Текст псалма 43
По церковному канону в храмах псалом 43 исполняют на старославянском языке. В домашних условиях с этим вариантом текста работают не все, в основном подготовленные верующие. Другие для лучшего понимания смысла песни прибегают к чтению современного перевода на русский язык.
На церковнославянском языке
На русском языке
Толкование
Смысла псалма 43 открывается полностью тем, кто внимательно изучает толкование отдельных песен старинного произведения:
- Стихи с 1 по 6: Автор указывает на то, что Палестину евреи получили лишь благодаря помощи Божьей. Всевышний был милостив к этому народу, даровав ему свое покровительство. Здесь силу Его сравнивают с силой каждого животного, дающего отпор врагам. Для евреев главный военачальник – Бог.
- Стихи с 7 по 13: Праведные, избранные Единым Творцом, не расстаются с Кивот Завета. Помощь Бога видна везде, но не на «юной стороне», где народ страдает от разграблений. В этой части песни также упоминается торговля людьми, которая хоть и была невыгодной, являлась в те времена обычным явлением. В результате таких торгов, многие евреи оказались в Греции, Египте.
- Стихи с 14 по 20: Избранный народ рассеялся, столкнулся с насмешками, издевательствами. Каждый из евреев, кто попадал в рабство, считался трупом. Акцент в стихах сделан на чувство безысходности.
- Стихи с 21 по 26: Богу известны все тайны. Он знает, что евреи были Ему верны, отличались от других преданностью. При этом должной помощи свыше они не видят, что заставляет их скорбеть.
Читаем Псалтирь. Псалом 43
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Продолжим говорить о Псалтири и разберем 43-й псалом. Он, как и предыдущие, имеет преднаписание: «В конец, сынов Кореовых, в разум». В нем мы услышим пророчество святого псалмопевца Давида о Маккавеях, которые вели борьбу с македонянами и, конечно же, уповали на Господа, ведь их дело было правое – они стремились всячески защитить свою веру.
«Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних». Псалмопевец говорит от Маккавеев удивительные слова: «Боже, ушима нашима услышахом…». Они сами своими ушами слышали, как отцы им возвестили дело, «еже соделал Сам Господь» в древние времена. Здесь очень важный момент, на который обращают внимание толкователи. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мы заботимся о своих детях, чтобы они получали всякое светское образование, чтобы они умели петь даже светские песни, но они мало что имеют духовного. Нужно, воспитывая детей, всегда заботиться, чтобы они знали, Кто в жизни помогает и как можно в жизни обрести ту или иную цель.
Если мы уповаем на Бога, то Господь всегда помогает нам. Если мы на Господа не уповаем, то Господь не будет нам помогать. А вот Маккавеи знали, Кто им помогал, знали, Кто устраивал жизнь в Израиле, а устраивал, конечно, Сам Господь. И поэтому в трудную минуту, когда все восстали против них и когда они могли лишиться самого главного в своей жизни – веры, они не уходят от веры, но всячески стремятся к тому, чтобы Господь помогал им.
«Еже соделалеси во днех их, во днех древних», то есть некогда Господь помогал Израилю. И здесь нужно понимать, что невозможно было бы войти в Обетованную Землю, если бы не было Божьего благословения. Но Господь поддержал иудеев, и они смогли войти в Землю Обетованную и получить ее.
«Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси, озлобил еси люди и изгнал еси я». В последующем стихе говорится о племенах хананейских, ведь Господь их изгнал. Не силою оружия их победили, а было Божие благословение. За то, что этот народ жил нечестиво, Господь изгоняет их из этой земли. Они получили поношения и озлобились, получив зло. Только через зло человек озлобляется, когда лишается всего, что имел. Они получили зло и были изгнаны Самим Господом из Земли Обетованной, которую Господь передал евреям.
«Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них». В стихе говорится, что именно Господь изгнал их – не то, что они имели оружие, не сила была показана через оружие, а было Божие благословение: Господь так захотел.
«Ты еси Сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля». Здесь опять Псалмопевец говорит: как и в те времена, так и в сегодняшние братья Маккавейские исповедуют Тебя Господом. Это отношение к Богу через спасение, которое Он уготовал Иакову.
«О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны». Опять псалмопевец Давид говорит, что все наше упование на Тебя, Господи, никогда другого мы не искали в своей жизни: слово Твое выше всякого оружия. И если есть Твое благоволение, Твое расположение, то мы сможем справиться с врагами, восстающими на нас. «Избодем роги» – то есть как животные, имеющие рога, могут силою этих рогов победить врага, изгнать его от себя, так и мы, если будет Твое благоволение, такой великой силой сможем защитить и землю свою, и веру свою, на которую именно сейчас есть покушения.
«Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене». Опять братья Маккавейские говорят: мы уповаем не на оружие, хотя оно у нас есть. Маккавеи на самом деле собрали из евреев целое войско, они были хорошими воинами и могли силою оружия победить. Мы знаем, какое значение имеет оружие даже по сегодняшним временам: страны, имеющие оружие, имеют и политическое, и экономическое превосходство в своей жизни, они могут защитить себя. Но все равно братья Маккавеи говорят: «Мы хотя и обладаем земной силой, но понимаем, что этого недостаточно, чтобы изгнать, победить врага. Для этого нужно Божие благоволение. Не спасет даже самый прекрасный лук и замечательный меч, о котором говорит псалмопевец Давид: «Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси». Кто «спасл нас»? Господь нас спасает от тех, кто хочет посрамить и ненавидит нас. И если Господь с нами, то действительно можно достигнуть такой цели.
«О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век. Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших». И хотя мы согрешили, хотя мы находимся в таком состоянии, мы все равно, Господи, никогда не будем терять упования на Тебя, но всегда будем хвалиться весь день и о имени Твоем исповемыся во век: будем прославлять Тебя, говорить о Тебе как о нашем Заступнике, Помощнике, о Том, Кто всегда выводил нас из тяжелой ситуации и помогал в дни бедствий и трудностей. Но сегодня пришло время такое, когда народ согрешил: сегодня мы находимся в состоянии великого бедствия. «Ныне же отринул еси и посрамил еси нас» – и отринул Господь их за грехи, за отступничество, за компромисс, которого они искали в жизни. Они сегодня испытывают трудности и срам – Бог оставил их.
Если Бог оставил, значит, они впали в такое состояние. А какое это состояние? Об этом очень хорошо говорит Псалмопевец: «Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе». Что значит «возвратил еси нас вспять»? То есть раньше мы были всегда первые, и Ты, Господи, относился к нам как к Своим первенцам, всегда давал Свое благоволение, а теперь мы стоим на последнем месте среди прочих народов: Ты отвратился от нас. И ненавидящие нас пришли и сегодня расхитили нас, разогнали нас по разным местам и завладели нашим имуществом.
«Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеялныеси». То есть Господь отдал их не как в дар или в наследство (когда овцы имеют возможность размножаться, тогда еще жизнь продолжается), а отдал их как «овцы снеди», то есть «на заколение», и рассеял их среди язычников. Что значит отдать «в снеди»? Это когда отдают овец, уже непригодных, чтобы они размножались и пополняли стадо. Бесплодные овцы в первую очередь идут на съедение, а ценные остаются для продолжения рода. То есть Господь отдал их язычникам, которые их рассеяли как бесплодных, как тех, кто не может принести никакой пользы: «Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших». Мы знаем, что без цены мы отдаем старые, ненужные вещи – сейчас создаются даже специальные магазины, чтобы дешевый, ненужный или поношенный товар мы могли либо отдать, либо продать за очень низкую цену. И они себя сравнивают именно с ненужным товаром, ненужными людьми, с рабами, которые уже не могут принести никакой пользы, не имея ни сил, ни возможности сделать что-то доброе своему хозяину. В таком состоянии оказался еврейский народ, и он без цены отдается языческому народу.
И здесь братья Маккавеи констатируют, что «отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших. Положил еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущым окрест нас». Ты, Господь, отдал соседям, языческим народам, которые не считаются с ними, говорят о них очень плохо: «Положил еси нас в притчу во языцех…». Это очень известное выражение: ты стал неким не очень положительным героем рассказов, которые ходят у соседей. «Притча во языцех» – это именно рассказы, которые говорят о тебе языческие народы, да и вообще все народы, они просто смеются над тобой, говорят о тебе плохие слова: «Ну вот, где их Бог, Который помогал им всегда и на Которого они имели свое упование?».
Что от этого испытывают соседи? «Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех». Кивание головой имеет разные смыслы, конечно. Некоторые кивают головой, когда смеются над человеком, другие с сожалением рассказывают, что вы все имели, но из-за своего отступничества потеряли то, что вам дал Бог.
«Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя…». Действительно, они находятся в таком состоянии, что ежеминутно, ежечасно пребывают в постыдном положении, стыд покрывает лицо их. То есть невозможно поднять лица: видят эти «покивания» и слышат рассказы о них – они сегодня оказались притчей во языцех от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго. Они находятся в таком состоянии, постоянно слыша не только слова, их оскорбляющие, но и терпя неправду, ведь нет в этих словах правды. И, кроме того, неправда сопровождается еще клеветой. И все это от врагов, изгнавших их из места, обетованного Самим Богом.
«Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем». Невзирая на то, что мы сейчас – притча во языцех, что испытываем на себе поношение и клевету, мы все равно Тебя, Господи, не забываем. Не ищем другого бога, не ропщем в бедствии, но всячески стремимся исполнить Твой Закон, подчеркивая, что Ты – наш Бог. Это очень глубокая и высокая мысль – говорится, что мы должны и в бедственном состоянии благодарить Бога, не изменять Ему и не искать другой силы, которая помогла бы нам, вывела нас из трудного состояния. Маккавеи как лучшие сыны своего народа говорят: «Да, враг зол, он гонит нас, и гонит не просто за то, что мы плохой народ, а потому что именно мы кланяемся Тебе, мы прославляем Тебя, Истинного Бога. Мы могли бы отказаться от нашей веры, как нам предлагали – быть вместе с язычниками, и они бы приняли нас. Но мы никогда не пойдем на это, ведь мы любим Тебя, мы даже в трудной ситуации хотим быть с Тобой».
Златоуст и другие толкователи говорят, что братья Маккавеи выступают как лучшие сыны своего народа. Конечно же, они жили праведно, они могут сказать, что все равно живут в праведности, хотя и в трудностях. Не все, не весь народ жил в праведности, иначе он бы не испытал трудностей, но они (братья Маккавеи) приносят свою святость не только за себя, но и за весь народ, подчеркивая, что пока есть еще праведные в этом народе и святые, ради которых Господь может пощадить весь народ. И просят пощадить его, а они будут взамен отдавать свою верность Господу и праведность жизни: «И не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези наша от пути Твоего. Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная».
Да, трудности: они чувствуют в себе смирение, да, это место озлобления, то есть место злобы, ведь они теперь получили неправду, как некогда на этом месте получил народ хананейский. Они теперь в злобе и неправде пребывают. «И прикры ны сень смертная» – то есть скорбь покрыла их, как сама смерть. Действительно, можно сравнить это испытание со смертью, ведь испытания очень тяжелые, ты теряешь самое дорогое, что есть у твоего народа, – это храм, теряешь землю, причем не просто является родину, но Землю Обетованную, данную Богом, теряешь то, что нажил трудом своей жизни. Это действительно очень трудное испытание, скорбь смертная, как его называет Псалмопевец. И невзирая на то, что она есть, у них другое чувство – верности, благодарности Богу. И огромная молитва с просьбой, чтобы Господь помог.
«Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к богу чуждему». Мы не воздели руки к чужому богу, мы не забыли имя Бога нашего. Не Бог ли взыщет сих? «Той бо весть тайная сердца». То есть: «Господи, Ты видишь, что мы не забыли Тебя, мы не изменили закону Твоему, потому что Ты видишь тайное сердца». И вот, пребывая в такой великой святости, они показывают Богу открытость своего сердца, свои чистые помыслы, желание защитить веру.
«Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения». Ради Господа они готовы умирать весь день. Что это значит? То есть умерщвлять себя всегда, каждый день, всю свою жизнь. «Весь день» – это не один день, это каждый день, всю свою жизнь «вменихомся яко овцы заколения», то есть отдать полностью себя в жертву Самому Господу.
«Востани, вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца». Здесь используется символический язык, говорится, чтобы Господь восстал: Он «спит» – это состояние отношений между иудейским народом и Богом, Господь их не слышит, Он как бы пребывает во сне. Но не слышит не потому, что спит, а потому, что нет еще сильного, глубокого зова самого народа к Богу. И вот здесь он прорывается, когда народ говорит: «Востани, вскую спиши, Господи?» Воскресни (проснись) и не отрини нас до конца. «Вскую лице Твое отвращаеши?» Напрасно Ты отвращаешь Лицо Твое, забываеши нищету и скорбь нашу. Действительно, скорбью и трудностью переполнено сердце народа, он понимает, что без Бога невозможно победить в этой тяжелой ситуации. Поэтому они говорят: «Господи, не отвращай лицо Свое от нас, не забывай нищету и скорбь нашу, в которой мы оказались и пребываем».
«Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша». Здесь указывается, с одной стороны, что трудности пришли за счет того, что грех наполнил человечество, что плотяное взяло верх над духовным, что они уподобились по грехам своим животным, которые ползают по земле на утробе своей. Но это смирение, которое они испытали, и дает им возможность воззвать к Богу: Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего. «Восстань, Господь, – говорят братья, – и помоги нам, избави нас ради имени святого Твоего». То есть ничего большего мы не можем предложить Тебе, Господи, чем великое имя Твое, которое не забывается в нашем народе, которое прославляется и ради которого мы терпим поношения. Ты у нас -великая святыня, и ради этого помоги нам.
Действительно, тот, кто уповает на Господа, прославляет имя Его, никогда не будет Им забыт. И братья Маккавеи знали, что они могут предоставить Богу: нет ничего выше имени Господа во всей вселенной, нет ничего более святого, чем Его имя. Они знают это имя, и знают не понаслышке, они знают милосердие и любовь Божию («отцы наши возвестили нам, и мы слышали собственными ушами»). Они прекрасно знали Священное Писание и из него делали замечательные выводы, просто чудные, что если ты с Богом, если ты исполняешь Закон Бога, то Господь никогда не оставит и сила твоего оружия будет действительно непобедимой.
В наше время, когда идет перекос на земное, материальное упование, отход от Священного Писания, от понимания библейской истории, бывшей путеводителем человека к Богу, мы должны все-таки помнить, что если все, что мы имеем, мы не будем укреплять силой Самого Господа, то будем побеждены. И только тот, кто с Богом, становится великим и непобедимым народом.
Вот такой удивительный 43-й псалом, дорогие братья и сестры, мы сегодня разбирали. Я думаю, что он принесет нам великое утешение и в дни скорби и неправды, которые будут совершаться с нами. Мы всегда будем уповать на Господа, взывать к Нему и ради святого имени Его просить помощи и прощения.
Ведущий священник Алексей Ладыгин
Записала Елена Кузоро