Текст молитвы псалом 83
Молитва читается на церковнославянском в том случае, если ведется служба в храме. Делается это для прихожан, которым хочется приблизиться к Царству Божьему. Понять сюжет помогает текст на русском языке (его можно читать дома).
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Кореевы сыны пели псалом сей, дети не в ответе за грехи родителей:
83:2,3 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! 3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
По жилищу Иеговы пели сыны Корея, по обители Божьей изнывало желание их, во дворы Дома Божьего мечтали попасть певцы, ибо о Нём восторгается сердце их: для многих ли так вожделенны дворы Дома Господня? Многие ли мечтают о том, чтобы пребывать в Доме Его и слушать наставления Его? А сыны Корея мечтали об этом. Только неизвестно, о буквальном ли храме Иеговы мечтали они или о том, чтобы жить в присутствии Господа вовеки.
83:4,5 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! 5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Даже для птиц алтарь дома Господня — благословенное место жилищу и птенцам их, блаженны все, живущие в обителях Божьих, Царя и Бога Израиля. Знали сыны Корея Бога Вседержителя как Царя над всем мирозданием и как Бога своего
83:6,7 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]. 7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
Знают они, что счастливым может быть только тот человек, полностью на Бога уповающий (сила его — не в нём самом, а в Боге), сердце которого стремится к Богу и пути Божьи соблюдает. И хотя проходят они по жизни века сего долиною плача, ибо на страдания человек в веке этом рождается — но и в ней служители Божьи находят для себя источники радости, и в ней бывает благословенный дождь, дающий плоды подкрепления и силы терпеть всё, что выпадает на пути идущих к Богу.
83:8-10 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. 9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! 10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
Обновляются в силе надеющиеся на Господа, когда приходят к Сиону Божьему, в храм Его. Просят сыны Кореевы услышать молитву их о помазаннике Божьем, о царе, необходимом Израилю представлять правление Господа на земле (скорее всего речь идёт о Давиде, восстановившем хвалебное песнопение Богу)
83:11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия
. Для сынов Коревых пребывать один день в Доме Божьем лучше тысячи бессмысленных дней вне его. И лучше жить на пороге у Дома Божьего в униженном положении, например, гаваонитянина, нежели роскошно жить в шатрах нечестия. Лучше малое у Бога, нежели множество в мире нечестивых.
83:12,13 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. 13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Ибо Господь — это всё для человека, и источник света и защита для ходящих в непорочности путей Его, блаженны все, кто уповает на Него во все дни жизни своей.
История написания
Определение авторства псалма представляет дополнительную сложность для исследователей. Историки полагают, что первым исполнителем песнопения был древний царь Давид. Также, часть исследователей считают, что писалась песнь в период восстания Аввесалома.
Однако если подробно разобраться в произведении, то надпись впереди может сказать о многом. Например, что авторство может принадлежать одному из потомков левита Корея. Иными словами, «Кореевы сыны» могут быть теми авторами псалма 83.
Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь
ПОИСК | ФОРУМ |
Псалом 83
Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся 3 и 11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (10 ст.). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саупа на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям (1 Цар XII:3, 5; XXVI:9; 2 Цар I:14; Пс XVII:51; Пс XIX:7). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» (12 ст.). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма — бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. — «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.
Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2-4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5-8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9-13).
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом. 2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! 3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. 4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! 5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
2-5. «Как вожделенны жилища Твои» — как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним («истомилась душа моя»). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. 7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; 8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
6-8. Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! 10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. 11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
11. Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали «один день» при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми («у порога в доме Божием»), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. 13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
12-13. Писатель уверен, что его желание возвратиться «во дворы Господни» исполнится, потому что Господь «солнце и щит», т. е. награждает («благодать и славу дает») «ходящих в непорочности», какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.
Толкование псалма 83
- Стих 1-5. Описывается Царство Божие и то, какими чувствами пылает автор к Нему. Говорится, что Дом Господа прекрасен и блаженство там повсюду. Псалмопевец желает обрести близость с Богом, ощутить радость Всевышнего.
- Стих 6-10. Сила Господа доступна каждому верующему. Она неиссякаемый источник благодати. Господь открыт для каждого, в ком есть вера в Него. Он заботливый пастырь, который простит заблудших и наставит их на путь истинный.
- Стихи 11-13. Изгнанные ранее, но не способные прожить без Господа, обретут милость, если устремятся к храму Божьему. Бог великодушен к каждому, все люди любимы Им. Потаенные желания, просьбы будут услышаны Всевышним, который исполнит их. Чем крепче вера, тем больше вероятности получить поддержку от Творца.
Читаем Псалтирь. Псалом 83
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 83-м псалме. Как и прочие псалмы, он имеет преднаписание: в конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом 83. Псалом написан псалмопевцем Давидом, но, как мы с вами говорили, он давал их исполнять сынам Кореовым, поэтому имеется такое преднаписание. Что значит «о точилех», мы тоже уже говорили: точилами именуются церкви, что Господь устроил на земле и где происходит спасение всех верных Господу.
Этот псалом говорит и о тех стремлениях, тех испытаниях, с которыми верующие во Христа встречаются на своем пути. Когда мы говорим о христологичности Псалтири, в этом нет ничего удивительного, ведь псалмопевец был не просто царем, составившем замечательные псалмы, но он – царь-пророк, и каждый его псалом – это пророчество о временах как ветхозаветных, так и новозаветных: о времени, когда люди ждали Пришествия Христова, и о том времени, когда Господь пришел и устроил (или стяжал) Свою Церковь Кровью Своею Честною.
«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!» Псалмопевец Давид называет возлюбленными селениями храмы Божии, куда стремится душа человеческая. Мы можем говорить о великом значении Церкви как особого места, где пребывает Бог, где человек имеет особое общение с Ним, где совершаются таинства. К этому месту всегда стремится душа человека. Есть трудности, есть необходимость, и на первых этапах своей духовной жизни мы идем в храм ради того, чтобы Господь исполнил какое-то наше прошение. Но когда человек имеет особую любовь к Богу, когда он живет этой любовью, он, конечно, стремится встретиться с Господом, пообщаться, и это приносит ему внутреннее удовлетворение, некую душевную сладость, внутреннее наполнение. Человек вдохновляется этим и хочет постоянно испытывать эти чувства, как человек, любящий другого человека, стремится найти возможность пообщаться с любимым или любимой. Это общение его вдохновляет, поднимает настроение, дает радость и стимул жизни. И человек, любящий Господа, любит и то место, где особо Господь пребывает, и идет в храм, чтобы пообщаться с Богом, наполнить себя духовно. Он любит эти селения, стремится туда и только здесь в полноте обретает Бога.
Об этом говорится и в Новом Завете. Господь к такому человеку имеет особое благоволение и является ему. Господь исцелил скорченную женщину в синагоге, которая пришла в храм не исцелиться или получить какую-то помощь, – она пришла к Господу, пообщаться с Ним – услышать слово Божие и наполнить свою душу внутренней радостью, которое дарит Священное Писание и рассуждение о Священном Писании. Это удивительное чувство у многих верующих людей, которые приходят в храм просто пообщаться с Господом, исполниться особых чувств, великой радости, что дает Церковь Христова. Мы в жизни видим многих людей, имеющих возможность найти огромные радости в этой жизни через какие-то земные предметы, через развлечения, а их очень много в современном мире и они на разный вкус и разный возраст. Но все равно человек стремится к Богу. Мы видим бабушек, престарелых людей, их немощь требует покоя, домашней обстановки, их немощь требует утешения, но они, преодолевая физические немощи, преодолевая расстояния, живя в городской или деревенской местности, идут в храм, потому что то, что они получают в храме от Господа, от общения с Господом, они нигде не могут получить. Именно в храме и получают утешение. И вот эти чувства выражает псалмопевец и дальше:
«Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Душа желает – она истощается без общения с Богом, приходит в недомогание, становится непригодной для жизни, ведь только в храме получает живительные соки. Только в храме Божием дается та благодать, что оскудевает в повседневной жизни и восполняется в храме Божием. И не только душа во дворах Господних, то есть в Церкви Христовой, исполняется великой благодати, но и сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе – сердце вдохновляется, наполняется великой радостью, когда человек посещает храм Господень и общается с Господом, плоть тоже обновляется, становится совершенно другой, исполняется сил. Хотя мы знаем, что церковная служба требует растраты физических сил, но при этом немощь отступает от тебя, и ты чувствуешь себя наполненным.
Это бывает очень часто и в нашей жизни. Когда человек находится один или в повседневной обстановке, он обращает внимание на свою немощь, на свою боль, его плоть постоянно досаждает ему. А когда к нему приходит человек, которого он очень любит, ждал, у него появляется вдохновение, его сердце исполняется, немощь отступает, и он начинает прыгать-скакать, стол накрывать, заботиться, и в заботах от него отступает немощь. Так и человеку, который общается с Богом, Господь дает внутреннее вдохновение и благодать, так что и сердце, и душа, и вся плоть его буквально обновляются.
«Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положить птенцы своя, алтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя». Действительно, блажен тот, кто живет с Господом. О нем Господь говорит в заповедях Блаженства: человек получает совершенно новое, иное, и блаженство никогда не закончится, человек будет благодарить Господа за то, что получает, радоваться тому, что Господь дает. Поэтому многие люди не отходят от храма Божия. И только человеку, имеющему попечение о семье, приходится возвращаться в дом свой и продолжать нести свой жизненный крест. А те, кто не имеют земного попечения, как монашествующие, – не отходят от храма Божия, не уходят из монастыря: они имеют здесь непрестанное общение с Богом, и у них уже есть внутренняя необходимость к этому, раз они испытали высокие чувства общения с Богом, радость, благодать, которую Господь дает. Они уже не хотят отходить от Господа, но пребывают в таком состоянии, что желают в веки веков восхвалять Господа, как говорит об этом псалмопевец. Об этом говорит нам и человеческий опыт, и Священное Писание: что люди, которых отпускают житейские попечения и заботы, начинают ежедневно ходить в храм Божий, а другие вообще поселяются при храме.
И в моей жизни были случаи, когда люди, воспитавшие своих детей, уже не имевшие попечения о внуках, уходят в церковь, работают при храме. Но на самом деле они не работают, а служат – в храме нет возможности работать и зарабатывать какие-то огромные средства, они именно служат: для них огромная радость пребывать в храме, нести какое-то послушание, а когда полностью освобождаются, некоторые приезжают в монастыри, принимают монашество и уже никаким образом не хотят возвращаться в свои комфортабельные квартиры. Дети начинают к ним приезжать, воцерковляются, внуки приезжают и видят, в каком благостном состоянии находятся их дедушки, бабушки, принявшие монашество. Такая традиция была всегда, и эта традиция взята не из каких-то обычаев жизни, а из того духовного опыта, что человек получает, пребывая в храме Божием.
Об этом говорит нам и жизнь, которая была при Иерусалимском храме, при ветхозаветном храме: мы знаем об Анне Пророчице, дочери Фануиловой, пророчествовавшей во время Сретения Господня, о Симеоне Богоприимце, который не отходил от храма, служа денно и нощно, как и Анна Пророчица. Чувства, что человек обретает при храме, – радость, вдохновение, благодать, превосходят все, что он может получить в земной жизни. Вот человек и не желает никуда уходить. Об этом говорит и Священное Писание. Помните, когда многие искушались о Господе, Господь спросил учеников Своих: «А не хотите ли вы уйти от Меня?» Тогда апостол Петр сказал: «Господи, куда нам от Тебя идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Действительно, то, что они услышали и увидели в очах Божественного Спасителя, не могли заменить никакие земные радости, поэтому они тоже денно и нощно не отходили от Спасителя, служили Ему, внимали Его словам и несли то послушание, которое Господь на них возлагал.
«Блажен муж, eмуже есть заступление eго у Тебе: восхождения в сердцы своем положи». Господь – Заступник наш, Господь – Помощник наш во всех наших трудных обстояниях, как в жизни, так и во внутренних переживаниях, ибо Господь заступился за человека. Если бы не было этого заступничества, то человек не мог бы спастись, враг рода человеческого погубил бы его. Господь Сам пришел на эту землю и пострадал ради нашего спасения: Он за нас заступился, Он открыл нам возможности вечной перспективы – без этого не невозможно было бы человеку совершать свой спасительный путь. Как здесь говорит псалмопевец, восхождения в сердцы своем положи – восхождение к Богу через добродетельное житие, через спасительный путь, что Господь показал и открыл каждому из нас. В жизни очень все сложно, непросто, и человек действительно не может спастись по-другому, своими силами: земля приобрела совершенно другое стремление после грехопадения. Псалмопевец далее очень хорошо называет землю:
«Во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй». Здесь связаны с Господом и предыдущие, и последующие слова. Если в юдоли плачевной Господь не даст нам заступления, то невозможно наше восхождение. В то же время восхождение через юдоль плачевную (через скорби, падения, переживания, их каждый из нас переносит), возможно через покаяние Господу. «В место еже положи». Что это за место? Святые отцы очень хорошо говорят, что это место нашего пребывания и место нашего спасения через Церковь Христову. Ибо благословение даст законополагаяй. Господь дает благословение, Он дает помощь, возможность восхождения через Закон, который Он положил и оставил здесь, на земле, чтобы каждый из нас имел возможность восхождения в сердце своем.
«Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе». Очень глубокие слова говорит псалмопевец: восхождение от силы в силу, в меру возраста Христова, как говорит нам Священное Писание Нового Завета. Это восхождение каждый должен совершать на земле, продолжая и в вечности. Для чего? Можно ведь и не жить так, можно по-другому, так, как живет наша Земля. Но какой будет итог? Озлобленность, нежелание иметь любовь к этой жизни, к Богу? Человек ничего не увидит в юдоли плачевной, только все злое и отрицательное. А когда у тебя будет восхождение, положенное в сердце твоем, когда ты будешь иметь работу над собой и в юдоли плачевной исполнять заповеди Божии, – через это будешь совершенствоваться, приобщаться к добродетельной жизни, и твоя жизнь будет другая. Ведь добродетель открывает тебе Небо, открывает его и другому человеку, открывает и другому человеку Бога.
Преподобный Серафим Саровский не случайно говорит каждому из нас, чтобы мы в первую очередь спасли свою душу: «Спаси себя, и около тебя спасутся тысячи» – через твое восхождение, через твое совершенство, через твое восхождение от силы в силу, в меру возраста Христова, как очень тонко и очень красиво говорит псалмопевец, явится Бог богов в Сионе: Господь откроется тебе, откроется всему миру. Человек только через добрые дела, только через совершенную жизнь для себя может открыть Бога, и через это он откроет Бога другому человеку: он открывает Свет – Бог есть Свет, и к этому Свету будет стремление многих и многих. Тогда жизнь для тебя открывает вечную перспективу, как бы мы сказали сегодня, тебе открывается ясная дорога, по которой ты должен идти и стремиться к Богу, преодолевая все испытания и трудности.
«Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль». На этом-то пути и нужна помощь от Господа. Господи Боже сил: Господь, Который дает нам силы, обладает силой и возможностью дать нам спасение. Без Бога невозможно идти спасительным путем. Какими бы мы ни были хорошими, мы все равно сорвемся, все равно наша мысль будет работать неправильно, у нас все равно не хватит внутреннего запаса, чтобы пребывать постоянно в добре. Поэтому мы просим Господа, Который является Подателем благого, Который дает силу человеку идти спасительным путем, к Нему обращаемся: «Услыши молитву мою, ведь без Тебя, Господи, ничесоже творити не можем» – без Бога невозможно идти спасительным путем, да и спастись невозможно без Него. Но невозможное человекам возможно Богу, говорит нам Священное Писание. И таким пророчеством, через стремление, через перспективу, которая открывается человеку приходом Христа Спасителя на землю, псалмопевец как бы обрывает это все и обращается к Богу: «Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль». Именно в то опасное время, когда человек жил среди многобожия, он уточняет, к какому Богу мы должны обращаться, не ища и не полагая надежду на своего вымышленного бога или на какие-то другие силы, окружающие тебя или предлагающие свою помощь под разным «соусом». Нет, ни в коем случае. Давид показывает: обратись к Богу сил, к Богу, Который обладает силой, обладает помощью. Это Бог Иакова, праотца нашего.
«Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего». Под лицем христа Твоего понимается лицо каждого верующего христианина: «Увидь, Господи, наше стремление, наше желание, нашу борьбу идти за Тобой, трудиться ради обретения Тебя и ради явления Твоего, как в этом мире, так и в сердце нашем». Если брать пророчество псалмопевца – ради явления Его в этом мире.
«Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих». Лучше один день где-то у порога храма Твоего, Господи, пребывать, говорит псалмопевец, неже жити в селениих грешничих – роскошных селениях, не дающих ничего вечного, внутреннего, постоянного, которые могут развлекать и давать только пустоту. Лучше я буду один день у Твоего порога пребывать, рядом с храмом Твоим, и ничего не иметь в этом мире, чем обладать этим миром и лишиться Твоего явления и в этом мире, и в моем сердце.
«Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием». Господь любит истину, Он дает истину и милость только тем, кто ходит в этой жизни в незлобии, ведь Он Сам явил истину и милость всему роду человеческому через Свое Пришествие и сострадание, совершив за нас спасение, в Самом Себе исцелив человека во всей его полноте и сущности, и дал истинное слово, Евангельскую проповедь, которая обращена к нам, а через это – благодать и славу. Господь не лишит благих ходящих незлобием – ходящий незлобием воспитывает сердце свое в любви к ближним, живет милосердием и истинной жизнью во Христе, и он не лишится великой благодати: ее Господь дает именно таким людям, которые пребывают в добродетельной жизни.
«Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя». Все в мире хорошо. Но всякое упование человека на другого человека является ложным. Упование человека на богатство неспасительно: блажен только тот, кто уповает на Господа. Господь никогда никого не оставит, никогда никому не изменит, Он всегда пребывает в любви к человеку: какими бы мы были нехорошими и недостойными, но если мы приносим покаяние Богу, то Он вновь соделывает нас Своими чадами – Его любовь превозмогает, превосходит всякий грех человеческий. Господь призывает нас с вами жить в незлобии. Почему? Он уже простил человека, а мы не можем простить человека, поэтому согрешаем против Господа. Но всякий уповающий на Бога получает исправление пути в своей жизни и получает прощение от Господа: Господь дает ему благодать, силы и возвращает ему Собственное усыновление. Опять здесь такие слова: Господи Боже сил. Господь обладает силой и возможностью сделать человека блаженным, то есть счастливым: человек должен иметь упование на Господа, и через это он получает блаженство, счастье.
Вот такой глубокий пророческий псалом обо всех нас, дорогие братья и сестры, о наших падениях и взлетах. А самое главное, Господь показывает тот путь, по которому мы должны идти и где должны искать подлинное счастье, полноту явления Бога, – через храм Божий.
Храни вас всех Господь, и Бог даст, до новых встреч!
Записала Нина Кирсанова