Богослужебные тексты для общего народного пения: Неделя 21-я по Пятидесятнице, глас 4 (16-17 ноября)


Тема: «Догматики 8-ми гласов (Богородичны воскресные на «Господи воззвах»)» — серия бесед, затрагивающая традиции церковного пения. Но главное — на основании богослужебных текстов рассматриваются трудные для понимания, но очень важные догматы православной церкви, неправильное понимание которых во все времена становилось проичиной возникновения ересей. Сравнивание текстов с греческим и пояснение некоторых особенностей грамматики церковно-славянского языка открывает возможность уже знакомое воспринять и глубже и шире.

…на всенощной под воскресение поются воскресные песнопения… Церковь, благодаря святому Иоанну Дамаскину, имеет упорядоченный Октоих (осьмогласник иначе говоря). Святой Иоанн собрал древние песнопения, новые написал, вложил большой догматический смысл… В частности, в конце пения стихир на «Господи воззвах» отверзаются Царские врата и совершается вход с кадилом. И во время этого входа с кадилом поется Догматик – это значит стихира Богородичная из этих восьми гласов воскресная…

Тема: «Догматики 8-ми гласов — 1-ый и 2-ой глас«

Download

ГЛАС 1 Богородичен Догматик: Всемирную славу / от человек прозябшую / и Владыку рождшую, / Небесную дверь / воспоим, Марию Деву, / Безплотных песнь и верных удобрение: / Сия бо явися небо и храм Божества; / Сия преграждение вражды разрушивши, / мир введе и Царствие отверзе. / Сию убо имуще веры утверждение, / Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. / Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, / ибо Той победит враги, / яко Всесилен. Текст на русском Всемирно славную, / от людей происшедшую и Владыку родившую / воспоем, – Марию Деву, / небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение. / Ибо явилась Она небом и храмом Божества. / Она, разрушив враждебную преграду, / мир водворила и отверзла Царство. / Потому держась Её, опоры нашей веры, / имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа. / Дерзайте же, дерзайте, люди Божии, / ибо Он победит врагов, как Всемогущий. На стиховне Богородичен: Се исполнися Исаиино проречение: / Дева бо родила еси / и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси, / Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече. / Но, о Богомати, / моления Твоих рабов, / в Твоем храме приносимая Тебе, не презри, / но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи, / на Твоя рабы умилосердися / и моли спастися душам нашим. Текст на русском Вот, исполнилось пророчество Исаии, / ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась, как и до родов: / ведь Богом был рожденный, / потому Он и законы природы изменил. / Но, о Богоматерь, / молений Твоих рабов, Тебе в Твоем святилище приносимых, не презри, / но, как Милосердного во объятиях Твоих носившая, / над служителями Твоими смилуйся / и ходатайствуй о спасении душ наших. ГЛАС 2 Богородичен Догматик: Прейде сень законная, / благодати пришедши: / якоже бо купина не сгараше опаляема, / тако Дева родила еси / и Дева пребыла еси. / Вместо столпа огненнаго / праведное возсия Солнце, / вместо Моисея, / Христос, спасение душ наших. Текст на русском Прошла тень закона, / когда благодать явилась; / ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, / так Ты, Дева, родила и девою осталась. / Вместо столпа огненного / воссияло Солнце правды, / вместо Моисея – Христос, / спасение душ наших. На стиховне Богородичен: О чудесе новаго всех древних чудес! / Кто бо позна Матерь, без мужа рождшую / и на руку носящую всю тварь Содержащаго; / Божие есть изволение Рождшееся. / Егоже яко Младенца Пречистая, / Твоима рукама носившая, / и матернее дерзновение к Нему имущая, / не престай молящи о чтущих Тя, / ущедрити и спасти души наша. Текст на русском О, чудо новое, высшее всех древних чудес! / Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, / и во объятиях носившую все творение Объемлющего? / Божий замысел – это зачатие. / Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, / и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / не переставай молить о чтущих Тебя, / да смилуется Он и спасет души наши.

Тема: «Догматики 8-ми гласов — 3- ий глас «

Download

ГЛАС 3 Богородичен Догматик: Како не дивимся / Богомужному Рождеству Твоему, Пречестная, / искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, / родила бо еси без отца Сына плотию, / прежде век от Отца рожденнаго без матере, / никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, / но обою существу свойство цело сохраншаго. / Темже, Мати Дево Владычице, / Того моли спастися душам, / православно Богородицу исповедающих Тя. Текст на русском Как не удивиться нам / рождению от Тебя Богочеловека, Всесвященная! / Ибо общения с мужем не испытав, Пренепорочная, / родила Ты без отца Сына во плоти, / прежде веков от Отца рожденного без матери, / и ни в чем не испытавшего при этом изменения, / или смешения, или разделения, / но свойства каждого естества / в целости сохранившего. / Потому, Матерь-Дева, Владычица, / моли Его о спасении душ / православно Богородицею исповедующих Тебя. На стиховне Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси, / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити, / избавитися от бед душам нашим. Текст на русском Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

Тема: «О двух волях во Христе – продолжение и углубление беседы на догматик 3-его гласа «

Download

…Существует страх естественный и противоестественный. Естественный страх – это сила, которая — испытывая утесненность — стремится к сохранению бытия, как мы уже сказали, желанного Богу. А противоестественный страх – это когда она впадает в эту тесноту по неразумию. Возникает вопрос: Мог ли Христос быть неразумным? Господь не принял противоестественного страха, который возникает из-за ненадежности помыслов — т.е. от помыслов безнадежности. И даже такой вопрос: Можем ли мы приписать Христу веру? Верил ли Бог в Бога? Верил ли Христос в Бога? Мы знаем, что вообще все как-то веруют, но Христу не надо было веровать в Бога. Он был Им. Кто-нибудь скажет: «Он был ‘верен даже до смерти’, значит Он веровал и мы можем у Него научиться настоящей вере» и не замечает, что разрушил уже собственную веру – веровать больше не в кого. Или он разделил Христа: один который есть Бог, в которого веруют, а другой есть человек, который веровал в этого Бога. Значит их два — несторианство? Нет! Мы часто не знаем или не вникаем — я понимаю, что это трудно – но если мы не будем знать, по какому горнему хребту путь проложили Отцы, тогда мы окажемся либо в правой бездне, либо в левой бездне. Хотя-бы надо знать, что такой путь есть. Не отчаивайтесь — это были-бы ненадежные помыслы и выражали бы вашу греховность, а надо вам расти к безстрастию, безстрашию в этих вопросах. Итак, Христос — будучи благ — принял вольно (добровольно) ради нас естественный страх, который указывает на силу врожденно-присущую природе, стремящуюся к поддержанию бытия, потому-что в Господе не вступают в противоречие, как в нас, природные страсти, естественные страсти и воля. А в нас: суть в том и заключается, что наша воля живет не по естеству, а противоестественно…

Тема: «Догматики 8-ми гласов — 4-ый и 5-ый глас«

Download

ГЛАС 4 Богородичен Догматик: Иже Тебе ради богоотец пророк Давид / песненно о Тебе провозгласи, / величия Тебе Сотворшему, / предста Царица одесную Тебе, / Тя бо Матерь, Ходатаицу Живота показа, / без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, / да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, / и заблуждшее горохищное обрет овча, / на рамо восприим, ко Отцу принесет / и Своему хотению / с Небесными совокупит Силами, / и спасет, Богородице, мiр / Христос, имеяй велию и богатую милость. Текст на русском Через Тебя, Богородица, / ставший предком Божиим пророк Давид / благозвучно о Тебе провозгласил / пред сотворившем Тебе величие: / «Предстала Царица справа от Тебя». / Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог, / без отца благоволивший воплотиться от Тебя, / чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, / и, найдя заблудившуюся в горах овцу, / взяв на плечи ко Отцу принести, / и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир – / Христос, имеющий великую и богатую милость. На стиховне Богородичен: Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи. / Тя бо, Едину, твердое и известное утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, / всех помоще, радосте и покрове, / и спасение душ наших. Текст на русском Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / «Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!» ГЛАС 5 Богородичен Догматик: В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: / тамо Моисей, разделитель воды, / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. / Сый и прежде Сый, / явлейся яко Человек, / Боже, помилуй нас. Текст на русском В Красном море / образ Невесты, брака не познавшей, / был начертан некогда. / Там – Моисей, разделитель воды, / здесь же – Гавриил, служитель чуда. / Тогда морскую глубину, не омочив ног, прошел Израиль, / ныне же Христа без семени родила Дева. / Море после прохода Израиля осталось непроходимым, / Непорочная по рождении Эммануила осталась неповрежденной. / Боже Сущий, – / и предсуществовавший, и явившийся как человек, / помилуй нас! На стиховне Богородичен: Храм и дверь еси, / палата и престол Царев, / Дево Всечестная, / Еюже Избавитель мой, Христос Господь, / во тьме спящим явися, / Солнце сый правды, просветити хотя, / яже созда по образу Своему рукою Своею. / Темже, Всепетая, / яко матерне дерзновение к Нему стяжавшая, / непрестанно моли спастися душам нашим. Текст на русском Храм и дверь, дворец и престол Царя, – / Ты, Дева досточтимая; / чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, / явился спящим во тьме, как Солнце правды, / просветить желая тех, кого Он создал / Своею рукою по образу Своему. / Потому, Всепрославленная, / как материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / непрестанно ходатайствуй / о спасении душ наших.

Тема: «Догматики 8-ми гласов — 6- ой глас «

Download

ГЛАС 6 Богородичен Догматик: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; / кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; / безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, / Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, / неизреченно воплощься, / естеством Бог Сый, / и естеством быв Человек нас ради; / не во двою лицу разделяемый, / но во двою естеству / неслитно познаваемый. / Того моли, Чистая Всеблаженная, / помиловатися душам нашим. Текст на русском Кто не прославит Тебя, Всесвятая Дева? / Кто не воспоет девственного рождения от Тебя? / Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, / Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись. / Он – Бог по естеству, / и ради нас по естеству став человеком, / не разделяется на два лица, / но познается в двух неслиянных естествах. / Моли Его, Святая, Всеблаженная, / о помиловании душ наших. На стиховне Богородичен: Творец и Избавитель мой, Пречистая, / Христос Господь, из Твоих ложесн прошед, / в мя оболкийся, первыя клятвы Адама свободи. / Темже Ти, Всечистая, / яко Божии Матери же и Деве, / воистинну вопием немолчно: / радуйся, Ангельски, радуйся, Владычице, / предстательство и покрове, / и спасение душ наших. Текст на русском Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, / произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись / и Адама от древнего проклятия освободил. / Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве / «Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: / «Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!»

Тема: «Догматики 8-ми гласов — 7-ой и 8-ой глас«

Download

ГЛАС 7 Богородичен Догматик: Мати убо позналася еси, / паче естества, Богоpодице, / пpебыла же еси Дева, / паче слова и pазума, / и чудесе Рождества Твоего сказати язык не может. / Пpеславну бо сущу зачатию, Чистая, / непостижен есть обpаз pождения: / идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. / Темже, Тя вси Матеpь Божию ведуще, / молим Ти ся пpилежно, / моли спастися душам нашим. Текст на русском Ты, Богородица, сверхъестественно явилась матерью, / но пребыла девою, – что выше мысли и разума, / и чуда рождения Тобою / язык изъяснить не может. / Ибо, как дивно было зачатие, Чистая, / непостижим и образ рождения, – / ведь там, где хочет Бог, / отступает закон естества. / Потому мы все, почитая Тебя Матерью Божией, / молим Тебя усердно: / «Ходатайствуй о спасении душ наших!» На стиховне Богородичен: Под кpов Твой, Владычице, / вси земноpоднии пpибегающе, вопием Ти: / Богоpодице, упование наше, / избави ны от безмеpных пpегpешений, / и спаси души наша. Текст на русском Под Твое покровительство прибегнув, Владычица, / все мы, на земле рожденные, взываем Тебе: / «Богородица, надежда наша, / избавь нас от бесчисленных согрешений / и спаси души наши!»

ГЛАС 8 Богородичен Догматик: Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, / и с человеки поживе, / от Девы бо Чистыя плоть приемый / и из Нея прошедый с восприятием. / Един есть Сын, сугуб естеством, / но не Ипостасию. / Темже совершенна Того Бога / и совершенна Человека воистину проповедающе, / исповедуем Христа Бога нашего: / Егоже моли, Мати Безневестная, / помиловатися душам нашим. Текст на русском Царь Небесный / по человеколюбию на земле явился / и обитал среди людей; / ибо, приняв плоть от чистой Девы / и от Нее произойдя с этой плотию, / Он пребывает единым Сыном, / двойственным по естеству, но не по Ипостаси. / Потому провозглашая Его воистину / совершенным Богом и совершенным человеком, / мы исповедуем Христа Богом нашим. / Моли Его, Матерь, брака не познавшая, / о помиловании душ наших. На стиховне Богородичен: Безневестная Дево, / яже Бога неизреченно заченши плотию, / Мати Бога Вышняго, / Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, / всем подающи очищение прегрешений, / ныне наша моления приемлющи, / моли спастися всем нам. Текст на русском Не познавшая брака Дева, / неизреченно Бога зачавшая по плоти, / – Матерь Бога Всевышнего! / Услышь мольбы Твоих рабов, Всенепорочная, / всем подающая очищение от согрешений; / ныне, приняв наши моления, / моли о спасении всех нас.

Тема: «Догматики 8-ми гласов — отпустительные с 1-го по 8-ой глас«

Download

Богородичен отпустительный – 1 глас: Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся, / со гласом воплощашеся всех Владыка, / в Тебе, святем кивоте, / якоже рече праведный Давид; / явилася еси ширшая Небес, / поносивши Зиждителя Твоего. / Слава Всельшемуся в Тя, / слава Прошедшему из Тебе, / слава Свободившему нас Рождеством Твоим. Текст на русском Гавриил возгласил Тебе, Дева, «Радуйся», / и с тем возгласом воплощался всех Владыка / в Тебе, святом Ковчеге, / как сказал праведный Давид. / Явилась Ты пространнее небес, / носив Создателя Твоего. / Слава Вселившемуся в Тебя; / слава Происшедшему из Тебя; / слава Освободившему нас рождением от Тебя. Богородичен отпустительный — 2 глас: Вся, паче смысла, / вся преславная Твоя, Богородице, таинства, / чистоте запечатанной и девству храниму, / Мати позналася еси неложна, / Бога рождши Истиннаго; / Того моли спастися душам нашим. Текст на русском Все превыше ума, все преславны / Твои, Богородица, таинства: / чистотой запечатленная и девство сохранившая, / Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного. / Его моли о спасении душ наших. Богородичен отпустительный — 3 глас: Тя, ходатайствовавшую спасение рода нашего, / воспеваем, Богородице Дево: / плотию бо, от Тебе восприятою, Сын Твой и Бог наш, / Крестом восприим страсть, / избави нас от тли яко Человеколюбец. Текст на русском Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец. Богородичен отпустительный — 4 глас: Еже от века утаеное / и Ангелом несведомое таинство, / Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, / в неслитном соединении воплощаем / и, Крест волею нас ради восприим, / имже воскресив первозданнаго, / спасе от смерти души наша. Текст на русском От века сокровенное / и Ангелам неведомое таинство, / через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле, / – Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств, / и ради нас добровольно принявший Крест, – / им Он воскресил Адама первозданного / и спас от смерти души наши. Богородичен отпустительный — 5 глас: Радуйся, двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающих к Тебе; / радуйся, необуреваемое пристанище и Неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога, / молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся Рождеству Твоему. Текст на русском Радуйся, дверь Господня непроходимая! / Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе! / Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая, / родившая по плоти Творца Твоего и Бога! / Не переставай ходатайствовать о воспевающих / и почитающих Рожденного от Тебя. Богородичен отпустительный — 6 глас: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя Ангелом: / срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, / Боже наш, слава Тебе. Текст на русском Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: «Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!» / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе! Богородичен отпустительный — 7 глас: Яко нашего воскресения сокровище, / на Тя надеющияся, Всепетая, / от рова и глубины прегрешений возведи; / Ты бо повинныя греху спасла еси, / рождшая Спасение наше. / Яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, / и по рождестве паки пребываеши Дева. Текст на русском Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его – Дева, и при рождении – Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою. Богородичен отпустительный — 8 глас: Иже нас ради рождейся от Девы / и, распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть / и Воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостиве. / Приими рождшую Тя, Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. Текст на русском Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

Догматики восьми гласов

Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы слышим всякий раз на Всенощном бдении в субботу под воскресенье. Он поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты, а священник вместе с диаконом или без него совершает вход с кадилом.

Глас 1

Всеми́рную сла́ву,/ от челове́к прозя́бшую /и Влады́ку ро́ждшую,/ небе́сную дверь, воспои́м Мари́ю Де́ву,/ безпло́тных песнь и ве́рных удобре́ние./ Сия́ бо яви́ся не́бо и храм Божества́;/ Сия́, прегражде́ние вражды́ разруши́вши,/ мир введе́ и Ца́рствие отве́рзе:/ Сию́ у́бо иму́ще ве́ры утвержде́ние,/ Побо́рника и́мамы из Нея́ ро́ждшагося Го́спода./ Дерза́йте убо, дерза́йте, лю́дие Бо́жии;/ и́бо То́й победи́т враги́,// я́ко Всеси́лен.

Глас 2

Пре́йде сень зако́нная,/ благода́ти прише́дши:/ я́коже бо купина́ не сгара́ше опаля́ема,/ та́ко Де́ва родила́ еси́ и Де́ва пребыла́ еси́;/ вме́сто столпа́ о́гненнаго пра́ведное возсия́ Со́лнце;/ вме́сто Моисе́я – Христо́с, //спасе́ние душ на́ших.

Глас 3

Ка́ко не диви́мся/ Богому́жному Рождеству́ Твоему́, Пречестна́я?/ Искуше́ния бо му́жескаго не прие́мши, Всенепоро́чная,/ родила́ бо еси́ без отца́ Сы́на пло́тию,/ пре́жде век от Отца́ рожде́ннаго без ма́тере,/ ника́коже претерпе́вшаго измене́ния,/ или́ смеше́ния, или́ разделе́ния,/ но обою́ существу́ сво́йство це́ло сохра́ншаго./ Те́мже, Ма́ти Де́во Влады́чице,/ Того́ моли́ спасти́ся душа́м// правосла́вно Богоро́дицу испове́дающих Тя.

Глас 4

И́же Тебе́ ра́ди Богооте́ц проро́к Дави́д/ пе́сненно о Тебе́ провозгласи́/ вели́чия Тебе́ Сотво́ршему:/ предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́, /Тя бо Ма́терь хода́таицу Живота́ показа́,/ без отца́ из Тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бог, /да Свой па́ки обнови́т о́браз истле́вший страстьми́,/ и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́,/ на ра́мо восприи́м, ко Отцу́ принесе́т,/ и Своему́ хоте́нию,/ с небе́сными совокупи́т си́лами,/ и спасе́т, Богоро́дице, мир, Христо́с,// име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость.

Глас 5

В Чермне́м мо́ри/ неискусобра́чныя Неве́сты о́браз написа́ся иногда́. /Та́мо Моисе́й – раздели́тель воды́:/ зде же Гаврии́л – служи́тель чудесе́./ Тогда́ глубину́ ше́ствова немо́кренно Изра́иль;/ны́не же Христа́ роди́ безсе́менно Де́ва. /Мо́ре по проше́ствии Изра́илеве пребы́сть непрохо́дно;/ Непоро́чная по рождестве́ Емману́илеве пребы́сть нетле́нна./ Сый и пре́жде сый,/ явле́йся я́ко челове́к,// Бо́же, поми́луй нас.

Глас 6

Кто Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во?/ Кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́?/ Безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный,/ То́йже от Тебе́ Чи́стыя про́йде/, неизрече́нно вопло́щься,/ естество́м Бо́г сый/ и естество́м быв Челове́к нас ра́ди, /не во двою́ лицу́ разделя́емый, /но во двою́ естеству́/ несли́тно познава́емый./ Того́ моли́, Чи́стая, Всеблаже́нная, // поми́ловатися душа́м на́шим.

Глас 7

Ма́ти у́бо позна́лася еси́/ па́че естества́, Богоро́дице,/ пребыла́ же еси́ Де́ва/ па́че сло́ва и ра́зума,/ и чудесе́ рождества́ Твоего́ сказа́ти язы́к не мо́жет, /пресла́вну бо су́щу зача́тию, Чи́стая,/ непости́жен есть о́браз рожде́ния;/ иде́же бо хо́щет Бог, побежда́ется естества́ чин. /Те́мже Тя вси Ма́терь Бо́жию ве́дуще, /мо́лим Ти ся приле́жно,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Глас 8

Ца́рь Небе́сный/ за человеколю́бие на земли́ яви́ся,/и с челове́ки поживе́: /от Де́вы бо чи́стыя плоть прие́мый/и из Нея́ проше́дый с восприя́тием; /еди́н есть Сын, сугу́б естество́м,/ но не Ипоста́сию./ Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га/ и соверше́нна Челове́ка вои́стинну пропове́дающе,/ испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего:/ Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная,// поми́ловатися душа́м на́шим.

Автор: Администратор
Дата публикации: 25.12.2018

Отклики (375)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

Богородичны

Полезно? Поделись ссылкой!

Богородичнами называют особые песнопения в честь Пресвятой Богородицы, которыми часто завершается чтение тропарей или стихир. Они делятся на следующие группы:

Богородичны, поемые после стихир в некоторые праздничные и все воскресные дни;

Богородичны, поемые после стихир в будние дни;

Богородичны отпустительные, поемые после тропарей в некоторые праздничные и все воскресные дни;

Богородичны отпустительные, поемые после тропарей в будние дни;

Богородичны входят в состав всех церковных служб и помещены в большинство богослужебных книг, кроме Евангелия. К примеру богородичны отпустительные по правилам принято читать на вечерне и после «Бог — Господь» на утрени, а также в конце утрени: эти богородичны помещены в Типиконе, в Следованной Псалтири, в Октоихе, в Минее в конце каждого из 12 месяцев и бывают восьми гласов. Богородичны же, поемые после стихир по правилам принято петь лишь «егда есть «Слава» святому в Минее», а также на стиховне.

Ниже можно ознакомиться со всеми богородичными, поемыми на церковных службах.

Богородичны отпустительные, которые поются после тропарей святых:

Глас 1

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Чудо из чудес в Тебе видя, Благодатная, / творение радуется. / Ибо на Кого полки Ангельские взирать не могут, / Ты зачала без семени, / и родила неизреченно; / Его моли о душах наших.

В конце утрени

Пречистая Богородица, / на небесах благословляемая, и на земле славословимая, / радуйся, Невеста, брака не познавшая.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Зачавшая Огонь Божественный / и Им не опаленная, / и Родившая без семени / Источник жизни — Господа, / благодатная Богородица, / спасай Тебя величающих.

В конце утрени

Без матери на Небесах Рожденного / выше мысли и слуха, / Ты на земле родила без отца; / Его, Богородица, моли о душах наших.

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

В Тебе защиту имея, Пречистая, / и Твоими мольбами от бедствий избавляемые, / Крестом Сына Твоего всегда сохраняемые, / мы все Тебя как должно / с благоговением величаем.

В конце утрени

Пречистая Богородица, / на небесах благословляемая, и на земле славословимая, / радуйся, Невеста, брака не познавшая.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Зачавшая Огонь Божественный / и Им не опаленная, / и Родившая без семени / Источник жизни — Господа, / благодатная Богородица, / спасай Тебя величающих.

В конце утрени

Без матери на Небесах Рожденного / выше мысли и слуха, / Ты на земле родила без отца; / Его, Богородица, моли о душах наших.

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

В Тебе защиту имея, Пречистая, / и Твоими мольбами от бедствий избавляемые, / Крестом Сына Твоего всегда сохраняемые, / мы все Тебя как должно / с благоговением величаем.

В конце утрени

Пречистая Богородица, / на небесах благословляемая, и на земле славословимая, / радуйся, Невеста, брака не познавшая.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Гавриил возгласил Тебе, Дева, «Радуйся», / и с тем возгласом воплощался всех Владыка / в Тебе, святом Ковчеге, / как сказал праведный Давид. / Явилась Ты пространнее небес, / носив Создателя Твоего. / Слава Вселившемуся в Тебя; / слава Происшедшему из Тебя; / слава Освободившему нас рождением от Тебя.

В конце утрени

Без матери на Небесах Рожденного / выше мысли и слуха, / Ты на земле родила без отца; / Его, Богородица, моли о душах наших.

Глас 2

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Милосердия источник, / удостой нас сострадания, Богородица; / взгляни на людей согрешивших, / яви как всегда силу Твою, / ибо, надеясь на Тебя мы взываем Тебе: «Радуйся», / как некогда Гавриил, начальник Воинств Бесплотных.

В конце утрени

Матерь святая неизреченного Света, / мы, благоговейно почитая Тебя, / ангельскими песнопениями величаем.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Стали мы причастниками Божественного естества, / через Тебя, Богородица Приснодева, / ибо Бога Воплотившегося Ты родила нам. / Потому мы все Тебя как должно / с благоговением величаем.

В конце утрени

Тебя величаем, Богородица, взывая: / «Радуйся, Облако Немеркнущего Света, / носившая Его в лоне Своем — Славы Господа!»

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Препрославлена Ты, Богородица Дева, / мы воспеваем Тебя; / ибо Крестом Сына Твоего низвержен ад и погибла смерть, / мы, умерщвленные, воскресли и жизни удостоились, / получили рай, вечное наслаждение. / Потому благодарно славословим Христа, Бога нашего, / сильного и Единого Многомилостивого.

В конце утрени

Тебя величаем, Богородица, взывая: / «Радуйся, Жезл, из Которого произошел без семени Бог / и погубил на Древе смерть!»

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Стали мы причастниками Божественного естества, / через Тебя, Богородица Приснодева, / ибо Бога Воплотившегося Ты родила нам. / Потому мы все Тебя как должно / с благоговением величаем.

В конце утрени

Тебя величаем, Богородица, взывая: / «Радуйся, Жезл, из Которого произошел без семени Бог / и погубил на Древе смерть!»

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Препрославлена Ты, Богородица Дева, / мы воспеваем Тебя; / ибо Крестом Сына Твоего низвержен ад и погибла смерть, / мы, умерщвленные, воскресли и жизни удостоились, / получили рай, вечное наслаждение. / Потому благодарно славословим Христа, Бога нашего, / сильного и Единого Многомилостивого.

В конце утрени

Тебя величаем, Богородица, взывая: / «Радуйся, Жезл, из Которого произошел без семени Бог / и погубил на Древе смерть!»

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Все превыше ума, все преславны / Твои, Богородица, таинства: / чистотой запечатленная и девство сохранившая, / Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного. / Его моли о спасении душ наших.

В конце утрени

Матерь святая неизреченного Света, / мы, благоговейно почитая Тебя, / ангельскими песнопениями величаем.

Глас 3

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Красотою девства Твоего / и пресветлой чистотою Твоей изумленный, / Гавриил взывал Тебе, Богородица: / «Какую Тебе похвалу принесу достойную? / Как же назову Тебя? / Недоумеваю и ужасаюсь; / Потому, как мне велено, взываю Тебе: / «Радуйся, Благодатная!»

В конце утрени

Каждый, где спасается, / туда по справедливости и прибегает; / и какое иное подобное прибежище, как Ты, Богородица, / покрывающее души наши.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Прибежище и сила наша, Богородица, / крепкая помощь миру, / ходатайствами Твоими покрой рабов Твоих от всякого несчастья, / единая Благословенная.

В конце утрени

Каждый, где спасается, / туда по справедливости и прибегает; / и какое иное подобное прибежище, как Ты, Богородица, / покрывающее души наши.

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Имея жезл силы — / Крест Сына Твоего, Богородица, / мы им низвергаем врагов надменность, / непрестанно Тебя с любовью величая.

В конце утрени

Прибежище и сила наша, Богородица, / крепкая помощь миру, / ходатайствами Твоими покрой рабов Твоих от всякого несчастья, / единая Благословенная.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Пророки проповедали, / Апостолы научили, / мученики исповедали, / и мы уверовали, что Ты — истинная Богородица: / потому и величаем / рождение от Тебя Христа неизъяснимое.

В конце утрени

Каждый, где спасается, / туда по справедливости и прибегает; / и какое иное подобное прибежище, как Ты, Богородица, / покрывающее души наши.

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Имея жезл силы — / Крест Сына Твоего, Богородица, / мы им низвергаем врагов надменность, / непрестанно Тебя с любовью величая.

В конце утрени

Прибежище и сила наша, Богородица, / крепкая помощь миру, / ходатайствами Твоими покрой рабов Твоих от всякого несчастья, / единая Благословенная.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец.

В конце утрени

Пророки проповедали, / Апостолы научили, / мученики исповедали, / и мы уверовали, что Ты — истинная Богородица: / потому и величаем / рождение от Тебя Христа неизъяснимое.

Глас 4

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Воспитанной во храме во святом святых, / украшенной верою, и премудростью, и непорочным девством / Архистратиг Гавриил принес с небес приветствие и «Радуйся» возгласил — / «Радуйся, Благословенная, радуйся, Прославленная, Господь с Тобою!»

В конце утрени

Всех творений Высочайшая, / не зная, как воспеть Тебя достойно, Богородица, / просим Тебя: «Даром помилуй нас!»

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

К Богородице ныне усердно прибегнем / мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, / в покаянии взывая из глубины души: / «Владычица, помоги, над нами сжалившись, / поспеши, мы погибаем от множества согрешений! / Не отпусти Твоих рабов ни с чем: / ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

В конце утрени

Тебя мы величаем, Богородица, взывая: / «Ты — Терновый Куст, в котором Моисей увидел, / как не опаляющее пламя, Огонь Божества!»

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Дева Пренепорочная, Матерь Христа Бога, / оружие пронзило Твою пресвятую душу, / когда увидела Ты добровольно распинаемым Сына и Бога Твоего; / Его, Благословенная, молить не прекращай, / да дарует нам прощение согрешений.

В конце утрени

Тебя мы величаем, Богородица, взывая: / «Ты — Гора, от Которой неизъяснимо отсечен был Камень / и врата ада сокрушил!»

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Слово Отчее – Христа, Бога нашего, / от Тебя воплотившегося, мы познали, Богородица Дева, / единая Чистая, единая Благословенная: / потому непрестанно Тебя в песнях величаем.

В конце утрени

Всех творений Высочайшая, / не зная, как воспеть Тебя достойно, Богородица, / просим Тебя: «Даром помилуй нас!»

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Дева Пренепорочная, Матерь Христа Бога, / оружие пронзило Твою пресвятую душу, / когда увидела Ты добровольно распинаемым Сына и Бога Твоего; / Его, Благословенная, молить не прекращай, / да дарует нам прощение согрешений.

В конце утрени

Тебя мы величаем, Богородица, взывая: / «Ты — Гора, от Которой неизъяснимо отсечен был Камень / и врата ада сокрушил!»

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

От века сокровенное / и Ангелам неведомое таинство, / через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле, / — Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств, / и ради нас добровольно принявший Крест, — / им Он воскресил Адама первозданного / и спас от смерти души наши.

В конце утрени

Тебя мы величаем, Богородица, взывая: / «Ты — Терновый Куст, в котором Моисей увидел, / как не опаляющее пламя, Огонь Божества!»

Глас 5

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

С Ангелами песнями небесными, с людьми — земными, / гласом радостным, Богородица, взываем Тебе: / «Радуйся, Врата, небес пространнейшие, / радуйся, единственное рожденных на земле спасение, / радуйся, Чистая, Благодатная, / Родившая Бога Воплотившегося!»

В конце утрени

От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь» Скорый Твой покров, и помощь, / и милость покажи на рабах Твоих, / и укроти, Чистая, волны суетных помыслов, / и падшую мою душу воздвигни, Богородица: / ибо, знаю, Дева, знаю, / что Ты можешь совершить то, что захочешь.

В конце утрени

Матерь Божия Пресвятая, Стена христианам, / избавь народ Твой, как всегда взывающий Тебе усердно: / «Воспрепятствуй постыдным и гордым помыслам, / дабы мы восклицали Тебе: «Радуйся, Приснодева!»

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Крестом Сына Твоего, облагодатствованная Богом, / упразднено все идольское прельщение, / и могущество демонов попрано; / потому мы, верные, как должно / Тебя всегда воспеваем и благословляем, / и, истинной Богородицей Тебя исповедуя, величаем.

В конце утрени

От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Необычайное Девы таинство / явилось для мира спасительным: / ибо от Нее родился Ты без семени, / и во плоти явился непричастно тлению, / всех Радость, Господи, слава Тебе.

В конце утрени

Матерь Божия Пресвятая, Стена христианам, / избавь народ Твой, как всегда взывающий Тебе усердно: / «Воспрепятствуй постыдным и гордым помыслам, / дабы мы восклицали Тебе: «Радуйся, Приснодева!»

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Крестом Сына Твоего, облагодатствованная Богом, / упразднено все идольское прельщение, / и могущество демонов попрано; / потому мы, верные, как должно / Тебя всегда воспеваем и благословляем, / и, истинной Богородицей Тебя исповедуя, величаем.

В конце утрени

От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Радуйся, дверь Господня непроходимая! / Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе! / Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая, / родившая по плоти Творца Твоего и Бога! / Не переставай ходатайствовать о воспевающих / и почитающих Рожденного от Тебя.

В конце утрени

От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас.

Глас 6

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Началом спасения / стало слово Гавриила к Деве: / ибо услышала Она: «Радуйся!» / и не уклонилась от этого приветствия, / не усомнилась, как Сарра в шатре, / но так отвечала: / «Вот, Раба Господня, / да будет Мне по слову твоему!»

В конце утрени

Архангельское слово Ты приняла, / и Херувимским престолом явилась, / и во объятиях Своих носила, Богородица, / Надежду душ наших.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Упование мира, / Благая Богородица Дева, / об одной лишь Твоей мощной защите просим: / «Смилуйся над беззащитными людьми, / моли Милостивого Бога, / об избавлении душ наших от всякой опасности, / Единая Благословенная!»

В конце утрени

Никто из прибегающих к Тебе / посрамленным от Тебя не уходит, / Пречистая Богородица Дева: / но просит благодати и на пользу принимает дар / по своему прошению.

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Богородица Дева, / моли Сына Твоего, / добровольно пригвожденного ко Кресту, / и мир от прельщения освободившего, Христа Бога нашего, / помиловать души наши.

В конце утрени

Прежде веков от Отца без матери рожденного / Сына и Слово Божие / в последние времена Ты родила, / воплотившегося без мужа от чистой крови Твоей, Божия Родительница. / Его моли о даровании нам / грехов прощения прежде конца.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Святая Владычица, / Чистая Бога нашего Матерь, / Творца всего неизреченно Родившая, / со священными Апостолами всегда моли благость Его, / да от страстей избавит нас / и даст нам прощение грехов.

В конце утрени

Великих дарований Ты удостоилась, / Чистая Дева Богоматерь, / ибо родила по плоти Единого от Троицы – / Христа, жизни Подателя, / для спасения душ наших.

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Богородица Дева, / моли Сына Твоего, / добровольно пригвожденного ко Кресту, / и мир от прельщения освободившего, Христа Бога нашего, / помиловать души наши.

В конце утрени

Прежде веков от Отца без матери рожденного / Сына и Слово Божие / в последние времена Ты родила, / воплотившегося без мужа от чистой крови Твоей, Божия Родительница. / Его моли о даровании нам / грехов прощения прежде конца.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Предвозвещает Гедеон Твое зачатие,. / и повествует Давид о рождении от Тебя, Богородица: / ибо Слово сошло, как дождь на руно, во чрево Твое, / и произрастила Ты без семени, Земля Святая, / мира Спасение, Христа Бога нашего, Благодатная.

В конце утрени

Прежде веков от Отца без матери рожденного / Сына и Слово Божие / в последние времена Ты родила, / воплотившегося без мужа от чистой крови Твоей, Божия Родительница. / Его моли о даровании нам / грехов прощения прежде конца.

Глас 7

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Богородица, Дева чуждая скверны, / Сына Твоего моли с вышними Силами, / о даровании прежде конца прощения согрешений / нам, с верою Тебя славящим.

В конце утрени

Превзошла Ты Силы Небесные, / ибо явилась Храмом Божественным, / Благословенная Богородица, / родив Христа, Спасителя душ наших.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Песнь «Радуйся!» Тебе приносим, Богородица, / ибо высшей Ангелов явилась Ты, / Бога Родившая.

В конце утрени

Умиротвори по молитвам Богородицы / жизнь нас, взывающих Тебе: / «Милостивый Господи, слава Тебе!»

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Распятого за нас Христа Бога, / и разрушившего могущество смерти, / непрестанно моли, Богородица Дева, / да спасет души наши.

В конце утрени

Избавь нас, Богородица, / от пленивших нас грехов, / ибо нет у нас, верных, иного упования, / кроме Тебя и от Тебя Родившегося Бога.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Плод чрева Твоего, Пречистая, / — пророков и закона Исполнение: / потому Тебя, Богородицу, / мы со знанием славя, / благоговейно величаем.

В конце утрени

Плод чрева Твоего, Божия Невеста, / явился для людей Посредником спасения. / Потому Тебя, Богородицу, / разумом и языком славя, / мы, верные величаем.

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Распятого за нас Христа Бога, / и разрушившего могущество смерти, / непрестанно моли, Богородица Дева, / да спасет души наши.

В конце утрени

Избавь нас, Богородица, / от пленивших нас грехов, / ибо нет у нас, верных, иного упования, / кроме Тебя и от Тебя Родившегося Бога.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его — Дева, и при рождении Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою.

В конце утрени

Радуйся, Невмещаемого небесами / Вместившая во чреве Твоем; / радуйся, Дева, пророков Проповедь, / Та, от Которой воссиял Эммануил; / радуйся, Матерь Христа Бога.

Глас 8

В воскресенье вечером и в понедельник после «Бог — Господь»

Радуйся, чрез Ангела радость миру Принявшая; / радуйся, Родившая Творца Твоего и Господа; / радуйся, удостоенная стать / Матерью Божией.

В конце утрени

Радуйся, Дверь Царя Славы, / Которою прошел Один Всевышний, / и Ее одну запечатанной сохранил / для спасения душ наших.

В понедельник вечером и во вторник после «Бог — Господь»

Непоколебимую Твердыню веры / и Священный Дар душам нашим, / Богородицу песнопениями возвеличим, верные: / «Радуйся, Камень жизни во чреве Твоем Вместившая; / радуйся, концов земли Надежда, скорбящим Помощь; / радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

В конце утрени

Дева Пречистая, спаси нас молитвами Твоими, / устремляя сердце материнское / к Сыну Твоему и Богу нашему.

Во вторник вечером и в среду после «Бог — Господь»

Агнца и Пастыря и Спасителя мира созерцая на Кресте, / Родившая Его говорила со слезами: / «Радуется мир, принимая искупление, / но внутренность моя горит, когда вижу Твоё распятие, / которое за всех Ты переносишь, / Сын и Боже мой!»

В конце утрени

Плод чрева Твоего, Пречистая, / — пророков и закона Исполнение: / потому Тебя, Богородицу, / мы со знанием славя, / благоговейно величаем.

В среду вечером и в четверг после «Бог — Господь»

Невещественные Врата жизни, Пречистая [Богородица], / прибегающих к Тебе с верою избавь от бед: / да славим пресвятое рождение от Тебя Христа / для спасения душ наших.

В конце утрени

Дева Пречистая, спаси нас молитвами Твоими, / устремляя сердце материнское / к Сыну Твоему и Богу нашему.

В четверг вечером и в пятницу после «Бог — Господь»

Агнца и Пастыря и Спасителя мира созерцая на Кресте, / Родившая Его говорила со слезами: / «Радуется мир, принимая искупление, / но внутренность моя горит, когда вижу Твоё распятие, / которое за всех Ты переносишь, / Сын и Боже мой!»

В конце утрени

Плод чрева Твоего, Пречистая, / — пророков и закона Исполнение: / потому Тебя, Богородицу, / мы со знанием славя, / благоговейно величаем.

В пятницу вечером и в субботу после «Бог — Господь»

Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твоё, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

В конце утрени

Дева Пречистая, спаси нас молитвами Твоими, / устремляя сердце материнское / к Сыну Твоему и Богу нашему.

Богородичны восьми гласов, которые поются, когда есть стихира святому:

Глас 1

В воскресенье вечером

Небесных полков радость, / на земле людям крепкая защита, / Пречистая Дева, / спаси нас, к Тебе прибегающих: / ибо мы на Тебя, Богородица, / надежду после Бога возложили.

В понедельник утром

Святейшая всех святых Сил, / выше всего творения чтимая, / Богородица, Владычица мира, / спаси нас, Спасителя родившая, / от согрешений бесчисленных и бед, / как благая, молитвами Твоими.

В понедельник вечером

Дева всепрославленная, / совершившееся в Тебе таинство / Моисей видел пророческими очами, / — куст терновый горящий и не опаляемый: / ибо огонь Божества чрева Твоего, Чистая, не опалил. / Потому молим Тебя, как Матерь Бога нашего, / миру испросить мир и великую милость.

Во вторник утром

Блудницу, и блудного сына, и разбойника / я беззакониями превозмог, / и мытаря согрешениями превзошел, и ниневитян. / Увы мне, что будет со мною? / Как избегну муки я, несчастный? / Припадаю к Тебе Чистая, / сжалься надо мною по милости Твоей, / как всех тех спас Сын Твой.

В среду вечером

Радуйся, Дева, радость праотцев, / Апостолов и мучеников веселие, / и покров для нас, Твоих рабов.

В четверг утром

Радуйся, Богородица Дева, / радуйся Похвала всей вселенной, / радуйся Пречистая Матерь Божия, Благословенная.

В пятницу вечером

Поистине превышают ум / чудеса Твоего величия, / явленные Рожденным Тобою, Божия Невеста, всепрославленная, / о которых все пророки проповедали: / и зачатие, и рождество, — все преславно, непознаваемо и невыразимо; / ими Он спас мир, как Милосердный.

В субботу утром

«Радуйся» прими от нас, / Святая Богородица Дева, / Сосуд чистейший во всей вселенной, / Свеча неугасимая, Вместилище Невместимого, Храм неприступный; / радуйся Та, от Которой родился Агнец Божий, / подъемлющий грехи всего мира.

Глас 2

В воскресенье вечером

Радуйся, Мария Богородица, / Храм нерушимый, а главное — святой, / как взывает пророк: / «Свят Храм Твой, дивен в правде».

В понедельник утром

На Тебя, Богородица, мы упование возложили: / да не обманемся в надежде нашей! / Помощница недоумевающим, спаси нас от бед, / и противников замыслы расстрой: / ибо Ты наше спасение, Благословенная.

В понедельник вечером

Непроходимые Врата, таинственно запечатанные, / Благословенная Богородица Дева! / Прими моления наши и принеси их Твоему Сыну и Богу, / да спасет Он по молитвам Твоим души наши.

Во вторник утром

Радуйся, Мария Богородица, / Храм нерушимый, а главное — святой, / как взывает пророк: / «Свят Храм Твой, дивен в правде».

В среду вечером

Как маслина плодовитая, / Дева произрастила Тебя, Плод Жизни, / чтобы миру принести / великую и богатую милость.

В четверг утром

Всю надежду мою / на Тебя возлагаю, Матерь Божия, / сохрани меня под покровом Твоим.

В пятницу вечером

Спаси от бед рабов Твоих, Богородица Дева, / ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем, / как к нерушимой Стене и Заступнице.

В субботу утром

Придите, Матерь Света все прославим, / взывая песнями не умолкающими, / ибо Она родила Спасение наше, / и «Радуйся» принесем, как Единой родившей всего Начало — / прежде всех веков Сущего Бога. / «Радуйся, Еву падшую вновь воссоздавшая. / Радуйся, Пречистая Дева, брака не познавшая!»

Глас 3

В воскресенье вечером

Богородица, Защитница всех молящихся Тебе, / с Тобою мы дерзаем, и Тобою хвалимся, / и на Тебя — вся надежда наша; / моли Родившегося от Тебя / за непотребных рабов Твоих.

В понедельник утром

Ты, Святая, от начала чистая / — воистину хвала небесных полков, / Апостолов пение и пророков исполнение; / Владычица, прими молитвы наши.

В понедельник вечером

Святая между женами Богородица, / Матерь брака не познавшая! / Моли рожденного Тобою Царя и Бога, / да спасет Он нас, как Человеколюбец.

Во вторник утром

Без семени зачала Ты от Духа Святого, / и мы, славословя, воспеваем Тебя: / «Радуйся, Пресвятая Дева!»

В среду вечером

Меня, тяжко согрешающего, Отроковица, / исторгни сильною Твоею молитвою из пламени неотвратимого / и укрепи, Чистая, Твоими мольбами, / ко стезям спасения направляя меня / материнскими Твоими молитвами.

В четверг утром

Без семени зачала Ты от Духа Святого, / и мы, славословя, воспеваем Тебя: / «Радуйся, Пресвятая Дева!»

В пятницу вечером

Святая между женами Богородица, / Матерь брака не познавшая! / Моли рожденного Тобою Царя и Бога, / да спасет Он нас, как Человеколюбец.

В субботу утром

Без семени зачала Ты от Духа Святого, / и мы, славословя, воспеваем Тебя: / «Радуйся, Пресвятая Дева!»

Глас 4

В воскресенье вечером

Радуйся, Облако Света; / радуйся, Светильник сияющий; / радуйся, Сосуд с манной; / радуйся, Жезл Ааронов; / радуйся, несгорающий Терновый Куст; / радуйся, Чертог; радуйся, Престол; / радуйся, Гора Святая; радуйся, Прибежище; / радуйся, Божественная Трапеза; / радуйся, Дверь таинственная; / радуйся, всех Радость!

В понедельник утром

Богородица всех Царица, / православных похвала! / Дерзость еретичествующих пресеки / и лица их покрой стыдом, / не чтущих священный образ Твой, Пречистая, / и не поклоняющихся ему.

В понедельник вечером

Избавь нас от бедствий наших, / Матерь Христа Бога, / родившая всех Творца, / чтобы все мы взывали Тебе: / «Радуйся, единственная Защита душ наших!»

Во вторник утром

От всех бед рабов Твоих сохраняй, / благословенная Богородица, / дабы мы славили Тебя, / надежду душ наших.

В среду вечером

Имея Тебя, Богородица, надеждою и защитой, / вражьих наветов не убоимся, / ибо Ты спасаешь души наши.

В четверг утром

В Тебе мы стену обрели, Богородица Пречистая, / и тихую пристань, и утверждение. / Потому молюсь, бурею житейскою носимый: / «Направь, как кормчий, и спаси меня!»

В пятницу вечером

Свеча неугасимая, Престол правды, / Пречистая Владычица, / моли о спасении душ наших.

В субботу утром

Единая чистая и непорочная Дева, / Бога без семени родившая, / моли о спасении душ наших.

Глас 5

В воскресенье вечером

Страшно и преславно и велико таинство: / Невместимый во чрево вместился, / и Матерь по рождестве по прежнему осталась Девой, / ибо родила Она Бога, от Нее воплотившегося. / Ему воззовем, Ему песнь возгласим, / с Ангелами воспевая: / «Свят Ты, Христе Боже, / нас ради вочеловечившийся, слава Тебе!»

В понедельник утром

Благодатная, ходатайствуй Твоими молитвами, / и испроси душам нашим множество щедрот / и очищение от многих согрешений, молимся.

В понедельник вечером

Облегчи болезни / много воздыхающей души моей, / удалившая всякую слезу с лица земли: / ибо Ты от людей болезни отгоняешь, / и уныние грешных прекращаешь. / Ибо в Тебе все мы обрели надежду и утверждение, / Пресвятая Матерь-Дева.

Во вторник утром

Благодатная, ходатайствуй Твоими молитвами / и испроси душам нашим множество щедрот / и очищение от многих согрешений, молимся.

В среду вечером

Блаженною именуем Тебя, Богородица Дева, / и славим Тебя мы, верные, как подобает, – / град непоколебимый, стену непреодолимую, / твердую Защитницу, / и прибежище душ наших.

В четверг утром

Блаженною мы именуем Тебя, Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос, / имеющий великую милость.

В пятницу вечером

Тебе мы молимся как Божией Матери: / «Благословенная, моли / о спасении душ наших!»

В субботу утром

О несчастная душа! / Какой ответ ты сможешь дать Судии в тот час, / когда престолы будут поставлены на суде, / и Судия придет с небес, / сойдя с мириадами Ангелов? / Когда Он сядет на судейском месте, / чтобы тяжбу совершить с рабами непотребными, подобными мне, / что сможешь ты тогда сказать в ответ? / и что привести в оправдание? / Поистине ничто, ибо осквернила ум и тело твое. / Потому припади к Деве и зови непрестанно, / да подаст тебе щедро грехов прощение.

Глас 6

В воскресенье вечером

Воспоем, как Архангел, верные, / Небесный Чертог и Дверь запечатанную воистину: / «Радуйся, ибо через Тебя произрос для нас Спаситель всех Христос, / Податель жизни и Бог. / Низложи рукою Твоею мучителей, / безбожных врагов наших, / Владычица Пречистая, / упование христиан.

В понедельник утром

Архангельское слово Ты приняла, / и херувимским престолом явилась, Богородица, / и носила во объятиях Своих / Надежду душ наших.

В понедельник вечером

Никто из прибегающих к Тебе / посрамленным от Тебя не уходит, / Пречистая Богородица Дева: / но просит благодати и на пользу принимает дар / по своему прошению.

Во вторник утром

Великих дарований Ты удостоилась, / Чистая Дева Богоматерь, / ибо родила во плоти Единого от Троицы, / Подателя жизни Христа, / во спасение душ наших.

В среду вечером

Око сердца моего / возвожу к Тебе, Владычица: / не презри малого моего воздыхания; / в час, когда Сын Твой судить будет мир, / стань для меня Покровом и Помощницей.

В четверг утром

Утешение скорбящим, исцеление болящих Ты, / Богородица всепрославленная; / спасай город и народ, / мир для подвергающихся нападению, / тишина носимым бурей, / единая Заступница верных.

В пятницу вечером

Молитвами Родившей Тебя, Христе, / мучеников Твоих, и Апостолов, и пророков, / и святителей, преподобных и праведных, и всех святых, / усопших рабов Твоих упокой.

В субботу утром

Бога, от Тебя воплотившегося, / мы познали, Богородица Дева: / Его моли о спасении душ наших.

Глас 7

В воскресенье вечером

«Радуйся» взываем Тебе с Ангелом, Божия Невеста, / Чертогом, и Дверью, и Престолом огненным называя Тебя, / и не рассекаемой Горой, / и Кустом Терновым несгорающим.

В понедельник утром

Умиротвори жизнь нашу / по ходатайствам Богородицы, / когда мы Тебе взываем: / «Милостивый Господи, слава Тебе!»

В понедельник вечером

Радуйся, Владычица, / Облако невещественного и неописуемого Солнца; / радуйся, светлейшая Свеча; / радуйся, Светильник, весь из золота! / Тобою, Пресвятая, Ева от проклятия избавилась. / Но, как имеющая дерзновение / к незлопамятному Сыну Твоему и Богу, / не прекращай молиться Ему / материнской Твоей молитвою, Пречистая.

Во вторник утром

Ты как Свет, Христе, произошел от Девы / и просветил род человеческий; / Господи, слава Тебе.

В среду вечером

Единственную после родов непорочную / Деву воспоем, как Матерь Бога Слова, / возглашая: «Слава Тебе!»

В четверг утром

Родился Ты от Девы неизъяснимо, Христе, / и просветил тех, кто во тьме, взывающих: / «Господи, слава Тебе!»

В пятницу вечером

Одна Невместимого вместившая, / и родившая Бога — Слово воплощенное, / моли о спасении душ наших.

В субботу утром

Моли, Дева, с Апостолами и мучениками, / да обретут преставившиеся / на суде великую милость.

Глас 8

В воскресенье вечером

Архангела Гавриила возглас подхватив, / воскликнем: «Радуйся, Матерь Божия, / жизни Подателя Христа миру родившая!»

В понедельник утром

Небесные силы воспевают Тебя, благодатная, / Матерь, брака не познавшая, / и мы славословим неизъяснимое рождение Тобою Христа, Богородица; / моли о спасении душ наших.

В понедельник вечером

Радуйся, вселенной Похвала; / радуйся, Храм Господень; / радуйся, Гора Тенистая; / радуйся, всех Прибежище; / радуйся, Светильник Золотой; / радуйся, Слава православных, Священная; / радуйся, Мария, Матерь Христа Бога; / радуйся, Рай; радуйся, Божественная Трапеза; / Радуйся, Скиния; радуйся, Сосуд, весь из золота; / Радуйся, всех Упование!

Во вторник утром

Покров Твой, Богородица Дева, / — источник врачевания духовного: / ибо мы, прибегая к нему, / от душевных недугов избавляемся.

В среду вечером

К покрову Твоему, / Святая Дева Богородица, я прибегаю: / знаю, что обрету молитвами Твоими спасение, / ибо Ты можешь, Чистая, помочь мне.

В четверг утром

Исторгни меня, Владычица, / из руки змия человекоубийцы, / желающего меня лукавством поглотить до конца; / сокруши челюсти его, молю Тебя, и козни разрушь, / чтобы, от когтей его избавившись, / величал я заступление Твое.

В пятницу вечером

Чистая Дева, Слова Врата, / Бога нашего Матерь, / моли о спасении нашем.

В субботу утром

Владычица, прими молитвы рабов Твоих, / и избавь нас от всякого несчастья и печали.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Елена Никулина — Богослужебный устав и гимнография. Страница 48

Глас 1.

Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божий; ибо Той победит враги, яко Всесилен.

Глас 2.

Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших.

Глас 3.

Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная? Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Тем же, Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.

Глас 4.

Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос, имеяй велию и богатую милость.

Глас 5.

В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды: зде же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас.

Глас 6.

Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.

Глас 7.

Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим.

Глас 8.

Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим.

Из словаря литургических терминов.

Архим. Иоанн (Маслов). Лекции по литургике для 1-го класса семинарии.

ДОГМАТИКИ – богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным († 745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на «Господи воззвах» (на «… и ныне»):

а) в воскресные дни;

б) на службах с великим славословием и выше;

в) по пятницам в дни отдания гласа.

Догматик 1-го гласа «Всемирную славу…» В нем раскрывается истина о воплощении Сына Божия с указанием о всемирной славе Пресвятой Девы, в связи с обетованием о семени Жены.

Догматик 2-го гласа «Прейде сень законная…» Здесь показывается отношение ветхозаветных прообраза к новозаветным событиям.

Догматик 3-го гласа «Како не дивимся…» Показан образ рождения Господа.

Догматик 4-го гласа «Иже Тебе ради богоотец пророк Давид…» Раскрывается сотериологическое значение рождения Господа.

Догматик 5-го гласа «В Чермнем мори…» Показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы.

Догматик 6-го гласа «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…» Раскрывается неслитное и нераздельное соединеие естеств в Лице Господа.

Догматик 7-го гласа «Мати убо позналася еси…» Раскрыто учение о сверхъестественности и таинственности воплощения Сына Божия.

Догматик 8-го гласа «Царь небесный…» В этом догматике дается положительное и краткое изложение Боговоплощения – важнейшего догмата христианства.

Догматики великолепны как по своему содержанию, так и по своей поэтической форме. Они служат лучшим подтверждением того, что по своему внутреннему содержанию наша гимнография есть храмовое исповедание наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных песнопений христианин за богослужением посвящается в таинственные глубины нашей веры.

О догматиках.

Архиеп. Аверкий Таушев. Литургика 2.1.

Первая часть Всенощного бдения. Вечерний вход.

Стихиры на Господи воззвах заключаются пением Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь, после чего в воскресные дни и в дни памяти святых поется стихира, называемая «богородичен», или «догматик», так как она посвящена прославлению Божией Матери, и в ней раскрывается догмат воплощения от Нее Сына Божия. Таких догматиков всего 8 по числу 8-ми гласов и печатаются они в Октоихе наряду, а, кроме того, в конце Минеи и в Часослове. Эти богородичные принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину.

Проф. М. Скабалланович усматривает связь между всеми 8 догматиками по их содержанию. «В догматике 1-го гласа раскрытие догмата воплощения начинается указанием всемирной славы Пресвятой Девы; этим как бы воспоминается обетование о семени жены, данное прародителям в раю и исполнившееся на Пресвятой Деве.

В догматике 2-го гласа показывается отношение ветхозаветных преобразований к новозаветным событиям.

В догматике 3-го гласа показывается самое рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа, образ сего рождения.

Поелику необходимо знать цель воплощения Сына Божия, то это раскрывается в догматике 4-го гласа.

Далее нам непостижимо, как Матерь Божия, будучи Девою родила Христа и как по рождестве пребыла Девою: это несколько приближается к разумению нашему чрез содержание догматика 5-го гласа (чрез некоторые ветхозаветные прообразы).

Поелику мы еще не знаем, каким образом в лице Иисуса Христа соединяются два естества Божеское и человеческое, то об этом говорится в догматике 6-го гласа, т. е., что два естества неслитно и нераздельно соединены в одном лице Богочеловека.

Впрочем, при всех объяснениях, воплощение Бога Слова есть тайна, уразумеваемая более верою, нежели испытующим умом; посему в догматике 7-го гласа говорится, что оно совершилось сверхъестественным образом.

В догматике 8-го гласа догмат о воплощении Бога Слова излагается положительным и кратким образом» (См. «Толковый Типикон», стр. 121, Вып. 2, 1913 г. М. Скабалланович).

Приложение 12. Из Триоди Постной

Подготовительный период к великому посту.

Неделя мытаря и фарисея.

Первая стихира на «Господи воззвах».

Не помолимся фарисейски, брате: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя.

На полиелее после «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма.

Слава, глас 8. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне, богородичен. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоем милости.

Канон. Песнь 5.

Фарисеевы добродетели потщимся подражати, и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]