История России. Князь Владимир Святой. Всё о князе Владимире.
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
Всё о князе Владимире.
Годы правления: 980 — 1015.
Владимир – сын Святослава, его мать – Малуша, ключница-рабыня княгини Ольги, наложница Святослава.
Пришёл к власти в результате победы в первой феодальной борьбе между сыновьями князя Святослава: Владимиром, Ярополком и Олегом.
В годы его правления завершился процесс формирования государства Киевская Русь.
Внутренняя политика.
- Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:
— 980 г. – проведена первая религиозная реформа, языческая реформа, провозглашение Перуна верховным божеством;
— 988г – принятие христианства, усиление власти князя под именем единого Бога. Церковь стала огромной силой, объединяющей народ;
— 988 г. – завершение административной реформы: сыновей Владимир поставил наместниками в города;
— проведение судебной реформы, принятие «Устава земляного» — свода норм устного обычного (от слова «обычаи») права;
— проведение военной реформы: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян; Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.
- Расширение территории Руси:
— присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.
- Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:
— в Киеве построили новую крепость, укрепили город земляными валами, украшали архитектурными сооружениями;
— были построены города: Белгород, Переяславль, Владимир- на -Клязьме и другие.
- Развитие культуры.
— создание просветителями Кириллом и Мефодием славянской азбуки;
— перевод книг с греческого языка, начало распространения грамотности;
— введение специального налога на развитие культуры и архитектуры — десятины. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)
— развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.
— начало масштабного каменного строительства.
Внешняя политика.
Основные направления – борьба с печенегами, войны м Польшей и Венгрией.
- Усиление международного авторитета Руси:
— с принятием христианства страну перестали считать варварской, стали воспринимать как цивилизованное государство;
— Владимир ввёл династические браки, сам был женат на сестре византийского императора — Анне.
Военные столкновения и мирные переговоры с зарубежными странами:
— ведение борьба с печенегами;
— покорение Полоцкого княжества;
— поход в Волжскую Булгарию;
— 981 – первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль;
— 985– поход против Дунайской Болгарии и мирный договор с ней;
— 985 – походы на Волжскую Булгарию, а также обложение данью Хазарии;
— 988 – 989- осада Корсуня (Херссонеса) в Крыму;
— 991 – поход в днестровские земли против белых хорватов;
— набеги печенегов: 990, 992 – на Перяеславль, 996-битва у Васильево, 997 – нападение печенегов на Киев; строительство на юге – сплошной стены (частокола) на земляной насыпи — Змиевы валы.
— дипломатические контакты со странами: в Киев приезжали послы Папы римского, посольство Руси ездило в Германию, Рим. Мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.
Принятие христианства.
Причины принятия христианства:
- необходимость обеспечения более прочного объединения племён на основе единой идеологии — религии;
- принятие монотеистической религии (то есть веры в единого Бога) усиливало авторитет правящего слоя и правителя;
- социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю, то есть оправдание неравенства;
- новая религия расширяла бы культурное влияние более развитых стран, прежде всего Византии.
- необходимость повышения международного авторитета Руси: появлялась возможность заключать политические союзы с другими странами путём династических браков. Кроме того, Русь перестали бы считать варварской, языческой страной.
Значение принятия христианства:
- усиление власти князя;
- большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть;
- развитие культуры, письменности, образования; появление христианских законов — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов;
- однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих;
- возрастание международного авторитета Руси, Русь добилась равноправия с другими христианскими странами, стали возможны династические браки.
Значение правления Владимира Святого.
- Значительное укрепление власти Великого князя с приятием единой религии.
- Начало формирования единой идеологии.
- Завершение процесса формирования государственной территории Руси — были присоединены все восточнославянские земли.
- Окончательное установление лествичной системы передачи власти, то есть старшему в княжеском роду.
- Создание системы оборонительных сооружений, крепостей на южных границах.
- Значительное развитие культуры.
- Усиление международного авторитета Руси.
Некоторые интересные факты деятельности князя Владимира.
- При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
- Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
- Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия II. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Маклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
- Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
ДАТЫ (подробные).
ДАТЫ. | СОБЫТИЯ. |
980-1015. | Правление князя Владимира Святославича, Святого, Красного Солнышка. |
980. | Языческая реформа. |
981-982. | Подчинение вятичей. |
981 | Первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль. |
982 | Повторный поход на вятичей, отказавшихся платить дань, победа и возлагание дани в двойном размере. |
983 | Поход на Ятвягов — племена побеждены, территория завоёвана. |
984. | Подчинение радимичей и хорватов. |
985 | Вместе с торками Владимир совершает успешный поход на Волжскую Булгарию — заключен мир. |
985-986 | Успешный поход на хазар — обложение их данью. |
985. | Поход против Дунайской Болгарии, мирный договор с ней. |
988 | Поход на византийскую колонию в Крыму Херсонес (Корсунь) — осада и взятие крепости, а затем Заключение мира с Византией на условиях крещения Владимира, заключения брака между ним и византийской царевной Анной, а также предоставления войска русов для подавления мятежа в империи. |
988. | Принятие христианства. |
989-996. | Строительство в Киеве Десятинной церкви (первой)- Успения Богородицы. |
989 | Помощь императору Византии в подавлении мятежа Варды Фоки. |
989. | Храм Святой Софии в г. Новгороде. |
990 | Поход против польского князя Мешко I — победа Владимира и заключение мира. |
990-991 | Крещение Новгорода «огнём и мечом». |
992- 996 | Битвы с печенегами, успехом не увенчались, вынужденное строительство оборонительных сооружений – Змиевых валов. |
992 | Удачный поход на белых хорватов. Битва с печенегами на р. Трубеж — победа русов |
994 | Поход на дунайских болгар — успешно, захвачены пленники и добыча |
996 | Битва с печенегами при г. Василёве — победа печенегов. |
997 | Владимир отправляется на север в поход на чудские племена, в это время печенеги осаждают Белгород. |
1000 | Поход на Дунай против Болгар. Осада печенегами Киева . |
1001 | Поход воевод Владимира на печенегов — пленение печенежского князя Родомана с тремя сыновьями |
1004 | Попытка печенегов осадить Белгород — кочевники бежали, узнав о приближении войск русов под командованием воевод. |
1006 | Прием посольства волжских болгар и заключение выгодного договора о торговле |
1010. | Основание г. Владимира. |
1013 | Польско-печенежский поход на Русь — союзники рассорились, и польский князь Болеслав I перебил кочевников |
1014 | Прием послов от польского князя Болеслава I и заключение династического брака между Святополком и польской княжной. Ярослав Мудрый отказывается платить отцу ежегодный налог Новгорода Киеву в 2000 гривен. Владимир приказывает готовиться к походу против сына, но заболевает и не может отправиться. Арест сына Владимира Святополка, его жены и польского епископа по подозрению в организации переворота. |
1015. | Смерть Владимира I Святославича и начало второй междоусобицы на Руси. |
ТЕРМИНЫ.
Духовенство – особое сословие в России конца X века, занимавшееся оправлением религиозных культов; подразделялось на чёрное (монашество) и белое (живущее «в миру» — священники, дьяконы).
Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь.
Митрополит – в Православной церкви второй после патриарха в церковной иерархии. В Древней Руси – глава русской митрополии, подчинённый константинопольскому патриарху.
Православие – одно из основных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 10-11 вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и православную. Центром православия стала Византия и её столица Константинополь. 988 г.- крещение Руси, православие стало государственной религией.
Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I веке н.э. как вера в Иисуса Христа, Богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус означает «Спаситель», Христос – «помазанный». Главный источник вероучения – Библия (Священное писание). В ходе своего развития распалось на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм.
Церковь (от греч. дом Господний) – в христианстве это:
- здание, в котором происходит богослужение;
- название всей совокупности религиозно-христианских общин.
Исторические деятели.
Личности. | Обзор деятельности. |
Ярополк Святославич (972-980). | Брат Владимира, князь Киевский в 972-980.Старший сын Святослава. Именно ему поручил Святослав править в Киеве во время его войны с Византией. Плюсы его правления: дипломатические отношения с Германией (король Оттон II), начата чеканка монет, он симпатизировал христианству, читаем в летописи: «хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал…). В 977 году началась междоусобная война между братьями – Ярополком, Олегом (князь древлянский) и Владимиром (князь новгородский). Святополк напал на владения Олега, тот погиб. Владимир бежал, и Святополк стал правителем всей Руси. 978 – Владимир с варяжским войском отбил Новгород, Полоцк, двинулся на Киев. Изменник Ярополка- воевода Блуд, уговорил его укрыться в крепости Родня, но после осады в ней начался голод. Блуд снова уговорил Святополка идти на переговоры с Владимиром, но во время переговоров князь был убит. Имя Святополка связано с правлением Владимира в том смысле, что Владимир боролся с ним за власть, коварно убил брата Олега, став единовластным правителем Руси. |
Олег Святославич. | Брат Владимира, князь древлянский. Был посажен Святославом на правление в 970 году, когда князь отправился на борьбу с Болгарией. В 972 году началась его борьба за власть со старшим братом- Ярополком. Его войска были разбиты под Овручем. Сам Олег погиб под телами коней, упав с моста. Имя Олега связано с эпохой правления Владимира в том смысле, что оба брата вели междоусобную борьбу за власть с Ярополком и друг с другом, в которой победил Владимир. |
Рогнеда. | Полоцкая княжна, одна из жён князя Владимира I Святославича. Мать будущего князя Изяслава Владимировича- родоначальника князей Изяславичей Полоцких, а также Ярослава Мудрого, киевского князя. Владимир сватался к Рогнеде, но она отказала ему, так как тот сын невольницы -ключницы. Тогда Владимир с войском пошёл на Полоцк, вынудил выйти Рогнеду замуж (убив её родителей). Она стала второй из шести жён Владимира. В 987 году она хотела отомстить Владимиру, убить его, но тот успел отвести удар. Владимир не убил её, так как пожалел сына Изяслава. Мать и сын были отправлены в Половецкую землю, в город Свислочь, переименованный в Изяславль. Таким образом, говоря о Рогнеде, нужно отметить, насколько жестокие были нравы на Руси, как до принятия христианства Владимир имел несколько жён, Рогнеду силой женил на себе, так грозен и жесток был он временами. |
Анна Византийская. | Византийская царевна, жена князя Владимира I Святославича. После захвата Владимиром греческой крепости Корсунь византийские императоры Василий II Болгаробоец и Константин VIII отдали за него свою сестру Анну, чтобы выполнить условия договора (они просили Русь о военной помощи). Анна была знатной, богатой, красивой. Братья согласились отдать сестру замуж, если Владимир примет крещение. Таким образом, одна из решающих ролей в принятии Владимиром христианства принадлежит Анне. Она участвовала в распространении христианства на Руси, строила церкви, во многом в церковных делах князь советовался с ней. Умерла за 4 года до смерти Владимира. |
Добрыня и Путята. | С их именам связано крещение Новгорода, который крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления. |
Император Василий II Болгаробоец и его брат Константин VIII. | Византийский император ок. 958 — 1025 гг., император с 976 г. Ни при одном из правителей, занимавших после него византийский трон, империя никогда уже не достигала того могущества и процветания, к которому привел страну Василий II. Но его правление было заполнено как изнурительными, многочисленными войнами, так и внутренними смутами и мятежами. Так его власти угрожали войска полководцев Вардана Склира и Михаила Вурца. Против них он отправил войска своего племянника Никифора II Вардана Фоку. Однако Фока объединил войска с войском Вардана Склира и двинул их против императора. В 987 году он объявил себя императором. Тогда Василий попросил помощи у князя Владимира, согласившись выдать за него свою сестру Анну. В апреле 988 года войска мятежников были разбиты Владимиром. Далее произошло крещение Владимира и свадьба с Анной. Брат императора Константин VIII (император с 1025-1028) был соправителем, но государственными делами занимался мало. Таким образом, имена Василия II Болгаробойца и Константина VIII связаны с тем периодом истории Руси, когда князь Владимир принял христианство. |
Князь Мешко I. | Первый исторически достоверный польский князь с 960 по 992 гг. В его правление польское княжество включило в свой состав практически все польские земли и стало крупным государством Центральной Европы, играющим важную роль в европейской политической жизни. При нём было принято христианство как государственная религия. 981 г.- русско-польская война. Были заняты Червен, Перемышль, другие земли дулебов. Скорее всего, поход был совместным с немецкими войскам Оттона II. Результатом этой войны, стало возвращение под власть Руси Волыни, Владимир ставит там город (современный Владимир-Волынский на Украине). Под контроль Руси попадают Полоцкие и Туровские земли. Таким образом, с именем князя Мешко I связаны военные походы Владимира против Польши, его стремление вернуть западные земли. |
Польский князь Болеслав I | Князь Польши в 992-1025. В 1014 г. — заключение династического брака между Святополком и польской княжной. Однако в том же году Святополк, его жена и Рейнберн, готовившие восстание против князя Владимира Святославича, были арестованы. Святополк был отстранён от наследования киевского престола. Совместный поход Болеслава и печенегов был ответом на этот шаг Владимира, впрочем, союзники рассорились и Болеслав приказал перебить печенегов, после чего вернулся в Польшу. |
Карты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Крещение Руси
Крещеный владыка Руси вернулся в Киев и начал массовое обращение своего народа в христианскую веру. Вначале русские люди сопротивлялись крещению, так как у них были свои языческие боги. На окраинах государства этот процесс завершился намного позже, чем в киевском и новгородском княжествах.
Принятие христианства способствовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси, жители которой постепенно отказывались от «примитивного» язычества и становились ближе к народам других христианских стран, что способствовало развитию международных отношений с ними. После крещения Руси начала активно развиваться русская культура, которая впитывала в себя лучшие образцы византийского и античного искусства.
Социально-экономический строй Киевской Руси
Бояре и князья Киевской Руси владели своими вотчинами (отчинами) – отцовскими землями, которые передавались по наследству. В это же время появились крестьяне-общинники, к которым частные феодалы не имели никакого отношения. От таких независимых крестьянских общин государство получало дань.
Всех свободных жителей Руси называли «людьми». Они были обложены данью – «полюдьем». В селах в основном жили «смерды», которыми правили князья. Они организовывали крестьянские общины или относились к вотчинам. У последних жизнь была тяжкой. Фактически они становились рабами своих хозяев. Свободных людей загоняли в кабалу путем закупничества. У обедневших или разорившихся крестьян не оставалось другого выхода, как брать у князей в долг «купу»:
- деньги;
- скот;
- урожай.
Поэтому их называли «закупами». Они работали на своих кредиторов до тех пор, пока не выплатят все долги.
Боярские и княжеские вотчины также населяла челядь или холопы, которые, по сути, находились в рабстве у своих хозяев. Это были разорившиеся крестьяне или пленники. Рабовладельчество широко распространилось по русской земле, но при этом государственный строй Киевской Руси все же был ближе к феодализму. В отличие от «классического» западноевропейского образца этот строй на Руси базировался на крупном государственном секторе экономики с многочисленными свободными крестьянскими общинами, над которыми довлела великокняжеская власть.
Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.
В 1068-1072 годах Киевская Русь пережила несколько массовых народных восстаний. Самое мощное из них произошло в Киеве в 1068 году. Поводом для него послужило поражение Ярославичей – Всеволода, Святослава и Изяслава, которых разгромили половцы.
Ремесленная часть киевского Подола стала местом проведения вече, на котором жители города попросили князя о выдаче оружия для нападения на половцев. В этом им было отказано, так как сыновья Ярослава боялись вооруженного народного восстания. Народу такой ответ не понравился и он начал громить богатые боярские дворы. Великому князю Изяславу пришлось бежать к полякам, которые в 1069 году помогли ему вернуться в Киев. Волна массовых народных бунтов охватила Новгород и Ростово-Суздальские земли.
Ярослав Мудрый
Крупнейшие волости Руси управлялись двенадцатью сыновьями Владимира I. Когда он умер, то страной стал править старший из них – Святополк. В это время снова вспыхнула междоусобная война, во время которой новый великий князь безвинно убил своих братьев Глеба Муромского и Бориса Ростовского, которых русская церковь впоследствии причислила к лику святых, а Святополка наградили прозвищем Окаянный. Новгородскому князю Ярославу, к которому присоединились варяги, удалось изгнать своего брата из Киева. «Святошка Окаянный» оказался в Польше, где правил его тесть король Болеслав Храбрый. О дальнейшей судьбе Святополка в летописях нет ни слова.
Ярослав Мудрый защитил свой народ от печенегов. В 1030 году состоялся его успешный поход, главной целью которого было завоевание прибалтийской чуди. Рядом с Чудским озером произошло основание города Юрьева (сейчас это эстонский Тарту).
Когда в 1035 году умер брат великого киевского князя Мстислав Тмутараканский, у которого в подчинении были восточные от реки Днепр земли, все государство оказалось в руках Ярослава Мудрого. При нем Киеву удалось присоединиться к крупнейшим европейским городам. Теперь сам Константинополь считал русскую столицу равной себе по значимости. Город оброс рынками и многочисленными церквями. В 1037 году было завершено возведение Софийского собора и Золотых ворот – парадного въезда в Киев. В это же время иностранные книги переписывались на русском языке. Простолюдинов учили писать и читать.
При Ярославе впервые появился русский по национальности киевский митрополит – писатель и государственный деятель Илларион. С этого времени князя на Руси стали называть на византийский манер царем.
Ярослав Мудрый активно развивал международные отношения. Представители крупнейших европейских королевских дворов хотели стать родственниками киевского царя, женой которого была шведская принцесса. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции, сестру – за короля Польши, а внучку – за императора Германии. Император Византии Константин Мономах выдал свою дочь замуж за сына великого киевского князя Всеволода, которого наградили прозвищем Мономах.
Русская православная церковь
Русская православная церковь получила своего митрополита, которого назначил константинопольский патриарх. В некоторых областях Руси появились епископы, руководившие сельскими и городскими священниками.
Церковь получала от своих прихожан «десятину» (1/10 часть от их общего дохода). Затем этот «налог» повысился, не меняя своего названия. Чуть позже у монастырей, епископов и митрополитов появились собственные крупные земельные наделы. В 11-м столетии была основана Киево-Печерская обитель. До нашествия на Русь монголов на территории государства действовало около восьмидесяти монастырей. Церковь имела право судить людей, совершивших антирелигиозные преступления, нарушивших семейные и нравственные нормы.
Позже церковь канонизировала князя Владимира, как святого и равноапостольного крестителя Руси.
«Правда Ярославичей»
После народных восстаний бояре и князья предприняли ответные действия. Они дополнили «Русскую Правду» статьями, после чего ее стали называть «Правдой Ярославичей». В ней говорилось о защите боярского и княжеского имущества и их вотчин с хоромами, домами, конюшнями и скотными дворами. Главным богатством вотчины считали землю, за нарушение межи которой полагался высокий штраф.
В «Правде Ярославичей» отменялась кровная месть и усиливалась разница в плате за убийство людей, относящихся к разным категориям. К самым «дорогим» из них относились княжеские подъездные, огнищане и старшие дружинники, а к самым «дешевым» — рабы и смерды.
Выбери ответ