Церковные предания
Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого Иоанна Богослова.
Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.
Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.
К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.
Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого Иоанна Богослова.
В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.
В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.
Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на горе Сион.
История возникновения праздника
Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.
По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.
В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.
Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.
Представление Девы Марии Господу
Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.
Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.
Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.
Успение пресвятой богородицы в 2021 году, что означает слово успение
Слова о Пресвятой Богородице понятны, но что же может означать успение? Это старославянское слово обозначает мирную, спокойную кончину, т. е. смерть. Поэтому праздничная дата окрашена скорбью, печалью. Откуда же берётся радость верующих и почему принято поздравлять друг друга? Празднуется переход Богоматери в вечное Царство Небесное и воссоединение ее с сыном Иисусом и Богом.
Какого же числа празднуется Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году? Праздник этот один из великих и не меняет дату. В православии верующие отпразднуют переход Богоматери на Небеса 28 августа. Католическая церковь отметит Успение 15 августа.
В ночь, накануне праздничной даты, проводится служба, читаются молитвы и выносится плащаница, на которой изображена Матерь Божия. С плащаницей священники и верующие совершают обход церкви. Завершает всенощное бдение помазание присутствующих елеем и торжественные песнопения. Утром в церкви проводятся службы, во время которых священники облачаются в одежду голубого цвета. Он символ чистоты и непорочности Богоматери.
Как гласят святые книги, после казни Иисуса, заботу о Марии взял на себя апостол Иоанн. Она жила в его доме и часто ходила на место вознесения Христа, Елеонскую гору. Там, в уединенных молитвах она проводила почти все дни, прося Господа поскорее забрать душу ее из земного тела. И явился Пречистой Деве архангел Гавриил. Он сообщил радостную для нее весть о том, что три дня осталось до окончания ее земного пути, скоро предстанет она перед Отцом Небесным. Гавриил вручил Марии, сияющую чудесным светом, ветвь финиковой пальмы. Архангел сказал, что нести ветвь нужно будет перед гробом Пресвятой Девы во время похоронной процессии.
Возрадовалась Богородица и поспешила домой, где показала сияющую ветвь домашним, поведав о скорой своей кончине. Эта весть быстро разлетелась по окрестности и в дом к Иоанну пришло множество христиан проститься с Марией. Все пребывали в великой печали и не могли сдержать слез. Однако, Матерь Божия сказала, что не стоит печалиться ведь после Успения она обретет жизнь вечную. Находясь на Небесах, она будет просить Бога за всех верующих и помогать тем, кто в нужде и бедствует.
Перед своей кончиной Богородица хотела проститься с апостолами, которые находились с проповедями в разных странах. Божественная сила перенесла их всех, кроме Фомы, к дому Иоанна и они находились в последний час подле Пресвятой Девы. Апостолы видели, как разверзлись небеса и к ложу Марии спустился Христос с ангелами. Душа Богоматери покинула тело и вознеслась с сыном своим в Царствие Божие. Лик Богородицы был умиротворенным, светился неземным светом. Все, кто пришел попрощаться с усопшей и целовал ей руки, чудесным образом исцелялись.
Тело погребли в Гефсиманском саду. Вход в склеп завалили огромным камнем и апостолы неотлучно находились подле усыпальницы на протяжении трех дней, проводя время в молитвах.
Апостол Фома сильно горевал, что не успел проститься с Богородицей. Он пришел к месту погребения и апостолы, жалея его, решили открыть склеп, чтобы дать Фоме возможность проститься с телом Богоматери. Апостолы были поражены, когда, открыв гроб, они увидели только погребальный саван. Богородица, через три дня после Успения, вознеслась с телом на Небеса, как ее сын Иисус. Это была не смерть, а всего лишь краткий сон. Поэтому праздник называют еще Богородичной Пасхой.
Празднование в храмах
С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.
В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.
Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.
Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.
История происхождения и становления
В отличие от большинства двунадесятых праздников, Успение Богородицы имеет более позднее происхождение. Впервые об этом событии заговорили в V веке. Именно в данный период времени Церковь обратила внимание на Марию, как на личность. Произошло это на Эфесском Соборе в 431 году и ровно через 20 лет после — на Халкидонском.
Установил дату праздника византийский император Маврикий в конце VI века. По словам Каллиста Константинопольского – церковного историка и поэта, правитель издал акт, что Успение Богородицы будет отмечаться христианами 15 августа. Этот праздник был установлен в честь победы над персидскими воинами.
Духовное значение торжества
Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.
На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.
Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.
По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смерть и зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.
Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.
Праздник Успение Богородицы: значение
Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.
Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.
Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.
Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.
Исторические сведения
В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.
Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.
Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 — Успение.
УСПЕ́НИЕ
«Успение Пресвятой Богородицы». Оборотная сторона Донской иконы Божией Матери. Кон. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).
УСПЕ́НИЕ Пресвятой Богородицы (греч. Κοίμησις Θεοτόϰου; лат. Dormitio Beatae Virginis), христианский праздник в память об окончании земной жизни Богородицы. Новый Завет не упоминает о кончине Богородицы, об этом сообщают поздние (не ранее 4 в.) апокрифы «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова и предания. При У. присутствовали все апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалиме. Деву Марию похоронили в гробнице рядом с родителями, Иоакимом и Анной, и Иосифом Обручником. Но через 3 дня после похорон тело Марии в гробнице не нашли. Предположение о вознесении Её тела нетленным на небеса впоследствии легло в основу католич. учения о взятии (вознесении) Девы Марии в небесную славу и её короновании. Православное учение не уточняет обстоятельств У., полагая, что Иисус Христос принял душу Своей Матери.
Традиция празднования У. зародилась не ранее 5 в. В 8 в. св. Косма Майюмский составил канон в честь праздника, а прп. Иоанн Дамаскин – 3 гомилии «На Успение Пресвятой Богородицы». В православной Церкви У. входит в число двунадесятых праздников, отмечается 15(28) авг., его предваряет 2-недельный пост. С 15 в. известен особый чин (служба) погребения Божией Матери с вынесением в осн. часть храма Её плащаницы, который совершался на второй день празднования. В католич. традиции празднование имеет ранг торжества, отмечается 15 авг.: во многих католич. странах этот день является нерабочим.
В Византии иконография У. сложилась к кон. 10 в. (пластина слоновой кости из оклада Евангелиария Оттона III, Баварская нац. б-ка, Мюнхен, ок. 1000, и др.): две группы апостолов располагаются по сторонам от ложа Богоматери, а Христос несёт спелёнутую душу Марии, к которой слетают ангелы с покровенными руками. В средневизант. иконографии сцена У., основанная на гимнографич. текстах прп. Иоанна Дамаскина и Псевдо-Иоанна Богослова, приобрела литургич. коннотации: ложе Богоматери уподоблялось престолу, а Христос – архиерею за трапезой.
Ранние иконы датируются 11 в. (Синайский монастырь Св. Екатерины). Сцена встречается в составе двунадесятых праздников (темплон в Синайском мон. Св. Екатерины, 2-я пол. 12 в.), в монументальных циклах (фрески ц. Св. Софии, Охрид, ок. 1040–50, мозаики мон. Дафни в Афинах, кон. 11 в.), а также в рукописях. В 12–14 вв. иконография сцены усложняется: помимо образов святителей, её дополняют фигуры дев иерусалимских и сложные архит. кулисы, напоминающие о горнице на Сионской горе (фреска ц. Богородицы Перивлепты, Охрид, 1295). С 13 в. в Византии распространяется т. н. Облачное Успение, дополненное образами апостолов, слетающих к одру Богоматери на облаках (ц. Св. Троицы в мон. Сопочани, ок. 1265). В 14 в. появляются фресковые циклы, подробно иллюстрирующие слова Иоанна Солунского, начиная с Возвещения Богоматери о её скором Успении и заканчивая Её Вознесением и передачей пояса ап. Фоме (ц. Святых Иоакима и Анны, Студеницкий монастырь, Сербия, 1314–15, и др.).
Др.-рус. иконография следует визант. образцам. В ранних иконах встречается Облачное Успение (икона нач. 13 в., ГТГ), в иконах 2-й пол. 15 в. (из Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479; из Кирилло-Белозерского мон., 1497, ГТГ) – мотив Вознесения Богородицы во славе в верхней части композиции, а также сцена вручения Богоматерью пояса ап. Фоме (икона Кирилло-Белозерского мон., 1497, ГТГ). В 17 в. создаются крупные иконы (из Успенского собора Московского Кремля, 1658; из Центр. музея др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва в Москве, кон. 17 в.) с клеймами, где иллюстрируется «Сказание об Успении».
«Успение Богоматери». Ок. 1480. Работа Х. ван дер Гуса. Музей Грунингем (Брюгге).
В западнохристианском мире в разные периоды доминировали разл. аспекты темы У.: собственно Успение, Коронование Марии, Вознесение Марии, однако, в отличие от вост. типа, с самого начала акцент делался на царственном, триумфальном аспекте У., тесно связанном с догмой о Непорочном зачатии и телесном Вознесении Богоматери. Сцена У. появляется в рим. мозаиках на рубеже 8–9 вв., однако самое раннее изображение относится к 963–984 (Бенедикционал Этельвольда, Брит. б-ка, Лондон). В отличие от визант. типа, апостолы здесь помещены внизу, рядом с ложем Богоматери – святые жёны, вверху – Десница с венцом. В нач. 11 в. сцена У. впервые совмещается с мотивом Её Вознесения – полуфигурой Марии в позе оранты, возносимой ангелами к престолу Христа (Перикопы Генриха II, Баварская нац. б-ка, Мюнхен, нач. 11 в.). Со 2-й пол. 12 в. сцена У. входит в программы монументального декора церквей, появляется на тимпанах порталов готич. соборов (зап. портал ц. Нотр-Дам в Санлисе, 1165–70, и др.). С рубежа 13–14 вв. появляются циклы из 3 сцен: «Благовестие об Успении», «Перенесение тела» и «Успение» с фигурой Христа, принимающего душу Богоматери (полиптих «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи, Музей собора, Сиена, 1308–11). В Италии со 2-й пол. 15 в. из сцены исчезает изображение Христа, принимающего душу Богоматери, и акцент делается на служении апостолов у Её гроба и оплакивании (картины А. Мантеньи, 1460–64, Прадо, Мадрид, и Караваджо, 1601–1605/06, Лувр, Париж). В сев.-европ. алтарных образах 15 в. сцена У. приобретает дополнит. жанровые мотивы и совмещается со сценой телесного Вознесения Богородицы.
Подготовительный период и само празднование
Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.
Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.
По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.
Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.
Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.
Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии