Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.
Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.
Слова святых
Согласно исторических данных в разнообразных священных писаниях существует множество сказаний об этом процессе, и о самом деянии, поскольку о нём высказываются разнообразные святые того или иного века. Известно, что Святой образ держали в руках современные святыни, которые и высказывались о нём, потому что внутренним взором лицезрели последствия разнообразных грешных деяний или упадка духа.
Святой Феофан затворник сказал, что человечество должно быть готово ко второму пришествию Всевышнего. Он считал, что такое событие непременно должно случиться, однако точной даты он не знает, поэтому человечество должно быть готово, для этого необходимо посещать храмы для того, чтобы причаститься и раскаяться.
Известные Святой Иоанн считал, что не стоит угадывать точную дату наступления такого деяния, однако существует множество разнообразных предзнаменований начала конца. Как известно, такими предзнаменованиями являются разнообразные болезни и напасти, а также голод, война и множественные разрушения. Также святой считал, что перед началом конца человечества изменится, и уйдут в бытие божьи законы, в этот самый момент совершится множество различных греховных деяний и зло опуститься на мир.
Таким образом, можно сказать, что ни один Святой не остался равнодушным к общей композиции, которая изображает подробно Райское блаженство праведников и Адские муки грешников, которые попадают в руки к сатане.
Описание
Важно отметить, что специалисты определили, что образ, изображённый на иконе богат разнообразными действующими лицами и быстрой сменой событий. В настоящее время можно встретить большое количество всевозможных описание иконы, поскольку она состоит, как минимум из трёх регистров каждый, из которых обладает собственным местом.
В верхней части Святого Лика изображён Иисус Христос, по обеим сторонам от него располагаются апостолы, которые вместе с Всевышним участвуют в процессе оценки деяний. На нижней части Святого образа расположены ангелы, которые якобы трубят и созывают каждого.
Внизу под изображением Всевышнего располагается этимасия. Как известно, это своего рода судейский трон, на котором располагаются: губка, трость, копье и Евангелие. Знающие люди утверждают, что этимасия является основной деталью данной композиции, а со временем исходя, из различных сведений становится неким самостоятельным символом.
Нижняя часть изображения на иконе раскрывает историю о том, что случится с праведным или грешным человеком после того, как он пройдёт страшный Божественный суд. После этого икона якобы разделяется, следовательно, с правой стороны от Всевышнего можно лицезреть праведников, которые направляются в рай, а также именно там расположена ангелы, райский сад и Божья Матерь. С левой стороны от Иисуса Христа изображаются грешники, бесы, ворота ада и даже сам сатана.
Икона и роспись Васнецова
Тема Страшного суда в прошлом зачастую волновала не только церковных художников, но и светских. К примеру, существует икона с подобным сюжетом, написанная Виктором Васнецовым. Этот художник, как известно, наиболее ярко проявил себя в былинно-сказочном жанре. Именно его кисти, к примеру, принадлежат такие знаменитые полотна, как «Аленушка», «Богатыри», «Ковер-самолет».
Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный
Как считают многие другие известные художники, получилась она очень выразительной, но несколько перегруженной деталями. И действительно, в отличие от образов иконописцев, на этой по сути светской картине практически нет свободного места. Фигуры людей, христианские атрибуты и т. д. занимают на ней абсолютно все пространство полностью.
Принадлежит кисти Васнецова и еще одна грандиозная работа на тему Страшного суда. Именно этот сюжет был выбран художником для росписи одной из стен Владимирского собора в Киеве в 1885 году.
Страшный суд в христианстве
В Ветхом Завете идея Страшного суда представлена, как «день Яхве» (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве). В этот день будет проходить празднование победы над земными врагами. После того как начала распространяться вера в том, что мертвые могут воскреснут, «день Яхве» стали воспринимать, как Страшный суд. В Новом Завете указано, что Страшный суд – это событие, когда Сын Божий спустится на землю, сядет на престол и пред ним предстанут все народы. Все люди будут разделены, и оправданные встанут по правую руку, а осужденные по левую.
- Часть своих полномочий Иисус поручит праведникам, например, апостолам.
- Людей будут судить не только за хорошие и злые поступки, но и за всякое праздное слово.
- Святые Отцы о Страшном суде говорили, что есть «память сердца», в которой отпечатывается вся жизнь, причем не только внешняя, но и внутренняя.
Почему у христиан Божий суд называется «страшным»?
Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.
- Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.
- Пугает и то, что судить всех будут публично перед лицом всего мира, поэтому увильнуть от правды не получится.
- Страх возникает и из-за того, что свое наказание грешник получит не на какое-то время, а навечно.
Значение в православии
В настоящее время существует множество очень важных и значимых икон в православной христианской вере, однако икона Страшный суд занимает отдельное место. Важно знать, что на Святом образе изображаются сцены, возможные, в случае если случится второе пришествие Иисуса на землю. Православные христиане считают, что именно в этот момент каждый человек на планете придет давать ответ к Всевышниму и обретет заслуженное исходя из своих поступков, деяний на земле мирской.
рекомендуем к прочтению
- «ЗНАМЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Сюжет иконы[править | править код]
Основная статья: Страшный суд
Во время Страшного суда все когда-либо существовавшие живые и мёртвые будут воскрешены во плоти. Над ними Иисусом будет осуществлён суд, и каждый заслужит приговор сообразно со своими земными делами — либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду (Мф. , ).
Текстыправить | править код
В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
- Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
- Видение пророка Даниила (Дан. ) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
- Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею
», в зависимости от степени их вины.
Предназначениеправить | править код
Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния
». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.
Византийская мозаика «Страшный суд», XII век (Торчелло)
Толкование
На протяжении многих лет Святой образ имеет множество различных толкований, некоторым людям он кажется жутким, другие опасаются, а православные верующие христиане видят в нём иной смысл. Поскольку именно верующим прихожанам известно, что согласно замыслу Всевышнего те или иные действия человека, который проживает на мирской земле, впоследствии будут рассмотрены, где председателем будет сам Иисус Христос и случится, такое деяние должно непременно во время второго пришествия Божьего сына.
После судебного разбирательства, человеку будет указано прямая дорога, которая будет везти его либо в ад в руки к сатане, либо в рай к Всевышнему и его матери, а также к ангелам хранителям. Следовательно, каждому воздастся по его деянием и поступкам. Согласно церковной истории и верованиям, такое событие будет главенствовать в обновлении мира, следовательно, человеческая душа навсегда соединиться со Всевышним или же на веки вечные отправиться к сатане.
Однако православные верующие христиане и служители храмов и монастырей утверждают, что композиция иконы Судный день изображена не для того, чтобы устрашить человека, а для того, чтобы каждый в этом бренном мире задумался над собственными поступками, деяниями и грешными свершениями. Богослужители утверждают, что многие люди после того, как увидят изображение, впадают в отчаяние и теряют надежду, однако этого делать не стоит. Служители храма советуют таким людям прийти в храм Божий, исповедаться и раскаяться, причаститься и начать менять собственную жизнь, дабы на божественном суде не отправиться в страшные руки сатаны.
История сложения
Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.
Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)
Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.
Советуем изучить Молитва по соглашению о здравии болящего
Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.
Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.
Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.
Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда
В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
- Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
- Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
- Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею
», в зависимости от степени их вины.
Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния
Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.
Клин православный
День страшный убоявся провижду, воньже предсядеши судити живыя и мертвыя. (Канон в Неделю о Страшном Суде)
Богослужебные тексты Недели мясопустной о Страшном Суде – в отличие от более «мягких», не столь категоричных текстов двух предшествующих подготовительных к Великому Посту недель – с самых первых строк раскрывают перед молящимися величественную и грозную картину конца мироздания – того страшного дня судного, о котором никто не знает, знает только Бог Отец.
О признаках приближения этого дня говорится и в Евангелии, и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Апокалипсис говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном Суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. «Егда хощеши приити суд праведный творити, Судие Праведнейший, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех…»; «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков…»; «Возгласят трубы, и истощатся гробы… согрешившии же трепещут, лютее рыдающе, в муку посылаеми»; «Огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный…» (стихиры на Господи, воззвах) – эти грядущие события Суда Божия Церковь старалась не только описать словесно, но и показать.
Конечно, как и все прочие последования Постной Триоди, служба Недели о Страшном Суде имеет целью духовно пробудить христианина, оживить его молитвенное делание, привести к покаянию: «Но, едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя» (на Господи, воззвах Слава:). Этой же цели служат и иконы Страшного Суда, получившие распространение с VIII в.; отдельные детали картины Страшного Суда были известны уже в IV-VI вв. [Покровский, Евангелие]. Иконографию Страшного Суда к XV в. можно считать полностью сложившейся. Говоря о развитии иконографии Страшного Суда, хочется привести слова Н. П. Кондакова о том, что православная иконографическая традиция усвоила издревле основные богословские темы и следует им, постоянно раскрывая в них новые стороны [Кондаков, Иконография].
…Данная заметка продолжает начатую тему; в ней говорится о некоторых редких иконах Страшного Суда, находящихся в отечественных и зарубежных музейных собраниях.
Наблюдать развитие иконографии интересующего нас сюжета интересно в сравнении с «классикой жанра», древнейшей из дошедших до нас, – иконой Страшного Суда в Успенском соборе Московского Кремля (первой половины XV в.).
Икона Страшного Суда, написанная псковским мастером в первой половине XVI в. для Благовещенского собора города Сольвычегодск (ныне находящаяся в местном историко-художественном музее), представляет собой сложную многофигурную композицию устоявшейся иконографии.
В самом верхнем регистре композиции, в середине – Бог Саваоф; Он сидит в облачном круге на престоле в окружении Воинства небесного. Место пребывания Господа Саваофа и весь верхний регистр выделены несколькими ярусами облаков. В правой части верхнего регистра повторена композиция сидящего на престоле Господа Саваофа; Он посылает Своего Единородного Сына на жертвенный подвиг для спасения рода человеческого. По некоторым толкованиям эта часть композиции означает то, что Бог Отец посылает Сына Своего судить род человеческий. Чуть выше – свивающие небеса ангелы Божии, а правее – ангелы, низвергающие в преисподнюю бесов. С противоположной стороны иконы – поднимающиеся, словно ангелы, в Царство небесное преподобные отцы. Одесную Бога Отца изображен Горний Иерусалим; в нем праведники, благословенные Отца Небесного, наследующие Царство, уготованное от создания мира (Ср. Мф. 25:34). Это святые разных чинов, по трое сидящие за овальными или прямоугольными столами, уставленными яствами. Арочные проемы стены Горнего Иерусалима охраняют серафимы.
В центральной части иконы – сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус. Чуть ниже – коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева – со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы – по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.
Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники – об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.
В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).
Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных – они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.
Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила – ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы – женщина, олицетворяющая землю, а вокруг – воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря – фигуры, держащей на своих плечах корабль.
В правой нижней части иконы изображен ад — геенна огненная, в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале — мрачные пещеры с грешниками.
В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим – Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними – первосвятители Московские.
На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам.
Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.
Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы. На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств – их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное.
Еще одна характерная для XVI в. деталь – подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7–8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.
В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос, сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).
На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом – огромное количество персонажей.
Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).
В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.
В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично – для русской традиции это было неприемлемо.
На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.
Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.
Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в.
Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него – Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.
В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея.
У других врат изображена Матерь Божия. Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы – монахиня Евгения из Трапезунда.
Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей — не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски. Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные.
Есть сведения о том, что во многих русских городах – в Москве, Вологде, Великом Новгороде – в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).
В заключение – еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-ХХ вв. в Вологодской провинции.
По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.
Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» — Великий пост.
В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.
Святейший Патриарх Кирилл, характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих – в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол. И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист. А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, – и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».
Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.
Источники и литература: Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963. Иконы Строгановских вотчин XVI-XVII веков. М., 2003. Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии. Коллекция Музея греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции. М.-Венеция, 2009. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX вв. города Череповца. М., 2009. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986. Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001. Покровский Н. В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. — Труды VI археологического съезда в Одессе. Т. III. Одесса, 1887. Триодь Постная. Фельми К. Х. Иконы Христа. М., 2007.
С сайта www.mepar.ru
Страшный Суд Автор: Протоиерей Борис Балашов За неделю до поста Церковь все в нашей жизни расставляет на свои места: мы заглядываем в свое будущее, в итог нашей жизни. Как он будет оценен Богом? По каким критериям?
В ожидании встречи с Богом Автор: Ирина Филиппова Беседа со священником Александром Союзовым. Время неумолимо. Иногда кажется, что течение его невероятно бурное, а иногда ход времени как будто замедляется, и человеку начинает казаться, что он будет жить на земле вечно. Но и в том, и в другом случае конец неизменен — смерть телесная, вечная жизнь души и встреча со Христом. Настанет момент, когда все люди — и живые, и мертвые — предстанут перед Богом. И будет это в конце времен, в день Второго Пришествия Христа, в день Страшного Суда. Что же ожидает людей тогда?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
В каких храмах расположена святыня
В Московской области находятся две мироточивые иконы Богоматери «Семистрельной». Первая расположена в храме Архангела Михаила в городе Москве.
Второй образ хранится под Москвой в деревне Бачурино. История второй святыни довольно интересная. Все дело в том, что данный образ печатный. Его напечатали для Маргариты Воробьевой, но владелица заметила, что лик Божьей Матери мироточит. После этого он был передан церкви и признан чудотворным. В последнее время образ возят по разным храмам России и зарубежья.
Еще один образ находится в церкви Св. Лазаря Праведного в городе Вологда. Лик Матери Божьей занимает одно из важных мест местного храма. В этом месте она находится с 1945 года. Ранее икона была явлена чудесным образом в церкви Иоанна Богослова. На сегодняшний день здесь два раза в год проходят паломничества.
Один из списков святыни «Умягчение злых сердец» находится в часовне Венеции. Она попала в Италию после событий связанных с Великой Отечественной войной. В 1942 году недалеко от Белогорья (Воронежская область) возле Дона сражались войска союзной Италии против немецкой коалиции. Итальянские солдаты, в одном разрушенном бомбой доме, нашли уцелевшую икону «Умягчение злых сердец». Этот образ был передан итальянскому священнику Поликарпо.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона блаженной Ксении Петербургской
Местные жители говорили, что она ранее была собственностью Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Итальянцы дали святыне новое имя «Madonna del Don», но этот образ не имел ничего общего с Донской Богоматерью. Через год итальянцев разбили, а священник сбежал вместе с образом в Местр, где и была построена часовня для чудотворной иконы. В это место приходило много славян, которые скорбили о погибших во Второй Мировой войне.
Еще один список находится в городе Жиздра Калужской губернии. Икона отличается таким же типом, а в описании значится как «Симеонова проречения». Она немного отличается от «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» тем, что в ней Божья Матерь одной рукой прикрывается от семи мечей, а второй держит своего младенца. Образ гласит такие слова «И Тебе самой душу пройдет оружие».
В чем помогает и куда вешать в квартире икону «Семистрельную»
- Данная святыня в современное немилосердное время считается одной из самых нужных и значимых. И все-таки — от чего защищает икона «Семистрельная»?
- Молебен перед данным образом поможет при вспышках семейных или соседской вражды. Икона защищает от нетерпимости людей по отношению к Вам.
- Также она поможет при вспышках раздражения, злобы или гнева. Данные свойства человеческой натуры присутствуют в каждом человеке и являются не лучшими его свойствами.
- Во времена вражды между народами за помощью к образу Божьей Матери обращались, прося защиту. Считается, что молитва перед ликом Богоматери способна смягчить вражеское сердце. Ведь даже название образа «Умягчение злых сердец» говорит за себя.
- Общество сегодня стало настолько жестоким, что даже не замечают этого. А лик Богоматери с пронзенным сердцем помогает ощутить милосердие и сострадание. Это позволяет примирить людей, которые находятся в ссоре или недружелюбию. Молитвы улучшают неблагополучные отношения между супругами, близкими людьми и родственниками.
- Также известно, что если посетить храм, где находится Семистрельная и помолиться ей от всего сердца, то можно исцелиться от телесных и душевных болезней.
Советуем изучить Путин объяснил, почему санкционные продукты уничтожают, а не раздают бедным
Размещение иконы в доме
Верующие люди, перед размещением образа, часто задаются вопросом — как вешать икону «Семистрельную» и где лучше ее разместить? Лучшим местом для такой святыни конечно будет свой оборудованный уголок. В него ставят также другие значимые для человека иконы.
По данному поводу практически никаких требований нету. Но все же есть список важных рекомендаций:
- Для привлечения положительной энергии лик Богоматери лучше расположить в восточной стороне дома;
- Допустимо разместить образ над входной дверью;
- Также можно ее повесить напротив входа. Также как и во втором варианте — это способствует защите дома от нечисти, негативной энергии и другого зла;
- Священники рекомендуют лик Матери Божьей дополнить рушником;
- Не советуют размещать радом с иконой разнообразные талисманы, обереги и другие предметы, которые не относятся к христианской религии;
- Уголок или место под икону должно быть постоянно чистым. Необходимо регулярно проводить уборку;
- Нежелательно ставить рядом бытовую технику или какие-нибудь изображения;
- Не рекомендуется вешать рядом с ней фотографии родственников или членов семьи.
Лучшая статья для Вас, переходите: Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский
Правая часть триптиха «Ад»
Безумные образы, иногда совершенно непонятные современным почитателям живописи смысловые идеологические позиции живописца. Одно понятно точно, ад переполнен, множество страдающих душ среди оружия и огня. Художник отчетливо дает понять, общество утопает в своих порочных деяниях, большинство из жителей нашей земли несомненно попадут в объятия ада, это мир который заслужил практически каждый. На этой части доски, зритель сможет увидеть как непонятные существа издеваются над душами грешников. Каждый получает свое наказание, для каждого греха своя страшная и мучительная пытка. Таких образом людей которые гневались при жизни подвешивают на крюках, как мясо, убийцы будут вечно томиться на раскаленной сковороде, пьяниц заливают огромным количеством жидкости прямо в глотку. Ужасает лишь одно, на земле человек живет совсем мало времени, но за содеянные грехи ему отвечать вечно.
Становление сюжета
Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.
Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
Сюжет иконы на Руси
Описание лика было представлено жителям Киевской Руси в двенадцатом столетии. Изображён он был на стенах некого Кирилловского собора, расположенного в центре Киева. Именно в конце 12 столетии данный сюжет был изображён и на территории Георгиевского собора, и монастыря Спаса Нередицы, и даже в Дмитровском монастыре. Такие деяния были совершены не случайно, поскольку исторические сведения гласят о том, что данный сюжет смог повлиять на самого великого князя Владимира. Он заложил начало крещения Киевской Руси. О таком немаловажным моменте описывается в известном всем православным христианам произведении «Повесть временных лет».
Важно отметить, что ранний лик изображал не только само деяние, но и множество разнообразных апокалиптических сцен, однако впоследствии они были разделены. Также ученые, историки установили, что первичное описание сюжета не было четко зафиксировано в некоторых участках. Поэтому лишь только к концу 17 века, все отдельные детали сюжета нашли свое точное местоположение.
Древние изображения
До современных православных верующих людей дошли несколько наиболее древних изображений, что сбереглись в виде настенной росписи в том или ином храме. Широко известной является роспись, датирующаяся 1028 годом в Салониках в храме Понахии Халкеон. Также известным образом является роспись в соборе Святой Екатерины, где и по сей день хранятся два самых древних изображения. Необходимо знать и о том, что в Лондоне в музее Виктории и Альберта располагаются некоторые пластины из слоновой кости, на которой выполнена мозаика с темой Венеция в базилике Торчелло.
На территории бывшей Киевской Руси также существует множество старинных изображений, однако широко известным ликом является данный образ, который располагается на территории Московского кремля вблизи Успенского собора. Помимо этого, копии располагаются практически во всех храмах на территории Российского государства.
Милостивый судья
Иконы Андрея Рублева известны всем, дошло до нас изображение Страшного суда, принадлежащее кисти знаменитого мастера. Это роспись в Успенском соборе г. Владимира. До этой работы русские художники изображали эту сцену пугающей, подобно западным мастерам. На фреске Андрея Рублева нет изображений адских мук, злобных чертей, плачущих грешников. На этой композиции все равны: бедные и богачи, грешники и праведники.
Даже окружавший монаха мир междоусобных войн не повлиял на стремление святого объединить всех людей — хотя бы там, за пределом, откуда нет возврата. К сожалению, большая часть композиции навсегда утеряна. С каждым годом фрески все больше разрушаются. Но и та часть, которая еще видна, показывает желание художника — он хочет, чтобы каждый нашел дорогу ко Христу, самому милостивому Судье.
Сюжет в картинах художников
Страшный суд был изображён не только в древние времена на различных иконах и храмах, в то же самое время разнообразные художники тех или иных времен на собственных полотнах изображали данную яркую тематику, следовательно, она в свое время нашла место в современной живописи.
У известного Микеланджело имеется особенная фреска, которая выполнена на эту тематику, расположена она на Сикстинской капелле.
Также существует картина, которая неимоверным образом действует на человека, который ее лицезреет. Она выполнена известным Иеронимом Босха. В его работе сюжет Судного дня разделён на три части, в центральной части изображается непосредственный суд, во главе, которого находится Иисус Христос с левой стороны расположен рай, у врат которого стоит Божья Матерь, а справа от Центрального изображения располагается вход, который охраняет сатана. Человек, который хоть раз в жизни лицезрел эту картину может отметить, что композиция является особо реалистичной.
Помимо выше представленных мастеров многие художники использовали в своих работах разнообразные библейские сюжеты страшного суда. Некоторые изображали лишь только его части, иные же пытались воплотить в жизнь полностью всю композицию данного изображения, вследствие таких деяний возникло большое количество различных вариантов, которые, к сожалению, мало приближенные к церковным православным канонам.
Значение иконы
Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.
Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.
Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.
Секреты фрески, ставшие достоянием
Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.
Советуем изучить Икона Марии Египетской
Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»
Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.
Очищенная от вековых наслоений копоти и пыли, обновленная роспись за алтарной стеной была представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года. Он подвел окончательную черту в многовековом споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что «Сикстинская капелла является действительным святилищем созданного Богом человеческого тела, свидетельствующем о его красоте. В нем Христос выразил тайну видимости невидимого».
Картины ада
Обычно расположены в нижней трети композиции, выделяются как узнаваемыми образами, так и определенными цветами. Черти часто пишутся однотонно, темными или даже черными красками. Сатана восседает на звере, держа в лапах душу Иуды. Муки грешников могут изображаться в отдельных клеймах. К верхнему ярусу, где находятся первые люди, из пасти зверя поднимается змей — это символическое изображение греха. Вместо него может быть нарисована река огня.
Грешники, которые находятся в огненном потоке, могут представлять разные социальные группы (цари, монахи, знать). Византийские мастера изображали князя тьмы как старца с неприятным лицом, наполовину одетого. Тело его может быть пепельного цвета. Зверь, на котором он сидит, имеет либо одну, либо две головы, пожирающие грешников.
Смерть как встреча с Богом
Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.
Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека
Именно так, как предзнаменование грядущей встречи с Господом, надо воспринимать Откровение Иоанна Богослова. Именно эта библейская книга содержит в себе описания последних дней человечества перед Страшным Судом. Картины это часто ужасающие, но православный верующий должен бояться только одного — грешить. Что же касается испытаний и катаклизмов, которые ждут человечество, Господь отвечает словами «Претерпевший до конца спасен будет».
Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.
Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.
Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная. Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде
Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу
Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.
Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.
Читайте о смерти в православии:
- Душа на 40 день после смерти
- Как не бояться смерти
- Испытания души после смерти
Сюжет Страшного Суда утвердился в VIII веке в Византии
Сюжет иконы восходит к пророчествам Нового Завета и демонстрирует зрителю Суд Божий, который должен состояться в конце всех времён. В представлении широкой аудитории этот образ тесно связан с последней книгой Библии «Откровение Иоанна Богослова».
Но описание последних дней нашего мира присутствует в других околохристианских источниках, которые не включены в канон. В основном это апокрифическая литература в духе Апокалипсиса.
20 глава
Откровения Иоанна Богослова рассказывает о Страшном Суде
Конечно, Страшный Суд — не единственная тема последней книги Священного Писания. Напротив, о нём заходит повествование лишь в 20 главе. Но это едва ли не кульминационное событие в Библии, так что значимость его для верующего человека сложно переоценить.
«Страшный суд» Лавра Преподобного Афанасия
Сперва Страшный Суд в качестве художественного мотива появился на фресках в аллегорической форме. На них изображались овцы и козлища, которых «сортировали». Такая живопись известна с IV века. Лишь к VIII веку утвердились более масштабные композиции, проработанность которых позволяла ощутить глобальность Библейского события.
Византийская традиция утвердила Страшный Суд в качестве типичной настенной росписи. В этой форме данный сюжет и сохранился в Восточной и Западной Церквях.
С X–XI веков сформирован канон изображения Страшного Суда на Руси.