Кто помог нести крест Иисусу Христу до Голгофы?

В Новом Завете среди множества разнообразных персонажей упоминается некий Симон Киринеянин, которого римские легионеры заставили помочь Иисусу Христу донести крест до Голгофы. На фоне многочисленных чудес, притч, исцелений, воскрешения из мертвых и пророчеств Спасителя, его роль кажется незначительной, но это не так, иначе о нем не упоминали бы трое из четырех евангелистов (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26).

Почему Спаситель нес крест не сам?


Фото: Allpainter.com
Вместе с Иисусом Христом к казни были приговорены два разбойника. Их вместе со Спасителем повели на Голгофу. По обычаю преступник, приговоренный к позорной и жестокой казни, сам нес свой крест до места распятия, поэтому на плечи троих мужчин в претории положили их кресты.

Претория – помещение со всеми пристройками, которое занимал римский правитель. В контексте Евангелия – двор перед судилищем (Мк.15:16).

На следующий день наступала Пасха (иудейская), оттого радующийся синедрион и толпа народа торопились к месту распятия, чтобы вернуться домой до наступления праздника. Но, измученный нравственными терзаниями, бессонной ночью, жаждой, жестоким бичеванием, издевательствами солдат и толпы Христос быстро изнемог под тяжестью (примерно 100 кг) креста и начал падать. Опасаясь, что Иисус умрет, не дойдя до Голгофы или время казни совпадет с началом праздника (вечером по традиции уже вкушали Пасху), первосвященники говорят римскому сотнику, чтобы он приказал освободить Господа от несения креста.

Девятое стояние Креста

Иисус падает в третий раз

Земля проваливалась под Его тяжестью. Она не выдерживала Богочеловека, Который так возлюбил людей, что, безгрешный, взял на Себя бремя их грехов.

Земля вздрогнула под Его тяжестью, когда Он, измождённый и умирающий, упал не неё в третий раз!

Возопили камни. Горькими слезами заплакала пыль. Чернота плодородной почвы, упрятанной под слоем пыли и камней, с любовью укрыла Его своей прохладной мантией.

Но Его час ещё не наступил. Его оттащили и, поставив на ноги, погнали дальше, хотя это было излишне: Его торопила любовь, и только любовь вела Его на святую гору – на смерть!

Почему крест заставили нести именно Симона?


Фото: Thinglink.com
Добровольно никто из огромной толпы народа не согласился бы понести крест, потому что это считалось позором. Святые апостолы Матфей, Марк и Лука подчеркивают, что Симон не по своей воле понес крест Иисуса. На выходе из города (место казни располагалось за городскими стенами) его схватили римские воины и положили на него орудие смерти.

Некоторые толкователи Евангелия считают, что солдаты схватили первого встречного, но это не так. Поэтому воины обрадовались, увидев Симона, подходившего под все необходимые параметры:

  • «Киринеянин» – то есть мужчина был родом (или прибыл) из Киринеи или Кирены, города расположенного в Ливии (Африка). Вряд ли римлянин или иудей согласился бы покрыть себя позором, он бы скорее снес пару ударов плетью, в качестве наказания за отказ или просто убежал;
  • Возвращался с поля, вероятно с работы, следовательно, был крепким физически и мог дотащить тяжелый крест;
  • Иоанн Бенгель выдвигает мнение, что Симон был последователем Спасителя. И он проявил сочувствие к Иисусу, которое заметили римские солдаты.

Среди толкователей Евангелия существует мнение, что встреча Симона с Иисусом Христом состоялась по промыслу Божию. Спаситель, даже в последние минуты Своей земной жизни заботился о спасении людских душ. Возможно, что Симону, у которого оба сына уже были христианами (Мк. 15:21) для обретения веры не хватало толчка, поэтому именно его и заставили нести крест.

По следам дискуссий
Противоречия в Библии
беседа восьмая

Данная серия бесед

посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши беседы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №63

    1. Царь Ирод думал, что Иисус – это воскресший Иоанн Креститель: Матфея 14:1-2
    «
    В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им
    »,
    Марка 6:14-16
    «
    Царь Ирод, услышав об Иисусе, – ибо имя Его стало гласно, – говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мёртвых
    ». 2.
    Царь Ирод так не думал: Лука 9:9
    «
    И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его
    ».
    Противоречие
    : Так думал Ирод, что Иисус – это воскресший Иоанн Креститель или нет?

Объяснение
: Если внимательно читать Новый Завет и быть до конца откровенным, то можно без труда заметить, что в Евангелии от Луки не говорится о том, что Царь Ирод не думал, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем. В Евангелии от Луки упоминается идея о том, что Иисус – воскресший Иоанн Креститель:
Лука 9:7-8
«
Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес
». Скорее всего Ирод придерживался этой версии. В поддержку этого говорят Евангелия от Матфея и от Марка. Предлагаем вам также ознакомиться с ответом на вопрос
«Кто такой Иисус Христос?»
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №64

    1. Неистинность свидетельства: Иоанна 5:31
    «
    Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно
    ». 2.
    Истинность свидетельства: Иоанна 8:14
    «
    Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно
    ».
    Противоречие
    : Так как воспринимать свидетельство Иисуса о Самом себе: как свидетельство истинное или неистинное?

Объяснение
: Чтобы понять, что в этих две данные фразы не являются противоречием, необходимо обратиться к контексту каждой из этих фраз. Первый отрывок:
Иоанна 5:30-40
«
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь
». В первом отрывке Иисус обращается к ветхозаветному Закону, согласно которому нельзя судить на основании одного свидетельства, но для вынесения решения или вердикта в суде необходимо иметь не менее двух свидетелей или свидетельств. В этом отрывке Иисус перечисляет всех свидетелей, свидетельствующих о Нём как о Сыне Божьем и об обещанном Мессии: — Во-первых, – это свидетельство Иоанна Крестителя (стих 33); — во-вторых, – это дела и чудеса самого Иисуса Христа (стих 36); — в-третьих – это свидетельство Небесного Отца (стих 37); — в-четвёртых, – это свидетельство Священных Писаний (стих 39). Основная идея заключается в том, что свидетельство Иисуса о Самом себе – не единственное свидетельство, которое было дано евреям. И неверие иудеев объясняется ничем иным, как незнанием Священного Писания и нежеланием принять факт, что Иисус есть Сын Божий и обещанный Мессия.

Второй отрывок: Иоанна 8:12-14

«
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду
». Заметьте, что здесь Иисус не сказал: «Да Я Сам о Себе свидетельствую». Но Он сказал: «Если я и Сам о Себе свидетельствую…» А это две разные вещи. Интересно то, что фарисеи, которым Иисус буквально недавно (а именно в 5-й главе) перечислил всех свидетельствующих о Нём, обвинили Иисуса в том, что Он свидетельствует Сам о Себе. Знаменательным в ответе Иисуса Христа является Его заявление о том, что Он имеет право свидетельствовать о Самом Себе. Ответ Иисуса в этом отрывке есть ничто как прямой вызов фарисеям, в котором Иисус сказал: «
если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду
». Почему же Иисус обладает такой властью и авторитетом, что имеет право свидетельствовать о Самом Себе? Ответ находится в словах Иисуса: «
потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду
». Только одному Богу известно прошлое, настоящее и будущее. Только Господь Бог может о себе сказать, что Он знает, откуда Он пришёл и куда идёт. Таким образом, если перефразировать ответ Иисуса фарисеям, то Он им сказал о Себе следующее: «Даже если бы Я и свидетельствовал Сам о Себе, то у Меня есть на это право, потому что Я – Бог».

Противоречия между фразами Иисуса Христа в этих отрывках нет. Наоборот, первый отрывок (Иоанна 5:30-40) является контекстом второго отрывка (Иоанна 8:12-14). И это ещё раз доказывает истину о том, что Библию необходимо читать не отрывками и урывками, вырывая фразы из контекста, а как целостную книгу.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №65

    1. Иисус нёс свой крест на Голгофу: Иоанна 19:17
    «
    И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа
    ». 2.
    Иисус не нёс свой крест на Голгофу: Матфея 27:31-32
    «
    И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его
    ».
    Противоречие
    : Так нёс Иисус свой крест на Голгофу или нет?

Объяснение
: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, как происходила процедура осуждения и распятия преступника. Комментарий Баркли: «
Распятие всегда совершалось одинаково. После того, как дело было выслушано, и преступник был приговорен, судья произносил роковую фразу: «Ибисад крусем – Ты пойдешь на крест». Приговор исполнялся сразу же: преступника ставили в центр между четырьмя солдатами, крест клали ему на плечи. Бичевание обычно предшествовало казни, так что можно представить в каком состоянии было тело преступника. Иногда его еще подхлестывали плетью по пути к месту казни и подгоняли, чтобы он оставался на ногах до конца, до самого своего распятия
». Итак, согласно традиции, осуждённый должен был сам нести свой крест или, по крайней мере, перекладину креста к месту казни. Три Евангелия повествуют о том, что римляне заставили Симона Киринеянина нести крест Иисуса. Скорее всего, им пришлось прибегнуть к такой мере потому, что Иисус был очень слаб после жестокого бичевания. Не нужно забывать, что Иисус провёл бессонную ночь во дворе первосвященника, где над Ним смеялись и издевались охранники. Читая о крестном ходе Иисуса, становится очевидным, что Симон в этот день совершенно не планировал нести чей-либо крест. Он возвращался с поля, когда его встретила процессия, движущаяся в сторону Голгофы:
Марка 15:20-21
«
Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
». Нёс ли Иисус свой крест, как об этом утверждает Евангелие от Иоанна? Скорее всего, на него был возложен крест, как на любого другого преступника, обречённого на распятие. Но очень быстро, уже при выходе из ворот, римляне поняли, что сам Иисус не сможет донести крест до лобного места. И тогда они приказали первому встречному нести крест Иисуса:
Матфея 27:31-32
«
И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его
».

Итак, мы нашли объяснение отрывку из Матфея 27:31-32

, который повествует о том, что крест Иисуса Христа нёс Симон Киринеянин. Как же быть с отрывком из
Иоанна 19:17
, в котором сказано, что Иисус пришёл на Лобное место (Голгофу), неся свой крест? Если крест Иисуса нёс Симон, то почему евангелист Иоанн утверждает, что Иисус сам нёс свой крест? Дело в том, что по закону территория казни (лобное место) было оцеплено солдатами, готовыми в случае чего отбить атаку тех, кому могло вздуматься отбить осуждённого на распятие преступника. По этой же причине никто, кроме солдат и осуждённых, не имел права пересекать линию оцепления. Возможно, в связи с этим Симону Киринеянину, нёсшему крест Иисуса, не позволили внести крест Иисуса на лобное место, т.к. вся гора была оцеплена римскими солдатами. А посему Иисус сам внёс свой крест на Голгофу, о чём и засвидетельствовал апостол Иоанн.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №66

    1. Слова сотника после смерти Иисуса Христа в соответствии с Лукой 23:47
    «
    Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник
    ». 2.
    Слова сотника после смерти Иисуса Христа в соответствии с Марком 15:39
    «
    Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий
    ».
    Противоречие
    : Какую из этих двух фраз сотник произнёс в действительности?

Объяснение
: Вполне возможно, что сотник произнёс обе фразы. По всей вероятности, происшедшее потрясло его до глубины души и побудило признать Иисуса не только праведником, но и Сыном Божьим. Кроме того, не нужно упускать из внимания отрывок из Евангелия от Матфея, описывающий сметь Иисуса:
Матфея 27:54
«
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий
». Из этого стиха видно, что сотник был не единственным человеком у креста Иисуса, признавшим Иисуса Сыном Божьим. Правомерным будет предположить, что смерть Иисуса на кресте вызвала широкий резонанс среди римских солдат, бывших на Голгофе, которые ещё долго обсуждали происшедшее, высказывая свои догадки и предположения в отношении распятого Иисуса Христа. Люди, ставшие свидетелями смерти Иисуса (среди которых находились и ученики Христа), видели и слышали общую реакцию римских солдат, что и нашло отражение в разных Евангелиях по-разному.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №67

    1. Апостол Павел заявляет о себе, что он не угождает людям: Галатам 1:10
    «
    У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»
    . 2.
    Апостол Павел говорит о себе, что он угождает всем людям: 1 Коринфянам 10:33
    «
    …так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
    ».
    Противоречие
    : Павел противоречит самому себе, сначала утверждая, что он людям угождать не собирается, а потом, сообщая, что он угождает всем людям.

Объяснение
: Чтобы ответить на этот весьма интересный вопрос, необходимо внимательно ознакомиться с контекстами каждого отрывка. Каков же контекст стиха из 1-го Послания Коринфянам?
1 Коринфянам 10:33
«
Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
». Основная идея и контекст этого отрывка сформулированы в 24-м стихе:
1 Коринфянам 10:24
«
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
». Здесь речь идёт о том, что христианин должен угождать братьям по вере, ради их спасения. Итак, в первом отрывке апостол Павел поднимает вопрос о том кому угождать: себе или людям. И Павел выбирает отказаться от себя и своей личной выгоды ради людей и их спасения. Что же касается отрывка из
Галатам 1:10
, то вопрос, который в нём поднимает апостол Павел, – кому угождать:
Богу
или
людям
? На этот вопрос апостол Павел отвечает однозначно – Богу: «
У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым
».

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №68

    1. Увидев Иисуса, идущим по воде, ученики прославили Иисуса: Матфея 14:33
    «
    Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий
    ». 2.
    Увидев Иисуса, идущим по воде, ученики изумлялись, ибо не вразумились: Марка 6:51-52
    «
    И вошёл к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено
    ».
    Противоречие
    : Какова была первая реакция учеников Иисуса, когда они увидели Его идущим по воде?

Объяснение
: Начнём с того, что заметим, что это была не первая реакция учеников при виде Иисуса, идущего по воде. Первая реакция описана в упомянутых Евангелиях следующим образом:
Матфея 14:25-27
«
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь
».
Марка 7:46-50
«
Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь
». Как видно из этих отрывков, первой реакцией учеников был страх. Что же произошло потом? В Евангелии от
Матфея
сказано, что, когда Иисус вошёл в лодку, ученики поклонились Ему и признали Его истинным Сыном Божьим. А в Евангелии от Марка сказано, что они просто удивились случившемуся, но не провозгласили Иисуса Сыном Божьим, «
ибо не вразумились чудом над хлебами
». Как объяснить две столь противоречивые реакции? Кто из евангелистов прав? Дело в том, что Матфей в своём Евангелии написал, что ученики сказали Иисусу, увидев Его ходящим по воде. А Марк в своём Евангелии описал то, что они чувствовали. Да, согласно Евангелию от Матфея, ученики поклонились Христу, признав Его Сыном Божьим, но (как мы узнаём из Евангелия от Марка) они в то же время продолжали сомневаться, ибо сердца их были каменными. И это в этом нет ничего удивительного. Люди часто думают и чувствуют одно, а говорят другое. Читая Евангелие, мы видим, как ученики часто задавали Иисусу глупые вопросы, спорили друг с другом по пустякам, и много не понимали из того, что говорил и делал Иисус. Но после воскресения Иисуса Христа и после сошествия на них Святого Духа, они стали совершенно другими людьми – людьми, рождёнными свыше, которые уже не сомневались в Божественности Иисуса Христа и готовы были за Него умереть (а многие и умерли) мученической смертью.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №69

    1. Согласно Евангелию от Марка
    , сразу же после крещения Иисус отправился в пустыню, где Он постился 40 дней и ночей:
    Марка 1:9-13
    «
    И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему
    ». 2.
    Согласно Евангелию от Иоанна
    , Иисус после крещения не отправился в пустыню, а начал избирать учеников: В первый деньпосле крещения Иисус избирает двоих учеников:
    Иоанна 1:35-37
    «
    На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом
    ». На второй деньИисус пошёл в Галилею и избрал ещё двоих учеников:
    Иоанна 1:43-45
    «
    На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета
    ». А на третий деньИисус был на свадьбе в Канне Галилейской:
    Иоанна 2:1-2
    «
    На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак
    ».
    Противоречие
    : Где же находился Иисус первые три дня после своего крещения: в пустыне или, как обычно, среди народа?

Объяснение
: Давайте рассмотрим данное противоречие. Евангелие от Марка повествует о том, что Иисус сразу же после крещения отправился в пустыню для искушения от Дьявола. Кстати, Евангелия от Матфея и Луки, повествуют об этом же:
Лука 4:1
«
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню
».
Матфея 4:1
«
Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от Диавола
». Как же быть с Евангелием от Иоанна, которое повествует несколько о другой последовательности событий? На первый взгляд может показаться, что здесь действительно есть противоречие. Но это заблуждение. В отрывке из Евангелия от Иоанна используется не выражение «
ho hexes hemera
» – на следующий (в буквальном смысле слова) день, а «
ho epaurion
» – в другой раз, на другой день. При чём «другой день» – это не обязательно день, следующий непосредственно за предыдущим. Это может быть любой другой день. Если учесть, что Евангелие от Иоанна опускает историю искушения Иисуса в пустыне, то можно предположить, что по времени это происходит между стихами 34 и 35. А когда в стихе 35 говорится, что «на другой день» Иоанн опять увидел Иисуса, то это может означать, что Иоанн увидел Иисуса ещё раз после того, как тот вернулся из пустыни. Правильнее было бы перевести это выражение словосочетанием «в следующий раз» или «в другой раз». Тогда разбираемый нами отрывок из Евангелия от Иоанна должен звучать так:
Иоанна 1:35-37
«
В другой раз опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом
». Вообще, для апостола Иоанна характерно использование выражения «
ho epaurion
», которое может быть использовано как в прямом значении «следующий день», так и в значении «любой другой последующий день» или «в другой раз».

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №70

    1. В одном Евангелии говорится, что имя ученика, который был мытарем (сборщиком пошлин), – Матфей: Матфея 9:9
    «
    Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним
    ». 2.
    В другом Евангелии говорится, что имя ученика, который был мытарем (сборщиком пошлин), – Левий: Марк 2:14
    «
    Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним
    »,
    Лука 5:27-28
    «
    После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним
    ».
    Противоречие
    : Как же звали ученика Иисуса, который был мытарем: Матфеем или Левием?

Объяснение
: Левий – еврейское имя апостола Матфея. Поскольку Левий работал на Римское правительство (ведь он был сборщиком налогов, то есть налоговым инспектором), то ему просто необходимо было иметь греческое имя. Для римлян он был Матфеем, для евреев – Левием Алфеевым.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №71

    1. В одном Евангелии имя десятого ученика Иисуса Христа – Фаддей: Матфея 10:1-4
    «
    И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его
    ». 2.
    В другом Евангелии имя этого ученика Христа – Иуда Иаковлев: Лука 6:13-16
    «
    Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем
    ».
    Противоречие
    : Как звали десятого ученика Иисуса Христа из двенадцати?

Объяснение
: Начнём с того, что как Евангелие от Матфея, так и Евангелие от Луки были написаны двумя из 12 самых близких учеников Иисуса Христа. Трудно представить, что они вдруг забыли или неправильно указали имя одного из 12, с кем они ели, пили, спали и трудились в течение трёх лет. Дело в том, что многие ученики имели больше чем одно имя. В данном случае речь идёт о Фаддее, он же Иуда Иаковлев, он же Леввей. Об этом же свидетельствует перечень учеников в Евангелии от
Марка 3:13-19
«
Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его
».

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №72

    1. В одном месте говорится, что Иисус, посылая учеников проповедовать, позволил им взять в дорогу посох: Марк 6:7-9
    «
    И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд
    ». 2.
    В другом месте говорится, что Иисус, посылая учеников проповедовать, запретил им брать в дорогу посох: Матфея 10:9-10
    «
    Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания
    »,
    Лука 9:3
    «
    И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды
    ».
    Противоречие
    : Позволил ли Иисус своим ученикам брать в дорогу посох?

Объяснение
: Если придираться к каждому слову Иисуса, то с таким же успехом можно сказать, что в
Марка 6:7-9
Он разрешил ученикам обувать обувь, сказав: «
обуваться в простую обувь
»; а в
Матфея 10:9-10
– запретил, сказав «
не берите с собой… ни обуви
». На самом деле, Иисус предупреждал Своих учеников, чтобы они шли в миссионерское путешествие так, как есть: в той одежде и в той обуви, что на них, без приготовлений и без запасов. Что же касается посоха, то у кого он есть, может взять с собой; а у кого нет посоха, пусть идёт без него. Кроме того, зная из Евангелий, что Иисус был чувствительным и сентиментальным в некоторых вопросах человеком, можно предположить, что Иисус Христос прощался с каждой парой учеников индивидуально. А посему Он мог дать индивидуальные инструкции каждой паре. Иисус не был буквоедом и бюрократом, как тот, кто ищет противоречия в Его словах. Посему вполне возможно, что тем ученикам, у которых перед миссионерским путешествием были посохи, Он разрешил взять их с собой в дорогу, в то время как другим ученикам (у которых с собой не было посохов) Он сказал, чтобы они шли в путь без них.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №73

    1. В одном Евангелии сказано, что Иисус – потомок Соломона (сына Давида): Матфея 1:6
    «
    Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею…
    ». 2.
    В другом Евангелии сказано, что Иисус – потомок Нафана (сна Давида): Лука 3:31
    «
    …Нафанов, Давидов
    ».
    Противоречие
    : Потомком какого сына Давида был Иисус: Соломона или Нафана?

Объяснение
: Человек, задавший этот вопрос, невнимательно первые три главы Евангелия от Луки. В первой главе Лука рассказывает, о том, что Мария – была девой, обручённой с Иосифом. Иосиф не был биологическим отцом Иисуса, но он был Его адаптированным отцом:
Лука 1:26-27
«
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». Лука 1:34-35
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим
». В третьей главе перед началом родословной Иисуса, Лука делает небольшую оговорку: Лука 3:23
«
Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов
». Действительно, многие думали, что Иисус был сыном Иосифа (мужа Марии). И именно поэтому в соответствии с родословием Марии, описанном в Евангелии от Луки, Иисус был потомком Нафана – сына царя Давида. А в соответствии с родословием Иосифа, данным в Евангелии от Матфея, Иисус был потомком Соломона.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №74

    1. В одном Евангелии имя отца Иосифа (мужа Марии) – Иаков: Матфея 1:16
    «
    Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос
    ». 2.
    В другом Евангелии имя отца Иосифа (мужа Марии) – Илий: Лука 3:23
    «
    Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев
    ».
    Противоречие
    : Как звали отца Иосифа (мужа Марии): Иаков или Илий?

Объяснение
: Нужно принять во внимание, что в Евангелии от Матфея даётся родословие Иосифа (мужа Марии). Посему там сказано: «
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос
» (
Матфея 1:16
). В Евангелии от Луки даётся родословие Марии – жены Иосифа, где указан её отец – тесть Иосифа (мужа Марии):
Лука 3:23
«
Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев
».

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №75

    1. В одном месте говорится, что Саул покончил жизнь самоубийством, упав на собственный меч: 1 Царств 31:1-6
    «
    Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе. И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе
    ». 2.
    В другом месте говорится, что Саула убил Амаликитянин: 2 Царств 1:6-10
    «
    И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копьё, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я – Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения
    ».
    Противоречие
    : Как же Саул погиб на самом деле?

Объяснение
: Саул попытался покончить жизнь самоубийством, пав на свой меч. Когда он это сделал, то же самое сделал и его оруженосец. Но Саул выжил и, через некоторое время очнувшись, понял, что не сможет добить себя. Поэтому он окликнул случайно пришедшего на гору амаликитянина и попросил его добить его: «
Подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения
». Амаликитянин сделал то, о чём его попросил Саул. Данный вопрос не является противоречием. Просто во
2 Царств
даётся более подробная история гибели царя Саула.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №76

    1. В одном месте говорится, что Саул упал на свой меч: 1 Царств 31:4-6
    «
    И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе
    ». 2.
    В другом месте говорится, что Саул упал на своё копьё: 2 Царств 1:6-10
    «
    И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копьё, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я – Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения
    ».
    Противоречие
    : На что же упал Саул, пытаясь покончить жизнь самоубийством: на меч или копьё?

Объяснение
: Саул упал на свой меч. Выражение во
2 Царств
«
Саул пал на своё копьё
» переведено в русской Библии неправильно. Если сравнить оба отрывка в оригинале, то легко увидеть разницу между использованными в них словами. В
1 Царств
используется еврейское слово «
naphal
» (нафАл) – упасть. А во
2 Царств
используется слово «
sha`an
» (shaw-an’) – поддерживать, опираться. Стало быть, перевод второго отрывка должен быть таким:
2 Царств 1:6-10
«
И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул опёрся на свое копьё, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я – Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения
». Исходя из этого, смысл второго отрывка заключается в следующем. Амаликитянин, случайно пришедший на гору Гелвуйскую, увидел раненного Саула, опирающегося на своё копьё. Оценив ситуацию, амаликитянин понял, что Саул пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен к врагам. Увидев, что рана у Саула после падения на меч была смертельной, Амаликитянин по просьбе Саула добил его, чтобы тот не мучился: «
И я подошёл к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения
[на меч]» (стих 10).

  • Противоречия в Библии: беседа первая
  • Противоречия в Библии: беседа вторая
  • Противоречия в Библии: беседа третья
  • Противоречия в Библии: беседа четвёртая
  • Противоречия в Библии: беседа пятая
  • Противоречия в Библии: беседа шестая
  • Противоречия в Библии: беседа седьмая
  • Противоречия в Библии: беседа восьмая
  • Противоречия в Библии: беседа девятая

Задать свой вопрос

К началу статьи

Что известно о Симоне?


Фото: Hram-troicy.prihod.ru
В Новом Завете Симон назван Киринеянином, значит, он либо пришел в Иерусалим как паломник на праздник пасхи из Киринеи, либо, что более вероятно, принадлежал к семье иудеев, живших в рассеянии в Африке, и, вернувшись на Родину (в Израиль), занялся земледелием (раз шел с поля).

Епископ Михаил (Лузин) считает, что упоминание евангелистом Руфа и Александра – сыновей Симона (Мк. 15:21), свидетельствует о том, что они были знакомы с апостолами и, вероятно, были учениками Иисуса. Подтверждение этого факта находим в послании апостола Павла (Рим. 16:13), где Руф и Александр упоминаются как римские христиане. Этого же мнения придерживается и профессор А. П. Лопухин. Впоследствии Александр стал священномучеником в Карфагене (принял священнический сан и мученическую смерть за Христа).

Двенадцатое стояние Креста

Иисус умирает на кресте

В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! Лама савахтани? Что значит: Боже мой!, Боже мой! Для чего Ты меня оставил? А один побежал, наполнил губку уксусом, и, наложив на трость, давал Ему пить. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. (Мк 15, 34. 36–37)

Иисус, воплотившееся Слово, Прошел наибольшее расстояние, Какое может пройти падшее человечество. Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил? Расстояние бесконечное, конечное ранение, чудо любви.

Между Богом и Богом, Между Отцом и воплотившимся Сыном Встревает наше отчаяние, И Иисус до конца хочет быть с ним солидарным.

Отсутствие Бога – это и есть ад. «Жажду, – говорит ещё Иисус, вторя псалму. Сила моя иссохла, как черепок; Язык мой прилип к гортани моей, И Ты свёл меня с персти смертной».

Бог жаждет человека, а человек бежит Его, Воздвигая стену разделения. Пригвождённый к этой стене, Иисус говорит: «Жажду», – И дают Ему уксус. Извечное объятие Отца и Сына Становится далью между небом и адом. «Элои! Элои! Лама савахтани?» Словно на мгновение распятый Бог Теряет веру в Бога.

И тогда всё обращается, В Иисусе человеческая воля, Как в Гефсиманском саду, соглашается. «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Пропасть отчаяния рассеивается Как ничтожная капля ненависти, В бездонной бездне любви. Расстояние между Отцом и Сыном Уже не место ада, но обитель Духа.

Иисусе, Ты, сам себя уничиживший, Принимая образ раба, Даже до смерти, и смерти крестной, Научи нас говорить в день бедствия, Может быть, в день смерти: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой».

Символическое значение или почему крест нес Симон?

Священник Андрей Чиженко говорит в проповеди: «Симон буквально исполнил слова Христовы «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Отец Александр Мень объясняет, что это означает: «раздели со Мной Мое страдание… и желание умереть за мир», чтобы оживотворить его. «Бог призывает нас испить горькое лекарство Голгофы, чтобы исцелиться в Воскресении Христовом» (свящ. Андрей Чиженко). «Недаром мы носим на груди крест» – пишет иерей Филипп Парфенов, «он означает служение миру, людям и Господу».

Преп. Иероним Блаженный, Спиридонский пишет, что несение Симоном креста за Иисусом Христом символически значит, что искупительную жертву Господа и Его Крест принимают языческие народы, раз чужестранец послушно понес крест Спасителя.

(28 оценок, среднее: 4,43 из 5)

Десятое стояние Креста

С Иисуса срывают одежды

Его кожа была белой, а руки и лицо бурыми, почти чёрными по сравнению с белой кожей тела.

С Него стали безжалостно срывать одежды, обнажая таким образом одну за другой тысячу ран. Однако Он стоял, величественный и спокойный, когда Его священная кровь краснела рубинами на белизне кожи.

Потом, подчёркнуто громко гремя железом, люди принесли корзину с гвоздями и молотками. Его не собирались ничем прикрывать, кроме савана мучительной боли… Так и сделали.

Злые слова тех, кого Он оплакивал, ранили Его, как тысяча огненных стрел.

Как ещё мог бы Он умереть, если бы не сорвали с Него одежды? А ведь Он облёк нашу плоть Своим Нерукотворным Духом из любви к нам! Как ещё мог бы Он умереть? Ведь само Его тело было величайшим даром любви!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]