Храм во имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника


Мiръ

Россия Республика Крым Евпатория Храм святителя Луки (Евпатория) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:45.21518900000000229510987992398440837860107421875,»lon»:33.34381799999999884676071815192699432373046875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B8_(%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 (\u0415\u0432\u043f\u0430\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 (\u0415\u0432\u043f\u0430\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043c\u0438\u043a\u0440\u043e\u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0435 \u0421\u043f\u0443\u0442\u043d\u0438\u043a-2 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0415\u0432\u043f\u0430\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438. \u0421\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u043d\u044c \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 \u2014 \u0434\u0438\u0441\u043a\u043e\u0441 \u0438 \u0438\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0441 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u0435\u0439 \u043c\u043e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438, \u0430\u0440\u0445\u0438\u0435\u043f\u0438\u0441\u043a\u043e\u043f\u0430 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041b\u0443\u043a\u0438 (\u0415\u0432\u043f\u0430\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f)»,»link»:»»,»lat»:45.21518900000000229510987992398440837860107421875,»lon»:33.34381799999999884676071815192699432373046875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

45.215206; 33.343846

Россия, Республика Крым, Евпатория, микрорайон Спутник-2, Южная улица, 44

Евпатория,Республика Крым

Россия

Телефон:

+7 (978) 719-23-29

E-mail:

Храм святителя Луки

находится в микрорайоне Спутник-2 города Евпатории. Среди святынь храма — дискос и икона с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Крымского.

История[править]

Инициаторами строительства третьего городского храма в Евпатории (строительство нового храма, а не часовни, в городе не велось почти 100 лет) выступили православные жители микрорайона Спутник-2 и близлежащих районов.

Затем последовало обращение верующих к правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии, митрополиту Лазарю.

По благословению владыки 20 мая 2005 года была зарегистрирована община во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, исповедника, и с того времени началась работа по оформлению документов на выделение земли для строительства православного храма и храмового комплекса. Проектную документацию разработал архитектор Николай Дмитриевич Климов.

8 декабря 2006 года состоялась закладка первого камня и освящение места для строительства храма. Чин освящения и закладки камня, в сослужении духовенства Евпаторийского благочиния и Крымской епархии, возглавил митрополит Лазарь.

В 2011 году возведены купола храма и колокольни, завершены общестроительные работы на основном уровне храма. 8 декабря 2011 года митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем совершён чин освящения накупольных крестов.

Первая Божественная литургия во временном храме на территории строительства совершена 28 марта 2009 года. С 6 января 2012-го богослужения совершаются уже в новопостроенном храме.

Храм во имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника

В четверг, 10 июня, на 40-й день по Пасхе, Церковь отмечает праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

С праздником, братья и сестры!

Тропарь, глас 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак, глас 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Задостойник, глас 5:

Велича́й, душе́ моя́, возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.

Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, ве́рнии, единому́дренно велича́ем.

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние.

Как добраться до храма Луки в Новом Свете

Храм Луки в Новом Свете находится на улице Голицына, 18. Путешественники, едущие из Судака, могут добраться до поселка общественным транспортом. Рейсов достаточно. Церковь найдете без труда, она располагается напротив Дома шампанских вин князя Голицына.

Автотуристы ориентируются по карте или навигатору. Точные координаты указаны ниже. Кстати, если у вас нет своего авто, но хочется посмотреть, как можно больше интересных и красивых мест, рекомендую воспользоваться . Выгодно и удобно.

Полезные ссылки:

Жилье в Новом Свете Тропа Голицына. Экскурсия в Новом Свете Морская прогулка на катере по бухтам Нового Света Экскурсии в Новом Свете

Как добраться[править]

Адрес:

Республика Крым, Алушта, улица Туристов 3

Проезд:

  • Если ехать от автовокзала, то нужно перейти через подземный переход на противоположную остановку от автовокзала, сесть на любой троллейбус, идущий в сторону Симферополя, ехать до остановки ул. Снежковой (вторая остановка от автовокзала), перейти дорогу по пешеходному переходу, лестница вверх приведет вас прямо к храму святителя Луки.
  • Если ехать из центра города, то нужно сесть на маршрут 5 или 3, выйти на предпоследней остановке до конечной — перед продуктовым магазином «СОСЕДИ». Поворот на старое кладбище приведет вас к храму.

Телефон:

+79780733467

Электронная почта:

«Тяжело переживаю смерть больных…»

В 1944 году вышла в свет одна из основных научно-практических работ святителя-хирурга «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»[15]. Анализируя обширный личный опыт оперирования запущенных огнестрельных ранений, профессор писал: «Лечение тяжелых осложнений гнойной инфекцией ран суставов является одной из важнейших задач тыловых эвакогоспиталей. На первое место по тяжести течения и опасности для жизни надо поставить ранения коленного и тазобедренного суставов и крестцово-подвздошного сочленения»[16].

Как отмечается в работе, с 28 сентября 1941 и до 12 февраля 1943 г. в Красноярском эвакогоспитале автор прооперировал 85 раненых в коленный сустав фронтовиков (29 из них поступили в тяжелом состоянии), причем от момента ранения до операции прошло от одного до 4,5 месяцев (!). В книге анализируются хирургические эпизоды 54 пациентов, из которых, благодаря мастерству хирурга, скончалось лишь трое[17]. В своей «Автобиографии»[18] хирург о[19]. Для сравнения отметим, что в среднестатистическом измерении из эвакогоспиталей глубокого тыла с 1 января 1943 г. в строй становилось 15% раненых, ведь туда попадали самые сложные больные.

Нужно сказать, что профессор очень чутко относился к страданиям больных, «тяжело переживаю смерть больных после операции. Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили… Переношу их все тяжелее и тяжелее…». Ученица святителя А.Беньминович писала: «Мы знали: каждая смерть, в которой он считал себя повинным, доставляла ему глубокие страдания». «В делах, требовавших нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один», – вспоминала медсестра Ташкентской больницы М.Нежанская[20].

Богатый хирургический опыт послужил основанием для научных обобщений. По мнению ученого, высокая доля смертельных исходов (в медицинской литературе того времени указывалось, что доля смертельных исходов при ранениях тазобедренной области доходила до 25% — Авт.) объяснялась невниманием к реальным физиологическим причинам осложнений такого рода. Профессор приходит к выводу – главное средство спасения таких больных – резекция суставов[21]. Он разработал новые методики операции, появилась новаторская хирургическая тактика, были научно описаны 11 вариантов распространения гноя в мягких тканях.

В книге описывались десятки случаев подобных операций, что делало работу свт. Луки незаменимым пособием военных хирургов. Разносторонний материал эмпирический материал проведенных операций и наблюдений за больными дал возможность ученому активно изучить проблему тяжелых форм огнестрельного остеомиелита, поражения крупных костей и суставов, заражения крови[22]. Параллельно ученый писал научные труды, делясь передовым опытом. В частности, в «Сборнике трудов эвакогоспиталей Воронежского военного округа» вышла его статья о раневом сепсисе.

Свободное слово Луки (Войно-Ясенецкого)


Вслед за Павлом он мог сказать: «Сила моя в немощах совершается». Фото с сайта www.bogorod.pravorg.ru

В этом году исполняется 60 лет со дня смерти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), хирурга мирового уровня и одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Он ушел из жизни 11 июня 1961 года.

Соприкасаясь с жизнью святителя, мы встречаемся с тем немногим подлинным, что осталось от советской эпохи. Один из элементов этого опыта – умение говорить правду в ситуации тотального контроля над всяким публичным словом. Архипастыря можно назвать перисиастом советского времени. Кто такой перисиаст? Человек, обладающий даром парресии. Сергей Аверинцев дает такое определение: «Парресия – «свободоречие», право говорить перед Богом или людьми без боязни, без робости и смущения. Классическое античное сознание рассматривало парресию как атрибут полноправного гражданина в кругу равных (противоположность – скованность и приниженность раба). Христианское сознание усмотрело в парресии дар Бога, утраченный человеком при грехопадении; только праведник, до конца победивший грех, заново обретает это исконное человеческое первородство».

Перисиаст в советском обществе должен был либо носить маску и прикидываться, что не обладает свободоречием, либо рисковать. Да, внутри общины можно было говорить на религиозные темы, иногда даже осторожно касаться острых вопросов. Но в секулярном пространстве приходилось ходить по тонкому льду. Заметим, что не всякое несение «правды-матки» есть парресия, а только та речь, которая обнажает реальность, открывает глубину. Клирик, который добивается голой правды, из-за неразумия может подставить всю общину, цена слова велика.

В Русской православной церкви перисиастов было немного: годы гонений давали о себе знать. Когда на исторической встрече в Кремле в 1943 году трех иерархов с «вождем всех народов» речь зашла об открытии семинарии, Сталин как бы по наивности спросил: «Куда же все священники делись?» Будущий патриарх Сергий (Страгородский), если бы сказал известную и ему, и коммунистическому руководству правду, не добился бы желаемой цели – легализации церковной жизни. Вопрос Сталина был в другом – лоялен ли ты советской власти, которая вдоволь поиздевалась над церковью. Сергий поспешил выказать свою лояльность. «Бывшие семинаристы стали революционерами, вот и нет священников» – такой, как гласит легенда, был его ответ. Это не было словом перисиаста.

Святитель Лука перед лицом коммунистической власти вел себя немного иначе, хотя и не лез на рожон. Многие его высказывания резко диссонировали с официальной точкой зрения. Например, в беседе с уполномоченным Совета по делам РПЦ он говорил, что во время событий 1956 года в Венгрии было много пролито крови невинных людей. При вручении Сталинской премии сказал, что сделал бы для страны гораздо больше, если бы его не гоняли 11 лет по тюрьмам и ссылкам. Но, критикуя власть, архиепископ не заходил дальше определенных границ. Он понимал важность сохранения легальных богослужений.

Конечно, Лука должен был учитывать существующие правила игры и отрабатывать боковые для церкви сюжеты идеологии. Святитель говорил немало «патриотических» в советском смысле этого слова речей. В то же время внутренне он не считал себя «соглашателем», хотя порой его речи транслировали исключительно господствующий дискурс без всякой поправки на реальное положение дел. Что ж удивляться, что некоторые прихожане стали считать его ставленником власти.

Скажем, 19 января 1947 года, на Богоявление, Лука выступил с проповедью: «Ни в одном государстве в различных постановлениях, распоряжениях и законах так не проявилась правда Божия, как в постановлениях и решениях советского правительства». И дальше он заговорил о советских мирных инициативах, о сокращении вооружения и о контроле над атомной энергией. Повторил многие штампы советской пропаганды. Среди верующих Симферополя было немало интеллигенции. Слова Луки о правде Божией в отношении деяний власти вызвали недовольство. Вот как он ответил в одном из частных разговоров: «Не так давно я узнал, что некоторые прихожане считают меня за красного архиерея и что у меня даже печать красная. Это потому, что они меня не видят и не слышат. На самом же деле я в своих проповедях всегда осуждаю безбожников».

Особого слова заслуживает отношение архипастыря к Сталину. Казалось бы, о чем здесь говорить – они антиподы: один был жертвой, другой палачом. Один страдал за веру, другой пытался ее искоренить. В то же время Лука согласился принять Сталинскую премию, в проповедях призывал чтить «вождей народа нашего» и в частных разговорах не позволял себе негативных высказываний о генералиссимусе. Напомним также, что 21 декабря 1949 года, в день 70-летия «вождя всех народов», в Крыму по распоряжению Луки совершались торжественные молебны. Архиепископ прекрасно понимал, что сталинизм может существовать десятилетия, и действовал как прагматик.

Вернемся, однако, к нашему разговору о парресии. Она проявлялась не только на встречах со светскими властями, но и в публичных жестах: в хождении в рясе по городу (тогда это не было принято), в молитве перед операцией (что точно запрещалось), в беседах с врачами-атеистами. Но особенно ярко она обнаруживалась во время церковных проповедей. Сотрудникам патриархии Лука рассказывал о своей проповеднической деятельности: «Слушают затаив дыхание. Сколько подростков окружают меня! Сколько комсомольцев и комсомолок причащаются! Сколько интеллигенции приходит послушать меня! Я объясняю Евангелие и апостольские послания. В них есть немало того, что неприятно неверующим, – но я ничего не пропускаю из Слова Божия и считаю, что я должен говорить не только приятное, но и неприятное, чтобы заставить людей задуматься над тем, куда они идут. Я, например, говорю об идеализме и материализме. Конечно, я характеризую материализм с надлежащей стороны, как ни горько это слушать атеистам… Я знаю, что моя церковная карьера кончилась, что не дадут согласия на мой перевод на лучшую кафедру, так как понимают, что я умею возбудить весь город. Но я не ищу церковной карьеры, как перестал искать карьеры и медицинской. Мне не много остается жить. Медициной я не занимаюсь, потому и хочу каждый день своей жизни отдавать на служение Богу и делу проповеди о Нем. Для меня теперь вся жизнь – в массах, стоящих передо мной и жадно вбирающих в себя мои слова».

Разговор о вере и атеизме был на грани дозволенного. И светские чиновники руками чиновников церковных добились его прекращения. Но Лука не отказался от скандального по советским меркам поведения. Так, в разгар гонений на «космополитов» он произносит проповедь «Почему Богородица была еврейкой». Политический контекст этой речи, как говорится, лежит на поверхности.

В служении святителя Луки есть что-то общее с трудами апостола Павла. Ситуация, в которой он действовал, ставила его во вполне определенные обстоятельства. Вслед за Павлом он мог сказать: «Сила моя в немощах совершается». Как и у апостола, его призвание было не крестить, а благовествовать. Его проповеднический дискурс (большинство проповедей святителя традиционны: пересказ евангельского текста и какие-то богословские и житейские выводы) направлен на утверждение воскресения как события, значимого для всех. В СССР дискурс последовательного рассказа, подкрепленного повествованием о знамениях и чудесах, исчез. Он стал неубедителен. В условиях гонений на религию те случаи, которые опознавались верующими как чудеса, для неверующих были всего лишь стечением обстоятельств и не выступали в качестве доказательств.

Дискурс посланий апостола Павла – это особый способ говорения о вере. Павел просто свидетельствует о Событии. И Лука занимается тем же. Он говорит о воскресении, о свете в конце туннеля.

Спаситель солдатских жизней

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех сил страны и коренной перестройки, в частности, медицинского дела На базе Красноярска к январю 1942 г. открылось несколько эвакуационных госпиталей на 10 тыс. коек, куда за 7 тыс. км поступали особо тяжело раненые фронтовики. Отметим, что советская военно-медицинская служба в годы Великой Отечественной войны вернула в строй 72,3% раненых и 90% заболевших воинов (в совокупности – 17 млн. человек)[13]. Несмотря на тяжелые условия и нехватку лекарств, в стране не допустили эпидемий.

В первый же день войны местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Сергий (Страгородский) собственноручно написал на машинке свое знаменитое обращение к пастырям и пасомым Русской Православной Церкви: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…Положим же души своя вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Сам владыка Лука с марта 1940 г. работал хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 130 км севернее Красноярска. Осенью 1940 г. ему разрешили выехать в Томск, в городской библиотеке исследователь изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе на немецком, французском и английском языках, закончив второе издание «Очерков гнойной хирургии».

Откликаясь на призыв первосвященника РПЦ, в начале войны епископ Лука направил телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

В июле 1941 г. он уже приступил к операциям, а с 30 сентября 1941 г. профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Пожилой, больной ученый-епископ работал по 8-9 часов, делал 3-4 операции в день, что в его возрасте приводило к нервному истощению. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу – в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви. Жить приходилось в холодной сырой комнате, питаться от госпитальной кухни ему не полагалось, однако выручали коллеги и персонал. Хирургический труд в Красноярске потребовал от престарелого, больного эмфиземой легких владыки Луки напряжения всех физических и духовных сил. Тем не менее, он работал с неизменной молитвой, спокойно, ровно, персонал не нервничал во время операций. К февралю 1943 г. профессор лично прооперировал 164 тяжело раненых в крупные суставы (20 из них в тазобедренные).

За три недели в 1942 г. он посетил семь госпиталей. Осмотрел 80 раненых. От умирающих воинов он не скрывал близости смерти, так как они могли пожелать христианской кончины. Об умерших молился дома, куда верующие принесли много икон[14].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]