Почему акафист назван Сладчайшим?
Никто не знает автора этой хвалебной песни, так как мужи Божьи не искали славы для себя, а смиренно трудились, восхваляя Иисуса Христа. Историки предполагают, что его автором мог быть святой Исихий, который всегда подчеркивал важность православной молитвы в жизни каждого человека. Он верил, что слова произнесенные с искренней верой способы на чудеса.
Акафист был назван по следующей причине: Господь – это Любовь. Именно Он дает счастье и радость тому, кто к Нему обращается. Отсюда следует и такое название.
ИНТЕРЕСНО: Распятие Христа.
Зачем и когда читают акафист Иисусу Сладчайшему. В чем его сила
Всевышний приходит на помощь каждому человеку, который обратился к нему с искренней просьбой. Священнослужители рекомендуют читать акафист в момент отчаяния и депрессии, когда не остается надежды на благоприятный исход событий.
Строгих правил ко времени прочтения нет. В идеале перед молитвами, обратиться к священнику, чтобы он дал благословение на этот ритуал. Обращаться к Господу нужно только стоя. Хорошо, если вы будете читать молитвы перед иконой Иисуса Христа и поставите свечи.
В каких случаях рекомендуют читать акафист:
- Когда не спокойно на душе, терзают навязчивые мысли и нет возможности им противостоять.
- Чтобы справится с греховными привычками, разрушающими тело и душу (спиртные напитки, наркотики или игровая зависимость).
- Когда хочешь найти себя и истинный путь к спасению.
- При принятии важных решений в жизни.
- Чтобы вернуть духовное равновесие и дальше испытывать радость и счастье от общения с Господом и святыми.
- Когда человек чувствует, что не может противостоять дьявольским козням и находится на грани согрешения.
Когда и как читать канон
Текст читается в вечернее время, накануне обряда причастия. Вместе с ним читаются каноны к Богородице и Ангелу Хранителю. Рекомендуют начать подготовку к причастию за три дня.
Так как чтение этих канонов занимает немалое время, следует распределить их на три дня. В день Причастия, перед выходом в церковь, прочесть “Последование ко святому причащению”.
Во время Великого поста в определенные дни принято читать Великий покаянный канон, написанный Андреем Критским.
Толкование акафиста
Перед тем, как читать молитвы, важно разобраться со всеми словами, которые будут вами произнесены. Для удобства мы подготовили информацию в виде таблицы:
Молитва | Толкование |
Кондак 1 | Православный признает свою природную греховность и благодарит Спасителя за его подвиг. Все, кто обратятся к Нему за просьбой будут услышаны и спасены от лукавого. |
Икос 1 | Восхваление Сына Божьего, заступника всех угнетенных. Он выслушает и поддержит всех людей, которые пришли к Нему с искренней верой и чистыми помыслами. |
Кондак 2 | Адресуется просьба к Всевышнему спасти заблудшую и греховную душу. Верующий сравнивает себя с вдовой, которой помог Иисус Христос, воскресив умершего сына. Этот эпизод описан в Библии. |
Икос 2 | Упоминается история о Филиппе, который не распознал в Иисусе Господа. Православные просят Бога оказать им поддержку в дни испытаний и скорби. |
Кондак 3 | В молитве вспоминается эпизод с апостолами, которые получили дар Святого духа. Сказано, что третья Божья ипостась всегда находится с верующим. |
Икос 3 | Православный сравнивает себя с грешниками и мытарями, ради которых Господь спустился с небес на землю, и уповает на благодать Божью, чтобы получить спасение. |
Кондак 4 | Упоминается эпизод с тонущем Петром, который доверился Иисусу и смело пошел по волнам моря. Точно так же и человек должен твердо стоять на своем пути и иметь сильную веру. |
Икос 4 | Описан эпизод с нищем и слепым человеком, которого повстречал Иисус и вернул ему зрение. Верующий просит Спасителя просветить разум, чтобы увидеть истину. |
Кондак 5 | Просьба Господу о защите от дьявольских козней и от соблазна согрешить. |
Икос 5 | Упоминается вход Иисуса в Иерусалим, когда люди приветствовали Его. Восхваление Всевышнего. |
Кондак 6 | Песнопение о ранах Спасителя, которые помогли исцелится многими верующим. |
Икос 6 | Повествование о сокрушении идолов и признания истинного Господа. |
Кондак 7 | Иисуса сравнивают с ягненком, идущим на заклание. Люди получили возможность спасения в виде вечной жизни в раю. |
Икос 7 | Рассказывается о непорочном рождении Мессии. |
Кондак 8 | Отказ от земных грехов и выбор Божьего света. |
Икос 8 | Песнь, восхваляющая подвиг Иисуса и его жертву ради спасения рода мирского. |
Кондак 9 | Верующие сравнивают себя с ангелами, которые восхваляют Господа на небесах. |
Икос 9 | Упоминаются ораторы, которым не удалось объяснить чудесное воскрешение Иисуса. |
Кондак 10 | Превознесение Господа Небесным и Земным Царем. |
Икос 10 | Молитвенная просьба о том, чтобы Иисус очистил от грехов и скверны. Упоминается случая, когда Он излечил 10 прокаженных. |
Кондак 11 | Молитва к Всевышнему для очищения от греховных желаний и помыслов. |
Икос 11 | Рассказ о фарисее Павле, который жестоко обращался с первыми христианами, но в последствие принявшем веру в единого Господа. |
Кондак 12 | Сокрушение и просьба помиловать. Эпизод с Петром, отрекшимся от веры. |
Икос 12 | Надежда на спасение после смерти. Вера людей в то, что после земной жизни они попадут в Царство Небесное. |
Кондак 13 | Просьба сохранить от недоброго и злого, болезней и бедствий, от деяний плохих людей. |
В каких случаях читается Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу?
Комментариев нет
Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.
Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние. Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что для верующего человека два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.
Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию
Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться. Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу. После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный. Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.
Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?
Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери. Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.
Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу
Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу
Глас 6. Песнь 1
Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!
О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»
Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!
И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!
Песнь 3
Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!
Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!
Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!
И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!
Господи, помилуй (трижды)
Седален, глас 6-й
Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне, Богородичен:
Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»
Песнь 4
Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!
Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!
Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!
Песнь 5
Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!
Песнь 6
Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!
Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:
Кондак
Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»
Икос
Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»
Песнь 7
Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.
Песнь 8
Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)
Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!
Песнь 9
Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!
Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!
И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.
Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.
Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.
Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе!
Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.
Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.