Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста cела Годенова


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Достояние

— собственность, то есть верующие во Христа.
Сопротивныя
— противники, враги.
Жительство
— жилище, общество, Церковь.

В этой молитве мы просим, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие в жизни, дал силу побеждать всех нарушителей покоя и безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Перевод:

Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего cвятую Церковь Твою.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его)

, родителей моих
(имена)
, сродники моя по плоти, и вся ближняя рода моего, и други
(имена их)
и даруй им мирная Твоя и премирная блага.

Духовный отец

— священник, у которого вы исповедуетесь и советы которого принимаете;
други
— друзья;
мирная
— земные;
премирная
— небесные, неземные, надмирные.

Перевод:

Спаси, Господь, и помилуй моего духовного отца
(имя его)
, родителей моих
(имена их)
, братьев и сестер, и родственников моих, и всех ближних моих, и друзей
(имена их)
, и подай им Твои земные и небесные блага.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их)

, сродников, благодетелей
(имена их)
и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Упокой

— помести в спокойном месте, то есть вместе со святыми в вечном блаженном жилище.
Усопших
— уснувших; так мы называем умерших, души которых, отделившись от тел, переселились из этой жизни в другую, небесную, где и пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при Втором пришествии Сына Божия.
Согрешения вольная
— грехи, сделанные по собственной воле;
невольная
— помимо воли, по принуждению или неведению.
Даруй им
— дай им.
Царствие Небесное
— вечная, блаженная жизнь с Богом.

В этой молитве мы молим Бога, чтобы Он наших умерших родственников, ближних и всех православных христиан поселил вместе со святыми в Царстве Небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство, простив им все грехи по несказанному Своему милосердию.

Перевод:

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих
(имена их)
, родственников, благодетелей
(имена их)
и всех православных христиан, и прости им все грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и дай им Царствие Небесное.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-й тропарный глас

Образец: Тропарь Честному Кресту, глас 1:

Спаси́ Го́споди лю́ди Твоя́,/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя,// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

(загрузить)

Ноты для 1-го гласа: (см. также пояснения к нотам).

Воскресный тропарь, глас 1:

Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Богородичен, глас 1:

Гаврии́лу, веща́вшу Тебе́, Де́во, ра́дуйся,/ со гла́сом воплоща́шеся всех Влады́ка,/ в Тебе́, Святе́м Киво́те,/ я́коже рече́ пра́ведный Дави́д;/ яви́лася еси́ ши́ршая небе́с,/ поноси́вши Зижди́теля Твоего́./ Сла́ва Все́льшемуся в Тя,/ сла́ва Проше́дшему из Тебе́,// слава Свободи́вшему нас рождество́м Твои́м.

Воскресный кондак, глас 1:

Воскре́сл еси́, я́ко Бог, из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, И́же всем подая́, Христе́, воскресе́ние.

Тропарь св. прмц. Елисавете.

Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, / Богому́драя Елисаве́то, / сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́, / милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, / я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́ / Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, / я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: / свята́я му́ченице Вели́кая Княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Богоявление или Крещение Господне (19 янв.) Тропарь, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Сретение Господне (15 февр.) Тропарь, глас 1:

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Сретение Господне, кондак, глас 1:

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство/ и укрепи́ лю́ди,/ и́хже возлюби́л еси́,// Еди́не Человеколю́бче.

Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой) Тропарь, глас 1:

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Тропарь, глас 1:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Тропарь пред Иверской иконой Божией Матери, глас 1:

От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я, // и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Тропaрь честн0му и3 животворsщему кrтY, глaсъ №:

Спаси2, гDи, лю1ди тво‰,/ и3 благослови2 достоsніе твоE,/ побBды на сопроти6вныz дaруz,// и3 твоE сохранsz кrт0мъ твои1мъ жи1тельство.

Тропaрь воскrный, глaсъ №:

Кaмени запечaтану t їудє1й,/ и3 в0инwмъ стрегyщымъ пречcтое тёло твоE,/ воскrлъ є3си2 триднeвный сп7се,/ дaруzй мjрови жи1знь./ сегw2 рaди си6лы нбcныz вопіsху ти2, жизнодaвче:/ слaва воскrнію твоемY хrтE:/ слaва цrтвію твоемY:// слaва смотрeнію твоемY, є3ди1не чlвэколю1бче.

БGор0диченъ, глaсъ №:

Гавріи1лу вэщaвшу тебЁ, дв7о, рaдуйсz,/ со стрaхомъ воплощaшесz всёхъ вLка,/ въ тебЁ с™ёмъ ківHтэ,/ ћкоже речE првdный дв7дъ:/ kви1ласz є3си2 ши1ршаz нб7съ,/ поноси1вши зижди1телz твоего2./ слaва всeльшемусz въ тS:/ слaва прошeдшему и3з8 тебE:// слaва свободи1вшему нaсъ ржcтв0мъ твои1мъ.

Кондaкъ, воскrный, глaсъ №:

Воскrлъ є3си2 ћкw бGъ и3з8 гр0ба во слaвэ,/ и3 мjръ совоскRси1лъ є3си2,/ и3 є3стество2 человёческое ћкw бGа воспэвaетъ тS, и3 смeрть и3счезE:/ ґдaмъ же ликyетъ вLко,/ є4vа нhнэ t ќзъ и3збавлsема рaдуетсz зовyщи:// ты2 є3си2, и4же всBмъ подаS хrтE воскrніе.

Тропaрь прпdбномyченицэ Е#3лісавeтэ, глaсъ №:

Смирeніемъ дост0инство кнsжеское сокрhвши, / бGомyдраz є3лисавeто, / сугyбымъ служeніемъ мaрfы и3 марjи / хrтA почти1ла є3си2. / млcрдіемъ, терпёніемъ и3 люб0вію себE пред8wчи1стивши, / ћкw жeртва прaведнаz бGу принеслaсz є3си2. / мh же, чтyще добродётельное житіE и3 страд†ніz тво‰, / ћкw и4стинную настaвницу ўсeрднw пр0симъ тS: / с™az м§нце вели1каz кнzги1не є3лисавeто, // моли2 хrтA бGа сп7сти2 и3 просвэти1ти дyшы нaшz.

БGоzвлeніе гDне. Тропaрь прaздника, глaсъ №:

Во їoрдaнэ крещaющусz тебЁ, гDи,/ трbческое kви1сz поклонeніе:/ роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше тебЁ,/ возлю1бленнаго тS сн7а и3менyz,/ и3 д¦ъ въ ви1дэ голуби1нэ,/ и3звёствоваше словесE ўтверждeніе./ Kвлeйсz хrтE б9е,// и3 мjръ просвэщeй, слaва тебЁ.

Срётеніе гDне. Тропaрь прaздника, глaсъ №:

Рaдуйсz, благодaтнаz бцdе дв7о,/ и3зъ тебє1 бо возсіS сlнце прaвды хrт0съ бGъ нaшъ,/ просвэщazй сyщыz во тмЁ:/ весели1сz и3 ты2, стaрче прaведный,/ пріeмый во њб8‰тіz свободи1телz дyшъ нaшихъ,// дaрующаго нaмъ воскресeніе.

Срётеніе гDне. Кондaкъ прaздника, глaсъ №:

Ўтр0бу дв7и1чу њсвzти1вый ржcтв0мъ твои1мъ,/ и3 рyцэ сmмеHнэ бlгослови1вый,/ ћкоже подобaше, предвари1въ/ и3 нhнэ спaслъ є3си2 нaсъ, хrтE б9е:/ но ўмири2 во бранёхъ жи1тельство/ и3 ўкрэпи2 лю1ди,/ и4хже возлюби1лъ є3си2,// є3ди1не чlвэколю1бче.

Вх0дъ гDнь во їеrли1мъ. Тропaрь прaздника, глaсъ №:

Џбщее воскrніе,/ прeжде твоеS стrти ўвэрsz,/ и3з8 мeртвыхъ воздви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е./ тёмже и3 мы2 ћкw џтроцы побёды знaмєніz носsще,/ тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ:/ њсaнна въ вhшнихъ,// бlгословeнъ грzдhй во и4мz гDне.

Ўспeніе прес™hz бцdы. Тропaрь прaздника, глaсъ №:

Въ ржcтвЁ дёвство сохрани1ла є3си2,/ во ўспeніи мjра не њстaвила є3си2, бцdе,/ престaвиласz є3си2 къ животY, м™и сyщи животA:// и3 моли1твами твои1ми и3збавлsеши t смeрти дyшы нaшz.

Јверскіz їкHны прес™hz бцdы, тропaрь, глaсъ №:

T с™hz їкHны твоеS, q вLчце бцdе,/ и3сцэлє1ніz и3 цэльбы6 подаю1тсz nби1льнw,/ съ вёрою и3 люб0вію приходsщымъ къ нeй:/ тaкw и3 мою2 нeмощь посэти2,/ и3 дyшу мою2 поми1луй, бlгaz,// и3 тёло и3сцэли2 бlгодaтію твоeю, пречcтаz.

Автор: Администратор
Дата публикации: 12.11.2018

Отклики (375)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

«И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», — О празднике Воздвижения Креста Господня

Великий Московский митрополит XIX столетия в своей проповеди напомнил слушателям о том, сколь добровольным было страдание Богочеловека, который одним мановением перста своего мог разрушить замысел мучителей и избегнуть уз и страданий, но Сам захотел претерпеть мучения, поношение и смерть ради искупления человечества.

Спаситель окропил крест, позорнейшее и мучительнейшее из римских орудий казни, своей пречистой кровью, после чего этот символ страданий кардинально изменил своё значение. Из знака уныния и гибели крест стал знамением вечной жизни и надежды на Царствие Небесное. Из инструмента предельно позорного — эмблемой славы и чести, так что даже большинство сегодняшних наград имеют в основе символ креста.

Именно поэтому Церковь столь почитает орудия Страстей Христовых и, в особенности, Святой и Животворящий Крест Спасителя и особо чтит день, когда Святой Крест был после долгих веков забвения вновь обретён христианами.

История обретения Креста Господня

После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов в первой половине II века, император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, обратился в христианство сам и сделал его государственной религией в Римской империи. В 326 году святая равноапостольная императрица Елена предприняла паломническую поездку в Святую Землю для поиска там утерянных христианских реликвий.

Здесь предания расходятся. Более древнее из них гласит, что царица Елена и Иерусалимский епископ Макарий от ранних христиан знали, что орудия Страстей Христовых после казни Спасителя были сброшены в яму совсем рядом с Голгофой и распорядились перекопать всю гору. В одном месте им помешало языческое капище, которое было разрушено по приказанию царицы. В его-то руинах и были найдены три креста (Господа и обоих распятых с ним разбойников).

Чтобы определить, какой из крестов принадлежал Спасителю, их поочерёдно возложили на гроб умершего человека, которого родственники в это время несли мимо на кладбище. При возложении Святого Креста Господня на гроб, мёртвый воскрес. Именно поэтому Святой Крест именуют Животворящим.

По более поздней, но и более распространённой версии, которая читается в прологе в день Крестовоздвижения, старый еврей Иуда (не без принуждения) показал равноапостольной Елене место под капищем Афродиты, где по свидетельствам его предков были спрятаны святые реликвии, и царица нашла в мусорной яме Святой Крест Христов и большинство остальных орудий Страстей Господних — титло, гвозди, терновый венец и т.п.

Святыни с молитвой очистили от грязи, а находившаяся рядом недужная, припавшая ко Кресту со слезами, получила исцеление от тяжёлой болезни. Так поняли, что святыни истинны, а еврей Иуда крестился с именем Кириак (с греч. «Господний») и со временем даже стал Иерусалимским епископом.

Царицу сопровождали сотни верующих и после обретения Святого Креста началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, но по многолюдности многие не могли приблизиться и даже видеть его. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу с высокого места, что послужило традиции воздвигать (поднимать) крест для поклонения в день праздника.

Святой Крест Христов святой царицей был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло поклониться великой святыне. Большая его часть была взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась при её дворце, а уже после оказались в Константинополе). Вторая большая часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Третью долю святыни отправили в Рим.

Несколько малых частиц святыни развезли по разным городам мира. Причём, как отмечают многие источники (например, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст), мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в наперсных мощевиках многих христиан.

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня сразу в нескольких городах. Такая великая святыня есть в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и других храмах и обителях.

Святая царица Елена недолго пробыла в Иерусалиме, но за это время на Голгофе, в Вифлееме, на Фаворе, в Гефсимании и других памятных местах, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа успела воздвигнуть до 80-ти храмов.

Установление торжества в Церкви

Уже к концу IV столетия Иерусалимская Церковь особо торжественно отмечала три христианских праздника — Воскресение Христово, Рождество Христово и праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения (храмов, которые соорудили по указу царицы Елены на Голгофе и в других святых местах).

В это же время отмечали и праздник Крестовоздвижения, которое первоначально занимало второстепенное значение по отношению к празднику Обновления иерусалимских храмов. Согласно «Пасхальной хронике» VII столетия, священнодействие Воздвижения (греч. «staurofaneia» – «явление Креста» верующим) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

О существовании в это время местной традиции Воздвижения Креста свидетельствует в своих воспоминаниях и известная паломница IV века Этерия (Сильвия Аквитанка).

Начиная с VI столетия Воздвижение Креста постепенно становилось всё более значительным праздником, а праздник Обновления церквей уходил на второй план, пока к концу VII века Крестовоздвижение не приобрело современный статус Двунадесятого праздника и не распространилось в остальных Поместных Церквях.

Новое осмысление Крестовоздвижения произошло также и в связи с захватом Иерусалима персами в 614 году, в ходе которого были уничтожены многие храмы и святыни, а Святой Крест (та его часть, что хранилась в Иерусалиме) и Иерусалимский патриарх были захвачены персами и увезены с собой.

Отвоевать святыню и Предстоятеля удалось только через полтора десятка лет в правление византийского императора Ираклия. В 628 году Святой Крест торжественно вернулся в храм Воскресения Христова. С тех пор в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вспоминают оба этих события — обретение Креста и его возвращение из плена язычников.

Традиции и особенности Крестовоздвижения

Воздвижение Креста Господня Церковь отмечает 14 сентября (27 сентября по новому стилю). У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства.

Богослужения этого Двунадесятого праздника совершаются духовенством в облачениях фиолетового (пурпурного) цвета. В память крестных страданий Господа Иисуса Христа в день праздника Церковью предписан строгий пост.

Накануне праздника совершается всенощное бдение. На малой вечерне бдения совершается перенесение Креста с жертвенника на престол (в приходских храмах Крест чаще сразу кладётся на престол до начала богослужения, а Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене нет помазания, Евангелие читается в алтаре, а после чтения Евангелия всегда поётся «Воскресение Христово видевше», даже если празднование не выпадает на воскресный день.

Во время Великого славословия при пении Трисвятого священник в полном облачении совершает вынос креста на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», во время которого трижды совершаются земные поклоны.

Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час.

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах

На Литургии (вместо «Трисвятого» и без земных поклонов) вновь поётся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…». В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест и страдания Спасителя представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость, а в Евангелии от Иоанна (XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Богочеловека.

Крест лежит на аналое посреди храма до 21 сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии поют тропарь и кондак Святому Кресту, а затем он уносится священником в алтарь через Царские врата.

На Руси в дни Крестовоздвижения было принято строить часовни и малые церкви, а также устанавливать поклонные кресты (по обету, при дорогах, на месте строящихся храмов и в благодарность за помощь Божию).

Интересные факты

По мнению ряда исследователей, праздник Обновления (и Крестовоздивижения) стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения. Именно этим обусловлен выбор даты празднования — 14 сентября.

На иконах Крестовоздвижения почти всегда присутствует не только держащий Святой Крест на возвышении патриарх Макарий и святая царица Елена, но и святой император Константин Великий (несмотря на то, что в это время его не было в Святой Земле). Таким образом, сама возможность обретения величайшей святыни связывается Церковью с легализацией и поддержкой христианства святым императором.

В народе в этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)27

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]