В 1641 году знаменитый русский землепроходец Семен Дежнёв взял себе в жены дочь тойона Борогонского улуса Онокоя (Енекейу) якутку Абакаяду (Абакай да Сючю).
С этого момента в Якутии многие местные жители стали принимать православие. Дежнёв после этого отправился на Колыму и к своей жене не вернулся. Местная легенда говорит о том, что Абакаяда родила ему сына Любима, а также ждала мужа 20 лет.
В наше время на территории Республики Якутия Саха) зарегистрировано более сотни религиозных общин, в том числе последователей национальной религии аар айыы и православия.
Где живут якуты
Большая часть населения проживает в республике Саха (Якутия), численность жителей которой чуть-чуть недотягивает до миллиона человек. Более 500 тысяч из них — коренное население. Встретить якутов можно также в Магаданской и Иркутской областях и в Хабаровском крае. Некоторая часть их проживает на Камчатке.
Почти треть населения живет в столице республики — Якутске. Однако доля городских жителей невелика, в основном якуты предпочитают сельскую местность и живут в однонациональных поселках.
Кроме православия в Якутии представлены и другие конфессии
В Республике Якутия (Саха) представлены и другие религиозные общины кроме православия и неоязычества. Без их рассмотрения невозможно ответить на вопрос: какая религия у якутов в России пользуется популярностью.
Так в Якутии существуют старообрядческие общины. В Якутске действует храм Русской православной старообрядческой церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла (входит в епархию Уссурийскую и Дальнего Востока).
Мечеть г. Якутска. Мечеть в Якутске построена выходцами из Средней Азии и с Северного Кавказа. Фото: upload.wikimedia.org
Старообрядчество, как и другие не основные конфессии появились в Якутии в царское время вместе со ссыльными и каторжанами. Например, поляки принесли сюда католицизм в начале XX века.
Якутск отнесён к епархии Святого Иосифа в Иркутске Римской Католической Церкви.
В городе действует миссия салезианцев дона Боско; приход «Христа — Солнце Правды» (основан в 1993 году) располагается в церковном здании современной постройки. К Якутскому деканату относятся также приходы в Алдане и Нерюнгри.
В Якутске находиться самые северные в России мечеть и дацан.
23 сентября 2005 года в Якутске открылась самая северная в России мечеть. Её прихожане — бывшие и действующие заключенные местных колоний родом с Северного Кавказа и Средней Азии.
1 октября 2014 года в Якутске открылся Дацан, на открытии присутствовал глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшев — XIV Пандито Хамбо лама. Является самым северным дацаном в мире.
Кроме того, также действуют протестантские общины и армянская церковь «Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Немного о языке
В республике Саха два государственных языка — якутский и русский. Первый из них относится к тюркской группе, однако имеет много заимствований из монгольского и русского языков, а также лексику неясного происхождения.
Среди коренного населения распространено двуязычие, 2/3 жителей свободно говорят по-русски.
Якутский язык используется в быту, на нем ведется делопроизводство. Издаются книги, газеты и журналы. Производятся телевизионные программы.
В качестве алфавита принята кириллица с некоторыми добавлениями.
В зависимости от места проживания население использует несколько диалектов: центральный, вилюйский, таймырский и северо-западный.
Фольклор
Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».
Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.
Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.
Религия
В древности основной религией местного населения было тенгрианство. Согласно ему, все якуты — дети бога Танара, окруженные верхним миром, где живут ангелы (айыы), и нижним, который населяют демоны (абасы).
Позднее тенгрианство переродилось в религию Айыы, которая включила в себя большинство старых обычаев и традиций.
В состав Русского государства якуты попали в начале 17 века, а уже к 18-му произошла христианизация местного населения, а также большинства коренных жителей бассейна реки Лена — эвенков, долганов и юкагиров.
Однако массовое принятие христианства было в большой степени формальным, и даже те, кто принял православие, долго сохраняли верность древним обычаям.
Сегодня основной религией республики является православие, но встречаются и приверженцы традиционной веры. Большим уважением и сейчас пользуются шаманы.
Праздник Ысыах Туймаада: экстракт якутских традиций за 1 день
Ысыах Туймаада – ежегодный праздник Якутии, который с невиданным размахом отмечают всей республикой в день летнего солнцестояния. Это своего рода якутский новый год: в день Ысыаха символично проводится граница между прошлым и будущим.
Ысыах Туймаада имеет глубокие языческие корни. В этот день якуты восхваляют божество солнца и пробуждение природы. Сначала совершается обряд очищения с помощью дыма и специальной метлы из конского хвоста – дэйбиира. Позже люди собираются на массовую молитву, в едином порыве повторяя сакральные слова и протягивая руки к небу.
Ысыах Туймаада
Как любой праздник, Ысыах сопровождается весельем и народными гуляниями. Любимыми развлечениями считаются турниры по хапсыгайю – национальному якутскому единоборству, и мас-рестлингу – перетягиванию палки, внесенному во Всероссийский реестр видов спорта.
Безусловно, главный якутский праздник невозможен без священного для народа Сахи животного – лошади. На Ысыахе устраивают забеги и выставки якутских скакунов, пьют кумыс, а также устанавливают традиционные якутские коновязи – столбы сэргэ, которые, как считается, используют боги для своих коней. Сами сэргэ, помимо практического назначения, являются также символом древа жизни, объединяющим три мира – божественный верхний, средний людской, нижний – обитель подземных духов. К сэргэ принято привязывать ленточки, загадывая желания.
Кульминацией праздника становится массовый танец-хоровод Осуохай: повторяя движение солнечного диска на небосводе, якуты кружатся под ритуальное пение главного шамана, прославляющего небесных духов. Танец напоминает крупномасштабную медитацию или даже транс, после которого непременно наступает ощущение абсолютного обновления и единения народа.
Сегодня самое масштабное гуляние проводят в историческом месте Ус-Хатын, недалеко от Якутска. Здесь собирается более 15 тыс. якутов, а также множество туристов, которым праздник позволяет с головой окунуться в культуру Саха.
Где живут якуты: климатические особенности
Для здешних мест характерен резко-континентальный климат, с очень длинной зимой и коротким летом. В зимний период температура редко поднимается выше -50°С, а иногда опускается и до -70°С. Между прочим, именно здесь находится деревня Оймякон, которую долгое время считали полюсом холода. Минимальная температура, зафиксированная в этом месте, составляла -71,2°С.
Кстати, минусовые температуры могут сохранятся до 9 месяцев в году. Несмотря на это, лето чаще всего жаркое, воздух может прогреваться и до 30°С.
Таким образом перепад температур составляет от 75 до 90°С. В частности, в таких климатических условиях большую важность приобретает качество жилища.
Жилье
Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.
Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.
Жилище якутов
Традиционное жилище якутов
До начала 20 века домом для якутов были так называемые якутские юрты. Они строились в низком, защищенном от ветра месте из круглых бревен, установленных под углом семьдесят градусов. Выбиралось место тщательно, при помощи шамана.
Иногда юрты были разборными, так как их легче было перевозить при кочевьях.
Обычное якутское поселение — несколько юрт, расположенных на удалении друг от друга.
Но сегодня в основном строят не юрты, а избы.
Ареал распространения
Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, нижним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якутский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов расселена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа якутов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Колымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.
Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.
Где живут якуты и чем занимаются
Для местного населения традиционными занятиями были коневодство и разведение крупного рогатого скота. Разводили также и оленей. Хорошо было развито рыболовство.
Охота якутов на дичь
В северных районах занимались охотой. В частности, дичью были зайцы, песцы, лоси и олени. Но с приходом русских стали охотиться и на медведей.
Кстати, земледелие было развито слабо и развиваться начало только в 19 веке. Выращивали чаще всего ячмень, иногда пшеницу.
Среди ремесел популярными были, например:
- резьба по дереву;
- лепная керамика;
- выделка кожи и производство изделий из нее.
Кстати, местные мастера умели чеканить серебро, медь и другие металлы.
Внешность
У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.
Одежда
В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.
Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.
В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.
Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.
Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.
Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.
Национальная кухня
Традиционно в якутской кухне присутствуют оленина, конина и говядина. Кстати, в пищу также используется сибирская рыба: осетр, омуль, хариус.
Овощи и фрукты практически не встречаются, но иногда в блюдо добавляются свежие ягоды.
Популярностью пользуется строганина — свежезамороженное мясо или рыба, политые острым соусом, а также ойогос — сырое или мороженное мясо с конских ребер.
Якуты пьют кумыс, любят горячий морс. Из коровьего молока готовят простоквашу, сливки и густой крем.
Одежда
Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.
Брачные традиции
До 19 века здесь существовало многоженство. Однако при этом жены вели собственное хозяйство и жили отдельно от мужа.
Но сегодня многоженство запрещено законом. В брак вступать можно с 16 лет.
До сих пор существует традиция калыма, но если раньше обычным калымом был скот, то сегодня — деньги. Если семья жениха не может собрать достаточную сумму, то невесту просто крадут, а затем отрабатывают свой долг, помогая семье жены.
Доля межнациональных браков невелика, хотя исторически якуты вступали в брак как с тунгусскими народами, так и с русскими.