Что означает Успение Пресвятой Богородицы в православном мире


Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого Иоанна Богослова.

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого Иоанна Богослова.

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на горе Сион.

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Успение пресвятой богородицы в 2021 году, что означает слово успение

Слова о Пресвятой Богородице понятны, но что же может означать успение? Это старославянское слово обозначает мирную, спокойную кончину, т. е. смерть. Поэтому праздничная дата окрашена скорбью, печалью. Откуда же берётся радость верующих и почему принято поздравлять друг друга? Празднуется переход Богоматери в вечное Царство Небесное и воссоединение ее с сыном Иисусом и Богом.

Какого же числа празднуется Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году? Праздник этот один из великих и не меняет дату. В православии верующие отпразднуют переход Богоматери на Небеса 28 августа. Католическая церковь отметит Успение 15 августа.

В ночь, накануне праздничной даты, проводится служба, читаются молитвы и выносится плащаница, на которой изображена Матерь Божия. С плащаницей священники и верующие совершают обход церкви. Завершает всенощное бдение помазание присутствующих елеем и торжественные песнопения. Утром в церкви проводятся службы, во время которых священники облачаются в одежду голубого цвета. Он символ чистоты и непорочности Богоматери.

Как гласят святые книги, после казни Иисуса, заботу о Марии взял на себя апостол Иоанн. Она жила в его доме и часто ходила на место вознесения Христа, Елеонскую гору. Там, в уединенных молитвах она проводила почти все дни, прося Господа поскорее забрать душу ее из земного тела. И явился Пречистой Деве архангел Гавриил. Он сообщил радостную для нее весть о том, что три дня осталось до окончания ее земного пути, скоро предстанет она перед Отцом Небесным. Гавриил вручил Марии, сияющую чудесным светом, ветвь финиковой пальмы. Архангел сказал, что нести ветвь нужно будет перед гробом Пресвятой Девы во время похоронной процессии.

Возрадовалась Богородица и поспешила домой, где показала сияющую ветвь домашним, поведав о скорой своей кончине. Эта весть быстро разлетелась по окрестности и в дом к Иоанну пришло множество христиан проститься с Марией. Все пребывали в великой печали и не могли сдержать слез. Однако, Матерь Божия сказала, что не стоит печалиться ведь после Успения она обретет жизнь вечную. Находясь на Небесах, она будет просить Бога за всех верующих и помогать тем, кто в нужде и бедствует.

Перед своей кончиной Богородица хотела проститься с апостолами, которые находились с проповедями в разных странах. Божественная сила перенесла их всех, кроме Фомы, к дому Иоанна и они находились в последний час подле Пресвятой Девы. Апостолы видели, как разверзлись небеса и к ложу Марии спустился Христос с ангелами. Душа Богоматери покинула тело и вознеслась с сыном своим в Царствие Божие. Лик Богородицы был умиротворенным, светился неземным светом. Все, кто пришел попрощаться с усопшей и целовал ей руки, чудесным образом исцелялись.

Тело погребли в Гефсиманском саду. Вход в склеп завалили огромным камнем и апостолы неотлучно находились подле усыпальницы на протяжении трех дней, проводя время в молитвах.

Апостол Фома сильно горевал, что не успел проститься с Богородицей. Он пришел к месту погребения и апостолы, жалея его, решили открыть склеп, чтобы дать Фоме возможность проститься с телом Богоматери. Апостолы были поражены, когда, открыв гроб, они увидели только погребальный саван. Богородица, через три дня после Успения, вознеслась с телом на Небеса, как ее сын Иисус. Это была не смерть, а всего лишь краткий сон. Поэтому праздник называют еще Богородичной Пасхой.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

История происхождения и становления

В отличие от большинства двунадесятых праздников, Успение Богородицы имеет более позднее происхождение. Впервые об этом событии заговорили в V веке. Именно в данный период времени Церковь обратила внимание на Марию, как на личность. Произошло это на Эфесском Соборе в 431 году и ровно через 20 лет после — на Халкидонском.

Установил дату праздника византийский император Маврикий в конце VI века. По словам Каллиста Константинопольского – церковного историка и поэта, правитель издал акт, что Успение Богородицы будет отмечаться христианами 15 августа. Этот праздник был установлен в честь победы над персидскими воинами.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смерть и зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Праздник Успение Богородицы: значение

Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.

Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.

Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.

Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 — Успение.

УСПЕ́НИЕ

«Успение Пресвятой Богородицы». Оборотная сторона Донской иконы Божией Матери. Кон. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).

УСПЕ́НИЕ Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (греч. Κοίμησις Θεοτόϰου; лат. Dor­mi­tio Beatae Virginis), хри­сти­ан­ский празд­ник в па­мять об окон­ча­нии зем­ной жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы. Но­вый За­вет не упо­ми­на­ет о кон­чи­не Бо­го­ро­ди­цы, об этом со­об­ща­ют позд­ние (не ра­нее 4 в.) апо­кри­фы «Об ис­хо­де Ма­рии Де­вы» Псев­до-Ме­ли­то­на Сар­дий­ско­го, «Ска­за­ние об Ус­пе­нии Бо­го­ро­ди­цы» Псев­до-Ио­ан­на Бо­го­сло­ва и пре­да­ния. При У. при­сут­ст­во­ва­ли все апо­сто­лы, чу­дес­ным об­ра­зом со­б­ран­ные в Ие­ру­са­ли­ме. Де­ву Ма­рию по­хо­ро­ни­ли в гроб­ни­це ря­дом с ро­ди­те­ля­ми, Ио­а­ки­мом и Ан­ной, и Ио­си­фом Об­руч­ни­ком. Но че­рез 3 дня по­сле по­хо­рон те­ло Ма­рии в гроб­ни­це не на­шли. Пред­по­ло­же­ние о воз­не­се­нии Её те­ла не­тлен­ным на не­бе­са впо­след­ствии лег­ло в ос­но­ву ка­то­лич. уче­ния о взя­тии (воз­не­се­нии) Де­вы Ма­рии в не­бес­ную сла­ву и её ко­ро­но­ва­нии. Пра­во­слав­ное уче­ние не уточ­ня­ет об­стоя­тельств У., по­ла­гая, что Ии­сус Хри­стос при­нял ду­шу Сво­ей Ма­те­ри.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния У. за­ро­ди­лась не ра­нее 5 в. В 8 в. св. Кос­ма Май­юм­ский со­ста­вил ка­нон в честь празд­ни­ка, а прп. Ио­анн Да­ма­скин – 3 го­ми­лии «На Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В пра­во­слав­ной Церк­ви У. вхо­дит в чис­ло дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, от­ме­ча­ет­ся 15(28) авг., его пред­ва­ря­ет 2-не­дель­ный пост. С 15 в. из­вес­тен осо­бый чин (служ­ба) по­гре­бе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с вы­не­се­ни­ем в осн. часть хра­ма Её пла­ща­ни­цы, ко­то­рый со­вер­шал­ся на вто­рой день празд­но­ва­ния. В ка­то­лич. тра­ди­ции празд­но­ва­ние име­ет ранг тор­же­ст­ва, от­ме­ча­ет­ся 15 авг.: во мно­гих ка­то­лич. стра­нах этот день яв­ля­ет­ся не­ра­бо­чим.

В Ви­зан­тии ико­но­гра­фия У. сло­жи­лась к кон. 10 в. (пла­сти­на сло­но­вой кос­ти из ок­ла­да Еван­ге­лиа­рия От­то­на III, Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен, ок. 1000, и др.): две груп­пы апо­сто­лов рас­по­ла­га­ют­ся по сто­ро­нам от ло­жа Бо­го­ма­те­ри, а Хри­стос не­сёт спе­лё­ну­тую ду­шу Ма­рии, к ко­то­рой сле­та­ют ан­ге­лы с по­кро­вен­ны­ми ру­ка­ми. В сред­не­ви­зант. ико­но­гра­фии сце­на У., ос­но­ван­ная на гим­но­гра­фич. тек­стах прп. Ио­ан­на Да­ма­ски­на и Псев­до-Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, при­об­ре­ла ли­тур­гич. кон­но­та­ции: ло­же Бо­го­ма­те­ри упо­доб­ля­лось пре­сто­лу, а Хри­стос – ар­хие­рею за тра­пе­зой.

Ран­ние ико­ны да­ти­ру­ют­ся 11 в. (Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны). Сце­на встре­ча­ет­ся в со­ста­ве дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков (тем­п­лон в Си­най­ском мон. Св. Ека­те­ри­ны, 2-я пол. 12 в.), в мо­ну­мен­таль­ных цик­лах (фре­ски ц. Св. Со­фии, Ох­рид, ок. 1040–50, мо­заи­ки мон. Даф­ни в Афи­нах, кон. 11 в.), а так­же в ру­ко­пи­сях. В 12–14 вв. ико­но­гра­фия сце­ны ус­лож­ня­ет­ся: по­ми­мо об­ра­зов свя­ти­те­лей, её до­пол­ня­ют фи­гу­ры дев ие­ру­са­лим­ских и слож­ные ар­хит. ку­ли­сы, на­по­ми­наю­щие о гор­ни­це на Си­он­ской го­ре (фре­ска ц. Бо­го­ро­ди­цы Пе­рив­леп­ты, Ох­рид, 1295). С 13 в. в Ви­зан­тии рас­про­стра­ня­ет­ся т. н. Об­лач­ное Ус­пе­ние, до­пол­нен­ное об­раз­ами апо­сто­лов, сле­таю­щих к од­ру Бо­го­ма­те­ри на об­ла­ках (ц. Св. Трои­цы в мон. Со­по­ча­ни, ок. 1265). В 14 в. по­яв­ля­ют­ся фре­ско­вые цик­лы, под­роб­но ил­лю­ст­ри­рую­щие сло­ва Ио­ан­на Со­лун­ско­го, на­чи­ная с Воз­ве­ще­ния Бо­го­ма­те­ри о её ско­ром Ус­пе­нии и за­кан­чи­вая Её Воз­не­се­ни­ем и пе­ре­да­чей поя­са ап. Фо­ме (ц. Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны, Сту­де­ниц­кий мо­на­стырь, Сер­бия, 1314–15, и др.).

Др.-рус. ико­но­гра­фия сле­ду­ет ви­зант. об­раз­цам. В ран­них ико­нах встре­ча­ет­ся Об­лач­ное Ус­пе­ние (ико­на нач. 13 в., ГТГ), в ико­нах 2-й пол. 15 в. (из Ус­пенско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ок. 1479; из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497, ГТГ) – мо­тив Воз­не­се­ния Бо­го­ро­ди­цы во сла­ве в верх­ней час­ти ком­по­зи­ции, а так­же сце­на вру­че­ния Бо­го­ма­те­рью поя­са ап. Фо­ме (ико­на Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497, ГТГ). В 17 в. соз­да­ют­ся круп­ные ико­ны (из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1658; из Центр. му­зея др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва в Мо­ск­ве, кон. 17 в.) с клей­ма­ми, где ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Ска­за­ние об Ус­пе­нии».

«Успение Богоматери». Ок. 1480. Работа Х. ван дер Гуса. Музей Грунингем (Брюгге).

В запад­но­хри­сти­ан­ском ми­ре в раз­ные пе­рио­ды до­ми­ни­ро­ва­ли разл. ас­пек­ты те­мы У.: соб­ст­вен­но Ус­пе­ние, Ко­ро­но­ва­ние Ма­рии, Воз­не­се­ние Ма­рии, од­на­ко, в от­ли­чие от вост. ти­па, с са­мо­го на­ча­ла ак­цент де­лал­ся на цар­ст­вен­ном, три­ум­фаль­ном ас­пек­те У., тес­но свя­зан­ном с дог­мой о Не­по­роч­ном за­ча­тии и те­лес­ном Воз­не­се­нии Бо­го­ма­те­ри. Сце­на У. по­яв­ля­ет­ся в рим. мо­заи­ках на ру­бе­же 8–9 вв., од­на­ко са­мое ран­нее изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к 963–984 (Бе­не­дик­цио­нал Этель­воль­да, Брит. б-ка, Лон­дон). В от­ли­чие от ви­зант. ти­па, апо­сто­лы здесь по­ме­ще­ны вни­зу, ря­дом с ло­жем Бо­го­ма­те­ри – свя­тые жё­ны, ввер­ху – Дес­ница с вен­цом. В нач. 11 в. сце­на У. впер­вые со­вме­ща­ет­ся с мо­ти­вом Её Воз­не­се­ния – по­лу­фи­гу­рой Ма­рии в по­зе оран­ты, воз­но­си­мой ан­ге­ла­ми к пре­сто­лу Хри­ста (Пе­ри­ко­пы Ген­ри­ха II, Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен, нач. 11 в.). Со 2-й пол. 12 в. сце­на У. вхо­дит в про­грам­мы мо­ну­мен­таль­но­го де­ко­ра церк­вей, по­яв­ля­ет­ся на тим­па­нах пор­та­лов го­тич. со­бо­ров (зап. пор­тал ц. Нотр-Дам в Сан­ли­се, 1165–70, и др.). С ру­бе­жа 13–14 вв. по­яв­ля­ют­ся цик­лы из 3 сцен: «Бла­го­вес­тие об Ус­пе­нии», «Пе­ре­не­се­ние те­ла» и «Ус­пе­ние» с фи­гу­рой Хри­ста, при­ни­маю­ще­го ду­шу Бо­го­ма­те­ри (по­лип­тих «Маэ­ста» Дуч­чо ди Буо­нин­се­ньи, Му­зей со­бо­ра, Сие­на, 1308–11). В Ита­лии со 2-й пол. 15 в. из сце­ны ис­че­за­ет изо­бра­же­ние Хри­ста, при­ни­маю­ще­го ду­шу Бо­го­ма­те­ри, и ак­цент де­ла­ет­ся на слу­же­нии апо­сто­лов у Её гро­ба и оп­ла­ки­ва­нии (кар­ти­ны А. Ман­те­ньи, 1460–64, Пра­до, Мад­рид, и Ка­ра­вад­жо, 1601–1605/06, Лувр, Па­риж). В сев.-ев­роп. ал­тар­ных об­раз­ах 15 в. сце­на У. при­об­ре­та­ет до­пол­нит. жан­ро­вые мо­ти­вы и со­вме­ща­ет­ся со сце­ной те­лес­но­го Воз­не­се­ния Бо­го­ро­ди­цы.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]