Икона Иоанна Крестителя: описание, значение, в чем помогает


Крещение Иисуса Христа на реке Иордан

Спустя полгода проповедей к Иоанну пришел Иисус из Назарета, сын маминой подруги Марии. Он знал его как родственника своего по плоти, и что он очень благочестивый и светлый человек. Но Иоанн и подумать не мог, что Иисус из Назарета и есть тот самый Спаситель, о котором он проповедует. Но в этот момент на пророка снизошел Дух Святой и озарил светом своим.
В ту же минуту Иоанн почувствовал что-то такое, чего ранее не ощущал. И понял он, что перед ним стоит Господь Бог его. Иисус попросил крестить Его. На что пророк удивился и сказал, что, наоборот, Господь должен крестить его. Но Христос молча вошел в реку Иордан, дав понять, что начинается его крещение. После обряда он вышел из воды. И в эту же секунду открылись небеса, и Иоанн увидел Духа Святого в виде голубя, который оповещал о том, что это Сын Господен. С этих пор все проповеди пророка направлялись на свидетельствование существования Мессии, который был прислан на землю, дабы искупить все грехи человеческие.

Но даже после этого многие не верили, что Христос и есть Спаситель. Так как он был смиренен и робок. Также существовало поверье, что перед появлением Спасителя придет Илия. Толпами шли люди к Иоанну с сомнениями своим. На что он отвечал им — Христос и есть Спаситель, а он лишь слуга его, который не достоин развязывать ремни на сандалиях его.

Однажды ученики его пожаловались, что Христос уже сам собирает учеников себе, хотя должен, по их мнению, считать Иоанна учителем. На что пророк говорит, что именно так и должно быть, что Иисус должен крестить всех и пророчествовать об освобождении грешных душ людских. Это было последнее, что говорил Иоанн о Христе. А три его ученика последовали по его настоянию за Христом. Впоследствии они стали апостолами – Петр, Иоанн, Андрей Первозданный. Спаситель очень тепло отзывался об Иоанне Крестителе. Он удостоил его такими похвалами, которых не удостаивался ни один из живших на земле людей.

Проповеди пророка о пришествии Спасителя

После того как Иоанн достиг своего тридцатилетия, был он призван идти к народу иудейскому и проповедовать об избавлении грехов и о покаянии. Все это должно было стать предшествием к появлению Мессии. Послушав Голос Господа, Иоанн отправился к реке Иордан, где к нему стекались люди толпами.

Тут были люди разных сословий. Пророк пытался каждому донести, как надо избавляться от своих пороков. Что должны делать скупые, люди, которые любят сквернословить, как правильно каяться сборщикам подати и т. д. Иоанн каждому мог правильно донести послание Господнее прямо в сердце.

Многие кто к нему приходили, принимали крещение в реке Иордан и каялись в своих грехах.

Сила его слова оказывала на людей такое впечатление, что они уже начали задаваться вопросом, а не он ли и есть тот самый Мессия. Иоанн отвечал, что он лишь слуга Его и Предтеча.

Основные факты биографии евангелиста

Есть несколько интересных фактов из биографии святого, с которыми

Происхождение

По одной из версий Иоанн Богослов родился на свет в шестом году в северо-восточной части Израиля. Однако по некоторым данным он родился не в шестом, а в семнадцатом году. Эта информация основывается на том, что в 33 году, когда распяли Иисуса, ему исполнилось шестнадцать лет.

Детство и юность

Когда мальчик немного вырос, он пошел по стопам своего отца и начал вместе с ним ловить рыбу в Галилейском море, которое сейчас называют Тивериадским озером. Он был очень трудолюбивым и терпеливым ребенком. Однажды неподалеку от места, где Иоанн ловил рыбу, появился Мессия с небольшой группкой верующих людей. Он с братом Андреем сели в небольшую рыбацкую лодку, после чего всю ночь занимались ловлей рыбы. Однако рыбалка не задалась, так как не удалось поймать ни одной рыбы. Внезапно Господь явил людям чудо и указал место, куда лучше закинуть рыболовные снасти, чтобы поймать много рыбы. Рыбаки послушались совета и поймали так много рыбы, что их лодки чуть не утонули.

Затем Христос подошел к группе людей, в которой находился Иоанн, и предложил им последовать с ним. Они откликнулись на предложение, покинули свой дом и пошли за Иисусом.

Христианское служение

После призыва Христа Иоанн не расставался с ним и стал его верным наперсником. Он постоянно молился, вел целомудренный образ жизни и много времени пребывал в богомыслии. Во время служения Иисусу ему довелось увидеть немало чудес. Он был одним из немногих свидетелей Господнего Преображения. Также он был участником Тайной вечери и видел собственными глазами воскрешение единственной дочки Иаира.

Апостол служил и Мадонне, он был предан ей, как своей родной матери. Незадолго до смерти она увидела архангела Гавриила, который вручил ей одну лилию, сорванную из райского сада. Во время траурного процесса этот цветок нес именно Иоанн.

После смерти Богородицы святой активно распространял христианскую веру и ее основные идеи. Для этого он несколько лет проповедовал в таких городах, как Фиатир, Смирн, Пергам и Эфес. Также он воскрешал мертвых и исцелял больных людей. Благодаря его проповедям и благим делам христианство приняло много людей.

Книги Нового Завета

Богослов известен не только своими проповедями, но и написанием некоторых книг.

Многие считают, что именно он написал пять книг, входящих в состав Нового Завета. Наиболее известной считается четвертая книга, которая получила название «Евангелие от Иоанна». Однако современные ученные сомневаются в том, что автором является именно он.

Апостол долго предпочитал только устные проповеди, однако после того, как он написал Евангелие, многие начали спрашивать его о ранних годах жизни Иисуса. Поэтому он решил написать следующую книгу, в которой детально описаны ранние деяния Христа. Позднее было написано «Первое соборное послание», которое также попало в состав Нового Завета. Формально у этого произведения нет автора, однако многие все равно приписывают ее апостолу.

Другие книги

Есть и другие книжки, автором которых тоже является апостол Иоанн. Например, он написал «Апокалипсис Иоанна», которая значительно отличается от других работ святого. Здесь подробно рассказывается о событиях, которые происходили до Второго пришествия мессии. В книге можно найти информацию не только о чудесах, но и природных катаклизмах. Также детально описываются события, свидетелем которых был сам Богослов.

Некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу того, что автором «Апокалипсиса» является апостол. Такие утверждения основываются на том, что язык изложения отличается от других произведений, написанных святым. Однако митрополит Иларион опровергает такие предположения и объясняет изменение стиля повествования тем, что автор решил писать новую книгу в стиле Старого Завета.

Смерть

Апостол провел достойно свои годы жизни и умер естественной смертью, когда ему исполнилось сто лет. Он единственный из двенадцати апостолов, кто смог прожить так долго. Например, Иаков, один из его братьев, умер намного раньше — в возрасте 44 лет.

Обстоятельства смерти апостола до сих пор считаются необычными. Когда он почувствовал приближение смерти, он поговорил со своими учениками и попросил, чтобы они живьем закопали его в могилу, имеющую форму креста. Ученики исполнили просьбу апостола, однако на следующий день тело исчезло из могилы.

Молитвы перед иконой Моление о чаше

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Советуем изучить Икона «Избавительница»

О чем молятся святому Иоанну Крестителю: рождение пророка Иоанна Предтечи

Описание прихода в мир величайшего из Пророков содержится в Священном Писании, в Евангелии от Луки. Его родителями были священник Захария и Елисавета (наряду с родителями Богоматери они называются святыми праотцами и память их чтится церковью особо).

Молитва Иоанну Крестителю считается одной из сильнейших в христианском мире. А о деяниях пророка рассказывают легенды.

Отец его получил во время молитвы предсказание о рождении сына от архангела Гавриила, но не поверил ему, ибо не имел детей и считал себя бесплодным, а кроме того, находился уже в преклонных летах.

За сомнения Захария был наказан немотой, которая отпустила его лишь после наречения родившегося младенца Иоанном (ивр. «благодать»), вопреки стремлению родственников наречь долгожданного ребенка Захарией. После того, как он начертал на своей табличке «Имя ему — Иоанн», он вновь смог говорить.

Когда по рождении Господа Иисуса царь Ирод устроил избиение младенцев в Вифлееме, не забыл он отправить воинов и к Захарии.

Однако тот сказал, что смерти не боится, и места нахождения ребенка не откроет. Его убили между алтарем и жертвенником — кровь Захарии окаменела на мраморе как вечное свидетельство злодеяний Ирода.

А праведная Елисавета, матерь Иоанна Предтечи, произнесла молитву Богу, и Тот укрыл их во чреве горы — тут же в расселине забил источник и выросло финиковое дерево со множеством плодов. Сорок дней прошло с момента гибели Захарии — и Елисавету призвал Господь, Иоанн Предтеча же был оберегаем и питаем ангелом.

Святой Иоанн явился в пустыне, внешне и внутренне похожий на древнего пророка Илию, имел силу и дух его — ибо иудеи ждали пришествия на землю именно Илии, взятого на небо живым.

Они питался диким медом и акридами (крупными муравьями), носил мантию из верблюжьей шерсти, и являл собой образец аскетизма и праведности

Появление пророка такого масштаба привлекло огромное внимание обществености — все ждали Мессию

Самые отчаянные грешники, высокомерные мытари и свирепые воины смиренно слушали поучения и наставления Иоанна, внимали святому слову и возносили молитву Богу.

От Предтечи же они получали избавление от грехов и крещение в водах реки Иордан — Креститель получил свое имя задолго до Крещения Христа. Молитва Иоанну Предтече берет начало с этих времён.

Важнейшее событие, о котором пророчествовал Иоанн — пришествие Христа. Когда Сын Божий смиренно пришел к крестителю — тот смутился и сказал, что недостоин даже расстегнуть ремень сандалии на ноге Господа, и что Иоанн должен креститься от Иисуса, а не наоборот, на что Иисус ответил «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крестив Иисуса, Иоанн продолжал проповедь смирения и покаяния — Ирод Антипа заточил его в темницу за обличение сожительства царя с сестрой брата Иродиадой. Сам царь в глубине души почитал пророка, но безумная сожительница нашла способ погубить Крестителя и Предтечу Самого Господа.

Наивный государь пообещал в награду за танец Саломеи (дочери Иродиады) исполнить любое желание — и кровавая распутница не прогадала — она обеспечила себе временное избавление от голоса совести, попросив принести ей голову Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но царское слово не может быть не исполнено.

Глава Предтечи и Крестителя Иоанна — величайшая святыня мировых религий, хранение настоящей главы пророка приписывают себе мусульмане (мечети в Турции и Сирии), и христиане — Рим и Амьен.

Истинное положение дел неизвестно, христианская традиция говорит о Честной Главе в контексте трех ее обретений — Глава исчезала и появлялась сама по себе, избегая поругания.

История

Иоанн был сыном пожилой, долго остававшейся бесплодной пары храмового священника Захарии и праведной Елизаветы, которая приходилась родственницей самой Деве Марии.

Семья жила в местечке Эйн-Керем, неподалеку от Иерусалима. Сейчас здесь есть Церковь Посещения. Она построена на том месте, где встретились Дева Мария и Елизавета когда они обе были беременны. Мария потом ушла домой, а у Елизаветы через несколько месяцев родился Иоанн. Другая церковь расположена прямо там, где был дом Иоанна.

Вскоре после его рождения пришло распоряжение Ирода убить всех младенцев. По преданию, Елизавета взяла сына и ушла, чтобы где-нибудь спрятать его. И тогда гора раскрылась перед ней и она смогла укрыться там и спасти Иоанна.

А Захария, его отец, как священник принимал участие в богослужениях и обрядах в иерусалимском храме. Возможно и сам Иоанн стал священником. Но сердцем и душой он напоминал скорее пророков Ветхого Завета.

Еврейский философ Авраам Гешель, живший в XX веке, говорил о пророках, как о людях с особым ухом, которые могли слышать то, что другие люди не слышали.

Христианские традиции относят Иоанна Крестителя к таким пророкам как Илия, Иеремия, Исаия — к тем, у кого было это внутреннее ухо, восприимчивое к слову господа.

В 30 лет Иоанн слышит призыв Господа на особое служение. Он должен стать гласом вопиющего в пустыне, предшественником Мессии. Он удаляется в пустыню иудейскую и, облачившись в одежду из верблюжьей шерсти, живёт там строгим аскетом и подвижником.

Иоанн живёт и проповедует возле речной переправы на территории современной Иордании. На восточном берегу реки Иордан его речи находят отклик среди жителей страны. Послушать пророка приходят десятки людей, ведь Израиль давно живёт в ожидании мессии, истинного царя из рода Давида.

И теперь Иоанн говорит им:

Он призывает всех:

Иоанн проповедует Крещение-Покаяние для прощения грехов и совершает обряд погружения в воду реки Иордан, которая всегда считалась рубежом Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, Покаяние очищает душу.

Иоанн напоминает своим соплеменникам одного из величайших пророков прошлого — Илью, который жил на 8 веков раньше. Он не только проповедовал на том же участке реки Иордан, где жил Илья, но и одевался, как Илья — минимум одежды. Питался, как Илья. У него была даже длинная борода, как у Ильи.

Иоанн Креститель пришел исполнить миссию пророка Ильи, он не был его физическим воплощением. Христос Сказал:

Вскоре вокруг Иоанна собирается целая община последователей, его учениками становятся и два галилейских рыбака, которые пришли сюда, преодолев десятки километров пешком, — Андрей и Иоанн из Вифсаиды.

Вскоре на берегу Иордана среди толпы появляется и сам Иисус из Назарета. Благодаря пророческим силам Иоанн понял, кто перед ним. Христос просит крестить его.

Безгрешный Иисус уравнивает себя с падшими, заблудшими людьми, чтобы разделить с ними бремя грехов и подать исцеление их душам. Получив Откровение об Иисусе Христе, он говорит о нём народу:

Иоанн в своих речах всё чаще начинает выступать с критикой власти царя Ирода. И тот начинает опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к беспорядкам.

Иоанн критиковал Ирода за развод с первой женой и женитьбу на супруге родного брата. Мы также можем утверждать на основании материалов историка Иосиф Флавия, что Иоанн не одобрял поступков Ирода и на политическом уровне.

Иоанна заточили в крепость. Но и здесь он не собирается молчать и продолжает оставаться угрозой для царской семьи. Иродиада, та самая вторая жена царя, ищет повода разделаться со своим врагом. Она переживает, что царь пропадает по ночам в темнице, беседуя с Иоанном.

Подходящий случай выпал вскоре, во время празднования дня рождения царя Ирода. Перед гостями танцевала дочь Иродиады — Саломея. Её зажигательный танец приводит в восторг именинника. Ирод обещает ей в награду всё, что она не попросит. И она, посоветовавшись со своей матерью, просит отсечённую голову Иоанна на золотом блюде. Голова была преподнесена в подарок Саломее, которая взяла это блюдо и поставила к ногам своей матери Иродиады. Так, несгибаемым свидетелем Правды Божией, погиб Иоанн Креститель.

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне


Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.
В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4) Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Советуем изучить Молитвы праведному Иоанну Русскому

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»

Усекновение главы Иоанна Предотечи


День мученической смерти Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения
главыИоаннаПредотечи
. Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVI в. Греция, Афон, монастырь Дионисиат

Совершив Крещение Исуса Христа, Иоанн Предотеча продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа-четвертовластник, сын Ирода Великого, который убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа, ещё при его жизни. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк. 3, 19, 20). Согласно закону Моисея, Иоанн Предотеча обличал беззаконное смешение, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».

«Лют убо есть воистину, братие, блудныи грех: лютейши же и тяжчайши есть невоздержания страсть, и плотьския нечистоты недуг: домы бо великия разруши, и грады от основания низложи, и брани лютыя подвиже, и братию друг на друга разгневи <�…> Сего ради и Божественный апостол Павел поучает глаголя, бегайте блуда» (Учительное Евангелие. Поучение на Усекновение честныя главы святаго Иоанна Предотечи).

В Евангелии от Марка говорится, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6,20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады — Саломее (она не названа в Евангелии по имени, мы узнаем ее из трудов историка Иосифа Флавия) выполнить любое её желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, Ирод и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14,5). Иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но в угоду Иродиаде Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. И как Иезавель искала убить святаго пророка Илию, как злобой и ненавистью воспылала египтяныня к Иосифу, так же и скверная Иродиада искала убить Пророка и Предотечу:

Паки Иезавель ликует на Илию, паки египтяныня Иосифа ищет, Пророка же и Крестителя Спасова — ныне явльшаяся Иродиада сквернавая

(Девятая песнь Канона на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Через год Ирод, празднуя день своего рождения, устроил пир вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. На пир пришла дочь Иродиады, падчерица Ирода — Саломея, и стала плясать, чем угодила царю. Танец Саломеи так понравился Ироду, что он велел ей просить всего, чего она хочет, и поклялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея спросила у матери, что ей попросить у Ирода. Иродиада, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и обличений, потребовала голову Иоанна Крестителя. Саломея возвратилась к Ироду и потребовала сейчас же на блюде главу Иоанна Предотечи.

Пляса́ учени́ца вселука́вого дия́вола, и главу́ твою́ Предоте́че мзду́ взя́т. О, пи́ра испо́лнь кро́ви. Лýчше бе не кля́тися И́роде беззако́нне, лжи́ внýче. А́ще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́тся. Бо́льше бе солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ предоте́чеву усе́кнути. Но мы Крести́теля я́ко в рожде́ных жена́ми бо́льша, досто́йне чтýще ублажа́ем

(Стихера на Усекновение главы Иоанна Предотечи).


Танец Саломеи, фреска в монастыре святого Иоанна, XII в.

Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предотечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей (Мф. 14-9)

По преданию, и после кончины уста Проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломея взяла блюдо с главой Иоанна Предотечи и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом.

Святитель Иоанн Златоуст в Слове на день Усекновения главы Святого Предотечи Господня Иоанна пишет: «Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене. Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто. Однако, лев и змий питают менее злобы, нежели злая женщина, как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: «Лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною».

Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она закопала святую главу в нечистом месте.


Поднесение Саломее главы Иоанна на блюде. Фрагмент иконы

Узнав об этом, благочестивая Иоанна, жена Хузы — домоправителя Иродова, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где совершилось убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя её, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. По преданию, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед, который сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею.

«Божиим же отмщением, лед стисну выю ея крепко, и висяше телом в воде, главу на леду имущи удержанну. И яже плясаше иногда ногами по земли, та онема дна в реце недосязающи, в воде, аки плясание творя двизаше колеблющей я быстрине речной. И никтоже пособити ей можаше. И дотоле тако в воде висяща бе, донележе лед остр пререза шею ея». (Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тело ее не было найдено, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предотечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за безчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию, где они были поглощены разверзшейся землей.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — с этих слов начинается служение Пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан. Приблизившееся Царствие Небесное — это Исус Христос, Предотечей Которого и был Иоанн Креститель. Его предшественником он был не только на земле, где он проповедует о Христе людям и через покаяние очищает их сердца. Апостольское пророчество Иоанн Предотеча несет и в ад, в котором были Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Крестной смерти и Воскресения. Туда сходит Иоанн в час смерти, и там благовествует о пришествии Христа. Не случайно и в праздничном тропаре поется: «благовестил еси во аде сущим, Бога явльшагося плотию, вземлющего грехи мира».

«Спасителеву Предотечи святому Иоанну, якоже Рожество Господа своего, сице и вольную того смерть, своею смертию предварити подобаше; да якоже на земли проповеда пришествие Его глаголя: грядет креплии мене в след мене. Сице и во аде держимым бывшим душам праотец святых, проповесть Господне пришествие, яко уже явися в мире чаемыи Месия»

(Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна).


Сошествие Иоанна Предотечи во ад. Фрагмент иконы

На Воскресение Христово первыми к Спасителю припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента смерти, а вслед за ними пророки и праотцы Ветхого Завета, включая Иоанна Предотечу, и все праведные люди земли.

Обретение честной главы Иоанна Предотечи

В традиции Православной Церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.


Икона Обретения честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV в.

Первое обретение честной главы произошло в IV веке. Земля, в которой покоился сосуд со святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, который решил построить храм на месте усекновения главы Иоанна Предотечи. При копании рва для фундамента обнаружили кувшин со святой главой, которая была опознана по знамениям, исходившим от неё. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что она будет поругана, спрятал её в построенной им церкви, положив на том самом месте, где была его келья. После его кончины храм обветшал, разрушился и даже сравнялся с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Иоанна Предотечи.

Второе обретение произошло в V веке, в правление императора Константина Великого. Глава Иоанна Предотечи была найдена двумя иноками-паломниками, которые прибыли в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Они откопали сосуд со святой главой и решили присвоить великую святыню себе, спрятали ее в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предотеча явился горшечнику, и, по слову Пророка, этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой Крестителя. Запечатанный сосуд передавали в его семье из поколения в поколение. Позднее сосуд со святой главой оказался у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркелу явился Иоанн Креститель и указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.


Икона Второе обретение главы Иоанна Предотечи

Третье обретение главы Иоанна Предтечи произошло в IX веке. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений.

После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святой главы Иоанна Предотечи. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предотечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы есть образ Иоанна Предотечи, почитаемый как нерукотворный.


Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения его главы, в Команах Абхазских

Православная церковь празднует первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье обретение7 июня (25 мая по старому стилю).

Дальнейшая история святыни остаётся неясной. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения — каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предотечи. Магометане (Иоанн Предотеча почитается у магометан как пророк Яхья ибн Закарийя) считают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католики — римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа, привезённой из четвёртого крестового похода, которая хранится в соборе Амьена (Франция). Местонахождением частей главы также называется турецкая Антиохия и один из монастырей Армении.

И всё же наиболее вероятным местом нахождения святыни считается собор Амьенской Богоматери во Франции. Из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь. От святыни исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. У французов даже возникла традиция мириться около святыни.


Святая глава Иоанна Предотечи из Собора Амьенской Богоматери во Франции

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы — между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом.

Усекновения главы Иоанна Предотечи. Традиции праздника

Согласно церковным традициям, день Усекновения Главы Иоанна Предотечи — время строгого поста. Святой Иоанн Предотеча вёл суровый образ жизни, большую часть своей жизни он жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. В пустыне он питался только акридами и диким мёдом, пил воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предотечи установлен вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается и уставом иерусалимского монастыря преподобного Савы Освященного. В нем говорится, что «пост в день Усекновения главы Иоанна Предотечи завещан древними святыми отцами». В этот день, даже если он выпадает на воскресение, не едят скоромную пищу. В священную память о жизни и подвиге Иоанна Предотечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.

У старообрядцев существует запрет на танцы и бесчинные увеселения, причем не только в один только этот день, но, согласно Шестому Вселенскому собору, который в 51 Правиле определил:

совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго. (Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карф. 15).

«Плясание, — предостерегает и святитель Иоанн Златоуст, — есть не человеческое, а бесовское дело. Бесы научают нас ему, чтобы не одним им быть мучимыми в аду. И оно из всех игр есть самое худое, ибо удаляет человека от Бога и во дно адово сводит. И пляшущая жена называется невестою сатаны, любодейцею диавола и супругою бесовскою, и плящущая не только сама будет сведена во дно адово, но и все, плясавшие с нею. Она не хранит своей чести, и ею дьявол многих соблазняет и во сне, и наяву. Все, любящие плясания, в негасимый огонь осудятся. И гнусно, и скаредно и мужу с таковою женою жить <�…>. Братия и сестры, блюдитесь и не любите беззаконных играний бесовских. Особенно же удаляйтесь от плясок, чтобы не быть осужденными в муку вечную».

Усекновение главы Иоанна Предотечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предотечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предотече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предотечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни:

«На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предотечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».


Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Тропарь празднику

Церковно-славянский текст

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак

Церковно-славянский текст

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи. Народные традиции и суеверия

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи называли Полетовщик, Полеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост. В древней Руси на традиции празднования сильно влияли языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели другое значение. Например, считалось, что в праздник Усекновения нельзя есть круглые плоды и овощи, потому что они похожи на главу Пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом, а также не принято было есть что-нибудь на блюде, чтобы не вызывать воспоминаний о том блюде, на котором лежала голова Крестителя. Старались спрятать подальше острые предметы — они напоминали меч, которым воин отсек голову святого. Овощи не резали, а хлеб ломали руками. По белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предотечи, в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб — снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предотечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца.

Цель всех этих обычаев состояла в том, чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника и всячески избегать таких действий и поступков, которые напоминали бы это грустное событие. Для большей же крепости соблюдения этих правил крестьяне верили, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то и просто отнимая руки и лишая языка.

Существуют и другие народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом. День Усекновения главы Иоанна Предотечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает». В этот день строго постились, не водили хороводы и не пели песен, к столу было принято звать бедняков и странников. По народной примете, люди, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление.

За множеством различных примет теряется истинный смысл праздника. Православная Церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют никакого основания и, кроме того, оскорбляют христианскую веру. Сравнение кочана капусты или арбуза с честной главой Иоанна Предотечи — недопустимо.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предотечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предотеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.


Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVI в. Греция, Афон, монастырь Дионисиат

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.


Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVII в. Россия

С усекновением главы Иоанна Предотечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предотеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках.


Иоанн Предотеча Ангел пустыни. XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

На иконе Иоанн Предотеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «таблеток» Софии Новгородской. Конец XV — начало XVI века. Государственный Русский музей

Распространены также иконы святого Иоанна Предотечи с клеймами — сценами из его жития.


Иоанн Предотеча Ангел пустыни, с житием

Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предотечи

Один из древнейших храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предотечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви, и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III в селе Дьякове, с молением о даровании великому князю наследника престола.


Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

В честь рождения сына Василий III повелел в 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предотечи в Старом Ваганькове, который был упразднен задолго до революции. Также вскоре после рождения сына Василия III — будущего Ивана Грозного — в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь, а его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предотечи. Монастырь ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рожества Иоанна Предотечи, стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца.

В настоящее время в старообрядчестве храмов, построенных в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предотечи Господня, практически нет. Сегодня престольный праздник отмечает только Смильгяйская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.


Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предотечи Древлеправославной Поморской Церкви. Смильгяй, Литва

Автор: Нина ЛУКЬЯНОВА («Русская вера»)

В чем помогает образ «Неупиваемая чаша»

— алкогольной;

— никотиновой;

— блудной;

— азартной.

Достоверно не известно, кем и когда была написана святыня, ведь до поры до времени она скрывалась от людских глаз. Но, рассматривая фото иконы «Неупиваемая чаша» либо высыпанный из натурального янтаря список, можно отметить, что создавший её мастер принадлежал к византийской школе.

Данную реликвию причисляют к древнейшему типу изображений Пречистой Девы – «Оранта», то есть Благословляющая. Она показывает Небесную Царицу с поднятыми и раскинутыми в стороны руками – такая поза символизирует Её непрестанную заступническую молитву о каждом человеке.

Но главной особенностью иконы, несомненно, является Иисус, стоящий в чаше. Он олицетворяет Святое Причастие, дарованное христианам в знак искупления первородного греха. Благодать, исходящая от неё, никогда не иссякает, поэтому чаша действительно «Неупиваемая» – как нет предела Господней милости и терпению.

Поняв из истории служивого, что Сама Пресвятая Богородица призвала его, инокини усердней принялись за поиски иконы. Тем временем солдат отправился приложиться к мощам прп. Варлаама — основателя монастыря. Увидев облик святого на иконе, он тут же узнал «светлого старца», являвшегося ему во сне.

«Неупиваемая чаша» в Серпухове

Наконец, в переходном коридоре, соединявшем Георгиевскую церковь с ризницей (хранилищем церковных облачений), обнаружили забытую икону. На доске, строгом византийском стиле, была изображена Божия Матерь, а перед Ней — Отрок Иисус, стоящий в Чаше. Когда икону повернули обратной стороной, увидели надпись: «Неупиваемая Чаша».

Икону тут же перенесли из коридора в главную церковь и отслужили молебен. В этот момент старый солдат почувствовал исцеление. Домой он возвращался без костыля, а тяга к спиртному совершенно оставила его.

онечно же, чаще всего именно к этому к этому образу принято припадать с молитвами тем, кто страждет от недуга винопития. Пьянство и наркомания стали настоящим бичом нашего времени, поэтому очень многие просят помощи у Царицы Небесной для борьбы с такими зависимостями.

Важно. В канонических православных иконах нет ни одной детали, написанной случайно или по вдохновению художника

Детали одежды, интерьера, положение и размеры фигур — всё имеет богословский смысл. Знание значения изображений «Неупиваемой Чаши» делает молитву более осмысленной, возводит ум от земного к небесному.

Промыслом Божиим художник, создавший оригинал «Неупиваемой Чаши» и время её написания остались неизвестными. Но до нынешнего времени сохранились сведения о существовании похожей иконы, также изображающей Божественного Младенца стоящим в чаше, «Никейской». Это древнее изображение Божией Матери относится к 304 г. и прославлено чудотворениями во время осады города Никеи (ныне Турция) арабами.

Молебен перед иконой в Серпухове

Изображение Богородицы в позе моления с воздетыми руками (Оранта) считается самым древним. Перед Ней стоит Престол, на котором находится Чаша. Эти предметы символизируют принесение жертвы. В Чаше находится Сам Христос, приносимый в жертву за грехи человечества. Именно эта Чаша является «Неупиваемой», т.е. которую невозможно выпить до конца, её содержимого — благодати Божией — хватит на всех.

Символична и одежда Богородицы:

  • тёмно-голубая туника. Этот цвет символизирует чистоту девства.
  • мафорий. Голова и плечи покрыты красным мафорием — платком. Красный цвет означает царственное происхождение Девы (из рода Давида царя) и муки, которые Ей пришлось пережить. Золотая отделка по краям мафория говорит о прославлении Богородицы в небесном и земном мирах.
  • три звезды, на челе и плечах, означают «печати девства» — в момент рождения Самой Девы, до рождения Ею Христа и после него.
  • поручи — отличающиеся по цвету «манжеты» на рукавах туники. Эта принадлежность священнического облачения говорит о служении Богородицы Богу и делу спасения человеческого рода.

Христос в виде Младенца, стоящего в Чаше, одет в белые одежды с золотыми проблесками. Белый цвет во времена Ветхого Завета считался «началом всех цветов», как Бог — начало всех творений. Золотыми штрихами иконописцы изображали сияние благодати.

Руки Пречистой Девы находятся в молитвенном положении, а Христа — в благословляющем. Над головой Богородицы — ореол, означающий святость. Четыре греческих буквы с обеих сторон — сокращенные слова «Матерь Божия». Кроме этих надписей, на иконе может присутствовать и название образа.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель — это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

Советуем изучить Дивеевские иконы

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Где сейчас находятся мощи, десница и глава святого

Тело пророка, похороненное в Севастии, подверглось поруганию при имп. Юлиане Отступнике (361-363 гг.). Восстанавливая почитание языческих богов, он ополчился на христианские святыни. Могила св. Иоанна была вскрыта, честные останки сожжены. Отдельные оставшиеся частицы мощей после этого переносились в Антиохию, Александрию. После гибели имп. Юлиана восстановили гробницу пророка, возникла также версия о том, что язычники сожгли не его тело, реликвию успели заменить. Но если даже это так, честные останки с тех пор утеряны. Однако, в целости сохранились левая рука и десница святого, которые были отделены от его тела задолго до поругания могилы.

  • В документах XIV в. говорится о монастыре св. Иоанна на Иордане, хранящем левую руку пророка. Позже святыня оказалась во Франции, ныне пребывает в кафедральном храме г. Перпиньяна.
  • Правая рука св. Иоанна перенесена ап. Лукой на свою родину, в Антиохию, еще с I в. Позже святыня оказалась в Византии. Константинополь был единственным местом, где Крещенскую воду освящали, погружая в нее не крест, а десницу Предтечи.
    По завоевании города турками (1453) рука святого какое-то время находилась у султана, позже была передана им христианам, оказалась у рыцарей Мальтийского ордена. Когда же магистром ордена стал Российский император Павел I, святыню передали ему в дар. В Петербурге она находилась до 1917 г., после чего попала за границу. Ныне правая рука Предтечи – в Сербии, в Цетинском монастыре. В 2006 г. она посетила Россию, Белоруссию и Украину.

Что же касается главы святого, то после ее третьего обретения ее разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. По завоевании Константинополя один из фрагментов (лик) попал на Запад, другие частицы сохраняются во Франции, Иерусалиме, на Афоне.

Иконография

В честь Иоанна пишут иконы, перед которыми христиане молятся, просят простить их прегрешения, даровать милость. Согласно руководству по иконографии, Крестителя изображают с худым лицом, черной бородой, с кудрявыми волосами, разделенными на пряди. Он может быть одет в одежду из верблюжьей шерсти или в хитон и гиматий. В руке пророк обычно держит свиток, на котором пишут слова его посланий к народу. Обычно на бумагу помещают текст, в котором праведник просит людей покаяться, чтобы приблизить Царствие Небесное. Сам свиток, изображенный на иконе, имеет символическое значение. Он символизирует проповедь.

Христианами нарисовано большое количество икон, на которых изображен Иоанн Предтеча в житейских сценах. Часто в храмах можно увидеть образ — «Рождество Иоанна Предтечи». На этой святейшей иконе изображены родители Крестителя: лежащая на одре мать, а также отец, пишущий на доске имя сына. В колыбели изображают маленького Иоанна. Этот образ по композиции похож на Рождество Иисуса. Правда, рождение Иоанна изображают в более богатых покоях.

Еще святейшего Крестителя рисуют в аскетическом одеянии в позе молящегося человека. На таких иконах Ангел пустыни держит свиток в руках. Иногда перед пророком рисуют его отрубленную голову, символизирующую мученическую смерть праведника. Самой почитаемой иконой считается «Крещение Господне». Центральной фигурой такого образа, конечно же, является сам Спаситель. Правда, на иконе обязательно присутствует Иоанн Предтеча, ведь именно он крестил Иисуса Христа.

Святейшего пророка могут нарисовать на иконе в момент смерти с отрубленной головой. Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из видов иконографии проповедника. Кроме казненного праведника, на иконе изображают воина царя Ирода, отрубившего мечом голову святейшего пророка.

Все праздники в честь Пророка

В течение года особые службы святому совершаются 7 раз:

  • 6 октября – Зачатие;
  • Собор св. Иоанна на другой день по Крещении, 20 января;
  • 8 или 9 марта, 7 июня празднуется троекратное обретение главы пророка;
  • 7 июля – Рождество св. Иоанна;
  • 11 сентября – Усечение его главы.

Жертвенное служение Богу, которое было смыслом его жизни, продолжается и сейчас. Стоит лишь встретиться глазами с его строгим ликом на иконе – и точно разрывается ткань времени, как бы слышатся его слова, уверяющие в реальности Вечного: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!»

Наталья Сазонова

Три на­ход­ки

От­дель­ные ико­ны с сю­же­том Об­ре­те­ний встре­ча­ют­ся не­ча­сто. В ос­но­ве ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы – од­но­тип­ная сце­на. В цен­тре в пе­ще­ре изоб­ра­жа­ет­ся ча­ша с гла­вой, а по сто­ро­нам два мо­на­ха раз­но­го воз­рас­та. Один из них ко­па­ет зем­лю ло­па­той, дру­гой сто­ит на ко­ле­нях пе­ред яв­лен­ной свя­ты­ней, про­тя­ги­вая к ней ру­ки.

От­дель­ные ико­ны с сю­же­том Об­ре­те­ний встре­ча­ют­ся не­ча­сто. Глав­ны­ми его ил­люстра­ци­я­ми обыч­но бы­ли клей­ма жи­тий­ных икон свя­то­го Ио­ан­на. Мно­го­чис­лен­ные не­боль­шие об­ра­зы, окру­жа­ю­щие цен­траль­ное изоб­ра­же­ние с круп­ной фи­гу­рой Пред­те­чи, со­дер­жа­ли цикл, на­чи­нав­ший­ся с за­ча­тия про­ро­ка пра­вед­ны­ми За­ха­ри­ей и Ели­за­ве­той и за­вер­шав­ший­ся те­мой по­чи­та­ния его чест­ной гла­вы.

Как же изоб­ра­жа­ют са­мо об­ре­те­ние? В ос­но­ве ико­но­гра­фи­че­ской схе­мы – од­но­тип­ная сце­на. В цен­тре в пе­ще­ре изоб­ра­жа­ет­ся ча­ша с гла­вой, а по сто­ро­нам два мо­на­ха раз­но­го воз­рас­та. Один из них ко­па­ет зем­лю ло­па­той, дру­гой сто­ит на ко­ле­нях пе­ред яв­лен­ной свя­ты­ней, про­тя­ги­вая к ней ру­ки. Ес­ли жи­тий­ный цикл кра­ток, то в нем мог­ло при­сут­ство­вать лишь од­но клей­мо с Об­ре­те­ни­ем. Ес­ли при этом со­про­во­ди­тель­ные над­пи­си и име­на мо­на­хов от­сут­ству­ют, то в точ­но­сти уста­но­вить, ка­кое из двух со­бытий – Пер­вое или Вто­рое об­ре­те­ние – изоб­ра­же­но, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Су­ще­ство­ва­ние та­ко­го «со­би­ра­тель­но­го» об­ра­за, объеди­ня­ю­ще­го и Пер­вое и Вто­рое об­ре­те­ние гла­вы Ио­ан­на, на­пря­мую свя­за­но с тем, что цер­ков­ное празд­но­ва­ние они име­ют об­щее.

Изоб­ра­же­ния же Тре­тье­го, по­след­не­го Об­ре­те­ния гла­вы, по­сле ко­то­ро­го она бы­ла с по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в сто­ли­цу Ви­зан­тии и с по­че­стя­ми по­ло­же­на в Сту­дийском мо­на­сты­ре, опо­зна­ют­ся на­мно­го лег­че. Ча­ще все­го на них пред­став­ле­ны юно­ши, от­ка­пы­ва­ю­щие кир­ка­ми и ло­па­та­ми ре­лик­вию в при­сут­ствии мо­на­хов и свя­щен­ни­ков в об­ла­че­ни­ях. В ви­зан­тийских па­мят­ни­ках од­ним из ико­но­гра­фи­че­ских ва­ри­ан­тов это­го Об­ре­те­ния яв­ля­лось изоб­ра­же­ние бо­го­слу­же­ния пе­ред свя­той гла­вой, ле­жа­щей на пре­сто­ле.

Чест­ная гла­ва свя­то­го Ио­ан­на Пред­те­чи в окла­де, хра­ня­ща­я­ся в со­бо­ре Бо­го­ма­те­ри в Амье­не. Фран­ция

Гла­ва Ио­ан­на Пред­те­чи. Ико­на ма­сте­ра Ива­на Бу­ре­ни­на. 1762 год. Уг­лич­ский ху­до­же­ствен­ный му­зей

Во вре­ме­на кре­сто­вых по­хо­дов, ко­г­да сто­ли­ца Ви­зан­тийской им­пе­рии под­верг­лась ра­зо­ре­нию и раз­граб­ле­нию, свя­тая гла­ва бы­ла уве­зе­на из Кон­стан­ти­но­по­ля и ока­за­лась во Фран­ции. Она и сей­час на­хо­дит­ся в го­ти­че­ском со­бо­ре Бо­го­ма­те­ри в Амье­не, ку­да при­ез­жа­ют мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки. Пре­бы­ва­ние ре­лик­вии в Ев­ро­пе да­ло тол­чок к рас­про­стра­не­нию в за­пад­ном ис­кус­стве на­ту­ра­ли­сти­че­ских скульп­тур­ных об­ра­зов, вос­про­из­во­дя­щих ле­жа­щую на блю­де от­руб­лен­ную го­ло­ву. В позд­ней рус­ской ико­но­пи­си XVIII-XIX ве­ков усек­но­вен­ная гла­ва Пред­те­чи в ча­ше или на блю­де ста­ла пред­ме­том изоб­ра­же­ния са­ма по се­бе, пол­но­стью вне сю­жет­но­го кон­тек­ста или жи­тия Ио­ан­на, как это пред­став­ле­но на ико­не Ива­на Бу­ре­ни­на из Уг­лич­ско­го му­зея (1762).

Одна из самых почитаемых икон

На этой иконе в центре на блюде изображена отсеченная голова Иоанна Крестителя с закрытыми глазами, отсюда и взяла свое название икона Иоанна Крестителя «Голова на блюде». Над головой изображен нимб. Эта икона Иоанна Предтечи является одной из самых почитаемы в православном мире. А изображена голова отдельно от туловища, так как захоронение ее осуществлялось отдельно от тела. По преданию, Иродиада боясь того, что если захоронить тело Иоанна вместе с головой, он может воскреснуть, приказала захоронить его части тела по отдельности. Но жена тогдашнего их домоправителя Иоанна, зная об этом, спрятала голову в сосуд и схоронила ее на Елеонской горе. Со временем правитель и его жена захотели проверить, где похоронены части пророка, пошли к местам погребения. Не найдя головы Предтечи, они решили, что он все же воскрес и ходит по земле в обличии Христа. Об их заблуждениях свидетельствует писание из Евангелия.

Икона Крестителя Христа

На сегодняшний день в православной иконографии существует большое количество изображений Иоанна.

Но натуральная икона Иоанна Крестителя имеет отличительные черты

Во-первых, нужно обратить внимание на внешний вид Предтечи – смугловатый худой мужчина еврейской внешности. Волосы темные густые кудрявые

Такая же густая борода, которая разделена на пряди. Одет он в одежду из грубой верблюжьей кожи, которая подвязана кожаным ремнем. Зачастую святого изображают на такой иконе по пояс, и повернут он в сторону молящегося. В его левой руке находится свиток, на котором написана молитва о покаянии, а правая рука поднята кверху.

На левом плече святого лежит символ его жизни — крест-посох. На некоторых изображениях у Предтечи в одной руке свиток, а в другой чаша, в которой находится младенец Иисус, а называется икона «Иоанн Креститель с чашей». Хотя такое изображение появилось уже после 16 века.

Местонахождение самой древней иконы

Мало кто знает о существовании древней иконы Иоанна Крестителя, и где находится она. Еще в 19 веке известный археолог вывез икону из монастыря святой Екатерины, который находится на реке Синай. И с тех пор самая древняя икона Иоанна Крестителя (6 век) хранится в Киеве. Епископ Порфирий (археолог) еще в первой половине прошлого века завещал всю свою коллекцию икон Киевскому музею.

На этой иконе Иоанн изображен в полный рост в античном одеянии. В одной руке он держит свиток с надписью на греческом языке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]