Случалось ли Вам задуматься о том, какая вера у киргизов? Скорее всего, вряд ли. А ведь представьте, как интересно взглянуть не чужую культуру. Быть может, предки киргизов вынесли из Алтая предания о встречах с йети?
Или десятки поколений этого народа бережно хранят какую-то уникальную религиозную традицию? Никогда не знаешь, что можно выяснить, если углубиться в мир другого человека. Давайте немного поговорим о религиозных представлениях киргизов.
Женщины в национальных одеждах киргизов. Фото: static-2.akipress.org
История
Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией. С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание. Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.
Жизнь
Статус человека у киргизов зависит от высоты его шапки. Белая шапка из войлока называется бакай-калпак. Этот колпак украшают ручной вышивкой. Если человек из простого рода, то его бакай будет низким, а если из богатого — вытянутым. Самая красивая вышивка у людей пожилого поколения. У киргизов до сих пор сохранилась игра кок-бору, напоминающая поло. Правда, играют в ней не мячом, а тушкой козла. В целях гигиены в последние годы стали использовать муляж тушки. Игра настолько популярна, что в Киргизию съезжаются на мировые чемпионаты, называемые Всемирными играми кочевников. Во время их проведения играют в кок-бору, устраивают стрельбу из лука, проводят состязание в борьбе. На рынках каждую лавку нужно окуривать дымом. Для процедуры используется можжевельник. Киргизы считают, что эта трава помогает изгнать злых духов. Живут киргизы в юртах. Это жилище считается по-настоящему уникальным, поэтому занесено в список ЮНЕСКО. Юрты строят даже для покойных. Такое жилье называют поминальным. В нем усопший проводит 3 дня и 2 ночи, чтобы каждый родственник смог прийти и попрощаться. До сих пор сохранился обряд кражи невесты — ала качуу. Власти борются с подобными обрядами, хотя не слишком успешно: уголовное преступление совершают 10–15 тысяч раз за год. Поражает факт, что кражи происходят по-настоящему. Древняя традиция гласит, что похищенная девушка должна выходить замуж за похитителя. Сейчас местные власти активно пропагандируют свободу выбора жениха в отношении девушек. Едят киргизы, сидя на циновках за низкими столиками. Причем во время застолья почетному гостю преподносят хвост барана, выказывая уважение. Если за столом присутствует старейшина, ему преподнести тазовую кость. Самым важным гостям преподносят голову. По традиции, одариваемый должен вырезать глаза, разрезать пополам и поделиться с другим гостем, наиболее ему симпатичным. Девушкам обычно дарят нёбо. Дети получают правое ухо, а левое хозяин дома оставляет у себя, добавляя в коллекцию. Наконец, важной основой в жизни каждого киргиза является омен. Это благодарность Всевышнему, которую произносят после трапезы. Такой обычай пришел из ислама и соблюдается практически всеми, даже те киргизы, которые не являются мусульманами, должны произнести омен, поднеся ладони к голове.
Родоплеменная структура[ | ]
Основная статья: Киргизские роды
«Перекочёвка киргизов» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина «Киргизские палатки» или юрты. 1914
Родоплеменная структура киргизов включает в себя два племенных союза — Отуз уул
и
Он уул.
Племена группируются на правое (
Оң канат
) и левое (
Сол канат
) крылья.
Согласно китайским письменным источникам, оформление родоплеменной структуры у киргизов завершилось в первой половине XVI века[47].
Общим легендарным отцом киргизов согласно санжыре (от араб. شجرة шажара
) считается Долон-бий, у которого было три сына
Ак уул
(правое крыло),
Куу уул
(левое крыло) и
Кызыл уул
(группа Ичкилик). Потомки
Ак уул
и
Куу уул
вошли в племенной союз
Отуз уул.
Потомки
Кызыл уул
образовали союз
Он уул.
Отуз уул (30 сыновей)
:
1. Ак уул — Оң канат:
- Көкө и Наалы → Моңолдор
- Адигине → Жору, Баргы, Бөрү, Карабагыш, Пайгут, Баарын, Сарттар
- Тагай → Бугу, Сарыбагыш, Солто, Жедигер, Коңурат, Саяк, Суумурун, Тынымсейит
- Кара Чоро → Азык, Багыш, Чекир Саяк, Черик
- Муңгуш
2. Куу уул — Сол канат:
- Кушчу, Мундуз, Басыз, Саруу, Кытай, Жетиген, Төбөй, Чоң Багыш
Он уул (10 сыновей)
:
3. Кызыл уул — Ичкилик:
- Кыпчак, Кесек, Тейит, Каңды, Бостон, Нойгут, Найман, Дөөлөс, Ават, Оргу, Кыдыршаа.
Традиции
Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон. Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду. Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.
Свадьба
К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме. Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками. Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию. Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.
Праздники
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.
Ахилла
Просмотры: 1 545
Продолжение, предыдущие части тут.
Глава 10. Дьякон
Отец Валентин не выдержал и разрыдался. Дьякон уже собирался на вечернюю службу, когда раздался звонок от Евгения Александровича, его руководителя, хозяина такси «В Самаре ПоВезет». Отец Валентин почти сутки ждал этого звонка, боялся его, обдумывал, что скажет в ответ, подбирал доводы, но разговор вышел коротким и выбил мощным хуком из него последние надежды.
— Валь, это край, ты понимаешь. Ничего уже не поделаешь, ты уволен. Не обижайся, к этому давно шло.
И все. Три предложения, но острее гильотины. Свист, щелчок. Голова с плеч. После этих слов отца дьякона и прорвало. Он плакал, как в далеком детстве, искренне, сотрясаясь от рыданий, в голос, руками обхватив колени, завалившись на диван и завывая, уткнувшись лицом в подушку. Ткань подрясника задралась, оголив худенькие волосатые ноги в серых носках. Смотреть со стороны на эту картину было одновременно больно и смешно. Нелепо, правда? Священнослужитель — и унывает, разве так бывает? Бывает, конечно. И хорошо, что никто со стороны этого не видел.
Иногда, когда долго переживаешь о чем-то, грустишь, очень важно вот так сорваться и выплакаться. Через несколько минут лицо краснеет, вместе со слезами начинают течь и сопли, но на душе, где-то глубоко внутри, становится спокойнее. Вроде бы проблема не решена, вроде бы ничего не случилось. Но вдруг наступает утешение. Отец Валентин верил, что это доброе сердце Иисуса. Он, будучи на Небесах, чувствует эту боль, будто она Его личная. Вместо того чтобы заниматься своими делами, Он спускается и гладит плачущего по голове. И с приходом Бога становится тихо-тихо. Спокойно и уютно. Будто пришла мама, поцеловала в щеку и натянула одеяло до самого подбородка. Спи, родной, все будет хорошо. Хорошо, конечно, не будет. Но спокойнее становится.
Конечно, таких плакунов по всему миру очень много, и ко всем Иисус не успеет чисто физически. Но и без утешения никто не остается. Если не может сам Иисус — успокаивает какого-нибудь Хосе в Мехико, — к тебе приходят Его заместители. Может быть, Сама Богородица. Или кто из ангелов. Может, кто-то из святых. Именно для этого, так думалось отцу дьякону, существовали национальные святые. В России ли просиявшие, в Испании ли. Они-то уж точно ближе к своим сородичам. Иисус, когда Сам не может, передает задание Богородице, Та, будучи практичной и так же, как и Христос, очень человеколюбивой, передает данные дальше, Собору Мировых Святых. Во главе, скорее всего, апостолы. Павел, Петр и Иоанн. А они уже, видя страну и язык, откуда пришел запрос, отправляют туда какого-то местного святого. Поэтому, возможно, успокоил отца Валентина вовсе не Христос, а Сергий Радонежский или Варлаам Хутынский. Но имеет ли это значение? Главное результат. Спустя девять минут мужчина сидел в тихой прострации и созерцал свои воспоминания.
Все началось накануне, в пятницу, 16 августа. Отец Валентин решил «бомбануть» — после службы проехаться на такси и заработать хоть немного денег. VIP-гостей не было, поэтому поехал по обычному маршруту. И надо же было именно в такой день, после обычной будничной службы, после потребления в храме Тела и Крови Христовых, он протаранил задницу Шевроле Орландо. Да не просто Шевроле, а Шевроле какого-то долбаного депутата Самарской думы.
— Ты что, урод бородатый, думаешь, самый умный? Я тебе, матерное слово, вырву матерное слово.
Через слово. Отец Валентин стоял, смотрел в широкие зрачки узких глаз и считал — мат, словно стежки, выскальзывал после каждого произнесенного слова. Наверное, бывший военный. По своим VIP-поездкам отец Валентин научился различать государственных мужей. Из интеллигенции — матерное слово одно на два предложения и в тему, осмысленно. Бывшие советские парторги — в каждом предложении, но тоже осмысленно. И лишь представители советско-российских силовых структур матерились стабильно, без смысла и времени.
Отец дьякон старался не влезать в агрессивную тираду служителя государства. Но это, похоже, только раззадоривало слугу народа.
— Ты, матерное слово, что думаешь, бороду отрастил, гнида, значит, матерное слово, можешь авторитетных людей на поток ставить? Матерное слово тебе в матерное слово. Матерное слово.
— Давай ГАИ вызовем, — предложил отец Валентин, пытаясь хоть как-то остановить льющийся поток злословия.
— Какой к чертям собачьим ГАИ? Уже сто лет как ГИБДД, матерное слово башка твоя. Матерное слово. Иди, вызывай. Только знай — у меня там есть связи, матерное слово. И тебе только хуже будет. Скидываешь мне соточку и расходимся.
— Рублей? — дьякон не мыслил другими категориями. Соточка — значит сто рублей. Что еще может значить эта фраза? Но госслужащего это взбесило еще больше.
— Сто рублей? Матерное слово. Сто, матерное слово, рублей? Матерное слово, сто, матерное слово, рублей? Да ты матерное слово.
И действительно. Вместо обычных сотрудников ГИБДД приехал полковник. И первым делом пожал руку депутату. Тут же случилось чудо для сотрудников государственных структур. Оказалось, что от отца Валентина пахнет спиртом. Он же служил, потребил остатки причастия, как всегда. Простые блюстители безопасности дорожного движения были на стороне дьякона, они закрывали глаза на такую мелочь, что Священное Причастие — это вино с четырнадцатью процентами спирта. Причастие же, что тут поделаешь. Самые наглые брали тысячу рублей, другие просто просили помолиться за кого-то из родных. Но в данной ситуации статус депутата превысил статус Священного Причастия. В протоколе записали, что отец Валентин, нет, не так, Валентин Семенович Бортников, находился в состоянии алкогольного опьянения. Права забрали прямо там, на дороге, машину увез эвакуатор, а для пассажира прислали другое такси. Из всех присутствующих он был самым адекватным, молча сидел в наушниках на заднем сидении и ждал, чем все это закончится.
Отец Валентин плохо помнил, как добрался домой, почти весь следующий день проспал. Первое, что сделал, когда проснулся утром в субботу — посмотрел телефон. Звонков не было. Уже перед службой он немного успокоился, даже успел разогреть вареную картошку, появился аппетит. И тут позвонил Евгений Александрович. Забив последний гвоздь.
Самое страшное в этой ситуации, что перед отцом Валентином вместо какого-то, пусть не очень любимого, пусть не очень стабильного, но все же будущего, предстала зияющая пропасть. Имя которой было начертано крупными буквами — Нищета.
С этой кровожадной дамой дьякон не прекращал отношения все свои тридцать семь лет. Семья Бортниковых была многодетной по советским меркам. Трое детей. Валя старший, средний брат Алеша и младшая сестра Света. Родители маленького Вали в девяностые остались без работы. Папа, инженер-технолог, всю жизнь отчертил на химическом , который в девяностые перестал существовать, был сокращен, мама — библиотекарь в государственном университете — однажды поняла, что больше тратит на дорогу и обеды, чем получает, уволилась сама. Они пытались открыть свою точку на рынке, которая не пошла, потом ее отжали какие-то местные бритоголовые. Родители тогда поставили огромную железную дверь, боясь, что к ним придут домой и всерьез поговаривали о переезде куда-нибудь в глухую деревню. Потом мама — продавец в магазине, папа — охранник в каком-то банкетном зале. И нищета. Постоянная нищета. Он хорошо помнил, что обувь или одежда покупались только одному из троих детей в месяц. Остальным строго-настрого наказывалось не рвать. И не вырастать. Хотя бы месяц. Шоколадка покупалась одна на всю семью. Самарский шоколад считался самым вкусным, уже в те времена Валентин полюбил Самару. Эта шоколадка делилась на пятерых равными дольками — по шесть каждому. Однажды мама на кухне разделила шоколадку, долю Валентина отдала Свете, чтобы та отнесла брату в комнату. А Света то ли специально, то ли просто задумавшись, по дороге половину Валиной доли съела. Ох как же он тогда злился. Шоколад был на вес золота, а тут… Уже учась в институте, Валентин со стипендии покупал себе целую шоколадку и ел ее целиком, один, даже не запивая. Ему казалось, в этом и выражается свобода. В возможности купить себе шоколадку и съесть.
Хотя и студенческие годы были нищими. Родители помочь не могли, пришлось устроиться также сторожем и ночами подрабатывать. Валя был упертым, учебу он не забросил и даже построил карьеру в институте — сначала красный диплом, потом аспирантура, а затем даже кандидат технических наук. И должность профессора. Но и эта должность не принесла денег. Слишком честным был Валентин, он действительно хотел дать студентам знания, он зажигал в них искру и добивался того, чтобы они сдавали экзамены сами. В то время, как его коллеги успели обзавестись новенькими машинами, а Лев Андреевич, преподаватель Сопромата, даже купил квартиру на проспекте Кирова.
И конечно, когда Валентин пришел в Церковь, богаче он не стал. Но он успокоился. Вдруг оказалось, что Нищета — это не страшно. Нищета — это благодетель. «Блаженны нищие…», «не собирайте сокровищ на земле…», «корень всех зол есть сребролюбие». И это успокоило. На какое-то время. Потом, когда не было денег элементарно заплатить за квартиру, снова накатывало уныние. Ну действительно, сребролюбие — это грех, никто не спорит. Но какое тут сребролюбие? Какое там еще серебро! Бумажки бы, рублей на сто, больше и не надо. И только последние лет пять дьякон, подрабатывая в такси, стал жить нормально. Не богато, но хотя бы так, чтобы ночами вместо сна не ломать голову, откуда бы достать денег. Так, чтобы покупать обувь, не задумываясь о том, как прожить после этого еще две недели до зарплаты.
Нищета — вот главная духовная скрепа России. Отец Валентин особенно остро чувствовал это, когда на заднем сидении его такси сидели миллиардеры в костюмах, стоимость которых превышала годовой доход дьякона. В России так было испокон веков — два процента богатейших людей мира и девяносто восемь процентов нищих. И одни без других существовать не могут, и на тех, и на других держится баланс России. Максимум, что может сделать русский раб из тех девяноста восьми — выбиться в два процента. Так было в семнадцатом, так было в девяносто третьем. Так было всегда, так будет всегда. Это Духовная скрепа — изменится баланс, и Россия, такая, какая она есть сейчас, перестанет существовать. Поэтому баланс не нарушается. Выбился в первые два процента? Будь добр, выбей оттуда кого-то. Иначе стабильность рухнет. Так было с начала существования страны, так будет до ее полного уничтожения. Как ее ни назови — Российская империя, СССР или РФ. Причем, как бы странно это ни звучало, баланс поддерживали не только сверху — будем честными, могли бы два процента удержать свое богатство, если бы хоть процентов двадцать захотели бы это богатство отобрать? Нет, конечно. Уклад всегда поддерживали нищие. Именно они уверены, что по-другому быть не может. Именно они топят тех, кто пытается хоть как-то изменить ситуацию. Вот там, сзади, в его BMW сидит Господин. С Большой Буквы. А он, сколько бы ни зарабатывал, как бы ни жил, раб. Родился рабом и умрет рабом. И так заповедовал Бог. Аминь.
Валентин не спорил с этим балансом, он был не против, кто он такой, чтобы спорить с вековыми традициями? Но он видел, понимал, что все эти губернаторы и главы строительных компаний выбились в два процента из грязи. Как? Вопрос интересный. Вопрос, который позволил бы вырваться и ему. Но задать этот вопрос напрямую было невозможно, это означало бы полный провал. Разве выдаст свои сокровища тот, кто их только получил? Держи карман шире. Поэтому вместо того, чтобы просто спросить, отец дьякон девять лет работы за рулем пытался раскрыть этот секрет самостоятельно. Пытался понять, нащупать, выпытать. Но так ничего и не понял. Казалось, что их статус — это Чудо. Просто Бог им благоволит, а остальным девяноста восьми — нет.
Конечно, это не ответ, отец Валентин это понимал. И не прекращал свои поиски. До последней аварии. До этого позорного увольнения. Плакал он не столько потому, что остался без дополнительного заработка — хотя и поэтому тоже, — а потому, что потерял возможность докопаться до Истины. Потому что потерял свой контакт с богемным миром, миром, который спрятан от всех за розовой, сахарной ширмой. А вот он, простой смертный, сумел эту ширму приоткрыть. Пусть в роли прислужника. Но приоткрыл. Пытался выведать тайну популярности. Не выведал. Вернулся сюда, на дно, вернулся к нелюбимой, но такой родной женщине, имя которой Нищета.
Мысли о самоубийстве возникали постоянно. Наверное, это тоже один из способов сохранить баланс. Хочешь выбиться в те два процента, но там нет места? Вот тебе веревка и мыло, не пудри людям мозги. Став дьяконом, Валентин научился эти мысли отсекать. Но они в разных навязчивых формах возвращались. Снова и снова. То вдруг на скорости восемьдесят километров в час хотелось резко повернуть руль и залететь под колеса «КАМАЗа», то вдруг, стоя у окна, хотелось залезть на подоконник и сделать шаг в пустоту. Самоубийство не такой плохой вариант, казалось Валентину. Отец Валентин же смотрел на мир другими глазами и спорил с этим утверждением. Девять лет он боролся не столько с внешним миром или нищетой, сколько с собой и желанием умереть. И борьба дала свои плоды. Вместо того чтобы поддаваться унынию, отец Валентин встал, причесался, умылся, доел остывшую картошку и отправился на вечернюю службу. Будь что будет, на все воля Божья.
Продолжение следует
Иллюстрация: картина Василия Шульженко
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Еда
Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо — это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо — все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон — бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук. Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном — небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:
- Рис выступает основным гарниром;
- К жирной пище обязательно подаются зелень и овощи, что способствует лучшему пищеварению;
- Большинство салатов является основными блюдами;
- Сыр редко встречается на столе, его делают только горные жители;
- Из напитков киргизы пьют смесь бозо, которая готовится из забродившего проса;
- Творог здесь подают соленый, а супы делают на основе ячменя;
- В большом почете лепешка нан, которую готовят различными способами. Всего насчитывается сотня-другая вариантов — все зависит от района. Например, в одном хлеб пекут в тандыре, где-то пользуются углями, а иногда в ход идет масло (такую лепешку называют боорсок);
- Из сладостей чаще всего едят щербет, чак-чак, халву и баклаву;
- Как и у других кочевников, важным напитком здесь считается кумыс.
[править] Памирские киргизы
Памирские киргизы — это группа киргизов из ветви ичкилик
, которые населяли относительно изолированные высокогорные районы Восточного Памира с XVII по XVIII века[33]. Генетически они ближе к сибирским предкам, чем киргизы Тянь-Шаня[34]. В 1892 году число киргизов на Памире, вошедшем в состав Российской империи, составило 10 000 человек. Установление Советской власти на Памире в 1920-х гг. вынудило некоторых кочевников перебраться на юг на территорию соседнего Афганистана. В 2010 году в Таджикистане проживало всего 60 715 киргизов[35]. В настоящее время в Афганистане проживает около 1100 киргизов[36].
В отличие от народов Западного Памира, киргизы занимаются исключительно животноводством, разводят яков, овец, редко лошадей, верблюдов и ослов. Охота играет важную роль. Местный образ жизни, адаптированный к суровым условиям пустынных горных долин, лучше всего сохранился среди памирских киргизов Афганистана. Зимой они строят землянки с толстыми стенами в теплой южной части долины, летом они перемещаются с животными на север, где живут во временных юртах. Они торгуют со своими соседями в Афганистане, Пакистане и Таджикистане. Единицей обмена обычно являются овцы. Во второй половине XX века для памирских киргизов из Афганистана важна торговля с советскими и российскими пограничниками. В местной кухне не хватает многих блюд, типичных для Кыргызстана. Вареный рис, пресный ржаной хлеб, сливки, твердый сыр курут
, а иногда и мясо считаются обычной едой. Для таджикского Памира обычны постоянные поселения с домами из камня и глины, а крыши сделаны плоскими из-за небольшого количества осадков. Домашний скот носит сезонный характер, пастухи живут в юртах и временных каменных хижинах.
Культура
Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» — стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям — самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне. В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.
- Наиболее популярным остается комуз — трехструнная гитара небольшого размера.
- Кыяк — деревянный инструмент, являющийся аналогом скрипки. По форме напоминает ковш, причем его нижняя часть обтягивается кожей верблюда.
- Чор — духовой инструмент, изготавливаемый из глины. Рождает глубокие и гнусавые звуки.
Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.
Фольклор
Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий. Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен — в нем более миллиона строк.
[править] Материальная культура
[править] Хозяйство
Основным занятием киргизов долгое время оставался кочевой скот. Они держали в основном лошадей, индюшатину, низкорослых коров, двугорбых верблюдов, на Памире — яков. Каждое племя и род скитались в своей обозначенной области в вертикальном направлении от низкогорных долин до высокогорных пастбищ жайлоа
и обратно. Зимние пастбища были разделены на приближенные для жилья
кыгитоа
и удаленные
атор
. На последних пасли большую часть скота. На кыгитоа пасли только коров и нужных лошадей. Богатые киргизы нанимали специальных пастухов в зимний период. Остальные семейные фермы были вынуждены объединить усилия. Овец и коров держали на южных склонах гор, незанятых снегом, а на северных — лошадей, которые могли добывать траву из-под сугробов. Животным разрешалось пастись по порядку. Сначала пасли лошадей, затем коров, и потом овец. Весной стада загоняли в невысокие места, летом — в жайлоа, осенью — на отдельные осенние пастбища. Протяженность кочевых маршрутов в разных районах была разной: от нескольких десятков до 100—120 км, а в некоторых местах достигала 150—200 км[10]. С XIX века классическая кочевая экономика начала заменяться погонной[11]. Сегодня в Кыргызстане до 700 000 человек занимается погоном[12].
Земледелие было известно киргизам с XVII—XVIII вв[13]. В основном засевали злаки, за которыми наблюдали в теплое время года. На юге выращивался рис, хлопок, овощи и т. д. В районе Ферганской долины были довольно сложные ирригационные сооружения. Долгое время земледелие сохраняло вспомогательный характер. После присоединения киргизских земель к России царское правительство помогло расширить поселения, но стремилось сохранить устаревшие формы землепользования[14]. В начале ХХ века только 15,1 % населения проживало в районе Бишкека[15]. Однако в советское время земледелие стало играть решающую роль в развитии сельского хозяйства. Также были пчеловодство, птицеводство, плодоводство, шелководство.
Богатая природа позволяла киргизам охотиться. В киргизском народном календаре пять месяцев носят названия промысловых животных. Они охотились с хищными птицами и оружием, устанавливали железные ловушки и капканы. Организовывались коллективные рейды на горных баранов и коз. На лис, волков и косуль охотились с помощью дрессированных беркутов и собак[16]. Рыбалка возникла поздно под влиянием русских поселенцев[17]. В настоящее время рыболовство имеет большое значение для жителей озера Иссык-Куль.
Традиционные ремесла связаны, прежде всего, с обеспечением хозяйства и представлены обработкой шерсти, дерева, металлов, пошивом одежды и т. д.
[править] Жилище
Долгое время основным типом киргизского поселения был аил
, состоящий из переносных юрт
уй
. Киргизские аилы были большими, до 200 жилищ. Члены каждого кочевого поселения обычно были родственниками по мужской линии. Животные и юрты принадлежали отдельным семьям, но земли, на которых паслись стада и оставались кочевники, считались общими. Юрты оставались главным домом даже оседлых киргизов почти до середины XX века. Их можно увидеть по обе стороны дороги в Кыргызстане сегодня.
Юрта состоит из деревянных решетчатых стенок керэге
, которые ставятся по кругу, на них в виде купола ставятся деревянные столбы
уук
, укрепленные сверху ободком
тундук
с креплениями
чегир
. Ободок поддерживается столбами бакан. На специальной входной раме висит двойная дверь или коврик. Стены покрывались войлочными ковриками, потом стягивались веревками
чалма бао
и
кырчао
[18].
Другими распространенными типами жилья были хижины, малые юрты, навесы, крытые загоны, с конца XIX века — кирпичные здания на фундаменте и т. д.
[править] Одежда
Кыргызские национальные костюмы сохраняют приспособляемость к кочевому образу жизни и верховой езде. Они длинные, широкие, с ароматными полами, покрытые на талии тканым или кожаным ремнем. Раньше одежда была пошита из тонких войлочных, шерстяных тканей. Традиционная женская одежда — платья кайно
, весельная юбка
бельдемчи
, головной убор
элечек
, шапки
шакуло
и
кеп-такыя
, мягкие кожаные ботинки с легкой подошвой
ичиг
или
маас
. Традиционная мужская одежда включает кожаные или замшевые брюки
чалбар
,
кандагай
,
жаргак шим
, войлочный халат
кементай
, мех
ичик
, головной убор
тебетей
,
калпак
,
малакай
, полусапожки
чакой
и
чарык
,
пайчэк
из не дубленой кожи[19].
[править] Кухня
Молочные и мясные блюда были типичны для питания киргизских кочевников. Мясо обычно готовят без специй. Конина по-прежнему используется в основном в качестве ритуальной пищи, ее используют для приготовления колбас с чукотским жиром. Древнее блюдо — бешбармак
— вареная баранина с бульоном и лапшой. Молоко кипятили или кислили, добавляли к другой пище, делали сухой творог. Из продуктов растительного происхождения преобладали пшено, ячмень, пшеница. Просо, которое выращивали издавна, шло на приготовление каши, затирки, измельченного талька. Из муки делали жареные кусочки теста
баарсок
.
Со второй половины XIX века в киргизской кухне появились блюда, заимствованные у соседних народов — плов, лагман, суп шарпо, пельмени манты, шашлык, различные салаты и т. д. Развитие сельского хозяйства и пчеловодства способствовало обогащению кулинарных традиций блюдами из фруктов и овощей, картофеля, яиц, мёда, мяса птицы, в меньшей степени — рыбы. Особенно популярны тыквы на юге Кыргызстана. В настоящее время используются различные способы приготовления пищи. Несмотря на значительные изменения, в наше время принято есть сытные мясные блюда вечером.
Самым популярным напитком является чай, который пьют несколько раз в день с закусками, молоком и сливками. Из проса делают напиток базо
, из молока — кумыс, из специй —
бал
[20][21]. Из алкогольных напитков чаще всего используется водка.
[править] Социальная организация
До XIX века у киргизов сформировалась очень сложная общественная и племенная организация. Они были разделены на три значимые группы племенных объединений: атуз-уул
,
канурат
и
ичкилик
[22], которые отличались происхождением. Внутри них выделялись племенные ветви и отдельные племена. Последние были разделены на роды. Каждое объединение, ветвь племени и род имели свой социальный статус, часто различающийся по месту жительства или профессии. В настоящее время это разделение мало влияет на повседневную жизнь, но продолжает оказывать значительное влияние на политическую и экономическую систему[23][24][25].
Основной небольшой социальной единицей была небольшая нуклеарная семья отцов, матерей, детей, иногда пожилых родителей. Полигиния практиковалась в богатых семьях. Существовали различные формы сватовства и брачные договоры, в том числе договор о браке новорожденных, брак вдовы с младшим братом ее покойного мужа и брак вдовца с младшей сестрой покойной жены, обмен сестрами или родственниками без оплаты, но чаще всего ему предшествовал договор, согласно которому родители невесты получали выкуп от жениха. Предпочтение отдавалось бракам с родственниками по материнской линии, включая браки детей сестер и даже браки с сестрой матери. Брат жены играл значительную роль в воспитании детей. Невеста приходила в семью мужа с приданым[26]. Главой киргизской семьи является отец. Собственность в прошлом передавалась только по мужской линии. В настоящее время закон гарантирует равные права наследникам независимо от пола.
Особое социальное значение среди кочевников имели определенные обычаи — гостеприимство, подарки и взаимопомощь[27]. Гости всегда приветствовалась хозяином возле юрты, им предлагали лучшую еду и жилье. Слава гостеприимства хозяина поднимала его статус в глазах других. Обычай подарков белек
связывал разные категории населения. Дарили животных, дичь, доспехи лошади, музыкальные инструменты, украшения и другие ценности. Обязательную взаимопомощь оказывали в первую очередь близкие родственники и члены семьи.
[править] Фольклор
Киргизский устный фольклор включает в себя большое количество мифов, легенд, сказок, крупнейший в мире эпос «Манас», несколько небольших эпопей. Выделяется профессия рассказчиков-монахов. Кроме того, в прошлом было популярно искусство народных поэтов акынов, которые были разделены на импровизаторов и писателей. Они сочиняли длинные песни. Народная музыка имеет диатоническую основу. Обычными музыкальными инструментами являются варган камуз
, флейта
чаор
, смычковый инструмент
каяк
и т. д.
Внешность
Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.
Одежда
Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан — красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто — чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды. У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые — с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака — элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз — длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.
Жилище
До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников — юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры. Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто — маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта — скорее прихоть и показатель статуса.
Характер
Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово — для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна. Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые — все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета. Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному — мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.
Семья и брак[ | ]
Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей то младший сын женившись остаётся с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достаётся ему. По традиции каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — «жети ата» (семь отцов). Дочь выйдя замуж становится практически членом семьи мужа. Её дети будут принадлежать роду мужа. Непосредственно перед свадьбой семья невесты устраивает той (пир) «кыз узатуу» — «проводы дочери».
Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Насильственное похищение невесты стало восприниматься как традиция лишь в XX веке[41]. По данным ООН, 13,8 % киргизок в возрасте до 24 лет вышли замуж против воли[42][43].
Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья[44]. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа»[45][46].
Религия
Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей — мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население. Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.
Самая распространённая религия Киргизии — ислам
Но времена шаманов ушли в прошлое. Сейчас в Киргизии — свыше 82% мусульман.
Представители ислама добились это не за один век, начиная с X. Они правильно рассчитали, что самый эффективный путь — это привлечь в свою религию правителей и аристократию.
82%
столько в Киргизии мусульман
Нашествие монголо-татар несколько замедлило распространение ислама, но он продолжал понемногу поглощать предков киргизов. Даже советская власть не смогла остановить этот процесс, хотя нанесла ему значительный урон.
Центральная мечеть в Бишкеке. Фото: informburo.kz
К концу XX века Киргизия имела свыше 1000 мечетей, а к 10-м годам это количество приблизилось к 2000.
Ислам проник в сферы образования, общественные объедения и другие структуры. Даже киргизы, которые отправляются за границу, стараются поддерживать связь с мусульманским миром.
2000
столько мечетей в Киргизии на сегодня
Конечно, это не значит, что каждый киргиз — правоверный мусульманин. Как и в православии, хватает «номинальных» верующих, ничего не знающих о богословии и тех, кто относится к религии, как к формальному соблюдению обрядов.
Позиции ислама очень сильно укрепил закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Он ограничил возможности миссионеры, а регистрацию разрешил при количестве членов церквей, достигающем 200 человек. По меркам такой небольшой и в значительной степени исламизированной страны, это жёсткие условия.
Продолжительность жизни
Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы. Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.
Есть незначительный процент других религий: иудеи, буддисты, бахаи
Представителей других религиозных традиций в Киргизии — ничтожный процент. Иудеи. Представлены небольшой общиной примерно в полтысячи человек. Буддизм. В Кыргызстане исповедуют две школы буддизма:
- Ниппондзан Мёходзи;
- Карма Кагью.
Монах Алексей Шмыгля у входа в буддийскую общину «Чамсен». Фото: data.kaktus.media
Буддизм не занимается миссионерством и не агитирует, так что количество его представителей не возрастает. При этом примечательно, что Киргизия — земля, полная буддистских реликвий, храмов и статуй.
Бахаи. Религия, возникшая на базе ислама в XIX веке. Во многом ему близка. Строгий монотеизм, попытка разглядеть во всех религиозных традициях единую линию. Вопрос о том, стоит ли её считать самостоятельным движением, либо относить к мусульманским сектам, открыт в современном религоведении.
Численность
На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток. В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.
Киргизы заслуживают большого уважения — в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.