Псалом Давида 81 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 81

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Асафу

1 Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит.

2 Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?

3 Суди́те си́ру и убо́гу, смире́на и ни́ща оправда́йте.

4 Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его.

5 Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят: да подви́жатся вся основа́ния земли́.

6 Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси.

7 Вы же я́ко челове́цы умира́ете, и я́ко еди́н от князе́й па́даете.

8 Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́: я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех.

На русском языке

Псалом Асафа

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Псалтирь 81 псалом

Толковая Библия Лопухина

При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.

Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени — началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.

Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1-7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).

Пс.81:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

«Бог стал в сонме богов». Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2-4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (5-7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям, как видно из (Исх. 21:6), потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог (Втор. 1:17). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению («произнес суд»).

Пс.81:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

Пс.81:4. избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы — богач и бедняк, знатный и незнатный.

Пс.81:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» — не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то — к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.

Пс.81:6. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

«Вы боги, и сыны Всевышнего» в смысле — представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.

Пс.81:7. но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела: несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь или простой человек.

Пс.81:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» — наследие Божие, в Его власти.

Для чего читают псалом 81?

Псалом 81 положено читать во время ночных часов, на службе чина 12-ти псалмов. В ранние православные времена ночное бдение было принято монастырскими Уставами. Впоследствии количество часов сократилось, и 81 псалом читают в составе молебнов.

Псалом 81 рекомендуется читать перед судейским разбирательством и после него. Человеку важно знать, что существует Высший судья, который обязательно рассудит всех: старых и малых, богатых и нищих. И справедливее Высшего суда ничего нет и не будет.

Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь

ПОИСКФОРУМ

Псалом 81

Псалом Асафа

При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.

Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени — началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.

Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1-7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

1. «Бог стал в сонме богов». Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2-4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (5-7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям (как видно из Исх XXI:6) потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог (Втор I:17). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению («произнес суд»).

2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

3-4. При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы — богач и бедняк, знатный и незнатный.

5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

5. «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» — не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то — к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.

6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

6. «Вы боги и сыны Всевышнего» в смысле — представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.

7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

7. Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела: несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь или простой человек.

8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

8. О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» — наследие Божие, в Его власти.

Толкование

Стихи 81 псалма эмоциональны, обличающие судей. Каждый стих автора включает обращение к судьям и прочим власть имущим людям Израиля.

  • Стих 1: Автор напоминает, что Бог – высший судья, который судит «сонм богов», которым называют себя власть имущие. Асаф напоминает, что судей земных поставил Бог, а не кто-либо иной.
  • Стих 2-5: Асаф повторяет, что судей называют «богами» для того, чтобы от них исходила воля Божия, и судили они по закону, который дал Бог. Чтобы рассуждали, по справедливости, а не по собственному разумению, миловали невиновных бедных, но наказывали грешников. В 5 стихе автор указывает, что судьи всё хорошо знают и разумеют, но подвержены соблазну греха. Именно поэтому сотрясают основы гражданского общества и благотворят самоуправству и насилию.
  • Стих 6-7: Автор говорит о предупреждении Богом неправедных судей. Несмотря на избранность, за грехи свои будут низложены, как всякие правители, не справившиеся с возложенными на них обязанностями.
  • Стих 8: Заключительный стих содержит воззвание к Высшему судье и мольба о восстановлении справедливости не только для израильтян, но и для всех чад Его.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Этот псалом интересен тем, что повествует о суде Бога среди богов. 81:1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

О каких, однако, «богах» идёт речь?

81:2-4 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.

Ясно, что речь идёт о руководителях и судьях народа Божьего, которым Бог доверил организовывать жизнь Своего народа и решать проблемы его на основании принципов Божьих (суда Божьего). Иисус процитировал это место, говоря: Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Иоан.10:35 То есть те, кого Бог наделил полномочиями представлять Себя на земле — названы здесь «богами» для народа Божьего.

Собственно, представления о том, что руководители и правители даже языческих народов являлись как бы «богами» для народа — были не новостью, Египетский фараон считался богом Египта. Единственное, что отличало «богов» Израиля — это то, что им не поклонялись, а поклонялись Богу Израиля, который всего лишь через священнослужителей (богов) наставлял свой народ и передавал слово своё. Таким образом «боги» этого псалма — это все вестники Иеговы –Мал.2:7

81:5,6 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. 6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

Однако, Бог увидел, что Его помощники не справляются со своими прямыми обязанностями в заботе о народе Его. Стало быть, он признаёт их непригодными для того, чтобы считать их Своими представителями на земле

81:7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

И поскольку они оказались не пригодными для Бога — их участь сравняется с участью простого народа, Бог их не станет ни оберегать, сохраняя в качестве светильников своих во дни бедственные, ни защищать. Что будет всему народу, того нахлебаются и они от наказания Божьего.

Как видим, категория «богов» в Израиле — не то же самое, что и категория «князей»: князь — это просто глава рода в Израиле, начальствующий в племени своём. Бог же — это вестник слова Иеговы, святой Его служитель, священник либо пророк, призванный Богом для передачи слова его в определённые времена.

81:8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Асаф призывает Бога самого праведно судить народ свой, раз уж Его представители с этим не справились. И он верит в то, что однажды все, кто будут жить на земле — станут Божьим народом, судьёю которому будет Сам Бог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]