Псалом Давида 52 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 52

Традиция предписывает читать песнопение в храме исключительно на старославянском языке. Таким образом в храме Божьем, усиливается эффект присутствия, прихожанам легче наладить связь с Господом. Но не каждый может полностью понять смысл молитвы. Тогда на помощь приходит адаптированный под русский язык вариант. С ним постижение смысла становится проще, а после него можно переходить к чтению традиционного варианта.

На церковнославянском языке

На русском языке

Толкование текста псалма 52

Комментариев нет

Толкование православного псалма 52 заметно перекликается с толкованием псалма 13. Оба они написаны во времена преследований Давида царем Саулом, который знал, что молодой псалмопевец назначен Самим Богом в качестве его преемника, но не смог смириться с этой мыслью, и желал уничтожить потенциального соперника.

Христианский текст 52 псалма содержит сокрушение будущего великого царя Израиля не столько о собственных бедствиях, сколько об отсутствии веры и благочестия у всего человеческого рода.

Когда принято читать молитву псалом 52?

В тексте христианского псалма 52 прослеживается основная мысль: главной причиной всякого беззакония и греха является отрицание человеком существования Бога. Человек неверующий не имеет морально-нравственного ориентира, у него отсутствует ощущение того, что все его дела и помышления видит Господь, потому он постепенно переходит на сторону служения зла. В псалме подразумевается и то, что верующий человек, напротив, чувствует постоянное присутствие Божие, и это держит его в рамках духовных законов. Читать и слушать онлайн 52 псалом рекомендуется рыбакам, чтобы был хороший лов.

Слушать на видео православную молитву псалом 52 на русском языке

Читать церковный текст псалма 52 на русском языке

Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их. Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Христианский Псалтырь, текст псалма 52 на церковно славянском языке

Рече безумен в сердцы своем; несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззаконiих, несть творяй благое. Бог с небесе приниче на сыны человечeскiя, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до eдинаго. Ни ли уразумеют вси делающiи беззаконiе, снедающiи люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх; яко Бог разсыпа кости человекоугодников; постыдешася, яко Бог уничижи их. Кто даст от Сiона спасенiе Израилево? внегда возвратит Бог плененiе людiй своих, возрадуется iаков и возвеселится Израиль

История псалма 52

Молитва была написана в сложный период будущего правителя, когда царь Саул преследовал Давида. Иудейскому владыке было важно уничтожить нового Божьего помазанника. В этот момент Саул отказался от Бога и стал ведом дьявольской волей. Песнопение заставляет нас задуматься о своем жизненном пути, узреть свой грех, вырваться из плена страстей и покаяться перед Всевышним.

Будущий царь находится в глубоком сожалении об участи рода человеческого. Люди отдалились от Господа, приблизились к земному царству и дьяволу. Мир вырождается и кажется нет шанса на спасение. Но Давид трепетно верит, что человечество еще можно спасти. А поможет в этом живительная сила всепрощения Всевышнего.

Изъяснение псалма 52-го.

Пс.52:1. Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.

«В конец, о Маелефе, разума Давиду». Слова: «о Маелефе» Феодотион перевел: «для ликования», Симмах: «с помощию лика», Акила же: «при ликовании». Псалом сей заключает в себе одну и ту же мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалом тринадцатый. Ибо содержание обоих псалмов одно. В обоих охуждается хула Сеннахирима и Рапсака, а также предвозвещается погибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, каковому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: «в конец», потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен.

Пс.52:2. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.

«Рече безумен в сердцы своем: несть Бог». Ибо не только на так именуемых богов, но и на Бога истиннаго подвиг язык свой, говоря: не возмогли боги языков избавить страну свою от руки моей. Избавит ли Господь Иерусалим? Где Бог Емафа? И где Бог Арфада? И где Бог града Сепфаруима (4Цар. 18, 33–35)?

«Растлеша и омерзишася в беззакониих». Причиною злочестия, говорит Пророк, беззаконная жизнь; безстрашно делая все, что им угодно, не хотят и помыслить о Боге, назирающем над всеми, но уверили сами себя, что никто не управляет тварию.

«Несть творяй благое», то есть, все возлюбили лукавство Ассириян.

Пс.52:3. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

«Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога». Однакоже Бог, в Котораго они не веруют, Бог, обитающий в вышних и призирающий на смиренных, восхотел изследовать дела их.

Пс.52:4. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

«Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша: несть творяй благое, несть до единаго», то есть, всех нашел уклонившимися с праваго пути и возлюбившими все роды порока.

Пс.52:5. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?

«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша». Но опытом дознают вред неправды покушавшиеся, подобно хлебу, поедать народ Мой, и пренебрегавшие Промыслителя Бога.

Пс.52:6. Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.

«Тамо устрашатся страха, идеже не бе страх». Соделаю, что придут в ужас и смятение, когда не приметно будет ничего, приводящаго в страх, но невидимо постигнет их наказание. А чрез сие означает поражение, нанесенное им Ангелом.

«Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их». Слова: «разсыпа кости человекоугодников» Акила и Симмах перевели так: «Бог разсыпал кости расположившихся станом окрест Тебя». Посему-то, говорит Пророк, «устрашатся страха, идеже не бе страх», так как Бог, Котораго они хулили, видя, что несправедливо обложили город Его, предал их погибели, отдав на снедение птицам и зверям, и разсыпал кости их. И не погрешит, кто человекоугодником назовет Рапсака, который, происшедши от Евреев, произнес хульныя слова на Бога всяческих, думая угодить тем Ассириянам.

Пс.52:7. Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

«Кто даст от Сиона спасение Израилево?» Кто даровал нам сие услаждение, говорит Пророк, Тот подаст спасение и соделавшимся пленниками: потому что были уже порабощены и переселены десять колен, и также взяты и многие города иудейские.

«Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль», то есть, тогда будем иметь совершенную радость, когда увидим, что и другие пленники возвратились в отечество. Сим научаемся и мы, по апостольской заповеди, «плакать с плачущими, радоваться с радующимися, тожде друг ко другу мудрствовать» (Рим.12:15–16), и благоденствие ближняго почитать собственною своею радостию.

Толкование

Состоит из стихов и каждый из них несет собственный смысл. Растолковать их несложно, но нужно следовать строго по порядку.

Вступление. Главными лицами стихов является Давид. Рекомендации по игре на духовом инструменте прилагаются ниже.

Стих 1-2. В самом начале Давид сокрушается об участи рода человеческого. Создается впечатление, что люди, отвергающие Бога, – глупы, надменны и безнравственны. Они лишены разума и характеризуются царем как безумцы, то есть без ума. Не умея ума, такие люди подобны животным, но с двумя руками и ногами. А живут они лишь за счет инстинктов и далеки от царства Божия.

Стих 3-4. Здесь описывается роль Бога в поиске такого человека, который бы жил по Его законам и свято веровал в прописные божественные истины. Происходит это в определенные моменты человеческой истории. Но одно дело знать законы Божьи, совсем другое дело жить по ним и принять божественный замысел в свою душу. Мессия до сих пор не пришел к иудеям, потому что они не готовы к его приходу.

Стих 5-6. Здесь же на заключительном этапе Давид пророческими словами обличает ситуацию, в которую попал его народ. Он говорит, что те, кто признают Господа в своем сердце, будут спасены, а те, кто отверг Бога, будут наказаны. Однажды, когда Он решит, что время пришло, Всевышний заберет свой народ обратно в свое царство, если тот справится с выпавшими на его долю испытаниями.

52:1,2 Начальнику хора. На духовом [орудии]. Учение Давида. 2 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.

Пророческое учение Давида о всех, кто в сердце своём не верит, что Бог есть и вмешивается в дела людей, ибо дела их — гнусны и порочны, а они остаются целыми и невредимыми, как же тут верить? Все, кто не верит Богу — названы без-умцами, без ума, значит, люди. А люди без ума — это животные по сути, только двуногие и двурукие. А в остальном — отличий нет, инстинкты – вот двигатель жизни всех животных.

52:3,4 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Бог в определённые моменты истории человечества всматривается в жителей земли в надежде найти хотя бы одного, верующего Ему. Здесь описан момент, когда Бог обозревал землю, но не нашёл ни одного человека, который делал бы добро – исполнял бы волю Бога и жил по правде Его. Этот момент процитировал апостол Павел в Римл.3:11 применительно в равной степени как к язычникам, так и к народу Божьему. В тот момент, о котором писал Павел, главным образом причина неверия в народе Божьем была в отвержении Христа. Выходит, недостаточно знать законы Божьи, жить по ним и принадлежать к народу Божьему. Необходимо ещё и принимать все Его замыслы, как исходящие от Него, в том числе — принять Христа как мессию от Бога. Что иудеи до сих пор сделать не могут, продолжая ожидать своего Мессию.

52:5,6 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? 6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.

Здесь Давид говорит о «съедающих народ Бога» и его поработителях, не призывающих Бога. И неважно, кто пытается поработить Божьих служителей — язычник и или свои же, как пытались приструнить христиан — иудеи. Все поработители народа Иеговы будут наказаны , ибо Бог отвергнет их от благословений Своих.

52:7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Пророческое указание на то, что пленённый народ Божий однажды освободится от плена и вернётся к своему Богу, ибо Бог, живущий на Сионе, силён спасти как от буквального пленения, так и от духовного пленения заблуждением — если Ему будет кого спасать в момент обозрения Земли.

Для чего читают псалом 52?

  1. Для защиты от явных и мнимых врагов.
  2. Чтобы Бог благословил достатком дом молящегося.

При чтении важно понимать его смысл. Без этого глас не достигнет Его, а молитва будет обычным набором слов. Предпочтительно читать церковнославянский вариант. Однако, многие не могут разобрать этот старый традиционный язык.

В этом случае читают сначала русский переведенный текст и только тогда приступают к чтению на традиционном языке. В процессе молитвы важно открыть свое сердце Богу, и сосредоточить свое внимание на лике иконы. Мирские заботы в этот момент не должны тревожить. Только в этом случае диалог со Всевышним состоится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]