Христианский ритуал погребения имеет множество народных традиций, некоторые из которых имеют многовековую историю. К одним из таких ритуалов относится бросание горстей земли в могилу покойного во время погребения. Несмотря на распространенность ритуала, многие не могут объяснить в чем смысл данного обряда, откуда он произошел, и как его правильно проводить. Обо всех правилах старинного обряда, с небольшим экскурсом в историю, Вам поведает ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.
Откуда пришла традиция бросать горсть земли в могилу?
Многие традиции пришли к нам еще со времен язычества. Некоторые из них укоренились, и применяются в народе. О ритуале бросать землю в могилу покойному известно следующее:
- В языческие времена тела покойников сжигали, пепел собирали в импровизированную урну, которую окружали вещами усопшего. Все родственники и друзья бросали поверх урны и вещей горсти земли до тех пор, пока они полностью не покроются слоем грунта. Вокруг могилы сооружали домовину – жилище для души умершего, куда и приносили дары, угощения.
- Древние славяне верили, что земля, которая покрывает бренное тело усопшего целебная, и отличается особым плодородием. И потому, каждый на похоронах, старался приложиться к целебной земле, бросив в могилу ее горсть.
- Гробы появились в 6 веке, и хоронили в них только богатых и знатных людей. При захоронении было принято насыпать в шапку покойного столько земли сколько влезет и высыпать прямо на гроб. При захоронении военных, землю сыпали в его шлем. После могилу засыпали землей, формируя могильный холм.
- С возникновением православия данная традиция претерпела изменения. Обряд связанный с бросанием земли на гроб связывали с бренностью человеческого жития. Таким образом близкие люди прощаются с усопшим, предавая его земле, и надеясь на его воскрешение.
Традиция, пришедшая к нам испокон веков, является напоминанием того, что жизнь человека не вечна, и все, когда-нибудь, будут преданы земле. Могильная земля во все века считалась необычной, и потому в дореволюционные времена многие храмы возводились на кладбищах.
Можно ли придать земле после похорон
Омовение и облачение умершего.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.
Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.
Погребение
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (1Кор. 6: 15, 19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (1Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).
После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (1Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.
На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец (2Тим. 4: 7, 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».
«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).
Как проводится обряд у других народов
В Осетии всегда существовал обряд посвящения земли. Во время похорон старейшина поселения или семьи должен был трижды взять горсть земли и крестообразно посыпать ее на грудь покойника, приговаривая при этом слова «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю». Такой же обычай диктовала и армянская церковь. Священник должен был посыпать покойного землей, и только после тело покрывалось саваном и опускалось в могилу.
В исламе, после того, как тело покойного опущено в могилу, каждый присутствующий на похоронах мужчина, бросает горсть земли со словами «Все мы принадлежим Аллаху и воистину, мы к Нему вернемся». После того, как могильный холм сооружен, его поливают водой и бросают семь горстей земли, читая при этом молитву.
В иудаизме после опускания гроба в могилу, принято бросить три лопаты земли. Ритуал выполняют все пришедшие, при этом лопату не передают из рук в руки, а каждый раз кладут или втыкают в землю. При проведении обряда каждый проговаривает «Да упокоится его душа с миром».
Сколько горстей земли нужно кинуть?
На православных похоронах принято бросать одну или три горсти земли на крышку опущенного гроба. По мнению священников, количество горстей не имеет никакого значения, самое главное в этот момент помолиться за душу усопшего, простить ему старые обиды и долги, не таить зла на новопреставленного.
Данная традиция важна и для того, кто прощается и для покойного. Человек бросающий землю в могилу, в данный момент, как бы остается один на один с усопшим, и может попросить прощение у покойного, простить его грехи и пожелать ему доброго пути в новом мире. Для умершего важно спокойно перейти в мир иной, и если душа будет чувствовать, что прощена близкими людьми, то переход будет менее болезненным. Есть мнение, что непрощенные обиды живых, могут причинять покойному сильные душевные страдания.
В простонародье существует и другое мнение на данный обряд. Считается, что обряд помогает усопшему оставаться в мире мертвых и не беспокоить своим присутствием живых. Если кто-то на похоронах проигнорировал обряд, душа покойного может возвращаться и причинять страдания живым в виде ночных кошмаров. Безусловно, данное суеверие относится к домыслам, и церковь отрицает наличие данных явлений.
Храм святителя Алексия митрополита Московского
Как правильно похоронить близких
О ЗАОЧНОМ ОТПЕВАНИИ
Иногда отпевание в храме бывает физически невыполнимым; тогда вершается отпевание на дому или же, если нет возможности пригласить священника на дом, то в ближайшем храме усопшего отпевают заочно.
После прощания с усопшим на кладбище (перед тем, как забить гроб), закрыв усопшего покровом или белым полотном, крестообразно посыпают его землей. Для этого полученную в храме освященную землю разделяют на три приблизительно равные части и с пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» троекратно посыпают тело крестообразно, строго соблюдая правильность креста — от головы к ногам и с правого плеча на левое. Если умерший соборовался, то на покров также поливается оставшееся соборное масло с пением «Аллилуиа» (3 раза).
Если православного христианина уже погребли без отпевания, и через какое-то время, иногда через годы, родственники все же хотят отпеть умершего, тогда в церкви опять- таки заказывается заочное отпевание. Полученная по отпевании освященная земля крестообразно с пением «Трисвятого» посыпается на могильный холм.
Если земля, полученная в храме, не будет доставлена на могилу в день отпевания, не надо бояться заносить ее домой. Страх этот — суеверный: земля освящена в церкви и относиться к ней требуется, как к святыне. Хранят ее в подобающем д ля святыни месте, обычно в святом углу за иконами.
О ПРЕДАНИИ ТЕЛА ЗЕМЛЕ
При выносе гроба с телом из храма после отпевания поется ангельская песнь «Трисвятое». Гроб выносят так, чтобы лицо умершего было обращено к выходу (ногами вперед). Если священник сопровождает гроб с почившим до могилы (что теперь, к сожалению, бывает редко), то на кладбище совершается последняя лития и обряд предания тела земле.
Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно. Их цель — показывать иным христианам, что здесь погребен их собрат по вере, и сохранить для потомков имя его. Могила — это место будущего воскресения, поэтому относиться к ней надо с благоговением. Она должна содержаться в чистоте и порядке.
Могила устраивается так, чтобы при опускании гроба лицо умершего было обращено к востоку, в знак того, что он идет от запада жизни к востоку вечности, и в знак веры в Воскресение Христово. Глубина могилы должна быть не менее 180 сантиметров. Делаемые в некоторых случаях боковые подкопы для гроба, якобы облегчающие покойнику тяжесть от давления земли, Церковь считает суеверием. То же самое относится и к устроению перекрытия из досок или кирпичного свода над опущенным в могилу гробом.
Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения холмом. Христианская Церковь, приняв и сохранив этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Честным и животворящим Крестом Господним, молчаливым проповедником блаженного бессмертия и воскресения. Крест устанавливают в ногах погребенного, как бы перед лицом его.
Крест делается из любого долговечного материала, он обязательно должен быть восьмиконечным и правильной формы. В православной России наиболее часто употребляют деревянный восьмиконечный крест с укрепленными сверху него двумя ложечками в виде крыши, так называемый «голубец». Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда чист, ухожен и, если необходимо, покрашен. На кресте помещается фамилия, полное имя и отчество умершего, а также даты его рождения и смерти. Обращаясь ко кресту, будут приносить молитвы приходящие на могилу люди, поэтому допускается помещать на кресте небольшую иконку, но ни как не фотографию умершего. Если на кресте изображено Распятие, то той стороной, где Распятие, крест должен быть обращен к лицу покойного. Не приличествуют могиле христианина дорогие монументы и надгробия.
Веруя в конечное воскресение, христиане чуждаются возрожденного в нашем веке языческого обычая трупосожжения (кремации), ведущего к полному уничтожению тела, имеющего в себе явный образ геенны огненной.
При опускании тела в могилу снова поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь, перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Таким образом тело предают земле в знак покорности Божию определению: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3,19). Для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше приносить с собой икону или Крест с изображением Распятия Господня.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Молитва за усопших — самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Священное Предание указывает дни, которые православные христиане особенно должны посвящать памяти усопших. Это в первую очередь третий, девятый и сороковой дни по кончине. Третины совершают в честь того, что умерший был крещен во имя Отца и Сына и святого Духа — Бога, единого в Троице, а также в честь трехдневного Воскресения Иисуса Христа. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь, обвиняя в грехах, совершенных ею по их наущению. Когда в третий день бывает в церкви поминовение, душа получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби и благую надежду. В этот же день она возносится на небеса для поклонения Богу.
До девятого дня душе показывают красоты рая, а в остальное до сорокового дня время — мучения и ужасы ада. В девятый день в церкви необходимо совершить поминовение для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.
Только на сороковой день назначается душе место до воскресения и Страшного Суда. Сорок дней — время, когда решается судьба души умершего, поэтому в это время возможны благоприятные изменения в состоянии его души.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УМЕРШИХ
Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением за литургией (обедней), когда частицы, изъятые из священных хлебов за живых и умерших, погружаются в кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся за Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего мы не можем сделать для усопших, особенно в те сорок дней, когда душа следует по пути к вечным селениям.
Святая Церковь постановила творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться об отпевании, а затем о сорокоусте, т.е. о сорокодневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок обеден в нескольких храмах. Как сделать это? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о — упокоении или сорокоуст (назвать полное имя умершего). После обедни можно отслужить панихиду; молитва будет действеннее, если поминающий сам покается и причастится.
О ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОЛИТВЕННОЙ ПОМОЩИ УСОПШИМ
Не будем ослабевать в молитве за умершего и после сорока дней после его кончины — даже по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды, хотя бы она по своим делам и была осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого страшного суда. Господь ждет, чтобы грехопадения такого человека старались восполнить его близкие, совершая богоугодные дела, которых сам умерший не успел совершить при жизни. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти. День Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил умерший, а так же день рождения. В эти дни хорошо заказать поминовение на литургии, отслужить панихиду.
Милостыня также облегчает загробную участь покойного. Даже если по ошибке милостыня будет подана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надо стараться подавать тем, кто в этом действительно нуждается. Таких немало среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Древний и всеобщий обычай христианский — жертвовать на храмы и монастыри.
Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе дух Христов не помогут никакие молитвы живущих еще братий. О ВСЕЛЕНСКИХ
РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТАХ
Дни вселенского (всеобщего) поминовения умерших получили название родительских суббот.
1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого Поста.
2. В Великий Пост поминовению усопших посвящаются вторая, третья и четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные литургии, ни поминальные трапезы, совершение панихиды в сороковой день не отлагается.
3. Троицкая суббота — день перед праздником Пятидесятницы. В этот день с особой благотатной силой Божия Церковь дерзает молиться о праведных и грешных и даже «о еже во аде держимых».
4. Вторник Фоминой недели (второй недели по Пасхе), — Радоница. В этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших ближних радостною вестью о Воскресении Христовом.
5. 11 сентября /нового стиля/, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост) совершается поминовение православых воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
6. Димитриевская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля), днем великомученника Димитрия Солунского. Также, как и предыдущая, она посвящена, в первую очередь, поминовению павших воинов.
В эти дни отслужите о своих близких заказные обедни, помолитесь за панихидой (общим молебным пением за умерших), а дома читайте 17 кафизму из псалтири, помяните умерших за трапезой.
В дни всеобщего поминования усопших хорошо посетить могилы ближних, следует напомнить, что за несколько дней до родительской субботы необходимо навести порядок на могилке, поправить крест, обновить и покрасить оградку, убрать мусор. Этим недопустимо заниматься в сам день поминовения. В этот день лучше просто посидеть около могилки, вспомнить умершего, помолиться о нем. Хорошо отслужить на могиле литию. В день Радоницы ни в коем случае не надо класть крашеные яички на могилы — это языческий обычай. Нельзя распивать на кладбище спиртные напитки, и уж тем более недопустимо лить водку в могильный холм.
Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
(Окончание следует…)
Из кн. “Как умереть по христиански?”
Какой рукой нужно бросать землю
Земля считается древним источником силы, которой люди с древних времен пользовались и передавали потомкам. По сказаниям предков, левая рука принимает энергию, а правая отдает. И потому, чтобы ритуал с землей не стал причиной неприятностей в жизни, принято бросать горсти земли левой рукой, стоя с левой стороны могилы.
Первым горсть земли должен бросать священник, осеняя при этом гроб крестом. Все жесты священника сопровождаются молитвами об отпущении грехов. Далее священник посыпает тело пеплом из кадила, что символизирует угасание жизни и переход души в иной мир. Крышку гроба забивают работники ритуального агентства, и опускают в могилу с помощью полотен. Затем священник еще немного бросает земли на уже опущенный гроб.
Далее ритуал соблюдают близкие родственники покойного, затем друзья, коллеги и сослуживцы. Землю нужно брать с края могилы, но осторожно, чтобы не поскользнуться на мокром грунте, и не упасть вниз. Брать землю можно с помощью платка, который раздается всем пришедшим, а можно голой рукой. Говорить фразу «Пусть земля будет пухом» не стоит, так как она имеет языческие корни, и более подробно узнать ее происхождение можно здесь. Лучше пожелать усопшему «Царствия Небесного» и мирного упокоения.
После посещения кладбища и перед поминальной трапезой, руки нужно как следует вымыть, чтобы смыть не только могильную грязь, но и кладбищенскую энергетику.