Текст молитвы псалом 51
На церковнославянском языке
В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов
1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.
2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.
4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.
6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:
7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.
8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.
9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.
На русском языке
К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришёл Давид в дом Авимелеха».
1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?
2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.
3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.
4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.
5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.
6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:
7 «Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею».
8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.
9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.
Псалтирь 51 глава 1 стих
Псалом 33–й произнесен Давидом, «когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел
» (1
Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
Пс. 33:1). По истории настоящий псалом должен следовать за тем. В книге Царств сказано: «
там находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин, начальник пастухов Сауловых
» (7 Там находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин, начальник пастухов Сауловых.1 Цар. 21:7). Это относится к тому времени, когда Давид пришед в дом Авимелеха и съел хлебы предложения, взяв их от архиерея; тогда же он изменил лицо свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел. В то самое время был там, говорится, один из слуг Сауловых, Доик Сириянин, пасший Сауловых мулов, который тотчас пошел к Саулу и сказал ему: «
я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему. И послал царь призвать Ахимелеха, сына Ахитувова, священника, и весь дом отца его, священников, что в Номве; и пришли они все к царю
» (9 И отвечал Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, и сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува,1 Цар. 22:9, 10, 11). Тогда по приказанию Саула этот Самый Доик «
напал на священников, умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом
» (18 И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять* мужей, носивших льняной ефод;
//*В греческом переводе:
триста пять.1 Цар. 22:18, 19). Узнав о совершившихся событиях, Давид и произнес эти слова, не составляющие ни песни, ни псалма, ни гимна и ничего подобного. Да и мог ли, конечно, он воспевать песни или псалмы по случаю несчастья стольких иереев? Поэтому и в надписании псалма нет никакого наименования; здесь только сказано: «
в конец
» и — «
в научение
», потому что последние слова псалма, именно: «
я же — как маслина плодовитая в доме Божием: уповал на милость Божию во век и в век века
» (10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,Пс. 51:10), — заключают в себе некоторое утешение. Итак, когда, бывши у Авимелеха, Давид вкусил священной пищи, и вследствие этого изменился его вкус, или по мнению других толкователей — его характер, тогда он восхвалял и благодарил Бога такими словами: «
благословлю Господа на всякое время, хвала Ему — всегда на устах моих
» (2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.Пс. 33:2) и так далее. Теперь же, когда он узнал о предательстве Доика и диавольском истреблении им стольких священников, он обращается к нему со следующими словами: «
что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие весь день
». Упоминаемое здесь по времени гораздо раньше событий пятидесятого псалма, потому что это случилось и сказано еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Много времени спустя, уже после смерти Саула и к концу собственного царствования, Давид приносит покаяние, содержащееся в 50–м псалме. Но по причине связи его с 49–м псалмом, нами уже объясненной, он поместил этот псалом прежде других. Между тем, следующие за 50–м псалмы, принадлежащие Давиду, числом двадцать — от 51 до 70, по своему содержанию относятся к другим событиям, так что, по–видимому, они произнесены еще при жизни Саула и до воцарения Давида. Так и рассматриваемый нами псалом написан при жизни Саула, «
когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха
». Да и пятьдесят третий сказал (1 Начальнику хора. На струнных
орудиях
. Учение Давида,Пс. 53:1), — «
когда пришли Зифеи и сказали Саулу: вот, Давид не у нас ли скрылся?»
(19 И пришли Зифеи к Саулу в Гиву, говоря: вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила, что направо от Иесимона;1 Цар. 23:19) Точно также пятьдесят пятый надписывается: «
когда удерживали его иноплеменники в Гефе
» (1
Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
Пс. 55:1). А это именно было до вступления Давида на царство, еще при жизни Саула. И пятьдесят шестой надписывается: «
когда он
(Давид)
убегал от Саула в пещеру
» (1
Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
Пс. 56:1). Точно также пятьдесят восьмой — «
когда
», говорит, «
Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его
» (1
Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
Пс. 58:1). Далее, псалом пятьдесят девятый, хотя и произнесен после смерти Саула, уже в царствование Давида, но все–таки до его поступка с Урией, что явствует из надписания, в котором время указывается так: «
когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч
» (1 Начальнику хора. На музыкальном
орудии
Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.Пс. 59:1-2). Это по времени предшествует покаянию пятидесятого псалма. Наконец и шестьдесят второй псалом сказан Давидом — «
когда он был в пустыне Иудейской
» (1
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
Пс. 62:1), еще при жизни Саула. И обрати внимание, что почти все псалмы второй части книги псалмов Давида, после пятидесятого, оказываются произнесенными им раньше, до времени его поступка с Урией. Первая же часть книги с первого псалма по сорок девятый имеет другой характер, потому что относится к событиям, следовавшим после покаянного пятидесятого псалма. Так, третий псалом сказан Давидом, «
когда он бежал от Авессалома, сына своего
» (1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.Пс. 3:1). А он бегал от сына после события с Урией. И в шестом псалме он оплакивает тоже самое преступление, говоря: «
утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою
» (7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.Пс. 6:7). И седьмой — «
по поводу слов Хусия, сына Иемениина
» (1
Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
Пс. 7:1), мог быть сказан в то же время. Хусий, ближайший друг Давида, находился тогда при Авессаломе. Далее, семнадцатый относится к последним временам жизни Давида (1
Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!Пс. 17:1-2). А тридцать седьмой надписан: «
в воспоминание
» (1
Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
Пс. 37:1) — и заключает ту же самую мысль, что и шестой; он даже и начинается теми же самыми словами: «
Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня
». Таким образом, и этот псалом предшествует пятидесятому псалму в выражении того же самого покаяния, как в других отношениях, так и тем, что говорит: «
беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего
» (5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,Пс. 37:5, 6). Впрочем, ты и сам, занявшись этим делом, можешь найти, что большинство псалмов в первой части книги произнесено после события с Урией, а следующие за пятидесятым по времени предшествуют преступному делу. Почему же, однако, сообразно с последовательностью времени, не поставлены первые по времени псалмы на первом месте, а позднейшие — на втором месте, но первые, составленные еще при жизни Саула, оказываются во второй части книги псалмов, а в первой части — позднейшие по времени. Я думаю, что такой порядок принят с той целью, чтобы не переходить от лучшего к худшему, потому что немногие псалмы, именно подписываемые: «
в конец
», «
не погуби
» (1
Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
Пс. 56:1 и 1
Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
Пс. 74:1), кажется, сохраняют свое место в порядке псалмов. Вообще же печальные ставятся на первом месте, чтобы на втором можно было оставить более отрадные, так что (впечатление от) худших выкупалось бы и сглаживалось благодаря следующим за ними хорошим. Правдоподобно, что сам Давид свой позднейший грех хотел несколько умалить сопоставлением с своими прежними подвигами. А может быть кто–нибудь скажет, что он с большой предусмотрительностью поставил свои покаянные псалмы на первом месте, так как «
Праведный себе самаго оглаголник во первословии
» (18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.Притч. 18:18). Впрочем, мы уже достаточно обсудили указанный порядок (Псалмов); теперь пора перейти и к приведенным выше словам пятьдесят первого псалма.
Источник
Толкование на Псалом 51. PG 23, 441-452. В PG 55, 589-593 помещено среди творений, приписываемых свт. Иоанну Златоусту (Spuria), русский перевод — в собрании творений свт. Иоанна.
История написания
В период гонений царя Саула на ещё юного, но Господом венчанного на царство, Давида, последний написал несколько песен. Псалом 51 – выражение надежды в минуты отчаяния, когда многие искали смерти Давида, клеветали на него и обвиняли без каких-либо оснований. Песнь была написана после того, как первосвященник Авимелех приютил у себя Давида, не зная о том, какие опасности следуют по пятам за юношей. Доик Идумеянин предал Авимелеха и донес на него, что стало ударом не только для первосвященника, который всего лишь показал себя как гостеприимного хозяина, но и для Давида, тяжелого переживавшего горести других.
Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь
ПОИСК | ФОРУМ |
Псалом 51
Повод написания псалма указан во 2 ст. Это — донос Доика на первосвященника Ахимелеха за оказанное последним Давиду гостеприимство.
Что ты хвалишься своим доносом, заключающим коварство и несущим зло (3-6)? За это Господь покарает тебя, исторгнет от земли живых и на твоем примере наглядно покажет гибельность упования только на свою крепость, а не на Бога (7-9). Я же, за свою веру в Бога, буду как зеленеющая маслина, за что и прославлю Его (10-11).
1 Начальнику хора. Учение Давида, 2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. 3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
2-3. Донос Доика Саулу Давид называет злодейством потому, что он имел целью завинить Ахимелеха в оказании Давиду помощи, как врагу своего царя, т. е. в сочувствии мятежнику и соучастии с последним. В этом случае он намеренно ложно истолковал поступок Ахимелеха, который не знал истории настоящего бегства Давида и если оказал ему участие, то руководился священным обычаем гостеприимства, а не злодейским умыслом против своего царя; донос Доика, как губивший невинного, был злодейством. — «Милость Божия всегда со мною». Давид верит, что Господь не оставит его своей защитой и донос Доика, рассчитанный на то, чтобы повредить Давиду, будет безрезультатен.
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
7. «За то Бог сокрушит тебя вконец» — выражение неопределенное, указывающее или на полную гибель его на земле, на потерю им своего внешнего благополучия и гибель его потомства («корень из земли живых»), или на вечную гибель и осуждение Богом, когда Доик лишен будет близости к Богу, вечной пред Ним жизни («земля живых», т. е. праведников), а низойдет в землю забвения, в шеоле.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: 9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». 10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
10. «Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием». Нечестивый погибнет, положение же Давида будет прочным и хорошим, как дерево, зеленеющее при обилии влаги. Эту силу для своего процветания Давид находит «в доме Божием», т. е. от Бога, обитающего в скинии.
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
Толкование псалма Давида 51
Главная мысль псалма заключается в простой истине – грешники всегда будут наказаны, а праведные – спасены. Для толкования псалма 51 следует разобрать содержание и смысл каждого стиха:
- Стих 1-2 – говориться о том, что Доик замыслил нечто ужасное и постыдное, но видит в этом свою силу и преимущество;
- Стих 3-5 – за греховные мысли и деяния Доик будет «истреблен» Господом;
- Стих 6-7 – праведные увидят в его наказании пример себе, участь, которая настигнет всех грешников;
- Стих 8-9 – Давид вверил себя Господу, как и все праведные нашел в нём спасение и истинное благо. Он обещает всегда прославлять и восхвалять Бога.
Правила чтения
Для молитв и песен Псалтири нет писаных правил и четких запретов, но все же есть ключевые моменты, которые следует знать и соблюдать при чтении псалма 51. Во-первых, обращаться к Господу нужно искренне, отрешившись от мирских забот, например, при прочтении молитвы не стоит вспоминать, все ли запланированные дела завершены. Во-вторых, рекомендуется читать молитву перед иконой, так как это помогает сосредоточиться на словах и лике Бога. Службы в церквях и храмах проводят на старославянском языке, но дома можно читать псалом 51 на русском языке. Не обязательно учить текст наизусть, но знать его смысл и назначение нужно.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)