Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева: описание, значение

Крещение Господне — торжественное событие, наполняющее светом душу каждого христианина. Войдя в воды реки Иордан, Спаситель сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Принимая участие в обряде крещения, он подчеркивает свою сопричастность к простым людям, кающимся, заблуждающимся, принимает на себя их грехи и обещает очищение. Этому сакральному событию посвящено множество икон. Об одной из них — иконе «Крещение Господне» мастерской Андрея Рублева — мы и поговорим сегодня.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Народные обычаи в этот праздник

В канун этого дня церковь установила однодневный пост. Он называется Крещенский сочельник. В этот день принято вкушать символическое блюдо ? сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье ? кресты. Утром в праздник они съедались со святой водой. В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое ? Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.

Иконография

Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.

Центральной фигурой является Спаситель. На ранних иконах он изображается обнаженным, молодым юношей или зрелым мужем с бородой. Позже чресла Иисуса Христа стали рисовать опоясанными. Иногда его символизирует агнец — напоминание о предстоящей жертве Спасителя. Над ним — голубое небо, откуда слетает белоснежный голубь. Глас Божий иконописцы изображали в виде луча или благословляющей десницы. С VI-VII веков появилась традиция рисовать Иоанна Предтечу на левом берегу Иордана, а на правом — трех или четырех ангелов.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя крестным знамением, ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно ? торжество духа над плотью.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

«Крещение Господне» — одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Как изобразить голос?

Изобразить то, что не имеет образа, можно лишь при помощи символов. И византийские иконописцы в этом преуспели. Если незримое присутствие Отца символически изображалось в виде круга неприступного Света, то были также попытки изобразить тот самый голос, прозвучавший над Иорданом, который услышал Иоанн: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Но как возможно изобразить голос? Конечно, можно просто написать текст (и такой прием мы можем видеть в более поздние эпохи). Но византийцы нашли прием гораздо тоньше. В предыдущих наших беседах мы несколько раз обращались к теме античных ораторских жестов, которые были заимствованы византийским искусством. Так и здесь – символом гласа Бога Отца послужила длань с уже знакомыми нам перстосложениями.

Мозаика. XI век. Дафни

Мозаика. XI век. Осиос Лукас

Со временем эта длань приобрела значение благословения.

Описание иконы «Крещение господне»

Сердце ее — Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах — образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река — символ ада. Река — образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона «Крещение Господне» пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики

Также не стоит, не сказать о том, что существует икона Крещение Господне. Из самых ранних, изображение Крещения Господня представляет Равеннские мозаики 5 — 6 века.


Самая первая мозаика в честь праздника Крещения Господня, написана в 5 веке

В куполе Православного баптистерия Крещения имеет довольно сложную иконографию. На ней Спаситель представлен обнаженным, в бородой и опущенными вниз руками. Он стоит по пояс в воде Иордана, в сверху на него спускается Дух Святый в виде голубя.

Рядом стоит Иоанн Предтеча, левая рука его держит четырехконечный крест на высоком древке, а правая рука возливает из сосуда на главу Спасителя воду.

Чуть правее мы можем видеть некого бородатого старца, в руках которого покрывало и тростниковая ветвь.

Центральная же композиция представлена апостолами, первыми принявшими Крещение. В руках они несут короны, которые собираются вручить Господу.


Более поздняя фреска Крещения Господня, которая была составлена согласно византийским памятникам

Древние иконописные подлинники, которые составлены согласно византийским памятниках, дают описание Крещения более кратко.

«Спаситель наг…, правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит самого Христа. Три ангела наклонены к Христу, а Предтеча аки на колена преклонился…»

Так выглядит более древнее описание подлинника иконы Крещения Господня. На фото ниже можно в этом убедиться.

Стали появляться и другие иконы Крещения Господня.

Поздние тексты дают более подробное описание:

«Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчана. Ангели стоят, поклонившись Господу.


Икона 6 века, которая была создана с более подробным описание Крещения Господня

Един ангел, держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами».

Заметьте, на иконах нет Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница, которую подносят Ангелы Господу, после того, как Он выходил из реки Иордан.

Если обратить внимание, то с течением времени, на иконе всегда присутствовало две основные фигуры — это Иоанн Креститель и Святая Троица.

Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали. На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека.

Основным на иконе является Иоанн Крестить, все же Господь считается главным в действии.

Как видим, согласно древней традиции, Господь изображен в наготе, что говорит о его уничижении. В Крещении Господь берет на себя наготу Адама, становясь можно сказать новым Адамом, при этом одевая все человечество в одежды нетления.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века «Крещение Господне», по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа

Крещение Господне стали праздновать еще, когда были живы сами апостолы. В самом начале Рождество и Крещение праздновали в один день, и называли его Богоявлением.

IV

с этого века Крещение Господне стали отмечать как отдельный праздник

Но с 4 века Крещение стали отмечать как отдельный праздник. В самые первые на века на праздник Богоявления крестили новообращенных, тогда так называли оглашенных, тех людей, которые были не крещены.

После этот день стали называть днем Просвещения, праздником Светов, в знак того, что само Таинство Крещения очищает человека от всякого греха, тем самым просвещая Светом Христовым. Тогда людей освещали в водоемах.

Духовный смысл иконы

Крещение — событие, символизирующее собой зарождение новозаветного мира. Иисус Христос, окунаемый в воды Иордана, словно принимает смерть. Тут и гибель ветхозаветного, греховного человека, и прообраз гибели Спасителя на Кресте. Выход из воды — символ новой жизни, Воскресения, духовного очищения.

Значение иконы «Крещение Господне» заключается в переходе к новому миропорядку. Иордан — та граница, где Ветхий Завет был отделен от Нового. Природа человека была повреждена после грехопадения Адама и Евы. Бог, соединившись с человеческой плотью и душой через Иисуса Христа, восстановил ее. Изображение Спасителя в водах реки указывает на то, что через освященные воды, посредством обряда крещения, каждому из нас был дарован шанс на вечную жизнь. Поэтому икона вселяет в верующих надежду, радостный трепет и благоговение.

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.

Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.

Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

В чем помогает икона «Крещение Господне»?

Этот образ наделен особой силой. В нем — торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона «Крещение Господне» дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона «Крещение Господне» была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли «святыми Светами», что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

Православные тексты перед святым образом

Молиться перед иконой «Крещение Господне» можно, произнося обращение и прошение своими словами, но чтение перед святыней православных текстов усиливает действие молитвы. Прославляющие и торжественные тексты читают в праздничные даты и в любое другое время во время совершения самостоятельного молебна.

Тропарь

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Рождество Христово

Сюжет разворачивается на Земле. Перед зрителем пещера, окруженная холмами, кустами и деревьями. Внизу полотна – мир земной, выше – воплощающие вселенскую мудрость волхвы. Они спешат увидеть божественного младенца, чье рождение предвещает спасение мира. Справа мы видим ангелов в сияющем облачении. Руки первого из них скрыты в складках одежд. Сложенные в жесте покрова другие ангельские руки символизируют благоговение, преклонение. Один из ангелов склоняется, чтобы возвестить пастухам рождение Спасителя. Они же, опираясь на посохи, внимательно взирают и внемлют ангелу, первыми из людей узнавая о чудесном рождении.

Пастухи, пасшие скот, получали весть о свершившемся раньше других, потому что их души были чисты. Их очистили уединение и тишина, свойственные пастушьему образу жизни. Они бедно одеты и скуден их быт. Но сколь же богаты они доброжелательностью и полны внимания. Пастухи склонились перед Иосифом, который изображен размышляющим. Животные неподалеку, растения рядом, сама ночь, кажется, свидетельствуют небывалое событие, столь значимое для всего мира.

По традиции в центре иконы, яркими красками Рублев изобразил ложе, где находится Богоматерь. Ее лицо задумчиво. Усталости у Приснодевы не видно. Ее ложе алеет на первом плане, подобно теплому костру в холодной ночи, яркому маяку в бескрайнем море. Художник тщательно прорисовал детали. Мы видим и пещеру, и окружающее ее пространство. За ложем Богоматери завернутый в полотно младенец, возле него – ангелы, вол и осел. Внизу купают новорожденного. В иконе отражено личное переживание Рублевым библейского сюжета.


Перед нами икона XV века «Крещение Господне», принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»,

— так поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.


Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.

Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ — с нижнего левого угла в верхний правый — заканчивается уходящей в горы рекой.

Другая — с нижнего правого угла в верхний левый — проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа.

Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Образ Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги — округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры — у ног — и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье.

Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.

Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее — рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.

Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.

Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.

Впереди — два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они — восприемники, готовые Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первых два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче — Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов — заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.

Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.


Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.

Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма:

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.

Тина Гай

Галерея икон «Крещение Господне»

Интересно? Поделитесь информацией!

Вертикальное деление

От мандорлы сверху вниз можно провести одну вертикальную линию: Отец – исходящий от Него Дух – Христос – Иордан. Иордан, в воды которого погружен Спаситель, выглядит как продолжение луча Божественного Света, нисходящего на главу Христа.

Все это вместе делит икону на две части. Таким образом, Иордан становится символической границей, отделяющей Ветхий Завет от Нового. С одной стороны, Христос, исполнивший все предписания Закона, вплоть до обрезания, с другой – новое грядущее Царство, в которое можно попасть лишь через Крещение Духом Святым (в этом смысле крещение Иоанна является прообразом нового христианского Крещения). На одном берегу Иоанн – последний пророк Ветхого Завета («Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче…», как написано в молитве), на другом берегу – ангелы, принимающие крестившегося Спасителя. Руки ангелов покрыты — это не просто ткань, которой должен быть обернут вышедший из вод Иисус. Покрытые руки и согбенные позы – это элементы византийского придворного ритуала: во время аудиенции придворные в присутствии императора должны были скрывать руки под одеждой либо в рукавах.

Это знак царственности Христа, еще одно знамение Царства будущего века.

Дмитрий Марченко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]