает предания о вечном огне из дубовых дров вокруг идола Перуна. Таким образом, ещё в 1635 году (в то время, когда отцы церкви сообщают нам о тысячелетнем крещении Руси как завершённом свершившимся факте) ещё были языческие святилища, в которых горел священный огонь. С домашним же культом были связаны маленькие деревянные фигурки бородатых людей. В них можно рассмотреть изображения домовых, предков или праотцов. Фигуры домовых чаще встречались в слоях X-XI вв., однако, они есть и в слоях XII-XIII вв.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой. А в XVI в. вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Это XVI в.
После принятия Русью христианства образ громовержца , благодаря сходству функций, органично заменил-пророка Илия. Большинство православных церквей издревле отмечает память пророка Илии 20 июля по юлианскому календарю. В Русской православной церкви, также сохраняющей юлианский календарь, эта дата соответствует 2 августа григорианского календаря. Считалось, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа — она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. В настоящее время Ильин день(2 августа) совпадает с празднованием основания Воздушно-десантных войск России)))
При этом русская деревня еще долго-долго после этого была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.
Обрядовый же фольклор славян был тесно связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу зимы — Коляду и проводы — Масленицу. Праздник Красной горки и Радуницы означали встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники — русалии и Купала. Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе три — Семик, Троица и Иван Купала. Троица и по сей день отмечается на 50-й день после Пасхи, а Семик накануне отмечали — в четверг.
Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назвали «семик». Его связывали с культом природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали цветами и ветвями деревьев, в основном березы. Троицыну неделю на Руси называли — «зеленой». Девушки в эти дни, надев лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, находили молодую красивую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни, восхваляющие березу.
Праздник Ивана Купалы приходится на время летнего солнцестояния. Купала — языческий праздник поклонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Среди игр любимой были прыжки через костёр. Считалось, что если парень с девушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся.
Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. Церковная реформа патриарха Никона согласно источников не имела своей целью освобождение от языческих обрядов в христианстве. Цели были другие, но изменения, привнесённые этой реформой, не могли не сказаться и на этой стороне жизни славян. Указы Петра I о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и “О бритии бород и усов всякого чина людям” тоже не способствовали сохранению традиции людей.
Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый — природный, земледельческий. Второй — языческий тоже соотносился с явлениями природы. И третий, самый поздний календарь — христианский, православный, в котором только одних великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать, остальных и не счесть. Некоторые славянские праздники за многие годы не раз меняли свои сроки. Причин много. Петр I, например, в 1700 издал свой указ о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января).
Однако в древности главным праздником считалось Рождество, а не Новолетие. Поэтому, наверное, Петровский Новый Год, приближенный к Рождеству, не отторгался славянами. С построением городов, индустриализацией и отлучением от земли-матушки славяне стали меньше внимания уделять праздникам земледелия, а больше праздникам позднего календаря, которые менее привязаны к посеву и сбору урожая. И Новолетие стало праздноваться с бỏльшим предпочтением, чем, например, осенний праздник Рода и Рожениц. Но кто знает, не является ли язычество тем неопалимым огнём, который всегда согревал любящие сердца славян.
Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..». Споры не прекращаются до сих пор. Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду. И всё же старая вера древних руссов все равно останется русской верой. Трудно быть русским сегодня?
В наше время предпринимаются попытки возродить славянское язычество
В наши дни предпринимаются попытки возрождения славянского язычества путем культивирования неоязычества.
Славянское неоязычество — неоязыческое новое религиозное движение в среде современных славянских народов, основанное на возрождении дохристианских верований и обрядов с почитанием богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и других).
Оно не имеет преемственной связи с носителями древнеславянской религии, при этом истории не исключают возможность сохранения некоей языческой традиции до наших дней в лице колдунов и скоморохов.
Праздник богини Мокошь Союза славянских общин славянской родной веры. В наше время предпринимаются попытки возродить славянское язычество через новоязычество. Фото: upload.wikimedia.org
Славянское неоязыческое движение не является единым, в нём существуют разные течения, зачастую не признающие и отвергающие друг друга, это и реконструкторы-родноверы, ставящие цель возродить в как можно более точном виде древние верования, так и синкретические движения, наподобие «Звенящих кедров России», конструирующие новую мифологию.
Некоторые объединения являются радикально-националистическими и признаны экстремистскими в судебном порядке. В настоящее время в России существует 3 течения славянских неоязычников. В настоящее время славянское неоязычество в России разделяется на следующие течения:
Зачем нужна религия
- Родноверие:
- союз славянских общин славянской родной веры;
- содружество славянских родноверческих общин «Велесов круг»;
- круг языческой традиции.
- Инглиизм.
- Синкретические:
- бажовцы;
- дом ясеня;
- духовный союз «Тезаурус»;
- звенящие кедры России (анастасийцы).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение